Рыбный Мурман. 1965 г. Июнь.
ФрЛюОт-Ш л е д я н о м ш а я щ н р е ТРАЛЛОВО ГО 411 I?) w ■ w J L т г ш ш Было это в январе 1932 года. Работал мой траулер далеко от берега, на Гусиной банке. Рыба ловилась хорошо, ко морякам, де журившим на палубе, приходи лось несладко: мороз обжигал ли цо и руки, стеснял дыхание. От воды поднималась дымка, засти лавшая горизонт. Потом подул ветер, разметал туман и поднял волну. Но мы не прекращали ло ва. К тому времени у пас уже выработались навыки промысла в зимних условиях, и такая «ме лочь», как свежий ветер, никого не смущала. Вскоре разорвался трал, а чи нить трал на морозе не так-то просто. Не успели его вынуть из воды, как он замерз и стал, слов но каменный. Попробуй подсту питься к нему — все пальцы об ломаешь. И вот для таких случа ев у нас была всегда наготове го рячая вода, а для предохранения рук от холода мы изготовили но собственному рецепту из тавота и животного сала специальную мазь. Жиром смазывали и иглу с пряденом, чтобы она легко прохо дила в ячею. Благодаря такой предусмотрительности мы скоро ликвидировали повреждение и продолжали ловит!» рыбу, поды мая трал за тралом. А ветер между тем крепчал. Волны становились все больше и с остервенением били в корпус нашего судна. Эти удары отдава лись во всех помещениях. Метал лическая обшивка корпуса злове ще гудела. Шторм достиг 10—11 баллов. Подняв трал на борт, мы легли в дрейф. Ветер свистел в вантах, передвигаться на палубе стало трудно. «Только бы не об мерзнуть», — подумал я. Но пока температура не опускалась ниже минус 6°, этого можно было не опасаться. Из практики известно, что обледенение судна начинается только на этой грани, причем команда легко справляется с его ликвидацией. И лишь в том слу чае, когда мороз перешагнет за нальпых фонарей; в толстый ле дяной панцирь оделись надстройки и мостик. Положение становилось критическим: судно начало терять устойчивость, ложась то на пра вый борт, то па левый. Времена* ми казалось, что вот оно ляжет и уже не сможет подняться. Крен кон бы сложной ни была обста новка. Сохраняя спокойствие, все гда найдешь выход из положения. Эгот рейс, в котором мы так мно го пережили, окончательно разбил все доводы скептиков, доказав» что даже в самых трудных усло виях рыболовный траулер может доходил до 35—40°. Команда про- плавать в Баренцевом море, мо- должала лихорадочно работать, но стихия явно одолевала... «Выход* должен быть... Выход надо найти...», — настойчиво би лась в моей голове мысль. И чем серьезнее становилось положение корабля и команды, тем быстрее проносились передо мной десятки различных комбина ций, планов, проектов. Но ни одни из них в данных обстоятельствах не годился. Наконец, мне показа лось, что я нашел правильное ре шение и, не теряя времени, ско мандовал: жет успешно бороться со стихи ей. Остается добавить, что после нашего столь поучительного рей са дизельные траулеры были снабжены дополнительным балла стом и больше уже не рисковали перевернуться. С просторов бушующего океана мы вернулись умудренные опы том. Да, море сурово, зимой оно встречает моряка неласково, но надо учиться побеждать его, и тогс кто хорошо знает теедику кораб левождения, знает возможности — Качать воду в левый кафер- своего корабля, всегда выйдет по дам! Пока команда выполняла мое распоряжение, я успел его как следует обдумать и прийти к вы воду, что в данных условиях оно являлось единственно правиль ным. бедителем. «Теория сезонности» тралового промысла потерпела окончатель ное поражение. Открылись пер-' сиективы непрерывной работы траулеров. Но долго еще можно было по пальцам пересчитать ко- * Представитель старой гвардии наеьевич Бурков. ся, и скоро я заметил, что вода, захлестывавшая палубу, вытека ет через шпигаты не вся — часть ее остается в виде тонкого ледя ного панциря. Следующий вал на- промысловиков Дмитрий Афо нями, за которые держались мо ряки, скалывая лед. Без этого они не смогли бы устоять на палубе, так как она то поднималась, то уходила из-под ног. Некоторые Спустя 30 минут кафердам был рабли/ промышлявшие зимой ре гулярно. Это были траулеры «Ки ров», «Двина» да еще три-четы ре судна. А ведь траловый флот насчитывал десятки кораблей. Так обстояло дело до января 1936 года, когда траулер «Лебед-' ка» вышел в первый стахановский рейс. Экинаж этого корабля взял обязательство выловить в январе заполнен водой, и я развернул судно левым бортом к волне. Те перь траулер больше не крепил ся. Мы заставили стихию : рабо тать на себя. Кафердам,.. напол ненный водой, клонил судно на ветер, ветер же своей силой вы равнивал его, и оно держалось прямо. К тому* же волны .больше не перекатывались через борт, так столько рыбы, сколько добывали как судно неслось по воле с той же *скоростью, что. и ные валы. Прошло 10 часов, и ветер ращивает этот панцирь и т. д. Я привязали себя, чтобы можно бы- стихать. Тогда мы выкачали взглянул на термометр — он по казывал минус 16°. Тогда я ско мандовал: — Аврал! По железным трапам застучали ноги бегущих моряков, захлопали двери ка*ют и кубриков. Воору жившись пешнями, ломиками, ло патами, топорами, на палубе со брались все, кто был свободен от вахты. Они быстро протянули — 10°, положение становится более вдоль бортов леера и перекинули серьезным. от них добавочные концы к мачте ло работать обеими руками. Грохот от ударов ломов, топо ров и лопат слился с ревом бу шующего океана. Я развернул траулер носом на волну, дал ма шине небольшой ход, то есть сде лал все, чтобы на палубу попада ло как можно меньше воды. Но все было напрасно. Обледенение увеличивалось, и к 12 часам ночи корабль приобрел фантастический вид: ванты и штаги слились в сплошные глыбы льда, такие же А холод между тем усиливал- и лебедке. Леера служили поруч- глыбы образовались на месте сиг- ветра .подл етал воду из кафердама, развернули трау лер носом на волну и впдрь объ явили аврал; Опять застучали ло мы, пешни* и лопаты.. 18 чнерв, ие отдыхая ни минуты, скалывала команда лед, и все же ей;«е.уда лось полностью освободить судно от этого опасного полярцр%го на ряда. Борьба со льдом продолжа лась и во время перехода в порт и на стоянке. Трудный рейс научил нас мно гому и, прежде всего, тому, что никогда не следует теряться, ка- ее траулеры за летние рейсы, — . не меньше трехсот тонн! В этом стахановском рейсе был : использован весь опыт, накоплен ный траловым флотом за годы его существования: и опыт борьбы с -зкмиенгиеногодой, и способы удер-- жнвдться* на рыбном косяке во время шторма- Рейс увенчался ус пехом и приобрел широкую попу лярность. -В ту ; же зиму стали выходить в* стахановские рейсы все траулеры, и все они достав ляли в порт богатые уловы. рейсы траулеров пре- в нормальное, будиич- . Зимние вратились иое дело. Д. БУРКОВ, капитан. сз*сэясэвсг)1с=зисз1сэ1сэ1сэ1сэвсзшсэ1с=э1сэ1сзшсзисэ1сэ1сэ1сэ1сэасэв0всэясэисэасэяс1)асэ1сэ1сэясэ1сэясэщсэшс=)ис=)шс=>1сэвсэясэваш Облегчился труд людей Совершенствуется труд управленческого персонала. В последнее время па Кандалакшском механическом заводе появились новые счетные машины, пущена автоматическая телефонная станция, вве дены в эксплуатацию аппараты СК-1 и электрографический «Эра». Светокопировальный аппарат СК-1 позволил вести работу бес прерывно. Он действует по принципу моментальной съемки. Элект рографическая установка «Эра» дала, возможность снимать копии чертежей прямо с «белки». Ее производительность очень велика. Не плохо изучили «Эру» Галя Грищенко и Валя Белякова. Новый аппарат «ДОКУФО» производства Венгерской Народ ной Республики предназначен для снятия текстовых копии. Можно на нем копировать и чертежи. В управлении завода началось освоение венгерской установки. А. ВАНДИН. Дело добрых рук Люди скромны* профессий Море слабых не любит Случай, происшедший на на шем корабле, еще ра:? подчеркнул всю справедливость этой старин ной пословицы. Траулер «Гурзуф» вышел в очередной рейс, имея в составе экипажа четырех новичков. И од ним среди этих четырех был Сте пин Кругло. Двадцатисемилетний крепкий нарень. Добрый моряк будет, подумали мы, но нашим надеждам не суж дено было сбыться. Море «било» новичков. Но дру жеские советы товарищей помог ли им войти в форму. Первый день промысла, день напряжен ного труда. Вахты, нодвахты. Все выдержали, а Пругло сдал. Сна чала он устраивал «перекурил, а питом и вовсе перестал подавать рыбу, спина, говорит, устала. «Уто с. непривычки» — гово рили мы, — пройдет дня два- трк —•. и усталость замечать не будешь». Но ничего не.помогло. Он ока зался .слабовольным человеком. гРЫБНЬШ МУРМАН» Индекс 55654 Со следующей вахты Степан ушел, бросил товарищей. Снова беседовали с ним, подбадривали, советовали брать пример с таких же новичков, как он, но в ответ услышали: — Я ие могу так работать... Пришлось применить крайнюю меру — списать Кругло в пасса жиры и отправить с плавбазой в порт. На промысле, как известно, до рог каждый моряк. Но такие, как Степан Пругло, флоту не нужны. Мало того, что он оказался слабовольным челозеком и не смог перебороть себл. Он на флот пришел с нечистыми намерения ми — больше заработать, пе ут руждая себя. Рады, что еще один рвач полу чил хороший урок. Хочется пожелать работникам отдела кадров: объясняйте всем новичкам, что работа на про мысловом корабло — это не про гулка на лмке по реке, это тя желей Tn v В. I 1?Г* И ОВ, старший по- м п а "ч ача траулера «Г.. pi, ф*. Это было ровно три года тому назад. Валентина Дмитриевна Строганова хорошо помиит этот день. Именно тогда торжественно вручили ей значок «Отличник со ветской торговли». А. пекоторое время спустя коллектив работни ков столовой № 2 рыбного порта присвоил В. Д. Строгановой звание ударницы коммунисти ческого труда. Она трудится, ничем не выде ляясь среди других. Так же акку ратно приходит на работу, доб росовестно выполняет любые по ручения. Только в отличие от ос тальных вкладывает в непримет ную, но очень полюбившуюся ей работу тепло своей души, боль шой человеческой любви к лю дям. Шестнадцать лет назад Вален тина Строганова робко переступи ла порог столовой. Она вернулась тогда в Мурманск из эвакуации с маленьким сыном на руках. В суровые военные годы навсегда потеряла мужа. Очень трудным было начало еэ рабочей биогра фии. Валя пришла на кухню под собной работницей. Скромная, ве селая, она вскоре стала душой коллектива. Ее любили за отзыв чивый характер, исполнитель ность и трудолюбие. Старейшие работники столовой охотно дели лись с любознательной женщиной «сехретами» своего мастерства. Многому научилась у них Валя. И самое главное богатство, кото рое они передали своей ученипе, — любовь к профессии. В труде и заботах незаметно летело время. С годами накапли вались опыт, знания, приобрета лась сноровка. Валентина Дмит риевна успела освоить mho I’ o но вых специальностей. Она работа ла помощником повара, раздатчи цей, официанткой, кулинаром. Сейчас, пожалуй, трудно перечис лить все отделы и цехи столовой, где пришлось ей трудиться, под нимаясь по ступенькам трудовой лестницы. Она научилась ма стерски готовить различные блю да и деликатесы. Недаром самые сложные и трудные задания пер вой поручали выполнять именно ей. Сейчас Валентила Дмитриевна уже свыше восьми лет трудится мастером булочного цеха. Тыся чи штук всевозможных пирожков, растягаев, булочек и другой сдо бы елседкевно отправляет ее сме на в магазины, киоски, столовые. Булочный цех обслуживает более десяти торговых точек. Особенно много работы в предпраздничные и выходные дни. Ни на минуту не отходпт от мощных электропе чей Валентина Дмитриевна. Бес конечным потоком плывут из-под ее рук пышные, аппетитно под румяненные пироги. Пройдет не сколько часов, и ее искусные из делия украсят праздничные сто лы в каждой квартире города. Продукция, которую выпускает смена В. Д. Строгановой, никогда не требует контроля. Она всегда выполнена на отлично. Да иначе п не может быть. Ведь коллектив столовой-борется за звание пред приятия коммунистического тру да. «Люди должны уходить от нас только с хорошим настроени ем», — так думает каждый ра ботник столовой, таков девиз Ва лентины Дмитриевны. Большой трудовой путь прйп*а Строганова. Позади шестнадцать лет напряженной, самоотвержен ной работы. Я не ошиблась, именно самоотверженной. Пото му, что всего несколько лет назад пришли в столовую добрые по мощники людей — электромеха низмы. А до этого все приходи лось выполнять вручную. Честно и добросовестно, как подобает советскому труженику, человеку коммунистического зав тра, несет свою трудовую вахту мастер столовой Валентина Дмитриевна Строганова. Портрет этой скромной пожилой женщины помещен на Доске почета среда лучших людей нашего города. Среди тех, кто своим трудом вно сит достойную лепту в строитель ство на земле прекрасного буду щего. Если сегодня, как всегда, вы увидите на улицах города лотки с горячими, румяными пирожками, не проходите мимо, обязательно попробуйте. Ведь их очень забот ливо и любовно выпекала для вас ударница коммунистического труда, отличник торговли Вален тина Дмитриевна Строганова. J1. ХАБАРОВА. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. I wn *1In ирная прайда». Зак. 3386. ПН 04309.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz