Рыбный Мурман. 1965 г. Июнь.

ФрЛюОт-Ш л е д я н о м ш а я щ н р е ТРАЛЛОВО ГО 411 I?) w ■ w J L т г ш ш Было это в январе 1932 года. Работал мой траулер далеко от берега, на Гусиной банке. Рыба ловилась хорошо, ко морякам, де­ журившим на палубе, приходи­ лось несладко: мороз обжигал ли­ цо и руки, стеснял дыхание. От воды поднималась дымка, засти­ лавшая горизонт. Потом подул ветер, разметал туман и поднял волну. Но мы не прекращали ло­ ва. К тому времени у пас уже выработались навыки промысла в зимних условиях, и такая «ме­ лочь», как свежий ветер, никого не смущала. Вскоре разорвался трал, а чи­ нить трал на морозе не так-то просто. Не успели его вынуть из воды, как он замерз и стал, слов­ но каменный. Попробуй подсту­ питься к нему — все пальцы об­ ломаешь. И вот для таких случа­ ев у нас была всегда наготове го­ рячая вода, а для предохранения рук от холода мы изготовили но собственному рецепту из тавота и животного сала специальную мазь. Жиром смазывали и иглу с пряденом, чтобы она легко прохо­ дила в ячею. Благодаря такой предусмотрительности мы скоро ликвидировали повреждение и продолжали ловит!» рыбу, поды­ мая трал за тралом. А ветер между тем крепчал. Волны становились все больше и с остервенением били в корпус нашего судна. Эти удары отдава­ лись во всех помещениях. Метал­ лическая обшивка корпуса злове­ ще гудела. Шторм достиг 10—11 баллов. Подняв трал на борт, мы легли в дрейф. Ветер свистел в вантах, передвигаться на палубе стало трудно. «Только бы не об­ мерзнуть», — подумал я. Но пока температура не опускалась ниже минус 6°, этого можно было не опасаться. Из практики известно, что обледенение судна начинается только на этой грани, причем команда легко справляется с его ликвидацией. И лишь в том слу­ чае, когда мороз перешагнет за нальпых фонарей; в толстый ле­ дяной панцирь оделись надстройки и мостик. Положение становилось критическим: судно начало терять устойчивость, ложась то на пра­ вый борт, то па левый. Времена* ми казалось, что вот оно ляжет и уже не сможет подняться. Крен кон бы сложной ни была обста­ новка. Сохраняя спокойствие, все­ гда найдешь выход из положения. Эгот рейс, в котором мы так мно­ го пережили, окончательно разбил все доводы скептиков, доказав» что даже в самых трудных усло­ виях рыболовный траулер может доходил до 35—40°. Команда про- плавать в Баренцевом море, мо- должала лихорадочно работать, но стихия явно одолевала... «Выход* должен быть... Выход надо найти...», — настойчиво би­ лась в моей голове мысль. И чем серьезнее становилось положение корабля и команды, тем быстрее проносились передо мной десятки различных комбина­ ций, планов, проектов. Но ни одни из них в данных обстоятельствах не годился. Наконец, мне показа­ лось, что я нашел правильное ре­ шение и, не теряя времени, ско­ мандовал: жет успешно бороться со стихи­ ей. Остается добавить, что после нашего столь поучительного рей­ са дизельные траулеры были снабжены дополнительным балла­ стом и больше уже не рисковали перевернуться. С просторов бушующего океана мы вернулись умудренные опы­ том. Да, море сурово, зимой оно встречает моряка неласково, но надо учиться побеждать его, и тогс кто хорошо знает теедику кораб­ левождения, знает возможности — Качать воду в левый кафер- своего корабля, всегда выйдет по­ дам! Пока команда выполняла мое распоряжение, я успел его как следует обдумать и прийти к вы­ воду, что в данных условиях оно являлось единственно правиль­ ным. бедителем. «Теория сезонности» тралового промысла потерпела окончатель­ ное поражение. Открылись пер-' сиективы непрерывной работы траулеров. Но долго еще можно было по пальцам пересчитать ко- * Представитель старой гвардии наеьевич Бурков. ся, и скоро я заметил, что вода, захлестывавшая палубу, вытека­ ет через шпигаты не вся — часть ее остается в виде тонкого ледя­ ного панциря. Следующий вал на- промысловиков Дмитрий Афо­ нями, за которые держались мо­ ряки, скалывая лед. Без этого они не смогли бы устоять на палубе, так как она то поднималась, то уходила из-под ног. Некоторые Спустя 30 минут кафердам был рабли/ промышлявшие зимой ре­ гулярно. Это были траулеры «Ки­ ров», «Двина» да еще три-четы­ ре судна. А ведь траловый флот насчитывал десятки кораблей. Так обстояло дело до января 1936 года, когда траулер «Лебед-' ка» вышел в первый стахановский рейс. Экинаж этого корабля взял обязательство выловить в январе заполнен водой, и я развернул судно левым бортом к волне. Те­ перь траулер больше не крепил­ ся. Мы заставили стихию : рабо­ тать на себя. Кафердам,.. напол­ ненный водой, клонил судно на ветер, ветер же своей силой вы­ равнивал его, и оно держалось прямо. К тому* же волны .больше не перекатывались через борт, так столько рыбы, сколько добывали как судно неслось по воле с той же *скоростью, что. и ные валы. Прошло 10 часов, и ветер ращивает этот панцирь и т. д. Я привязали себя, чтобы можно бы- стихать. Тогда мы выкачали взглянул на термометр — он по­ казывал минус 16°. Тогда я ско­ мандовал: — Аврал! По железным трапам застучали ноги бегущих моряков, захлопали двери ка*ют и кубриков. Воору­ жившись пешнями, ломиками, ло­ патами, топорами, на палубе со­ брались все, кто был свободен от вахты. Они быстро протянули — 10°, положение становится более вдоль бортов леера и перекинули серьезным. от них добавочные концы к мачте ло работать обеими руками. Грохот от ударов ломов, топо­ ров и лопат слился с ревом бу­ шующего океана. Я развернул траулер носом на волну, дал ма­ шине небольшой ход, то есть сде­ лал все, чтобы на палубу попада­ ло как можно меньше воды. Но все было напрасно. Обледенение увеличивалось, и к 12 часам ночи корабль приобрел фантастический вид: ванты и штаги слились в сплошные глыбы льда, такие же А холод между тем усиливал- и лебедке. Леера служили поруч- глыбы образовались на месте сиг- ветра .подл­ етал воду из кафердама, развернули трау­ лер носом на волну и впдрь объ­ явили аврал; Опять застучали ло­ мы, пешни* и лопаты.. 18 чнерв, ие отдыхая ни минуты, скалывала команда лед, и все же ей;«е.уда­ лось полностью освободить судно от этого опасного полярцр%го на­ ряда. Борьба со льдом продолжа­ лась и во время перехода в порт и на стоянке. Трудный рейс научил нас мно­ гому и, прежде всего, тому, что никогда не следует теряться, ка- ее траулеры за летние рейсы, — . не меньше трехсот тонн! В этом стахановском рейсе был : использован весь опыт, накоплен­ ный траловым флотом за годы его существования: и опыт борьбы с -зкмиенгиеногодой, и способы удер-- жнвдться* на рыбном косяке во время шторма- Рейс увенчался ус­ пехом и приобрел широкую попу­ лярность. -В ту ; же зиму стали выходить в* стахановские рейсы все траулеры, и все они достав­ ляли в порт богатые уловы. рейсы траулеров пре- в нормальное, будиич- . Зимние вратились иое дело. Д. БУРКОВ, капитан. сз*сэясэвсг)1с=зисз1сэ1сэ1сэ1сэвсзшсэ1с=э1сэ1сзшсзисэ1сэ1сэ1сэ1сэасэв0всэясэисэасэяс1)асэ1сэ1сэясэ1сэясэщсэшс=)ис=)шс=>1сэвсэясэваш Облегчился труд людей Совершенствуется труд управленческого персонала. В последнее время па Кандалакшском механическом заводе появились новые счетные машины, пущена автоматическая телефонная станция, вве­ дены в эксплуатацию аппараты СК-1 и электрографический «Эра». Светокопировальный аппарат СК-1 позволил вести работу бес­ прерывно. Он действует по принципу моментальной съемки. Элект­ рографическая установка «Эра» дала, возможность снимать копии чертежей прямо с «белки». Ее производительность очень велика. Не­ плохо изучили «Эру» Галя Грищенко и Валя Белякова. Новый аппарат «ДОКУФО» производства Венгерской Народ­ ной Республики предназначен для снятия текстовых копии. Можно на нем копировать и чертежи. В управлении завода началось освоение венгерской установки. А. ВАНДИН. Дело добрых рук Люди скромны* профессий Море слабых не любит Случай, происшедший на на­ шем корабле, еще ра:? подчеркнул всю справедливость этой старин­ ной пословицы. Траулер «Гурзуф» вышел в очередной рейс, имея в составе экипажа четырех новичков. И од­ ним среди этих четырех был Сте­ пин Кругло. Двадцатисемилетний крепкий нарень. Добрый моряк будет, подумали мы, но нашим надеждам не суж­ дено было сбыться. Море «било» новичков. Но дру­ жеские советы товарищей помог­ ли им войти в форму. Первый день промысла, день напряжен­ ного труда. Вахты, нодвахты. Все выдержали, а Пругло сдал. Сна­ чала он устраивал «перекурил, а питом и вовсе перестал подавать рыбу, спина, говорит, устала. «Уто с. непривычки» — гово­ рили мы, — пройдет дня два- трк —•. и усталость замечать не будешь». Но ничего не.помогло. Он ока­ зался .слабовольным человеком. гРЫБНЬШ МУРМАН» Индекс 55654 Со следующей вахты Степан ушел, бросил товарищей. Снова беседовали с ним, подбадривали, советовали брать пример с таких же новичков, как он, но в ответ услышали: — Я ие могу так работать... Пришлось применить крайнюю меру — списать Кругло в пасса­ жиры и отправить с плавбазой в порт. На промысле, как известно, до­ рог каждый моряк. Но такие, как Степан Пругло, флоту не нужны. Мало того, что он оказался слабовольным челозеком и не смог перебороть себл. Он на флот пришел с нечистыми намерения­ ми — больше заработать, пе ут­ руждая себя. Рады, что еще один рвач полу­ чил хороший урок. Хочется пожелать работникам отдела кадров: объясняйте всем новичкам, что работа на про­ мысловом корабло — это не про­ гулка на лмке по реке, это тя­ желей Tn v В. I 1?Г* И ОВ, старший по- м п а "ч ача траулера «Г.. pi, ф*. Это было ровно три года тому назад. Валентина Дмитриевна Строганова хорошо помиит этот день. Именно тогда торжественно вручили ей значок «Отличник со­ ветской торговли». А. пекоторое время спустя коллектив работни­ ков столовой № 2 рыбного порта присвоил В. Д. Строгановой звание ударницы коммунисти­ ческого труда. Она трудится, ничем не выде­ ляясь среди других. Так же акку­ ратно приходит на работу, доб­ росовестно выполняет любые по­ ручения. Только в отличие от ос­ тальных вкладывает в непримет­ ную, но очень полюбившуюся ей работу тепло своей души, боль­ шой человеческой любви к лю­ дям. Шестнадцать лет назад Вален­ тина Строганова робко переступи­ ла порог столовой. Она вернулась тогда в Мурманск из эвакуации с маленьким сыном на руках. В суровые военные годы навсегда потеряла мужа. Очень трудным было начало еэ рабочей биогра­ фии. Валя пришла на кухню под­ собной работницей. Скромная, ве­ селая, она вскоре стала душой коллектива. Ее любили за отзыв­ чивый характер, исполнитель­ ность и трудолюбие. Старейшие работники столовой охотно дели­ лись с любознательной женщиной «сехретами» своего мастерства. Многому научилась у них Валя. И самое главное богатство, кото­ рое они передали своей ученипе, — любовь к профессии. В труде и заботах незаметно летело время. С годами накапли­ вались опыт, знания, приобрета­ лась сноровка. Валентина Дмит­ риевна успела освоить mho I’ o но­ вых специальностей. Она работа­ ла помощником повара, раздатчи­ цей, официанткой, кулинаром. Сейчас, пожалуй, трудно перечис­ лить все отделы и цехи столовой, где пришлось ей трудиться, под­ нимаясь по ступенькам трудовой лестницы. Она научилась ма­ стерски готовить различные блю­ да и деликатесы. Недаром самые сложные и трудные задания пер­ вой поручали выполнять именно ей. Сейчас Валентила Дмитриевна уже свыше восьми лет трудится мастером булочного цеха. Тыся­ чи штук всевозможных пирожков, растягаев, булочек и другой сдо­ бы елседкевно отправляет ее сме­ на в магазины, киоски, столовые. Булочный цех обслуживает более десяти торговых точек. Особенно много работы в предпраздничные и выходные дни. Ни на минуту не отходпт от мощных электропе­ чей Валентина Дмитриевна. Бес­ конечным потоком плывут из-под ее рук пышные, аппетитно под­ румяненные пироги. Пройдет не­ сколько часов, и ее искусные из­ делия украсят праздничные сто­ лы в каждой квартире города. Продукция, которую выпускает смена В. Д. Строгановой, никогда не требует контроля. Она всегда выполнена на отлично. Да иначе п не может быть. Ведь коллектив столовой-борется за звание пред­ приятия коммунистического тру­ да. «Люди должны уходить от нас только с хорошим настроени­ ем», — так думает каждый ра­ ботник столовой, таков девиз Ва­ лентины Дмитриевны. Большой трудовой путь прйп*а Строганова. Позади шестнадцать лет напряженной, самоотвержен­ ной работы. Я не ошиблась, именно самоотверженной. Пото­ му, что всего несколько лет назад пришли в столовую добрые по­ мощники людей — электромеха­ низмы. А до этого все приходи­ лось выполнять вручную. Честно и добросовестно, как подобает советскому труженику, человеку коммунистического зав­ тра, несет свою трудовую вахту мастер столовой Валентина Дмитриевна Строганова. Портрет этой скромной пожилой женщины помещен на Доске почета среда лучших людей нашего города. Среди тех, кто своим трудом вно­ сит достойную лепту в строитель­ ство на земле прекрасного буду­ щего. Если сегодня, как всегда, вы увидите на улицах города лотки с горячими, румяными пирожками, не проходите мимо, обязательно попробуйте. Ведь их очень забот­ ливо и любовно выпекала для вас ударница коммунистического труда, отличник торговли Вален­ тина Дмитриевна Строганова. J1. ХАБАРОВА. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. I wn *1In ирная прайда». Зак. 3386. ПН 04309.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz