Рыбный Мурман. 1965 г. Июль.
•чг. -Ч-* V* ОПЫТ ПЕРЕДОВИКОВ-ВСЕМ! с Е Г ОД1 Я - СЛОВ о МОР Я К АИ :лп ‘■ К О С М О С » Личным примером и убеждением н А БМ РТ «Космос» крепкая н сплоченная парторганизация. Руководил ею в период минувшего рейса, который длил ся 145 дней, молодой коммунист, заместитель секретаря парт организации матрос Борис Максимович Жуков. Возглавляя соревнование, коммунисты на всех решающих участках дейст вовали личным примером и убеждением. Об этом и рассказал иа встрече в редакции помполит траулера И ВАН С Т ЕП АНО ВИ Ч синицин. ,★ ★ * ...Наш экипаж находился в открытом океане 145 дней. Рядом с нами в группе «Космоса» на Джорджес-банке промышляли большие мороаильные траулеры «Душанбе», «Планета», «Трал- флот», «Комета» — целый отряд плавучих заводов. Руководил промыслом опытный специалист, капитан дальнего плавания Федор Федорович Низ- гирев: Ежедневно в 11 часов •35 минут но радио промысловики держали совет, обобщали опыт, выявляли резервы. Коллективная забота «стотысячников» о выпол нении социалистических обяза тельств приносила положительные результаты каждому экипажу. Наш коллектив, например, в сред нем в сутки укладывал в трюм но 40 - 45 тонн рыбы. И так ежед невно на протяжении четырех с половиной месяцев. Чтобы изо дня в день трудить ся с таким напряжением, нужны высокая собранность, мужество и крепкая моряцкая закалка. В этой сложной обстановке с особой силой развернулись лучшие каче- стиа наших коммунистов. На всех решающих участках они проявля ли себя личным примером и убеждением. Мастером по добыче рыбы на траулере работает коммунист Виктор Иванович Кам;шн. Чело век он бывалый, не первый день на промысле. Но, видимо, и он не представлял себе всех трудно стей. Ведь за время рейса пред стояло взять около GO тысяч центнеров рыбы, на палубе обра ботать, пропустить через цехи фабрики, чтобы разделать на раз личные виды продукции и уло жить в трюмы. Вез хороших ору дий лова ничего на промысле не сделаешь. Виктор Иванович Кам- зин душой болеет за свое дело. Если нужно — не доспит, ото рвет от отдыха время, а снаряже ние приведет в наилучший поря док. К этому он приучил и всех своих помощников ~ матросов. Внимательным учеником мастера стал комсомолец Иван Майборода. Он стал правой рукой мастера, прислушивался к его добрым со ветам, четко и оперативно выпол нял распоряжения. На полтора месяца до оконча ния рейса экипаж остался без второго мастера по добыче рыбы. Как быть? Коммунист тов. Кам зин порекомендовал командова нию судна назначить на этот пост комсомольца Ивана Майбороду: «Волевой моряк, с крепкой хо зяйской хваткой. Дело у него пойдет». Так было и решено. Молодой мастер энергично включился в работу, он появлял ся там, где труднее. Добыча рыбы нарастала. Казалось, все хорошо. Но коммунист Виктор Иванович Камзин не выпускал из своего поля зрения своего питомца. Он лучше других понимал, что на И С. СИНИЦИН промысле мастеру но добыче од ного старания мало. Если он лич но сам будет браться за все —• удачи не ожидай. Мастер, рабо тая с полной отдачей сил, должен быть организатором на добыче и разделке рыбы, уметь обеспечить высокую трудовую активность коллектива смены. Этого как раз и не хватало молодому мастеру. Коммунист тов. Камзин, шефствуя над ним, практически подсказы вал, как надо организовывать дело. Экипаж траулера любит и ува жает опытного матроса коммуни ста Василия Федоровича Ривенко. В рейсе он подготовился к сдаче экзаменов для поступления в ВУЗ. Но профессии Василий Фе дорович — рулевой. Про него мо ряки говорят: «Наш рулевой — видит горизонт». В коллективе коммунист тов. Ривенко скромный и внешне ни чем не выделяется среди других, а на промысле — он настоящий герой, до мельчайших подробно стей знающий свое дело. Когда за штурвалом стоит коммунист Ва силин Федорович Ривенко, можно быть уверенным в успехе. Он не даст ни одного лишнего движения кораблю, не потеряет ни минуты драгоценного времени. Он видит и чувствует всю обстановку: пра вильно ли поставлен мешок тра ла, ведет траулер с учетом ветра. И не только этому учатся мо ряки у коммуниста тов. Ривенко. В условиях промысла он умеет образцово организовать свой быт. Каюте, в которой живет тов. Ри венко, за чистоту и опрятность присужден переходящий вымпел. Коммунисты палубной команды тт. Камзин и Ривенко — люди с неиссякаемой энергией. Кончи лась трудная вахта, теперь бы отдохнуть, но смотришь — они уже опять среди моряков. Мастер и рулевой — агитаторы. Один рассказывает о событиях. дня в нашей стране и за рубежом,- дру гой — знакомит с итогами добы чи рыбы. На большом морозильном тра улере типа «Космос» фабрика яв ляется центром производства рыбной продукции. Коллектив возглавляет опытный технолог Валентин Антонович Извеков. И на зтом участке тон в соревнова нии задают коммунисты. Борясь за сто тысяч центнеров рыбы в завершающем году семилетки, моряки траулера поставили перед собой задачу — сдавать продук цию высокого качества. Это дви жение возглавил мастер но обра ботке рыбы ударник коммуни стического труда коммунист Кон стантин Павлович Леднев. Он ру ководил на фабрике второй вах той. В рейсе зарекомендовал себя умелым организатором. В прош лом тов. Леднев — офицер Со ветской Армии. Привыкший сам к четкой дисциплине и исполни тельности, эти черты комму нист тов. Леднев воспитывает и в своем коллективе. Качество рыбной продукции начинается с улова. Вместе с ры бой трал захватывает камешки и ракушки. Вог тут и нужен хо зяйский глаз, чтобы никакая примесь не попала в обработан ную рыбу. За этим следят мастер по обработке, матросы тт. Шуми лов и Александров. Если день солнечный — рыба на палубе вялится. Этого допускать нельзя — понизится ее качество. Чтобы этого не произошло, мастер ставит брезентовый тент. Упаковка рыбы — завершаю щая операция, от того, кто ее выполняет, зависит многое. Не внимательный человек подведет весь коллектив, после него не оберешься пересортицы. На упа ковку мы выделили матроса ком муниста Бориса Максимовича Жукова. Его отличают хорошие качества — внимательность и аккуратность. К этому он приу чил и своего непосредственного помощника комсомольца Олега Савченко. Результат соревнования вахт по рыбной фабрике таков: вахта коммуниста тов. Леднева завое вала первое место. В длительном рейсе коммуни сты, преодолевая трудности, вы держали все испытания. С пер вого дня промысла и до прихода в родной порт они были душой соревнования корабля-«стотысяч- иика», партийным словом вдох новляли моряков на трудовые дела. К О Л Л Е К Т И В нашего корабля включился в борьбу за вылов 100 тысяч центнеров рыбы. Это очень большое и ответственное дело. Чтобы решить его, от каждого из нас требуется максимум усилии и знаний в эксплуатации механизмов и в повседневной4 трудовой жизни. Отдавая себе полный отчет, члены машинной команды еще лучше и добросовестнее относятся к своему делу. За короткое время была проделана большая работа по профи лактике механизмов: перебрали питательные средства котла, кла паны осушительной системы, воздушный компрессор 1. Когда осмотрели его рамовые подшипники, оказалось, что они к даль нейшей эксплуатации непригодны. Пришлось самим изготавливать Я с н о с т ь цели В. ЛЬВОВ, старший механик .. • •• ; • . * • ** I новые втулки и заливать их баббитом. Временный выход из ст||оя воздушного компрессора не отразился на работе рыбофабрики, воз дух подавался регулярно. Проведен профилактический осмотр ре дукторов всех грузовых лебедок, морозильных тележек и транс портеров рыбофабрики, перебран с частичной заменой деталей «Ам миачный компрессор, перебрали и почистили масляные холодиль ники всех вспомогательных двигателей. Хотелось бы, чтобы и на береговых ремонтных предприятиях так же честно относились к своему делу. Перед B i.i ходом в рейс у нас была сделана чистка главного двигателя судоремонтниками завода AS I , на что был выдан rap, н- тийный паспорт. Этот документ мне, старшему механику, было очень прия но держать в руках, так как он вселял уверенность, что ремонт про изведен доброкачественно. Но радость оказалась преждевременной. Сразу же по выходе судна из залива, как только дали двигателю полную нагрузку, из-под крышки восьмого цилиндра стали проры ваться выхлопные газы. При осмотре выяснилось, что три гайки крепления крышки были не завернуты и свободно отворачивались рукой. После этого обнаружилась ненормальная работа клапанов П Е Р Е Д О В И К И «КОСМОСА» : (Слева направо) рыбообработчик Тимофей Андреевич Г А Л И Ц К И Й , рыбообработчик Николай Федорович С К А Ч КО В , матрос Борис Мак симович Ж У К О В , матрос Анатолий Петрович Ш Е В Е Л Е В , матрос Иван Никитович М АЙ БО РОДА , начальник радиостанции Александр Егорович Б А Б И Ч Е В . Ни минуты простоя В. КАМЗИН, мастер по добыче рыбы ПРОМЫСЛУ начали готовиться еще па переходе. Скомбиниро вали и промерили ваера, отремонтировали старые траловые мешки, приготовили два новых, вооружили запасной трал. Работать поначалу пришлось у Лабрадора. Было очень холод но, грунты тяжелые. Не успевали трал вытащить из воды, как он покрывался коркой льда. Чтобы можно было заниматься чинкой, поливали рваные места трала водой. Понятно, зная о таких услови ях, желающих работать на палубе было немного. И все же смельча ки нашлись, хотя половина из них новички. СОРЕВНОВАНИЕ „СТОТЫСЯЧНИКОВ а продувки цилиндров. Оказалось, что некоторые пакеты клапанов не зажаты и болты не зашплинтованы, пришлось обжимать все бол ты и ставить недостающие шплинты. • При замене форсунок обнаружили попадание воды в цилиндр Л! б через смазочный штуцер. Втулка цилиндра поднималась ра бочими завода для устранения подтекания, и когда она устанавлива лась на место, смазочный штуцер был поставлен без прокладки, и вода свободно попадала в цилиндр из здрубашечного пространства/. После таких случаев можно потерять веру в гарантийный паспорт. Создается впечатление, что рабочие этой бригады не дорожат че—. стью заводской марки и гарантийного паспорта. Чтобы правильно эксплуатировать механизмы, необходимо пос тоянное совершенствование знаний. У нас организована учеба не посредственно на рабочих местах. Как показала практика, такой метод учебы наиболее целесообразен. В машинной команде есть товарищи, которые стремятся изучить вторые специальности и соответственно получить удостоверевие. Моторист Василий Самусин сейчас работает рефрижераторным ма шинистом. Рефрижераторный машинист Дмитрий Амелин сдал тех минимум иа судового электрика, котельной машинист тов. Лякии готовится сдать экзамены на моториста. Кроме этих товарищей, го товятся получить техническую специальность матросы тт. Блинов и Куколев. Так заранее для своего корабля мы готовим кадры. Важно то, что каждый понимает всю серьезность поставленной задачи и своим скромным трудом способствует быстрейшему выпол нению плана и взятых высоких обязательств. П Е Р Е Д О В И К И « К О С М О С А » : (С л е в а напра в о ) , за в . бельевой Л и д и я А л е к с ан д р о вн а М И Т - Р О Щ К И 1 1 А , моторист Алексапд-р П а в л о в и ч Т О К А Р Е В , м а тро сы А р кад ии А л е к с ан д р о ви ч Т У М И - Л О В И Ч , А л е к сан д р М а т в е е в и ч Т И Т О В и Ю рий П е тр о ви ч Ш И Б А Е В , мастер по обр або тке рыбы К о н с т ан ти н П а в л о в и ч Л Е Д Н Е В , Забегая вперед, можно сказать, что из-за палубной команды не имели ни одной минуты простоя. Когда судно шло в ремонт, по ошибке или по бесхозяйственности, годные к работе тралы отдел снабжения списал как утилевые. От этого за экипажем числился перерасход сегематериалов. Своим старанием и умением добились того, что в этом рейсе покрыли перерасход и даже добились эко номии. В конце промысла у нас резко снизились уловы. Связались по радио с другим судном. Нам порекомендовали рымы траловых до сок поставить для лова на больших глубинах. Действительно, когда мы это сделали, работа наладилась. Уловы доходили до 25 тонн за траление. Чтобы не упустить его, ставили на Траловые мешки •стальные топенанты, а сверху такую же пожилину. Кроме того, для прочности но всей длине мешка крепили до одиннадцати попереч ных ножилин из геркулеса диаметром 26 мм. Промер ваеров производили при подъеме трала. Один матрос стоял за поворотным ролииом, другой — у шахты элеватора. Ногда проходила мариа, они натягивали 25-метровый тросии, делали от метку белилами, а ваера продолжали выбирать дальше. При подхо де отметки и элеватору вновь прииладывали тросии и потом уста навливали разницу. На промер 1800 метров ваеров уходило пол часа, тогда иаи обычным способом — не менее полутора часов. За рейс сэкономили время не на одно траление, а значит, смогли вы ловить дополнительно сотни центнеров рыбы. Хочется отметить такую деталь. Марии на ваерах мы делали из иапронового наната. Они выдержали в течение всего рейса. Это должно стать достоянием всех эиипажей. Спуск — подъем трала вместе с дележкой рыбы производили за 37 минут, тогда как но нормативу без дележки отводится 42 мину ты. Когда случались задержки, матросы сами тут же выясняли при чины, а потом шли уже к мастерам но добыче: Приходилось подска зывать, учить, как нужно делать лучше. Вот, например, у матроса Анатолия Шевелева, работавшего на нравом борту первым номером, при подъеме трала часто соскакивали лапки с колец переходного конца. Он говорил, что всему виной слабый гачок, но когда заме нили его, задержки все равно продолжались. А ларчик просто отк рывался, как говорится. Нужно было просто-напросто поддерживать ланки до их натяжения. Быстрому спуску — подъему трала способствовал и ряд рацио нализаторских предложений, внедренных на нашем судне старшим мастером но добыче рыбы II. Г. Высоцким. Раньше двухзвенное кольцо крепилось к переходному концу на чекеле. В результате при отключении лапок досок и дальнейшем подъеме трала они зак ручивались. Уходило до 10 минут на устранение заедания. Высоц кий предложил вставить лапку длиной полтора метра между пере ходным концом и кабелем. В нее вростили ушко от ваерного верт люга и потом надели двухзвенное кольцо. Этим полностью избега-* лось закручивание ланок. Далее, для того, чтобы при спуске трала набросить кабель на ролик, нужно было остановить весь процесс спуска. Матросы цепля ли 9-метровую оттяжку с гачком за кольцо кабеля и только потом продолжали травление. Это было самым уязвимым местом. Мы реши ли поставить леер от промерочного ролика до кормового клюза и за него прикрепили стальной конец длиной 1,7 метра с лентр-гаком. Останавливать лебедку больше не приходилось, а требовалось чуть замедлить ее ход. Кроме того, отдавать нентр-гак было намного лег че, да и времени уходило гораздо меньше. Прошедший рейс был особенным. Люди трудились с большим старанием, энтузиазмом. Хороню было поставлено соревнование. Используя передовые методы В. ИЗВЕКОВ, технолог f J T O тысяч центнеров рыбы в сырце — реальная возмож ность для больших морозильных траулеров. Это видно на примере работы нашего экипажа. Сейчас нам осталось добыть примерно 32 тысячи центнеров, а впереди ещо 3,5 месяца работы. В про шлом рейсе за это время мы вы работали 30 тысяч центнеров готовой продукции. Ясно, что со своим обязательством справимся. Перед выходом на промысел наша команда состояла почти на половину из новичков. За время перехода провели ряд организа ционных мероприятий, сделали все, чтобы к промыслу быть гото выми во всеоружии: проверили и приготовили шкорочныо ножи, так как шли в район Лабрадора, где ловилась треска, выправили противни, расставили людей по их умению и опыту. Первые дни работы были не удачными. Сказалась неопытность команды, к тому же промысло вая обстановка сложилась небла гоприятно. Но когда перешли на лов хека, стали за сутки уклады вать но 50— 63 тонны готовой продукции. Это рекорд для мо ряков больших морозильных тра улеров польской постройки. Чем он достигнут? Обычно и тележку можно за грузить 484 килограмма рыбы. Так было и есть на всех БМРТ. Мы же добавили в каждую те лежку по четыре противня и этим увеличили ее вместимость до 528 иилограммов. Нетрудно подсчи тать, сколько тонн рыбы мы мо гли заморозить дополнительно. В среднем в сутии вынатывали по 100 тележеи, значит, суточная выработка равнялась 52г8 тон ны, а при обычном способе— толь ко 48,4 тонны, то есть на 4,4 тон- . ны меньше. В некоторые дни мо розили по 115— 120 тележек с рыбой. При этом расход холода был почти таким же, как и при обычном способе. Увеличенный объем заморозки не созывался на качестве про дукции. Температура тела рыбы после выкатки ее из морозильных камер равнялась 8 градусам. Укладывали сразу в три трюма. Если, например, первая смена ра ботала в первом, то другая — во втором. Резерв же оставался по четыре часа свободным, а потом работы переносились гуда. Этим достигалось равномерное распре деление не дошедшей до опреде ленной температуры рыбы. В каждом трюме установлены самодельные вентиляторы. За счет этого удавалось вентилиро вать теплый воздух, температура тела рыбы понижалась до 14 гра дусов. Кроме того, на высокие площадки в нервом и втором трю мах рыбу, упакованную в фин скую тару, укладывали ребром. Этим избегали ее деформации. При работе вентиляторов на рассольные, трубы трюмов садит ся снеговая шуба. Систематиче ски сметая ее полностью и по рядам, поддерживали температу ру н трюме в пределах 20— 22 градусов. Оттайну морозильных иамер производили тоже не сов сем обычно. Если раньше оттуда вынатывали тележни с рыбой, то теперь оттайну решили делать вместе с ней. Эффект получился значительный. Выработиа про дукции в эти сутии хоть и умень шилась, но не на 4— 5 тонн, как прежде, а на 1,5— 2 тонны. Коллектив рыбной фабрики бо рется за выпуск продукции без рекламаций. За прошедшие два рейса рекламаций на судно не по ступило, а также не было ника ких претензий и нам от приемни ков плавучих баз. Всю рыбу сда ем первым сортом, оформление согласно ГОСТам. Однако это не точное определе ние качества такой рыбы, как хек. Хек малоценен в пищевом отношении, но мы вынуждены его ловить, так как концентрации его более обильны и устойчивы. Мы хорошо понимаем, что поку патель ждет от нас вкусной и ценной для нищи продукции. В этом заинтересованы и мы сами. К примеру, экипаж БМРТ «Сал тыков-Щедрин» занимал лервог место но вылову рыбы, а моряки «Гоголя», хотя и не входили в число передовых, по добились хороших экономических показа телей за счет того, что ловили треску. А из нее, все знают, мо жно вырабатывать филе, консер вы, жир, муку. В результате и заработок у моряков этого судна был выше н потребитель остался доволен. Мы, повторяю, за вылов более ценной в пищевом отношении ры бы. Но изученные промысловые районы или не располагают цен ными породами рыб, или неблаго приятны для промысла. А такие, где ловится скан или баттерфиш, малоизвестны. По сути дела, и поведение этих пород еще не изу чено. Рыбаки ждут от ПИНРО, промысловой разведки изучения новых районов лова. Организация труда— большое дело Т Т ЕРЕХОД к месту промысла был большой. Готовили тра лы, глазировочное место, шкероч- ные ножи, пики, лопаты. Занима лись покрасочными работами. В свободное время в салоне команды помполит И. С. Синицин прово дил с нами беседы на междуна родные темы, работали кружки политического просвещения. За меститель секретаря парторгани зации матрос Борис Жуков вел занятия но изучению Уста ва и Программы КПСС. Можно сказать, к промыслу бы&и готовы не только с производственной сто роны, но и идейно. Сначала ловили окуня. Уловы были хорошими, и это вселяло надежду. Но потом промысловая обстановка ухудшилась. Дело по правилось, когда перешли на хек. Сырьевая база не ограничивала суточную выработку. Все зависе ло от нас, от нашего умения и старания. В. рейс вышло много новичков. Еще раньше познако- А. ТУМИНОВИЧ, В. СИТНИК, матросы- рыбообработчики. мили их с рабочими местами, по делились опытом. Теперь требо валось правильно расставить лю дей. Ведь один хорошо мог взве шивать, другой — расфасовы вать. Надо отдать должное масте ру но обработке рыбы Констан тину Павловичу Ледневу. Благодаря правильной органи зации груда мы смогли за сутки укладывать в трюм по 50— 63 тонны рыбы. Конечно, это было нелегко. Иногда в один проти вень попадало до шести экземпля ров других рыб, и наша задача заключалась в том, чтобы не до пустить пересортицы. Четкой работе помогла та под готовка к промыслу, которую провели на переходе. Еще тогда мы заблаговременно удлинили расфасовочный ящик, который предназначен на тресковые поро ды и был мал при лове хека. На собраниях своей смены об суждали недостатки, говорили о том, что мешает в работе. В част ности, мы просили мехапика-на- ладчика снять шкуросъемочную машину. Эта операция вс требо вала большого труда, и потом ма шину можно было установить на место. Все равно она не требова лась при лове хека, а мешала сильно. Обидно, что нам не по шли навстречу. На разгрузку рыбы на базу становились все, не считаясь с должностью. Рядом с нами рабо тали механики, штурманы, кам- бузные работники. Поэтому мы и смогли за короткое время сдать два раза по 400 тонн, а третий — полный груз. Задержки по на шей вине не было, а вот моряки с базы не справлялись. Пришлось им помогать. Это было в наших интересах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz