Рыбный Мурман. 1965 г. Июль.

О ТОМ, ЧТО НА СЕРДЦЕ НАБОЛЕЛО ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВО Р Пусть будет выгодно и государству и потребителю Мы часто говорим о росте пот­ ребностей в предметах потребле­ ния. И, к сожалению, этот рост как бы представляем только ко­ личественно, арифметически: в прошлом году на душу населения иришлоеь столько-то рыбы, в этом году будет столько-то и т. д. с нарастающим итогом. Но при этом забываем, что рост потреб­ ности, особенно сейчас и в после­ дующие годы, в данном случае в рыбе, выразится в повышении требовательности покупателей к ассортименту и качеству продук­ ции. Поэтому в основу пере­ стройки работы рыбной промыш­ ленности в целом, и добывающих, обрабатывающих флотов и судов в частности, должны лечь рас­ ширение ассортимента, повыше­ ние качества, снижение себесто­ имости и розничных цен на рыбо- «родукцим. Только при такой пе­ рестройке можно осуществить за­ дачу — давать продукцию, вы­ годную для государства и для потребителя. В целом так и ста­ вит вопрос Государственный ко­ митет по рыбному хозяйству. И такую постановку вопроса нужно приветствовать. Сегодня особенно важно наме­ тить пути перестройки рыбной промышленности на основе глу­ бокого научного анализа. На мой взгляд, прежде всего необходимо решительно повысить руководя­ щую, организующую и мобилизу­ ющую роль плана как в рыбной промышленности в целом, так и в добывающих и обрабатывающих флотах, на судах, предприятиях. Шире пользоваться экономиче­ скими рычагами управления. Для примера возьмем рефри­ жераторный и приемо-траиспорт­ или флот «Севрыбхолодф.тота». Уже первые месяцы работы по­ казали, что организация приемо­ транспортного и рефрижераторно­ го флота, специализация судов иа •решение отдельных, присущих им задач, практически целесообразна и экономически выгодна. К тому же флот растет не по дням, а по часам, за счет ввода в строй все новых судов. Но пока еще мало внимания обращается на отработ­ ку взаимодействия этого флота с добывающими предприятиями на заранее продуманных, экономиче­ ски взаимовыгодных, регламенти­ рованных мощностями и емкостя­ ми условиях. А работа экипажей -судов оценивается в основном центнерами вывезенной рыбы. Хуже того, на мой взгляд, допу­ щена ошибка при определении функции взаимоответственности «Севрыбхолодфлота» и добываю­ щих флотов. Сейчас управление нашего флота не просто принимает гото­ вую рыбопродукцию в районах промысла к транспортировке, но и покупает ее для дальнейшей реализации через «Севрыбсбыт». А если присмотреться вниматель­ но к делу реализации, то «Сев- рмбебыт» выступает лишь в роли ирисмотрщика, а «Севрыбхолод- флот» — сбытовика, на основе тех нарядов, которые получает «Севрыбсбыт». К чему это ведет, можно увидеть на примере второ­ го квартала. Добывающие флоты выловили, изготовили готовую продукцию или полуфабрикат и сбыли управлению «Севрыбхолод- флот». Его корабли рыбу доста­ вили в порт и... стали реализо­ вать. Но нарядов не оказалось, и рыба осталась у «Севрыбхолод­ флота». Всем, кажется, хорошо, только плохо «Севрыбхолодфло- ту».* Сторонники такой системы приводят много доводов, но толь­ ко не экономических. Экономиче­ ских не только в деньгах, но и вообще. Но существу такая систе­ ма как бы направлена на то, что­ бы создать условия добывающему флоту, добыть больше рыбы. Ведь посредством реализации товаров выявляется, в какой мере производство соответствует пот­ ребностям людей. А кто, если не сбытовые органы (если они, ко­ нечно, сбытовые), может, лучше чувствовать потребности через ре­ ализацию продукции? Никто. По­ том, как не оберегай добывающие флоты, в конечном итоге, все не­ достатки выявятся в чрезмерных убытках. Не лучше ли будет, если добы­ вающие флоты свою продукцию реализуют сами через сбытовые органы? По-моему, лучше, хотя бы потому, что любые затруднения добытчики почувствовали бы са­ ми сразу и соответственно пере­ страивали свою работу. Хочешь- не хочешь, а добывай и делай такую продукцию из той рыбы, которая пользуется наибольшим спросом. От этого было бы намно­ го легче всем. На мой взгляд, «Севрыбхолод- флот» может и должен покупать только ту часть сырца и полу­ фабриката, которую он перераба­ тывает на своих судах. Остальная часть должна идти транзитом или в «Севрыбсбыт» или на рыбоком­ бинат. Тем не менее, при сложив­ шейся обстановке в реализации рыбопродукции в этом году по­ спешных выводов делать нельзя. Необходимо более глубоко изу­ чить спрос населения иа рыбото­ вары. Н, кроме того, учесть, что немалая беда пока еще и в том, что как у предприятий системы главка, так и. у торгующих орга­ низаций чрезмерно малы берего­ вые холодильные емкости. Мне кажется, что сейчас наиболее ва­ жен не столько рост флота за счет новых добывающих, транспорт­ ных и перерабатывающих судов, сколько подтягивание береговых мощностей но ремонту, обработке судов, хранению рыбопродукции и т. д. В то же время необходимо бо­ лее рационально использовать те суда, которые у нас есть, доби­ ваясь роста добычи рыбы за счет их лучшего использования. Умело сочетать материальные и моральные стимулы Наряду с другими действитель­ но важным является вопрос о сяижении себестоимости рыбопро­ дукции. Его решить можно тем быстрее, чем скорее мы откажем­ ся от порочной практики выкола­ чивания центнеров рыбы любой ценой. В докладе тов. Гайдукова па Всесоюзном совещании работ­ ников рыбной промышленности перечисляются такие источники: внедрение новой техники, меха­ низация трудоемких процессов по добыче, обработке и транспорти­ ровке рыбы. Это неоспоримо. Не при этом следовало бы иметь в виду такие вопросы, как внедрение прогрес­ сивных методов и приемов орга­ низации производства, умелое сочетание экономических и мора- ральных стимулов, и за счет это­ го значительно повысить произво­ дительность труда. На мой взгляд, в этих вопросах допускается не­ мало упрощений и упущений. Приведу несколько примеров. По установившейся практике, транспортные суда управления «Севрыбхолодфлот» для приема (покупки) рыбопродукции (гото­ вой) возят туда и обратно «ры­ бообработчиков», то есть грузчи­ ков, технолога и двух рыбмасте- ров. На плавбазе «Печеига», на­ пример, их число достигает 46 человек с фондом зарплаты (ме­ сячные оклады плюс районный коэффициент) 3658 рублей 50 ко­ пеек, что составляет 35 процен­ тов от фонда зарплаты всей команды. Всем известна организация грузовых операций в море. БМГТ становится у борта. Команда тра­ улера выгружает рыбопродукцию из своего трюма. Рыбообработчи­ ки загружают ее в трюмы плавба­ зы. Из 45— 50 суток рейсооборо- та судов типа «Неченга» эти 46 человек полезным трудом заняты лишь 10— 15 дней. Остальное время уходит на переходы и меж­ дурейсовую стоянку. Экономично? Нет. Накладно? Да! Слов нет, эти производствен­ ные команды работают прекрасно. Но... такая организация в целом не отвечает требованиям сниже­ ния себестоимости грузоперево­ зок. Есть ли выход? Есть. Эм при­ влечение команд БМРТ к грузо­ вым операциям не только на сво­ ем судне, но и на транспортных. Выгодно ли? Да. Ибо это прямой путь к снижению себестоимости. И, кроме того, целесообразность увеличения времени нахождения БМРТ на промысле, особенно в периоды менее благоприятной промысловой обстановки, нали­ цо. Только нужно менять коман­ ды промысловиков. Нужно их во­ зить туда и обратно. Вот возить- то пока и не на чем. А есяи со всех транспортных судов снять производственные- команды, то при существующем количестве транспортных рефрижераторов можно было бы обеспечить смен­ ными командами ие менее 10— 13 БМРТ в течение года. И тут есть экономическая и практическая целесообразность. За чем же де­ ло? Дело только за организаци­ онным решением этого вопроса, за главком «Севрыба». Газета «Полярная правда» уже выступала в передовой статье по этому поводу, где отмечала, что необходимо установить сдель­ ные расценки для членов экипа­ жа добывающих судов, участвую­ щих в загрузке трюмов транс­ портных судов. Этого мало. Необ­ ходимо вменить в обязанность командам БМРТ грузовые опера­ ции, заложить их в комплексные расценки по выработке готовой продукции и учитывать выработ­ ку готовой продукции не по тому, сколько се в трюмах, а по тому, сколько перегрузят на транспорт­ ные суда. Тогда все встанет на место. Разве нет прямого смысла для команд БМРТ снизить себестои­ мость рыбопродукции? Разве расходы по транспортировке не только рыбы на плавбазах, но и людей не ложатся на себестои­ мость ими же выработанной про­ дукции? Конечно, ложатся. Но надо сделать так, чтобы промыс­ ловики были и материально заин­ тересованы в грузовых операци­ ях. Пусть они получат то, что сегодня уходит на оплату рыбооб­ работчиков плавбаз, и даже боль­ ше. И тогда государство будет иметь огромную экономию средств за счет сокращения штатов на транспортных рефрижераторах. У нас на флоте все еще отсут­ ствуют технически обоснованные нормы. Укоренился упрощенче­ ский подход к системам оплаты труда и мерам материального по­ ощрения. И это все нашему фло­ ту досталось в наследство от до­ бывающих флотов. Интересен та­ кой факт: пока транспортные су­ да, производственные рефрижера­ торы находились у тралфлота, та­ кие нормы, как 136 тонн средне­ суточной приемки рыбы но судам типа «Айвазовский» и среднесу­ точная корозка 55 тонн по судам типа «Даурия» и 30 тонн — ти­ па «В. Беринг», считались нормальными. А когда эти суда перешли в «Севрыбхолодфлот», даже 200 тони среднесуточной приемки, 60 и 35 тонн суточной морезки уже стали предметом критики. Критика верная и по­ учительная для всех. Вот к чему ведет установление необоснован­ ных норм. Нормы приемки, мо- розки должны обязательно отра­ жать современную техническую и организационную оснащенность судов, должны являться важней­ шим стимулом к применению со­ временных, прогрессивных форм организации труда и производст­ ва. Это объективная необходи­ мость для современного производ­ ства. й пренебрежение этим ведет к чрезмерному субъективизму, господству сплошь и рядом воле­ вых методов руководства произ­ водством. Для доказательства приведу та­ кой пример. Когда на транспорт­ ных рефрижераторах стали эти ничем не обоснованные нормы выполнять на 200 и более про­ центов, занялись анализом, поис­ ком путей устранения ошибок. К тому же система оплаты повре­ менно-сдельно-премиальная. Бо­ лее того, зачастую команды БМРТ участвуют в грузовых операциях, не получая за это ничего. Очевид­ но, напрашивается вывод: сама система премирования тут не мо­ жет выступать стимулирующим фактором. Налицо наруяенне со­ циалистического принципа оплаты по труду, по его яяличеству и ка­ честву. ' i i i ; Г Автоматизировать производственные п р о ц е с с ы Мы являемся свидетелями бур­ ного роста рыбной промышленно­ сти. Из доклада тов. Гайдукова А. С. видно, что наша партия и правительство и впредь будут_ осуществлять крупные меры по росту рыбной промышленности. Может быть, буду неосмотрите­ лен, но скажу, что, готовя меро­ приятия, Госкомитету нужно хо­ рошенько подумать о путях н средствах дальнейшего роста рыб­ ной промышленности. У нас часто говорят, что суда типа «Даурия» являются чуть ли не последним достижением современного мор­ ского судостроения. А это ведь не так! Прежде всего, на этих судах чрезмерное нагромолсдение техни­ ки. И, как правило, машинами, установками, приспособлениями однооперационными. Нет комп­ лексной механизации и автомати­ зации. Чрезмерно высока трудо­ емкость вырабатываемой такой относительно простой в техноло­ гическом отношении продукции,. как серебри-стый хек. Об этом говорят такие цифры. В затратах па 1 тонну выработан­ ной мороженой рыбы (серебри­ стый хек) удельный вес зарплаты составляет 47 рублей 23 копейки (или 3€,6 процента без учета стоимости сырья), а затраты на амортизацию — 19,6 процента. И не удивительно, что треска, замороженная на «Даурии», вооб­ ще убыточна. Закупая за границей рыбообра­ батывающие суда или строя их у себя, следует резче ставить во­ прос о комплексной механизации и автоматизации производствен­ ных процессов, необходимо поло­ жить конец тяжелому труду рыбо­ обработчиков, особенно в море. Кажется, что сейчас не столь важно увеличить численность этих судов, сколь важно научить­ ся более эффективно их веноль- зовать, а, может быть, и поду­ мать об их реконструкции (имеет­ ся в виду прежде всего рыбофаб- рики). Даже такой вопрос, как взвешивание рыбы, обособлено, н- рыбаобрабогчик ничем не отли­ чается от берегового весовщика. Тем не менее, производственные рефрижераторы для Северного бассейна нужны в связи со сло­ жившейся структурой добываю­ щих флотов по типам судов и не­ обходимостью веста добычу в большом удалении от своих баз. В этой связи нельзя не сказать несколько слов о высказываниях на страницах газеты «Рыбный Мурман» тов. Свиташева. При одностороннем рассмотрении его предложения о путях развития до­ бывающих флотов (Свиташев на­ стаивает на автономном использо­ вании БМРТ, строительстве добы­ вающих судов с большими емко­ стями), вообще как перспектива роста флота, предложение прием­ лемо. Для сегодняшнего двя ва­ риант: плавбаза — РТ, СРТ, БМРТ. транспортный рефрижера­ тор, БМРТ и производственный рефрижератор, — необходим. Он обусловлен структурой флотов по типам судов, перемещением райо­ нов промысла. Но эти варианты пока нельзя считать экономиче­ ски обоснованными. Неплохо бы­ ло, если бы НИНРО, лаборатория экономики и организации нроиз- водства тралового флота вььеказа- ли свое мнение с соответствую­ щими экономическими выкладка­ ми. При этом, говоря об экономи­ ческой выкладке, следовало бы исходить из достигаемого эконо­ мического результата народным хозяйством, а не замыкаться i пределах одного флота. Ш. СОЙКИС, капитан-ди­ ректор транспортного реф­ рижератора «Хибинские го­ ры». V S S s s S - s N ЛN S N S \ Nч N 4 ss N 5 S S /NSs* В МОРСКОМ ПОРТУ. Фото И. Баранова. Фотохроника ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz