Рыбный Мурман. 1965 г. Июль.
Всесоюзное совещание работников рыбной промышленности ПУТИ РОСТА ДОБЫЧИ ПИЩЕВОЙ РЫБЫ \ Нельзя не согласиться с докладчиком, что существую щая система планирования в рыбной промышленности, а также система заработной «латы имеют ряд существен ных недостатков. Рост добычи нищевой рьгбы сдерживается оценкой работы экипажей— вы ловом в сырце. Поэтому каждый экипаж стремится добыть как можно больше любой рыбы, а ве в ассортименте ценных по род, столь необходимых для -стола народа. У команд трау леров нет материальной заин тересованности, поскольку ценные виды рыб, трудоемкие в обработке, но пользующиеся большим спросом у потребите ля, оплачиваются ниже, чем, «кажем, хек и сельдь. С самых первых дней пла вания на «Монголии» партий ная и профсоюзная организа ции вместе с командованием призадумались над тем, как выстрее возместить государст ву затраты, вложенные В строительство и оборудование вашего корабля. Был со здан экономический совет на общественных началах, он «тал действовать под предсе дательством капитана. Цель достигается легче, если еиа становится понятной и .близкой массам. Для этого тре бовалось довести до каждого члена экипажа суть судовой и промысловой экономики. Бе речь п сохранять продукцию, сырье, по-хозяйски расходо вать сетематериалы — это мы стараемся внушить каждому моряку. Экономический совет с помощью партийной, комсо мольской, профсоюзной орга низаций разработал простые и доходчивые таблицы. Очень часто моряки пренеб регают сбором рыбы, застряв шей в ячее трала, как говорят, «пбъячеенной». А ведь это большая ценность. Об этом мы напоминаем рыбакам так: «Десять килограммов объя- чеенной рыбы, собранной с каждого очередного трала, да дут за рейс 65 центнеров, а за год 190 центнеров рыбы стои мостью в замороженном виде 8550 рублей». «Одна минута сокращения «рока спуска и подъема трала даст за рейс 160 центнеров дополнительно выловленной рыбы стоимостью в среднем 8000 рублей, а за год — 30.000 рублей». «Дополнительный час тра ления в сутки — это улов 1250 центнеров за рейс, или прибыль в 62.500 рублей, а за год 230 тысяч рублей». «Один процент сбереженно го топлива даст нам дополни тельно 1200 рублей экономии в год». «Увеличив добычу рыбы на 1 центнер за час траления благодаря хорошему содержа нию орудий лова и правильно му облову, дадим за рейс до полнительно 1050 центнеров продукции,^ или получим 52.000 рублей дохода». Следует сказать, что одна из наших таблиц показывает большое несоответствие в рас ценках существующих опто вых цен и сдельной оплаты, затраченного командой труда на обработке рыбопродукции. Так, например, мы взяли ус ловно — полный груз БМРТ, б том числе мороженой рыбо продукции 600 тонн и 100 тонн рыбной муки, и подсчита ли, что может иметь экипаж в экономике корабля от разного ассортимента и породного со става рыбы в равных по весу количествах. Тресковое фпле полный груз дает в сырце 13.600 центне- Из выступления Н. Веселкова, калитака-дмректора БМРТ «М ян г али я» , Героя Сецкалмстичеснвго Труда. ров. Общая сумма доходов (включая выработанную из от ходов рыбную муку и жир), свставляет 417,4 тысячи руб лей. Сумма сдельного заработ ка команды 18,9 тысячи руб лен. Потребное время загрузки трюмов 45 суток, при условии необходимой сырьевой базы. Мороженый серебристый хек в том же количестве груза да ет добычу в сырце 10.660 центнеров. Сумма сдельного заработка команды 9,2 тысячи рублей. Бремя заготовки при хорошей сырьевой базе 20 су ток. То же весовое количество мороженой сельди дает в сыр це 10.660 центнеров. Сумма сдельного заработка команды равна 12,5 тысячи рублей. Мо жно взять груз за 20 суток. Таким образом, работая на сельди, можно взять за 45 су ток 2,5 груза вместо од ного груза трески на филе и добыть в сырце 25.650 цент неров. Общая стоимость сельди будет в три раза выше стои мости филе, и заработная пла та у команды на сельди будет в полтора раза больше. Эти цифры говорят сами за себя. Существующее положение 1963 года о создании фонда корабля также не является стимулом в борьбе экипажей судов за экономию в большом и малом, за максимальный рост производительности тру да, ибо сколько бы команда ни давала сверхплановых при былей, согласно этому положе нию общая сумма фонда не мо жет превышать 5 процентов от общего заработка команды за отчетный период. Так, за истекший 1964 год команда «Монголии» рассчи тывала получить 65 тысяч рублей в фонд корабля и на эти средства начать строитель ство жилого дома для семей моряков «Монголии». Однако в соответствии с положением 1963 года 5 процентов зар платы за отчетный период со ставили 12 тысяч рублей, и эта сумма была утверждена в фонд корабля. В существующем планиро вании и положениях имеется также ряд других недостатков, о которых говорили выступаю щие здесь товарищи. Касаясь предлагаемой на обсуждение совещания новой системы пла нирования и оплата труда, скажу, что она будет более прогрессивной и заслуживает внимания. Я считаю необходи мым учитывать при составле нии планов на новую пятилет ку следующее: Предусмотреть при вовом планировании изменение ва- грузек на промысловые суда с учетом реальной обеспеченно сти флота сырьевой базой в ассортименте по промысловым районам; добиться правильного ценообразования за вырабо танную рыбопродукцию в со ответствии с трудоемкостью я ценностью продукции. При дальнейшем планирова нии необходимо также учиты вать, что промысловые суда, работающие совместно с плав базами и танкерами, лишены возможности свободного ма неврирования в переключении вз района в район на облов хороших концентраций и бе лее ценных пород рыбы. Ра бота промыслового флота с плавбазами запоминает вам сейчас пройденный этап бук- с.ирно-лихтерного флота. По этому мое мнение, в дальней шем развитии рыбодобывающе го флота необходимо основное направление брать на строи тельство крупнотоннажных, быстроходных, е большой авто номностью плавания морозиль ных траулеров, как самых рен табельных судов. Расчеты по казывают, что один автоном ный БМРТ грузоподъемностью 2500 тонн мороженой рыбы и 600 тонн рыбной муки может дать государству доходов столько, сколько дают сейчас шесть БМРТ, одна плавбаза и один танкер, работающие сов местно. При этом людей будет занято на нем в 5 раз меньше, чем на группе су дов из шести БМРТ, одной плавбазы и одного танкера. А себестоимость рыбопродукции на крупнотоннажном БМРТ бу дет дешевле в два с половиной раза. В правильности этих дово дов нетрудно убедиться, не де лая затрат государственных средств. Стоит лишь производ ственный рефрижератор типа «Грумант» использовать иск лючительно в варианте БМРТ, снабдив его соответствующим траловым вооружением. Моряки Архангельского тра лового флота горят желанием немедленно взяться за освое ние корабля типа «Грумант» и доказать практическими дела ми экономическую целесооб разность строительства авто номных крупнотоннажных и быстроходных БМРТ. ■х-х*:-::>•.>.vx<\vx\*x Ияженер по механическим испытаниям центральней лаборатории судоверфи Валентин Яковлевич Кудинов — активный рационализатор. Заочно учится в мореходном училище. На снимке: В. Я. Кудинов за испытанием образцов. Читатель продолжает разговор СЛОВО ЗА УПРАВЛЕНИЕМ ФЛОТА ~ На состоявшемся недавно Все союзном совещании работников рыбной промышленности член Государственного производствен ного комитета по рыбному хозяй ству СССР тов. Гайдуков в своем докладе подчеркнул: «Сейчас, как никогда, требует ся пересмотреть и предпринять меры по внедрению новой совре менной техники рыболовству и обработки рыбы». В этой связи мне хотелось бы поднять такой вопрос. 1965 год характерен большим трудовым подъемом наших промысловиков. Экипажи многих кораблей приня ли повышенные социалистические обязательства по вылову рыбы и успешно справляются с ними. Промысел в нынешнем году во многом отличается от предыду щие лет. Наши корабли стали хо дить далеко на юго-запад, спу скаться вдоль побережья Север ной Америки. Большое скопление рыб различных пород дает воз можность успешно вести добычу. Но надо учесть, что назревает ре альная опасность истощения за пасов рыбы в районах, прилегаю щих к Джорджес-банке. Между тем поведение основ ных косяков серебристого хека совершенно не изучено. О пове дении же сельди, скумбрии, ска ла и других пород» мы знаем только по евоим наблюдениям да по высказываниям калининград цев. Тщательное изучение мигра ции и нереста облавливаемых рыб дало бы нам больше шансов для правильной организации про мысла. л Вот тут как раз и надо ска зать о внедрении новой техники. Особенно большую роль в работе на Дальнем Западе играет осна щение кораблей рыбопоисковой и радиоаппаратурой. Если в первые годы мы довольно-таки неплохо облавливали серебристый хек и сельдь судами, не имеющими фишлуп и ультракоротковолно вых станций типа «Акация», то теперь отсутствие этой аппарату ры ставит экипажи таких судов под угрозу невыполнения плана и обязательств. Приведу некоторые примеры из работы нашего экипажа в про шлом рейсе. При подходе к же стам возможного скопления рыб ных косяков каждый кагатл , как известно, обязан проверять эти, места. Ведь в разное время суток рыба ведет себя по-рааво- му: то прижимается непосредст венно к грунту, то поднимается над ниш. На кораблях, где ве имеется фишлуп, рыбу,, опустив шуюся. на грунт, не обнаружива ют. И бывали случаи, когда вии проходили мимо громадных скоп лений рыбы. Косяки, поднявшиеся над грун том, ясно обозначаются на ленте эхографа. Но такая рыба попада ет в трал в малых количествах. Большой морозильный траулер «Дружба» и БМРТ «Ижевск» ра ботали в квадрате 1443.. На «Ижевске» имеется фишлупа. У нас же ее нет. На «Ижевске» бы ли хорошие подъемы. Фишлупа отмечала мощные скопления ры бы у грунта, о чем нас информи ровали с «Ижевска». Мы при строились к нему в смогли под нять около 20 тонн рыбы. И та ких примеров можно привести много. .. . * ‘ fw, V ’ *' ;% м УЕВ типа «Акация» помогает промысловикам держать мяяду собой связь в любое время суток. А эта связь особенно необходр>ма, когда «отказала» ,рыба. Корабли, имеющие УКВ типа «Акация», немедленно связываются собой, и работа на них быстро пе рестраивается. Всем известно, что банка Джорджес, да и почти весь район, где работают наши корабли, изо билует туманами. А это создает опасность столкновения, особен но когда на лову большая, груп па судов. УКВ . типа «Акация» дает судоводителям; возможность предупреждать всевозможные аварийные происшествия и белее спокойно нести промысловую вах ту в густом тумане.. На последнем совещании коман диров группы соревнующихся кораблей ставился вопрос об ос нащении всех кораблей в бли жайшее время такой аппарату рой: УКВ типа «Акация» и фиш- лупами. Слово за управлением тралового флота. Б. АРАНОВИЧ, напитан БМ РТ «Дружба». М У Р М А Н С К - Г О Р О Д Р Ы Б А К О В Ударники коммунистического труда второй механик Дмитрий Васильевич Прудский и мастер по добыче рыбы Петр Иванович Самсонов. По ним равняются моряки опорно-показательною судна «Белуга». Во Дворце культуры имени С. М. Кирова развернута фото выставка, рассказывающая о раз витии рыбного Мурмана за годы Советской власти. Зрители увидят, каким был Мурманск в довоенные годы' Фо тографии расскажут, какие раз рушения принесли фашистские самолеты в годы Великой Отече ственной войны. А вот яркие, замечательные снимки возрожденного города ры баков. Современные проспекты, улицы, дома. О развитии рыболовецкого флота от маломощных тральщи ков до оснащенных новейшей техникой плавучих заводов-плав баз, о свободном от вахт времени, зритель познакомится по снимкам известных мастеров фотографии города. Привлекает внимание про ект здания красавицы гостиницы. Это — будущее города. V Я. ХАИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz