Рыбный Мурман. 1965 г. Июль.

Всесоюзное совещание работников рыбной промышленности ПУТИ РОСТА ДОБЫЧИ ПИЩЕВОЙ РЫБЫ \ Нельзя не согласиться с докладчиком, что существую­ щая система планирования в рыбной промышленности, а также система заработной «латы имеют ряд существен­ ных недостатков. Рост добычи нищевой рьгбы сдерживается оценкой работы экипажей— вы­ ловом в сырце. Поэтому каждый экипаж стремится добыть как можно больше любой рыбы, а ве в ассортименте ценных по­ род, столь необходимых для -стола народа. У команд трау­ леров нет материальной заин­ тересованности, поскольку ценные виды рыб, трудоемкие в обработке, но пользующиеся большим спросом у потребите­ ля, оплачиваются ниже, чем, «кажем, хек и сельдь. С самых первых дней пла­ вания на «Монголии» партий­ ная и профсоюзная организа­ ции вместе с командованием призадумались над тем, как выстрее возместить государст­ ву затраты, вложенные В строительство и оборудование вашего корабля. Был со­ здан экономический совет на общественных началах, он «тал действовать под предсе­ дательством капитана. Цель достигается легче, если еиа становится понятной и .близкой массам. Для этого тре­ бовалось довести до каждого члена экипажа суть судовой и промысловой экономики. Бе­ речь п сохранять продукцию, сырье, по-хозяйски расходо­ вать сетематериалы — это мы стараемся внушить каждому моряку. Экономический совет с помощью партийной, комсо­ мольской, профсоюзной орга­ низаций разработал простые и доходчивые таблицы. Очень часто моряки пренеб­ регают сбором рыбы, застряв­ шей в ячее трала, как говорят, «пбъячеенной». А ведь это большая ценность. Об этом мы напоминаем рыбакам так: «Десять килограммов объя- чеенной рыбы, собранной с каждого очередного трала, да­ дут за рейс 65 центнеров, а за год 190 центнеров рыбы стои­ мостью в замороженном виде 8550 рублей». «Одна минута сокращения «рока спуска и подъема трала даст за рейс 160 центнеров дополнительно выловленной рыбы стоимостью в среднем 8000 рублей, а за год — 30.000 рублей». «Дополнительный час тра­ ления в сутки — это улов 1250 центнеров за рейс, или прибыль в 62.500 рублей, а за год 230 тысяч рублей». «Один процент сбереженно­ го топлива даст нам дополни­ тельно 1200 рублей экономии в год». «Увеличив добычу рыбы на 1 центнер за час траления благодаря хорошему содержа­ нию орудий лова и правильно­ му облову, дадим за рейс до­ полнительно 1050 центнеров продукции,^ или получим 52.000 рублей дохода». Следует сказать, что одна из наших таблиц показывает большое несоответствие в рас­ ценках существующих опто­ вых цен и сдельной оплаты, затраченного командой труда на обработке рыбопродукции. Так, например, мы взяли ус­ ловно — полный груз БМРТ, б том числе мороженой рыбо­ продукции 600 тонн и 100 тонн рыбной муки, и подсчита­ ли, что может иметь экипаж в экономике корабля от разного ассортимента и породного со­ става рыбы в равных по весу количествах. Тресковое фпле полный груз дает в сырце 13.600 центне- Из выступления Н. Веселкова, калитака-дмректора БМРТ «М ян г али я» , Героя Сецкалмстичеснвго Труда. ров. Общая сумма доходов (включая выработанную из от­ ходов рыбную муку и жир), свставляет 417,4 тысячи руб­ лей. Сумма сдельного заработ­ ка команды 18,9 тысячи руб­ лен. Потребное время загрузки трюмов 45 суток, при условии необходимой сырьевой базы. Мороженый серебристый хек в том же количестве груза да­ ет добычу в сырце 10.660 центнеров. Сумма сдельного заработка команды 9,2 тысячи рублей. Бремя заготовки при хорошей сырьевой базе 20 су­ ток. То же весовое количество мороженой сельди дает в сыр­ це 10.660 центнеров. Сумма сдельного заработка команды равна 12,5 тысячи рублей. Мо­ жно взять груз за 20 суток. Таким образом, работая на сельди, можно взять за 45 су­ ток 2,5 груза вместо од­ ного груза трески на филе и добыть в сырце 25.650 цент­ неров. Общая стоимость сельди будет в три раза выше стои­ мости филе, и заработная пла­ та у команды на сельди будет в полтора раза больше. Эти цифры говорят сами за себя. Существующее положение 1963 года о создании фонда корабля также не является стимулом в борьбе экипажей судов за экономию в большом и малом, за максимальный рост производительности тру­ да, ибо сколько бы команда ни давала сверхплановых при­ былей, согласно этому положе­ нию общая сумма фонда не мо­ жет превышать 5 процентов от общего заработка команды за отчетный период. Так, за истекший 1964 год команда «Монголии» рассчи­ тывала получить 65 тысяч рублей в фонд корабля и на эти средства начать строитель­ ство жилого дома для семей моряков «Монголии». Однако в соответствии с положением 1963 года 5 процентов зар­ платы за отчетный период со­ ставили 12 тысяч рублей, и эта сумма была утверждена в фонд корабля. В существующем планиро­ вании и положениях имеется также ряд других недостатков, о которых говорили выступаю­ щие здесь товарищи. Касаясь предлагаемой на обсуждение совещания новой системы пла­ нирования и оплата труда, скажу, что она будет более прогрессивной и заслуживает внимания. Я считаю необходи­ мым учитывать при составле­ нии планов на новую пятилет­ ку следующее: Предусмотреть при вовом планировании изменение ва- грузек на промысловые суда с учетом реальной обеспеченно­ сти флота сырьевой базой в ассортименте по промысловым районам; добиться правильного ценообразования за вырабо­ танную рыбопродукцию в со­ ответствии с трудоемкостью я ценностью продукции. При дальнейшем планирова­ нии необходимо также учиты­ вать, что промысловые суда, работающие совместно с плав­ базами и танкерами, лишены возможности свободного ма­ неврирования в переключении вз района в район на облов хороших концентраций и бе­ лее ценных пород рыбы. Ра­ бота промыслового флота с плавбазами запоминает вам сейчас пройденный этап бук- с.ирно-лихтерного флота. По­ этому мое мнение, в дальней­ шем развитии рыбодобывающе­ го флота необходимо основное направление брать на строи­ тельство крупнотоннажных, быстроходных, е большой авто­ номностью плавания морозиль­ ных траулеров, как самых рен­ табельных судов. Расчеты по­ казывают, что один автоном­ ный БМРТ грузоподъемностью 2500 тонн мороженой рыбы и 600 тонн рыбной муки может дать государству доходов столько, сколько дают сейчас шесть БМРТ, одна плавбаза и один танкер, работающие сов­ местно. При этом людей будет занято на нем в 5 раз меньше, чем на группе су­ дов из шести БМРТ, одной плавбазы и одного танкера. А себестоимость рыбопродукции на крупнотоннажном БМРТ бу­ дет дешевле в два с половиной раза. В правильности этих дово­ дов нетрудно убедиться, не де­ лая затрат государственных средств. Стоит лишь производ­ ственный рефрижератор типа «Грумант» использовать иск­ лючительно в варианте БМРТ, снабдив его соответствующим траловым вооружением. Моряки Архангельского тра­ лового флота горят желанием немедленно взяться за освое­ ние корабля типа «Грумант» и доказать практическими дела­ ми экономическую целесооб­ разность строительства авто­ номных крупнотоннажных и быстроходных БМРТ. ■х-х*:-::>•.>.vx<\vx\*x Ияженер по механическим испытаниям центральней лаборатории судоверфи Валентин Яковлевич Кудинов — активный рационализатор. Заочно учится в мореходном училище. На снимке: В. Я. Кудинов за испытанием образцов. Читатель продолжает разговор СЛОВО ЗА УПРАВЛЕНИЕМ ФЛОТА ~ На состоявшемся недавно Все­ союзном совещании работников рыбной промышленности член Государственного производствен­ ного комитета по рыбному хозяй­ ству СССР тов. Гайдуков в своем докладе подчеркнул: «Сейчас, как никогда, требует­ ся пересмотреть и предпринять меры по внедрению новой совре­ менной техники рыболовству и обработки рыбы». В этой связи мне хотелось бы поднять такой вопрос. 1965 год характерен большим трудовым подъемом наших промысловиков. Экипажи многих кораблей приня­ ли повышенные социалистические обязательства по вылову рыбы и успешно справляются с ними. Промысел в нынешнем году во многом отличается от предыду­ щие лет. Наши корабли стали хо­ дить далеко на юго-запад, спу­ скаться вдоль побережья Север­ ной Америки. Большое скопление рыб различных пород дает воз­ можность успешно вести добычу. Но надо учесть, что назревает ре­ альная опасность истощения за­ пасов рыбы в районах, прилегаю­ щих к Джорджес-банке. Между тем поведение основ­ ных косяков серебристого хека совершенно не изучено. О пове­ дении же сельди, скумбрии, ска­ ла и других пород» мы знаем только по евоим наблюдениям да по высказываниям калининград­ цев. Тщательное изучение мигра­ ции и нереста облавливаемых рыб дало бы нам больше шансов для правильной организации про­ мысла. л Вот тут как раз и надо ска­ зать о внедрении новой техники. Особенно большую роль в работе на Дальнем Западе играет осна­ щение кораблей рыбопоисковой и радиоаппаратурой. Если в первые годы мы довольно-таки неплохо облавливали серебристый хек и сельдь судами, не имеющими фишлуп и ультракоротковолно­ вых станций типа «Акация», то теперь отсутствие этой аппарату­ ры ставит экипажи таких судов под угрозу невыполнения плана и обязательств. Приведу некоторые примеры из работы нашего экипажа в про­ шлом рейсе. При подходе к же­ стам возможного скопления рыб­ ных косяков каждый кагатл , как известно, обязан проверять эти, места. Ведь в разное время суток рыба ведет себя по-рааво- му: то прижимается непосредст­ венно к грунту, то поднимается над ниш. На кораблях, где ве имеется фишлуп, рыбу,, опустив­ шуюся. на грунт, не обнаружива­ ют. И бывали случаи, когда вии проходили мимо громадных скоп­ лений рыбы. Косяки, поднявшиеся над грун­ том, ясно обозначаются на ленте эхографа. Но такая рыба попада­ ет в трал в малых количествах. Большой морозильный траулер «Дружба» и БМРТ «Ижевск» ра­ ботали в квадрате 1443.. На «Ижевске» имеется фишлупа. У нас же ее нет. На «Ижевске» бы­ ли хорошие подъемы. Фишлупа отмечала мощные скопления ры­ бы у грунта, о чем нас информи­ ровали с «Ижевска». Мы при­ строились к нему в смогли под­ нять около 20 тонн рыбы. И та­ ких примеров можно привести много. .. . * ‘ fw, V ’ *' ;% м УЕВ типа «Акация» помогает промысловикам держать мяяду собой связь в любое время суток. А эта связь особенно необходр>ма, когда «отказала» ,рыба. Корабли, имеющие УКВ типа «Акация», немедленно связываются собой, и работа на них быстро пе­ рестраивается. Всем известно, что банка Джорджес, да и почти весь район, где работают наши корабли, изо­ билует туманами. А это создает опасность столкновения, особен­ но когда на лову большая, груп­ па судов. УКВ . типа «Акация» дает судоводителям; возможность предупреждать всевозможные аварийные происшествия и белее спокойно нести промысловую вах­ ту в густом тумане.. На последнем совещании коман­ диров группы соревнующихся кораблей ставился вопрос об ос­ нащении всех кораблей в бли­ жайшее время такой аппарату­ рой: УКВ типа «Акация» и фиш- лупами. Слово за управлением тралового флота. Б. АРАНОВИЧ, напитан БМ РТ «Дружба». М У Р М А Н С К - Г О Р О Д Р Ы Б А К О В Ударники коммунистического труда второй механик Дмитрий Васильевич Прудский и мастер по добыче рыбы Петр Иванович Самсонов. По ним равняются моряки опорно-показательною судна «Белуга». Во Дворце культуры имени С. М. Кирова развернута фото­ выставка, рассказывающая о раз­ витии рыбного Мурмана за годы Советской власти. Зрители увидят, каким был Мурманск в довоенные годы' Фо­ тографии расскажут, какие раз­ рушения принесли фашистские самолеты в годы Великой Отече­ ственной войны. А вот яркие, замечательные снимки возрожденного города ры­ баков. Современные проспекты, улицы, дома. О развитии рыболовецкого флота от маломощных тральщи­ ков до оснащенных новейшей техникой плавучих заводов-плав­ баз, о свободном от вахт времени, зритель познакомится по снимкам известных мастеров фотографии города. Привлекает внимание про­ ект здания красавицы гостиницы. Это — будущее города. V Я. ХАИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz