Рыбный Мурман. 1965 г. Июль.

ПАРТИИ РЯДОВОЙ В парткоме Мурманской судо­ верфи обсуждался вопрос, как лучше обобщить н подготовить для издания справочник об исто­ рии становления своего предпри­ ятия. Как-никак, а ему уже три­ дцать с лишним. Для истории, быть может, это незначительный отрезок времени. Но какие это были годы! А что мают о них те нз судоремонтников, кому сейчас не больше двадцати пяти? Документальный же рассказ «б истории предприятия, о его ветеранах в трудовом и пат­ риотическом воспитании молоде­ жи переоценить никак нельзя. Он по замыслу коммунистов дол­ жен стать неотъемлемой, состав- вой частью коммунистического воспитания коллектива. Тем бо­ лее, рассказать есть о чем. Создали комиссию. Возглавил ее прораб Сергей Ильич Елкин — коммунист с 1919 года, жи­ вой носитель нашей славной ис­ тории. Когда-то, в разгар гражданской войны, он слушал Ленина, и имен- во тогда загорелось его сердце ^ленинской надеждой и верой в будущее. Сейчас за плечами семьдесят. Не об этом вряд ли кто догадает­ ся, глядя на Сергея Ильича — рослого, широкоплечего, в неиз­ менной мичманке на голове. Пусть лицо и изрезано глубоки­ ми складками морщин, старик еще крепок, не гнется под грузом прожитых лет. Не одному моло­ дому покажет, как надо рабо­ тать. Порученному делу Сергей Иль­ ич не то, чтобы обрадовался, а просто загорелся им. Обратился к архивным материалам, сходил в краеведческий музей, припомнил тех, кто в тридцатых годах под­ нимал первые корабли на стапе­ ля, 'разыскал по стране некото­ рых ветеранов. В Кировскую об­ ласть пошло от него письмо быв­ шему начальнику кузнечного це­ ха ' Пивоварову, в Краснодар — другому ветерану — бывшему электросварщику Захарчуку. Так, иол, и так, братцы. Пишем исто­ рию нашей верфи. Просим поде­ литься воспоминаниями, а, воз­ можно, и фотографии старые при­ падете. Понятно, что и самому Сергею Ильичу есть, что вспомнить. Мурманская судоверфь — его вто- рвй дом. Впервые коммунист Елкин пришел сюда в 1931 году на пу­ стынный берег залива по путевке Ленинградской партийной органи­ зации после окончания промыш­ ленной академии. Возглавил стро­ ительство всех вот этих цехов, что выстроились в ряд на обширной территории. Был начальником ОКСа, затем парторгом ЦК на вер­ фи. Вместе с первым командующим Северным флотом Душеновым за­ бивал первые заклепки на пер­ вых собственной постройки трау- ’ а л л л л л л л а л л л л л л л л л л л л а а лерах «Громов» н «Советская Конституция». Петом — строи­ тельство слипа, руководство це­ хом. Затем — трижды проклятая война, Северный флот. Черная флотская шинель, ком-иссарские нашивки на рукавах и все та же закаленная в годы революции большевистская воля к победе. ...Сегодня Ильич, видно, устал. в той песне говорится: «В звоне каждого дня, как я счастлив, что нет мне покоя...» — Скоро бы надо передавать эстафету, но по­ ка еще ноги носят. То пригласят в школу на встречу с ученика­ ми, то к воинам. Как член общества «Знание», Елкин часто выступает перед тру­ дящимися с лекциями и доклада­ ми, за что имеет благодарствен­ ную грамоту. Ну, а работа на производстве само собой разумеется. Бот сдавали недавно новый Сергей Ильич ЕЛКИН С утра до обеда, несмотря на вос­ кресный день, был у себя на вер­ фи. Дела. Интервью в основном дает его жена Елена Васильевна — добрая пожилая женщина со следами спокойной русской кра­ соты на лице. Еще с гражданской войны они вместе. Сергей Ильич был тогда комиссаром госпиталя, она — ме­ дицинской сестрой. Скоро золотая свадьба. Уже давно «окрылились» дети, большими стали внуки. По­ убавилось хлопот. — А старик у меня все такой же неугомонный, все куда-то спе­ шит. — Семьдесят лет, — говорит Сергей Ильич, — юбилей, конеч­ но, не из самых веселых. Он кое о чем напоминает. Но знаете, как льдозавод в рыбном порту. Там прораб Елкин со своими рабочи­ ми монтировал часть оборудова­ ния. Горячее было время. Он вро­ де бы был тут гостем, а чувство­ вал себя в ответе за пуск нового предприятия таким же ответст­ венным, как и инженеры-строи­ тели. Не стариковская бессонни­ ца заставляла его идти ранним утром на работу, а сознание соб­ ственного долга. И верится, что старый комму­ нист всегда останется солдатом, призванным партией. У него не­ исчерпаемый запас энергии и той спокойной, негнущейся силы, ко­ торая давала себя знать в самое суровое время. Г. КУРГАНОВ. „ПРОГРЕВ** П0-Л0ПСК0МУ Было это сравнительно не­ давно. Отход нашего траулера на промысел назначался на 18 часов. К указанному време­ ни вся команда была на борту. Но отход не состоялся. Выяс­ нилось, что на судоремонтном заводе № 1 не подготовлены новые детали к пародинамо. Прождали два часа. Однако уйти от причала не удалось и еще через два часа. Ие было старшего механика Л. С. Лопского. Пришел он, как говорится. нализавшись в стельку. До этого не нашел времени сходить в медсанчасть ва обязательный осмотр перед отходом. Пришлось вести его туда под белы руки и угова­ ривать врача, чтобы еделад «окосевшему» стармеху при­ вивку. В результате потеряно шесть часов. Но и после этого уйти не удалось. Выяснилось, что дета­ ли к пародинамо, доставленные с судоремонтного завода, ока­ зались негодными. Второму механику пришлось до утра самому приводить их в поря­ док. В ^полдень, наконец, снялись с рейда. К вечеру пришли в Тюва-губу. Но к причалу по­ дойти не смогли. Оказалось, что пар не был на марке. Че­ рез день все-таки вышли на промысел. Но как? С останов­ ками для поднятия пара до марки. Попытались поднять с по­ стели Донского. Но напрасно. Став к реверсу главной маши­ ны, он начал так ее «прогре­ вать», что была выбита про­ кладка из-под крышки золот­ ника среднего цилиндра. Так продолжалось весь рейс. Кочегары умудрились сжечь колосники вместе с крестови­ ной, из-за чего на набор новой колосниковой решетки было затрачено шесть часов промыс­ лового BpefdcHH. Всего етого могло и не быть, если бы Лопский больше думал о деле, а не о водке. Г. ЗЯБЛИЦКИЙ , маши­ нист рыбомучной уста­ новки траулера «В. ГО­ ЛОВНИН», член поста содействия партийно-го­ сударственному контро­ лю, П НИКИТИН, кон­ сервный мастер, предсе­ датель судового комите­ та. ЧИТАТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ За взаимодействие в радиосвязи О радио у нас иногда говорят как о важном средства связи, иногда вспоминают как о «...га­ зете без расстояний...*, как о «...могучем средстве агитации и пропаганды...» и т. п. Мне хочется поговорить о ра­ дио в более узком смыс-ie слова. Прежде всего следует указать па бесспорные достижения в тех­ ническом оснащении судовых ра­ диостанций и берегового радио­ центра. Появились мощные пере­ датчики и приемники высокого ка­ чества. Но и районы промысла нашего флота продвинулись дале­ ко на северо-запад. В самом деле, если раньше основная масса фло­ та работала в Баренцевом море, вблизи от Мурманска, то теперь как раз наоборот: большая часть флота работает на Джорджес- бапке и в районе Лабрадора, у берегов Канады и Америки. Вхме- сте с рыбодобывающим флотом находятся производственные и транспортные рефрижераторы, плавбазы и танкеры. Короче, те­ перь основной флот и абсолютов большинство моряков находятся в очень отдаленных районах. Обес­ печить их нормальной радиосвя­ зью — дело чести связистов бере­ га и судов. Правда, есть еще один район промысла, где также работает большое количество судов. Это район Исландии. Но этот район хорошо обеспечивается как бере­ говым радиоцентром, так и тран­ сляцией советских вещательных станций. Плохая связь с районом Джорджес-банки, недостаточная с районом Лабрадора. Трансляция наших радиовещательных стан­ ций там затруднена, слышимость слабая и непостоянная. Почему же плохая радиосвязь судов с береговым радиоцентром? Потому что эти «линии» радиосвязи очень велики по протяженности (3—4 тыс. миль), с большой разностью шпрот, разницей во времени, со­ ставляющей 7 часов. Прохождение электромагнитной энергии крайне непостоянно, а 1 к>чью связь с Мурманском, как правило, пре­ кращается совсем. Учитывая это, радиоцентр начинает работу с флотом в обоих указанных райо­ нах (и с судами на переходе) только с 12 часов дня по москов­ скому времени. (Это 5 часов ут­ ра местного времени на Джорд- жес-банке и 6 утра у Лабрадора). Продолжается радиосвязь члще всего до 3 часов ночи. Но и в те­ чение этого временя нередко ра­ диосвязь нарушается. Происходит большое скопле*гие радиограмм на судах и на радиоцентре. Надо сказать, что выручает Киевский радиоцентр. Но по договору он ведет только прием радиограмм с судов, а радиограммы для судов идут с Мурманского радиоцентра. Замечу, что и при нормальной ра­ диосвязи наш радиоцентр не обес­ печивает оперативную обработку всей корреспонденции для судов. Например, праздничные поздрави­ тельные радиограммы задержива­ ются на 5—10 дней. Второй причиной неудовлетво­ рительной радиосвязи является то, что наш радиоцентр работает од­ ним каналом с громадным коли­ чеством судов и то не круглосуточ­ но. (15—16 часов в сутки). Этого очень мало. Не случайно на кон­ ференции связистов главка «Сев- рыба» осенью 1964 года было ре­ шено открыть второй канал для радиосвязи с судами дальних районов. К сожалению, это реше­ ние до сих пор ие выполнено. Начальник радиоцентра тов. Че- быкин Ф. Ф. ссылается на отсут­ ствие передатчиков. В то же вре­ мя радиоцентр осуществляет ра­ диосвязь с радиоцентрами других городов: Москвы, Петрозаводска, Архангельска и т. д. Зачем? Раз­ ве плохо работают почта и теле­ граф!? Зачем перегружать радио в ущерб радиосвязи с флотам? Постоянный второй канал для дальних районов — неотложная необходимость. Надо как можно быстрее открыть второй канал. В-третьих, следует указать, что малочисленные радиоцентры ММФ СССР и рыбной промышленности других бассейнов не 1 >ринимают радиограмм от наших судов, счи­ тают их «чужими*. А ведь чаще всего бывает так, что, когда нет связи с Мурманским радиоцент­ ром, действует очень хорошая связь с другими радиоцентрами ММФ СССР или рыбной промыш­ ленности. Особенно хорошо слыш­ ны Ленинградский, Московский, Рижский, Архангельский радио-: центры. Если можно как-то оправ­ дать радиоцентры других бассей­ нов рыбной промышленности за­ нятостью со своими большими флотилиями, то уж никак нельзя оправдать отказ от связей с на­ шими судами радиоцентров Ми­ нистерства морского флота СССР. Нагрузка радиоцентра ММФ СССР в сравнении с радиоцентром рыбной промышленности состав­ ляет примерно 50 процентов. Это естественно, так как количество промысловых судов по бассейнам и людей на них несравнимо с ко­ личеством судов и людей торгово­ го флота. Техническое состояние радиоцентров ММФ СССР, как правило, лучше. Только отсутстви­ ем взаимодействия в руководстве можно объяснить это недоразу­ мение. В-четвертых, в работе наше­ го радиоцешра много других «мелких» недостатков. Есть нема-* ло радиооператоров'низкой квалтн фикации, допускающих много ис­ кажений. Принимать их трудно, а: иногда,совсем невозможно. На ра^ дноцентре не дорожат временем. Частенько настройка передатчиков производится во время их работы. Если надо начинать работу с 12 - 00 , то фактически начинают ее с опозданием на 20—25 минут. Срок следует перенести на 10— 11 часов, так как многие суда, на­ ходящиеся на переходе, вполне будут работать в это время и раньше освободят канал для Лаб­ радора и Джорджес-банки. Радио­ операторы - радиоцентра матери-, ально плохо заинтересованы в увеличении обмена, поэтому там стало мало энтузиастов своего де­ ла. Безразличие вообще нетерпи-: мо, а в радиосвязи в особенности. Часто бывает так. Радиоцентр, молчит. Ждешь его, а он молчиг. Зовешь, а он молчит. Оказывает­ ся, радиооператор вышел «оку­ рить, отдохнуть! Этого допускать нельзя. Если нужен отдых, еле-: дует дать подмену с другого ка* нала. Не все каналы одинаково заняты. Но радиоцентр обязан да­ вать общий вызов, если он ие за-: нят. Так делают все рададоцент* ры, наш же часто нарушает это святое правило. Было бы, пожалуй, радикаль­ ным решением вопроса улучшения радиосвязи вообще и в особе«ио- сти с дальними районами, если бы удалось объединить ведомст­ венный средства радиосвязи в од­ них руках, ну, скажем, в облает*, ных, республиканских управледш* ях связи. Что бы это дало? . Во- первых, — правильное распреде­ ление имеющихся технических средств по районам и по объему работу; во-вторых, — все радио- центры страны были бы открыты для радиосвязи без всякого деле-: ния на «чужих» и «своих»; в-тре­ тьих, — радиооператоры берего­ вых радиоцентров имели бы, при­ мерно, равномерную загрузку па обмену, в-четвертых, и это глав­ ное, резкое улучшение радиосвя*- зи с судами рыбодобываюйцёг^ флота любых районов мирового океана. Объединение только двух наших радиоцентров ММФ и рыб-: ной промышленности в Мурманске имело бы очень большое значе­ ние. В самом деле, почему бы кол­ легии главка не обсудить хотя бы раз вопросы радиосвязи и разра­ ботать мероприятия по ее улучш^ч нию. А вопросов, которые требуй ют неотложного решения, накопи­ лось много. Объединение средстй радиосвязи, обеспечение р^-: дностанций пишущими шинками и электронными клк?-: чами; сокращение рабочего време­ ни судовых радиооператоров Ь др. Эти вопросы немаловажные, я решить их надо незамедлительна. К. ХАЗОВ, начальник радио­ станции транспортного рсф- рижератора «Ииан Айвазов­ ский».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz