Рыбный Мурман. 1965 г. Июль.
ПАРТИИ РЯДОВОЙ В парткоме Мурманской судо верфи обсуждался вопрос, как лучше обобщить н подготовить для издания справочник об исто рии становления своего предпри ятия. Как-никак, а ему уже три дцать с лишним. Для истории, быть может, это незначительный отрезок времени. Но какие это были годы! А что мают о них те нз судоремонтников, кому сейчас не больше двадцати пяти? Документальный же рассказ «б истории предприятия, о его ветеранах в трудовом и пат риотическом воспитании молоде жи переоценить никак нельзя. Он по замыслу коммунистов дол жен стать неотъемлемой, состав- вой частью коммунистического воспитания коллектива. Тем бо лее, рассказать есть о чем. Создали комиссию. Возглавил ее прораб Сергей Ильич Елкин — коммунист с 1919 года, жи вой носитель нашей славной ис тории. Когда-то, в разгар гражданской войны, он слушал Ленина, и имен- во тогда загорелось его сердце ^ленинской надеждой и верой в будущее. Сейчас за плечами семьдесят. Не об этом вряд ли кто догадает ся, глядя на Сергея Ильича — рослого, широкоплечего, в неиз менной мичманке на голове. Пусть лицо и изрезано глубоки ми складками морщин, старик еще крепок, не гнется под грузом прожитых лет. Не одному моло дому покажет, как надо рабо тать. Порученному делу Сергей Иль ич не то, чтобы обрадовался, а просто загорелся им. Обратился к архивным материалам, сходил в краеведческий музей, припомнил тех, кто в тридцатых годах под нимал первые корабли на стапе ля, 'разыскал по стране некото рых ветеранов. В Кировскую об ласть пошло от него письмо быв шему начальнику кузнечного це ха ' Пивоварову, в Краснодар — другому ветерану — бывшему электросварщику Захарчуку. Так, иол, и так, братцы. Пишем исто рию нашей верфи. Просим поде литься воспоминаниями, а, воз можно, и фотографии старые при падете. Понятно, что и самому Сергею Ильичу есть, что вспомнить. Мурманская судоверфь — его вто- рвй дом. Впервые коммунист Елкин пришел сюда в 1931 году на пу стынный берег залива по путевке Ленинградской партийной органи зации после окончания промыш ленной академии. Возглавил стро ительство всех вот этих цехов, что выстроились в ряд на обширной территории. Был начальником ОКСа, затем парторгом ЦК на вер фи. Вместе с первым командующим Северным флотом Душеновым за бивал первые заклепки на пер вых собственной постройки трау- ’ а л л л л л л л а л л л л л л л л л л л л а а лерах «Громов» н «Советская Конституция». Петом — строи тельство слипа, руководство це хом. Затем — трижды проклятая война, Северный флот. Черная флотская шинель, ком-иссарские нашивки на рукавах и все та же закаленная в годы революции большевистская воля к победе. ...Сегодня Ильич, видно, устал. в той песне говорится: «В звоне каждого дня, как я счастлив, что нет мне покоя...» — Скоро бы надо передавать эстафету, но по ка еще ноги носят. То пригласят в школу на встречу с ученика ми, то к воинам. Как член общества «Знание», Елкин часто выступает перед тру дящимися с лекциями и доклада ми, за что имеет благодарствен ную грамоту. Ну, а работа на производстве само собой разумеется. Бот сдавали недавно новый Сергей Ильич ЕЛКИН С утра до обеда, несмотря на вос кресный день, был у себя на вер фи. Дела. Интервью в основном дает его жена Елена Васильевна — добрая пожилая женщина со следами спокойной русской кра соты на лице. Еще с гражданской войны они вместе. Сергей Ильич был тогда комиссаром госпиталя, она — ме дицинской сестрой. Скоро золотая свадьба. Уже давно «окрылились» дети, большими стали внуки. По убавилось хлопот. — А старик у меня все такой же неугомонный, все куда-то спе шит. — Семьдесят лет, — говорит Сергей Ильич, — юбилей, конеч но, не из самых веселых. Он кое о чем напоминает. Но знаете, как льдозавод в рыбном порту. Там прораб Елкин со своими рабочи ми монтировал часть оборудова ния. Горячее было время. Он вро де бы был тут гостем, а чувство вал себя в ответе за пуск нового предприятия таким же ответст венным, как и инженеры-строи тели. Не стариковская бессонни ца заставляла его идти ранним утром на работу, а сознание соб ственного долга. И верится, что старый комму нист всегда останется солдатом, призванным партией. У него не исчерпаемый запас энергии и той спокойной, негнущейся силы, ко торая давала себя знать в самое суровое время. Г. КУРГАНОВ. „ПРОГРЕВ** П0-Л0ПСК0МУ Было это сравнительно не давно. Отход нашего траулера на промысел назначался на 18 часов. К указанному време ни вся команда была на борту. Но отход не состоялся. Выяс нилось, что на судоремонтном заводе № 1 не подготовлены новые детали к пародинамо. Прождали два часа. Однако уйти от причала не удалось и еще через два часа. Ие было старшего механика Л. С. Лопского. Пришел он, как говорится. нализавшись в стельку. До этого не нашел времени сходить в медсанчасть ва обязательный осмотр перед отходом. Пришлось вести его туда под белы руки и угова ривать врача, чтобы еделад «окосевшему» стармеху при вивку. В результате потеряно шесть часов. Но и после этого уйти не удалось. Выяснилось, что дета ли к пародинамо, доставленные с судоремонтного завода, ока зались негодными. Второму механику пришлось до утра самому приводить их в поря док. В ^полдень, наконец, снялись с рейда. К вечеру пришли в Тюва-губу. Но к причалу по дойти не смогли. Оказалось, что пар не был на марке. Че рез день все-таки вышли на промысел. Но как? С останов ками для поднятия пара до марки. Попытались поднять с по стели Донского. Но напрасно. Став к реверсу главной маши ны, он начал так ее «прогре вать», что была выбита про кладка из-под крышки золот ника среднего цилиндра. Так продолжалось весь рейс. Кочегары умудрились сжечь колосники вместе с крестови ной, из-за чего на набор новой колосниковой решетки было затрачено шесть часов промыс лового BpefdcHH. Всего етого могло и не быть, если бы Лопский больше думал о деле, а не о водке. Г. ЗЯБЛИЦКИЙ , маши нист рыбомучной уста новки траулера «В. ГО ЛОВНИН», член поста содействия партийно-го сударственному контро лю, П НИКИТИН, кон сервный мастер, предсе датель судового комите та. ЧИТАТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ За взаимодействие в радиосвязи О радио у нас иногда говорят как о важном средства связи, иногда вспоминают как о «...га зете без расстояний...*, как о «...могучем средстве агитации и пропаганды...» и т. п. Мне хочется поговорить о ра дио в более узком смыс-ie слова. Прежде всего следует указать па бесспорные достижения в тех ническом оснащении судовых ра диостанций и берегового радио центра. Появились мощные пере датчики и приемники высокого ка чества. Но и районы промысла нашего флота продвинулись дале ко на северо-запад. В самом деле, если раньше основная масса фло та работала в Баренцевом море, вблизи от Мурманска, то теперь как раз наоборот: большая часть флота работает на Джорджес- бапке и в районе Лабрадора, у берегов Канады и Америки. Вхме- сте с рыбодобывающим флотом находятся производственные и транспортные рефрижераторы, плавбазы и танкеры. Короче, те перь основной флот и абсолютов большинство моряков находятся в очень отдаленных районах. Обес печить их нормальной радиосвя зью — дело чести связистов бере га и судов. Правда, есть еще один район промысла, где также работает большое количество судов. Это район Исландии. Но этот район хорошо обеспечивается как бере говым радиоцентром, так и тран сляцией советских вещательных станций. Плохая связь с районом Джорджес-банки, недостаточная с районом Лабрадора. Трансляция наших радиовещательных стан ций там затруднена, слышимость слабая и непостоянная. Почему же плохая радиосвязь судов с береговым радиоцентром? Потому что эти «линии» радиосвязи очень велики по протяженности (3—4 тыс. миль), с большой разностью шпрот, разницей во времени, со ставляющей 7 часов. Прохождение электромагнитной энергии крайне непостоянно, а 1 к>чью связь с Мурманском, как правило, пре кращается совсем. Учитывая это, радиоцентр начинает работу с флотом в обоих указанных райо нах (и с судами на переходе) только с 12 часов дня по москов скому времени. (Это 5 часов ут ра местного времени на Джорд- жес-банке и 6 утра у Лабрадора). Продолжается радиосвязь члще всего до 3 часов ночи. Но и в те чение этого временя нередко ра диосвязь нарушается. Происходит большое скопле*гие радиограмм на судах и на радиоцентре. Надо сказать, что выручает Киевский радиоцентр. Но по договору он ведет только прием радиограмм с судов, а радиограммы для судов идут с Мурманского радиоцентра. Замечу, что и при нормальной ра диосвязи наш радиоцентр не обес печивает оперативную обработку всей корреспонденции для судов. Например, праздничные поздрави тельные радиограммы задержива ются на 5—10 дней. Второй причиной неудовлетво рительной радиосвязи является то, что наш радиоцентр работает од ним каналом с громадным коли чеством судов и то не круглосуточ но. (15—16 часов в сутки). Этого очень мало. Не случайно на кон ференции связистов главка «Сев- рыба» осенью 1964 года было ре шено открыть второй канал для радиосвязи с судами дальних районов. К сожалению, это реше ние до сих пор ие выполнено. Начальник радиоцентра тов. Че- быкин Ф. Ф. ссылается на отсут ствие передатчиков. В то же вре мя радиоцентр осуществляет ра диосвязь с радиоцентрами других городов: Москвы, Петрозаводска, Архангельска и т. д. Зачем? Раз ве плохо работают почта и теле граф!? Зачем перегружать радио в ущерб радиосвязи с флотам? Постоянный второй канал для дальних районов — неотложная необходимость. Надо как можно быстрее открыть второй канал. В-третьих, следует указать, что малочисленные радиоцентры ММФ СССР и рыбной промышленности других бассейнов не 1 >ринимают радиограмм от наших судов, счи тают их «чужими*. А ведь чаще всего бывает так, что, когда нет связи с Мурманским радиоцент ром, действует очень хорошая связь с другими радиоцентрами ММФ СССР или рыбной промыш ленности. Особенно хорошо слыш ны Ленинградский, Московский, Рижский, Архангельский радио-: центры. Если можно как-то оправ дать радиоцентры других бассей нов рыбной промышленности за нятостью со своими большими флотилиями, то уж никак нельзя оправдать отказ от связей с на шими судами радиоцентров Ми нистерства морского флота СССР. Нагрузка радиоцентра ММФ СССР в сравнении с радиоцентром рыбной промышленности состав ляет примерно 50 процентов. Это естественно, так как количество промысловых судов по бассейнам и людей на них несравнимо с ко личеством судов и людей торгово го флота. Техническое состояние радиоцентров ММФ СССР, как правило, лучше. Только отсутстви ем взаимодействия в руководстве можно объяснить это недоразу мение. В-четвертых, в работе наше го радиоцешра много других «мелких» недостатков. Есть нема-* ло радиооператоров'низкой квалтн фикации, допускающих много ис кажений. Принимать их трудно, а: иногда,совсем невозможно. На ра^ дноцентре не дорожат временем. Частенько настройка передатчиков производится во время их работы. Если надо начинать работу с 12 - 00 , то фактически начинают ее с опозданием на 20—25 минут. Срок следует перенести на 10— 11 часов, так как многие суда, на ходящиеся на переходе, вполне будут работать в это время и раньше освободят канал для Лаб радора и Джорджес-банки. Радио операторы - радиоцентра матери-, ально плохо заинтересованы в увеличении обмена, поэтому там стало мало энтузиастов своего де ла. Безразличие вообще нетерпи-: мо, а в радиосвязи в особенности. Часто бывает так. Радиоцентр, молчит. Ждешь его, а он молчиг. Зовешь, а он молчит. Оказывает ся, радиооператор вышел «оку рить, отдохнуть! Этого допускать нельзя. Если нужен отдых, еле-: дует дать подмену с другого ка* нала. Не все каналы одинаково заняты. Но радиоцентр обязан да вать общий вызов, если он ие за-: нят. Так делают все рададоцент* ры, наш же часто нарушает это святое правило. Было бы, пожалуй, радикаль ным решением вопроса улучшения радиосвязи вообще и в особе«ио- сти с дальними районами, если бы удалось объединить ведомст венный средства радиосвязи в од них руках, ну, скажем, в облает*, ных, республиканских управледш* ях связи. Что бы это дало? . Во- первых, — правильное распреде ление имеющихся технических средств по районам и по объему работу; во-вторых, — все радио- центры страны были бы открыты для радиосвязи без всякого деле-: ния на «чужих» и «своих»; в-тре тьих, — радиооператоры берего вых радиоцентров имели бы, при мерно, равномерную загрузку па обмену, в-четвертых, и это глав ное, резкое улучшение радиосвя*- зи с судами рыбодобываюйцёг^ флота любых районов мирового океана. Объединение только двух наших радиоцентров ММФ и рыб-: ной промышленности в Мурманске имело бы очень большое значе ние. В самом деле, почему бы кол легии главка не обсудить хотя бы раз вопросы радиосвязи и разра ботать мероприятия по ее улучш^ч нию. А вопросов, которые требуй ют неотложного решения, накопи лось много. Объединение средстй радиосвязи, обеспечение р^-: дностанций пишущими шинками и электронными клк?-: чами; сокращение рабочего време ни судовых радиооператоров Ь др. Эти вопросы немаловажные, я решить их надо незамедлительна. К. ХАЗОВ, начальник радио станции транспортного рсф- рижератора «Ииан Айвазов ский».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz