Рыбный Мурман. 1965 г. Июль.
А . В . А Б А К У М О В К . В . А Р Д Р . И В П . И. Г О Р О Д И Л О В А . Я- М А К Л А К О В В . Я . О Р Л И К О В Д Д , И . Ш А Й Т А Н О В П. Ф , Т Е Л О В В . А . П О П О В СЧАСТЬЯ НА ЗЕМЛЕ Г В А Р Д Е Й Ц Ы П Р О М Ы С Л О В Ы Х T P A G G ВО СЛАВУ РОДИНЫ ЛЮБИМОМ, во имя он с КУРСА Есть у Hdc такая замечательная советская песня — «Марш энтузиастов». Очень правильно говорится в ней, что нам нет преград ни в море, ни на суше... Советскому чело веку доступно все, будь на то его воля и ясность цели. В эгой связи мне хо чется рассказать о судь бе одного иу^ уь замеча тельных *'*®вджеников моря, которыми по праву гордится коллектив тралового фло та, которые составляют его золотой фонд. Как и многим его сверстникам, мальчишке военных лет Владимиру Мусииову но / 1 П Г П Т 1 П Г Г пришлось в свое время I I I j 1 I | 1 | | I закончить школу. P a n o J[J[ J j у I I J пошел работать, а пят надцать лет назад двадцатилетним парнем Мусинов пришел к нам в траловый флот. За плечами — шесть классов школы. С таким образо ванием в наше время, как говорится, крутых высот не возь мешь. И Владимир твердо решил — учиться. Окончил кур сы старших мастеров по добыче рыбы. Около трех лет рабо тал по специальности, показав себя человеком трудолюби вым, мужественным. 11а флот приходила новая техника — корабли с современ ным элекгрорадионавигацнонным оборудованием. Владимир откровенно восхищался молодыми судоводителями, управля ющими этой сложной техникой. Решил — буду штурманом! Я не знаю, каких усилий стоило ему поступить на кур сы штурманов малого плавания. Во всяком случае, закончил он их успешно и, как один из лучших выпускников, был на значен на должность второго помощника капитана. Зареко мендовал себя способным специалистом и умелым организато ром, благодаря чему уже через два года его назначили стар шим помощником капитана БМРТ «Ижевск». Трудными морскими путями шел дальше к намеченной цели Владимир Мусинов. Поступил в заочную среднюю шко лу моряков, ночами просиживал за учебниками. Трудно бы ло. Но от своего не отступился. В 1959 году успешно закон чил десять классов и тогда же поступил на курсы штурма нов дальнего плавания. 15 заключение можно сказать, что Владимир Федорович Мусинов — человек с железным характером, который с на меченного курса не собьется. В ПИН году он заочно закон чил Мурманское мореходное училище, а теперь учится в выс шем мореходном. Правда, сейчас ему с учебой несравнимо грудное — уже три года он капитан-директор большого морозильного трауле ра «Хабаровск». А тут работы, хоть отбавляй. Капитан в от вете за все. По верится, что все будет так, к*к намечено. А. З Л Б О РЩ И К О В , старший инспектор Отдела кадров тралового флота. Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Д Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л А к . т ю л я п и н . П О Л Я Р Н А Я В О Л Н А Прибоем берег драится. За мной Тюва-губа, В просторах моря Варенца Легла моя судьба. Под ветром судно кренится. Накатни и сильна Шумит, играет, пенится Полярная волна. Как я, на курсе заданном, И в штиль, и на ветру. Мой друг на Дальнем Западе, В Атлантике мой друг. Пред ними верен слову я , Пас общая борьба, Сдружила промысловая Рыбацкая судьба. Немало нами пройдено, По день и ночь вдали, Во славу нашей Родины На курсе корабли. Под ветром судно кренится. Накатна и гильна Шумит, игреет, пенится Полярная волна. j™ Наши интервью J/J Я. С. БУ Р ГУ Т ТО , начальник рыбного порта. Коллектив порта досрочно выполнил обязательства, при нятые ко Дню рыбака. Сверх плана переработано более 100 тысяч тонн. Себестоимость обработки одной тонны снизили на 15 копеек. Второй год порт работает рентабельно. За по л у год и е получена прибыль в 100— 150 тысяч рублен. Этот успех нами достигнут благодаря введению новых мощностей, инициативе рабочих, нарастающему повышению производительности труда. Смонтированы и введены в строй два портальных крапа, построены две колен железнодорож ного пути на глубоководном ппрсе. Это дало возможность разгружать плавбазы, рефрижераторы, большие морозильные траулеры по методу: судно— вагон и, таким образом, уско рить .обработку судов, сэкономить значительные средства. В. И. К Р УМ И Н , генеральный директор судоверфи. Мурманские судоремонтники стараются идти в йогу с ры баками. Полугодовой план по валовой продукции объедине нием выполнен на 101,6 процента. По производительности тру да — на 102,9 процента. По итогам за пять месяцев мы сни зили себестоимость на 1,6 процента и получили 332 тысячи рублей прибыли. В целом по фирме ко Дню рыбака мы имеет досрочиость на ремонте кораблей в 584 судо-суток. Сейчас строится новый слиповын цех, новые причалы, мон тируются крапы на доке и на причале. Это позволит ускорить судоремонт и повысить его качество. В дни подготовки ко Дню рыбака на предприятиях создано вновь 75 бригад, выда ющих гарантийные паспорта на отдельные механизмы, узлы. Например, бригады слесарей С. А. Савнчева и А. А. Макси мова выдали по 4 гарантийных паспорта. Бригада слесарей Г1. И. Доискова — три комплексных гарантийных паспорта. На С Р З JVi? 1 четыре паспорта на механизмы выдала бригада слесарей Н. Н. Караваева, на 2-м заводе — бригада И. Л. Чаурова. От паспортов на механизмы, узлы мы переходим к выдаче гарантийных паспортов в целом на судно. Такой паспорт получил БМ Р Т «Пушкин». Как подарок судоремо-нгников к празднику, сегодня на 12 суток раньше срока выпускается из ремонта траулер «Спут ник». М. И. С Л ЗЫ К И Н , директор рыбокомбината. В 66 пунктов Советского Союза, в 14 зарубежных стран поставляет продукцию Мурманский рыбокомбинат. И в это полугодие мы успешно выполнили план по экспортным по ставкам на К убу — по рыбе и рыбьему жиру, в Италию — по клипфиску, по продукции для Греции и других стран. Рабочие, инженерно-технические работники борются за честь заводской марки — высокое качество, лучшие мировые стандарты, расширение ассортимента. К праздничному столу мурманчане получат три новых вида рыбацких пирогов, чебу реки с рыбой, нарезанные балыки палтуса и морского окуня в целлофановой упаковке. Выпускается атлантическая сельдь в банке 120 граммов со специальной праздничной этикеткой. Новинкой для покупателей явится «Заполярное рыбное ассорти». Г. И. М А Л Ы Ш Е В , директор лесотарного комбината. Коллектив нашего комбината 24 июня завершил полугодо вой план. Ко Дню рыбака сверх плана выпущено продукции па 281 тысячу рублей. Первое место в соревновании занима ет бошдарпо-сушильиый цех. Имя начальника цеха А. Г. В о роновой занесено на Доску почета газеты «Рыбный Мурман». Перевыполнили обязательства ящичный и картонажный цехи. Постройка агрегата санитарной обработки бочек, внедре ние бесиеревалочнон перевозки клепки значительно ускорили производственный процесс и повысили качество тары, снизили себестоимость. План но производительности труда на одного работающего за первое полугодие составил 106,2 процента. р Е Д К О случается так, что три моряка — отец Александр Карпович Ильин, сыновья Игорь и Виктор после долгого плавания в Атлантике встречаются вместе. А соберутся — разговоров хва тает на всю ночь. Семья Ильиных — маленький экипаж. Александр Карпович — капитан, Виктор — мастер по обработке рыбы, а Игорь плавает матросом. И отец, видавший всякое за долгую ра боту во флоте, вправе спросить: — А ну-ка, сынки, поверни тесь, да покажите, как вас море понянчило. Ракушками не оброс ли? И радуется старый моряк, гля дя на своих крепких, плечистых сыновей. Не заметил, как вырос- 'ли . Кажется, сам еще. недавно с комсомольской путевкой в карма не приехал сюда на Север стро ить судоремонтный завод. На стройке Саша Ильин не за держался. Потянуло к морю. Поступил матросом в «Мурман- сельдь». В далеких многомесяч ных рейсах овладевал нелегкой профессией рыбака. Перед вой ной доверили командовать кате ром службы связи. А в суровую годину перешел с мирного судна на боевой катер. Война принесла много бед. Го род, ставший уже родным, лежал в развалинах. Одиноко возвыша лись над пепелищами остовы печных труб. Сгорел и тот барак, где до войны жила семья. Жена и двое детей вернулись из эваку ации. Жизнь нужно было начи нать сначала. Александр Карпович поступил в учебно-курсовой комбинат. Поактики было достаточно, тре бовалась теоретическая подготов ка. День за днем изучал морские науки: навигацию, астрономию, лоцию. Через год получил диплом штурмана. И снова в морс. Сна чала третьим помощником капи тана, потом вторым, старшим. В 1946 году пошел капитаном. Море стало для него привычным, обязательным и родным. Возвращаясь из плавания, отец приносил с собой соленый запах морского ветра, рыбы и еще че го-то неповторимого и романтич ного. Каждый такой приход был праздником. Сыновья, не избало ванные лаской отца, уходившего в рейс на несколько месяцев, требовали рассказов о море. О чем было говорить? О жестоких штормах или о том, как но сут кам не спали, обкалывая лед с реллингов, такелажа, надстроек судна. А, может, о том, как, па дая от усталости, убирали улов. Александр Карпович не знал, что своими простыми рассказами пробуждал в сыновьях уважение к нелегкому рыбацкому труду. А если бы знал, жалеть не стал бы. Где-то подсознательно таилось желание, чтобы дети также оку нулись в полную тревог и осо бых радостей жизнь моряка. И первым ушел в море Виктор. Направили на траулер, которым командовал отец. Судно тогда стояло в ремонте. Вместо моря, свирепых штормов, о которых мечтает каждый начинающий плавать, пришлось взять в руки шкрябку, кисть и с утра до ве чера очищать корабль от ржав чины, красить. Отец поучал: — Кисть-то держи вот так, да поворачивай се время от време ни, чтобы равномерно изиашива** лась. Краску растирай лучше. В первый свой рейс Виктор ушел все-таки не с отцом. Отец остался на берегу. Такое теперь иногда случается — не разреша ют врачи. Немного подлечат, и Александр Карпович, не разду мывая, уходит на промысел. В дальние районы все равно не от пускают. Работает в Баренцевом море, ловит треску. А в суровую Атлантику идут сыновья. Виктор сейчас на среднем рыболовном траулере «Ижма», а Игорь — на «Вытегре». Игорю довелось работать и с отцом. — Спрашивал больше, чем с других, — смущенно улыбаясь, говорит он. В море не может быть сынков и пасынков. А что спрашивал больше, чем с других, так это полезно. Только, посылая крепить сорванный штормовой волной брезент, бывало крикнет: «Будь осторожен», — и до боли в суставах стиснет руки. Тридцать с лишним лет. Как быстро они пролетели. Вот уже и сыновья не новички в море. Вик тор ходит четыре года, Игорь — шесть. Крепко приросли к рыбац кому делу. Игорь собирается поступать в ШУКС на судоводи тельское отделение. Подрастают и - двое других сыновей. Володя пе решел в седьмой класс, Женя — в восьмой. Дорога отца стала дорогом его сыновей. В. Х Р Я Ш К О В . НА СНИМНЕ (слева направо): Алеисандр Карпович ИЛЬИН и его сыновья Виитор и Игорь. П р я ж и м а я С| из того поколения, которое сегодня л называют ветеранами тралового флота. Это мои сверстники 45 лет тому назад но указанию Ленина пришли сюда создавать промысловый флот. Мы вправе гордиться тем, что дело, которое нам вы пала честь начинать, сейчас получило та кой расцвет и такой размах. Пусть не посетует молодежь на то, что сегодня мне хочется еще раз вспомнить и напомнить, как мы, ветераны, работали, чтобы, принимая эстафету, вы, молодые моряки, так же, как и мы,, гордились про фессией рыбака, знали о традициях отцов, чтобы не роняли морской чести и достоин ства, чтобы нашу эстафету несли вперед и знали, что мы поможем и советом, и доб рым словом. Мне довелось в море ходить с малолет ства. Зуйком был. А когда приехал в Мур манск, уже крепко знал, что такое рыба, уважал труд тех, кто промышлял ее. Ду маю, не стоит рассказывать, как нам при ходилось работать на шняках и елах. Ка торжный был труд. Только Советская власть дала рыбаку все то, о чем мы в мо лодости только в самых тайниках души мечтали. Да разве можно себе было пред ставить, какие будут корабли? И еще одним доказательством заботы партии и правительства о рыбаках стало учреждение ежегодного празднования Дня рыбака. С каждым годом флот растет. И техника выросла. Не сравнишь, как мы в тридцатые годы вручную выбирали трал, крючками бобинцы подбирали. В 1932 году стали технику применять — поставили кормовые стрелы, сушилку вооружили, стали лебедкой трал подни мать. Пришлось мне на ремонте доковать БМРТ «Некрасов'). Жалею, что по состоянию здоровья не довелось мне походить на та ких великолепных судах. Познакомился я с «Некрасовым» и не вольно вспоЗиил: в 1930 году плавал я на траулере «Сайда». Все матросы — 12 че ловек, жили в одном кубрике. Тут же ку шали, тут же отдыхали, тут и рабочею одежду сушили. Но жили дружно, уважи тельно относились друг к другу. Не при помню я ни ссор, ни пьянок. Не было их. Слово капитана — закон. Никто и никогда не позволил себе отстать от рейса или опо здать к отходу. Мы считали это позорным. Многолетняя жизнь на морс дает мне право сказать, что настоящие моряки — люди мужественные, самоотверженные в труде и в дружбе, верные в любви. Вспоминается мне один рейс в 1948 го ду на траулере «Комсомолец». Один ураган перенесли, пока на Демидовской банке ра ботали. Потом мы получили сообщение, что у Кильдинской банки есть подходы круп ной ровной трески. До конца рейса 5 су ток. Запросил разрешения перейти на Кильдинскую банку. Получил «добро». Сделали два траления. К 16 часам море словно замерло, стих ветер. И вдруг сразу гребни волн пеной понесло, а мы с тралом идем. Когда мы получили сообщение об ура гане, он уже бушевал вовсю. Трал правый не смогли подвязать, доски траловые оста лись незаведенными. Рыбмастер Богданов и засольщик Моисеев задраивали трюмы, ко гда палубу накрыла огромная волна. Мои сеев удержался чудом, а Богданова под ле бедку забило. С палубы оборвало все, и ан тенну в том числе. Дверь невозможно от крыть. Стемнело. Не вижу, что у меня на па лубе, не знаю, кто .где остался. 12 часов шел носом на волну курсом к северу. Г у левой машинки не было. Штурвал ручной. Предупредил матроса — держать крепче! Он зазевался, когда корма поднялась над водой, винт сработал вхолостую, руль вы пустил. Мы втроем едва матроса поймали в рубке, так он полетел. Все лицо ему стеклами порезало. Моисеев, засольщик Кузнецов, боцман, матросы все же в^е на палубе сделали. Па никеров не было. Когда пришли в порт — там радость: «Комсомолец» появился!» Связи-то не было, пас и потеряли. С того времени хранится у Меня Почет ная грамота обкома КПСС. Такие же гра моты были вручены Богданову, Моисееву, Кузнецову. С девяти лет плавал, такого урагана не видывал. А никто не ушел с корабля. Богданов отлежался в больнице и снова вернулся к нам. Вот что такое му жество, верность и любовь к морю. Почти всю жизнь я прожил в Мурман ске. И слежу за своими учениками, раду юсь их успехам, горжусь ими. 8 лет пла вал со мной ныне Герой Социалистическо го Труда Навел Иванович Городилов. Во время войны был он и матросом и пушка рем. Старпомом ходил со мной Николай Ни колаевич Вшивков, третьим помощником был Феликс ‘ Иванович Новосельский. Не гнушались бывало никакой матросской ра боты. Все умели делать: и рыбу ловить, и шкерить, и трал починить. Хорошие капи таны стали. У нас, ветеранов, учеников много. В верных руках эстафета. Орден Ленина, орден Трудового Красно го Знамени, медали за оборону Советского Заполярья и За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны — так Ро дина отметила мой труд на море. Сейчас уже я на пенсии. Под Ленингра дом обосновался старость коротать. Ан нет, потянуло к кораблям, к морю, к соленому ветру и крикам чаек, к запаху рыбы, к родным голосам возвращающихся в порг грузно осевших судов. На ремонте вот ра ботаю. Сегодня я сердечно поздравляю промыс ловиков флота с первым в истории Днем рыбака. Желаю хорошего здоровья, успе хов в труде, в совершенствовании рыбац кого и судоводительского мастерства, ус пешного выполнения рейсовых заданий. И хочется мне сказать молодежи флота: «Наше поколение пионеров тралового фло та передает вам эстафету и верит, что вы понесете ее достойно, будете беречь честь моряка рыболовного флота, умножать его славные традиции». П. Б А Е В , член КПСС , напитан, пен сионер. эст а ету
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz