Рыбный Мурман. 1965 г. Июль.

А . В . А Б А К У М О В К . В . А Р Д Р . И В П . И. Г О Р О Д И Л О В А . Я- М А К Л А К О В В . Я . О Р Л И К О В Д Д , И . Ш А Й Т А Н О В П. Ф , Т Е Л О В В . А . П О П О В СЧАСТЬЯ НА ЗЕМЛЕ Г В А Р Д Е Й Ц Ы П Р О М Ы С Л О В Ы Х T P A G G ВО СЛАВУ РОДИНЫ ЛЮБИМОМ, во имя он с КУРСА Есть у Hdc такая замечательная советская песня — «Марш энтузиастов». Очень правильно говорится в ней, что нам нет преград ни в море, ни на суше... Советскому чело­ веку доступно все, будь на то его воля и ясность цели. В эгой связи мне хо­ чется рассказать о судь­ бе одного иу^ уь замеча­ тельных *'*®вджеников моря, которыми по праву гордится коллектив тралового фло­ та, которые составляют его золотой фонд. Как и многим его сверстникам, мальчишке военных лет Владимиру Мусииову но / 1 П Г П Т 1 П Г Г пришлось в свое время I I I j 1 I | 1 | | I закончить школу. P a n o J[J[ J j у I I J пошел работать, а пят­ надцать лет назад двадцатилетним парнем Мусинов пришел к нам в траловый флот. За плечами — шесть классов школы. С таким образо­ ванием в наше время, как говорится, крутых высот не возь­ мешь. И Владимир твердо решил — учиться. Окончил кур­ сы старших мастеров по добыче рыбы. Около трех лет рабо­ тал по специальности, показав себя человеком трудолюби­ вым, мужественным. 11а флот приходила новая техника — корабли с современ­ ным элекгрорадионавигацнонным оборудованием. Владимир откровенно восхищался молодыми судоводителями, управля­ ющими этой сложной техникой. Решил — буду штурманом! Я не знаю, каких усилий стоило ему поступить на кур­ сы штурманов малого плавания. Во всяком случае, закончил он их успешно и, как один из лучших выпускников, был на­ значен на должность второго помощника капитана. Зареко­ мендовал себя способным специалистом и умелым организато­ ром, благодаря чему уже через два года его назначили стар­ шим помощником капитана БМРТ «Ижевск». Трудными морскими путями шел дальше к намеченной цели Владимир Мусинов. Поступил в заочную среднюю шко­ лу моряков, ночами просиживал за учебниками. Трудно бы­ ло. Но от своего не отступился. В 1959 году успешно закон­ чил десять классов и тогда же поступил на курсы штурма­ нов дальнего плавания. 15 заключение можно сказать, что Владимир Федорович Мусинов — человек с железным характером, который с на­ меченного курса не собьется. В ПИН году он заочно закон­ чил Мурманское мореходное училище, а теперь учится в выс­ шем мореходном. Правда, сейчас ему с учебой несравнимо грудное — уже три года он капитан-директор большого морозильного трауле­ ра «Хабаровск». А тут работы, хоть отбавляй. Капитан в от­ вете за все. По верится, что все будет так, к*к намечено. А. З Л Б О РЩ И К О В , старший инспектор Отдела кадров тралового флота. Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Д Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л А к . т ю л я п и н . П О Л Я Р Н А Я В О Л Н А Прибоем берег драится. За мной Тюва-губа, В просторах моря Варенца Легла моя судьба. Под ветром судно кренится. Накатни и сильна Шумит, играет, пенится Полярная волна. Как я, на курсе заданном, И в штиль, и на ветру. Мой друг на Дальнем Западе, В Атлантике мой друг. Пред ними верен слову я , Пас общая борьба, Сдружила промысловая Рыбацкая судьба. Немало нами пройдено, По день и ночь вдали, Во славу нашей Родины На курсе корабли. Под ветром судно кренится. Накатна и гильна Шумит, игреет, пенится Полярная волна. j™ Наши интервью J/J Я. С. БУ Р ГУ Т ТО , начальник рыбного порта. Коллектив порта досрочно выполнил обязательства, при­ нятые ко Дню рыбака. Сверх плана переработано более 100 тысяч тонн. Себестоимость обработки одной тонны снизили на 15 копеек. Второй год порт работает рентабельно. За по­ л у год и е получена прибыль в 100— 150 тысяч рублен. Этот успех нами достигнут благодаря введению новых мощностей, инициативе рабочих, нарастающему повышению производительности труда. Смонтированы и введены в строй два портальных крапа, построены две колен железнодорож­ ного пути на глубоководном ппрсе. Это дало возможность разгружать плавбазы, рефрижераторы, большие морозильные траулеры по методу: судно— вагон и, таким образом, уско­ рить .обработку судов, сэкономить значительные средства. В. И. К Р УМ И Н , генеральный директор судоверфи. Мурманские судоремонтники стараются идти в йогу с ры­ баками. Полугодовой план по валовой продукции объедине­ нием выполнен на 101,6 процента. По производительности тру­ да — на 102,9 процента. По итогам за пять месяцев мы сни­ зили себестоимость на 1,6 процента и получили 332 тысячи рублей прибыли. В целом по фирме ко Дню рыбака мы имеет досрочиость на ремонте кораблей в 584 судо-суток. Сейчас строится новый слиповын цех, новые причалы, мон­ тируются крапы на доке и на причале. Это позволит ускорить судоремонт и повысить его качество. В дни подготовки ко Дню рыбака на предприятиях создано вновь 75 бригад, выда­ ющих гарантийные паспорта на отдельные механизмы, узлы. Например, бригады слесарей С. А. Савнчева и А. А. Макси­ мова выдали по 4 гарантийных паспорта. Бригада слесарей Г1. И. Доискова — три комплексных гарантийных паспорта. На С Р З JVi? 1 четыре паспорта на механизмы выдала бригада слесарей Н. Н. Караваева, на 2-м заводе — бригада И. Л. Чаурова. От паспортов на механизмы, узлы мы переходим к выдаче гарантийных паспортов в целом на судно. Такой паспорт получил БМ Р Т «Пушкин». Как подарок судоремо-нгников к празднику, сегодня на 12 суток раньше срока выпускается из ремонта траулер «Спут­ ник». М. И. С Л ЗЫ К И Н , директор рыбокомбината. В 66 пунктов Советского Союза, в 14 зарубежных стран поставляет продукцию Мурманский рыбокомбинат. И в это полугодие мы успешно выполнили план по экспортным по­ ставкам на К убу — по рыбе и рыбьему жиру, в Италию — по клипфиску, по продукции для Греции и других стран. Рабочие, инженерно-технические работники борются за честь заводской марки — высокое качество, лучшие мировые стандарты, расширение ассортимента. К праздничному столу мурманчане получат три новых вида рыбацких пирогов, чебу­ реки с рыбой, нарезанные балыки палтуса и морского окуня в целлофановой упаковке. Выпускается атлантическая сельдь в банке 120 граммов со специальной праздничной этикеткой. Новинкой для покупателей явится «Заполярное рыбное ассорти». Г. И. М А Л Ы Ш Е В , директор лесотарного комбината. Коллектив нашего комбината 24 июня завершил полугодо­ вой план. Ко Дню рыбака сверх плана выпущено продукции па 281 тысячу рублей. Первое место в соревновании занима­ ет бошдарпо-сушильиый цех. Имя начальника цеха А. Г. В о ­ роновой занесено на Доску почета газеты «Рыбный Мурман». Перевыполнили обязательства ящичный и картонажный цехи. Постройка агрегата санитарной обработки бочек, внедре­ ние бесиеревалочнон перевозки клепки значительно ускорили производственный процесс и повысили качество тары, снизили себестоимость. План но производительности труда на одного работающего за первое полугодие составил 106,2 процента. р Е Д К О случается так, что три моряка — отец Александр Карпович Ильин, сыновья Игорь и Виктор после долгого плавания в Атлантике встречаются вместе. А соберутся — разговоров хва­ тает на всю ночь. Семья Ильиных — маленький экипаж. Александр Карпович — капитан, Виктор — мастер по обработке рыбы, а Игорь плавает матросом. И отец, видавший всякое за долгую ра­ боту во флоте, вправе спросить: — А ну-ка, сынки, поверни­ тесь, да покажите, как вас море понянчило. Ракушками не оброс­ ли? И радуется старый моряк, гля­ дя на своих крепких, плечистых сыновей. Не заметил, как вырос- 'ли . Кажется, сам еще. недавно с комсомольской путевкой в карма­ не приехал сюда на Север стро­ ить судоремонтный завод. На стройке Саша Ильин не за­ держался. Потянуло к морю. Поступил матросом в «Мурман- сельдь». В далеких многомесяч­ ных рейсах овладевал нелегкой профессией рыбака. Перед вой­ ной доверили командовать кате­ ром службы связи. А в суровую годину перешел с мирного судна на боевой катер. Война принесла много бед. Го­ род, ставший уже родным, лежал в развалинах. Одиноко возвыша­ лись над пепелищами остовы печных труб. Сгорел и тот барак, где до войны жила семья. Жена и двое детей вернулись из эваку­ ации. Жизнь нужно было начи­ нать сначала. Александр Карпович поступил в учебно-курсовой комбинат. Поактики было достаточно, тре­ бовалась теоретическая подготов­ ка. День за днем изучал морские науки: навигацию, астрономию, лоцию. Через год получил диплом штурмана. И снова в морс. Сна­ чала третьим помощником капи­ тана, потом вторым, старшим. В 1946 году пошел капитаном. Море стало для него привычным, обязательным и родным. Возвращаясь из плавания, отец приносил с собой соленый запах морского ветра, рыбы и еще че­ го-то неповторимого и романтич­ ного. Каждый такой приход был праздником. Сыновья, не избало­ ванные лаской отца, уходившего в рейс на несколько месяцев, требовали рассказов о море. О чем было говорить? О жестоких штормах или о том, как но сут­ кам не спали, обкалывая лед с реллингов, такелажа, надстроек судна. А, может, о том, как, па­ дая от усталости, убирали улов. Александр Карпович не знал, что своими простыми рассказами пробуждал в сыновьях уважение к нелегкому рыбацкому труду. А если бы знал, жалеть не стал бы. Где-то подсознательно таилось желание, чтобы дети также оку­ нулись в полную тревог и осо­ бых радостей жизнь моряка. И первым ушел в море Виктор. Направили на траулер, которым командовал отец. Судно тогда стояло в ремонте. Вместо моря, свирепых штормов, о которых мечтает каждый начинающий плавать, пришлось взять в руки шкрябку, кисть и с утра до ве­ чера очищать корабль от ржав­ чины, красить. Отец поучал: — Кисть-то держи вот так, да поворачивай се время от време­ ни, чтобы равномерно изиашива** лась. Краску растирай лучше. В первый свой рейс Виктор ушел все-таки не с отцом. Отец остался на берегу. Такое теперь иногда случается — не разреша­ ют врачи. Немного подлечат, и Александр Карпович, не разду­ мывая, уходит на промысел. В дальние районы все равно не от­ пускают. Работает в Баренцевом море, ловит треску. А в суровую Атлантику идут сыновья. Виктор сейчас на среднем рыболовном траулере «Ижма», а Игорь — на «Вытегре». Игорю довелось работать и с отцом. — Спрашивал больше, чем с других, — смущенно улыбаясь, говорит он. В море не может быть сынков и пасынков. А что спрашивал больше, чем с других, так это полезно. Только, посылая крепить сорванный штормовой волной брезент, бывало крикнет: «Будь осторожен», — и до боли в суставах стиснет руки. Тридцать с лишним лет. Как быстро они пролетели. Вот уже и сыновья не новички в море. Вик­ тор ходит четыре года, Игорь — шесть. Крепко приросли к рыбац­ кому делу. Игорь собирается поступать в ШУКС на судоводи­ тельское отделение. Подрастают и - двое других сыновей. Володя пе­ решел в седьмой класс, Женя — в восьмой. Дорога отца стала дорогом его сыновей. В. Х Р Я Ш К О В . НА СНИМНЕ (слева направо): Алеисандр Карпович ИЛЬИН и его сыновья Виитор и Игорь. П р я ж и м а я С| из того поколения, которое сегодня л называют ветеранами тралового флота. Это мои сверстники 45 лет тому назад но указанию Ленина пришли сюда создавать промысловый флот. Мы вправе гордиться тем, что дело, которое нам вы­ пала честь начинать, сейчас получило та­ кой расцвет и такой размах. Пусть не посетует молодежь на то, что сегодня мне хочется еще раз вспомнить и напомнить, как мы, ветераны, работали, чтобы, принимая эстафету, вы, молодые моряки, так же, как и мы,, гордились про­ фессией рыбака, знали о традициях отцов, чтобы не роняли морской чести и достоин­ ства, чтобы нашу эстафету несли вперед и знали, что мы поможем и советом, и доб­ рым словом. Мне довелось в море ходить с малолет­ ства. Зуйком был. А когда приехал в Мур­ манск, уже крепко знал, что такое рыба, уважал труд тех, кто промышлял ее. Ду­ маю, не стоит рассказывать, как нам при­ ходилось работать на шняках и елах. Ка­ торжный был труд. Только Советская власть дала рыбаку все то, о чем мы в мо­ лодости только в самых тайниках души мечтали. Да разве можно себе было пред­ ставить, какие будут корабли? И еще одним доказательством заботы партии и правительства о рыбаках стало учреждение ежегодного празднования Дня рыбака. С каждым годом флот растет. И техника выросла. Не сравнишь, как мы в тридцатые годы вручную выбирали трал, крючками бобинцы подбирали. В 1932 году стали технику применять — поставили кормовые стрелы, сушилку вооружили, стали лебедкой трал подни­ мать. Пришлось мне на ремонте доковать БМРТ «Некрасов'). Жалею, что по состоянию здоровья не довелось мне походить на та­ ких великолепных судах. Познакомился я с «Некрасовым» и не­ вольно вспоЗиил: в 1930 году плавал я на траулере «Сайда». Все матросы — 12 че­ ловек, жили в одном кубрике. Тут же ку­ шали, тут же отдыхали, тут и рабочею одежду сушили. Но жили дружно, уважи­ тельно относились друг к другу. Не при­ помню я ни ссор, ни пьянок. Не было их. Слово капитана — закон. Никто и никогда не позволил себе отстать от рейса или опо­ здать к отходу. Мы считали это позорным. Многолетняя жизнь на морс дает мне право сказать, что настоящие моряки — люди мужественные, самоотверженные в труде и в дружбе, верные в любви. Вспоминается мне один рейс в 1948 го­ ду на траулере «Комсомолец». Один ураган перенесли, пока на Демидовской банке ра­ ботали. Потом мы получили сообщение, что у Кильдинской банки есть подходы круп­ ной ровной трески. До конца рейса 5 су­ ток. Запросил разрешения перейти на Кильдинскую банку. Получил «добро». Сделали два траления. К 16 часам море словно замерло, стих ветер. И вдруг сразу гребни волн пеной понесло, а мы с тралом идем. Когда мы получили сообщение об ура­ гане, он уже бушевал вовсю. Трал правый не смогли подвязать, доски траловые оста­ лись незаведенными. Рыбмастер Богданов и засольщик Моисеев задраивали трюмы, ко­ гда палубу накрыла огромная волна. Мои­ сеев удержался чудом, а Богданова под ле­ бедку забило. С палубы оборвало все, и ан­ тенну в том числе. Дверь невозможно от­ крыть. Стемнело. Не вижу, что у меня на па­ лубе, не знаю, кто .где остался. 12 часов шел носом на волну курсом к северу. Г у ­ левой машинки не было. Штурвал ручной. Предупредил матроса — держать крепче! Он зазевался, когда корма поднялась над водой, винт сработал вхолостую, руль вы­ пустил. Мы втроем едва матроса поймали в рубке, так он полетел. Все лицо ему стеклами порезало. Моисеев, засольщик Кузнецов, боцман, матросы все же в^е на палубе сделали. Па­ никеров не было. Когда пришли в порт — там радость: «Комсомолец» появился!» Связи-то не было, пас и потеряли. С того времени хранится у Меня Почет­ ная грамота обкома КПСС. Такие же гра­ моты были вручены Богданову, Моисееву, Кузнецову. С девяти лет плавал, такого урагана не видывал. А никто не ушел с корабля. Богданов отлежался в больнице и снова вернулся к нам. Вот что такое му­ жество, верность и любовь к морю. Почти всю жизнь я прожил в Мурман­ ске. И слежу за своими учениками, раду­ юсь их успехам, горжусь ими. 8 лет пла­ вал со мной ныне Герой Социалистическо­ го Труда Навел Иванович Городилов. Во время войны был он и матросом и пушка­ рем. Старпомом ходил со мной Николай Ни­ колаевич Вшивков, третьим помощником был Феликс ‘ Иванович Новосельский. Не гнушались бывало никакой матросской ра­ боты. Все умели делать: и рыбу ловить, и шкерить, и трал починить. Хорошие капи­ таны стали. У нас, ветеранов, учеников много. В верных руках эстафета. Орден Ленина, орден Трудового Красно­ го Знамени, медали за оборону Советского Заполярья и За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны — так Ро­ дина отметила мой труд на море. Сейчас уже я на пенсии. Под Ленингра­ дом обосновался старость коротать. Ан нет, потянуло к кораблям, к морю, к соленому ветру и крикам чаек, к запаху рыбы, к родным голосам возвращающихся в порг грузно осевших судов. На ремонте вот ра­ ботаю. Сегодня я сердечно поздравляю промыс­ ловиков флота с первым в истории Днем рыбака. Желаю хорошего здоровья, успе­ хов в труде, в совершенствовании рыбац­ кого и судоводительского мастерства, ус­ пешного выполнения рейсовых заданий. И хочется мне сказать молодежи флота: «Наше поколение пионеров тралового фло­ та передает вам эстафету и верит, что вы понесете ее достойно, будете беречь честь моряка рыболовного флота, умножать его славные традиции». П. Б А Е В , член КПСС , напитан, пен­ сионер. эст а ету

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz