Рыбный Мурман. 1965 г. Июль.
4 tq ftcm tfu tb ТРАЛОВОГО, Ф л о т а nf Годы семилетки отличаются глубокими качественными из менениями, в работе тралового флота, дальнейшим подъемом творческой инициативы про мысловиков, ростом их куль турно-технического , уровня и коммунистической сознательно сти. Моряки флота накопили бо гатый и ценный опыт в борь бе за технический прогресс, освоение и улучшение эксплу атации новой техники. Флот обогатился современными про мысловыми судами — больши ми морозильными траулерами (БМРТ). Появление их явилось как бы обобщением коллектив ного опыта промысловиков флота, накопленного в течение многолетней эксплуатации ры боловных траулеров, работав ших в Баренцевом морс. Новая техника не только подняла производительность и облегчила условия труда моря ков, но и способствовала повы шению экономической эффек тивности работы. Так, напри мер, в 1963 году БМРТ флота дали 39,5 миллиона рублей прибыли, а траулеры бортово го траления имели 9,3 миллио на рублей убытков. Вылов рыбы на одного рыбака соста вил по БМРТ 805 центнеров, а по бортовым траулерам — 637. Важное значение в улучше нии эксплуатации флота сыгра ло освоение новых промысло вых районов, которое стало воз можным благодаря росту числа добывающих судов с практиче ски неограниченной автоном ностью плавания, с высокой технологической и радиотехни ческой оснащенностью. Развитие добычи рыбы в но вых районах северной части мирового океана создало бла гоприятные условия для улуч шения расстановки судов, для маневрирования флотом, для более полного использования богатств морей и океанов. По скольку производительность флота в большой степени зави сит от состояния сырьевой базы (а в ранее освоенных районах она безусловно ухудшилась), то освоение новых промысловых районов сыграло решающее значение в борьбе за увеличе ние вылова рыбы. В годы семилетки были освоены такие новые районы в Северо-Западной Атлантике, как районы около полуострова Лабрадор, Большая Ньюфаунд лендская банка, банка Джорд жей, началось освоение района пролива Дэвиса. Для улучшения промысловой и технической эксплуатации флота был осуществлен целый комплекс организационно-тех нических мероприятий: внедре на передача готовой продукции с БМРТ на плавбазы, доснабже- иие траулеров в море, усили лась техническая модернизация судов и внедрение новых мето дов лова. Траулеры переведе ны с твердого на жидкое топ ливо, внедрено бесквартропное траление,, освоены новые типы тралов, скоростное и глубоко водное траление, широко при меняется бесконтактный способ передачи рыбы с траулеров на плавбазы и производствен ные рефрижераторы. Все это способствовало тому, что уже в 1959 году флот пре одолел отставание, допущенное в 1956— 1958 годах. Несмот ря на то, что в 1959 году вы лов на 1 час траления был ни же 1958 года на 0,5 центнера, флот выловил рыбы на 49 ты сяч центнеров больше плана и на 476 тысяч центнеров боль ше, чем в 1958 году.. Вылов по БМРТ увеличился на 4,3 тысячи центнеров, по бортовым траулерам — на 1 ,2 тысячи центнера, затраты на 1 рубль товарной продукции снижены на 7 процентов, а убытки уменьшились на 71,6 миллиона рублей, себестои мость снижена на 22 миллиона рублей. Так благодаря творче- го соревнования. За успешное выполнение предсъездовских обязательств коллектив флота решением бюро Мурманского обкома КПСС был занесен на областную Доску почета и в Книгу почета имени XX II съез да КПСС, ‘ За успехи в предсъездовском соревновании траловый флот награжден также Почетной грамотой ВЦСПС. Организатором борьбы кол лектива за выполнение семи- вой и технической эксплуата ции флота, высокое качество продукции, за повышение эко номической эффективности производства. Важное значение в борьбе за повышение качества продукции сыграло движение «свежьеви- ков», развернувшееся по по чину экипажа траулера «Ку- рейка» (капитан В. К. Лысен ко). Если в годы, предшество вавшие семилетке, удельный вес «свежья» падал, то с ню- ВГОДЫ СЕМИЛЕТКИ ской инициативе промыслови ков в первый год семилетки было ликвидировано длитель ное отставание флота и оЗеене- чеи перелом в его работе. Годы семилетки характери зуются новым подъемом социа листического соревнования на флоте. Ведущей' силой стало движение ударников и коллек тивов коммунистического тру да, которое возникло в трало вом флоте по инициативе БМРТ «Добролюбов». Уже к 25 ян варя 1959 года в него вклю чились экипажи 34 траулеров. Особенно бурно и широко раз вернулось это движение в пе риод подготовки к XX II съезду КПСС. К октябрю 1961 года оно уже охватило 138 трауле ров и 7,7 тысячи человек. В настоящее время в движении за коммунистический труд участвуют 195 кораблей и 11.705 человек. В августе 1959 года опыт нейший капитан флота, ныне Герой Социалистического Тру да, Д. И. Шайтанов по примеру калининской текстильщицы Ва* лентины Гагановой перешел с передового траулера «Шексна» на отстающий «Ноллукс». Уже к ноябрю 1960 года экипаж траулера «Ноллукс» выполнил годовой план, опередив сорев нующийся с ним траулер «Амур» Архангельского трало вого флота. За короткий срок Д. И. Шайтанов, вписавший золотую страницу в историю движения за коммунистический труд на флоте, ликвидировал отставание траулеров «Си риус», «Североморск». По при меру Д. И. Шаитанова передо вые опытные капитаны А. Я. Маклаков, С. М. Чернов, Н. Ф. Иизгирев, А. В. Маленко и дру гие перешли на отстающие ко рабли и вывели их в передо вые. Летом 1959 года, когда мо ряки флота поставили перед собой задачу досрочно взять рубежи семилетки, на флоте возникла новая форма социа листического соревнования — парное, которое затем перерос ло в парно-групповое. Зарож дение парного н группового со ревнования (в зависимости от условий промысла) явилось за кономерным результатом роста культурно-технического уров ня, коммунистической созна тельности моряков, глубокого понимания ими задач строи тельства коммунизма. В. И. Ленин указывал, что творцами коммунистического труда являются сами массы. Нарно-групповос соревнование — результат коллективного творчества промысловиков. В 1961— 1963 гг. наши моряки выступили инициаторами со циалистического соревнования среди трудящихся Мурманской области, а в дни подготовки к XX II съезду партии они вы ступили знаменосцами пред съездовского социалистическо- летнего плана выступила флот ская партийная организация. Политическая и трудовая ак тивность моряков, вызванная светлыми идеями XX I и XX II съездов КПСС, Программой пар тии, нашла свое выражение в росте партийной организации флота, которая увеличилась с 1338 (1958 г.) до 2.083 чело век (конец 1964 г.). Из чис ла коммунистов 87 процентов работают непосредственно на промысле. Количество партор ганизаций возросло с 136 (1958 г.) до 202 (конец 1964 г.). Резко улучшился ка чественный состав партийных кадров. Так, к концу 1964 г. из 202 секретарей партийных организаций 168 имели выс шее и среднее образование. Коммунисты показывают личный пример на производст ве, в общественной жизни, упорно совершенствуют свои политические, общеобразова тельные и технические знания, проводят большую массово-по литическую и организаторскую работу, активно поддерживают все новое, передовое. Флотская партийная органи зация добилась коренного пере лома в коммунистическом вос питании моряков, в пропаганде бессмертных идей марксизма- ленинизма. Содержательнее и действеннее стала партийная пропаганда, многообразнее те перь формы и методы партий ной пропаганды и массово- политической работы. Количе ство занимающихся в системе партийного просвещения на флоте увеличилось с 3659 че ловек в 1958— 1959 учебном году до более чем 1 1 тысяч человек в 1964— 1965 учеб ном году. Особенно усилилась в годы семилетки пропаганда экономических и технических знаний. В 1960 году по ини циативе коммунистов БМРТ «Северное сияние» на флоте развернулось движение за овладение минимумом эконо мических знаний. Коммунисты флота выступи ли инициаторами и организа торами замечательных патрио тических движений: движения ударников и бригад коммуни стического труда, последовате лей В. И. Гагановой, парно- группового соревнования, дви жения за улучшение промысло- ля 1960 года он начал быстро расти. В 1964 году этот вид продукции занимал уже до 70,9 процента. В конце прошлого года в траловом флоте развернулось соревнование за вылов 100 ты сяч центнеров на один БМРТ. С этим почином выступил эки паж «Добролюбова». В сорев нований стотысячников участ вуют 18 экипажей больших морозильных траулеров,. По инициативе лучших ма шинных команд траулеров «Гродно», «Сокол», «Вот- кинск» и других в Северном бассейне развернулось соревно вание за отличную эксплуата цию механизмов и увеличение межремонтных периодов, за ре монт техники ^силами экипа жей, за сокращение междурей совых стоянок, путем органи зации так называемых безре монтных стоянок. Выполняя решения XX I и XX II съездов партии, постанов ления ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССР о быстром уве личении производства продук тов народного потребления, моряки тралового флота дают населению нашей страны все больше и больше рыбной про дукции. Вылов рыбы за годы семилетки с , 3,86 миллиона центнеров в 1958 году поднял ся до 5,52 миллиона центне ров в 1964 году. В борьбе за выполнение се милетнего плана на флоте вы росли тысячи передовиков и новаторов производства, актив ных борцов за коммунизм. За выдающиеся успехи в развитии добычи рыбы Указом Президиу ма Верховного Совета СССР от 13 апреля 1963 года было при своено звание Героя Социали стического Труда гг. Городи- лову П. И., Маклакову А. Я., Попову В. А., Телову П. Ф., Шаманову Д. И. Многие работ ники флота были награждены орденами и медалями Совет ского Союза Моряки флота полны реши мости внести свой вклад в борьбу за создание материаль но-технической базы комму низма в нашей стране. А. БЕЗЫМЯНОВ, препо даватель кафедры марк сизма-ленинизма Мур манского высшего море ходного училища. В ПАРТИЙНЫХ \ ОРГАНИЗАЦИЯХ у ч л а л а л а л а л л а л л а л а л а л а У НАТАНКЕРЕ и и Ш ' / '■ ■ 18 октября прошлого года танкер «Дарница» вышел в свой первый рейс. Продолжи тельность его планировалась на> 41 сутки. Но в результате не однократного продления, эки паж находился в море почти 200 суток. В сложных уело-' виях открытого океана танкер снабдил топливом 160 трауле ров. Это позволило продлять пребывание промысловых судов в море иа 3250 судо-суток. По самым минимальным подсче там, за такое время можно вы ловить 200 тысяч центис-ров рыбы. Экипаж танкера «Даравца», применив скороству» «бр*бвт- ку судов, свел до минимума по тери времени на швартовку. В некоторые дни суточный слив топлива достигал 980— 1000 тонн при задании 215— 270 тонн. Среднесуточный слив топлива за рейс составил 602 тонны. Душой коллектива этого трудного рейса была партий-, ная организация. Она сумела сплотить коллектив, возглавить соревнование за успешное про ведение рейса. В этом направ-т лениН велась организаторская и массово-политическая рабо та. Шесть раз коммунисты на партийных собраниях обсуж дали важнейшие вопросы про^ изводственной жизни. Были определены конкретные задачи коммунистов в рейсе, участие командного состава в комму нистическом воспитании моря ков. На открытом партийном собрании обсуждены итоги ра боты экипажа в первом рейсе.- Одно из партийных собраний было посвящено решениям мартовского Пленума ЦК КПСС. В рейсе коммунисты с боль шим интересом изучали пробле мы современности. Учеба в се минаре завершилась теорети ческой конференцией на тему «Марксизм-ленинизм о между народном единстве и сплочен ности коммунистических пар тий». С рефератами на конфе ренции выступили второй по мощник капитана тов. Базанов и четвертый помощник капи тана тов. Шитюк. И. КРАСОВ. Почетпьми грамотами награждены лучшие люди БМРТ «Достоевский». Вот они: (слева направо) мастер по добыче Михаил Тимофее вич Тупев, моторист Юрий Алексеевич Лебедев, рефрн^ жераторный машинист Ми хаил Казимирович Сидлец- кий, старшина вахты Илья Александрович Сыроков, ма трос Александр Андреевич Чекалин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz