Рыбный Мурман. 1965 г. Июль.

4 tq ftcm tfu tb ТРАЛОВОГО, Ф л о т а nf Годы семилетки отличаются глубокими качественными из­ менениями, в работе тралового флота, дальнейшим подъемом творческой инициативы про­ мысловиков, ростом их куль­ турно-технического , уровня и коммунистической сознательно­ сти. Моряки флота накопили бо­ гатый и ценный опыт в борь­ бе за технический прогресс, освоение и улучшение эксплу­ атации новой техники. Флот обогатился современными про­ мысловыми судами — больши­ ми морозильными траулерами (БМРТ). Появление их явилось как бы обобщением коллектив­ ного опыта промысловиков флота, накопленного в течение многолетней эксплуатации ры­ боловных траулеров, работав­ ших в Баренцевом морс. Новая техника не только подняла производительность и облегчила условия труда моря­ ков, но и способствовала повы­ шению экономической эффек­ тивности работы. Так, напри­ мер, в 1963 году БМРТ флота дали 39,5 миллиона рублей прибыли, а траулеры бортово­ го траления имели 9,3 миллио­ на рублей убытков. Вылов рыбы на одного рыбака соста­ вил по БМРТ 805 центнеров, а по бортовым траулерам — 637. Важное значение в улучше­ нии эксплуатации флота сыгра­ ло освоение новых промысло­ вых районов, которое стало воз­ можным благодаря росту числа добывающих судов с практиче­ ски неограниченной автоном­ ностью плавания, с высокой технологической и радиотехни­ ческой оснащенностью. Развитие добычи рыбы в но­ вых районах северной части мирового океана создало бла­ гоприятные условия для улуч­ шения расстановки судов, для маневрирования флотом, для более полного использования богатств морей и океанов. По­ скольку производительность флота в большой степени зави­ сит от состояния сырьевой базы (а в ранее освоенных районах она безусловно ухудшилась), то освоение новых промысловых районов сыграло решающее значение в борьбе за увеличе­ ние вылова рыбы. В годы семилетки были освоены такие новые районы в Северо-Западной Атлантике, как районы около полуострова Лабрадор, Большая Ньюфаунд­ лендская банка, банка Джорд­ жей, началось освоение района пролива Дэвиса. Для улучшения промысловой и технической эксплуатации флота был осуществлен целый комплекс организационно-тех­ нических мероприятий: внедре­ на передача готовой продукции с БМРТ на плавбазы, доснабже- иие траулеров в море, усили­ лась техническая модернизация судов и внедрение новых мето­ дов лова. Траулеры переведе­ ны с твердого на жидкое топ­ ливо, внедрено бесквартропное траление,, освоены новые типы тралов, скоростное и глубоко­ водное траление, широко при­ меняется бесконтактный способ передачи рыбы с траулеров на плавбазы и производствен­ ные рефрижераторы. Все это способствовало тому, что уже в 1959 году флот пре­ одолел отставание, допущенное в 1956— 1958 годах. Несмот­ ря на то, что в 1959 году вы­ лов на 1 час траления был ни­ же 1958 года на 0,5 центнера, флот выловил рыбы на 49 ты­ сяч центнеров больше плана и на 476 тысяч центнеров боль­ ше, чем в 1958 году.. Вылов по БМРТ увеличился на 4,3 тысячи центнеров, по бортовым траулерам — на 1 ,2 тысячи центнера, затраты на 1 рубль товарной продукции снижены на 7 процентов, а убытки уменьшились на 71,6 миллиона рублей, себестои­ мость снижена на 22 миллиона рублей. Так благодаря творче- го соревнования. За успешное выполнение предсъездовских обязательств коллектив флота решением бюро Мурманского обкома КПСС был занесен на областную Доску почета и в Книгу почета имени XX II съез­ да КПСС, ‘ За успехи в предсъездовском соревновании траловый флот награжден также Почетной грамотой ВЦСПС. Организатором борьбы кол­ лектива за выполнение семи- вой и технической эксплуата­ ции флота, высокое качество продукции, за повышение эко­ номической эффективности производства. Важное значение в борьбе за повышение качества продукции сыграло движение «свежьеви- ков», развернувшееся по по­ чину экипажа траулера «Ку- рейка» (капитан В. К. Лысен­ ко). Если в годы, предшество­ вавшие семилетке, удельный вес «свежья» падал, то с ню- ВГОДЫ СЕМИЛЕТКИ ской инициативе промыслови­ ков в первый год семилетки было ликвидировано длитель­ ное отставание флота и оЗеене- чеи перелом в его работе. Годы семилетки характери­ зуются новым подъемом социа­ листического соревнования на флоте. Ведущей' силой стало движение ударников и коллек­ тивов коммунистического тру­ да, которое возникло в трало­ вом флоте по инициативе БМРТ «Добролюбов». Уже к 25 ян­ варя 1959 года в него вклю­ чились экипажи 34 траулеров. Особенно бурно и широко раз­ вернулось это движение в пе­ риод подготовки к XX II съезду КПСС. К октябрю 1961 года оно уже охватило 138 трауле­ ров и 7,7 тысячи человек. В настоящее время в движении за коммунистический труд участвуют 195 кораблей и 11.705 человек. В августе 1959 года опыт­ нейший капитан флота, ныне Герой Социалистического Тру­ да, Д. И. Шайтанов по примеру калининской текстильщицы Ва* лентины Гагановой перешел с передового траулера «Шексна» на отстающий «Ноллукс». Уже к ноябрю 1960 года экипаж траулера «Ноллукс» выполнил годовой план, опередив сорев­ нующийся с ним траулер «Амур» Архангельского трало­ вого флота. За короткий срок Д. И. Шайтанов, вписавший золотую страницу в историю движения за коммунистический труд на флоте, ликвидировал отставание траулеров «Си­ риус», «Североморск». По при­ меру Д. И. Шаитанова передо­ вые опытные капитаны А. Я. Маклаков, С. М. Чернов, Н. Ф. Иизгирев, А. В. Маленко и дру­ гие перешли на отстающие ко­ рабли и вывели их в передо­ вые. Летом 1959 года, когда мо­ ряки флота поставили перед собой задачу досрочно взять рубежи семилетки, на флоте возникла новая форма социа­ листического соревнования — парное, которое затем перерос­ ло в парно-групповое. Зарож­ дение парного н группового со­ ревнования (в зависимости от условий промысла) явилось за­ кономерным результатом роста культурно-технического уров­ ня, коммунистической созна­ тельности моряков, глубокого понимания ими задач строи­ тельства коммунизма. В. И. Ленин указывал, что творцами коммунистического труда являются сами массы. Нарно-групповос соревнование — результат коллективного творчества промысловиков. В 1961— 1963 гг. наши моряки выступили инициаторами со­ циалистического соревнования среди трудящихся Мурманской области, а в дни подготовки к XX II съезду партии они вы­ ступили знаменосцами пред­ съездовского социалистическо- летнего плана выступила флот­ ская партийная организация. Политическая и трудовая ак­ тивность моряков, вызванная светлыми идеями XX I и XX II съездов КПСС, Программой пар­ тии, нашла свое выражение в росте партийной организации флота, которая увеличилась с 1338 (1958 г.) до 2.083 чело­ век (конец 1964 г.). Из чис­ ла коммунистов 87 процентов работают непосредственно на промысле. Количество партор­ ганизаций возросло с 136 (1958 г.) до 202 (конец 1964 г.). Резко улучшился ка­ чественный состав партийных кадров. Так, к концу 1964 г. из 202 секретарей партийных организаций 168 имели выс­ шее и среднее образование. Коммунисты показывают личный пример на производст­ ве, в общественной жизни, упорно совершенствуют свои политические, общеобразова­ тельные и технические знания, проводят большую массово-по­ литическую и организаторскую работу, активно поддерживают все новое, передовое. Флотская партийная органи­ зация добилась коренного пере­ лома в коммунистическом вос­ питании моряков, в пропаганде бессмертных идей марксизма- ленинизма. Содержательнее и действеннее стала партийная пропаганда, многообразнее те­ перь формы и методы партий­ ной пропаганды и массово- политической работы. Количе­ ство занимающихся в системе партийного просвещения на флоте увеличилось с 3659 че­ ловек в 1958— 1959 учебном году до более чем 1 1 тысяч человек в 1964— 1965 учеб­ ном году. Особенно усилилась в годы семилетки пропаганда экономических и технических знаний. В 1960 году по ини­ циативе коммунистов БМРТ «Северное сияние» на флоте развернулось движение за овладение минимумом эконо­ мических знаний. Коммунисты флота выступи­ ли инициаторами и организа­ торами замечательных патрио­ тических движений: движения ударников и бригад коммуни­ стического труда, последовате­ лей В. И. Гагановой, парно- группового соревнования, дви­ жения за улучшение промысло- ля 1960 года он начал быстро расти. В 1964 году этот вид продукции занимал уже до 70,9 процента. В конце прошлого года в траловом флоте развернулось соревнование за вылов 100 ты­ сяч центнеров на один БМРТ. С этим почином выступил эки­ паж «Добролюбова». В сорев­ нований стотысячников участ­ вуют 18 экипажей больших морозильных траулеров,. По инициативе лучших ма­ шинных команд траулеров «Гродно», «Сокол», «Вот- кинск» и других в Северном бассейне развернулось соревно­ вание за отличную эксплуата­ цию механизмов и увеличение межремонтных периодов, за ре­ монт техники ^силами экипа­ жей, за сокращение междурей­ совых стоянок, путем органи­ зации так называемых безре­ монтных стоянок. Выполняя решения XX I и XX II съездов партии, постанов­ ления ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР о быстром уве­ личении производства продук­ тов народного потребления, моряки тралового флота дают населению нашей страны все больше и больше рыбной про­ дукции. Вылов рыбы за годы семилетки с , 3,86 миллиона центнеров в 1958 году поднял­ ся до 5,52 миллиона центне­ ров в 1964 году. В борьбе за выполнение се­ милетнего плана на флоте вы­ росли тысячи передовиков и новаторов производства, актив­ ных борцов за коммунизм. За выдающиеся успехи в развитии добычи рыбы Указом Президиу­ ма Верховного Совета СССР от 13 апреля 1963 года было при­ своено звание Героя Социали­ стического Труда гг. Городи- лову П. И., Маклакову А. Я., Попову В. А., Телову П. Ф., Шаманову Д. И. Многие работ­ ники флота были награждены орденами и медалями Совет­ ского Союза Моряки флота полны реши­ мости внести свой вклад в борьбу за создание материаль­ но-технической базы комму­ низма в нашей стране. А. БЕЗЫМЯНОВ, препо­ даватель кафедры марк­ сизма-ленинизма Мур­ манского высшего море­ ходного училища. В ПАРТИЙНЫХ \ ОРГАНИЗАЦИЯХ у ч л а л а л а л а л л а л л а л а л а л а У НАТАНКЕРЕ и и Ш ' / '■ ■ 18 октября прошлого года танкер «Дарница» вышел в свой первый рейс. Продолжи­ тельность его планировалась на> 41 сутки. Но в результате не­ однократного продления, эки­ паж находился в море почти 200 суток. В сложных уело-' виях открытого океана танкер снабдил топливом 160 трауле­ ров. Это позволило продлять пребывание промысловых судов в море иа 3250 судо-суток. По самым минимальным подсче­ там, за такое время можно вы­ ловить 200 тысяч центис-ров рыбы. Экипаж танкера «Даравца», применив скороству» «бр*бвт- ку судов, свел до минимума по­ тери времени на швартовку. В некоторые дни суточный слив топлива достигал 980— 1000 тонн при задании 215— 270 тонн. Среднесуточный слив топлива за рейс составил 602 тонны. Душой коллектива этого трудного рейса была партий-, ная организация. Она сумела сплотить коллектив, возглавить соревнование за успешное про­ ведение рейса. В этом направ-т лениН велась организаторская и массово-политическая рабо­ та. Шесть раз коммунисты на партийных собраниях обсуж­ дали важнейшие вопросы про^ изводственной жизни. Были определены конкретные задачи коммунистов в рейсе, участие командного состава в комму­ нистическом воспитании моря­ ков. На открытом партийном собрании обсуждены итоги ра­ боты экипажа в первом рейсе.- Одно из партийных собраний было посвящено решениям мартовского Пленума ЦК КПСС. В рейсе коммунисты с боль­ шим интересом изучали пробле­ мы современности. Учеба в се­ минаре завершилась теорети­ ческой конференцией на тему «Марксизм-ленинизм о между­ народном единстве и сплочен­ ности коммунистических пар­ тий». С рефератами на конфе­ ренции выступили второй по­ мощник капитана тов. Базанов и четвертый помощник капи­ тана тов. Шитюк. И. КРАСОВ. Почетпьми грамотами награждены лучшие люди БМРТ «Достоевский». Вот они: (слева направо) мастер по добыче Михаил Тимофее­ вич Тупев, моторист Юрий Алексеевич Лебедев, рефрн^ жераторный машинист Ми­ хаил Казимирович Сидлец- кий, старшина вахты Илья Александрович Сыроков, ма­ трос Александр Андреевич Чекалин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz