Рыбный Мурман. 1965 г. Июль.

I Ш т у р м а н Е ГО ИМЕНЕМ названо могу­ чее море, омывающее северо- западные берега нашей страны, — Баренцево. Однако мало кто знает о его путешествиях, мало известно о нем самом. Виллем Баренц родился на гол­ ландском острове Тер-Шеллинг, жил в Амстердаме.' Он был не­ знатного происхождения, к его имени прибавилось лишь отчество (Барент — имя отца), но не фами­ лия. Правда, в некоторых судовых документах изредка проскальзы­ вает фамилия Ван-дер-Шеллинг, однако сам Баренц не подписывал­ ся ею ни в одном из дошедших до нас документов, в том числе в пос­ леднем трагическом письме, спря­ танном перед уходом из бухты Ле­ довая Гавань в печной трубе зи­ мовья. Через 300 лет это письмо было найдено английским моряком Гарднером. В 1593 году голландский купец Мушерон и его компаньоны.пред­ ставили принцу Оранскому проект экспедиции для поисков пути на Дальний Восток. Год спустя три корабля, одним из которых коман­ довал Баренц, отправились в пла­ вание. Экспедиция пробилась толь­ ко до устья Кары, обследовала Петров Вайгач и пролив Югорский Ulap. Баренц требовал нового плава­ ния. Он был убежден, что надо обогнуть Новую Землю с севера. Моряку удалось уговорить куп­ цов: они снарядили еще два ко­ рабля. На одном из них штурма­ ном пошел Баренц. То, что Вил­ лем не стал начальником экспе­ диции, легко объяснимо. Купцы боялись доверить суда и товары человеку, поклявшемуся во что бы то ни стало открыть северо- восточный проход, скорее погиб­ нуть, чем вернуться, не выпол­ нив задачи. Кроме того, Баренц не был дворянином. Тем не менее из дошедших до нас дневников участника экспедиции Геррит-де- В, с к в н р с к и й , географ Фера ясно видно, что Баренц был душой экспедиции и ее фактиче­ ским руководителем. В письме, оставленном в бухте Ледовая Га­ вань, все подписи выведены обыч­ ными буквами, а имя штурмана Баренца прописными. Это плавание было успешным. За два года (1596—1597) голланд­ цы открыли остров Медвежий, архипелаг Шпицберген (причем Шпицберген они обошли с запад­ ной и северной стороны — так да- леко*на север еще не заходил ни­ кто); была составлена первая карта берегов Новой Земли, сделаны первые промеры в мо­ ре между Шпицбергеном и Но­ вой Землей, описания грунта. Геррит-де-Феру удалось сохранить журнал Баренца, где записаны результаты наблюдений, многие из которых до-сих пор не утра­ тили научного значения, а на про­ тяжении четырех столетий служи­ ли единственным климатологиче­ ским материалом по Новой Земле. Даже в 1925 году профессор Ви­ зе в своей работе «Новоземель- ская Бора» широко использовал материалы Баренца. Дневник соратника Баренца Геррит-де-Фера, который тот пи­ сал *и в тесной каюте корабля, и в темной, заваленной снегом избе на первой в истории зимовке, и в маленькой шлюпке, с трудом про­ биравшейся на юг среди льдов вдоль берега Новой Земли, донес до нас рассказ о беспримерном мужестве участников экспедиции. Без карт, с несовершенным нави­ гационным оборудованием, на ут- » лых судах моряки шли в неизве­ стное, открывая земли, собствен­ ной жизнью оплачивая добытые знания. День за днем описывает Гер- КОРОТКАЯ ПАМЯТЬ Память о героях Вели­ кой Отечественной войны святая и вечная память. Никто не забыт и ничто не забыто в сердцах со­ ветских людей. Но как бывает больно, когда люди с короткой памятью могут свести на нет самые высокие поры­ вы и благородные наме­ рения. Мне не забыть день памяти героев «Тумана». Сотни мурманчан—моря­ ков, портовиков, рыбооб­ работчиков, судоремонт­ ников собрались на ми­ тинг. Прочувствованные речи. Цветы. Все было иск­ ренне, сердечно. Перед Домом междурейсового отдыха иа месте будущего памятника экипажу ге ­ роического «Тумана» за­ ложили гранитный ка­ мень. Наступило лето. Нача­ лась реконструкция тер­ ритории, прилегающей к ДМО, и... заветный ка­ мень исчез. Снова пришло лето, и теперь не найти места, где лежал этот ка­ мень. Нет камня, может, забыли и о сооружении памятника? Никто не знает, кто это сделал. Потерян след ви­ новников. А разве его нельзя отыскать? Может быть, найдутся любозна­ тельные следопыты, н*ай- ,дут заветный камень и вместе с другими энтузи­ астами найдут место и средства для увековечи­ вания в металле героиче­ ского подвига «Тумана». И. ГОНИКМАН. рит-де-Фер историю зимовки, ги­ бель товарищей, со спокойным мужеством повествует о безна- дежном положении затертого льдами корабля. «Тогда Виллем, написавший записку... дал нам подписать это письмо... Скатал его в размер мушкетного заряда и повесил в камине...» Этот доку­ мент стоит привести: «Вплоть до сегодняшнего дня мы ожидали и надеялись, что ко­ рабль освободится ото льда, а те­ перь на это очень мало надежды или нет никакой, потому что ко­ рабль крепко окружен льдами. Мы не нашли лучшего решения, как починить наши лодки и при­ готовить все необходимое, чтобы не пропустить время, ибо, не ис­ пользовав его, мы'рискуем погиб­ нуть от холода и нужды. Да и теперь надо бояться, чтобы этого не случилось, так как среди нас есть три или четыре человека, от которых мы не можем ждать ни­ какой помощи; они до такой сте­ пени истощены голодом и неду­ гом, что не обладают силой даже в полчеловека... Мы решили не ждать больше... Все это мы поста­ новили единогласно и подписали I июня 1597 года. Так как сегод­ ня мы готовы, имеем попутный западный ветер и открытое море, мы собрались отплыть...' Подписис Яков Гемскерк, ВИЛЛЕМ БА­ РЕНЦ, Питер Питерсон, Геррит- де-Фер, магистр Ганс Фос, Ленард Генриксон, „ Лаврентий Виллем- сон, Якоб Янсон Шиддам, Питер Корнелиссон, Ян Рейниссон, Якоб Штерренбух». Осталось сказать немногое. 20 июня недалеко от лолуострова Адмиралтейства Баренц скончался от истощения и болезни и был по­ хоронен по морскому обычаю в море. Товарищи его 30 июня встретили русских, которые снаб­ дили голландцев припасами. 19 сентября беспримерное плава­ ние было закончено. В высшем мореходном У третьекурсников сейчас го­ рячая пора — экзамены. Хорошие оцешсн получил Саша Рындин. На пятерки сдают экзамены курсан­ ты судоводительского факульте­ та Владимир Алексеев и Саша Ле­ бединский. Скоро закончится эк­ заменационная сессия, и после от­ дыха у ребят начнется практика. На четвертом курсе еще идут занятия. Экзамены начнутся поз­ лее — с 11 июля. А сейчас кур­ санты повторяют пройденное за год, выбирают темы для дипло­ мов — ведь к сбору материала они должны приступить в море во время практики на рыболовных судах. Алий Якимов облюбовал тему «Обоснование тактико-тех­ нических данных судна-ловца для Баренцева моря», Борис С&мбу- хов — «Применение гидроакусти­ ческих приборов на кошельковом промысле». Курсанты Николай Вишняков я Алий Якимов решили досрочно сдать некоторые экзамены. Они получили отличные оценки. В. АЛЕКСАНДРОВА Орнаменты на сваях S S sS N V ; 45 и S4 5 S S ! V S S S N S45 N S У Sч NN4N5 S S V к S X 1 NSS> S Sк S XSfsS sssss За десять лет работы под водой старшина водолазов Леонид Петрович Анфалов впервые занимается таким непривычным делом —-скру­ пулезно осматривает подвод­ ные части свай причала и, если замечает выступивший сучок или узорный орна­ мент на поверхности, выре­ зает кусочек дерева. На борту водолазного ка­ тера этот деревянный кусо­ чек внимательно осматривает и делает соответствующие записи в книжечке Игорь Николаевич Ильин — науч­ ный сотрудник лаборатория биологии института океано­ логии Академии наук СССР. Бывает, что сучок высту­ пает на поверхности дерева на 1 —2 сантиметра, сама поверхность глубоко изреза­ на причудливыми линиями, выглядит ноздреватой и рых­ лой. Это работа морских дре- воточиц и в первую очередь рачка лимнория. Свая при­ чала, поврежденная древо- точицами, ненадежна, она может прогнуться, деформи­ роваться, а при малейшем толчке переломиться. Экспедиция института океанологии исследует при­ чалы рыбного порта, чтобы выявить степень их повреж- денности морскими древото- чицами. В этом деле И. Н. Ильину активно помогают старшина водолазов Леонид Анфалов, водолаз второго класса Николай Сухарев, весь экипаж катера «Зарни­ ца». Работа экспедиции про­ длится 2— 3 недели. После того, как будет полностью восстановлена картина со­ стояния подводной частя причалов, степень их разру­ шения и повреждения, будут даны рекомендации по уменьшению и предотвраще­ нию вредоносности от мор­ ских древоточиц и сохран­ ности подводных деревян­ ных конструкций причалов. НА СНИМКЕ: вверху — И. Н. ИЛЬИН, внизу —• старшина водолазов Л. П, АНФАЛОВ. К S 1 sкSs . ^‘ SS , S . S . ' I * !•: V. ь I * 1 i<». !! ь ' ; ^ \ s . N . S . \ • S II Ь S 1 V к S ’ 'кS S :s S К NS S 5S * V ! S :> > К > ttcccccccazzzzzzzzzzzzzzzzcaocccccGcccazzzzzzzzzzz^^ К1; s . s . > I м Is . ь V. S1,S',SS'.S', КОНЦЕРТ В ОКЕАНЕ •* ч Ч \ w I • ■ V ^ ^ V WLW ( В о «||,||||ii|iiiiiiiiiiiiiiiiiaiiiiiiiniiiiiif1iifiiii,,i,,i,iilt2ii,,iili,,ilii,iliiiiiiiiiiii| iiiiii|iiiiiii|iiii|i|iiiiiii( II1IJIIIIIIIIHIIII1IIIIIII ВОТ ТАК ТЕРЯЮ ТСЯ ТОННЫ Производство рыбной муки — дело не из легких. Чтобы приготовить ее, нужно затра­ тить немало энергии: электри­ ческой, механической, тепло­ вой. Норой, особенно в летний период, приходится изготов­ лять рыбную муку в помеще­ ния, где температура воздуха бывает свыше GO0. Мы, ма­ шинисты рыбомучных устаяо- вок, стараемся, чтобы каждый грамм рыбной муки попа* в трюм. Но что же получается при выгрузке муки с БМ1Т в тор­ говом порту? Порой сердце кровью обливается. «РЫ БНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654. Сначала муку перегружают в металлических ящиках из трюма на железнодорожные платформы портальным кра­ ном. Платформы все старые, с дырками. Часть муки высы­ пается из дыр и из щелей на причал и под него. Это только первая операция выгрузки. Вторая выглядит еще хуже. Выгруженную на платформы муку перегружают грейфером на самосвалы. При этом мука также сыплется на причал. А когда дует ветер, то при от­ крывании грейфера она летит десятками килограммов. И вот самосвалы с мукой едут из торгового порта в рыбный. Расстояние все-таки немалое. Мука рассыпается по улицам, а на выбоинах так тряхнет самосвал, что из кузо­ ва летят мучные брикеты. Пора бы положить конец такому варварскому обраще­ нию с мукой. Ведь рыбная мука — это очень ценный продукт, который необходим для сельского хозяйства. Неужели нельзя сделать так: нагрузить на платформу муку, взвесить ее на железно- дороленых весах, которые, кстати, есть, и отогнать плат­ форму тепловозом прямо к рыбомучному заводу. Я плаваю на БМРТ уже 10 лет, и за эти годы нет никаких ' изменений в выгрузке муки. Ю. ДМИТРИЕВ, ма­ шинист рыбомучной ус­ тановки БМРТ «Добро­ любов». На многие тысячи миль от родных берегов, в рай­ оне Джорджес-банки, про­ звучала песня о любимой Родине. Ее принесла груп­ па самодеятельных арти­ стов агитбригады Дома междурейсового отдыха промысловиков. С боль­ шим успехом прошел кон­ церт на СРТ-720. После концерта экипаж устроил праздничный обед и от чистого сердца поблаго­ дарил друзей с берега. УЗИНЦЕВ, второй меха­ ник СРТ-720 (По радио). Наши гости—чехословацкие студенты На днях в Мурманск при­ была группа чехословацкой молодежи. Все юноши и де­ вушки — студенты москов­ ских вузов. Они познакомятся с нашим городом, с работой его предприятий, посетят тулом- ский рыбоход. Пятого июля студенты по­ бывали на рыбокомбинате. Они познакомились с работой раз­ делочного, филейного и коп­ тильного цехов. В знак благодарности за ин­ тересную экскурсию гости вы­ ступили перед рабочими рыбо­ комбината с небольшим кон­ цертом. Были исполнены не­ сколько песен на чешской языке, песня «Не спеши» — на русском. Особенно всем за­ помнился танец «Медисон». Наши комсомольцы вручили чехословацким студентам на­ грудные^ значки и вымпел с эмблемой рыбокомбината. Все остались довольны: гос­ ти — интересной экскурсией, хозяева — хорошим концер­ том. И. о. редактора Г. А. ЛЫСЕНКО . Тип. «Полярная правда». Зак. 3906. ПН-04389.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz