Рыбный Мурман. 1965 г. Июль.
I Ш т у р м а н Е ГО ИМЕНЕМ названо могу чее море, омывающее северо- западные берега нашей страны, — Баренцево. Однако мало кто знает о его путешествиях, мало известно о нем самом. Виллем Баренц родился на гол ландском острове Тер-Шеллинг, жил в Амстердаме.' Он был не знатного происхождения, к его имени прибавилось лишь отчество (Барент — имя отца), но не фами лия. Правда, в некоторых судовых документах изредка проскальзы вает фамилия Ван-дер-Шеллинг, однако сам Баренц не подписывал ся ею ни в одном из дошедших до нас документов, в том числе в пос леднем трагическом письме, спря танном перед уходом из бухты Ле довая Гавань в печной трубе зи мовья. Через 300 лет это письмо было найдено английским моряком Гарднером. В 1593 году голландский купец Мушерон и его компаньоны.пред ставили принцу Оранскому проект экспедиции для поисков пути на Дальний Восток. Год спустя три корабля, одним из которых коман довал Баренц, отправились в пла вание. Экспедиция пробилась толь ко до устья Кары, обследовала Петров Вайгач и пролив Югорский Ulap. Баренц требовал нового плава ния. Он был убежден, что надо обогнуть Новую Землю с севера. Моряку удалось уговорить куп цов: они снарядили еще два ко рабля. На одном из них штурма ном пошел Баренц. То, что Вил лем не стал начальником экспе диции, легко объяснимо. Купцы боялись доверить суда и товары человеку, поклявшемуся во что бы то ни стало открыть северо- восточный проход, скорее погиб нуть, чем вернуться, не выпол нив задачи. Кроме того, Баренц не был дворянином. Тем не менее из дошедших до нас дневников участника экспедиции Геррит-де- В, с к в н р с к и й , географ Фера ясно видно, что Баренц был душой экспедиции и ее фактиче ским руководителем. В письме, оставленном в бухте Ледовая Га вань, все подписи выведены обыч ными буквами, а имя штурмана Баренца прописными. Это плавание было успешным. За два года (1596—1597) голланд цы открыли остров Медвежий, архипелаг Шпицберген (причем Шпицберген они обошли с запад ной и северной стороны — так да- леко*на север еще не заходил ни кто); была составлена первая карта берегов Новой Земли, сделаны первые промеры в мо ре между Шпицбергеном и Но вой Землей, описания грунта. Геррит-де-Феру удалось сохранить журнал Баренца, где записаны результаты наблюдений, многие из которых до-сих пор не утра тили научного значения, а на про тяжении четырех столетий служи ли единственным климатологиче ским материалом по Новой Земле. Даже в 1925 году профессор Ви зе в своей работе «Новоземель- ская Бора» широко использовал материалы Баренца. Дневник соратника Баренца Геррит-де-Фера, который тот пи сал *и в тесной каюте корабля, и в темной, заваленной снегом избе на первой в истории зимовке, и в маленькой шлюпке, с трудом про биравшейся на юг среди льдов вдоль берега Новой Земли, донес до нас рассказ о беспримерном мужестве участников экспедиции. Без карт, с несовершенным нави гационным оборудованием, на ут- » лых судах моряки шли в неизве стное, открывая земли, собствен ной жизнью оплачивая добытые знания. День за днем описывает Гер- КОРОТКАЯ ПАМЯТЬ Память о героях Вели кой Отечественной войны святая и вечная память. Никто не забыт и ничто не забыто в сердцах со ветских людей. Но как бывает больно, когда люди с короткой памятью могут свести на нет самые высокие поры вы и благородные наме рения. Мне не забыть день памяти героев «Тумана». Сотни мурманчан—моря ков, портовиков, рыбооб работчиков, судоремонт ников собрались на ми тинг. Прочувствованные речи. Цветы. Все было иск ренне, сердечно. Перед Домом междурейсового отдыха иа месте будущего памятника экипажу ге роического «Тумана» за ложили гранитный ка мень. Наступило лето. Нача лась реконструкция тер ритории, прилегающей к ДМО, и... заветный ка мень исчез. Снова пришло лето, и теперь не найти места, где лежал этот ка мень. Нет камня, может, забыли и о сооружении памятника? Никто не знает, кто это сделал. Потерян след ви новников. А разве его нельзя отыскать? Может быть, найдутся любозна тельные следопыты, н*ай- ,дут заветный камень и вместе с другими энтузи астами найдут место и средства для увековечи вания в металле героиче ского подвига «Тумана». И. ГОНИКМАН. рит-де-Фер историю зимовки, ги бель товарищей, со спокойным мужеством повествует о безна- дежном положении затертого льдами корабля. «Тогда Виллем, написавший записку... дал нам подписать это письмо... Скатал его в размер мушкетного заряда и повесил в камине...» Этот доку мент стоит привести: «Вплоть до сегодняшнего дня мы ожидали и надеялись, что ко рабль освободится ото льда, а те перь на это очень мало надежды или нет никакой, потому что ко рабль крепко окружен льдами. Мы не нашли лучшего решения, как починить наши лодки и при готовить все необходимое, чтобы не пропустить время, ибо, не ис пользовав его, мы'рискуем погиб нуть от холода и нужды. Да и теперь надо бояться, чтобы этого не случилось, так как среди нас есть три или четыре человека, от которых мы не можем ждать ни какой помощи; они до такой сте пени истощены голодом и неду гом, что не обладают силой даже в полчеловека... Мы решили не ждать больше... Все это мы поста новили единогласно и подписали I июня 1597 года. Так как сегод ня мы готовы, имеем попутный западный ветер и открытое море, мы собрались отплыть...' Подписис Яков Гемскерк, ВИЛЛЕМ БА РЕНЦ, Питер Питерсон, Геррит- де-Фер, магистр Ганс Фос, Ленард Генриксон, „ Лаврентий Виллем- сон, Якоб Янсон Шиддам, Питер Корнелиссон, Ян Рейниссон, Якоб Штерренбух». Осталось сказать немногое. 20 июня недалеко от лолуострова Адмиралтейства Баренц скончался от истощения и болезни и был по хоронен по морскому обычаю в море. Товарищи его 30 июня встретили русских, которые снаб дили голландцев припасами. 19 сентября беспримерное плава ние было закончено. В высшем мореходном У третьекурсников сейчас го рячая пора — экзамены. Хорошие оцешсн получил Саша Рындин. На пятерки сдают экзамены курсан ты судоводительского факульте та Владимир Алексеев и Саша Ле бединский. Скоро закончится эк заменационная сессия, и после от дыха у ребят начнется практика. На четвертом курсе еще идут занятия. Экзамены начнутся поз лее — с 11 июля. А сейчас кур санты повторяют пройденное за год, выбирают темы для дипло мов — ведь к сбору материала они должны приступить в море во время практики на рыболовных судах. Алий Якимов облюбовал тему «Обоснование тактико-тех нических данных судна-ловца для Баренцева моря», Борис С&мбу- хов — «Применение гидроакусти ческих приборов на кошельковом промысле». Курсанты Николай Вишняков я Алий Якимов решили досрочно сдать некоторые экзамены. Они получили отличные оценки. В. АЛЕКСАНДРОВА Орнаменты на сваях S S sS N V ; 45 и S4 5 S S ! V S S S N S45 N S У Sч NN4N5 S S V к S X 1 NSS> S Sк S XSfsS sssss За десять лет работы под водой старшина водолазов Леонид Петрович Анфалов впервые занимается таким непривычным делом —-скру пулезно осматривает подвод ные части свай причала и, если замечает выступивший сучок или узорный орна мент на поверхности, выре зает кусочек дерева. На борту водолазного ка тера этот деревянный кусо чек внимательно осматривает и делает соответствующие записи в книжечке Игорь Николаевич Ильин — науч ный сотрудник лаборатория биологии института океано логии Академии наук СССР. Бывает, что сучок высту пает на поверхности дерева на 1 —2 сантиметра, сама поверхность глубоко изреза на причудливыми линиями, выглядит ноздреватой и рых лой. Это работа морских дре- воточиц и в первую очередь рачка лимнория. Свая при чала, поврежденная древо- точицами, ненадежна, она может прогнуться, деформи роваться, а при малейшем толчке переломиться. Экспедиция института океанологии исследует при чалы рыбного порта, чтобы выявить степень их повреж- денности морскими древото- чицами. В этом деле И. Н. Ильину активно помогают старшина водолазов Леонид Анфалов, водолаз второго класса Николай Сухарев, весь экипаж катера «Зарни ца». Работа экспедиции про длится 2— 3 недели. После того, как будет полностью восстановлена картина со стояния подводной частя причалов, степень их разру шения и повреждения, будут даны рекомендации по уменьшению и предотвраще нию вредоносности от мор ских древоточиц и сохран ности подводных деревян ных конструкций причалов. НА СНИМКЕ: вверху — И. Н. ИЛЬИН, внизу —• старшина водолазов Л. П, АНФАЛОВ. К S 1 sкSs . ^‘ SS , S . S . ' I * !•: V. ь I * 1 i<». !! ь ' ; ^ \ s . N . S . \ • S II Ь S 1 V к S ’ 'кS S :s S К NS S 5S * V ! S :> > К > ttcccccccazzzzzzzzzzzzzzzzcaocccccGcccazzzzzzzzzzz^^ К1; s . s . > I м Is . ь V. S1,S',SS'.S', КОНЦЕРТ В ОКЕАНЕ •* ч Ч \ w I • ■ V ^ ^ V WLW ( В о «||,||||ii|iiiiiiiiiiiiiiiiiaiiiiiiiniiiiiif1iifiiii,,i,,i,iilt2ii,,iili,,ilii,iliiiiiiiiiiii| iiiiii|iiiiiii|iiii|i|iiiiiii( II1IJIIIIIIIIHIIII1IIIIIII ВОТ ТАК ТЕРЯЮ ТСЯ ТОННЫ Производство рыбной муки — дело не из легких. Чтобы приготовить ее, нужно затра тить немало энергии: электри ческой, механической, тепло вой. Норой, особенно в летний период, приходится изготов лять рыбную муку в помеще ния, где температура воздуха бывает свыше GO0. Мы, ма шинисты рыбомучных устаяо- вок, стараемся, чтобы каждый грамм рыбной муки попа* в трюм. Но что же получается при выгрузке муки с БМ1Т в тор говом порту? Порой сердце кровью обливается. «РЫ БНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654. Сначала муку перегружают в металлических ящиках из трюма на железнодорожные платформы портальным кра ном. Платформы все старые, с дырками. Часть муки высы пается из дыр и из щелей на причал и под него. Это только первая операция выгрузки. Вторая выглядит еще хуже. Выгруженную на платформы муку перегружают грейфером на самосвалы. При этом мука также сыплется на причал. А когда дует ветер, то при от крывании грейфера она летит десятками килограммов. И вот самосвалы с мукой едут из торгового порта в рыбный. Расстояние все-таки немалое. Мука рассыпается по улицам, а на выбоинах так тряхнет самосвал, что из кузо ва летят мучные брикеты. Пора бы положить конец такому варварскому обраще нию с мукой. Ведь рыбная мука — это очень ценный продукт, который необходим для сельского хозяйства. Неужели нельзя сделать так: нагрузить на платформу муку, взвесить ее на железно- дороленых весах, которые, кстати, есть, и отогнать плат форму тепловозом прямо к рыбомучному заводу. Я плаваю на БМРТ уже 10 лет, и за эти годы нет никаких ' изменений в выгрузке муки. Ю. ДМИТРИЕВ, ма шинист рыбомучной ус тановки БМРТ «Добро любов». На многие тысячи миль от родных берегов, в рай оне Джорджес-банки, про звучала песня о любимой Родине. Ее принесла груп па самодеятельных арти стов агитбригады Дома междурейсового отдыха промысловиков. С боль шим успехом прошел кон церт на СРТ-720. После концерта экипаж устроил праздничный обед и от чистого сердца поблаго дарил друзей с берега. УЗИНЦЕВ, второй меха ник СРТ-720 (По радио). Наши гости—чехословацкие студенты На днях в Мурманск при была группа чехословацкой молодежи. Все юноши и де вушки — студенты москов ских вузов. Они познакомятся с нашим городом, с работой его предприятий, посетят тулом- ский рыбоход. Пятого июля студенты по бывали на рыбокомбинате. Они познакомились с работой раз делочного, филейного и коп тильного цехов. В знак благодарности за ин тересную экскурсию гости вы ступили перед рабочими рыбо комбината с небольшим кон цертом. Были исполнены не сколько песен на чешской языке, песня «Не спеши» — на русском. Особенно всем за помнился танец «Медисон». Наши комсомольцы вручили чехословацким студентам на грудные^ значки и вымпел с эмблемой рыбокомбината. Все остались довольны: гос ти — интересной экскурсией, хозяева — хорошим концер том. И. о. редактора Г. А. ЛЫСЕНКО . Тип. «Полярная правда». Зак. 3906. ПН-04389.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz