Рыбный Мурман. 1965 г. Февраль.

ВС Е НАЧАЛОС Ь С П А У К А ■ШМ\ Февраль — позягдний месяц зимы. Но только не на Севере, Посмотрите, нак мороз превратил ?одопзд в районе Мурмашей в на­ стоящий «ледопад». Завтра — март, весенний месяц. Но еще дол­ го ждать, пока по зтим камням снова зажурчит вода. Фото К Моисеева. Водяной паук, по достоинству оцени» богатство подводной фау­ ны, стал регулярно погружаться в водоемы в поисках «деликате­ сов». Для «удобства» он «изо­ брел» подводный дом, где стал проводить по нескольку недель. О пауке мы вспомнили не слу­ чайно. Ученые многих стран ре­ шают сейчас задачу, как освоить колоссальные богатства, скрытые иа дне моря. Акваланг позволяет человеку опуститься на большую глубину. Однако после заплывов аквалан­ гисты должны подвергаться де­ компрессии. Единственное сред­ ство устранить такое неудобство — отказаться от ежедневных по­ гружении и перейти к жизни под водой. Вот здесь и требуется во­ долазный колокол — выдающее­ ся «изобретение» водяного пау­ ка. Живя в колоколе, опытный ак­ валангист может работать под во­ дой по восемь часов, а затем преспокойно возвращаться «до­ мой». Широкое применение принцип . водолазного колокола получил лишь в последние годы — при созд-ании подводных домов и «по­ селков» (экспедиции Кусто иа глу­ бине 27 метров). Однако особый интерес пред­ ставляют работы американского ученого Эдвина Линка. Несколько лет назад он опустил в колоколе ‘ па глубину 60 метров (давление 7 атмосфер) необычных океанавтов — морских свинок, козу и обезьяну. Живот­ ные словно и не чувствовали по­ гружения. Затем опыты продол­ жили в цилиндре Линка. Только после этого Линк решил перейти к испытанию люден в тех же условиях. Сначала Линк испытывал двух пловцов на «сухое» погружение в своем цилиндре. Оба пробыли 24 часа на «глубине» 90 метров, под давлением 10 атмосфер. В 19G-I году они прошли еще более сложное испытание, прожив в цн- линдре Липка 24 часа под давле­ нием, соответствующим 120 мет­ рам. Чтобы исключить возмож­ ность глубинного наркоза, океа­ навты дышали смесыо из 9G про­ центов гелия и"4 процентов кисло­ рода. Линк предполагал опустить обоих океанавтов—Джона Линд­ берга и Роберта Стеиыоита иа . глубину 130 метров на двое су­ ток. Дом из. резины длиною 2 и вы­ сотой 1,2 метра был закреплен па дне и пригружеи четырьмя тоннами балласта. Дом имел все удобства — электрическое осве­ щение, отопление, телефон, теле­ видение и сложную систему по­ дачи газовой смеси. 30 июня 1964 года оба океанав­ та заняли место в цилиндре Лин­ ка. На глубине 130 метров давле­ ние достигло 14 атмосфер. Выйдя из лифта через нижний люк, оба пловца заняли место в доме. Здесь их ждало много трудно-, стей. Прежде всего колоссальное давление — 14 килограммов на I квадратный сантиметр — в 14 раз больше, чем иа земле. Обо­ рудование почему-то работало плохо. Гелий, избавивший плов- цоз ог глубинного наркоза, ока­ зался и причиной неприятностей. Он — превосходный прово'дник тепла. . Пловец, вдыхающий смесь на основе гелия, мерзнет; так как он значительно быстрее теряет свои драгоценные кало^ рии. Обитатели дома Линка сразу же почувствовали это на себе. Даже при 30 градусах тепла у них буквально зуб на зуб не попадал. И все же экипаж дома успешно перенес испытание, пробыв двое суток на небывалой глубине — 130 метров. Предел ли это? Кусто писал, что подводный дом можно опус­ тить иа глубину 200 метров, а Линк считает, что границу спуска можно отодвинуть гораздо ниже* И в этом его убеждают... белые мыши. Они уже опускались иа чу­ довищную глубину — 1.200 мет­ ров и вели себя так, будто ниче­ го не произошло. Из этого пока рано делать оптимистический вы* вод применительно к человеку. Но где предел — покажут опыты ближайшего будущего. к м а с с а е в : ИХ МЕЧЕТ Группа курсантов 4 курса су­ домеханического факультета выс­ шего мореходного училища' окру­ жила в коридоре невысокого стройного парня с гитарой в ру­ ках. В ловких, умелых руках ги­ тара оживает. Льются чудесные испанские, аргентинские мелодии. А вот и наша задушевная рус­ ская песня «Степь, да степь кру­ гом». Для Владимира Козлова игра на гитаре — любимое " увлеченно. Уже третий год он занимается зтим. И не только он, но и кур­ санты 3 курса Олег Гусаров, Ми­ хаил Суровцев, дипломант Ми­ хаил Ефремов. 7 0 К О Т п е д а г о г и к и Далеко на каждый взрослый человек в состоянии нарисовать слона. Ребятишкам, которых офи­ циально именуют «учащиеся на­ чальных классов», такая задача и вовсе не по плечу. Но что же де­ лать, если слон нужен позарез, а готовой картинки под руками нет? Мужественно преодолевая впол­ не естественную робость, папы и мамы садились рисовать. Они ри­ совали слонов, чайники и водопро­ водные краны, двери и окна, рас­ чески, вилки, ложки, зеркала. Пап и мам можно понять. Они знают, что ученье — свет, а не­ ученье, наоборот, — тьма. А кро­ ме того, они верят и в науку, которая утверждает, что чем раньше дети начнут изучать ино­ странный язык, тем лучше. При­ чем, спросите вы, язык н рисун­ ки? Для наглядности. Она помо­ гает, говорят, преуспеть в науках. Но первоклашки да и дети по­ старше проявляли удивительную неосведомленность в английском языке. А родители* хотели, чтобы детн их учили английский язык уже в начальных классах школы, чтобы преуспевали. Что хотел их «про­ тивник», сложные задания которо­ го они выполняли, выяснилось много позднее. Человек этот ока­ зался с наклонностями Джека- потрошителя и с характером мах­ рового эгоиста. Он нагло потро­ шил родительские карманы и во­ ровал у детей дорогое время, когда лучше всего усваиваются премудрости иностранного языка. Невелик материальный ущерб, зато моральный ущерб, нанесен­ ный сотням детей, весьма су­ щественен. Как и где все это произошло? После Ленинградского мореход­ ного училища Александр Ивано­ вич Федосеев три года отработал штурманом в «Мурмансельди». Сейчас он сменный помощник на мотоботе «Морской», который при- « РЫ БНЫИ МУРМАН» Индекс 55654 надлежит первому судоремонтно­ му заводу. Решил судоводитель совершен­ ствоваться в английском языке. Ну и на доброе, здоровье. Но за вполне благообразной маской спряталось лицо стяжателя. Не зная основ педагогики, методики преподавания, Федосеев решил, изучая язык, практиковаться на детях. Он сначала предложил свои услуги школе № 1. С благосло­ вения бывшего заместителя заве­ дующего гороно тов. Никульчико- ва, штурман взял­ ся за дело. — — —— Было это в про- шлам году. Уро- ( Т ) О П ки, вернее заня- w J I D тия кружка анг­ лийского языка. 1 ■—■■.... ■ шли регулярно, пока новоиспеченный педагог со­ бирал деньги. Потом все пошло через пятое на десятое. Задолго до конца учебного года кружок захирел совсем. В новом учебном году Федо­ сеев тоже прежде всего собрал деньги, но не спешил сдать их в бухгалтерию. — Мы и подумать не могли, что он нас так обманет, — в отчаянии разводит руками директор школы № 1 Александра Кнрсановна Зблыгина. — Ведь 400 рублей бы­ ло собрано! Частично Федосеев вернул шко­ ле деньги после нового года, остальную сумму въедливый бух­ галтер высчитал из причитавшей­ ся «учителю» зарплаты. Прощаясь с педагогическим жучком, от которого школа сочла благоразумным отказаться, Алек­ сандра Кнрсановна попыталась усовестить Федосеева. — Не кажется ли вам, Алек­ сандр Иванович, что вы поступили очень подло? — спросила она. Изумленно распахнув очи, со­ беседник нахально отпарировал: — Нет. Почему же? Просто я поиздержался Женился вот... етон У него и мысли не мелькнуло о непорядочности по отношению к детям, у которых он украл пол­ тора года. Да жучку и некогда было вни­ кать в такие психологические нюансы. Он торопился в другие школы: №№ 14, 23, 33, 35. Где скользнул, как метеор, где закре­ пился. Легкий хлеб почуял и ни­ мало не заботился о том, что об­ воровывает детей. Больше 100 де­ тей в школе № 35, около двухсот — в школе № 14 и т. д. В школах № 35 1—— и № 14 руково­ дители оказались более преду­ смотрительны м и. ____________ Сами деньги со- бирали, сами при­ сутствовали на уроках. И были, можно ска­ зать, довольны «методикой» заня­ тий. Дети, напротив, не уважали «учителя». Когда контролеры на уроках отсутствовали, педагогиче­ ские приемы Федосеева пугали детей. Наташенька М., например, панически боялась «англичанина». Ои кричал на детей, бросал на пол их рисунки. Деятельность жучка заинтересо­ вала финансовые органы. Руково­ дителям школы № 35 было указа­ но на незаконность выплаты такой зарплаты неучу. Директор школы Александр Александрович Бе­ ляев, можно сказать, «прозрел». Побгжал советоваться в гороно. Там согласились, что от жучка, как от явного вредителя, надо отказываться. А вот в школе № 14 еще не сняли розовых очков. Завуч на­ чальных классов Нина Александ­ ровна Березовская, например, со­ всем не встревожена: «У нас все в порядке». Наглости Федосееву не зани­ мать. Не признавая за собой ни­ каких прогрешений, он прячется за авторитет заместителя заведу­ ющего гороно тов. Ильина. — Я учусь на втором курсе княза. Советовался, •получил у Ильина «добро» на ведение уро­ ков. . А вот что ответил нам по те­ лефону Ильин. — Федосеев? Да-да, знаю (? !). Он окончил .высшее мореходное училище. (? !). Учится на четвер­ том курсе (.?!) Московского ннсти^ тута иностранных языков. .Уёяёад- но закончил третий курс. Справку показывал. Но он слишком много взял на себя и слишком мало де­ лал. И всем школам было прямо, сказано — избавляйтесь... Вообще-то никто и ничего тол­ ком о Федосееве не знает, а до­ верили такое огромное, такое ва­ жное дело, как преподавание в школе. К характеристике этого стяжа­ теля иожно добавить и еще одно. Великовозрастный сын платит своей родной матери деньги по исполнительному листу: 15 рублей в месяц! Думается, что Федосееву давно пора «отказать от дома» во всех школах, где он подвизается. А если он действительно учится в каком-то институте иностранных языков, коллектив, где работает Федосеев, вправе ходатайствовать об его отчислении из института. О.ч . не заслуживает . того, чтобы государство тратило на йего день­ ги. % вызывает удивление, что в го­ роно забыли о письме Министер­ ства просвещения от 5 октября 1961 года № 211-М. А там ведь ясно сказано» что группы по изу­ чению иностранных языков в на­ чальных классах могут создавать­ ся только при наличии учителей- специалистсв, имеющих закончен­ ное высшее образование. Каким i же образом в стольких школах города произошло и происходит еще грубое нарушение финансовой дисциплины и законов педагогиче­ ской науки? Почему . такнх-то «слонов» никто не приметил? Г. ЛЫСЕНКО . Музыка — увлечение многих курсантов. Любят и понимают курсанты 4 курса Николай Кома^ ров и Александр Иванов, курсант 5 курса Николаи Александров, дипломник Николай Беляев. Они охотно слушают лекции о музы­ ке, которые проводит преподава­ тель училища И. Л. Бродский. Исай Лазаревич не только страст­ ный любитель, но и страстный коллекционер музыкальных запи­ сей. Комната, где он живет, бук­ вально завалена грампластинками. Их он и использует во время чте­ ния своих лекций. Судя по тому, что курсанты не сразу отпускают его, задают много вопросов, про­ сят еще проиграть, оживленно спорят, можно считать, что лекции пробуждают интерес у слу­ шателей. Исай Лазаревич не ограничи­ вается тем, что ведет пропаганду музыки в училище. Он часто вы­ ступает на предприятиях, в клу­ бах города и области. ...Когда кончаются занятия, из комнаты художественной само­ деятельности доносятся... звуки джазового оркестра. Курсантов Вячеслава Кузнецова, Вадима Струнова, Эдуарда Быкодорова, Анатолия Шарафутдикова и Нико­ л я Мошкова объединяет страсть к эстрадной музыке. Вот почему их часто можно видеть вместе за подготовкой новой музыкальной программы для вечеров, проводи­ мых в училище. Н. ТИХОМИРОВ, «Рыбак Заполярья» ждет гостей Труженикам рыбной про­ мышленности хороши известен дачный поселок «Рыбак Запо­ лярья», находящийся на берегу Черного моря в Адлере. Там ежегодно отдыхают сотни че­ ловек. В этом году поселок прини­ мает отдыхающих' уже с пер* вого марта. Размещается они в коттеджах , оборудованных:- паровым оттлением. Днем в Адлере уже '"<теплоI ‘ Яркое солнце , зелень, чудес­ ный воздух — все создает хо­ рошее настроение , хорошие ловия для отдыха. Труженики ■ предприятий рыбной промышленности - могут приобрести путевки в базовых и заводских комитетах профсо­ юза. Зам. редактора Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. Тип «Полярная правда». Зак. 1030. ПН-06155.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz