Рыбный Мурман. 1965 г. Февраль.
ВС Е НАЧАЛОС Ь С П А У К А ■ШМ\ Февраль — позягдний месяц зимы. Но только не на Севере, Посмотрите, нак мороз превратил ?одопзд в районе Мурмашей в на стоящий «ледопад». Завтра — март, весенний месяц. Но еще дол го ждать, пока по зтим камням снова зажурчит вода. Фото К Моисеева. Водяной паук, по достоинству оцени» богатство подводной фау ны, стал регулярно погружаться в водоемы в поисках «деликате сов». Для «удобства» он «изо брел» подводный дом, где стал проводить по нескольку недель. О пауке мы вспомнили не слу чайно. Ученые многих стран ре шают сейчас задачу, как освоить колоссальные богатства, скрытые иа дне моря. Акваланг позволяет человеку опуститься на большую глубину. Однако после заплывов аквалан гисты должны подвергаться де компрессии. Единственное сред ство устранить такое неудобство — отказаться от ежедневных по гружении и перейти к жизни под водой. Вот здесь и требуется во долазный колокол — выдающее ся «изобретение» водяного пау ка. Живя в колоколе, опытный ак валангист может работать под во дой по восемь часов, а затем преспокойно возвращаться «до мой». Широкое применение принцип . водолазного колокола получил лишь в последние годы — при созд-ании подводных домов и «по селков» (экспедиции Кусто иа глу бине 27 метров). Однако особый интерес пред ставляют работы американского ученого Эдвина Линка. Несколько лет назад он опустил в колоколе ‘ па глубину 60 метров (давление 7 атмосфер) необычных океанавтов — морских свинок, козу и обезьяну. Живот ные словно и не чувствовали по гружения. Затем опыты продол жили в цилиндре Линка. Только после этого Линк решил перейти к испытанию люден в тех же условиях. Сначала Линк испытывал двух пловцов на «сухое» погружение в своем цилиндре. Оба пробыли 24 часа на «глубине» 90 метров, под давлением 10 атмосфер. В 19G-I году они прошли еще более сложное испытание, прожив в цн- линдре Липка 24 часа под давле нием, соответствующим 120 мет рам. Чтобы исключить возмож ность глубинного наркоза, океа навты дышали смесыо из 9G про центов гелия и"4 процентов кисло рода. Линк предполагал опустить обоих океанавтов—Джона Линд берга и Роберта Стеиыоита иа . глубину 130 метров на двое су ток. Дом из. резины длиною 2 и вы сотой 1,2 метра был закреплен па дне и пригружеи четырьмя тоннами балласта. Дом имел все удобства — электрическое осве щение, отопление, телефон, теле видение и сложную систему по дачи газовой смеси. 30 июня 1964 года оба океанав та заняли место в цилиндре Лин ка. На глубине 130 метров давле ние достигло 14 атмосфер. Выйдя из лифта через нижний люк, оба пловца заняли место в доме. Здесь их ждало много трудно-, стей. Прежде всего колоссальное давление — 14 килограммов на I квадратный сантиметр — в 14 раз больше, чем иа земле. Обо рудование почему-то работало плохо. Гелий, избавивший плов- цоз ог глубинного наркоза, ока зался и причиной неприятностей. Он — превосходный прово'дник тепла. . Пловец, вдыхающий смесь на основе гелия, мерзнет; так как он значительно быстрее теряет свои драгоценные кало^ рии. Обитатели дома Линка сразу же почувствовали это на себе. Даже при 30 градусах тепла у них буквально зуб на зуб не попадал. И все же экипаж дома успешно перенес испытание, пробыв двое суток на небывалой глубине — 130 метров. Предел ли это? Кусто писал, что подводный дом можно опус тить иа глубину 200 метров, а Линк считает, что границу спуска можно отодвинуть гораздо ниже* И в этом его убеждают... белые мыши. Они уже опускались иа чу довищную глубину — 1.200 мет ров и вели себя так, будто ниче го не произошло. Из этого пока рано делать оптимистический вы* вод применительно к человеку. Но где предел — покажут опыты ближайшего будущего. к м а с с а е в : ИХ МЕЧЕТ Группа курсантов 4 курса су домеханического факультета выс шего мореходного училища' окру жила в коридоре невысокого стройного парня с гитарой в ру ках. В ловких, умелых руках ги тара оживает. Льются чудесные испанские, аргентинские мелодии. А вот и наша задушевная рус ская песня «Степь, да степь кру гом». Для Владимира Козлова игра на гитаре — любимое " увлеченно. Уже третий год он занимается зтим. И не только он, но и кур санты 3 курса Олег Гусаров, Ми хаил Суровцев, дипломант Ми хаил Ефремов. 7 0 К О Т п е д а г о г и к и Далеко на каждый взрослый человек в состоянии нарисовать слона. Ребятишкам, которых офи циально именуют «учащиеся на чальных классов», такая задача и вовсе не по плечу. Но что же де лать, если слон нужен позарез, а готовой картинки под руками нет? Мужественно преодолевая впол не естественную робость, папы и мамы садились рисовать. Они ри совали слонов, чайники и водопро водные краны, двери и окна, рас чески, вилки, ложки, зеркала. Пап и мам можно понять. Они знают, что ученье — свет, а не ученье, наоборот, — тьма. А кро ме того, они верят и в науку, которая утверждает, что чем раньше дети начнут изучать ино странный язык, тем лучше. При чем, спросите вы, язык н рисун ки? Для наглядности. Она помо гает, говорят, преуспеть в науках. Но первоклашки да и дети по старше проявляли удивительную неосведомленность в английском языке. А родители* хотели, чтобы детн их учили английский язык уже в начальных классах школы, чтобы преуспевали. Что хотел их «про тивник», сложные задания которо го они выполняли, выяснилось много позднее. Человек этот ока зался с наклонностями Джека- потрошителя и с характером мах рового эгоиста. Он нагло потро шил родительские карманы и во ровал у детей дорогое время, когда лучше всего усваиваются премудрости иностранного языка. Невелик материальный ущерб, зато моральный ущерб, нанесен ный сотням детей, весьма су щественен. Как и где все это произошло? После Ленинградского мореход ного училища Александр Ивано вич Федосеев три года отработал штурманом в «Мурмансельди». Сейчас он сменный помощник на мотоботе «Морской», который при- « РЫ БНЫИ МУРМАН» Индекс 55654 надлежит первому судоремонтно му заводу. Решил судоводитель совершен ствоваться в английском языке. Ну и на доброе, здоровье. Но за вполне благообразной маской спряталось лицо стяжателя. Не зная основ педагогики, методики преподавания, Федосеев решил, изучая язык, практиковаться на детях. Он сначала предложил свои услуги школе № 1. С благосло вения бывшего заместителя заве дующего гороно тов. Никульчико- ва, штурман взял ся за дело. — — —— Было это в про- шлам году. Уро- ( Т ) О П ки, вернее заня- w J I D тия кружка анг лийского языка. 1 ■—■■.... ■ шли регулярно, пока новоиспеченный педагог со бирал деньги. Потом все пошло через пятое на десятое. Задолго до конца учебного года кружок захирел совсем. В новом учебном году Федо сеев тоже прежде всего собрал деньги, но не спешил сдать их в бухгалтерию. — Мы и подумать не могли, что он нас так обманет, — в отчаянии разводит руками директор школы № 1 Александра Кнрсановна Зблыгина. — Ведь 400 рублей бы ло собрано! Частично Федосеев вернул шко ле деньги после нового года, остальную сумму въедливый бух галтер высчитал из причитавшей ся «учителю» зарплаты. Прощаясь с педагогическим жучком, от которого школа сочла благоразумным отказаться, Алек сандра Кнрсановна попыталась усовестить Федосеева. — Не кажется ли вам, Алек сандр Иванович, что вы поступили очень подло? — спросила она. Изумленно распахнув очи, со беседник нахально отпарировал: — Нет. Почему же? Просто я поиздержался Женился вот... етон У него и мысли не мелькнуло о непорядочности по отношению к детям, у которых он украл пол тора года. Да жучку и некогда было вни кать в такие психологические нюансы. Он торопился в другие школы: №№ 14, 23, 33, 35. Где скользнул, как метеор, где закре пился. Легкий хлеб почуял и ни мало не заботился о том, что об воровывает детей. Больше 100 де тей в школе № 35, около двухсот — в школе № 14 и т. д. В школах № 35 1—— и № 14 руково дители оказались более преду смотрительны м и. ____________ Сами деньги со- бирали, сами при сутствовали на уроках. И были, можно ска зать, довольны «методикой» заня тий. Дети, напротив, не уважали «учителя». Когда контролеры на уроках отсутствовали, педагогиче ские приемы Федосеева пугали детей. Наташенька М., например, панически боялась «англичанина». Ои кричал на детей, бросал на пол их рисунки. Деятельность жучка заинтересо вала финансовые органы. Руково дителям школы № 35 было указа но на незаконность выплаты такой зарплаты неучу. Директор школы Александр Александрович Бе ляев, можно сказать, «прозрел». Побгжал советоваться в гороно. Там согласились, что от жучка, как от явного вредителя, надо отказываться. А вот в школе № 14 еще не сняли розовых очков. Завуч на чальных классов Нина Александ ровна Березовская, например, со всем не встревожена: «У нас все в порядке». Наглости Федосееву не зани мать. Не признавая за собой ни каких прогрешений, он прячется за авторитет заместителя заведу ющего гороно тов. Ильина. — Я учусь на втором курсе княза. Советовался, •получил у Ильина «добро» на ведение уро ков. . А вот что ответил нам по те лефону Ильин. — Федосеев? Да-да, знаю (? !). Он окончил .высшее мореходное училище. (? !). Учится на четвер том курсе (.?!) Московского ннсти^ тута иностранных языков. .Уёяёад- но закончил третий курс. Справку показывал. Но он слишком много взял на себя и слишком мало де лал. И всем школам было прямо, сказано — избавляйтесь... Вообще-то никто и ничего тол ком о Федосееве не знает, а до верили такое огромное, такое ва жное дело, как преподавание в школе. К характеристике этого стяжа теля иожно добавить и еще одно. Великовозрастный сын платит своей родной матери деньги по исполнительному листу: 15 рублей в месяц! Думается, что Федосееву давно пора «отказать от дома» во всех школах, где он подвизается. А если он действительно учится в каком-то институте иностранных языков, коллектив, где работает Федосеев, вправе ходатайствовать об его отчислении из института. О.ч . не заслуживает . того, чтобы государство тратило на йего день ги. % вызывает удивление, что в го роно забыли о письме Министер ства просвещения от 5 октября 1961 года № 211-М. А там ведь ясно сказано» что группы по изу чению иностранных языков в на чальных классах могут создавать ся только при наличии учителей- специалистсв, имеющих закончен ное высшее образование. Каким i же образом в стольких школах города произошло и происходит еще грубое нарушение финансовой дисциплины и законов педагогиче ской науки? Почему . такнх-то «слонов» никто не приметил? Г. ЛЫСЕНКО . Музыка — увлечение многих курсантов. Любят и понимают курсанты 4 курса Николай Кома^ ров и Александр Иванов, курсант 5 курса Николаи Александров, дипломник Николай Беляев. Они охотно слушают лекции о музы ке, которые проводит преподава тель училища И. Л. Бродский. Исай Лазаревич не только страст ный любитель, но и страстный коллекционер музыкальных запи сей. Комната, где он живет, бук вально завалена грампластинками. Их он и использует во время чте ния своих лекций. Судя по тому, что курсанты не сразу отпускают его, задают много вопросов, про сят еще проиграть, оживленно спорят, можно считать, что лекции пробуждают интерес у слу шателей. Исай Лазаревич не ограничи вается тем, что ведет пропаганду музыки в училище. Он часто вы ступает на предприятиях, в клу бах города и области. ...Когда кончаются занятия, из комнаты художественной само деятельности доносятся... звуки джазового оркестра. Курсантов Вячеслава Кузнецова, Вадима Струнова, Эдуарда Быкодорова, Анатолия Шарафутдикова и Нико л я Мошкова объединяет страсть к эстрадной музыке. Вот почему их часто можно видеть вместе за подготовкой новой музыкальной программы для вечеров, проводи мых в училище. Н. ТИХОМИРОВ, «Рыбак Заполярья» ждет гостей Труженикам рыбной про мышленности хороши известен дачный поселок «Рыбак Запо лярья», находящийся на берегу Черного моря в Адлере. Там ежегодно отдыхают сотни че ловек. В этом году поселок прини мает отдыхающих' уже с пер* вого марта. Размещается они в коттеджах , оборудованных:- паровым оттлением. Днем в Адлере уже '"<теплоI ‘ Яркое солнце , зелень, чудес ный воздух — все создает хо рошее настроение , хорошие ловия для отдыха. Труженики ■ предприятий рыбной промышленности - могут приобрести путевки в базовых и заводских комитетах профсо юза. Зам. редактора Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. Тип «Полярная правда». Зак. 1030. ПН-06155.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz