Рыбный Мурман. 1965 г. Февраль.
Комсомольцы, беспокойные сердца Чего уж греха таить, немало у пас еще таких судов, где комсо мольские организации незаметны, только что и числятся в комитете комсомола как организации. Про живи на таком судне месяц, вто рой, третий — и ни за что не до гадаешься, что здесь есть ком сомольцы, пока вдруг по счастли вой случайности появится объяв ление: состоится, мол, комсомоль ское собрание. Вот тут-то и начи нается комсомольская «работа»: потеют, пишут протоколы, при нимают резолюции с громкими словами. Но не об этом пойдет речь в этой статье, а о настоящей, жи вой работе комсомольской орга низации большого морозильного траулера «Рыбачий», у которой многому можно научиться. 20 комсомольцев во главе с сек ретарем Геннадием Адамовичем стали застрельщиками всех хоро ших начинаний, взяли под конт роль недремлющего «Комсомоль ского прожектора» все стороны судовой жизни. Конечно, без помощи и руко водства со стороны партийной ор ганизации судна во главе с пом политом Николаем Семеновичем Жулиным, комсомольцам не под силу было бы сделать такую гро мадную работу. Зато* теперь и парторганизации стало работать значительно легче, имея такого деятельного помощника. Всю команду судна смело мож но назвать комсомольской, так как недавно «Рыбачьему» было присвоено звание комсомольско- молодежного экипажа. Здесь пет равнодушных, все работают по- комсомольски. ...Осенью прошлого года экипаж готовился к рейсу № 2. Десять раз откладывался отход из-за того, что затянулся ремонт тра ловой лебедки. Никто не побеспо коился об этом, пока за дело не •взялись сами комсомольцы. Они добрались до главного инженера тралфлота, взяли «на абордаж» судоверфь, сами ходили в цехи завода и добились своего. Вскоре траулер вышел в море. Еще в рейсе, до того, как «Ры бачий» пришел в порт с победой, выполнив план на 163 процента, Гена собрал комсомольцев, чтобы хорошенько обдумать одно ответ ственное дело. А думать было над чем. Решили идти к капитану и предложили: «Давайте поддержим начинание добролюбовцев и возь мем обязательство выловить в этом году 100 тысяч центнеров рыбы». Манихин Юрий Василье вич, молодой, энергичный и всеми уважаемый капитан, сам еще не вышедший из комсомольского воз раста, сказал: я тоже давно ду маю над этим. А затем на собра нии детально обсудили свои воз можности, прежде чем взять на себя эту большую ответственность. И уже доказали в прошлом рейсе, что они умеют работать. Они не г бросают слов на ветер. Камнем преткновения в работе Из опыта работы комсомольской организации БМРТ «Рыбачий» судовых комсомольских организа ций является то, что большинство из них не контролирует выполне ния решений предыдущих собра ний. В результате люди не чувст вуют ответственности, вся работа повисает в воздухе, остается лишь клочком бумаги. На «Рыбачьем» все обстоит иначе. Любое собра ние начинается с проверки: какие решения остались невыполненны ми, почему и кто виновник этого. И потому так действенна работа организации. Например, в одном постановлении отмечалось, что с профессиональной учебой дело об стоит неважно. В результате мно го времени уходит на подъем и спуск трала, не все матросы умеют правильно и быстро чинить ору дия лова. Комсомольское бюро все время следило за учебой, а потом проверило ее результаты: спуск и подъем трала стал занимать только 35 минут. Первое комсомольское собрание настраивает всю работу организа ции, ставит задачи на предстоя щий рейс. Здесь же принимаются социалистические обязательства. На судне к этому вопросу подхо дят ответственно, с учетом своих возможностей и резервов и не бе рут на себя задач, заведомо не выполнимых, взятых с потолка. Помимо общесудового, каждый комсомолец принимает конкретное индивидуальное обязательство: сэкономить столько-то материа лов, повысить' свою классность, освоить смежную специальность, закончить такой-то курс или класс, повысить свой политический уро вень и так далее. На «Рыбачьем» комсомольцы — застрельщики и организаторы разных форм соревнования: меж ду сменами и вахтами, за лучшего молодого производственника по профессии, за лучшую на корабле вахту. Главное — здесь си стематически подводятся итоги со- • ревнования, они широко освеща ются в судовой печати. Например, когда зайдешь в салон, то сразу узнаешь из газеты, что лучший молодой производственник — вто рой штурман Владимир Денисен ко, лучший моторист — Глус Мин- газов, лучший электрик — Кон стантин Силаев, лучшие матросы — Анатолий Иванов и Николай Рожков. Первая смена — лучшая на рыбофабрике, вторая вахта — в машинном отделении. 34 человека борются за звание ударников ком мунистического труда, а девяти из них в эту стоянку оно уже присвоено. Весь экипаж борется за право называться коммунисти ческим. Самый боевой орган на судне — расширенные заседания комсо мольского бюро и его глаза и уши — «Комсомольский прожек тор» и комсомольские посты. На бюро заслушивают отчеты постов и всех начальников служб, вскры вают недостатки в работе, указы вают точный срок, к которому они должны быть устранены. При та ком подходе к делу виновник старается быстрее исправить свои ошибки. Так, на одном из заседа ний бюро капитан-директор ука зал на то, что тресковые головы часто смываются водой за борт. Комсомольцы больше не позволи ли им пропадать и поставили ящики для сбора рыбных отхо дов. Такие заседания учат моря ков разумно хозяйствовать и эко номить в большом и малом. К начальнику штаба Владимиру Белову стекается информация со всех комсомольских постов. Вдруг сигнал с поста Бориса Иванова: на первой смене рыбофабрикн ус тановка для подогрева воды ра ботает плохо, рыба не вытряхи вается из противней, замерзает. «Комсомольский прожектор» сра зу же принимает меры. У комсомольцев «Рыбачьего» хорошо поставлена судовая пе чать: общесудовая газета, лист ки «Комсомольского прожектора», публикующие материалы рейдов, «молнии», фотогазета и сатири ческая газета. Много делают комсомольцы для организации культурного отдыха в море и на берегу. Интересно бу дет рассказать, как они создали художественную самодеятельность. Дело было в море, приближались праздники. Нужно было что-ни будь придумать, ведь не сидеть же в такие дни по каютам. Ком сомолец Владимир Бруштеля со брал всех, кто хоть немного играл на каком-нибудь инструменте, и начал заниматься с каждым в отдельности. Тренировки не пре кращались даже в штормовую по году. Так образовался музыкаль ный квинтет, и Владимир стал му зыкальным оформителем всей са модеятельности. Потом нашлись и исполнители. И вот первый кон церт. Крепко покачпвает, но в са лоне «Рыбачьего» звучат песни, слышится лихая дробь матросско го «яблочка». Новогодний кон церт прошел с блеском. И в порту моряки держатся вместе, культурно проводят вре мя: ходят в кино, театры, устраи вают встречи с артистами, с под шефными школьниками, органи зуют спортивные состязания, про гулки на лыжах, вечера отдыха. На многих других судах в море тоже принимают решения куль турно и организованно отды пгь в порту, но не у всех это получает ся. А получилось бы, если бы каждый комсомолец, как на «Ры бачьем», отвечал перед комсо мольским собранием за поручен ное ему конкретное дело при орга низации отдыха. Сейчас «Рыбачий» снова ушел в море почти на полгода. От ре зультатов этого рейса зависит судьба борьбы за 100 тысяч цент неров рыбы. У комсомольцев — большое стремление вывести суд но в число лучших в траловом флоте. п. носов. Сенретарь комсомольской организации траулера «Калинин» Ва лерий Павлович ГОЛОВАЩЕНК0. Он подлинный вожак молодежи. Фото К. Моисеева. ЕЩЕ РАЗ ОБ ИМПУЛЬСНЫХ ФОНАРЯХ 2 1 февраля бригада электро монтажников первого судоремонт ного завода, возглавляемая М. М. Нечаем, изготовила 64 электроимпульсных буйковых фонаря в капроновом корпусе и выдала на них гарантийный пас порт. Коллектив гарантировал ка чество фонарей в течение шести месяцев. Все заводские дефекты, выявленные в пределах этого сро ка, электромонтажники обязуют ся устранять бесплатно. В случае каких-либо ненормаль ностей в работе фонарей, возник ших в результате неправильной эксплуатации, дефекты должны устраняться заказчиком за свой счет. Поэтому гарантийный пас порт подписывается представите лями заказчика и завода-изгото- вителя. Мне хочется обратить внимание моряков на отдельные особенно сти эксплуатаций фонарей. При постановке буя и включении кно почного выключателя, смонтиро* И С Т О К И В Ы С О К О Г О К А Ч Е С Т В А На Кандалакшском механиче ском заводе проводится большая работа по улучшению качества вы пускаемой продукции. Известно, что даже самые бла гие замыслы, не подкрепленные организационной и технической подготовкой, останутся бесплодны ми. У нас об этом помнят повсе дневно. Мы начали с разъяснительной работы, с доказательств, что даст стране и лично каждому рабочему повышение качества выпускае мой продукции. Ведь то, что де лает советский человек для об щества, то он делает и для себя. Была поднята материальная и моральная ответственность за ка чество продукции. Все это подкреплялось разрабо танными организационно-техни ческими мероприятиями. Стали проводиться так называемые «дни качества», где инженеры, техники, мастера, рабочие выяв ляют причины брака, вносят кон кретные предложения по улуч шению технологии изготовления, по устранению неполадок, отри цательно влияющих на качество выпускаемой продукции. В нашем цехе введена перио дическая проверка на точность инструмента и приспособлений. Каждый случай поставки недо брокачественного инструмента из инструментально - эксперимен тального цеха служит предметом серьезного обсуждения в коллек тиве. До последнего времени мы не могли освоить выпуск кулачковых шайб топливного насоса, отве чающих всем требованиям стан дарта. Однако интересы дела тре бовали, чтобы выпуск шайб был налажен. И люди немало по трудились над освоением шлифов ки на новом станке. Нужный класс чистоты сейчас достигнут. Примерно такое же положение было и с фрезерованием зуба шес терен маслонасоса. Фрезеровщик Евгений Абалихин в содружестве с инженерно-техническими работни ками, несколько усовершенствовав процесс обработки, добился высо кого качества фрезерования. «Узким» местом была сверловка смазочных отверстий в поршнях и цилиндровых втулок к двигателям в 300 и 400 лошадиных сил. Сверловка производилась на станке устаревшей конструкции и занимала много времени. При этом уже очень часты были слу чаи брака, так как процесс це ликом зависел? от индивидуаль ных деловых качеств рабочего. Начальник технического бюро завода Федор Васильевич Ряби- нин и конструктор Михаил Ва сильевич Фирсов на базе агрегат но-силовой головки создали но вый станок для сверловки отвер стий. Они автоматизировали по дачу и создали направление для сверла. Теперь выполнение опе рации не требует высокой квали фикации рабочего, а качество сверловки резко повысилось. Для улучшения качества, в це хе изготовлены и применяются специальные оправки к станкам. Это особенно характерно для по точных линий. Много нового внес здесь токарь Александр Левчук, занятый изготовлением рамовых и мотылсвых подшипников. Специальные калибры для про верки соосности отверстий корпу са маслонасоса изготовил токарь Вениамин Краев. Раньше станоч ники работали, что называется, вслепую. Пока не начнется сбор ка, они не знали, насколько со ответствуют отверстия своему на значению, и только тогда начина ли искать ошибки. Теперь токарь имеет возможность сразу прове рить точность отверстий. Можно многое рассказать о по исках и находках машинострои телей. Но главное заключено в лозунге: «Дорогу качеству, за слон браку!», под которым всту пили в последний год семилетки создатели машин, механизмов, ■оборудования и запасных частей. Н. КРЯКУНО В , технолог. ванного на панели фонаря, отвин чивается верхняя крышка корпу са. После этой операции крышку следует завернуть до отказа, а также проверить плотность* .за крепления колпачка ;из органиче ского стекла. •. ) Особое внимание следует обра щать на правильность замены ба тарей, строго соблюдая их поляр ность. Несколько претензий к цеху капронового литья судоверфи (на чальник цеха тов. Горбенко А. Н.). Герметичность корпуса фонаря нередко нарушается из-за недоб рокачественности литья. Зачастую на верхней кромке корпуса отсутствует канавка для резиновой прокладки. Ее прихо дится крепить с помощью эпок сидной смолы к крышке, что так же может вызвать нарушение гер метичности. Непонятно также, почему цех капронового литья, изготавливая корпуса, не испытывает их на гер метичность, а поручает эту про верку электрорадиоцеху. Ведь в случае обнаружения дефектов можно сразу принять необходи мые меры и не тратить средств и времени на перевозку корпусов с места на место. В этом юду в «Рыбном Мурма- не» была помещена статья В. Ев- геньева «А где же фонари?» В ней говорилось об отсутствии на заво де конденсаторов емкостью 4 мик рофарады. Прошло уже около ме сяца, а мер к их изысканию ни ад министрацией судоверфи, ни уп равлением материально-техниче ского снабжения и сбыта главка «Севрыба» все еще не принято. Ищут виновников неподанной за явки на комплектующие детали, а их так и нет. Небезынтересно заметить, что когда эти детали понадобились китобоям Одессы, главк «Азчер- рыба» быстро нашел комплектую щие детали, и 1 2 0 фонарей для них изготовили... мурманские судоре монтники. О себе же и не подумали. Ведь 64 фонаря, изготовленные для флота, это капля в море. Моряки надеются, что дирекция судоре монтного объединения решит эту затянувшуюся «проблему». В. М АКШ ЕЕВ , инженер от- ЛУ дела добычи управления тралового флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz