Рыбный Мурман. 1965 г. Февраль.

Комсомольцы, беспокойные сердца Чего уж греха таить, немало у пас еще таких судов, где комсо­ мольские организации незаметны, только что и числятся в комитете комсомола как организации. Про­ живи на таком судне месяц, вто­ рой, третий — и ни за что не до­ гадаешься, что здесь есть ком­ сомольцы, пока вдруг по счастли­ вой случайности появится объяв­ ление: состоится, мол, комсомоль­ ское собрание. Вот тут-то и начи­ нается комсомольская «работа»: потеют, пишут протоколы, при­ нимают резолюции с громкими словами. Но не об этом пойдет речь в этой статье, а о настоящей, жи­ вой работе комсомольской орга­ низации большого морозильного траулера «Рыбачий», у которой многому можно научиться. 20 комсомольцев во главе с сек­ ретарем Геннадием Адамовичем стали застрельщиками всех хоро­ ших начинаний, взяли под конт­ роль недремлющего «Комсомоль­ ского прожектора» все стороны судовой жизни. Конечно, без помощи и руко­ водства со стороны партийной ор­ ганизации судна во главе с пом­ политом Николаем Семеновичем Жулиным, комсомольцам не под силу было бы сделать такую гро­ мадную работу. Зато* теперь и парторганизации стало работать значительно легче, имея такого деятельного помощника. Всю команду судна смело мож­ но назвать комсомольской, так как недавно «Рыбачьему» было присвоено звание комсомольско- молодежного экипажа. Здесь пет равнодушных, все работают по- комсомольски. ...Осенью прошлого года экипаж готовился к рейсу № 2. Десять раз откладывался отход из-за того, что затянулся ремонт тра­ ловой лебедки. Никто не побеспо­ коился об этом, пока за дело не •взялись сами комсомольцы. Они добрались до главного инженера тралфлота, взяли «на абордаж» судоверфь, сами ходили в цехи завода и добились своего. Вскоре траулер вышел в море. Еще в рейсе, до того, как «Ры­ бачий» пришел в порт с победой, выполнив план на 163 процента, Гена собрал комсомольцев, чтобы хорошенько обдумать одно ответ­ ственное дело. А думать было над чем. Решили идти к капитану и предложили: «Давайте поддержим начинание добролюбовцев и возь­ мем обязательство выловить в этом году 100 тысяч центнеров рыбы». Манихин Юрий Василье­ вич, молодой, энергичный и всеми уважаемый капитан, сам еще не вышедший из комсомольского воз­ раста, сказал: я тоже давно ду­ маю над этим. А затем на собра­ нии детально обсудили свои воз­ можности, прежде чем взять на себя эту большую ответственность. И уже доказали в прошлом рейсе, что они умеют работать. Они не г бросают слов на ветер. Камнем преткновения в работе Из опыта работы комсомольской организации БМРТ «Рыбачий» судовых комсомольских организа­ ций является то, что большинство из них не контролирует выполне­ ния решений предыдущих собра­ ний. В результате люди не чувст­ вуют ответственности, вся работа повисает в воздухе, остается лишь клочком бумаги. На «Рыбачьем» все обстоит иначе. Любое собра­ ние начинается с проверки: какие решения остались невыполненны­ ми, почему и кто виновник этого. И потому так действенна работа организации. Например, в одном постановлении отмечалось, что с профессиональной учебой дело об­ стоит неважно. В результате мно­ го времени уходит на подъем и спуск трала, не все матросы умеют правильно и быстро чинить ору­ дия лова. Комсомольское бюро все время следило за учебой, а потом проверило ее результаты: спуск и подъем трала стал занимать только 35 минут. Первое комсомольское собрание настраивает всю работу организа­ ции, ставит задачи на предстоя­ щий рейс. Здесь же принимаются социалистические обязательства. На судне к этому вопросу подхо­ дят ответственно, с учетом своих возможностей и резервов и не бе­ рут на себя задач, заведомо не­ выполнимых, взятых с потолка. Помимо общесудового, каждый комсомолец принимает конкретное индивидуальное обязательство: сэкономить столько-то материа­ лов, повысить' свою классность, освоить смежную специальность, закончить такой-то курс или класс, повысить свой политический уро­ вень и так далее. На «Рыбачьем» комсомольцы — застрельщики и организаторы разных форм соревнования: меж­ ду сменами и вахтами, за лучшего молодого производственника по профессии, за лучшую на корабле вахту. Главное — здесь си­ стематически подводятся итоги со- • ревнования, они широко освеща­ ются в судовой печати. Например, когда зайдешь в салон, то сразу узнаешь из газеты, что лучший молодой производственник — вто­ рой штурман Владимир Денисен­ ко, лучший моторист — Глус Мин- газов, лучший электрик — Кон­ стантин Силаев, лучшие матросы — Анатолий Иванов и Николай Рожков. Первая смена — лучшая на рыбофабрике, вторая вахта — в машинном отделении. 34 человека борются за звание ударников ком­ мунистического труда, а девяти из них в эту стоянку оно уже присвоено. Весь экипаж борется за право называться коммунисти­ ческим. Самый боевой орган на судне — расширенные заседания комсо­ мольского бюро и его глаза и уши — «Комсомольский прожек­ тор» и комсомольские посты. На бюро заслушивают отчеты постов и всех начальников служб, вскры­ вают недостатки в работе, указы­ вают точный срок, к которому они должны быть устранены. При та­ ком подходе к делу виновник старается быстрее исправить свои ошибки. Так, на одном из заседа­ ний бюро капитан-директор ука­ зал на то, что тресковые головы часто смываются водой за борт. Комсомольцы больше не позволи­ ли им пропадать и поставили ящики для сбора рыбных отхо­ дов. Такие заседания учат моря­ ков разумно хозяйствовать и эко­ номить в большом и малом. К начальнику штаба Владимиру Белову стекается информация со всех комсомольских постов. Вдруг сигнал с поста Бориса Иванова: на первой смене рыбофабрикн ус­ тановка для подогрева воды ра­ ботает плохо, рыба не вытряхи­ вается из противней, замерзает. «Комсомольский прожектор» сра­ зу же принимает меры. У комсомольцев «Рыбачьего» хорошо поставлена судовая пе­ чать: общесудовая газета, лист­ ки «Комсомольского прожектора», публикующие материалы рейдов, «молнии», фотогазета и сатири­ ческая газета. Много делают комсомольцы для организации культурного отдыха в море и на берегу. Интересно бу­ дет рассказать, как они создали художественную самодеятельность. Дело было в море, приближались праздники. Нужно было что-ни­ будь придумать, ведь не сидеть же в такие дни по каютам. Ком­ сомолец Владимир Бруштеля со­ брал всех, кто хоть немного играл на каком-нибудь инструменте, и начал заниматься с каждым в отдельности. Тренировки не пре­ кращались даже в штормовую по­ году. Так образовался музыкаль­ ный квинтет, и Владимир стал му­ зыкальным оформителем всей са­ модеятельности. Потом нашлись и исполнители. И вот первый кон­ церт. Крепко покачпвает, но в са­ лоне «Рыбачьего» звучат песни, слышится лихая дробь матросско­ го «яблочка». Новогодний кон­ церт прошел с блеском. И в порту моряки держатся вместе, культурно проводят вре­ мя: ходят в кино, театры, устраи­ вают встречи с артистами, с под­ шефными школьниками, органи­ зуют спортивные состязания, про­ гулки на лыжах, вечера отдыха. На многих других судах в море тоже принимают решения куль­ турно и организованно отды пгь в порту, но не у всех это получает­ ся. А получилось бы, если бы каждый комсомолец, как на «Ры­ бачьем», отвечал перед комсо­ мольским собранием за поручен­ ное ему конкретное дело при орга­ низации отдыха. Сейчас «Рыбачий» снова ушел в море почти на полгода. От ре­ зультатов этого рейса зависит судьба борьбы за 100 тысяч цент­ неров рыбы. У комсомольцев — большое стремление вывести суд­ но в число лучших в траловом флоте. п. носов. Сенретарь комсомольской организации траулера «Калинин» Ва­ лерий Павлович ГОЛОВАЩЕНК0. Он подлинный вожак молодежи. Фото К. Моисеева. ЕЩЕ РАЗ ОБ ИМПУЛЬСНЫХ ФОНАРЯХ 2 1 февраля бригада электро­ монтажников первого судоремонт­ ного завода, возглавляемая М. М. Нечаем, изготовила 64 электроимпульсных буйковых фонаря в капроновом корпусе и выдала на них гарантийный пас­ порт. Коллектив гарантировал ка­ чество фонарей в течение шести месяцев. Все заводские дефекты, выявленные в пределах этого сро­ ка, электромонтажники обязуют­ ся устранять бесплатно. В случае каких-либо ненормаль­ ностей в работе фонарей, возник­ ших в результате неправильной эксплуатации, дефекты должны устраняться заказчиком за свой счет. Поэтому гарантийный пас­ порт подписывается представите­ лями заказчика и завода-изгото- вителя. Мне хочется обратить внимание моряков на отдельные особенно­ сти эксплуатаций фонарей. При постановке буя и включении кно­ почного выключателя, смонтиро* И С Т О К И В Ы С О К О Г О К А Ч Е С Т В А На Кандалакшском механиче­ ском заводе проводится большая работа по улучшению качества вы­ пускаемой продукции. Известно, что даже самые бла­ гие замыслы, не подкрепленные организационной и технической подготовкой, останутся бесплодны­ ми. У нас об этом помнят повсе­ дневно. Мы начали с разъяснительной работы, с доказательств, что даст стране и лично каждому рабочему повышение качества выпускае­ мой продукции. Ведь то, что де­ лает советский человек для об­ щества, то он делает и для себя. Была поднята материальная и моральная ответственность за ка­ чество продукции. Все это подкреплялось разрабо­ танными организационно-техни­ ческими мероприятиями. Стали проводиться так называемые «дни качества», где инженеры, техники, мастера, рабочие выяв­ ляют причины брака, вносят кон­ кретные предложения по улуч­ шению технологии изготовления, по устранению неполадок, отри­ цательно влияющих на качество выпускаемой продукции. В нашем цехе введена перио­ дическая проверка на точность инструмента и приспособлений. Каждый случай поставки недо­ брокачественного инструмента из инструментально - эксперимен­ тального цеха служит предметом серьезного обсуждения в коллек­ тиве. До последнего времени мы не могли освоить выпуск кулачковых шайб топливного насоса, отве­ чающих всем требованиям стан­ дарта. Однако интересы дела тре­ бовали, чтобы выпуск шайб был налажен. И люди немало по­ трудились над освоением шлифов­ ки на новом станке. Нужный класс чистоты сейчас достигнут. Примерно такое же положение было и с фрезерованием зуба шес­ терен маслонасоса. Фрезеровщик Евгений Абалихин в содружестве с инженерно-техническими работни­ ками, несколько усовершенствовав процесс обработки, добился высо­ кого качества фрезерования. «Узким» местом была сверловка смазочных отверстий в поршнях и цилиндровых втулок к двигателям в 300 и 400 лошадиных сил. Сверловка производилась на станке устаревшей конструкции и занимала много времени. При этом уже очень часты были слу­ чаи брака, так как процесс це­ ликом зависел? от индивидуаль­ ных деловых качеств рабочего. Начальник технического бюро завода Федор Васильевич Ряби- нин и конструктор Михаил Ва­ сильевич Фирсов на базе агрегат­ но-силовой головки создали но­ вый станок для сверловки отвер­ стий. Они автоматизировали по­ дачу и создали направление для сверла. Теперь выполнение опе­ рации не требует высокой квали­ фикации рабочего, а качество сверловки резко повысилось. Для улучшения качества, в це­ хе изготовлены и применяются специальные оправки к станкам. Это особенно характерно для по­ точных линий. Много нового внес здесь токарь Александр Левчук, занятый изготовлением рамовых и мотылсвых подшипников. Специальные калибры для про­ верки соосности отверстий корпу­ са маслонасоса изготовил токарь Вениамин Краев. Раньше станоч­ ники работали, что называется, вслепую. Пока не начнется сбор­ ка, они не знали, насколько со­ ответствуют отверстия своему на­ значению, и только тогда начина­ ли искать ошибки. Теперь токарь имеет возможность сразу прове­ рить точность отверстий. Можно многое рассказать о по­ исках и находках машинострои­ телей. Но главное заключено в лозунге: «Дорогу качеству, за­ слон браку!», под которым всту­ пили в последний год семилетки создатели машин, механизмов, ■оборудования и запасных частей. Н. КРЯКУНО В , технолог. ванного на панели фонаря, отвин­ чивается верхняя крышка корпу­ са. После этой операции крышку следует завернуть до отказа, а также проверить плотность* .за­ крепления колпачка ;из органиче­ ского стекла. •. ) Особое внимание следует обра­ щать на правильность замены ба­ тарей, строго соблюдая их поляр­ ность. Несколько претензий к цеху капронового литья судоверфи (на­ чальник цеха тов. Горбенко А. Н.). Герметичность корпуса фонаря нередко нарушается из-за недоб­ рокачественности литья. Зачастую на верхней кромке корпуса отсутствует канавка для резиновой прокладки. Ее прихо­ дится крепить с помощью эпок­ сидной смолы к крышке, что так­ же может вызвать нарушение гер­ метичности. Непонятно также, почему цех капронового литья, изготавливая корпуса, не испытывает их на гер­ метичность, а поручает эту про­ верку электрорадиоцеху. Ведь в случае обнаружения дефектов можно сразу принять необходи­ мые меры и не тратить средств и времени на перевозку корпусов с места на место. В этом юду в «Рыбном Мурма- не» была помещена статья В. Ев- геньева «А где же фонари?» В ней говорилось об отсутствии на заво­ де конденсаторов емкостью 4 мик­ рофарады. Прошло уже около ме­ сяца, а мер к их изысканию ни ад­ министрацией судоверфи, ни уп­ равлением материально-техниче­ ского снабжения и сбыта главка «Севрыба» все еще не принято. Ищут виновников неподанной за­ явки на комплектующие детали, а их так и нет. Небезынтересно заметить, что когда эти детали понадобились китобоям Одессы, главк «Азчер- рыба» быстро нашел комплектую­ щие детали, и 1 2 0 фонарей для них изготовили... мурманские судоре­ монтники. О себе же и не подумали. Ведь 64 фонаря, изготовленные для флота, это капля в море. Моряки надеются, что дирекция судоре­ монтного объединения решит эту затянувшуюся «проблему». В. М АКШ ЕЕВ , инженер от- ЛУ дела добычи управления тралового флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz