Рыбный Мурман. 1965 г. Февраль.

По первому си гналу Море дышит спокойно, плавно покачивая дрейфующий буксир «Смелый». Вокруг до самого го­ ризонта виднеются силуэты рабо- тяг-траулеров. На них — беспо­ койная, трудная жизнь. А на бук­ сире — тихо, не слышно шума машины. Но корабль нагото­ ве. Напряженно и внимательно прослушивают эфир радисты. И вдруг среди хаоса различных сиг­ налов они слышат тревожные по­ зывные. Радист сообщает вахтен­ ному штурману: «С траулера «Но­ вороссийск» просят помощь, на­ мотка на винт, находятся в зоне айсбергов. Координаты...» И «Смелый» идет на помощь. За кормой бурунами вскипела свинцовая вода. Капитан Семен Федорович Казаков поднимается в рубку. Он не уйдет отсюда до тех пор. пока траулер не выведут в безопасное место и не ликвиди­ руют аварию. * «Смелый» подошел вовремя. Дв 1 айсберга, огромные ледяные скалы, зловеще надвигались на траулер. Быстро, без лишних движений работает матрос Валентин Медве­ дев, подавая буксирный трос. И вот судно выведено из опасной зоны. Сразу же к работе присту­ пают водолазы. Первый из них, Николай Дегтярев, скрывается под днищем корабля. Прошло не­ много времени, и экипаж трау­ лера приступает к своей обычной работе. А на «Смелом»... Застопорен главный двигатель. Стучит только «вспомогач». Воз­ ле него «колдует» третий механик Николай Гурьевский. Моторист Евгений Зайко протирает теплые бока дизеля. Потом он останавли­ вается, смотрит на баночки для сбора стекающего масла. Они стоят у каждого цилиндра. А что, если смастерить сточный трубо­ провод? • \ — Николай Федорович!— кри­ чит он. — Идите сюда. — Опять у тебя творческое вдохновение? — добродушно вор­ чит третий механик. — Рассказы­ вай. Он знает: Женька просто так не позовет. У него светлая голо­ ва и больше всех подано рацпред­ ложений. После рассказа Зайко Николай коротко бросил: «Мо­ лодец! Идея есть — чертеж бу­ дет!». Наверху, в салоне, комсорг Владимир Севрюгин, второй штур­ ман Владимир Кузнецов и мото­ рист Иван Удра готовят к вы­ пуску очередной номер стенной газеты «Волна». В газете надо отметить отличную работу судо­ вого научно-технического обще­ ства, покритиковать нерадивых матросов, найти интересный ма­ териал для литературной стра­ нички. • Жизнь на «Смелом» течет по обычному морскому руслу. Тре­ тий помощник капитана Анато­ лий Никитин и матрос Александр Ястребов бдительно несут вахту. Радист снова будто прирос к при­ емнику... Промысловики могут спокойно ловить рыбу. В любую погоду, если нужно, к ним на помощь придет экипаж буксира «Сме­ лый», вступит в бой с непокор­ ной стихией. А. КОЛЕСОВ, курсант ВМУ. ЗА БО ТЛИ ВЫ Е РУКИ Шестой год Валентина Иванов­ на Илясова работает уборщицей в ремонтно-механическом участке СРЗ М* 1 . На работу она прихо­ дит раньше всех, а уходит позже других. До прихода рабочих в цех уже все блестит. Такой порядок она поддерживает в течение всего дня. Вот почему, когда заходишь в цех, невольно обращаешь внимание на идеальную чистоту: нигде ни пылинки. Посмотришь на окна — и кажется, что попал в оранжерею. Такое изобилие здесь цветов! А было время, ког­ да в цехе не было ни одивгв цветка. Валентина Ивановна поса­ дила отростки, любовно ухажи­ вала за ними: поливала, подкарм­ ливала удобрениями. С большим уважением говоря» о ней все в цехе. За хороша* работу Валентина Ивановна по­ лучила более десяти благодарна стей, не раз получала денежные премии, а в 1963 году ей был» присвоено звание ударника ком­ мунистического труда. На снимке: Валентина Иванов­ на ИЛЯСОВА. 1 I ■! ТОВАРИЩИ ВСЕГДА РЯДОМ Экипаж большого морозиль­ ного траулера «Комета» закон­ чил первый промысловый рейс 1965 года со значительным пе­ ревыполнением плана. Задание выполнено на 162 процента, с большой экономией сетемате- риалов. Во время восьмибалльного шторма с обледенением наш экипаж оказал помощь трауле­ ру «Гридино». Взяли его на буксир и идем в родной порт. Перед этим начальник радио­ станции тов. Герасимов обес­ печивал устойчивую радиосвязь с дрейфующим аварийным суд­ ном. Под умелым руководством старпома Котлярова, мастера по добыче рыбы Перцева, боц­ мана Власенко п а л у б н а я команда за короткое время по­ дала буксир на «Гридино». Экипаж с большим энтузиаз­ мом выполняет все необходи- мые работы ; для обеспечения безопасной буксир «жи в труд- ! ных штормовых условиях Се­ верной Атлантики. | В. ВОЛКОВ, помпошт. (По радио). ! В морях т вои д о р о г и . Он ушел в море, когда запо­ лярная осень густо- озолотила бе­ резовое мелколесье, а солнце хоть и снизилось над горизонтом, но все еще пригревало землю. Он вернулся, когда отошла в прошлое северная ночь и оранже­ вый диск солнца, еле поднимаясь над заснеженными вершинами сопок, коротко дарил северянам свои скупые лучи. Привычной дорогой от проход­ ной порта, не торопясь, наслаж­ даясь запахом берегового возду­ ха, впитывая всем сущегНэм осязаемый мир земных предмуго'*, он направился на автобуслую остановку. Может быть, прохо­ жие на улице, люди на останов­ ке, а затем и пассажиры четыр­ надцатого маршрута не обрзтичи внимания в сумятице своей повсе­ дневности, что жоренастый муж­ чина по виду не старше тридцати пяти лет ласково, даже чек.ю поглядывает на них и нет-нет да и улыбнется каким-то своим, вид­ но, очень хорошим мыслям. — Сто семьдесят пятый, — объявила кондуктор. А он встрепе­ нулся, хоть и стоял почти у са­ мых дверей. — Разрешите? Здесь мой дом. воклассник, сред­ ний Юра-детсад- ник, а младший Павлик — еще не­ смышленыш, с кровати уставился на отца. Видит, О ч е р к Маленькому кораблю — б о л ь ш о е п л а в а н и е . Гидрологическому судну «Тая- седа», работающему по заданию Полярного института, хорошо зна­ комы воды ледяной Гренландии и Лабрадора, туманного Ньюфаунд­ ленда, Джорджес-банки и жаокого Саргассова моря. В десятый раз направляется «Топседа» в самые отдаленные районы Атлантики. Неприметен этот маленький на­ учно-исследовательский корабль в тралфлоте, и многие рыбаки да­ же не знают о его существовании. Это единственное судно типа «Логер», которое работает в рай­ онах, доступных большим кораб­ лям, а главное — почти всегда в отрыве от группы. Месяцами не увидишь ни одной мачты на го- рисонте. Случись беда — надеять­ ся не на кого. Не раз «Топседу» прихватывали ураганы, но она мужественно боролась со стихией. Приходилось и мне поплавать на этом судне и узнать его лю­ дей: старейшего гидролога пром- сРЫБНЫП МУРМАН» Индекс 55654 разведки Александра Федоровича Самкова, капитана Николая Ва­ сильевича Онацкого, стармеха Фе­ дора Ивановича Зозулю и других. Все они отличные моряки, лю­ бят свой некомфортабельный па­ роход и давно на нем холят но морям. Благодаря им судно без­ аварийно совершает свои длин­ ные рейсы и доставляет в ПИНРО ценные научные мате­ риалы. Перед отходом начальник пейса тов. Самков коротко рассказал о предстоящем плавании: — Начнем работать с Девисова пролива, а закончим в Саргассо- вом море, почти на широте Кубы, где мы должны обследовать мощ­ ность струи теплого течения Гольфстрим. На всех станциях будем ве­ сти полный комплекс наблюде­ ний: гидрологических, гидрохими­ ческих, биологических, метеороло­ гических, ледовой обстановки. Впереди — 105 суток напряжен­ ного труда. Задание,- как всегда, будег выполнен». П. НОСОВ. Нервный, торопливый стук в — Честь большая, справлюсь дверь своей квартиры. Секунды ли? две-три. Слышно, как звякнула — Надо, Павел, справиться, посуда на кухне, слышно, как Семь месяцев, ежедневно по быстро прошла жена, чтобы ст- десять-двенадцать часов занлма- крыть перед ним двери. Щелчок лись на курсах рефрижераторных замка и... механиков. Без роздыха пролете- Теплые руки обвились вокруг ли они для посланцев тралового шеи* флота. В Мурманск шли и шли — Родной мой, наконец-то... БМРТ. — Здравствуй, Алла... Пять лет Павел работал на «Го- И началась кутерьма. Услышав голе», потом — на «Жигулев- голос отца, из своей комнаты вы- ске» и вот уже третий год тру- летели дети: старший Вовка-пер- дится на «Златоусте». ...Что-то „ заво­ зился, о чем-то за­ говорил во сне Юрка. Павел под­ нялся, осторожно поправил одеяль­ це. «Спи, спи, ма- все радуются, веселятся — и сам лыш». Лег, стараясь не потрево- улыбнулся. жить покоя жены. Он-то знал, с — Ах, вы мои ушатики! — не *Ушатиками» она за день так сдерживая радости, проговорил Умается* что к вечеру голова он, обнимая свою детвору... кругом. , Так вернулся домой после яя- Закрыл глаза, а мысли перечес- тимесячного плавания рефриже- лись опять на свой пароход, раторный механик большого &о- ...Рыбообработчик Василий Воло* розильиого траулера «Златоуст» вик как-то обратился к Павлу. Павел Гаврилович Осетинский. — Знаешь, Павел, хочу я в Алла, жена его, то ли от сча- рефрижераторные машниисты по- стья, то ли. от невообразимого виз- даться. Посоветуй, как это сде- га «ушатиков» (отец только так лать? и зовет их) растерянно металась д Осетинский давно уже ззме- от кухни к мужу, пока," наконец, ТИл, Чю Василий внимательно при- не успокоилась и спокойно стала ематрлвается к работе рефриж*ра- собирать на стол. А Павел из че- TOp,ta^ группы, спрашивает, инте- модана достал всем морские гос- j>ecyeTCR — Учи!ься надо, Вася, — отве­ тил Воловику Павел. — А как? — А так. После вахты — ко ткнцы и . раздавал их, сам ра­ дуясь не меньше своих домочад­ цев. . Вовка с Юрой подтащили, его к аквариуму. — Смотри, папа, сколько у нас мне* Будем изуча*ь всю. эту сте­ новых рыбок появилось А гст Л°ДИУ*°* науку. этих, они еще маленькие, мы в Через полгода Василий Воло- банку отсадили. Их большие рыб- вик по рекомендации Осетинского ки едят потому что... .сдал экзамены на машиниста. — С приходом тебя, Павлик. Сейчас он работает вместе с П т - — За твое здоровье, Алла. ...Он спал и не спал. Сои мяг ко окутывал его призрачной пе- лом. И Павел, и Василий, и их третий товарищ Николай Ивз«км» — все они ударники коммукчсти- леной воспоминаний и давнего, и ! “ ?? Г С : недавни пережитого. И в £той полудреме явственно вставали холода. В последнем рейсе через морозильные камеры «Златоуста* прошло 2808 тони рыбной прояук- беззвучные картины пройденного “ м о ^ л и ф и * л е . К ^ пути. ка. А ведь могли и не заморозить Одиннадцать лет назад Пззел столько, если бы... ;Если бы кто- Осетинский после военной служ- то из них троих не предложил бы в Заполярье пришел в гра- однажды: ловый флот, получил направление _ р - _ на один из корабле» бортового г , , п т ’ виДел н Т?У траления. Сначала работал гока- ГПИД Б1* 'РТ в пкамеРы заверители р£м, а в 1956 году его вызвпи "оставлены. Понимаете углы за- о круглили листами железа. ;А воз* та У У службу фло- aT 3TorQ ц„ ркул11рует т - Осетинский, флот попоШяьт- КЙУГУ способствует, равному-, ся новыми,, рефрижераторными. ^замороз^е. {. судами. Сам понимаешь, нуж ш* — Дельное предложение, . -*-т. механики холодильных, установок.: с*ззал один. Другой что-то. при- Подбираем группу из лучших мо- кинул в уме. рякоа для учебы ка курсах з Мо-; ’— А ведь врёмя заморогзю* скве. Поедешь? ч. : у»еаьщитаг!.п? ? *.>и л ’!•; п гг-! М *Г Камеру «модернизировали» на переходе. Первые же циклы под­ твердили предположение — вр*ч» заморозки сократилось на два­ дцать минут. А в сутки вместо проектных 30— 40 тонн заморажи­ вали по 50—55 тонн рыбы. Когда работали на облове сельди, замо­ розили ее 1400 тонн. Всех дел не вспомнишь. В ло­ ре ими заполнены все дни до от­ каза. Но разве забудется, как он, рефрижераторный механик, со своими помощниками устранил» существенную фирменную недора­ ботку в компрессорном отделения. Чтобы сменить подшипник венти­ лятора, надо было полностью ос­ вободить вал, отдать его от мото­ ра, от крыльчатки. На это уходи­ ло два-три часа времени. Реши.чи увеличить отверстие в решетке корпуса. Через него теперь‘пбй- шипник свободно снимается, и за­ менить его стало возможным за Тридцать минут. . *• А разве малое другое дело? С технологом Александром Галки­ ным организовали, закатку теле­ жек по две в камеру, и выкат ли их последовательно. Последо­ вательность работы камер способ­ ствовала их лучшему режг*му« Они меньше теряли холод, быст­ рее морозили. К продукции рефрижерато^^цн- ков не было претензий. Она еда* валась на плавбазы с отли*чыш качеством. ...— Не спишь? — Алла загля­ нула в лицо мужа. — Нет, не спится что-то..* — С ко л ько дом а - то пробудеш ь? — Как всегда... — Уйдешь опять в море? — За границу меня посылают. Алла. «Златоуст» там ремонтиро­ вать будут. ...Пролетят днк стоянки, начнет­ ся новый путь по морским про­ сторам, горячие будни охватят его, увлекут своими дерзкими ритмами созидания. Так было не раз. И вовсе не­ плохо, когда на берегу моряк ду­ мает о море, о своей работе. В этом его жизнь, его страсть, его чувство. И тем более дороги ему и дом свой, и родной берег; * Е. ^ Ь ГБН И йЦ ,^ »г U. \i\ i .-'-г; Зам. редактора ? » : Е, В .М И ХАЙЛО ВС КИЙ . . —■г—т- - ---7-i— ^ “— ™т! -•Тир. «Полярная, правда», ' Зак. Г029. ПН 06145. , *• г .f. f 1 • I , :i . 1 * с* • .г j : • f 1 mi л I ; •' *!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz