Рыбный Мурман. 1965 г. Февраль.
По первому си гналу Море дышит спокойно, плавно покачивая дрейфующий буксир «Смелый». Вокруг до самого го ризонта виднеются силуэты рабо- тяг-траулеров. На них — беспо койная, трудная жизнь. А на бук сире — тихо, не слышно шума машины. Но корабль нагото ве. Напряженно и внимательно прослушивают эфир радисты. И вдруг среди хаоса различных сиг налов они слышат тревожные по зывные. Радист сообщает вахтен ному штурману: «С траулера «Но вороссийск» просят помощь, на мотка на винт, находятся в зоне айсбергов. Координаты...» И «Смелый» идет на помощь. За кормой бурунами вскипела свинцовая вода. Капитан Семен Федорович Казаков поднимается в рубку. Он не уйдет отсюда до тех пор. пока траулер не выведут в безопасное место и не ликвиди руют аварию. * «Смелый» подошел вовремя. Дв 1 айсберга, огромные ледяные скалы, зловеще надвигались на траулер. Быстро, без лишних движений работает матрос Валентин Медве дев, подавая буксирный трос. И вот судно выведено из опасной зоны. Сразу же к работе присту пают водолазы. Первый из них, Николай Дегтярев, скрывается под днищем корабля. Прошло не много времени, и экипаж трау лера приступает к своей обычной работе. А на «Смелом»... Застопорен главный двигатель. Стучит только «вспомогач». Воз ле него «колдует» третий механик Николай Гурьевский. Моторист Евгений Зайко протирает теплые бока дизеля. Потом он останавли вается, смотрит на баночки для сбора стекающего масла. Они стоят у каждого цилиндра. А что, если смастерить сточный трубо провод? • \ — Николай Федорович!— кри чит он. — Идите сюда. — Опять у тебя творческое вдохновение? — добродушно вор чит третий механик. — Рассказы вай. Он знает: Женька просто так не позовет. У него светлая голо ва и больше всех подано рацпред ложений. После рассказа Зайко Николай коротко бросил: «Мо лодец! Идея есть — чертеж бу дет!». Наверху, в салоне, комсорг Владимир Севрюгин, второй штур ман Владимир Кузнецов и мото рист Иван Удра готовят к вы пуску очередной номер стенной газеты «Волна». В газете надо отметить отличную работу судо вого научно-технического обще ства, покритиковать нерадивых матросов, найти интересный ма териал для литературной стра нички. • Жизнь на «Смелом» течет по обычному морскому руслу. Тре тий помощник капитана Анато лий Никитин и матрос Александр Ястребов бдительно несут вахту. Радист снова будто прирос к при емнику... Промысловики могут спокойно ловить рыбу. В любую погоду, если нужно, к ним на помощь придет экипаж буксира «Сме лый», вступит в бой с непокор ной стихией. А. КОЛЕСОВ, курсант ВМУ. ЗА БО ТЛИ ВЫ Е РУКИ Шестой год Валентина Иванов на Илясова работает уборщицей в ремонтно-механическом участке СРЗ М* 1 . На работу она прихо дит раньше всех, а уходит позже других. До прихода рабочих в цех уже все блестит. Такой порядок она поддерживает в течение всего дня. Вот почему, когда заходишь в цех, невольно обращаешь внимание на идеальную чистоту: нигде ни пылинки. Посмотришь на окна — и кажется, что попал в оранжерею. Такое изобилие здесь цветов! А было время, ког да в цехе не было ни одивгв цветка. Валентина Ивановна поса дила отростки, любовно ухажи вала за ними: поливала, подкарм ливала удобрениями. С большим уважением говоря» о ней все в цехе. За хороша* работу Валентина Ивановна по лучила более десяти благодарна стей, не раз получала денежные премии, а в 1963 году ей был» присвоено звание ударника ком мунистического труда. На снимке: Валентина Иванов на ИЛЯСОВА. 1 I ■! ТОВАРИЩИ ВСЕГДА РЯДОМ Экипаж большого морозиль ного траулера «Комета» закон чил первый промысловый рейс 1965 года со значительным пе ревыполнением плана. Задание выполнено на 162 процента, с большой экономией сетемате- риалов. Во время восьмибалльного шторма с обледенением наш экипаж оказал помощь трауле ру «Гридино». Взяли его на буксир и идем в родной порт. Перед этим начальник радио станции тов. Герасимов обес печивал устойчивую радиосвязь с дрейфующим аварийным суд ном. Под умелым руководством старпома Котлярова, мастера по добыче рыбы Перцева, боц мана Власенко п а л у б н а я команда за короткое время по дала буксир на «Гридино». Экипаж с большим энтузиаз мом выполняет все необходи- мые работы ; для обеспечения безопасной буксир «жи в труд- ! ных штормовых условиях Се верной Атлантики. | В. ВОЛКОВ, помпошт. (По радио). ! В морях т вои д о р о г и . Он ушел в море, когда запо лярная осень густо- озолотила бе резовое мелколесье, а солнце хоть и снизилось над горизонтом, но все еще пригревало землю. Он вернулся, когда отошла в прошлое северная ночь и оранже вый диск солнца, еле поднимаясь над заснеженными вершинами сопок, коротко дарил северянам свои скупые лучи. Привычной дорогой от проход ной порта, не торопясь, наслаж даясь запахом берегового возду ха, впитывая всем сущегНэм осязаемый мир земных предмуго'*, он направился на автобуслую остановку. Может быть, прохо жие на улице, люди на останов ке, а затем и пассажиры четыр надцатого маршрута не обрзтичи внимания в сумятице своей повсе дневности, что жоренастый муж чина по виду не старше тридцати пяти лет ласково, даже чек.ю поглядывает на них и нет-нет да и улыбнется каким-то своим, вид но, очень хорошим мыслям. — Сто семьдесят пятый, — объявила кондуктор. А он встрепе нулся, хоть и стоял почти у са мых дверей. — Разрешите? Здесь мой дом. воклассник, сред ний Юра-детсад- ник, а младший Павлик — еще не смышленыш, с кровати уставился на отца. Видит, О ч е р к Маленькому кораблю — б о л ь ш о е п л а в а н и е . Гидрологическому судну «Тая- седа», работающему по заданию Полярного института, хорошо зна комы воды ледяной Гренландии и Лабрадора, туманного Ньюфаунд ленда, Джорджес-банки и жаокого Саргассова моря. В десятый раз направляется «Топседа» в самые отдаленные районы Атлантики. Неприметен этот маленький на учно-исследовательский корабль в тралфлоте, и многие рыбаки да же не знают о его существовании. Это единственное судно типа «Логер», которое работает в рай онах, доступных большим кораб лям, а главное — почти всегда в отрыве от группы. Месяцами не увидишь ни одной мачты на го- рисонте. Случись беда — надеять ся не на кого. Не раз «Топседу» прихватывали ураганы, но она мужественно боролась со стихией. Приходилось и мне поплавать на этом судне и узнать его лю дей: старейшего гидролога пром- сРЫБНЫП МУРМАН» Индекс 55654 разведки Александра Федоровича Самкова, капитана Николая Ва сильевича Онацкого, стармеха Фе дора Ивановича Зозулю и других. Все они отличные моряки, лю бят свой некомфортабельный па роход и давно на нем холят но морям. Благодаря им судно без аварийно совершает свои длин ные рейсы и доставляет в ПИНРО ценные научные мате риалы. Перед отходом начальник пейса тов. Самков коротко рассказал о предстоящем плавании: — Начнем работать с Девисова пролива, а закончим в Саргассо- вом море, почти на широте Кубы, где мы должны обследовать мощ ность струи теплого течения Гольфстрим. На всех станциях будем ве сти полный комплекс наблюде ний: гидрологических, гидрохими ческих, биологических, метеороло гических, ледовой обстановки. Впереди — 105 суток напряжен ного труда. Задание,- как всегда, будег выполнен». П. НОСОВ. Нервный, торопливый стук в — Честь большая, справлюсь дверь своей квартиры. Секунды ли? две-три. Слышно, как звякнула — Надо, Павел, справиться, посуда на кухне, слышно, как Семь месяцев, ежедневно по быстро прошла жена, чтобы ст- десять-двенадцать часов занлма- крыть перед ним двери. Щелчок лись на курсах рефрижераторных замка и... механиков. Без роздыха пролете- Теплые руки обвились вокруг ли они для посланцев тралового шеи* флота. В Мурманск шли и шли — Родной мой, наконец-то... БМРТ. — Здравствуй, Алла... Пять лет Павел работал на «Го- И началась кутерьма. Услышав голе», потом — на «Жигулев- голос отца, из своей комнаты вы- ске» и вот уже третий год тру- летели дети: старший Вовка-пер- дится на «Златоусте». ...Что-то „ заво зился, о чем-то за говорил во сне Юрка. Павел под нялся, осторожно поправил одеяль це. «Спи, спи, ма- все радуются, веселятся — и сам лыш». Лег, стараясь не потрево- улыбнулся. жить покоя жены. Он-то знал, с — Ах, вы мои ушатики! — не *Ушатиками» она за день так сдерживая радости, проговорил Умается* что к вечеру голова он, обнимая свою детвору... кругом. , Так вернулся домой после яя- Закрыл глаза, а мысли перечес- тимесячного плавания рефриже- лись опять на свой пароход, раторный механик большого &о- ...Рыбообработчик Василий Воло* розильиого траулера «Златоуст» вик как-то обратился к Павлу. Павел Гаврилович Осетинский. — Знаешь, Павел, хочу я в Алла, жена его, то ли от сча- рефрижераторные машниисты по- стья, то ли. от невообразимого виз- даться. Посоветуй, как это сде- га «ушатиков» (отец только так лать? и зовет их) растерянно металась д Осетинский давно уже ззме- от кухни к мужу, пока," наконец, ТИл, Чю Василий внимательно при- не успокоилась и спокойно стала ематрлвается к работе рефриж*ра- собирать на стол. А Павел из че- TOp,ta^ группы, спрашивает, инте- модана достал всем морские гос- j>ecyeTCR — Учи!ься надо, Вася, — отве тил Воловику Павел. — А как? — А так. После вахты — ко ткнцы и . раздавал их, сам ра дуясь не меньше своих домочад цев. . Вовка с Юрой подтащили, его к аквариуму. — Смотри, папа, сколько у нас мне* Будем изуча*ь всю. эту сте новых рыбок появилось А гст Л°ДИУ*°* науку. этих, они еще маленькие, мы в Через полгода Василий Воло- банку отсадили. Их большие рыб- вик по рекомендации Осетинского ки едят потому что... .сдал экзамены на машиниста. — С приходом тебя, Павлик. Сейчас он работает вместе с П т - — За твое здоровье, Алла. ...Он спал и не спал. Сои мяг ко окутывал его призрачной пе- лом. И Павел, и Василий, и их третий товарищ Николай Ивз«км» — все они ударники коммукчсти- леной воспоминаний и давнего, и ! “ ?? Г С : недавни пережитого. И в £той полудреме явственно вставали холода. В последнем рейсе через морозильные камеры «Златоуста* прошло 2808 тони рыбной прояук- беззвучные картины пройденного “ м о ^ л и ф и * л е . К ^ пути. ка. А ведь могли и не заморозить Одиннадцать лет назад Пззел столько, если бы... ;Если бы кто- Осетинский после военной служ- то из них троих не предложил бы в Заполярье пришел в гра- однажды: ловый флот, получил направление _ р - _ на один из корабле» бортового г , , п т ’ виДел н Т?У траления. Сначала работал гока- ГПИД Б1* 'РТ в пкамеРы заверители р£м, а в 1956 году его вызвпи "оставлены. Понимаете углы за- о круглили листами железа. ;А воз* та У У службу фло- aT 3TorQ ц„ ркул11рует т - Осетинский, флот попоШяьт- КЙУГУ способствует, равному-, ся новыми,, рефрижераторными. ^замороз^е. {. судами. Сам понимаешь, нуж ш* — Дельное предложение, . -*-т. механики холодильных, установок.: с*ззал один. Другой что-то. при- Подбираем группу из лучших мо- кинул в уме. рякоа для учебы ка курсах з Мо-; ’— А ведь врёмя заморогзю* скве. Поедешь? ч. : у»еаьщитаг!.п? ? *.>и л ’!•; п гг-! М *Г Камеру «модернизировали» на переходе. Первые же циклы под твердили предположение — вр*ч» заморозки сократилось на два дцать минут. А в сутки вместо проектных 30— 40 тонн заморажи вали по 50—55 тонн рыбы. Когда работали на облове сельди, замо розили ее 1400 тонн. Всех дел не вспомнишь. В ло ре ими заполнены все дни до от каза. Но разве забудется, как он, рефрижераторный механик, со своими помощниками устранил» существенную фирменную недора ботку в компрессорном отделения. Чтобы сменить подшипник венти лятора, надо было полностью ос вободить вал, отдать его от мото ра, от крыльчатки. На это уходи ло два-три часа времени. Реши.чи увеличить отверстие в решетке корпуса. Через него теперь‘пбй- шипник свободно снимается, и за менить его стало возможным за Тридцать минут. . *• А разве малое другое дело? С технологом Александром Галки ным организовали, закатку теле жек по две в камеру, и выкат ли их последовательно. Последо вательность работы камер способ ствовала их лучшему режг*му« Они меньше теряли холод, быст рее морозили. К продукции рефрижерато^^цн- ков не было претензий. Она еда* валась на плавбазы с отли*чыш качеством. ...— Не спишь? — Алла загля нула в лицо мужа. — Нет, не спится что-то..* — С ко л ько дом а - то пробудеш ь? — Как всегда... — Уйдешь опять в море? — За границу меня посылают. Алла. «Златоуст» там ремонтиро вать будут. ...Пролетят днк стоянки, начнет ся новый путь по морским про сторам, горячие будни охватят его, увлекут своими дерзкими ритмами созидания. Так было не раз. И вовсе не плохо, когда на берегу моряк ду мает о море, о своей работе. В этом его жизнь, его страсть, его чувство. И тем более дороги ему и дом свой, и родной берег; * Е. ^ Ь ГБН И йЦ ,^ »г U. \i\ i .-'-г; Зам. редактора ? » : Е, В .М И ХАЙЛО ВС КИЙ . . —■г—т- - ---7-i— ^ “— ™т! -•Тир. «Полярная, правда», ' Зак. Г029. ПН 06145. , *• г .f. f 1 • I , :i . 1 * с* • .г j : • f 1 mi л I ; •' *!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz