Рыбный Мурман. 1965 г. Февраль.

Н А Ш К А Л Е Н Д А Р Ь В. В. И в а но в (70 лет со дня рождения) Рассказывают ученые ПИНРО .V* >.*.*...*?V4VV.V.W.- , ‘.'.•.•А'*.*.*.*V•.V.NV.V.' 1 1 Ш 1 Всеволод Вячеславович Ива­ нов (1895—1963) является од­ ним из основоположников и за­ чинателей советской художест­ венной литературы. Первые его очерки и рассказы появились в сибирских га­ зетах и журна­ лах накануне Октябрьс к о й революции. Бу­ дущий писа­ тель исколесил Западную Си­ бирь и При- уралье, побы­ вал в Ташкен­ те и Бухаре, работал на­ борщиком, мат­ росом, бродя­ чим актером, многое испытал и передумал. Революц и о н- ные события в Сибири, бурные годы граждан­ ской войны, борьба против белогвардейцев и интервен­ тов сформировали его как пи­ сателя и гражданина. Боль- Г шую роль в судьбе В. В. Ивано­ ва сыграл М. Горький, который обнаружил талант у начинаю­ щего писателя и помогал ему советами. Всеволод Иванов од­ ним из первых в нашей моло­ дкой прозе отразил борьбу наро­ да за власть Советов, создал незабываемые произведения, во­ шедшие в золотой фонд нашей литературы: повести с Партиза­ ны», «Цветные ветра», «Броне­ поезд 14-69».. В конце 30-х годов он написал роман «Пархомен­ ко», в котором запечатлел об­ раз полководца гражданской войны. Всеволод Иванов изве­ стен и как талантливый драма­ тург. Его пьеса «Бронепоезд 14-69» явилась вехой в разви­ тии советской театраль н о н культуры, поль­ зуется большой любовью зри­ телей. Лучшие публицисти ч е- ские статьи н очерки, создан­ ные в годы Ве­ ликой Отече­ ственной вой­ ны, писатель посвятпл совет­ ским людям, глубоко любя­ щим свою Ро­ дину (сборни­ ки «Мое оте­ чество», «Щит славы»). Пос­ ле войны Вс. Иванов неод­ нократно бывал в Средней Азин, Сибири н на Даль­ нем Востоке. Сотни людей встречал он • промышлен­ ных центрах, на стройках, в далеких таежных углах и рас­ сказал о них в очерках «По родным местам», в повести «Хмель». В течение многих лет он был членом правления Сою­ за писателей СССР и членом правления Московского отде­ ления С о ю з а писателей РСФСР. г я ш Вышел в свет сборник ста­ тей ШШРО, который назы­ вается «Материалы рыбохозяй­ ственных исследований Север­ ного бассейна» (выпуск 4-й) под редакцией А. П. Алексеева. В него включены 28 статей, каса­ ющихся разных вопросов рыбо­ хозяйственной науки: биология морских организмов, состояние за­ пасов промысловых рыб, харак­ теристика гидрологических усло­ вий северных морей, результаты некоторых н а вы к работ в рыбо­ промысловой и поисковой техни­ ке, многолетнее изменение уро­ жайности сельди и численности семги. Имеется также одна ста­ тья об экономической оценке внедрения новой техники, меха­ низации и автоматизации рыбной промышленности. Несмотря на то, что издание рассчитано на специалистов, не­ которые работы не перегружены латынью и научной терминоло­ гией, понимаются просто и будут интересны и полезны для про­ мысловиков и для любознатель­ ных читателей. Например, очень важный и нужный канитанам-нромыслови- кам материал изложен в статье В. М. Литвинова и С. К. Боднара «Некоторые данные по рельефу, грунтам промысловых банок Восточной Гренландии». Эта ра­ бота написана на основании обработки данных комплексных экспедиций наших и зарубежных судов. Советским промыслом этот район еще не совсем освоен, но успехи экипажей зарубежных траулеров и мурманских поиско­ вых судов позволяют считать его перспективным. Лаборатория геологии моря ПИНРО в 1964 году составила промысловые планшеты района Восточной Гренландии, которые скоро получат промысловики. В этой статье дается характеристи­ ка рельефа и грунтов промыс­ ловых банок этого района в допол­ нение к составленным планшетам. Ряд авторов Ленинградского высшего инженерного морского училища имени Макарова дает сверхдолгосрочный прогноз ледо- витости Баренцева моря до 2000 года. Интересна и доказательна сама методика прогнозирования. Прогноз составлен на основе ря­ да наблюдений, начиная с 1900 года по 1960 год. Ледовитость Баренцева моря будет возрастать в ближайшем десятилетии и к концу столетия достигнет преде­ ла. В некоторые периоды около 60 процентов площади моря будет покрыто льдом. В 2000 году ле­ довая обстановка будет примерно такой же. какой она была в 1810— 1820 годах. В эти годы плавание к Новоземельским про­ ливам было возможно лишь в от­ дельные месяцы некоторых лет. Этот прогноз будет разрабаты­ ваться дальше и уточняться... Интересные данные приведены в статье В. П. Пономаренко о естественной, промысловой и об­ щей смертности баренцевоморско- го стада трески. В работе И. Г. Юданова за­ рится о том, что урожайность атлантическогскандинавской сель­ ди сильно зависит от вековых ко­ лебаний климата. В период по­ теплений наблюдается значитель­ но больше высокоурожайных по­ колений. Механикам будет интересно по ­ знакомиться с выводами Ф. ;М. Елемушина о влиянии факторов на износ основных, деталей двига­ телей внутреннего сгорания про­ мысловых судов. Используя малогабаритное по­ воротно - выдвижное устройства для эхолотов «Окунь» и «Атлас- Верке-658», можно вести поиск рыбы как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Этот прибор, созданный отделом про­ мысловой техники ПИНРО в творческом содружестве с лабора­ торией техники подводных ис­ следований, становится крайне необходимым в связи с освоением прицельного кошелькового лова в открытых морях и в мелководны»: внутренних водоемах; Прибор уже испытан на косяках мойвы в Мо­ товском заливе. Причем влияние паразитных излучений исключе­ но. Описание прибора и правила его эксплуатации можно найти в статье А. А. Дегтярева и П. Ф, Шатунова. п НОСОВ- Награда вручена герою Война окончилась для Василия обеспечивал им проход в Неченг- Любое неосторожное движение — Григорьевича Кожина не 9 мая. скии залив. и все взлетит на воздух. И все- Жогда весь советский народ празд- Бой был ожесточенным. Фаши- гда в самые опасные места шея иовал День победы, он вместе с стским артиллеристам удалось командир БЧ-5. К концу дня бойцами аварийно-спасательного повредить' первые три морских приказ был выполнен, отряда находился на Карском мо- охотника, прорвавшихся в залив. за мужество и отвагу, нрояв- 5 >е. Здесь еще шла война. Война Прикрываясь дымовой завесой, ленные в боях за освобождение суровая. Опасности подстерегали аварийно-спасательный отряд су- Неченги, В. Г. Кожин был пред- иа каждом шагу. Смерть то пока- мел вывести эти корабли из-под ставлен 'к ордену Красной Звезды, зывала минные рожки у самого огня. Но вот вражеская батарея ц 0 в 44 _м он хак и не получил борта судна, то поблескивала ме- подавлена. Тогда фашисты решили ЭТу награду. Война есть война, таллическим боком торпеды или взорвать у причалов свой сторо- & )ЖИн был переведен в другую глубинной бомбы, поднятых тра- жевик, нагруженный минами, что- часть, затем направлен на Кар­ лом со дна моря. бы не допустить разгрузки наших оде море, потом демобилизовался. И так три месяца подряд. Три транспортных кораблей с танками Работал на Мурманском судоре- послевоенных месяца, рискуя жиз- и артиллерией. В спешке гитлеров- монтном заводе, в торговом паро­ ль», советские моряки очищали Чы сторожевик потопили, но ми- ходстве. А с 1954 года Василий судоходные трассы от смертельных ны на нем не взорвались. Но они Григорьевич работает инженером «сюрпризов», оставленных фаши- могли взорваться в любую мину- технического отдела управления стами на дне Карского моря. ТУ- ^ причалы нужно было сохра- «Мурмансельдь». п „ _ нить во что бы то ни стало. От оа эту операцию d . 1. Кожину ^того во многом зависел успех Только спустя -20- с лишним командира БЧ-5, командование на- Mejj операции лет боевая награда нашла своего градило орденом Красной Звезды. ~ ..... ' владельца. 22 февраля орден Это был уже второй его орден. Но * гвгтнйно-спасатель- Красной Звезды был врУчен Васи’ о первом ордене Красной Звезды в г лиго Григорьевичу Кожину. Воен- Ваеллий Григорьевич ничего знал. ного отряда. В. Г. Кожин вместе » „ “ со m n n W m . выполняя при- ! Г S * 4 “ с°- каз командования, поднимал за- Василия Григорьевича, Произошло это следующим обра- тонувший сторожевик, выгружал гости теп^° поздравили героя Оте- зом. В ночь с 14 на 15 октября с него мины, бомбы, снаряды. Де- Ч(!СТ8еннои воины, пожелали ему 1944 года аварийно-спасательный ло осложнялось тем, что никто многих лет здоровья, успехов в отряд, в котором служил Кожин, из отряда не был минером. В жизни и Работе. прикрывал с моря десантников, разгар боя их было не найти. В. СКЛЯР. „Ан ти гол ьфстрим“ Гольфстрим переносит в сутки юго-востоку oi мыса Гагтерас, на в двадцать раз больше воды, чем глубине 800 м было обнаружено все реки земного шара. С давних неизвестное ранее течение, проти- пор многих ученых интересовал воположиое Гольфстриму по на- вопрос: куда девается эта огром- правлению. пая масса? Ведь какого-либо те- Эта подводная, «река» глубиною чения на поверхности, которое более чем в 1,5 км успешно про- «откачивало» бы воду, приноси- тиводеиствуег сколько-нибудь за- мую Гольфстримом, нет. И вот не- меткому изменению уровня Ледэ- давно американскими океанолога- витого океана, принимающего во- ми, проводившими исследования к ды Гольфстрима. НА ПРОМЫСЛАХ МИРА Н О В А Я Т Е Х Н И К А Ф ИРМА «Консервмаскинер АВ» /~ЛДНА датскан фирма разра- ( Швеция) выпустила новую ботала сушильные установ- филетирующую машину для сельди ки, рационализирующие процесс производительностью 240—300 шт. приготовления клипфиска (солено- в / мин.. которая производит еле- сушеной пластованной треска), дующие операции: обезглавливает. Установки выпускаются четырех вскрывает брюшную полость и мо- типоразмеров: шкафного типа про­ жег давать три типа филе. Маши- изводительностью 0,5 тонны в ну обслуживают два оператора, сутки и туннельные 2. 2,5 и 3 20 машин этого типа работают в тонны в сутки. Установка преду- Швеции. . сматривает контроль за ълажно- Эта же фирма производит: ме-, стью и температурой наружного неё производительные фалетирую- воздуха, а также влажностью, щие машины для сельди (60 штук температурой и скоростью потока & мин л воздуха внутри сушилки. Без точ­ ного регулирования этих'факто- * * * ров (внутри сушилки) можно еде- rf\H PM A Баадер (Ф Р Г ) выпус- лать сушку слишком быстрой, что ч * тила машину Баадер-(03 для приведет к образованию на по- обезглавливанин и потрошения верхности рыбы коронки белка и рыбы тралового улова: тресковых соли, замедляющей дальнейшую длиной от 35 до 80 см, и морско- сушку. Сушка продолжается не го окуня (от 30 до 55 см) Про- более 12—16 часов, после чего, изводительность машины от 25 до рыбу подвергают прессованию для 40 рыб « минуту. Потребная мощ- выравнивания содержания влаги, ность 3 кет. Машина обслужи- Эгдт про обычко занишш- вается одним работником, подаю- ■ к и щим рыбу на питающий конвейер. 1и*ии ш&сть дней, в ,аппаратах фир­ мы сощющается до 24 часов. Фактическая продолжительность установки зависит от размеров рыбы и конечной влажности. «Экспресс-информация*. ПОБЕДИЛ «СЕВЕР» В с т р е ч а с в ы п у с к и Кажется, это было совсем не- жизнь, о первых трудностях н пе- связавших свою судьбу с морем. залы — всего этого не было до давно. Вот так же. как и сегод- реживаниях рассказали бывшие 1 — Многие из вас после оконча- i960 года. няшние курсанты, Александр Ива- выпускники высшего мореходного ния училища будут работать в Ваш долг, — сказал в заклю- црвич Нурнлоа, Владимир Кон- училища на встрече с курсантами траловом флоте, — сказал А. И. чение В. К. Павловский, — уиить- стантиновнч Павловский и Влади- судоводительского факультета. Чурилов. — Выпускникам высше- ся как можно лучше, стремиться мир Петрович Коваленко пережи- Александр Иванович Чурилов го мореходного училища здесь стать достойными той заботы, вали за себя, за своих товарищей окончил училище в 1957 году. Ра- всегда рады, и мы ждем вас пос- которой окружили вас партия и 8 воскресенье «а стадионе ДСО во время зачетной и экзамена- ботал в течение шести лет на ле окончания учебы к себе. правительство.^ «Труд» • состоялась Интересная циоиной сессии, горячо спорили о большом . морозильном траулерг Выступает Владимир Констан- -Всего лишь немногим более го- встреча футбольных ком анд «Ме­ новых кинофильмах, обсуждали в «Златоуст*. Здесь он прошел на- тинович Павловский. - Последний да назад окончил ВМУ В: П. Ко- -таллург* ” (Череповец) и «Сейер» кубрике интересную книгу. стоящую морскую школу, начав рейс он ходил на плавбазе «Севе- валенко. Он работает сейчас вме- -— теперь называется команда А сейчас у них за плечами не- трудовой путь от третьего помощ- родвинск* старшим помощником, сте с Александром Ивановичем ,на . «Тралфдотовец». сколько лет работы после окон- ника капитана, дослужив до — Я окончил училище в 4959 «Советске* третьим помощником /, м гпЛ1(11 ллрпжали, по- чания высшего мореходного учи- старшего. Ныне Александр Ива- году, и мне хочется рассказать, в капитана. Знания, накопленные в «eav гп гчетлм Ч - 2 лища. Но не гладка была дорога, нович — капитан производствен- каких условиях занимались кур- стенах училища, помощь со сто которая вела их к самостоятель- ного рефрижератора «Советск», сайты моего выпуска и более ран- роны старших товарищей помог- нои жизни. Есть о чем рассказать опытному них. Они совсем непохожи на се- ли стать ему хорошим сгсециали- вот об этом вступлении в судоводителю. годняшние^ стом. «РЫБНЫЛ МУРМАН» Индекс 55654 Но в первую очередь — рас- Новое общежитие, лаборатории, Встреча курсантов с выпускии- сказ о судне, которым он коман« оснащенные по последнему слову ками понравилась н гостям и хо- дует, о замечательных людях, техники, просториые читальные зяевам. В. ТИХОМИРОВ. Зам. редактора Е. В. МИХАЙЛОВСКИИ. Тип «ПоЛярная правда*. Зак. 1028. ПН*04424.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz