Рыбный Мурман. 1965 г. Февраль.

выработку рыбной муки, макси- мально загружать трюмы, умень­ шить время сдачи груза в порту и на базы. Наши матросы шке- джли по 20— 24 окуня в минуту. Бросать шкереный окунь на верхний транспортер очень не­ удобно: в правой руке нож, ле­ вой же — несподручно, окунь иногда не долетает до транспорте­ ра. Судовые рационализаторы предложили выход. После небель- торцован 10— 12 миллиметров. На нижней части кожуха зеера поставлен разъемный поворот­ ный хомут с четырьмя лапками. Высота лапки 14 миллиметроз* Хомут постоянно оттягивают две пружины. Во время прессования зеер поднимается до траверсы уже на 20 миллиметров. Насос останавливается. При помощи тросика, выведенного к месту управления прессом, разворачи- у с т а н о в л е н м и р о в о й р е к р Д В первые дни нового года ; всю страну облетела весть о том, что дежный экипаж большого мо-! родильного траулера «Николай ; Островский» установил миро- 1 вой рекорд добычи рыбы для судов этого типа. 150 тысяч ; центнеров морского окуна и ' сельди выловили моряки в ше- --- — — — — «том году семилетки. Рыбаки Северного бассейна ! рады уепеху коллектива кая-; чатского траулера, горячо по- здра]Ьяют моряков с большом ! трудовой победой. В то же время они интересуются всеми подробностями, многие капита­ ны, мастера по добыче рыбы ; просят рассказать о том, как ; был достигнут рекордный вы-; лев. Редакция «Рыбного Мурма-, ; на», выполняя просьбу моря-: \ ков, публикует сегодня рае-: ; сказ капитана БМРТ «Н. Ост-: ; ровский» Павла Александро­ вича Рязанова. Прежде всего некоторые циф- :ры. Экипаж выработал из добы­ той рыбы 70.173 центнера потро­ шеного обезглавленного окуня, 3600 центнеров сельди, 14.875 цен­ тнеров рыбной муки, 1375 цент­ неров жира. В течение года траулер нахо­ дился в море 309 суток. Непосред­ ственно на лову экипаж был 203 суток. Сдача груза на плавбазы заняла 19 суток, в течение 24 дней экипаж не мог промышлять из-яэ штормов, 6 суток ушло на ремонт орудий лова н 16 — на ремонт механизмов н т. п. В среднем на сутки промысла вылавливалось по 736 центнеров ‘рыбы. • П о предварительным подсчетам экипаж уже в 1964 году сумел по­ лучить прибыль, в 1,3 раза превы­ шающую затраты на постройку корабля. Себестоимость центнера продукции снижена на 8 рублей. У мурманских моряков, вероят- йр, сложилось мнение, будто вы­ сокий вылов достигнут без особо­ го труда, благо сырьевая ба^а в районе промысла была отличной. На самом деле это далеко не так. Траулер «Н. Островский* в 1364 Ьоду находился в своем первом рейсе. Новый корабль, новые лю­ ди. Многие никогда не были в мо­ ре. Их надо было обучить, соз­ дать дружный коллектив. И это удалось сделать с помощью ком­ мунистов и комсомольцев судна. Люди 'прониклись чувством о т ­ ветственности за судьбу взятого обязательства, духом творчества. Первоначально мы поставили перед собой рубеж — сто тысяч центнеров. Но затем, когда всем Х>ыло ясно, что это не предел, на­ звали цифру — 150 тысяч. Особенно трудным был декабрь. К этому времени на счету эки­ пажа было уже 140 тысяч центне­ ров. Д о выполнения обязательст­ ва оставалось выловить 10 тысяч неитнеров окуня. Всего десять. Но каким трудным оказался декабрь. П я ть суток шторм. Пять суток поиски. Даже на самых «верных» банках тралы приходили на борт пустыми. / Но моряки добились своего. И .еще следует сказать об од­ ном. Рекорд рождался в соревно­ вании с экипажем приморского Б М Р Т «Ульяновск». Он, что назы­ вается, до последнего времени наступал нашему экипажу на пятки и достиг вылова в 140 ты­ сяч центнеров. Рекорд рождался в соревновании с коллективами других камчатских БМ Р Т . А те­ перь о работе отдельных звеньев. НА СЧЕТУ МИНУТА Успех промысла во м ног эм за­ висит от мастеров по добыче ры бы, от слаженной работы трало­ вых вахт. На ь БМ РТ «Николай Островский» на" операциях с тра лам и занято тринадцать человек. Они разбиты на две вахты. В ка­ ждую входят: один мастер по до­ быче, три матроса первого класса и два матроса второго класса. Из каждой вахты выделили по одному матросу первого класса и создали бригаду по ремонту ору­ дий лова. В ее обязанности- вхо­ дит подготовка, оснастка новых тралов, кутков, их fiemoHT. Брига­ да работает с € до 17 часов с ча совым перерывом на обед. А вече­ ром выходит на шкерку окуня. Если же судно ведет промысел а условиях тяжелых грунтов, когда случаются частые порывы трала, речонтная бригада вызывается в любое время суток. У добытчиков всегда имелось в запасе не .мснсе трех оснащенных тралов, трех кутков и одного грунтропа. Весь промысловый период ,окунь добывали тралом 31,2 мет­ ра. Особых конструктивных изме­ нений в орудия лова не вносили. Но в процессе работы топенанты нижней и верхней подбор из гер­ кулеса стали заменять стальным 18-миллиметровым отклетневлн- ным тросом. Практика показала, что арматура трала при этом как бы усиливается и в условиях ра­ боты на тяжелых грунтах и при больших уловах в штормовую по­ году тралы выдерживают значи­ тельные нагрузки. При подвязке грунтропа трала со стальными подборами, как пра­ вило, приходится предварительно цробивать свайкой участки ниж­ ней подборы, где подвязываются цепочки катушек грунтропа. Это делается для того, чтобы в случае задевов цепочки не отпарывали делъ нижней подборы, то^есть что­ бы грунтроп не перемещался. Для экономии времени на верхнюю подбору трала крепили 110— 130 кухтылей, не насаживая их на трос, а подвязывая трало­ вой прядью. К нижней подборе подсоединяли *жесткий гручтроп из трех секций. Центральная ше- стиметроваи секция состоит из пя­ ти 500-миллиметровых бобинцев, шести 300-миллиметровых метал­ лических катушек и 28 резиновых прокладок. Крыловые секции длиной 6,4 метра состоят из ше­ сти 400-миллиметровых бобчнцсБ, шести 300-миллиметровых, одной 75-миллиметровой катушки и 33 резиновых прокладок. Вес грунтропа подбирался в зависимости от характера грун­ тов. Так, например, при работе на тяжелых грунтах использовал­ ся облегченный грунтроп, состав­ ленный из 500-миллиметровых бо­ бинцев по крыльям и 600-миллч* метровых бобинцев — в центре. Траловый мешок или куток ос­ нащали сотней кухтылей, а в слу­ чае, когда наблюдалось большее стирание нижней пласти, количе­ ство кухтылей доводилось до 140 штук.* Мы промеряем ваера пе по об­ щепринятой схеме — через про­ мерные ролики. Наш метод заклю­ чается в следующем: десятиметро­ вый тросик диаметром 10 милли­ метров держат два матроса, тре­ тий наносит белилами отметку на ваерах после каждых десяти "мет­ ров прогона. Старший мастер д о ­ бычи фиксирует промеренные ва­ ера через каждые 50 метров, за­ писывая в блокнот поправку с плюсом или минусом в сантимет­ рах. После окончания промера? каждого ваера поправки сумми­ руются. Н а ’*'промер ваеров с двух ’* барабанов затрачивалось пять- шесть часов. Однако и этот метод оказался несовершенным, так как на промеры уходило много вре­ мени. По предложению мастера Сер­ гея Наумова нам удалось сокра­ тить время до трех-четырех ча­ сов. Суть предложения состоит, а гом, что мы стали делать проме­ ры не через 50, а через 300 мет­ ров. И это не отражалось па точ­ ности вносимой поправки. Нам часто задают вопрос: «Сколько вы затрачиваете време­ ни на подъем и спуск траля и ка­ кие меры применяете для сокра­ щения?» Не - предупреждая траловую вахту, штурман или мастер по до­ быче секундомером засекают, сколько времени затрачивают ма­ тросы на выборку трала. Состав­ ляли табличку, куда записываем время, затрачиваемое на опреде­ ленные операции. Затем произво­ дился хронометраж работы вто­ рой траловой вахты. Вот, к при­ меру, 12 октября 1964 года: вре­ мя — 10 часов 13 минут; погода 3— 4 балла; улов — 18 точи. На выборку трала с уловом 18 тонн вахта мастера тов. Наумова затрачивала 9— 10 минут. На эту же операцию вахта мастера тов. Донских затрачивала 12— 13 минут. На спуск трала, с учетом ветра, вахты затрачивали почти одинаковое время — 10— 15 ми­ нут. Во время переходов траловые вахты собирались для подведения итогов работы. Мастерам и матрс- сам указывалось, что нужно де­ лать, чтобы обе вахты работали ровно, слаженно, экономили про­ мысловое время. Мы тщательно следили за рабо­ той соседей, перенимали передо­ вые приемы лова. Так, по приме­ ру моряков Б М Р Т «Опала» мы начали перекраивать 36-метровый тр^л. У добытчиков Б М Р Т «Брас- лав» переняли методы спуска и подъема трала. На Б М Р Т «Саха­ лин» нам объяснили, как быстрее промерять ваера, прогоняя послед­ ние не через промерные ролики, а через направляющие, делая пер­ вую отметку возле каретки вае- роукладчика, а вторую — у трю­ ма № 3. ОБРАБОТКА И ЗАМОРОЗКА РЫ БЫ Давайте проследим путь окуня с того момента, когда он из трала попадает на кормовую палубу траулера. Сначала окунь идет в центральный загрузочный бунхер. Рационализаторами траулера, в частности, механиком завода Кон­ стантином Ежовым, емкость бун­ кера увеличена до трех тонн. Польза от этого большая. Легче стало работать траловой вахте: уменьшилась периодичность за­ грузки окуня в бункер, сберегают­ ся силы, экономится время. Рань­ ше шкерщики не успевали еще войти в темп, как в бункере кон­ чался окунь. Приходилось ждать, пока снова наполнят бункер. Сей­ час перерывов в работе шкерщиков по этой причине нет. Раньше люк подачи рыбы' в за­ вод открывался вручную. Рацио­ нализаторы поставили электро­ моторы, сделали червячную пере­ дачу. Стоит теперь нажать кноп­ ку, и окунь уже в руках резчикэа. Рядом с бункером — три дис­ ковых ножа. Острый диск отсе­ кает головы. Главное на этой опе­ рации — ловкость и быстрота рук. 60 окуней в минуту — так рабо­ тает на резке Владимир Рашез- ский. Не успеешь слово произне­ сти, как голова окуня уже сколь­ зит по лотку в утильцех. Иногда всего трое резчиков обслуживают до 18 шкерщико*в. Как вы уже знаете, наш экипаж полностью разделывал окуня. Это позволяло пускать все отходы на шой реконструкции окунь от дис­ ковых ножей стал подаваться по верхнему транспортеру. Его удоб­ но брать, а шкереная тушка дви­ жением руки легко сбрасывается на нижний транспортер. После мойки обезглавленный окунь укладывается в противни. Давно уже отказались на «Нико­ лае Островском» от укладки оку­ ня навалом. Окунь укладывается один к одному. Результат — в противень входит 12 килограм­ мов втесто первоначальных деся­ ти. Уложенный в противень окунь прикрывается специальными крыш" ками, которые зажимаются двумя скобами. Скобы — изобретение су­ довых умельцев, а изготовили их сами обработчики. • О т того, как уложен в против­ нях окунь, зависит и форма блока. Стандартный блок, удобно укла­ дывающийся в тару, — заслуга укладчиков Федора Акинова и Владимира Шопулииа. Такой блок теперь весит 36 килограммов вме­ сто 30. Увеличение веса блока резко сократило расход картонной тары. А это очень важно. Каждый! обработчик помнит: картонный ящик стоит 2 рубля. Вот почему только на картонной таре за год сэкономлено более 16 тысяч руб­ лей. Усовершенствование технологии и режима морозкн позволило зна­ чительно увеличить суточный вы­ ход готовой продукции. Увеличе­ ние вентиляции в камерах, усо­ вершенствование способа дефро- стации позволило вместо 30 тоня морозить в сутки 40 тонн окуня. Способствовало этому и увеличе­ ние скорости движения тележек из камер, достигнутое реконструк­ цией пневматических двигателей — турбинок. Время загрузки и вы­ грузки камера намного умень­ шилось. После упаковки окунь посту­ пает в трюм, где хранится при 25 градусах холода. ВКЛАД РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ Высоких показателей экипаж Б М Р Т добился и благодаря широ­ кому внедрению передового опы­ та, как своего, так и родившегося в коллективах Б М Р Т «Браслав», «Хинган» и на лидирующих судах Приморья и Сахалина. Специалисты «Николая Остров­ ского» поставили на службу 26 усовершенствований. Некоторые из них: метод активного поиска, оттайка снеговой шубы с моро­ зильных камер острым паром, уве­ личение емкости трюмов за счет ликвидации твиндечных перекры­ тий, форсунки с гидрозапором. Применили устройство для авто­ матического включения вентилято­ ров при закрытии дверей моро­ зилок, скобы-зажимы для под- прессовки рыбы в противнях. Все это увеличило производительность технологического оборудования и механизмов, улучшило качество выпускаемой продукции и условия эксплуатации техники. Заслуживают внимания усовер­ шенствования, предложенные Еж о ­ вым по утилизационной установ­ ке. Например, во время прессова­ ния рыбной муки в брикеты за­ частую приходилось терять много времени на то, чтобы открыть траверсу гидропресса, выгрузи 1 ь из зеера брикеты и приступить к следующей загрузке (особенно, если мука очень жирная и осты­ ла). На* нашем корабле, как и на многих других БМ Р Т , привари­ ли к переборке трюма тали. Одна­ ко и с помощью их далеко не все­ гда удавалось сразу открыть тра­ версу, а только спустя 15— 20 ми­ нут после выдержки. По предложению Ежова на гид­ ропрессе сделано следующее усовершенствование. Опорный поддон зеера дополнительно про- вается хомут, и открывается кла­ пан спуска давления масла. Зеер остается почти на месте, брикеты растут вниз. Включается насос. За счет действия пружин хомут раз­ ворачивается в прежнее положе­ ние, и зеер опускается вниз на 20 миллиметров. При спуске мас­ ла траверса свободно открывает­ ся. Пресс работает в полную на­ грузку. С внедрением этого пред­ ложения облегчился труд туковых машинистов и увеличился выпуск муки Среди машинной команды наи­ более активным рационализато­ ром является третий механик Гри­ горий Амяга. В текущем году он внес 7 рационализаторских пред­ ложений. Наиболее ценным из них является устранение выявлен­ ного заводского дефекта, вследст­ вие которого смазка от системы на попадала на роликовые подшип­ ники регулятора двигателя 6423/34. По этой причине на протяжении года регуляторы чис­ ла оборотов дважды выходили из строя. Техническим осмотром установлено, что масло, посту­ пающее в регулятор, во время ра­ боты разбрасывается грузами я стекает в картер, минуя подшип­ ники. По предложению тов. Амя- ги в корпусе картера и станке ре­ гулятора просверлили отверстие диаметром 7 миллиметров. В о т ­ верстие подвели трубку от систе­ мы смазки. Такую работу про­ извели на всех трех двигателях. Заслуживает внимания осуще­ ствленная тов. Амягой установка двухходовой пробки на системе за­ полнения и спуска масла двига­ теля 6424/34. Во время работы двигателей не исключалась вероятность само­ произвольного открития клапанов. То же может произойти и вслед­ ствие невнимательности мотори­ стов. Если в этот момент ра* ботает сепаратор, то может про­ изойти отбор масла с одного дви­ гателя и перекачка его во второй и т. д. Установка трех двуххо­ довых пробок исключает воз­ можность оставить двигатель без масла. Установленные в туковом цехе Б М Р Т горизонтальные шнеки не имели обратного хода. Во время работы они часто забивались. На их очистку тратилось много вре-s мени, в результате чего резко па* дал выпуск кормовой муки. Эледо трики Б М Р Т «Николай Остров* ский» в январе нынешнего года' изменили схему привода, устано­ вили пакетный переключатель на два направления, с помощью ко­ торого осуществляется реверс обоих шнеков. Переключатель установлен рядом с кнопками управления. Предложение электриков освоч бодило туковых машинистов о t непроизводительного простоя, свя- занного с чисткой шнеков, блач годаря обратному ходу эта one-* рация . стала производиться быст** ро и легко, отпала надобность вскрывать кожухи шнеков и вруч­ ную распрессовывать. * * * В настоящее время Б М Р Т *Нч« ко^ай Островский» стал в ремонт, положенный после годичного сро­ ка* эксплуатации. Экипаж передал эстафету коллективу другого Б М Р Т — ^Браслав». Моряки «Браслава», используя опыт пере­ довиков, соревнуются за вылов в завершающем году семилетки 160 тысяч центнеров рыбы. В соревно­ вание за вылов 100— 110— 120 ты­ сяч центнеров рыбы включились многие другие экипажи БМ Р Т .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz