Рыбный Мурман. 1965 г. Февраль.
выработку рыбной муки, макси- мально загружать трюмы, умень шить время сдачи груза в порту и на базы. Наши матросы шке- джли по 20— 24 окуня в минуту. Бросать шкереный окунь на верхний транспортер очень не удобно: в правой руке нож, ле вой же — несподручно, окунь иногда не долетает до транспорте ра. Судовые рационализаторы предложили выход. После небель- торцован 10— 12 миллиметров. На нижней части кожуха зеера поставлен разъемный поворот ный хомут с четырьмя лапками. Высота лапки 14 миллиметроз* Хомут постоянно оттягивают две пружины. Во время прессования зеер поднимается до траверсы уже на 20 миллиметров. Насос останавливается. При помощи тросика, выведенного к месту управления прессом, разворачи- у с т а н о в л е н м и р о в о й р е к р Д В первые дни нового года ; всю страну облетела весть о том, что дежный экипаж большого мо-! родильного траулера «Николай ; Островский» установил миро- 1 вой рекорд добычи рыбы для судов этого типа. 150 тысяч ; центнеров морского окуна и ' сельди выловили моряки в ше- --- — — — — «том году семилетки. Рыбаки Северного бассейна ! рады уепеху коллектива кая-; чатского траулера, горячо по- здра]Ьяют моряков с большом ! трудовой победой. В то же время они интересуются всеми подробностями, многие капита ны, мастера по добыче рыбы ; просят рассказать о том, как ; был достигнут рекордный вы-; лев. Редакция «Рыбного Мурма-, ; на», выполняя просьбу моря-: \ ков, публикует сегодня рае-: ; сказ капитана БМРТ «Н. Ост-: ; ровский» Павла Александро вича Рязанова. Прежде всего некоторые циф- :ры. Экипаж выработал из добы той рыбы 70.173 центнера потро шеного обезглавленного окуня, 3600 центнеров сельди, 14.875 цен тнеров рыбной муки, 1375 цент неров жира. В течение года траулер нахо дился в море 309 суток. Непосред ственно на лову экипаж был 203 суток. Сдача груза на плавбазы заняла 19 суток, в течение 24 дней экипаж не мог промышлять из-яэ штормов, 6 суток ушло на ремонт орудий лова н 16 — на ремонт механизмов н т. п. В среднем на сутки промысла вылавливалось по 736 центнеров ‘рыбы. • П о предварительным подсчетам экипаж уже в 1964 году сумел по лучить прибыль, в 1,3 раза превы шающую затраты на постройку корабля. Себестоимость центнера продукции снижена на 8 рублей. У мурманских моряков, вероят- йр, сложилось мнение, будто вы сокий вылов достигнут без особо го труда, благо сырьевая ба^а в районе промысла была отличной. На самом деле это далеко не так. Траулер «Н. Островский* в 1364 Ьоду находился в своем первом рейсе. Новый корабль, новые лю ди. Многие никогда не были в мо ре. Их надо было обучить, соз дать дружный коллектив. И это удалось сделать с помощью ком мунистов и комсомольцев судна. Люди 'прониклись чувством о т ветственности за судьбу взятого обязательства, духом творчества. Первоначально мы поставили перед собой рубеж — сто тысяч центнеров. Но затем, когда всем Х>ыло ясно, что это не предел, на звали цифру — 150 тысяч. Особенно трудным был декабрь. К этому времени на счету эки пажа было уже 140 тысяч центне ров. Д о выполнения обязательст ва оставалось выловить 10 тысяч неитнеров окуня. Всего десять. Но каким трудным оказался декабрь. П я ть суток шторм. Пять суток поиски. Даже на самых «верных» банках тралы приходили на борт пустыми. / Но моряки добились своего. И .еще следует сказать об од ном. Рекорд рождался в соревно вании с экипажем приморского Б М Р Т «Ульяновск». Он, что назы вается, до последнего времени наступал нашему экипажу на пятки и достиг вылова в 140 ты сяч центнеров. Рекорд рождался в соревновании с коллективами других камчатских БМ Р Т . А те перь о работе отдельных звеньев. НА СЧЕТУ МИНУТА Успех промысла во м ног эм за висит от мастеров по добыче ры бы, от слаженной работы трало вых вахт. На ь БМ РТ «Николай Островский» на" операциях с тра лам и занято тринадцать человек. Они разбиты на две вахты. В ка ждую входят: один мастер по до быче, три матроса первого класса и два матроса второго класса. Из каждой вахты выделили по одному матросу первого класса и создали бригаду по ремонту ору дий лова. В ее обязанности- вхо дит подготовка, оснастка новых тралов, кутков, их fiemoHT. Брига да работает с € до 17 часов с ча совым перерывом на обед. А вече ром выходит на шкерку окуня. Если же судно ведет промысел а условиях тяжелых грунтов, когда случаются частые порывы трала, речонтная бригада вызывается в любое время суток. У добытчиков всегда имелось в запасе не .мснсе трех оснащенных тралов, трех кутков и одного грунтропа. Весь промысловый период ,окунь добывали тралом 31,2 мет ра. Особых конструктивных изме нений в орудия лова не вносили. Но в процессе работы топенанты нижней и верхней подбор из гер кулеса стали заменять стальным 18-миллиметровым отклетневлн- ным тросом. Практика показала, что арматура трала при этом как бы усиливается и в условиях ра боты на тяжелых грунтах и при больших уловах в штормовую по году тралы выдерживают значи тельные нагрузки. При подвязке грунтропа трала со стальными подборами, как пра вило, приходится предварительно цробивать свайкой участки ниж ней подборы, где подвязываются цепочки катушек грунтропа. Это делается для того, чтобы в случае задевов цепочки не отпарывали делъ нижней подборы, то^есть что бы грунтроп не перемещался. Для экономии времени на верхнюю подбору трала крепили 110— 130 кухтылей, не насаживая их на трос, а подвязывая трало вой прядью. К нижней подборе подсоединяли *жесткий гручтроп из трех секций. Центральная ше- стиметроваи секция состоит из пя ти 500-миллиметровых бобинцев, шести 300-миллиметровых метал лических катушек и 28 резиновых прокладок. Крыловые секции длиной 6,4 метра состоят из ше сти 400-миллиметровых бобчнцсБ, шести 300-миллиметровых, одной 75-миллиметровой катушки и 33 резиновых прокладок. Вес грунтропа подбирался в зависимости от характера грун тов. Так, например, при работе на тяжелых грунтах использовал ся облегченный грунтроп, состав ленный из 500-миллиметровых бо бинцев по крыльям и 600-миллч* метровых бобинцев — в центре. Траловый мешок или куток ос нащали сотней кухтылей, а в слу чае, когда наблюдалось большее стирание нижней пласти, количе ство кухтылей доводилось до 140 штук.* Мы промеряем ваера пе по об щепринятой схеме — через про мерные ролики. Наш метод заклю чается в следующем: десятиметро вый тросик диаметром 10 милли метров держат два матроса, тре тий наносит белилами отметку на ваерах после каждых десяти "мет ров прогона. Старший мастер д о бычи фиксирует промеренные ва ера через каждые 50 метров, за писывая в блокнот поправку с плюсом или минусом в сантимет рах. После окончания промера? каждого ваера поправки сумми руются. Н а ’*'промер ваеров с двух ’* барабанов затрачивалось пять- шесть часов. Однако и этот метод оказался несовершенным, так как на промеры уходило много вре мени. По предложению мастера Сер гея Наумова нам удалось сокра тить время до трех-четырех ча сов. Суть предложения состоит, а гом, что мы стали делать проме ры не через 50, а через 300 мет ров. И это не отражалось па точ ности вносимой поправки. Нам часто задают вопрос: «Сколько вы затрачиваете време ни на подъем и спуск траля и ка кие меры применяете для сокра щения?» Не - предупреждая траловую вахту, штурман или мастер по до быче секундомером засекают, сколько времени затрачивают ма тросы на выборку трала. Состав ляли табличку, куда записываем время, затрачиваемое на опреде ленные операции. Затем произво дился хронометраж работы вто рой траловой вахты. Вот, к при меру, 12 октября 1964 года: вре мя — 10 часов 13 минут; погода 3— 4 балла; улов — 18 точи. На выборку трала с уловом 18 тонн вахта мастера тов. Наумова затрачивала 9— 10 минут. На эту же операцию вахта мастера тов. Донских затрачивала 12— 13 минут. На спуск трала, с учетом ветра, вахты затрачивали почти одинаковое время — 10— 15 ми нут. Во время переходов траловые вахты собирались для подведения итогов работы. Мастерам и матрс- сам указывалось, что нужно де лать, чтобы обе вахты работали ровно, слаженно, экономили про мысловое время. Мы тщательно следили за рабо той соседей, перенимали передо вые приемы лова. Так, по приме ру моряков Б М Р Т «Опала» мы начали перекраивать 36-метровый тр^л. У добытчиков Б М Р Т «Брас- лав» переняли методы спуска и подъема трала. На Б М Р Т «Саха лин» нам объяснили, как быстрее промерять ваера, прогоняя послед ние не через промерные ролики, а через направляющие, делая пер вую отметку возле каретки вае- роукладчика, а вторую — у трю ма № 3. ОБРАБОТКА И ЗАМОРОЗКА РЫ БЫ Давайте проследим путь окуня с того момента, когда он из трала попадает на кормовую палубу траулера. Сначала окунь идет в центральный загрузочный бунхер. Рационализаторами траулера, в частности, механиком завода Кон стантином Ежовым, емкость бун кера увеличена до трех тонн. Польза от этого большая. Легче стало работать траловой вахте: уменьшилась периодичность за грузки окуня в бункер, сберегают ся силы, экономится время. Рань ше шкерщики не успевали еще войти в темп, как в бункере кон чался окунь. Приходилось ждать, пока снова наполнят бункер. Сей час перерывов в работе шкерщиков по этой причине нет. Раньше люк подачи рыбы' в за вод открывался вручную. Рацио нализаторы поставили электро моторы, сделали червячную пере дачу. Стоит теперь нажать кноп ку, и окунь уже в руках резчикэа. Рядом с бункером — три дис ковых ножа. Острый диск отсе кает головы. Главное на этой опе рации — ловкость и быстрота рук. 60 окуней в минуту — так рабо тает на резке Владимир Рашез- ский. Не успеешь слово произне сти, как голова окуня уже сколь зит по лотку в утильцех. Иногда всего трое резчиков обслуживают до 18 шкерщико*в. Как вы уже знаете, наш экипаж полностью разделывал окуня. Это позволяло пускать все отходы на шой реконструкции окунь от дис ковых ножей стал подаваться по верхнему транспортеру. Его удоб но брать, а шкереная тушка дви жением руки легко сбрасывается на нижний транспортер. После мойки обезглавленный окунь укладывается в противни. Давно уже отказались на «Нико лае Островском» от укладки оку ня навалом. Окунь укладывается один к одному. Результат — в противень входит 12 килограм мов втесто первоначальных деся ти. Уложенный в противень окунь прикрывается специальными крыш" ками, которые зажимаются двумя скобами. Скобы — изобретение су довых умельцев, а изготовили их сами обработчики. • О т того, как уложен в против нях окунь, зависит и форма блока. Стандартный блок, удобно укла дывающийся в тару, — заслуга укладчиков Федора Акинова и Владимира Шопулииа. Такой блок теперь весит 36 килограммов вме сто 30. Увеличение веса блока резко сократило расход картонной тары. А это очень важно. Каждый! обработчик помнит: картонный ящик стоит 2 рубля. Вот почему только на картонной таре за год сэкономлено более 16 тысяч руб лей. Усовершенствование технологии и режима морозкн позволило зна чительно увеличить суточный вы ход готовой продукции. Увеличе ние вентиляции в камерах, усо вершенствование способа дефро- стации позволило вместо 30 тоня морозить в сутки 40 тонн окуня. Способствовало этому и увеличе ние скорости движения тележек из камер, достигнутое реконструк цией пневматических двигателей — турбинок. Время загрузки и вы грузки камера намного умень шилось. После упаковки окунь посту пает в трюм, где хранится при 25 градусах холода. ВКЛАД РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ Высоких показателей экипаж Б М Р Т добился и благодаря широ кому внедрению передового опы та, как своего, так и родившегося в коллективах Б М Р Т «Браслав», «Хинган» и на лидирующих судах Приморья и Сахалина. Специалисты «Николая Остров ского» поставили на службу 26 усовершенствований. Некоторые из них: метод активного поиска, оттайка снеговой шубы с моро зильных камер острым паром, уве личение емкости трюмов за счет ликвидации твиндечных перекры тий, форсунки с гидрозапором. Применили устройство для авто матического включения вентилято ров при закрытии дверей моро зилок, скобы-зажимы для под- прессовки рыбы в противнях. Все это увеличило производительность технологического оборудования и механизмов, улучшило качество выпускаемой продукции и условия эксплуатации техники. Заслуживают внимания усовер шенствования, предложенные Еж о вым по утилизационной установ ке. Например, во время прессова ния рыбной муки в брикеты за частую приходилось терять много времени на то, чтобы открыть траверсу гидропресса, выгрузи 1 ь из зеера брикеты и приступить к следующей загрузке (особенно, если мука очень жирная и осты ла). На* нашем корабле, как и на многих других БМ Р Т , привари ли к переборке трюма тали. Одна ко и с помощью их далеко не все гда удавалось сразу открыть тра версу, а только спустя 15— 20 ми нут после выдержки. По предложению Ежова на гид ропрессе сделано следующее усовершенствование. Опорный поддон зеера дополнительно про- вается хомут, и открывается кла пан спуска давления масла. Зеер остается почти на месте, брикеты растут вниз. Включается насос. За счет действия пружин хомут раз ворачивается в прежнее положе ние, и зеер опускается вниз на 20 миллиметров. При спуске мас ла траверса свободно открывает ся. Пресс работает в полную на грузку. С внедрением этого пред ложения облегчился труд туковых машинистов и увеличился выпуск муки Среди машинной команды наи более активным рационализато ром является третий механик Гри горий Амяга. В текущем году он внес 7 рационализаторских пред ложений. Наиболее ценным из них является устранение выявлен ного заводского дефекта, вследст вие которого смазка от системы на попадала на роликовые подшип ники регулятора двигателя 6423/34. По этой причине на протяжении года регуляторы чис ла оборотов дважды выходили из строя. Техническим осмотром установлено, что масло, посту пающее в регулятор, во время ра боты разбрасывается грузами я стекает в картер, минуя подшип ники. По предложению тов. Амя- ги в корпусе картера и станке ре гулятора просверлили отверстие диаметром 7 миллиметров. В о т верстие подвели трубку от систе мы смазки. Такую работу про извели на всех трех двигателях. Заслуживает внимания осуще ствленная тов. Амягой установка двухходовой пробки на системе за полнения и спуска масла двига теля 6424/34. Во время работы двигателей не исключалась вероятность само произвольного открития клапанов. То же может произойти и вслед ствие невнимательности мотори стов. Если в этот момент ра* ботает сепаратор, то может про изойти отбор масла с одного дви гателя и перекачка его во второй и т. д. Установка трех двуххо довых пробок исключает воз можность оставить двигатель без масла. Установленные в туковом цехе Б М Р Т горизонтальные шнеки не имели обратного хода. Во время работы они часто забивались. На их очистку тратилось много вре-s мени, в результате чего резко па* дал выпуск кормовой муки. Эледо трики Б М Р Т «Николай Остров* ский» в январе нынешнего года' изменили схему привода, устано вили пакетный переключатель на два направления, с помощью ко торого осуществляется реверс обоих шнеков. Переключатель установлен рядом с кнопками управления. Предложение электриков освоч бодило туковых машинистов о t непроизводительного простоя, свя- занного с чисткой шнеков, блач годаря обратному ходу эта one-* рация . стала производиться быст** ро и легко, отпала надобность вскрывать кожухи шнеков и вруч ную распрессовывать. * * * В настоящее время Б М Р Т *Нч« ко^ай Островский» стал в ремонт, положенный после годичного сро ка* эксплуатации. Экипаж передал эстафету коллективу другого Б М Р Т — ^Браслав». Моряки «Браслава», используя опыт пере довиков, соревнуются за вылов в завершающем году семилетки 160 тысяч центнеров рыбы. В соревно вание за вылов 100— 110— 120 ты сяч центнеров рыбы включились многие другие экипажи БМ Р Т .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz