Рыбный Мурман. 1965 г. Февраль.
С ГГЕРВЫХ дней нового года в траловом флоте началось соревнование за вылов «а эксплуатационный БМРТ НЮ тысяч центнеров рыбы. В нем у ч а с т в у ю т уже четыр надцать экипажей. Борьба за уве личение добычи — это борьба зз повышение эффективности исполь зования основных средств и ма териальных ресурсов, за претворе ние в жизнь требований Програм мы КПСС — производить больше продукции с наименьшими затра тами средств и максимальным ис пользованием сделанных капита ловложений. В 1963—1964 годах добыча в среднем на эксплуатационный БМРТ. составляла 75—78 тысяч центнеров, но передовые экипажи добились значительно большего вь!лова. Так, морякй «Златоуста» выловили 98.400 центнеров рыбы, из которых 22.800 центнеров сыр ца переработали на муку. И раньше имелись образу высо копродуктивной работы отдель- . пых экипажей БМРТ. Экипаж «Некрасова», работая весь 1956 год в Баренцевом море, несмотря на исключительно неблагоприят ную промысловую обстановку во второй половине года, все же вы ловил почти 100 тысяч центнеров. Этого коллектив добился за счет максимального нахождения суд на в море, сокращения междурей совой стоянки jfo 5—6 суток. На промысле было максимально уве личено время траления. С этой целью был разработан специаль ный суточный график работы с тралом. Принимая обязательства на 1965 год, экипажи БМРТ исходили из реальной сырьевой базы, которая в течение 1963—1964 годов обес печивала высокие уловы. 6—7 ме сяцев в году сырьевая база была настолько богата, что возможно сти вылова ограничивались лишь мощностью морозильных устано- -вок, с одной стороны, и больши ми простоями в ожидании сдачи 5улова и большими потерями вре- : меня на сдачу груза, с другой. В прошлом году общая потеря времени всех БМРТ на ожидание плавбаз составила свыше 360 су- до-суток, а затраты времени на сдачу продукции превысили ты сячу судо-суток. То есть на каж дую тысячу тонн сданного груза моряки затрачивали семь суток промыслового времени. Поскольку йростои и сдача улова происходи ли в самый* уловистый период, ; экипажи не использовали возмож ность вылова 550—600 тысяч цент неров рыбы. В среднем на эксплу атационный БМРТ недолов по этой причине составляет около 20 тысяч центнеров за год. А из-за ' одних простоев в ожидании плав баз каждый экипаж иедоловил в f течение года около 7—8 тысяч центнеров рыбы. Учитывая хорошую промысло вую обстановку и неиспользован ные резервы, о которых говори лось выше, моряки видят возмож ность добыть ие менее 100 тысяч центнеров рыбы при условии свое временной приемки готовой про дукции, передачи па базу за одни подход всего груза и устранения ирэстоев в ожидании сдачи уло вов. Это требование моряков, без- • условно, закономерно. Претворе ние его в жизнь создаст условия, при аналогичной сырьевой базе, какая была последние годы в рай онах работы БМРТ, для успешно го выполнения обязательств. Главком «Севрыба» принима ются меры к увеличению числа транспортных рефрижераторов. Этот флот за последние месяцы уже пополнился четырьмя судами новой постройки. Сейчас на об- ч служивании БМРТ работает семь транспортных рефрижераторов. Но этого количества мало, и эки пажи в январе потеряли в ожи дании сдачи улова не менее 20— 25 суток. При сохранении существующей структуры работы БМРТ, для их бесперебойного обслуживания •з море требуется еще намного уве личить число транспортных реф рижераторов и танкерой. Несмотря на всю важность и значимость развернувшегося со ревнования за достижение стоты сячного вылова, нужно прямо сказать, что сохранение существу ющей схемы работы БМРТ нельзя вризнать правильным, так как за* быты многие важные стороны эко номики. Недостаток ее в том, что при обильных уловах относитель но мелкой рыбы (вылов которой составляет до 70—75 процентов обшей добычи БМРТ) моряки за- В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ мораживают et b неразделанном Предвижу вопрос скептиков, ко- виде. Выдвигая требование .увели-; торые скажут, как так, отказаться чення числа плавбаз, моряки за- от плавбаз, ведь экипажи БМРТ бывают о том, что это требует резко, снизят вылов и выработку очень больших капиталовложений готовой продукции? стится до т тонн готовой |(0М йсе БМрт затратах на их строительство. Ошибочно это мнение Расчеты д 4,2-4,5 миллиона рублей Попытаюсь доказать свои вы* показывают, что работой БМРТ вод следующими расчетами. Ре- на прямых рейсах, т. е. после на жим в рублей на Помимо этого, существенное БМРТ и необходимую для его об- ~ * г и п т - ~ значение имеет стоимость тары, служивания часть стоимости плав- работы БМРТ, который вне бора груза следовать в порт, мо- м ешок стоит 10 копеек, а картон- баз обеспечивается вылов в год дрен сейчас на флоте, складывает- жно добиться более лучших эко- 11ый ящнк _ 7| _ 75 копеек. То 100 тысяч центнеров рыбы с выхо- ся из общего срока плавания в номических результатов и более есть достигается экономия средств дом только 46-48 тысяч центне- 123 суток. Из этого количества высокого выхода пищевои про- по таре (при расходе 7_ £ млн ров т ,щевой продукции. При этом 30 дней уходит на переходы, 5 су- дикции на сделанные капитало- ШТуК ящиков) в пределах 4,3—5 непроизводительные затраты на ток планируется на сдачу улова, вложения. _ миллионов рублей в год. замораживание, перевозки, тару 3 на местные поиски. Таким оо ежим работы кораблей при Первый опыт доставки готовой Для отходов составляют около разом, чистое промысловое время прямых рейсах при той же сырье- продукцин в бумажных мешках U00 тысяч рублей в год. составляет всего 85 суток.^ вой базе, т. е. среднем вылове сдела7п моряками БМРТ «Сера- За эти же деньги можно по- С учетом междурейсовой стоян- 455-460 центнеров на сутки про- фимович» £ 1956 году в 1957 ^0. стр0ить два БМРТ, которые, ра ки в порту (12-18 суток) эксплу- мысла, будет следующий. Переход экипаж «Салтыкова-Щедрина» ботая прямыми рейсами без атационныи БМРТ сделает за год на промысел - 15 суток, набор cJ y4acTlieM автора этой статьни влечения для обслуживания плав. 2,6 реиса^ На лову он будет нахо- груза - 19 суток, переход в порт ст^вил в по т 0НК0Л0 800 Т011Н баз, при разделке рыбы и приме- литься 221 сутки. Поэтому для - 15 суток, междурейсовая сто- бы, причем часть трюма № 3'была нении бумажных мешков обеспе- вылова 100 тысяч центнеров необ- янка - 6 суток (ввиду кратко- сво6оД113 н чат годовой вылов в 150 тысяч холимо добывать ежесуточно 455 временного рейса). Всего 55 су- _ „ассмотоим ваоиачт «онеров. Но выход товарной —469 центнеров рыбы. Это реаль- ток. а сейчас рассмотрим вариант пи|11РИой ал ная цифра при массовом промыс- Сравним показатели добычи на работы БМРТ на прямом рейсе с ле сельди, хека, налима. сутки рейсооборота. При прямом Учет°м разделки рыбы и примепе- При промысле этих рыб 38—40 рейсе экипаж БМРТ будет иметь ния бумажных мешков. пищевэй продукции- составит 90 тысяч центнеров. П л ю с бу* дет получено 40—45 тысяч цен- - „ г, - тнеров животноводческой продуь- тонн пойдет на замораживание в вылов в 14 тонн. При работе с о Переход к месту промысла бу- ции и б у д у т у с т р а н е н ы и м е ю щ и е с я неразделаином ~ виде, больше не сдачей продукции на базу вылов дет тот же — 15 суток. Набор П р и ра^оте БМРТ с базами ег- позволяет мощность установок, а на сутки рейсооборота будет 22 груза при улове в 455—460 цент 6—8 тонн — на муку. тонны (на 140 суток рейсооборо- неров в 900 тони разделанной ры- ремтше убытки. Другими словами, эффектнв- Продолжнм наш расчет. За та), или почти в 1,6 раза больше, бы — 33 суток, обратный переход ,10сть капиталовложений повы- время рейса, то есть за 85 суток Как в том, так и в другом случае — 15 суток, междурейсовая сто шается почти в три раза по вы- промысловой работы, экипаж смо- без учета рыбы, направляемой н *1 янка — 7 суток. Весь рейсооборо^ ходу натуральной пищевой про- жет заморозить 3.400 .тони. Из муку. Казалось бы, скептики дол- 70 суток. Таким образом, вылов nVKluIH и"более чем в три раза в 7 ПЛ *7АП ТЛПИ < 1 Г« 1 . . м / л л т п л п п т . . . п Л 11 ППЛ ПЛ^ТП П 11 Т 1 RAD Т А » П 11 111 ^' * тонн должен сдать па этого количества 720—700 тони жны торжествовать и необходи* в сырце составит 1500 тони, или ценностном выражении учитывая он сам доставит в порт, а 2.700 мость плавбаз доказана. Но не на сутки рейсооборота 21,4 тонны б о л е е высокую стоимость жиаот- транс следует торопиться. Если изме- против ЯМ-тонны, которые до- ИОВОДческой продукции и устраче- . --- - - . ... . . ___________ ние убытка. Себестоимость разделанной ры- w — - бы, учитывая даже более высокий расход заработной платы (связан ный с оплатой за разделку), будет ниже, чем при заморозке нераз- деланной рыбы. Этс^ в основном происходит за счет прибылей, по лучаемых от реализации рыбной муки, прямые затраты на произ- ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ? базы, то расчеты показывают воз можность вылова на один эксплу атационный БМРТ 140—143 ты сяч центнеров. Эффективность ка питаловложений при этом вари- портную базу. Для этого надо 1,ить схемУ Ра6оты траулеров, т.е. стигаются при рейсообороте со сделать четыре подхода с затоа- отказаться от замораживания не- сдачей продукции на плавбазу ja счет чего снижается сеоестои той 17—19 суток разделанной рыбы и вместо кар- (3 тысячи тонн—140 дней). Сии- мость основной продукции — мо- Это обстоятельство уменьшит Т0Н,1ЫХ ящнков применять бу- жения добычи нет, а экономиче- " п ^ т ъю мажные мешки, получается совер- ские преимущества для государ- Д<*ется отчетной сеиесшимичыи промысловое время на 12—14 су- шенно иная картина. ства огромны. разделанной замороженной , на ток против расчетного, и экипажу После разделки рыбы, на замо- При замораживании неразде- БМРТ трески в сравнении с себе- для вылова 100 тысяч центнеров раживание в среднем будет по- ланной рыбы из груза БМРТ в стоимостью неразделенного моро нужно будет ловить не 455—460 ступать около 60 процентов туш- 720—750 тонн пищевой продукции ж^ого хека на тех же Bi \РТ. центнеров в сутки, а уже 540— Ки, а отходы пойдут на нзготов- (активного мяса, то есть той ча Если практиковать стопроцент- ооО центнеров, так как для рабо- ление муки. Отсюда следует, что, сти, которая употребляется в пи- НУЮ РазДелкУ рыбы, упаковывать ты на лову останется 72—73 су- замораживая те же 40 тонн, но щу) получается максимум 460 ее„в бумажные мещки и удлинить ток. Увеличение, приемного фло- разделанной рыбы, возможен су- тонн. А 300 тонн - это- Отходы, РейЯ до принятых 120 суток, при- та позволит сократить эту затра- точный вылов уже 65 тонн. При которые бесцельно заполняют ме,[яя сдачу 2 3 грузов на плав* ту времени. 221 сутках нахождения на про- трюмы траулеров ц. плавбаз, уве Принимая рейсовую заморозку мысле и обильной сырьевой базе личивают на 40 процентов потреб- в 3 тысячи тонн (75 суток по 40 г°Д0В°й вылов возможен в разме ность в таре, объем погруючно- тонн) для вывоза за год от одно- Ре 143 тысяч центнеров. Это не разгрузочных работ, желеэнодо го БМРТ 6 тысяч тонн рыбы, 170 считая возможности направить рожных перевозок. несколько —200 тонн муки и завоза топлива часть улова на муку (мощность В сети общественного питания, оудет "Р “ вда- 'iecK0^ * “ потребуется четвертая часть комп- рыбомучной установки позволя- на комбинатах Главмясорыбторга, Р " Р * Д > лексной плавбазы типа «Даурия» ет)- Но учитывая затраты време- в домашнем хозяйстве такую ры- * 3 ' Р *• или третья часть базы типа «Ай- »и на сдачу улова на плавбазы и бу все равно разделывают. В ре- ст®а* н° ° ез * ° J вазовский». Но при обслуживании транспортные рефрижераторы, го- зультате ценные белковые отходы чнячр3 р пячлелки судов плавбазами типа «Айвазов- довой вылов реален в размере распыляются по всей стране и, в л* S S С Х г с я сух2груэ“ я 125-130 тыс», це,т,еро.. . «ноажш, выбрашааются £■«“ " У„ ‘- о Г S p T ^ , ^ база для муки и танкер для заво- Это первый резерв, которой свалку. При разделке рыбы нэ РНИК? nfia чти Лактопа’ лотж- за топлива. Уже сейчас затраты обеспечивает повышение улова траулере из них была бы вырабо- ж<1-,1ени|и>UUd * ,и на строительство плавбаз равны БМРТ при работе по схеме сдачи тана мука и были бы сокращены примерно 80 процентам от стой- большей части груза на транс- бесполезные расходы на тару, мости БМРТ. ' портные рефрижераторы. Количе- транспорт и т. д. осуществление этих мероприя- ство сдаваемого груза не увели- Расчет показывает, что при до- навОсуществ е ие эр р Для сдачи улова без простоез чивается, так как замораживать- быче 750 тысяч центнеров хека и тии* хУже того, не с . количество плавбаз надо значи- ся будут те же 40 тонн, что и не- заморозке его в неразделаином задача разработки машин д тельно увеличить. Судя по много- разделанной рыбы. виде общие непроизводительные Ра|*Делки мелкой piJ ь*- ^ летнему опыту работы сельдяного Второй существеш^ый резерв расходы — на транспортировку могут задать р > _> флота, для бесперебойного обслу- заключается в замене картонных отходов плавбазами, желеэнодо- же. не внедряется р д - живання промысловиков надо ящиков бумажными мешками рожным транспортом, на тару, по- кои Рыоы* может » иметь на 30—35 процентов прича- ( крафт-мешками). тери от стоимости певыработан- возм°жна. Опыт М®Р * лов-больше расчетного колнчест- Q lia повышает грузовмести- ной из этих отходов рыбной муки ного Флота» выну ва. Это вызывается штормами, мость корабля на 150—160 тонн, составляют 11 миллионов рублен. вестные Пе^И° ^ ка™^д т полную неравномерностью хода промыс- В этом уже убедились Калинин- При снабжении населения за- g ™ разделки е Но Р^3. ла и т. п А раз так, то на строи- гРадцы- Увеличение грузовмести- мороженном в неразделанйом ви- Р^доемка Нужно И ' р ’ 1 мости трюмов увеличивает время де рыбой используется ь пищу Г avHI awJI тельство плавбаз требуется еще работы с тралом за счет сокраще- только около 50 процентов актив- Ь ес 'яд (обычная при больше капиталовложений, боль- ния подходов к базе. ного мяса от веса купленной ры- ЬМИ1 с 80 чело- ше чем стоимость обслуживав- В чем тут дело, почему повы- бы. Остальное — неиспользован- "Р_омыс е к 1 -------■_ —------ , —— * I ' ной оценки ие получили. Не изы скиваются возможности их внед рения, не мобилизуются экипажи мых ими БМРТ. шается полезная трюмов? вместимость ные отходы. Поэтому, когда эки паж замораживает неразделанную век. Пока нет машин, нужно пои!и Но надо учитывать, что плав- Сейчас брикеТы с рыбой упак0_ рыбу, то имеет на сутки рейсообо- ^ 0СРеуЧ^ одно^^шибочноГмие- база работает непрерывно только вываются в гофрированные трех- Рота заготовку 21,4 тонны товар- д ело в том что при промыс- первые четыре года. При долго- слойные картонные ящики. На- ной продукции. А выход пищевои • налима’ уловы за трале- летней эксплуатации число экс- РУ*ный объем ящика 483 литра, продукции составит только .3 цие оче;[ь Когда BbJPyBH. ‘ Трюм объемом 1352 кубических тонн- дите мешок с 10—15 тоннами плуатационных баз будет состав- метра из:за некратности размеров У экипажей, работающих пря- рЫбЫ> можно действительно на- лять 80—85 процентов от списоч- ящика выерте трюмов вмещает мыми рейсами с заготовкой раз- звать’ сумасшедшим человека, ного состава. Потребуется больше 23,5 24 тысячи ящиков. Получа- деланной рыбы, выход пищевом предлагающего разделывать та- капиталовложений на них так как е1ся> что 200 кубических метров продукции в приводимых расче- кой улов. Но товарищи забывают объема трюма занимают стенки тах составляет также около 13 0 тпм что на БМРТ вне зависн- плавбазы также нуждаются в ре- аднков Вес ящика 2 кг тонн на сутки рейсооборота „ 0с?и от улова, возможность про мойте. И отсюда капиталовложе- Сами по себе брикеты рыбы на- БМРТ. Но выработанная из отхо- нэв0дства лимитируется мощно- ния на строительство и ремонт столько прочны, что для перевоз- дов рыбная мука в количестве 120 стью морозилок. Какой бы то ни плавбаз и транспортных рефри- Ки ,,е “ У*Да<отся в жесткой на- тонн за рейс дает возможность был ул0В) а на заморозку посту , 9 , 0 ружнои таре, достаточно приме- получить дополнительно 400— пает всег0 лишь 1,5—1,8 тонны жераторов превысят в \,i i,d ра- нить санитарную, прочную оберт- 450 тонн различной продукции рыбы в час. за стоимость самих БМРТ. ку. Такой оберткой, имеющей животноводства. п тех размерах мелкой рыбы Следовательно, совместная ра- лучшие теплоизоляционные свой Получается, что прямой рейс н от 250 по 400 и более бота больших .орозилышх трау БМРТ. 6.3 участ»я плавбаз, дас; ' ^ ^ к ляются четырех-пятислойныё б у в сумме 1300-1350 тонн пищевои ^ лишьиок^ло 6500-7000 ры- леров и транспортных рефрижера мажные мешки. Толщина стенок продукции, или уже 19 тонн на бин в час, или 110—120 рыбин в такого которое для достижения вылова их всего лишь 0,8—0,7 см и вес сутки рейсооборота. 123-суточный ,100 тысяч центнеров рыбы одним 0,4 кг. И вот если упаковать бри- рейс такого же БМРТ, работаю- личе^Тва1ыбы"'по опыту сельдя- БМРТ требует капиталовложений, кет в такои “ ешок- то вместо за' ^ ег0 с ™авбазами, дает только . £ ; име^ь всего трео) ст Kd нимаемого объема трюмов стенка- 13 тонн пищевои продукцин на е—1П шкрпшиков опновоемеано значительно превышающих стон- ми ящиков в него войдет 150— сутки рейсооборота. рщ ■ , д P мость двух БМРТ* 160 тонн рыбы. Всего в трюм вме- Таким образом, при 123-суточ- (Окончание на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz