Рыбный Мурман. 1965 г. Февраль.

С ГГЕРВЫХ дней нового года в траловом флоте началось соревнование за вылов «а эксплуатационный БМРТ НЮ тысяч центнеров рыбы. В нем у ч а с т в у ю т уже четыр­ надцать экипажей. Борьба за уве­ личение добычи — это борьба зз повышение эффективности исполь­ зования основных средств и ма­ териальных ресурсов, за претворе­ ние в жизнь требований Програм­ мы КПСС — производить больше продукции с наименьшими затра­ тами средств и максимальным ис­ пользованием сделанных капита­ ловложений. В 1963—1964 годах добыча в среднем на эксплуатационный БМРТ. составляла 75—78 тысяч центнеров, но передовые экипажи добились значительно большего вь!лова. Так, морякй «Златоуста» выловили 98.400 центнеров рыбы, из которых 22.800 центнеров сыр­ ца переработали на муку. И раньше имелись образу высо­ копродуктивной работы отдель- . пых экипажей БМРТ. Экипаж «Некрасова», работая весь 1956 год в Баренцевом море, несмотря на исключительно неблагоприят­ ную промысловую обстановку во второй половине года, все же вы­ ловил почти 100 тысяч центнеров. Этого коллектив добился за счет максимального нахождения суд­ на в море, сокращения междурей­ совой стоянки jfo 5—6 суток. На промысле было максимально уве­ личено время траления. С этой целью был разработан специаль­ ный суточный график работы с тралом. Принимая обязательства на 1965 год, экипажи БМРТ исходили из реальной сырьевой базы, которая в течение 1963—1964 годов обес­ печивала высокие уловы. 6—7 ме­ сяцев в году сырьевая база была настолько богата, что возможно­ сти вылова ограничивались лишь мощностью морозильных устано- -вок, с одной стороны, и больши­ ми простоями в ожидании сдачи 5улова и большими потерями вре- : меня на сдачу груза, с другой. В прошлом году общая потеря времени всех БМРТ на ожидание плавбаз составила свыше 360 су- до-суток, а затраты времени на сдачу продукции превысили ты­ сячу судо-суток. То есть на каж­ дую тысячу тонн сданного груза моряки затрачивали семь суток промыслового времени. Поскольку йростои и сдача улова происходи­ ли в самый* уловистый период, ; экипажи не использовали возмож­ ность вылова 550—600 тысяч цент­ неров рыбы. В среднем на эксплу­ атационный БМРТ недолов по этой причине составляет около 20 тысяч центнеров за год. А из-за ' одних простоев в ожидании плав­ баз каждый экипаж иедоловил в f течение года около 7—8 тысяч центнеров рыбы. Учитывая хорошую промысло­ вую обстановку и неиспользован­ ные резервы, о которых говори­ лось выше, моряки видят возмож­ ность добыть ие менее 100 тысяч центнеров рыбы при условии свое­ временной приемки готовой про­ дукции, передачи па базу за одни подход всего груза и устранения ирэстоев в ожидании сдачи уло­ вов. Это требование моряков, без- • условно, закономерно. Претворе­ ние его в жизнь создаст условия, при аналогичной сырьевой базе, какая была последние годы в рай­ онах работы БМРТ, для успешно­ го выполнения обязательств. Главком «Севрыба» принима­ ются меры к увеличению числа транспортных рефрижераторов. Этот флот за последние месяцы уже пополнился четырьмя судами новой постройки. Сейчас на об- ч служивании БМРТ работает семь транспортных рефрижераторов. Но этого количества мало, и эки­ пажи в январе потеряли в ожи­ дании сдачи улова не менее 20— 25 суток. При сохранении существующей структуры работы БМРТ, для их бесперебойного обслуживания •з море требуется еще намного уве­ личить число транспортных реф­ рижераторов и танкерой. Несмотря на всю важность и значимость развернувшегося со­ ревнования за достижение стоты­ сячного вылова, нужно прямо сказать, что сохранение существу­ ющей схемы работы БМРТ нельзя вризнать правильным, так как за* быты многие важные стороны эко­ номики. Недостаток ее в том, что при обильных уловах относитель­ но мелкой рыбы (вылов которой составляет до 70—75 процентов обшей добычи БМРТ) моряки за- В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ мораживают et b неразделанном Предвижу вопрос скептиков, ко- виде. Выдвигая требование .увели-; торые скажут, как так, отказаться чення числа плавбаз, моряки за- от плавбаз, ведь экипажи БМРТ бывают о том, что это требует резко, снизят вылов и выработку очень больших капиталовложений готовой продукции? стится до т тонн готовой |(0М йсе БМрт затратах на их строительство. Ошибочно это мнение Расчеты д 4,2-4,5 миллиона рублей Попытаюсь доказать свои вы* показывают, что работой БМРТ вод следующими расчетами. Ре- на прямых рейсах, т. е. после на жим в рублей на Помимо этого, существенное БМРТ и необходимую для его об- ~ * г и п т - ~ значение имеет стоимость тары, служивания часть стоимости плав- работы БМРТ, который вне бора груза следовать в порт, мо- м ешок стоит 10 копеек, а картон- баз обеспечивается вылов в год дрен сейчас на флоте, складывает- жно добиться более лучших эко- 11ый ящнк _ 7| _ 75 копеек. То 100 тысяч центнеров рыбы с выхо- ся из общего срока плавания в номических результатов и более есть достигается экономия средств дом только 46-48 тысяч центне- 123 суток. Из этого количества высокого выхода пищевои про- по таре (при расходе 7_ £ млн ров т ,щевой продукции. При этом 30 дней уходит на переходы, 5 су- дикции на сделанные капитало- ШТуК ящиков) в пределах 4,3—5 непроизводительные затраты на ток планируется на сдачу улова, вложения. _ миллионов рублей в год. замораживание, перевозки, тару 3 на местные поиски. Таким оо ежим работы кораблей при Первый опыт доставки готовой Для отходов составляют около разом, чистое промысловое время прямых рейсах при той же сырье- продукцин в бумажных мешках U00 тысяч рублей в год. составляет всего 85 суток.^ вой базе, т. е. среднем вылове сдела7п моряками БМРТ «Сера- За эти же деньги можно по- С учетом междурейсовой стоян- 455-460 центнеров на сутки про- фимович» £ 1956 году в 1957 ^0. стр0ить два БМРТ, которые, ра­ ки в порту (12-18 суток) эксплу- мысла, будет следующий. Переход экипаж «Салтыкова-Щедрина» ботая прямыми рейсами без атационныи БМРТ сделает за год на промысел - 15 суток, набор cJ y4acTlieM автора этой статьни влечения для обслуживания плав. 2,6 реиса^ На лову он будет нахо- груза - 19 суток, переход в порт ст^вил в по т 0НК0Л0 800 Т011Н баз, при разделке рыбы и приме- литься 221 сутки. Поэтому для - 15 суток, междурейсовая сто- бы, причем часть трюма № 3'была нении бумажных мешков обеспе- вылова 100 тысяч центнеров необ- янка - 6 суток (ввиду кратко- сво6оД113 н чат годовой вылов в 150 тысяч холимо добывать ежесуточно 455 временного рейса). Всего 55 су- _ „ассмотоим ваоиачт «онеров. Но выход товарной —469 центнеров рыбы. Это реаль- ток. а сейчас рассмотрим вариант пи|11РИой ал ная цифра при массовом промыс- Сравним показатели добычи на работы БМРТ на прямом рейсе с ле сельди, хека, налима. сутки рейсооборота. При прямом Учет°м разделки рыбы и примепе- При промысле этих рыб 38—40 рейсе экипаж БМРТ будет иметь ния бумажных мешков. пищевэй продукции- составит 90 тысяч центнеров. П л ю с бу* дет получено 40—45 тысяч цен- - „ г, - тнеров животноводческой продуь- тонн пойдет на замораживание в вылов в 14 тонн. При работе с о Переход к месту промысла бу- ции и б у д у т у с т р а н е н ы и м е ю щ и е с я неразделаином ~ виде, больше не сдачей продукции на базу вылов дет тот же — 15 суток. Набор П р и ра^оте БМРТ с базами ег- позволяет мощность установок, а на сутки рейсооборота будет 22 груза при улове в 455—460 цент 6—8 тонн — на муку. тонны (на 140 суток рейсооборо- неров в 900 тони разделанной ры- ремтше убытки. Другими словами, эффектнв- Продолжнм наш расчет. За та), или почти в 1,6 раза больше, бы — 33 суток, обратный переход ,10сть капиталовложений повы- время рейса, то есть за 85 суток Как в том, так и в другом случае — 15 суток, междурейсовая сто шается почти в три раза по вы- промысловой работы, экипаж смо- без учета рыбы, направляемой н *1 янка — 7 суток. Весь рейсооборо^ ходу натуральной пищевой про- жет заморозить 3.400 .тони. Из муку. Казалось бы, скептики дол- 70 суток. Таким образом, вылов nVKluIH и"более чем в три раза в 7 ПЛ *7АП ТЛПИ < 1 Г« 1 . . м / л л т п л п п т . . . п Л 11 ППЛ ПЛ^ТП П 11 Т 1 RAD Т А » П 11 111 ^' * тонн должен сдать па этого количества 720—700 тони жны торжествовать и необходи* в сырце составит 1500 тони, или ценностном выражении учитывая он сам доставит в порт, а 2.700 мость плавбаз доказана. Но не на сутки рейсооборота 21,4 тонны б о л е е высокую стоимость жиаот- транс следует торопиться. Если изме- против ЯМ-тонны, которые до- ИОВОДческой продукции и устраче- . --- - - . ... . . ___________ ние убытка. Себестоимость разделанной ры- w — - бы, учитывая даже более высокий расход заработной платы (связан­ ный с оплатой за разделку), будет ниже, чем при заморозке нераз- деланной рыбы. Этс^ в основном происходит за счет прибылей, по­ лучаемых от реализации рыбной муки, прямые затраты на произ- ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ? базы, то расчеты показывают воз­ можность вылова на один эксплу­ атационный БМРТ 140—143 ты­ сяч центнеров. Эффективность ка­ питаловложений при этом вари- портную базу. Для этого надо 1,ить схемУ Ра6оты траулеров, т.е. стигаются при рейсообороте со сделать четыре подхода с затоа- отказаться от замораживания не- сдачей продукции на плавбазу ja счет чего снижается сеоестои той 17—19 суток разделанной рыбы и вместо кар- (3 тысячи тонн—140 дней). Сии- мость основной продукции — мо- Это обстоятельство уменьшит Т0Н,1ЫХ ящнков применять бу- жения добычи нет, а экономиче- " п ^ т ъю мажные мешки, получается совер- ские преимущества для государ- Д<*ется отчетной сеиесшимичыи промысловое время на 12—14 су- шенно иная картина. ства огромны. разделанной замороженной , на ток против расчетного, и экипажу После разделки рыбы, на замо- При замораживании неразде- БМРТ трески в сравнении с себе- для вылова 100 тысяч центнеров раживание в среднем будет по- ланной рыбы из груза БМРТ в стоимостью неразделенного моро­ нужно будет ловить не 455—460 ступать около 60 процентов туш- 720—750 тонн пищевой продукции ж^ого хека на тех же Bi \РТ. центнеров в сутки, а уже 540— Ки, а отходы пойдут на нзготов- (активного мяса, то есть той ча Если практиковать стопроцент- ооО центнеров, так как для рабо- ление муки. Отсюда следует, что, сти, которая употребляется в пи- НУЮ РазДелкУ рыбы, упаковывать ты на лову останется 72—73 су- замораживая те же 40 тонн, но щу) получается максимум 460 ее„в бумажные мещки и удлинить ток. Увеличение, приемного фло- разделанной рыбы, возможен су- тонн. А 300 тонн - это- Отходы, РейЯ до принятых 120 суток, при- та позволит сократить эту затра- точный вылов уже 65 тонн. При которые бесцельно заполняют ме,[яя сдачу 2 3 грузов на плав* ту времени. 221 сутках нахождения на про- трюмы траулеров ц. плавбаз, уве Принимая рейсовую заморозку мысле и обильной сырьевой базе личивают на 40 процентов потреб- в 3 тысячи тонн (75 суток по 40 г°Д0В°й вылов возможен в разме ность в таре, объем погруючно- тонн) для вывоза за год от одно- Ре 143 тысяч центнеров. Это не разгрузочных работ, желеэнодо го БМРТ 6 тысяч тонн рыбы, 170 считая возможности направить рожных перевозок. несколько —200 тонн муки и завоза топлива часть улова на муку (мощность В сети общественного питания, оудет "Р “ вда- 'iecK0^ * “ потребуется четвертая часть комп- рыбомучной установки позволя- на комбинатах Главмясорыбторга, Р " Р * Д > лексной плавбазы типа «Даурия» ет)- Но учитывая затраты време- в домашнем хозяйстве такую ры- * 3 ' Р *• или третья часть базы типа «Ай- »и на сдачу улова на плавбазы и бу все равно разделывают. В ре- ст®а* н° ° ез * ° J вазовский». Но при обслуживании транспортные рефрижераторы, го- зультате ценные белковые отходы чнячр3 р пячлелки судов плавбазами типа «Айвазов- довой вылов реален в размере распыляются по всей стране и, в л* S S С Х г с я сух2груэ“ я 125-130 тыс», це,т,еро.. . «ноажш, выбрашааются £■«“ " У„ ‘- о Г S p T ^ , ^ база для муки и танкер для заво- Это первый резерв, которой свалку. При разделке рыбы нэ РНИК? nfia чти Лактопа’ лотж- за топлива. Уже сейчас затраты обеспечивает повышение улова траулере из них была бы вырабо- ж<1-,1ени|и>UUd * ,и на строительство плавбаз равны БМРТ при работе по схеме сдачи тана мука и были бы сокращены примерно 80 процентам от стой- большей части груза на транс- бесполезные расходы на тару, мости БМРТ. ' портные рефрижераторы. Количе- транспорт и т. д. осуществление этих мероприя- ство сдаваемого груза не увели- Расчет показывает, что при до- навОсуществ е ие эр р Для сдачи улова без простоез чивается, так как замораживать- быче 750 тысяч центнеров хека и тии* хУже того, не с . количество плавбаз надо значи- ся будут те же 40 тонн, что и не- заморозке его в неразделаином задача разработки машин д тельно увеличить. Судя по много- разделанной рыбы. виде общие непроизводительные Ра|*Делки мелкой piJ ь*- ^ летнему опыту работы сельдяного Второй существеш^ый резерв расходы — на транспортировку могут задать р > _> флота, для бесперебойного обслу- заключается в замене картонных отходов плавбазами, желеэнодо- же. не внедряется р д - живання промысловиков надо ящиков бумажными мешками рожным транспортом, на тару, по- кои Рыоы* может » иметь на 30—35 процентов прича- ( крафт-мешками). тери от стоимости певыработан- возм°жна. Опыт М®Р * лов-больше расчетного колнчест- Q lia повышает грузовмести- ной из этих отходов рыбной муки ного Флота» выну ва. Это вызывается штормами, мость корабля на 150—160 тонн, составляют 11 миллионов рублен. вестные Пе^И° ^ ка™^д т полную неравномерностью хода промыс- В этом уже убедились Калинин- При снабжении населения за- g ™ разделки е Но Р^3. ла и т. п А раз так, то на строи- гРадцы- Увеличение грузовмести- мороженном в неразделанйом ви- Р^доемка Нужно И ' р ’ 1 мости трюмов увеличивает время де рыбой используется ь пищу Г avHI awJI тельство плавбаз требуется еще работы с тралом за счет сокраще- только около 50 процентов актив- Ь ес 'яд (обычная при больше капиталовложений, боль- ния подходов к базе. ного мяса от веса купленной ры- ЬМИ1 с 80 чело- ше чем стоимость обслуживав- В чем тут дело, почему повы- бы. Остальное — неиспользован- "Р_омыс е к 1 -------■_ —------ , —— * I ' ной оценки ие получили. Не изы­ скиваются возможности их внед­ рения, не мобилизуются экипажи мых ими БМРТ. шается полезная трюмов? вместимость ные отходы. Поэтому, когда эки­ паж замораживает неразделанную век. Пока нет машин, нужно пои!и Но надо учитывать, что плав- Сейчас брикеТы с рыбой упак0_ рыбу, то имеет на сутки рейсообо- ^ 0СРеуЧ^ одно^^шибочноГмие- база работает непрерывно только вываются в гофрированные трех- Рота заготовку 21,4 тонны товар- д ело в том что при промыс- первые четыре года. При долго- слойные картонные ящики. На- ной продукции. А выход пищевои • налима’ уловы за трале- летней эксплуатации число экс- РУ*ный объем ящика 483 литра, продукции составит только .3 цие оче;[ь Когда BbJPyBH. ‘ Трюм объемом 1352 кубических тонн- дите мешок с 10—15 тоннами плуатационных баз будет состав- метра из:за некратности размеров У экипажей, работающих пря- рЫбЫ> можно действительно на- лять 80—85 процентов от списоч- ящика выерте трюмов вмещает мыми рейсами с заготовкой раз- звать’ сумасшедшим человека, ного состава. Потребуется больше 23,5 24 тысячи ящиков. Получа- деланной рыбы, выход пищевом предлагающего разделывать та- капиталовложений на них так как е1ся> что 200 кубических метров продукции в приводимых расче- кой улов. Но товарищи забывают объема трюма занимают стенки тах составляет также около 13 0 тпм что на БМРТ вне зависн- плавбазы также нуждаются в ре- аднков Вес ящика 2 кг тонн на сутки рейсооборота „ 0с?и от улова, возможность про­ мойте. И отсюда капиталовложе- Сами по себе брикеты рыбы на- БМРТ. Но выработанная из отхо- нэв0дства лимитируется мощно- ния на строительство и ремонт столько прочны, что для перевоз- дов рыбная мука в количестве 120 стью морозилок. Какой бы то ни плавбаз и транспортных рефри- Ки ,,е “ У*Да<отся в жесткой на- тонн за рейс дает возможность был ул0В) а на заморозку посту , 9 , 0 ружнои таре, достаточно приме- получить дополнительно 400— пает всег0 лишь 1,5—1,8 тонны жераторов превысят в \,i i,d ра- нить санитарную, прочную оберт- 450 тонн различной продукции рыбы в час. за стоимость самих БМРТ. ку. Такой оберткой, имеющей животноводства. п тех размерах мелкой рыбы Следовательно, совместная ра- лучшие теплоизоляционные свой Получается, что прямой рейс н от 250 по 400 и более бота больших .орозилышх трау БМРТ. 6.3 участ»я плавбаз, дас; ' ^ ^ к ляются четырех-пятислойныё б у в сумме 1300-1350 тонн пищевои ^ лишьиок^ло 6500-7000 ры- леров и транспортных рефрижера мажные мешки. Толщина стенок продукции, или уже 19 тонн на бин в час, или 110—120 рыбин в такого которое для достижения вылова их всего лишь 0,8—0,7 см и вес сутки рейсооборота. 123-суточный ,100 тысяч центнеров рыбы одним 0,4 кг. И вот если упаковать бри- рейс такого же БМРТ, работаю- личе^Тва1ыбы"'по опыту сельдя- БМРТ требует капиталовложений, кет в такои “ ешок- то вместо за' ^ ег0 с ™авбазами, дает только . £ ; име^ь всего трео) ст Kd нимаемого объема трюмов стенка- 13 тонн пищевои продукцин на е—1П шкрпшиков опновоемеано значительно превышающих стон- ми ящиков в него войдет 150— сутки рейсооборота. рщ ■ , д P мость двух БМРТ* 160 тонн рыбы. Всего в трюм вме- Таким образом, при 123-суточ- (Окончание на 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz