Рыбный Мурман. 1965 г. Февраль.

Некоторые нарушения ПС на промысле (Окончание. Нач. см. ш 13). зпереди и слева по курсу эхосиг- Замечено, что такие аварии, налов не« отмечалось. Так как как столкновения судов, чаще РЛС работала на 1,5-мильной всего происходят во время, близ- шкале, а постоянного наблюдения кое к моментам смены вахт, т. с. за ее показаниями не было, мож- когда бдительность сдающего вах- но предположить, что при первом ту судоводителя притупляется, а обзоре капитаном обстановки на ♦ В . В Л А С О В . морской инспектор Севгосрыбфлотинспекции ♦ произведено обзора на более круп- вывала бы судоводителей в их ных шкалах РЛС. действиях, была бы громоздкой, В вину судоводителям «Ижев- трудно запоминаемой и вряд ла ска» поставлено нарушение пра- была бы полезной, вил 16 (пункт «б») и 29. На Нельзя забывать, что никакая судне не был выставлен вперед- инструкция не может подменять смотрящий (боцману, находивше- ППСС, а наоборот, должна нахв- принимающий еще не успел осво- экране РЛС встречное судно нахо- ся БМРТ «Витебск», идущий сз *»уся на баке, не вменялись обя- диться в полном соответствия в иться с обстановкой. В качестве дилось за пределами экрана, а значительной скоростью. Дали занности впередсмотрящего); бы- ними. «Рекомендации по исноль- аарактерного в этом отношении при вторичном обзоре оно, по-ви- полный ход назад и положили ла проявлена нерешительность в зованию радиолокационной инфор- примера можно привести сголкно- димому, уже вошло в мертвую зо- руль лево на борт. «Витебск» действиях для предотвращения мации^ля предотвращения стели- вение БМРТ «Витебск» с БМРТ ну. В 16 час. 06 мин. старший ударил в правый борт «Ижевска» столкновения. Следовало немед- новений судов в море» — приле- «Нжевск» 11 сентября 1962 года помощник увидел впереди силуэт первоначально в район трюма ленно застопорить ход, когда бы- жение к новым ППСС, принятым на банке Джорджес. Обстоятельст- судна, идущего с тралом, курсом 1, затем, продолжая скользить ло установлено, что пеленг на Международной конвенцией по ва этой весьма тяжелой по своим около истинного зюйда. Капитан форштевнем по борту, продвинул- встречное судно не меняется. охране человеческой жизни на мо- последствиям аварии таковы. немедленно дал полный ход назад с* за корму и остановился мет- Постоянное наличие реальной ре, 1960 г. — полностью отве- Около 16 часов на «Витебске» и команду рулевому: «Лево на рах в 30— 50 от нее. опасности столкновений судов в чают этому условию. Несмотря ва подняли трал и средним ходом борт». Не столкновения избежать Повреждения правого борта районах интенсивного промысла, то, что новые ППСС еще не всту- МК 40° начали производить но- не удалось. В 16 час. 07 мин. «Ижевска» оказались настолько отличающихся частой повторяе- пили в силу, указанным прило- мски рыбы. Над морем стоял гу- «Витебск» правой частью Форш- значительными, что он вынужден мостью туманов, заставляет ис- жением к ним судоводителям ре- стой туман. Видимость была око- тевня ударил скользящим ударом был следовать на ремонт в иност- кать новые методы работы про- комендуется руководствоваться ло 70— 80 метров. Дул юго-за- в правый борт встречного «Ижев- ранный порт. На «Витебске» была мысловых судов, применение ко- при плавании и врдении промыс- падный ветер силой 5 баллов. Вол- ска». повреждена правая часть форш- торых позволило бы избегать ла в условиях пониженной види- нение моря — около 4 баллов. В «Ижевск» перед столкновением тевня и обшивка корпуса в рано- столкновений. Промысловая прак- * мости. . главную рулевую рубку прибыли следовал с тралом ИК 208е со ско- не якорного клюза. Правый якорь тика уже выработала ряд полез- g заключение настоящей ста- капитан и заступающий на вах- ростью около 3,5 узла. На мости- оторвался и застрял в пробоине ных рекомендаций, направленных тьи уМСстно отметить другие ва­ ту старший помощник? Вперед- ке находились капитан и его вах- корпуса «Ижевска». на обеспечение безопасности ве- рушения ППСС, укоренившиеся в смотрящий выставлен не был. По тенный старший помощник. Сме- Севгосрыбфлотинспекция, рас- дения группового промысла при показаниям капитана и старшего на вахт на этом судне произошла следовав это столкновение, воз- плохой видимости: помощника на экране РЛС, рабо- на час раньше, чем на «Витеб- дожила 4/5 ответственности на 1) траления и переходы долж- тавшей на 1,5-мильной шкале, ске». На баке находился боцман, судоводителей «Витебска» и 1/5 ны производиться установленны- справа и слева от курса наблю- которому было поручено звонит^ — на судоводителей «Ижевска», ми нурсами; 2) должна быть обес- далась большая группа судов. По- в колокол после продолжительно- Судоводителями «Витебска» были печена постоянная радиолонаци- сле обзора обстановки на экране го гудка. У экрана РЛС и у от- грубо нарушены правила 16 (обе онная вахта; 3) должны быть РЛС капитан дал команду рулево- крытого окна попеременно вели части) и 29 ППСС. Этот траулер включены положенные огни, не­ му привести -судно на ИК 50° к наблюдение капитан и старший следовал в тумане со скоростью зависимо от времени отошел к фишлупе, а старший по- помощник. Встречное судно (БМРТ около 6 узлов, которая явно не 4) при выходе из строя радиоло мощник стоял у открытого окна, «Витебск») было обнаружено по была «умеренной». На нем не был натора судно должно выйти из вол визуальное наблюдение и по- РЛС за 17 минут до столкновения выставлен впередсмотрящий и от- группы судов; 5) заступающий на давал туманные сигналы. Сменив- в расстоянии 2,6 мили справа на сутствовало постоянное радиоло- вахту судоводитель должен за- шийся с вахты второй помощник КУ 25°. Когда расстояние до него кационное наблюдение. Вместо то- благовременно прибыть на мостин капитана ушел в штурманскую уменьшилось до 9 кабельтовых, го, чтобы застопорить машину, и к началу вахты детально озна- рубку делать записи в судовом был услышан туманный сигнал — когда был услышан туманный си- номиться с окружающей обстанов- журнале. Таким образом, постоян- один продолжительный гудок, гнал встречного судна, и далее ной; 6) прежде чем спускать трал, ного наблюдения у индикатора Затем капитан установил, что следовать с осторожностью, капи- необходимо тщательно убедиться РЛС организовано не было.сближение с этим судном проис- тан «Витебска» ограничился лишь в безопасности выбранного на- практику ромысла. По правилу 9 (пункты «в», «г», «д») рыболовные суда, за­ нятые ловом рыбы, днем должны выставлять на самом видном ме­ сте корзину. Однако до сих пор многие суда вместо корзины вы- ставляют черный шар (либо кух- пиппп. тыль)> грубо нарушая это прави­ ло. Такое нарушение может вве« сти в заблуждение судоводителей других промысловых судов, т. к. черный шар на промысле приме­ няется лишь в случае зацепления рыболовной снасти за подводное препятствие, а в общем случае тогда, когда судно стоит на якоре. По окончании траления очень Через некоторое время слева ходит на постоянном пеленге, и уменьшением хода от среднего до правления для вытравливания ва- часто спуск рыболовных знаков и по носу был услышан туманный дал машине малый ход, а через малого. Прибыв на мостик и при- еров; 7) при необходимости лечь выключение огней производится в сигнал — один продолжительный минуту, когда встречное судно няв управление судном, капитан в дрейф, выходить из группы су- момент отдачи ваеров со стопора, гудок. В 16 час. 03 мин. капитан стало приближаться к мертвой зо- и его старший помощник не удо- дов на непромысловые глубины. хотя весь тРал и мера еще нахо- сбавил ход до малого и подошел к не, застопорил машину. Еще через сужились разобраться в окружа- Невыполнение этих рекоменда- дятся далеко от оорта. Ло смыс- индикатору РЛС. По его словам, минуту справа на КУ 20° появил- ющей обстановке. Даже не было ций моясет расцениваться как на- ЛУ МИСС рыболовное судно долж- .. .......................................................................................................... рушение правила 29 ППСС, пре- но нсс™ рыболовные сигналы до ■■■»■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■ доетерегаК)щего судоводителя от тех П°Р ’ пока все рыболовные сна- БАРЕНЦЕВО МОРЕ трески в районе Северного Лаб- нет 2—1 меридиана западной дол- «пренебрежения какой-либо пред- сти не будут подняты на оорТ. _ радора. готы между 63—64 градусами се- осторожностью, соблюдение кото- Преждевременный спуск рыболов- Б феврале в южной части моря На глубннах свыше 375—400 верной широты. й TnpfiVPT(.a обычной «опекой ного знака (корзины) и выключе- основнымп районами промысла метров в перечисленных районах В конце второй пятидневки П л П й „ „ и пЯстпя- будут -склоны Мурманской банки в прилове будет часто встречать- старшие возрастные категории не- и Нордкииская банка с прилегаю- ся, а в дневное время преобла- рестового стада достигну! шель- тельствами данного случая», щнми к ним квадратами. Велнчч- дать морской окунь. Наи.^чшие фовых вод, прилегающих к цент- Существует мнение, что для уловы окуня-клювача, с примесью ральным банкам Норвежского обеспечения безопасности ведения золотистого, будут на свале Се- мелководья. Массовый облов этих промысла при пониженной ВИДИ- верной Ньюфаундлендской бан- скоплений на банках Грнптарено и мости надо разработать для про- непосредственной близости от суд- Фрейя начнется 10—12 февраля мысловиков какую-то подробную на>не несущего рыболовных сиг­ ма скоплении и характер поведе­ ния трески, а также пикши будут зависеть от гидрологических усло­ вий, численности и распределения мойвы. Производительность про­ мысла в связи с подходами мой­ вы ожидается несколько выше, чем в январе. В Северо-Цент­ ральном районе и йа Северном скло­ не Мурманского мелководья в уло­ вах будет преобла. дать зубатка. Во второй половине месяца, если появится мойва ние ог ней мо г у т при­ вести к сцеплению и потере ору­ дий лова, т. к. другие суда, еду­ щие с тралом или спускающие его, могут располагать свои курсы в ки. Небольшая группа траулеров сможет успешно промышлять ров­ ную треску на юго-западном скло- раньше, чем в — на 3—5 дней прошлом году. В то же время основная масса нерестового стада, представл енн а я молодыми высоко­ урожайными поко- ПРОМЫСЛА чение третьей и особенно в четвер­ тую пятидневки не банки Флемиш-кап. По всем месяца будут продолжать мигра- в этих районах, возможно неко- склонам банки, на глубинах свы- цию в том же направлении. Подход торое уплотнение рыбы. ше 400—450 метров будут удержи- их к тем же банкам должен проис- В первой половине февраля воз- ваться плотные скопления хлюво- ходить постепенно, в результате че- можно удержатся концентрации рылого окуня. го с каждым новым. подходом рыбы на склонах Медвежинской у Западной Гренландии в пер- сырьевая база на акватории Нор- банки. Наиболее плотные скопле- вую половину февраля концентра- вежского мелководья станет улуч- ния ожидаются на южном склоне, ций трески сохранятся на банке шаться. Наиболее массовые подхо- В районе Копытова на свале к Банан. Со второй половины, в ды этой части нерестового стада океаническим глубинам должны связи с интенсивным питанием, до начала пятой пятидневки дол- сохраниться скопления ценной скопления трески будут менее ус- жны быть к склонам банки Фрейя, рыбы. В южных квадратах сва- тойчивыми. а в последние дни месяца—север- u n D » Pw n / n c м л о с нее, к банкам Хальтен и Склинна. НОРВЕЖСКО Е МОРЕ На СКОтениях крупной сельди В течение февраля сырьевая старших возрастов в течение тре- база промысла сельди в Норвеж- тьей и в начале четвертой пяти- ском море будет богатой и про- дневок наиболее уловистыми мо- мысловая обстановка значительно гут быть сети с ячеей 32 и 34 мм. лучше, чем в январе. Основу про- На скоплениях повторно созрева- мысловых скоплений составит ющей части поколения 1959 года, сельдь высокоурожайных поколе- составляющих основную массу В феврале в районах Лабрадо- ний 1959 и 1960 годов. Небольшой преднерестовых концентраций в ра и Северной Ньюфаундлендской остаток старых возрастов, особен- этот период, будут работать сети банки продолжится накапливание по поколений 1950 н 1951 годов, с ячеей 30 мм. При подходе же трески па нерестилищах. преобладавших в уловах до рекрутов локолений 1959 и I960 Основным местом промысла с 1962 г., может иметь значение годов в последние восемь дней ме- иаибольшей производительностью только при облове передовых кон- сяца наряду с сетями с ячеей будет Южный Лабрадор. Сюда центраций на переходе и подходе 30 мм успешно могут работать со- нодойдет треска с Северной Нью- их к банкам Норвежского мелко- рок процентов сетей с ячеей фаундлендской банки. Ассорти- водья. 28 мм. мент уловов в первую половину В первую пятидневку февраля Общая производительность про­ февраля улучшится, значитель- основная масса скоплений сельди мысла в целом за месяц будет не иую часть составит крупная рыба, должна переходить через фронт менее 110—115 кг на сеть и около В конце февраля возможен про- теплых вод и передовая часть их 9 тонн на дрейф, мысел преднерестовых скоплений к концу той же пятидневки достиг- ПИНРО* инструкцию или наставление по налов. использованию РЛС при расхож- Судоводители должны помнить, дении судов. Однако нам не пред- что только своевременное я тот- ставляется целесообразным созда- ное выполнение^ ППСС и рекомеи- ние такой инструкции для судо- даций хорошей морской и пре- водителей промыслового флота, мысловой практики, а также вра- леннями 1959 и Ведь невозможно отразить в инст- вильное использование еудойи 1960 годов, в те- руКции все многообразие ситуа- РЛС может обеспечить беэава- ций, возникающих в условиях рийное плавание и ведение ир§- промысла. Такая инструкция ско- мысла. II9BI ла (1984 до 1987 и литерные) кон­ центрации самок окуня-клювача периодически, при благоприятных погодных условиях, могут созда. вать благоприятную промысловую обстановку. ДАЛЬНИЕ ЗАПАДНЫЕ РАЙОНЫ ИЗДАЙТЕ IX СНОВА! При издании- некоторых правил ник «Морская практика», но он не и инструкций, необходимых моря- освещает многих вопросов, касаю- кам нашего флота, тираж книг л щихся рыболовных судов, брошюр ограничивается до мини- Далее. Был выпущен^ «Сборник мума. Поэтому на суда такие кни- приказов, распоряжений, правил и ги попадают в одном экземпляре, инструкций, действующих в трало- Например, «Правила подготовки вом флоте Главмурманрыбпрома». судов к освидетельствованию Ре- Он издан в 1956 году. Этот сбор- гистром СССР» изданы «Водным ник уже устарел. ^Неплохо было транспортом» в количестве всего бы выпустить новый. 5000 экземпляров. Эта книга вы- В 1960 году вышел в свет «Цен- давалась на суда как документ* ник», в котором все товары рас- под расписку. пределены по складам, указаны А ведь эти правила можно былэ цены. Но сейчас число складов бы издать большим тиражом, пус- увеличилось, производилось пере- тить в продажу, через книжные распределение некоторых това- магазины. Книгу мог бы взять лю- ров, появились новые, а ценник бой штурман или механик, она по- остался старым, могла бы при подготовке к оче- Все эти издания очень нужны редной переаттестации. нам, морякам. Без них мы про- А почему бы не повторить из- сто как без РУК- ^ Д* СТаТ!!л™Х дание некоторых правил, выпу- трудно, некоторые вообще поте- щенных в 1956—59 годах тоже не- ряньт ч большими тиражами? Например, И было бы очень хорошо, есл «Правила окраски судов флота бы Мурманское книжное изда- рыбной промышленности», «На- тельство взялось за переиздание ставление по уходу за судовыми этих пособий. Все моряки сказали корпусами, помещениями, устрой- бы за это спасибо, ствами и по обслуживанию си- В. ДУДЧЕНКО, старший стем судна», Конечно, есть учеб* помощник капитана.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz