Рыбный Мурман. 1965 г. Февраль.
ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР личнвать размеры корабля. Пойти «а это, естественно, ??е могли. По этому так и получилось, что пер спективный траулер, который должен представлять технику завтрашнего дня, оказался не -луч- А РЕНЦ ЕВО море — родина ше существующего БМРТ. Об ** советского тралового про- этом довольно убедительно рас- Мелела, развитие которого вызва- сказано Н. Батуровым в коррес- ло создание нескольких типов понденции «Проект вызывает воз- траулеров. Но с течением времени ражение*. все более очевидным становится Но рентабельность БМРТ опре- тот факт, что существующие ко- деляется высокими суточными рабли бортового траления уже не уловами, а это делает их работу отвечают требованиям сегодняш- в Баренцевом море, где суточные него дня. уловы меньше, чем в отдаленных На них нет совершенных про- районах промысла, нецелесооб- кысловых устройств. Отсюда разной. Окупаемость судов типа большой процент тяжелого физи- «Север»,, спроектированных для ческого труда и большая числен- Баренцева моря, была определена «ость экипажа, ограниченные воз- за 7—-9 лет, что само говорит о мож мости для выработки готовой чрезвычайно низкой их рента- продукции. Эти и другие причины бельности. Ввиду ухудшения про делают такие корабли невыгодны- мысловой обстановки заданные ми в экономическом отношении, а для РТ «Север» условия оказались совершенство в а- ' пие их практиче ски невозможно. Для Северного бассейна нужен промысловый ко рабль совершенно В нового типа. Ка- • ' ким он должен быть? На этот счет существует нереальными, вследствие чего этот два мнения. корабль вовсе не окупается. Та- Первое. Советское и мировое ким образом, остается второй ва- рыболовство имеет уже почти де- риант — передача улова на про- сятилетний опыт эксплуатации ко- изводственный рефрижератор. раблей типа ЪМРТ. Преимущест- Опыт работы производственно- во больших мороз 1 )льных трауле- г0 рефрижератора «Советск» с роя общеизвестно. Отсюда вывод груп^ Г с уд о в бортового тралеиия перспективным должно быть нодтвердцЛ эффективность такой небольшое судно кормового _тра- схемы. Следовательно, для Барен- ления,«являющееся примерной ко- а МОрЯ требуются не корабли инеи БМРТ, то есть автономный БМрт ^ «Север^ а сравнительно траулер. небольшой траулер, назначение Второе. В траловом флоте на- которого — вылов рыбы и пере топлен немалый опыт совместной дача ее на производственный реф- работы экипажей траулеров, рижератор, оснащенный новейшей плавбаз и производственных реф- техникой для выпуска высокока- рижераторов. Готовая продукция чествеиной продукции, с больших морозильных трауле* ^ ров передается на плавбазы. ^ другой- стороны, с каждым Освоена передача улова с трау- годом увеличивается спрос насе- леров бортового тралеиия на про- ления на свежую рыбу. Ускорение изводственный рефрижератор бес- доставки железной дорогой/из контактным методом. Отсюда, как Мурманска в Ленинград откры- логнческое продолжение этого ®aeJ возможность снабжения све- опыта, — развитие экспедицион- жеи Ры^ °и жителеи Петрозавод- иого промысла со специализацией ска* Ленинграда и других пере производства по операциям: лов дов- «Север» морозилыю- рыбы — обработка — транспорти- свежьевои траулер. Но доставка рОВка свежей рыбы (а это возможно ' , небольшими количествами, накоп- Проектирование автономного ко- леШ)ЫМИ за малое число дней) рабля, для Баренцева моря нача- ТрауЛерами типа «Север» нерен- лось .^сколько лет назад. По пер- ввиду ВЫСОКой стоимо- вонячздьному замыслу это должно содержания этих судов на пе- «ыть небольшое судно обладаю- * в щее достоинствами БМРТ. Одна- F ** ко в процессе оазработки проекта Траулер-ловец через опреде- коиструкторам пришлось учиты- ленные промежутки времени ра- «ать множество замечаний и боты с производственным рефри- яредложений -эксплуатационни- жератором может отделиться от кое, ;.4?о: привело к увеличению него н несколько суток работать размеров траулера. В конце кон- ^ * * цов своими габаритами он почти 113 «себя*» чтобы выловить рыбу и приблизился к БМРТ. А требова- доставить свежье в порт. нйя промысловиков так до конца Хаким образом, для Баренцева и не были удовлетворены. Среди МОрЯ необходимо судно нового имх такие важные, как повышение типа — траулер-ловец. Назначе- скоростн ^ хода, необходимость ние такого корабля определяет и**еть резерв мощности двигателя, еро копструкцию. Траулеру не более производительную моро- r j ■- - - эильную установку. счет высвобождаемых площадей и объемов. Как сказано вначале, большие преимущества дает кор мовой метод траления. Вот трау лер-ловец и должен быть таким судном, имеющим кормовой слип, мощную силовую установку, за пасы топлива на 25—30 суток ра боты и автоматизированное про мысловое оборудование. Ориенти ровочно его данные следующие: длина около 50 м., ширина 9 м., водоизмещение в полном грузу порядка 900—1000 т. Мощность силовой установки 1500—1800 л. с., развивающей скорость на пере ходах порядка 15 узлов. Архитектурно — это корабль с носовым расположением над стройки и. свободной для промыс ловых операций кормовой палу бой* На судне должен быть охлаж даемый бункер для рыбы и ла производственные рефрижера торы типа «Беринг* или -«Дау- рия». Совместная работа экипажей траулеров-ловцов и производст венных рефрижераторов представ ляется нам так. Группа трауле ров-ловцов выходит в район про мысла с расчетом, что по истече нии 1—2 суток туда подойдет производственный рефрижера тор. Количество судов в группе определяется в зависимости от состояния сырьевой базы. Можно предполагать, что в ней будет 6— 10 кораблей с учетом, что часть из них будет доставлять в порт свежую рыбу. К моменту подхода производ ственного рефрижератора трауле ры будут иметь в бункере 1—2-су- точный улов необработанной ры бы. Капитан производственного рефрижератора устанавливает строгую диспетчерскую очеред- ТРАУЛЕР - ЛОВЕЦ нужны трюмы, рыбообрабатываю щий цех, рефрижераторная уста- Здесь проектанты ничего не аовка и обслуживающий эти уча- могли 'поделать. Ведь для увели- стки персонал. Вместе с тем такой чения, например, скорости хода траулер должен обладать высо- на-до значительно увеличить мощ- ними тяговыми и скоростными ха- иость силовой установки, а отсю- рактеристикамн, т. е. более мощ- да и размеры машинного отде- ной и экономичной машинной ления, вместимость топливных установкой. Это не трудно осуще- нистерн и т. п. То есть нужно уве- ствить в небольшом корпусе за полного и рационального исполь* зовапия сырья. Требуется меньшее количество оборудования, необходимого для обработки одного и того же коли чества рыбы. При автономном ва рианте оборудование устанавли вается на все траулеры, а в экс педиционном — только на базах. Поэтому и затраты на оборудова ние будут меньшими. На мощной производственной фабрике крупного судна имеются большие возможности для меха низации и автоматизации произ водства, что в свою очередь так же увеличивает производитель ность труда. На этих судах воз можно создать лучшие условия труда и быта *экипажа. Наличие большого числа одно типных несложных судов, имею щих небольшое количество меха низмов, создает благоприятные возможности для осуществления обслуживания в порту и ремонта наиболее прогрес сивными методами (ремонт по тех- нологиче с к о м у графику, агрегат ный) и сокраще ния за счет этого устройство для быстрой передачи ность передачи уловов от каждо- общей продолжительности стоя- улова на производственный реф- го судна Диспетчер рефрнжера- нок. В отличие от судов типа рижератор. тора с помощью У К В постоянно «Север», требующих полной перё- Промысловое устройство долж- Держит связь с экипажами про- стройки ремонтной базы или соз- но обеспечивать успешный лов мысловых кораблей, имея общую дания новой, ремонт траулеров- на больших глубинах и повышен- картину промысловой обстанов- ловцов не требует добавочных ных скоростях. Судно должно ки>дзет рекомендации о тралени- капиталовложений на существу- оснащаться совершенной радио-, ях* предлагает наилучшне курсы ющей ремонтной базе. Кроме то- электронавнгационной и поиско- тралений и т. д. го, при экспедиционном вариантег вой аппаратурой. ' Для передачи улова траулер в противоположность автономно* должен находиться у производст- му, отпадает вопрос о коренной Силовая установка предпола- венного рефрижератора на рас- перестройке рыбного порта, гается состоящей из двигательно- стоянии 2—3 кабельтовых. Осуще- „ * движительного комплекса типа ствляется она бесконтактным спо- Изложенные в статье соображе- «Отец и сын», с винтом регули- Собом в специальном мешке. Во ния дают« 110 нашемУ м»ению, ос- руемого шага. Дизель-«отец» (60 избежание потерь промыслового поваиие утверждать, что главным 70 процентов мощности) и jro* времени ловцов на переходы в направлением для перспектив!юго зель-«сын» (40—30 процентов районе промысла может быть вы- Развития рыбной промышленности мощности) должны работать ка!к брано, в зависимости от промыс- Северного бассейна является экс- попеременно, так и вместе на ловой обстановки, несколько ва- педиционный промысел с^ явно одни гребной винт. риантов встречи судов* или про- выраженной специализацией про - 't тпппгтирнный прЛпижрпятпп и изводства. На наш взгляд, целе- Такая схема позволит на пере- изводственный рефрижератор и б такжр пповеоить эко ходах максимально испотьзовать траулер-ловец идут навстречу Р ходлх максимально использовать j „nvru ипи тпяупрп лпнри номическую эффективность тако- мощность дизелеи и обеспечить к ое£ижепатоп1 г0 вида промысла в Дальних За- высокую скорость. На режиме подходит сам к рефрижератору, \ , Г траления, когда полная мощность илн рефрижератор подходит к падных районах, а также в дру- двигателей не нужна, избыточная траулеру-ловцу и принимает ры- гих рыбопромысловых бассей- мощность используется для при- бу. Эти и другие варианты опре- нах д возможности такого про вода траловой лебедки. Однако 'комплексного6 поомыста мысла в отдаленных районах преимущества такого траулера низации комплексного промысла. ~ . очевидны и при любом другом Экспедиционный метод про- обеспечива,отся тем- что траулер- варианте машинной установки. мысла по описанной схеме, по ловец является весьма мореход- Для обслуживания траулера- сравнению с автономным, облада- ным судном неограниченного рай- ловца потребуется экипаж всего ет целым рядом преимуществ, она плавания, из ,6-20 человек. спешатаМ . Са„ а ж>3„ ь тре6у„ 6ыс1рей. Некоторые специалисты выска- шего создания такого траулера. С зываются за целесообразность ис- ” самом деле на производст- не; е прнном пр А пижрпятпп #» кптппый поступлением на бассейн новых пользования больших морозиль- венном ptqjpi^epaTope, который j ных траулеров в Барейцевом «мо- обеспечивают несколько трауле- производственных рефрижерато ре с сокращенной командой. Но ров-ловцов, производственно-тех- ров необходимо использовать их и в этом случае (не касаясь во- ническое оборудование всегда бу- строго по назначению: комплекто- проса о численности экипажа) без Дет загружено на полную мощ- «ловцов» не обойтись. Прикреп- ность независимо от уловов (за ват«» с ними новые и новые ленные «ловцы» будут «подпи* счет изменения количества обслу- лы действующих судов бортового тывать» БМРТ до полной загруз- живающих его ловцов). Предва- траления, дальше отрабатывать ки всех его' производственных рительные расчеты показывают, этох метод лова и одновременно мощностей по обработке и замо- что 8 варианте экспедиционного П0ИНЯТЬ Меоы%« быстрейшей за- розке рыбы, выпуску муки, жира, промысла потребуется ' вдвое ™ консервов и т п меньше численность личного со- мене траулеров бортового трале- Все эти преимущества обеспечат става СУД0В> чем в » - ния судами нового типа. ^ J тономного поомысла пои опина- р р д н высокую рентабельность как соб- ковом общем вылове рыбы. Это ственно корабля-ловца, так и значит, что производительность группы ловцов с производствен-; тРУДа возрастет также в два ра- * за- На плавбазе, имеющей мощ- р фр ера ором. йуЮ 0бра^атываЮщую фабрику, Последний разрабатывать не существует больше возможностей надо. Мы считаем вполне удовлет- для выпуска продукции наиболее воряющим 1 ь требованиям промыс- высокого качества и наиболее Ю. П ЕКИШ ЕВ , главный ин женер управления тралового флота. Д. СКВИРСКИЙ , замести тель главного инженера. М. МОНАСТЫРСКИ й, стар ший инженер технического отдела. !I• Г Каждый год промысловый флот Севера дополняется но выми крупными кораблями. Это настоящие плавучие заводы, способные выпускать ежесуточно от 50 до 100 тонн различ ной рыбной продукции. , Ка снимке: один из новых кораблей-заводов, производст венный рефрижератор «Грумарт» в Мурманском рыбном порту. Фото К. Моисеева. S Антибиотик обеззараживает бочки Выполнение задачи улучше ния качества рыбопродуктов во многом зависит от состоя ния тары, особенно заливных бочек. Бочки, используемые для затаривания продуктов, нужно бережно и правильно хранить, вовремя подвергать санитарной обработке. При хранении бочек в условиях по вышенной влажности они пора жаются грибками, покрывают- • ся плесенью. Плесневые грибки вызывают в рыбных продуктах глубокие изменения: уменьшается содер жание экстрактивных и пита- .тельных веществ, выделяется аммиак, образуются летучие кислоты, происходит расщеп ление белковых и жировых ве- ‘ ществ. Плесневые грибки мо гут причинить большие убыт ки, поэтому борьба с ними в рыбной промышленности — дело далеко не второстепен ное. Работники Клайпедского ле сотарного комбината К. Сини цына и В. Кирдеикис предло жили использовать для пред отвращения развития плесени на бочках пиросульфит натрия, применяемый при складском хранении зерна. Интересен механизм дейст вия этого препарата. Избы точная влага, которая являет ся причиной развития плесени, становится союзницей консер ванта. Растворяясь в воде, пи росульфит натрия распадается и продуктами своего распада подавляет развитие микробов и плесневых грибков. Пиро сульфит натрия имеет то пре имущество, что является не стойким соединением: сделав свое дело, он разрушается, оставляя лишь небольшое ко личество серосодержащих ве ществ. Поэтому пиросульфит натрия может быть использо ван для санитарной обработ ки тары. По рацпредложению тт. Си ницыной и Кирдейкиса техно логическая лаборатория Клай педского филиала ЦПКТБ в июле—ноябре 1964 года про вела опытные работы в произ водственных условиях. Опре делялось количество продуктов его распада в рыбе. Результа ты получены хорошие. В. ПИСКУНОВА,- инженер - технолог Клай педского филиала ЦПКТБ. («Рыбак Литвы»).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz