Рыбный Мурман. 1965 г. Февраль.

ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР личнвать размеры корабля. Пойти «а это, естественно, ??е могли. По­ этому так и получилось, что пер­ спективный траулер, который должен представлять технику завтрашнего дня, оказался не -луч- А РЕНЦ ЕВО море — родина ше существующего БМРТ. Об ** советского тралового про- этом довольно убедительно рас- Мелела, развитие которого вызва- сказано Н. Батуровым в коррес- ло создание нескольких типов понденции «Проект вызывает воз- траулеров. Но с течением времени ражение*. все более очевидным становится Но рентабельность БМРТ опре- тот факт, что существующие ко- деляется высокими суточными рабли бортового траления уже не уловами, а это делает их работу отвечают требованиям сегодняш- в Баренцевом море, где суточные него дня. уловы меньше, чем в отдаленных На них нет совершенных про- районах промысла, нецелесооб- кысловых устройств. Отсюда разной. Окупаемость судов типа большой процент тяжелого физи- «Север»,, спроектированных для ческого труда и большая числен- Баренцева моря, была определена «ость экипажа, ограниченные воз- за 7—-9 лет, что само говорит о мож мости для выработки готовой чрезвычайно низкой их рента- продукции. Эти и другие причины бельности. Ввиду ухудшения про­ делают такие корабли невыгодны- мысловой обстановки заданные ми в экономическом отношении, а для РТ «Север» условия оказались совершенство в а- ' пие их практиче­ ски невозможно. Для Северного бассейна нужен промысловый ко­ рабль совершенно В нового типа. Ка- • ' ким он должен быть? На этот счет существует нереальными, вследствие чего этот два мнения. корабль вовсе не окупается. Та- Первое. Советское и мировое ким образом, остается второй ва- рыболовство имеет уже почти де- риант — передача улова на про- сятилетний опыт эксплуатации ко- изводственный рефрижератор. раблей типа ЪМРТ. Преимущест- Опыт работы производственно- во больших мороз 1 )льных трауле- г0 рефрижератора «Советск» с роя общеизвестно. Отсюда вывод груп^ Г с уд о в бортового тралеиия перспективным должно быть нодтвердцЛ эффективность такой небольшое судно кормового _тра- схемы. Следовательно, для Барен- ления,«являющееся примерной ко- а МОрЯ требуются не корабли инеи БМРТ, то есть автономный БМрт ^ «Север^ а сравнительно траулер. небольшой траулер, назначение Второе. В траловом флоте на- которого — вылов рыбы и пере­ топлен немалый опыт совместной дача ее на производственный реф- работы экипажей траулеров, рижератор, оснащенный новейшей плавбаз и производственных реф- техникой для выпуска высокока- рижераторов. Готовая продукция чествеиной продукции, с больших морозильных трауле* ^ ров передается на плавбазы. ^ другой- стороны, с каждым Освоена передача улова с трау- годом увеличивается спрос насе- леров бортового тралеиия на про- ления на свежую рыбу. Ускорение изводственный рефрижератор бес- доставки железной дорогой/из контактным методом. Отсюда, как Мурманска в Ленинград откры- логнческое продолжение этого ®aeJ возможность снабжения све- опыта, — развитие экспедицион- жеи Ры^ °и жителеи Петрозавод- иого промысла со специализацией ска* Ленинграда и других пере­ производства по операциям: лов дов- «Север» морозилыю- рыбы — обработка — транспорти- свежьевои траулер. Но доставка рОВка свежей рыбы (а это возможно ' , небольшими количествами, накоп- Проектирование автономного ко- леШ)ЫМИ за малое число дней) рабля, для Баренцева моря нача- ТрауЛерами типа «Север» нерен- лось .^сколько лет назад. По пер- ввиду ВЫСОКой стоимо- вонячздьному замыслу это должно содержания этих судов на пе- «ыть небольшое судно обладаю- * в щее достоинствами БМРТ. Одна- F ** ко в процессе оазработки проекта Траулер-ловец через опреде- коиструкторам пришлось учиты- ленные промежутки времени ра- «ать множество замечаний и боты с производственным рефри- яредложений -эксплуатационни- жератором может отделиться от кое, ;.4?о: привело к увеличению него н несколько суток работать размеров траулера. В конце кон- ^ * * цов своими габаритами он почти 113 «себя*» чтобы выловить рыбу и приблизился к БМРТ. А требова- доставить свежье в порт. нйя промысловиков так до конца Хаким образом, для Баренцева и не были удовлетворены. Среди МОрЯ необходимо судно нового имх такие важные, как повышение типа — траулер-ловец. Назначе- скоростн ^ хода, необходимость ние такого корабля определяет и**еть резерв мощности двигателя, еро копструкцию. Траулеру не более производительную моро- r j ■- - - эильную установку. счет высвобождаемых площадей и объемов. Как сказано вначале, большие преимущества дает кор­ мовой метод траления. Вот трау­ лер-ловец и должен быть таким судном, имеющим кормовой слип, мощную силовую установку, за­ пасы топлива на 25—30 суток ра­ боты и автоматизированное про­ мысловое оборудование. Ориенти­ ровочно его данные следующие: длина около 50 м., ширина 9 м., водоизмещение в полном грузу порядка 900—1000 т. Мощность силовой установки 1500—1800 л. с., развивающей скорость на пере­ ходах порядка 15 узлов. Архитектурно — это корабль с носовым расположением над­ стройки и. свободной для промыс­ ловых операций кормовой палу­ бой* На судне должен быть охлаж­ даемый бункер для рыбы и ла производственные рефрижера­ торы типа «Беринг* или -«Дау- рия». Совместная работа экипажей траулеров-ловцов и производст­ венных рефрижераторов представ­ ляется нам так. Группа трауле­ ров-ловцов выходит в район про­ мысла с расчетом, что по истече­ нии 1—2 суток туда подойдет производственный рефрижера­ тор. Количество судов в группе определяется в зависимости от состояния сырьевой базы. Можно предполагать, что в ней будет 6— 10 кораблей с учетом, что часть из них будет доставлять в порт свежую рыбу. К моменту подхода производ­ ственного рефрижератора трауле­ ры будут иметь в бункере 1—2-су- точный улов необработанной ры­ бы. Капитан производственного рефрижератора устанавливает строгую диспетчерскую очеред- ТРАУЛЕР - ЛОВЕЦ нужны трюмы, рыбообрабатываю­ щий цех, рефрижераторная уста- Здесь проектанты ничего не аовка и обслуживающий эти уча- могли 'поделать. Ведь для увели- стки персонал. Вместе с тем такой чения, например, скорости хода траулер должен обладать высо- на-до значительно увеличить мощ- ними тяговыми и скоростными ха- иость силовой установки, а отсю- рактеристикамн, т. е. более мощ- да и размеры машинного отде- ной и экономичной машинной ления, вместимость топливных установкой. Это не трудно осуще- нистерн и т. п. То есть нужно уве- ствить в небольшом корпусе за полного и рационального исполь* зовапия сырья. Требуется меньшее количество оборудования, необходимого для обработки одного и того же коли­ чества рыбы. При автономном ва­ рианте оборудование устанавли­ вается на все траулеры, а в экс­ педиционном — только на базах. Поэтому и затраты на оборудова­ ние будут меньшими. На мощной производственной фабрике крупного судна имеются большие возможности для меха­ низации и автоматизации произ­ водства, что в свою очередь так­ же увеличивает производитель­ ность труда. На этих судах воз­ можно создать лучшие условия труда и быта *экипажа. Наличие большого числа одно­ типных несложных судов, имею­ щих небольшое количество меха­ низмов, создает благоприятные возможности для осуществления обслуживания в порту и ремонта наиболее прогрес­ сивными методами (ремонт по тех- нологиче с к о м у графику, агрегат­ ный) и сокраще­ ния за счет этого устройство для быстрой передачи ность передачи уловов от каждо- общей продолжительности стоя- улова на производственный реф- го судна Диспетчер рефрнжера- нок. В отличие от судов типа рижератор. тора с помощью У К В постоянно «Север», требующих полной перё- Промысловое устройство долж- Держит связь с экипажами про- стройки ремонтной базы или соз- но обеспечивать успешный лов мысловых кораблей, имея общую дания новой, ремонт траулеров- на больших глубинах и повышен- картину промысловой обстанов- ловцов не требует добавочных ных скоростях. Судно должно ки>дзет рекомендации о тралени- капиталовложений на существу- оснащаться совершенной радио-, ях* предлагает наилучшне курсы ющей ремонтной базе. Кроме то- электронавнгационной и поиско- тралений и т. д. го, при экспедиционном вариантег вой аппаратурой. ' Для передачи улова траулер в противоположность автономно* должен находиться у производст- му, отпадает вопрос о коренной Силовая установка предпола- венного рефрижератора на рас- перестройке рыбного порта, гается состоящей из двигательно- стоянии 2—3 кабельтовых. Осуще- „ * движительного комплекса типа ствляется она бесконтактным спо- Изложенные в статье соображе- «Отец и сын», с винтом регули- Собом в специальном мешке. Во ния дают« 110 нашемУ м»ению, ос- руемого шага. Дизель-«отец» (60 избежание потерь промыслового поваиие утверждать, что главным 70 процентов мощности) и jro* времени ловцов на переходы в направлением для перспектив!юго зель-«сын» (40—30 процентов районе промысла может быть вы- Развития рыбной промышленности мощности) должны работать ка!к брано, в зависимости от промыс- Северного бассейна является экс- попеременно, так и вместе на ловой обстановки, несколько ва- педиционный промысел с^ явно одни гребной винт. риантов встречи судов* или про- выраженной специализацией про - 't тпппгтирнный прЛпижрпятпп и изводства. На наш взгляд, целе- Такая схема позволит на пере- изводственный рефрижератор и б такжр пповеоить эко­ ходах максимально испотьзовать траулер-ловец идут навстречу Р ходлх максимально использовать j „nvru ипи тпяупрп лпнри номическую эффективность тако- мощность дизелеи и обеспечить к ое£ижепатоп1 г0 вида промысла в Дальних За- высокую скорость. На режиме подходит сам к рефрижератору, \ , Г траления, когда полная мощность илн рефрижератор подходит к падных районах, а также в дру- двигателей не нужна, избыточная траулеру-ловцу и принимает ры- гих рыбопромысловых бассей- мощность используется для при- бу. Эти и другие варианты опре- нах д возможности такого про­ вода траловой лебедки. Однако 'комплексного6 поомыста мысла в отдаленных районах преимущества такого траулера низации комплексного промысла. ~ . очевидны и при любом другом Экспедиционный метод про- обеспечива,отся тем- что траулер- варианте машинной установки. мысла по описанной схеме, по ловец является весьма мореход- Для обслуживания траулера- сравнению с автономным, облада- ным судном неограниченного рай- ловца потребуется экипаж всего ет целым рядом преимуществ, она плавания, из ,6-20 человек. спешатаМ . Са„ а ж>3„ ь тре6у„ 6ыс1рей. Некоторые специалисты выска- шего создания такого траулера. С зываются за целесообразность ис- ” самом деле на производст- не; е прнном пр А пижрпятпп #» кптппый поступлением на бассейн новых пользования больших морозиль- венном ptqjpi^epaTope, который j ных траулеров в Барейцевом «мо- обеспечивают несколько трауле- производственных рефрижерато­ ре с сокращенной командой. Но ров-ловцов, производственно-тех- ров необходимо использовать их и в этом случае (не касаясь во- ническое оборудование всегда бу- строго по назначению: комплекто- проса о численности экипажа) без Дет загружено на полную мощ- «ловцов» не обойтись. Прикреп- ность независимо от уловов (за ват«» с ними новые и новые ленные «ловцы» будут «подпи* счет изменения количества обслу- лы действующих судов бортового тывать» БМРТ до полной загруз- живающих его ловцов). Предва- траления, дальше отрабатывать ки всех его' производственных рительные расчеты показывают, этох метод лова и одновременно мощностей по обработке и замо- что 8 варианте экспедиционного П0ИНЯТЬ Меоы%« быстрейшей за- розке рыбы, выпуску муки, жира, промысла потребуется ' вдвое ™ консервов и т п меньше численность личного со- мене траулеров бортового трале- Все эти преимущества обеспечат става СУД0В> чем в » - ния судами нового типа. ^ J тономного поомысла пои опина- р р д н высокую рентабельность как соб- ковом общем вылове рыбы. Это ственно корабля-ловца, так и значит, что производительность группы ловцов с производствен-; тРУДа возрастет также в два ра- * за- На плавбазе, имеющей мощ- р фр ера ором. йуЮ 0бра^атываЮщую фабрику, Последний разрабатывать не существует больше возможностей надо. Мы считаем вполне удовлет- для выпуска продукции наиболее воряющим 1 ь требованиям промыс- высокого качества и наиболее Ю. П ЕКИШ ЕВ , главный ин­ женер управления тралового флота. Д. СКВИРСКИЙ , замести­ тель главного инженера. М. МОНАСТЫРСКИ й, стар­ ший инженер технического отдела. !I• Г Каждый год промысловый флот Севера дополняется но­ выми крупными кораблями. Это настоящие плавучие заводы, способные выпускать ежесуточно от 50 до 100 тонн различ­ ной рыбной продукции. , Ка снимке: один из новых кораблей-заводов, производст­ венный рефрижератор «Грумарт» в Мурманском рыбном порту. Фото К. Моисеева. S Антибиотик обеззараживает бочки Выполнение задачи улучше­ ния качества рыбопродуктов во многом зависит от состоя­ ния тары, особенно заливных бочек. Бочки, используемые для затаривания продуктов, нужно бережно и правильно хранить, вовремя подвергать санитарной обработке. При хранении бочек в условиях по­ вышенной влажности они пора­ жаются грибками, покрывают- • ся плесенью. Плесневые грибки вызывают в рыбных продуктах глубокие изменения: уменьшается содер­ жание экстрактивных и пита- .тельных веществ, выделяется аммиак, образуются летучие кислоты, происходит расщеп­ ление белковых и жировых ве- ‘ ществ. Плесневые грибки мо­ гут причинить большие убыт­ ки, поэтому борьба с ними в рыбной промышленности — дело далеко не второстепен­ ное. Работники Клайпедского ле­ сотарного комбината К. Сини­ цына и В. Кирдеикис предло­ жили использовать для пред­ отвращения развития плесени на бочках пиросульфит натрия, применяемый при складском хранении зерна. Интересен механизм дейст­ вия этого препарата. Избы­ точная влага, которая являет­ ся причиной развития плесени, становится союзницей консер­ ванта. Растворяясь в воде, пи­ росульфит натрия распадается и продуктами своего распада подавляет развитие микробов и плесневых грибков. Пиро­ сульфит натрия имеет то пре­ имущество, что является не­ стойким соединением: сделав свое дело, он разрушается, оставляя лишь небольшое ко­ личество серосодержащих ве­ ществ. Поэтому пиросульфит натрия может быть использо­ ван для санитарной обработ­ ки тары. По рацпредложению тт. Си­ ницыной и Кирдейкиса техно­ логическая лаборатория Клай­ педского филиала ЦПКТБ в июле—ноябре 1964 года про­ вела опытные работы в произ­ водственных условиях. Опре­ делялось количество продуктов его распада в рыбе. Результа­ ты получены хорошие. В. ПИСКУНОВА,- инженер - технолог Клай­ педского филиала ЦПКТБ. («Рыбак Литвы»).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz