Рыбный Мурман. 1965 г. Февраль.
ПОИСК И ЛОВ СЕЛЬДИ НА БАНКЕ СКЛИННА Ь несениий период промысел сельди в Норвежском море чаше всего ведется на мелководных банках, которые расположены на Значительном расстоянии друг от друга. Каждая в отдельности банка представляет собой про мысловый район со своими осо бенностями гидрологическою ре жима, сроками подхода, распре деления и поведения сельди. Одним из таких районов явля ется банка Склинна, ра:положен пая в 20 милях от одноименного маяка. Преднерестовые косяки сельди подходят обычно в первых числах марта. Рыба концентри руется на юго-западной и запад ной, затем выходит на северо-за падную сторону банки, придер живаясь глубин от 150 до 280 метров. На эхолотной бумаге ры ба регистрируется в виде преры бающейся ленты. Преднерестовая . и нерестовая . сельдь в этом районе совершает суточные вертикальные миграции. В дневные часы она держится у грунта или, как говорят, «лежит иа грунте». Эхозаппси рыбы в это время сливаются с грунтом Подъ- . ем сельди в верхние слои воды .?происходит во второй половине . дня По набиодеииям, проведенным в 1960—1961 годах, сельдь «от рывается» от грунта после 17 ча сов и к 20 часам достигает верх ней границы подъема, располо женной на глубине 50—70 метров. На этой глубине рыба наблюда лась около 4—6 часов. Большую . же часть ночи косяки были на глубинах 70—145 метров. В ночное время при дрейфе ко- ’ \$абля с сетями сельдь записы вается па эхолотной бумаге в ви- :.де сплошной черной ленты. При ярком освещении поверхности мо ря луной скопления сельди подни маются в верхние слои воды нэ очень короткое время. Рыба дер жится иа больших глубинах, чем в темные ночи. Это особенно сле- дуе) учитывать при выборе дли ны поводцов. Опускание сельди иа глубины происходит в утренние часы, и к 6 часам рыба «ложится на грунт». Амплитуда вертикальных мигра ций в этом районе последние го ды постоянна Поэтому и длина поводцов значительных колебаний по годам не испытывает. При под ходах сельди хорошие уловы по падают в сети с длиною поводцов 70—90 метров. Когда рыба рас средоточится по всей банке и значительных подходов не проис ходит, уловистее и стабильнее работают сети с длиною повод цов 50—60 метров. Так как сельдь на банку подходит средними слоями моря и иа самой банке скопления не поднимаются выше 50—70 мет ров, то для поиска лучше исполь зовать эхолот Поисковые галсы необходимо располагать с таким расчетом, чтобы обследовать всю западную сторону банки и свал глубин от 150 до 280 метров. На чинать поиск лучше с юго-запад ного склона При отсутствии эхо- записей сельди следует продви гаться короткими галсами гене ральиым направлением иа север. Следует учитывать температуру поверхности моря и глубину, при которой имелись хорошие эхоза- писи сельди. Так, в марте 1960 го да плотные скопления рыбы на блюдались при поверхностной температуре воды 6,7—7,1 и на глубинах 180—250 метров; в 196! году при температуре воды 7,1— 7,8 и на глубинах 170—220 мет ров; в 1964 году сельдь была рас средоточена по всей банке. Зна ние этих факторов помогает ори ентироваться при выходе на ранее обнаруженные скопления рыбы. После обследования всего рай она в первых числах марта и на несения на планшет обнаружен ных скоплений сельди и темпера турного режима может быть че тыре положеиия: К Если эхозаписей рыбы обна ружено не будет, значит, подхо дов не было. 2. Если косяки сельди будут обнаружены только на юго-запад ном склоне банки, то подходы только начинаются и в ближай шие дни следует ждать выхода рыбы иа банку. 3 Обнаружение сельди по всей западной стороне банки говорит о том, что основные косяки подо шли. 4. Если скопления рыбы имеют ся только на северном склоне банки, то подходы закончились, большинство сельди отнерести лось, начинается отход ее на от корм. При первом и втором положе ниях необходимо продолжать наб людение за подходами косяков и с выходом сельди на банку ре комендовать район промыслово му флоту. При третьем — надо немедленно рекомендовать район промысловому флоту и приступать к сблзву рыбы. При четвертом пол-женин ждать продолжитель ного успешного промысла на бан ке Склинна не следует. Для выметки сетей надо выхо дить в район более плотных скоп лений рыбы. По опыту прошлых лет такие скопления наблюдались на свале глубин 150—250 метров. Ложиться в дрейф с сетями луч ше до 20 часов, .рассчитывая за хватить вечерний подъем сельди. Однако, если до этого времени не будут найдены подходящие скоп ления для облова, поиск и вымег- ку можно производить до глубо кой ночи. В этом случае поводцы надо ставить на 5—10 метроз длиннее, чем при ранней выметке. Бояться пролова в этом районе из-за поздней выметки не следует. Порядок необходимо распола гать с таким расчетом, чтобы дрейф проходил вдоль западного склона банки по глубинам 170— 250 метров, или на саму банку. При дрейфе над глубинами по рядка 300 метров уловы бываю» небольшими. Скоплений сельди устойчивого характера над глу бинами моря 300 метров в этом районе не бывает. Поэтому как только эхолот покажет глубину 300 и больше метров, надо при ступать к выборке сетей. При первом дрейфе трудно определить горизонты лучшего об лова рыбы. Для того, чтобы не быть в пролове, надо ориентиро ваться по показаниям эхолота и порядок ставить ступенчатый, т. е. с несколькими горизонтами обло ва. Большую часть сетей следует ставить на глубину нахождения сельди в момент выметки, остав шиеся сети надо располагать вы ше, рассчитывая на подъем рыбы в верхние слои воды. Ночью, во время дрейфа с сетями, надо че рез каждый час вести наблюдения за поведением сельди и в после дующих дрейфах сети ставить на горизонт максимального ее подъ ема. Снос корабля во время дрей фа с сетями в районе банки Склинна зависит от направления ветра и постоянного течения, иду щего с юго-запада на северо-вос ток. Некоторое влияние оказы вают и приливо-отливные тече ния. При южных, юго-западных ветрах за дрейф сносит на 5—10 миль к северу, северо-востоку. Не значительные сносы к востоку бывают при западных и северных ветрах Особенно следует учитывать, что при выметке сетей на бан ке ближе к ее центру сносит все* гда на восток и за несколько ча сов дрейфа можно оказаться в территориальной рыболовной зо не Норвегии. Район банки Склинна сложен по метеорологическим условиям, и прогнозы погоды часто ие оправ дываются. Для того, чтобы не те рять дрёйфа при неблагоприятных прогнозах на ночь, порядок реко мендуется ставить укороченный*— из 30—40 сетей. Плавучесть у не большого порядка хорошая, и при усилении ветра его можно быстро выбрать с уловом в 200—300 ки лограммов на сеть. При правильной организации поиска и облова сельди на бан ке Склинна можно за 3—4 дрей фа набирать полный груз.' В. ЗИЛАНОВ, сотрудник промысловой разведки глав ка «Севрыба*. Консервныебенкн нзнового материала Научные работники Цеитраль- ' иого научно - исследовательского института черной металлургии имени академика И. П. Бардина Госкомитета по черной и цветной металлургии при Госплане СССР в творческом содружестве с кол лективом Лысьвенского металлур гического завода разработали тех нологию производства нового ви да жести для консервных банок, что позволяет отказаться от при менения дорогостоящей белой жести. На днях один нз авторов рабо ты, старший научный сотрудник «иститута П. А. Мыцнк, инжене ры Лысьвенского завода — на чальник центральной лаборатории цветных покрытий В. Т. Степа ненко и начальник опытной уста новки А. Е. Кривошеев приехали иа Балтийский рыбоконсервный комбинат для проведения серии . испытаний новой жести. Вот что рассказал Павел Афа насьевич Мыцнк: — В печати недавно сообща-, лось об изготовлении консервных рор'рёок из пластмассового заме- м нителя жести — полихлорвинила. • Новый материал найдет широкое применение в производстве пре сервов — консервированных про дуктов, не подвергающихся тепло вой обработке, например, находя щихся в солевом растворе. Что же касается остальных видов консер вов, которые в соответствии с технологическими требованиями длительное время выдерживаются в автоклавах при температуре свыше 100 градусов, то они по- прежнему должны выпускаться в металлической таре. В течение нескольких лет в ла боратории, руководимой доктором технических наук А. И. Виткиным, велась работа по изготовлению жести для консервных банок, не требующих покрытия дефицитным и дорогостоящим оловом. Иссле дования успешно завершены. В тесном содружестве с ураль скими умельцами — инженерами и рабочими Лысьвенского метал лургического завода в короткий срок впервые в нашей стране спроектирован, смонтирован и пу щен опытный агрегат для изго товления хромнрованно-лакиро- ванной жести, который уже начал выпуск новой продукции. Эта установка, имеющая высоту трех- этажиого дома, обслуживается с пульта управления одним опера тором. Новый вид жести испытывался иа механическую и коррозийную стойкость в искусственных сре дах, имитирующих пищевые. Ла бораторные исследования показа ли, что ее противокоррозийные свойства при высокой механиче ской стойкости в несколько раз выше, чем у жести с оловянно лакированным покрытием. Мини стерство здравоохранения СССР разрешило ее применение в кон сервной промышленности. В ближайшие дни мы совмест но с научным сотрудником Все союзного НИИ консервной и ово щесушильной промышленности Л. Я. Вальтер и заведующей экс периментальным сектором Атлант- НИРО Н. Н. Бабченко проведем серию испытаний хромированно- лакированной жести на . Балтий ском рыбоконсервном комбинате. Для этого в коробки из нового материала (и — для сравнения— из белой жести) будут заложены опытные партии трески и ставри ды в томатном соусе, являющие ся наиболее «агрессивными» вида ми консервов, вызывающими кор розию жести. Учитывая, что жесть с хромиро- ванно-лакированным покрытием примерно в четыре раза дешевле белой жести, ввод в действие только одного промышленного аг регата для производства нового материала даст экономию до 28 миллионов рублей в год... («Калининградская правда»). 14 лет работает в цехе топливной аппаратуры Мурманской судо верфи доводчица Людмила Ивановна Владыкина (вы видите ее иа этом снимке). Она ударница коммунистического труда, пользует ся большим уважеиием коллектива. Недаром товарищи по работе избрали Л. И. Владыкину в цеховой комитет профсоюза. Фото К. Моисеева. Передача судов затягивается Благодарны промысловикам Хорошо потрудились судоре монтники объединения «Судо верфь» на ремонте плавбазы «Атлантика». Ушел корабль в море, и машинная команда сумела убедиться в высоком качестве ре монтных работ. В адрес генерального директора верфи тов. Крумина с моря по ступила такая радиограмма: «За высококачественный и быст рый ремонт прошу объявить бла годарность мастеру тов.. Лысому Н. С., бригадам дтч Сейткова А. И., Воробьева М. С!, Гончаро ва В. С., ремонтировавших топ ливно-балластную систему. Бла годаря их честному отношению к делу, обеспечивается бесперебой ное снабжение промысловых су дов топливом. Мастеру тов. Ма- лодушеву В. Я., бригаде тов. Кон дакова Ф. Г. — за мастерскую подгонку головных подшипников главного двигателя. Такое высокое качество ремонта судовой техники является луч шим ответом на почин ленинград цев и москвичей. • МЛНЖУС, старший меха ник плавбазы «Атлантика». Коллектив Мурманского мор- ; скоге рыбного порта в 1964 ■ году успешно справился со своими обязательствами. Пред- ■ приятие из планово-убыточно- S го стало рентабельным. Полу чено 34.800 рублей прибыли. В завершающем году семи летки портовики поставили своей целью добиться еще лучших производственно-фи- ■ нансовых показателей. Но с первых дней января нам приш- : лось встретиться с трудностя- ! ми, преодолеть которые кол- ■ лектив не в состоянии. По приказу главного управ ления «Севрыба» порт должен 5 передать «Севрыбхолодфлоту» ■ до первого февраля двадцать ■ судов. Передано же только S всего пять. А, Согласно указаниям главка передаваемым судам должен быть произведен ремонт меж дурейсового характера. «Сев- рыбхолодфлот» же требует полного ремонта, излишне при дирчиво относится к техниче скому состоянию кораблей да же в то время, когда не иетек- ли сроки документов инспек ции Регистра. Из-за Подобного рода не увязок на трое суток задер жался выход в рейс буксира «Смелый». Приемная комис сия (председатель тов. Боро дулин) потребовала отремонти ровать рулевое устройство. Пришлось разбирать верхний подшипник, предъявлять ин спекции Регистра и Севгос- рыбфлотинспекции. Но как и следовало ожидать, все оказа^ лось в порядке, срок годности документов был продлен. Считаем, что так дальше продолжаться не может. Тре буется вмешательство главка, требуется быстрое решение вопроса по каждому судну. С первого января 1965 го да численность рабочих порта уменьшена, соответственно уменьшен и фонд зарплаты. Дальнейшая волокита со сда чей судов приведет к большим убыткам. Одной только зарпла ты личному составу надо вы плачивать ежемесячно 130 ты сяч рублей. И. КОРЫТОВ, секре тарь партийного бюро транспортно - буксирного флота. А. УТЕНКОВ, старший инженер рыбного порта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz