Рыбный Мурман. 1965 г. Февраль.

ПОИСК И ЛОВ СЕЛЬДИ НА БАНКЕ СКЛИННА Ь несениий период промысел сельди в Норвежском море чаше всего ведется на мелководных банках, которые расположены на Значительном расстоянии друг от друга. Каждая в отдельности банка представляет собой про­ мысловый район со своими осо­ бенностями гидрологическою ре жима, сроками подхода, распре­ деления и поведения сельди. Одним из таких районов явля­ ется банка Склинна, ра:положен пая в 20 милях от одноименного маяка. Преднерестовые косяки сельди подходят обычно в первых числах марта. Рыба концентри­ руется на юго-западной и запад­ ной, затем выходит на северо-за­ падную сторону банки, придер­ живаясь глубин от 150 до 280 метров. На эхолотной бумаге ры­ ба регистрируется в виде преры бающейся ленты. Преднерестовая . и нерестовая . сельдь в этом районе совершает суточные вертикальные миграции. В дневные часы она держится у грунта или, как говорят, «лежит иа грунте». Эхозаппси рыбы в это время сливаются с грунтом Подъ- . ем сельди в верхние слои воды .?происходит во второй половине . дня По набиодеииям, проведенным в 1960—1961 годах, сельдь «от­ рывается» от грунта после 17 ча­ сов и к 20 часам достигает верх­ ней границы подъема, располо­ женной на глубине 50—70 метров. На этой глубине рыба наблюда­ лась около 4—6 часов. Большую . же часть ночи косяки были на глубинах 70—145 метров. В ночное время при дрейфе ко- ’ \$абля с сетями сельдь записы­ вается па эхолотной бумаге в ви- :.де сплошной черной ленты. При ярком освещении поверхности мо­ ря луной скопления сельди подни­ маются в верхние слои воды нэ очень короткое время. Рыба дер­ жится иа больших глубинах, чем в темные ночи. Это особенно сле- дуе) учитывать при выборе дли­ ны поводцов. Опускание сельди иа глубины происходит в утренние часы, и к 6 часам рыба «ложится на грунт». Амплитуда вертикальных мигра­ ций в этом районе последние го­ ды постоянна Поэтому и длина поводцов значительных колебаний по годам не испытывает. При под ходах сельди хорошие уловы по падают в сети с длиною поводцов 70—90 метров. Когда рыба рас­ средоточится по всей банке и значительных подходов не проис­ ходит, уловистее и стабильнее работают сети с длиною повод­ цов 50—60 метров. Так как сельдь на банку подходит средними слоями моря и иа самой банке скопления не поднимаются выше 50—70 мет­ ров, то для поиска лучше исполь­ зовать эхолот Поисковые галсы необходимо располагать с таким расчетом, чтобы обследовать всю западную сторону банки и свал глубин от 150 до 280 метров. На­ чинать поиск лучше с юго-запад­ ного склона При отсутствии эхо- записей сельди следует продви­ гаться короткими галсами гене ральиым направлением иа север. Следует учитывать температуру поверхности моря и глубину, при которой имелись хорошие эхоза- писи сельди. Так, в марте 1960 го­ да плотные скопления рыбы на­ блюдались при поверхностной температуре воды 6,7—7,1 и на глубинах 180—250 метров; в 196! году при температуре воды 7,1— 7,8 и на глубинах 170—220 мет­ ров; в 1964 году сельдь была рас­ средоточена по всей банке. Зна­ ние этих факторов помогает ори­ ентироваться при выходе на ранее обнаруженные скопления рыбы. После обследования всего рай­ она в первых числах марта и на­ несения на планшет обнаружен­ ных скоплений сельди и темпера­ турного режима может быть че­ тыре положеиия: К Если эхозаписей рыбы обна­ ружено не будет, значит, подхо­ дов не было. 2. Если косяки сельди будут обнаружены только на юго-запад­ ном склоне банки, то подходы только начинаются и в ближай­ шие дни следует ждать выхода рыбы иа банку. 3 Обнаружение сельди по всей западной стороне банки говорит о том, что основные косяки подо­ шли. 4. Если скопления рыбы имеют­ ся только на северном склоне банки, то подходы закончились, большинство сельди отнерести­ лось, начинается отход ее на от­ корм. При первом и втором положе­ ниях необходимо продолжать наб­ людение за подходами косяков и с выходом сельди на банку ре­ комендовать район промыслово­ му флоту. При третьем — надо немедленно рекомендовать район промысловому флоту и приступать к сблзву рыбы. При четвертом пол-женин ждать продолжитель­ ного успешного промысла на бан­ ке Склинна не следует. Для выметки сетей надо выхо­ дить в район более плотных скоп­ лений рыбы. По опыту прошлых лет такие скопления наблюдались на свале глубин 150—250 метров. Ложиться в дрейф с сетями луч­ ше до 20 часов, .рассчитывая за­ хватить вечерний подъем сельди. Однако, если до этого времени не будут найдены подходящие скоп­ ления для облова, поиск и вымег- ку можно производить до глубо­ кой ночи. В этом случае поводцы надо ставить на 5—10 метроз длиннее, чем при ранней выметке. Бояться пролова в этом районе из-за поздней выметки не следует. Порядок необходимо распола­ гать с таким расчетом, чтобы дрейф проходил вдоль западного склона банки по глубинам 170— 250 метров, или на саму банку. При дрейфе над глубинами по­ рядка 300 метров уловы бываю» небольшими. Скоплений сельди устойчивого характера над глу­ бинами моря 300 метров в этом районе не бывает. Поэтому как только эхолот покажет глубину 300 и больше метров, надо при­ ступать к выборке сетей. При первом дрейфе трудно определить горизонты лучшего об­ лова рыбы. Для того, чтобы не быть в пролове, надо ориентиро­ ваться по показаниям эхолота и порядок ставить ступенчатый, т. е. с несколькими горизонтами обло­ ва. Большую часть сетей следует ставить на глубину нахождения сельди в момент выметки, остав­ шиеся сети надо располагать вы­ ше, рассчитывая на подъем рыбы в верхние слои воды. Ночью, во время дрейфа с сетями, надо че­ рез каждый час вести наблюдения за поведением сельди и в после­ дующих дрейфах сети ставить на горизонт максимального ее подъ­ ема. Снос корабля во время дрей­ фа с сетями в районе банки Склинна зависит от направления ветра и постоянного течения, иду­ щего с юго-запада на северо-вос­ ток. Некоторое влияние оказы­ вают и приливо-отливные тече­ ния. При южных, юго-западных ветрах за дрейф сносит на 5—10 миль к северу, северо-востоку. Не­ значительные сносы к востоку бывают при западных и северных ветрах Особенно следует учитывать, что при выметке сетей на бан­ ке ближе к ее центру сносит все* гда на восток и за несколько ча­ сов дрейфа можно оказаться в территориальной рыболовной зо­ не Норвегии. Район банки Склинна сложен по метеорологическим условиям, и прогнозы погоды часто ие оправ­ дываются. Для того, чтобы не те­ рять дрёйфа при неблагоприятных прогнозах на ночь, порядок реко­ мендуется ставить укороченный*— из 30—40 сетей. Плавучесть у не­ большого порядка хорошая, и при усилении ветра его можно быстро выбрать с уловом в 200—300 ки­ лограммов на сеть. При правильной организации поиска и облова сельди на бан­ ке Склинна можно за 3—4 дрей­ фа набирать полный груз.' В. ЗИЛАНОВ, сотрудник промысловой разведки глав­ ка «Севрыба*. Консервныебенкн нзнового материала Научные работники Цеитраль- ' иого научно - исследовательского института черной металлургии имени академика И. П. Бардина Госкомитета по черной и цветной металлургии при Госплане СССР в творческом содружестве с кол­ лективом Лысьвенского металлур­ гического завода разработали тех­ нологию производства нового ви­ да жести для консервных банок, что позволяет отказаться от при­ менения дорогостоящей белой жести. На днях один нз авторов рабо­ ты, старший научный сотрудник «иститута П. А. Мыцнк, инжене­ ры Лысьвенского завода — на­ чальник центральной лаборатории цветных покрытий В. Т. Степа­ ненко и начальник опытной уста­ новки А. Е. Кривошеев приехали иа Балтийский рыбоконсервный комбинат для проведения серии . испытаний новой жести. Вот что рассказал Павел Афа­ насьевич Мыцнк: — В печати недавно сообща-, лось об изготовлении консервных рор'рёок из пластмассового заме- м нителя жести — полихлорвинила. • Новый материал найдет широкое применение в производстве пре­ сервов — консервированных про­ дуктов, не подвергающихся тепло­ вой обработке, например, находя­ щихся в солевом растворе. Что же касается остальных видов консер­ вов, которые в соответствии с технологическими требованиями длительное время выдерживаются в автоклавах при температуре свыше 100 градусов, то они по- прежнему должны выпускаться в металлической таре. В течение нескольких лет в ла­ боратории, руководимой доктором технических наук А. И. Виткиным, велась работа по изготовлению жести для консервных банок, не требующих покрытия дефицитным и дорогостоящим оловом. Иссле­ дования успешно завершены. В тесном содружестве с ураль­ скими умельцами — инженерами и рабочими Лысьвенского метал­ лургического завода в короткий срок впервые в нашей стране спроектирован, смонтирован и пу­ щен опытный агрегат для изго­ товления хромнрованно-лакиро- ванной жести, который уже начал выпуск новой продукции. Эта установка, имеющая высоту трех- этажиого дома, обслуживается с пульта управления одним опера­ тором. Новый вид жести испытывался иа механическую и коррозийную стойкость в искусственных сре­ дах, имитирующих пищевые. Ла­ бораторные исследования показа­ ли, что ее противокоррозийные свойства при высокой механиче­ ской стойкости в несколько раз выше, чем у жести с оловянно­ лакированным покрытием. Мини­ стерство здравоохранения СССР разрешило ее применение в кон­ сервной промышленности. В ближайшие дни мы совмест­ но с научным сотрудником Все­ союзного НИИ консервной и ово­ щесушильной промышленности Л. Я. Вальтер и заведующей экс­ периментальным сектором Атлант- НИРО Н. Н. Бабченко проведем серию испытаний хромированно- лакированной жести на . Балтий­ ском рыбоконсервном комбинате. Для этого в коробки из нового материала (и — для сравнения— из белой жести) будут заложены опытные партии трески и ставри­ ды в томатном соусе, являющие­ ся наиболее «агрессивными» вида­ ми консервов, вызывающими кор­ розию жести. Учитывая, что жесть с хромиро- ванно-лакированным покрытием примерно в четыре раза дешевле белой жести, ввод в действие только одного промышленного аг­ регата для производства нового материала даст экономию до 28 миллионов рублей в год... («Калининградская правда»). 14 лет работает в цехе топливной аппаратуры Мурманской судо­ верфи доводчица Людмила Ивановна Владыкина (вы видите ее иа этом снимке). Она ударница коммунистического труда, пользует­ ся большим уважеиием коллектива. Недаром товарищи по работе избрали Л. И. Владыкину в цеховой комитет профсоюза. Фото К. Моисеева. Передача судов затягивается Благодарны промысловикам Хорошо потрудились судоре­ монтники объединения «Судо­ верфь» на ремонте плавбазы «Атлантика». Ушел корабль в море, и машинная команда сумела убедиться в высоком качестве ре­ монтных работ. В адрес генерального директора верфи тов. Крумина с моря по­ ступила такая радиограмма: «За высококачественный и быст­ рый ремонт прошу объявить бла­ годарность мастеру тов.. Лысому Н. С., бригадам дтч Сейткова А. И., Воробьева М. С!, Гончаро­ ва В. С., ремонтировавших топ­ ливно-балластную систему. Бла­ годаря их честному отношению к делу, обеспечивается бесперебой­ ное снабжение промысловых су­ дов топливом. Мастеру тов. Ма- лодушеву В. Я., бригаде тов. Кон­ дакова Ф. Г. — за мастерскую подгонку головных подшипников главного двигателя. Такое высокое качество ремонта судовой техники является луч­ шим ответом на почин ленинград­ цев и москвичей. • МЛНЖУС, старший меха­ ник плавбазы «Атлантика». Коллектив Мурманского мор- ; скоге рыбного порта в 1964 ■ году успешно справился со своими обязательствами. Пред- ■ приятие из планово-убыточно- S го стало рентабельным. Полу­ чено 34.800 рублей прибыли. В завершающем году семи­ летки портовики поставили своей целью добиться еще лучших производственно-фи- ■ нансовых показателей. Но с первых дней января нам приш- : лось встретиться с трудностя- ! ми, преодолеть которые кол- ■ лектив не в состоянии. По приказу главного управ­ ления «Севрыба» порт должен 5 передать «Севрыбхолодфлоту» ■ до первого февраля двадцать ■ судов. Передано же только S всего пять. А, Согласно указаниям главка передаваемым судам должен быть произведен ремонт меж­ дурейсового характера. «Сев- рыбхолодфлот» же требует полного ремонта, излишне при­ дирчиво относится к техниче­ скому состоянию кораблей да­ же в то время, когда не иетек- ли сроки документов инспек­ ции Регистра. Из-за Подобного рода не­ увязок на трое суток задер­ жался выход в рейс буксира «Смелый». Приемная комис­ сия (председатель тов. Боро­ дулин) потребовала отремонти­ ровать рулевое устройство. Пришлось разбирать верхний подшипник, предъявлять ин­ спекции Регистра и Севгос- рыбфлотинспекции. Но как и следовало ожидать, все оказа^ лось в порядке, срок годности документов был продлен. Считаем, что так дальше продолжаться не может. Тре­ буется вмешательство главка, требуется быстрое решение вопроса по каждому судну. С первого января 1965 го­ да численность рабочих порта уменьшена, соответственно уменьшен и фонд зарплаты. Дальнейшая волокита со сда­ чей судов приведет к большим убыткам. Одной только зарпла­ ты личному составу надо вы­ плачивать ежемесячно 130 ты­ сяч рублей. И. КОРЫТОВ, секре­ тарь партийного бюро транспортно - буксирного флота. А. УТЕНКОВ, старший инженер рыбного порта.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz