Рыбный Мурман. 1965 г. Февраль.
В СОТНЯХ театров страны иду г Глекопмм, заслуженным деятелем ньесы классического репертуа искусств Узбекской ССР. ра. Советские режиссеры ановь^тт вновь обращаются к этой сокро вищнице идей, мыслен, к велико, му источнику вдохновения. На сценах и экранах снова появля ются «Гамлет» и «Медея», лОтелло» и «Без вины винова тые , «Скупой» и «Перед заходом солнца»... Каждое повое поколение ищет в этих пьесах ответ на вечно до временные вопросы о добре и зле, о человеческом благородстве и подлости. И каждый театр, каждый кине матографический коллектив стре мятся раскрыть, вынести иа пер вый план в своей постановке те проблемы, которые волнуют на ших людей сейчас, в данный мо мент. Именно поэтому небывалым ус пехом пользуется у нас, да и во всем мире, фильм «Гамлет». Его создатели и великолепный испол нитель главной роли И. Смокту новский сумели сделать образ Тамлета близким нам, людям XX века. Поэтому его борьба, его стремление и его трагедия воспри нимаются зрителями очень остро. Ни хорошая игра актеров, осо бенно заслуженного артиста Лат вийской ССР В. Д. Туманова (Маттиас Клаузен), ни велико лепное музыкальное оформление пьесы не делают спектакля по- современному острым. Конечно, нельзя сказать, что спектакль плох. Совсем нет! Он смотрится то с большим, то с меньшим интересом. Приятно отметить возросшее мастерство многих исполнителей. Приятно, что постановка эта — еще^ одни шаг к театру высокого класса. рать в пьесе этакую семенную драму о любви 70-летнего тайно го коммерции советника Клаузе на и юной бесприданницы Инкеч Петерс. На первый .план нельзя выпя чивать и домашние проблемы, которые волнуют детей Клаузена, боящихся, как бы семенные дра гоценности не перешли к Иикен. Гораздо важнее показать кон фликт Клаузена с окружающими. И не столько с детьми, как со всем реакционным лагерем. Как можно ярче надо очертить два лагеря. Пока это ие совсем чет ко намечено. Иикен п их глазах не только иосягагельница па состояние от ца. Она еще человек другого клас са. И к ней в лагерь уходит отец, порвав с детьми. Именно поэтому они решают учредить над ним опеку и зато чить в больнице. Говоря об отдельных исполни телях, нельзя обойти молчанием удачную работу К- А. Беловой в роли Оттилии. Она щ ю шо' пере дает переход от нежной и любя щей доченьки к яростной хищни це, когда наступает время выби рать между привязанностью к от цу и своими интересами. шшшшшштшаш+шшшяшшш н и » виг Тшттяттят » 1 1 фшш л и ш ш Чувствуется все возрастающая А ведь и доктор Штейниц Очень глубокий, по-настоящему культура актерской работы. Театр (засл. арт. РСФСР М. М. Розен- серьезный образ создал артист блюм), н профессор Гейгер (арт. В. Г. Кривошеев в роли Гане становится настоящим хорошим театром. И в этом смысле спек такль «Перед заходом солнца» — большой шаг в работе коллекти ва. . Но одно дело поставить пьесу Б. И. Соловьев), и младший сын Маттиаса Эгмонт (арт. В. П. Со колов), и Винтер, личный слуга тайного советника (арт. И. И. За вадские) составляют один лагерь. Т Е А Т Р И тогда будет понятно, почем ? Иикен полюбила 70-летнего Клау зена. Не его богатство, не его положение в обществе привлекли ее, а его решение порвать с этим обществом, уйти от этих людей, полных лжи и подлости. Недаром она говорит матери (засл. арт, РСФСР Е. И. Шаповалова), что Маттиас — необыкновенный чело век. Для Инцен стремление быть рядом о Клаузеном — это значит помочь ему стойко перенести раз рыв. Пока что такие мотивы не силь ны в роли Инкеи. Поэтому кажет ся странным и нелепым, почему такая прекрасная девушка полю била старика. Заслуженный артист Латвий ской ССР В. Д. Туманов проде лал огромную работу в спектак ле. Клаузен очень яркая ф;:гур 1 и даже сейчас, когда играется одна тема спектакля (семейный конфликт), актер в силу своего Это очень верная, очень глубо- профессионально, добросовестно Это люди, искренне преданные и... не отступая от текста. Другое Клаузену. В самые трудные ми- кая линия советского театра — подходить к произведениям клас сики с точки зрения современно сти. Конечно, под этим нельзя под разумевать бездушное «осовре менивание» классического насле дия Такие попытки есть в некоторых зарубежных стра нах, когда при постановке пьес, с к а ж е м , 16—17 веков актеры одевают вполне совре менные костюмы, делают модные прически, а пьесу сокращают н коверкают, как только могут. Та кое варварское отношение к клас сике ие пристало настоящим дея телям искусства. * Речь идет о другом. О внутрен-. нем, глубоком прочтении - пьесы глазами современного человека, о том, чтобы взять и выделить на первый план те проблемы, те во просы, которые волнуют наше по коление. И если режиссер не учтет этого требования, успеха спектакль или фильм иметь ие бу- борцом против фашизма. Но и в лова), муж Оттилии Кламрот дет. Зритель попросту заскучает нем созрел протест против под- (арт. П. В. Куликов), жеид в театре. . лостн и лицемерия его среды. Вольфганга Паула (арт. Н. А. Именно поэтому он порывает со Орлова), боятся того, что отец овоими детьми, именно поэтому женится иа девчонке, что все его тянется к простым, бедным лю- состояние перейдет к ней. Но на дям: Иикен Петерс и ее матери, первый план надо бы выделить И ни в коем случае нельзя иг- мотив классовой неприязни. Ведь — творчески переосмыслить этот текст, взять из него то, что осо бенно волнует людей сейчас. Как известно, Гергард Гаупт ман задумал пьесу еще в 1910 го ду. Вернулся к ней в 1928, а за кончил в 1931, то есть в годы, когда над Германией навис фа шизм. Когда все классы общества так или иначе пересматривали свои взгляды. И одни пришли к Гитлеру, приняли его режим, дру гие порвали со своей средой. Это были лучшие люди. Нельзя забывать также, что сейчас, когда реваншисты Запад ной Германии снова поднимают головы, все острее становится проблема: с кем ты, в каком ты лагере? Мы не будем здесь проводить аналогию .с главным героем пьесы нуты они рядом с ним. Актеры правильно намечают эту линию поведения. Но ее надо по дать ярче, глубже, чтобы кон фликт с детьми и со всем их ла герем выглядел более обнажен ным, резким. И, конечно, каждый из испол нителей должен отлично себе представить своего героя. Его биографию, его взгляды, его стремления. С кем он, за кого? Пожалуй, в этом плане наибо лее глубоко раскрывает образ за служенный артист республики М. М. Розенблюм. За внешно стью доброго доктора мы ощу щаем внутреннюю глубокую не поколебимость, принципиальность. Когда нужно, доктор может пой ти на такой же конфликт с об ществом, как и Клаузен. Дети Клаузена: Вольфганг, фельда. Вот он нашел социальные таланта показывает нам образ ие- корни, основу поведения героя. Думается, не совсем правильно ведет свою роль артистка Н. А. Орлова (Паула). Нельзя забы вать, что она дворянка, аристо кратка с головы до ног. Причем высокомерная женщина. Пока что Паула более похожа на рас серженную мещанку, откровенно возмущенную всем происходя щим. Да, Паула возмущена, по- обычайиой силы, драматизма, трагедийности. Сцены разрыва с детьми и пос ледняя, когда герой сознательно выбирает смерть как выход из создавшегося положения, — са мые сильные в спектакле. Очень хорошо, что в репертуа ре нашего театра появилась та кая блестящая пьеса. Очень хоро шо, что коллектив обратился к тпягеня «палепиеи» Ип Ta0P4ecTUJ Гауптмана, дающему трясена «падением» Клаузена По богатейший матер,1ал для актер- все это она переживает глубоко - паботы внутри и только изредка выдает v * себя. Говоря о главных героях, Мат тиасе Клаузене (арт. В. Д. Тума нов) и Иикен Петерс (арт. Е. А. Дауилова), хочется пожелать нм того же: ищите социальные мо тивы конфликта, стройте линию поведения героев, исходя из их принадлежности к разным кру гам. Надо надеяться, что над спек таклем «Перед заходом солнца), театр будет работать упорно. И это, несомненно, принесет коллек тиву большой успех, какой принес этот спектакль коллективам ака демического театра драмы- имени А. С. Пушкина в Ленинграде и имени Евгения Вахтангова в Мо скве. 3 БОРОВАЯ. Маттиасом Клаузеном. Он, коиеч- д. Баздеров), Беттииа (К. В. но, далек от того, чтобы стать Тараканова), Оттилия (К. А. Бе- Вторая профе с сия Николая Овдина Нечто подобное случилось с пьесой Гергарда Гауптмана «Пе- .ред заходом солнца», поставлен ной в нашем областном драмати ческом театре режиссером А. П. СПОРТ • СПОРТ • СПОРТ « СПОРТ • СПОРТ и один в поле воин S С лидерами любят встре чаться по-разному. Или сразу же в первом туре выяснить спортивные отношения, или же дождаться кульминационного момента и только тогда ре шиться поставить все точки над «и». Команде судоверфи суждено было (волей кален даря) начать с первого. Она встретилась с хоккеистами мурманского «Сигнала». «Сиг нал» — лидер областного чемпионата по хоккею. Прав да, в финале пульки открытия сезона судоремонтникам уда лось одержать победу со сче том 2:1. Но это было сделано больше за счет напористости и удачи. И вот команды снова на площадке. Нервы подводят су доремонтников. Да и как под водят! За бортиком оказывает ся сразу два игрока судовер фи. Наказание не запаздывает. Донов забрасывает первую шайбу в ворота команды су доверфи. Проходит еще 10 ми нут, и «Сигнал» уже впереди со счетом 3:0. Можно, конечно, ответить бурным натиском. И судоре монтники отвечают. Но их по рыв слишком темпераментен. Даже больше. 15 минут второ го периода игроки судоверфи проводят на скамейке оштра- ■■■*■**■■■■«■■■■■вавиаяюЕяавввв «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654 фованных. 15 минут из 20. Еще одна шайба влетает в сет ку ворот, 0:4. Поражение? Да. Но проиграть можно по-разно му. Ведь можно бороться до последней минуты. И вот уже в атаку бросается капитан ко манды Евгений Еонушин. В третьем периоде — острота не обыкновенная. Последняя ми нута была самой результатив ной. Конушин и Сахаров за брасывают но шайбе, но уве сти команду от поражения не удалось. «Сигнал» победил — 0:3. Второй день чемпионата. Команда судоверфи играет против хоккеистов комбината гАнатит». И снова выше веек Е. Конушин. Он забрасывает подряд две шайбы в ворота гостей. А едва начался второй период Конушин забрасывает третью шайбу. Причем это произошло, когда мурманчане играли в меньшинстве. Потом игра еще больше обо стрилась. Счет сравнялся — 3:3, 4:4. И снова Конушин. Капитан забросил первую шай бу. Решающую ли? Нет, не по лучилось. От клюшки Евгения шайба входит в свои ворота. Опять равновесие — 5:5. Судьи объявили о том, что началась последняя минута матча И тут-то снова вели колепно сыграла лучшая трой ка команды судоверфи. На этот раз^ отличился Тарабарин. Его шайба оказалась решающей в этой встрече. Хоккеисты судо верфи одержали трудную побе ду со счетом 6:5. Итак, два очка из четырех. Реальные шансы для борьбы за второе место в областном чемпионате. Самый результативный иг рок первенства — Е. Кону шин, электрик СРЗ № 1. На его счету G заброшенных шайб. М. МАРЬЕНКО . В назначенный день, закон чив вахту, моторист большого морозильного траулера «Злато уст» Николай Овдин подни мается в радиорубку. Радисты уже знают .цель его появле ния, включают микрофон в су довую трансляцию. И по всем уголкам корабля раздается: — Товарищи моряки! Биб лиотека БМРТ «Златоуст» от крыта. Прошу заменить прочи танные книги! Библиотекарь — вторая профессия Николая Овдина. Эту общественную обязанность он выполняет не менее увле ченно и добросовестно, чем свою непосредственную в ма шинном отделении. В era биб лиотеке около шестисот томов книг художественной, полити ческой и технической литера туры. Читатели — весь эки паж. Но есть и особенно рев ностные любители книг. Часто приходят к Николаю матрос Борис Максимов, моторист Во- рис Ерохин. Одно дело только выда вать книги. Ума здесь надо не много. Л вот как привить лю бовь к книге? И Николай ор ганизует в рейсе читательскую конференцию по роману Б. По левого «На диком бреге». По его просьбе второй механик Виктор Куприянович Кири ленко сделал обзор промысло вой литературы. После таких мероприятий, как правило, число читателей увеличивается. Старательно трудится Ни-, колай Овдин а своем ма шинном отделении. Не счи таясь со временем, не жалея сил, он обеспечил в последнем рейсе бесперебойную работу опреснителя. Товарищи уважают Нико лая. Его фотография помеще на на судовой Доске почета. П. ДИМИН. ВОСКРЕСНЫМ ДНЕМ... Фотоэтюд К Моисеева. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Тип. «Полярная правда». Зак. 892. ПН-06102.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz