Рыбный Мурман. 1965 г. Февраль.

В СОТНЯХ театров страны иду г Глекопмм, заслуженным деятелем ньесы классического репертуа искусств Узбекской ССР. ра. Советские режиссеры ановь^тт вновь обращаются к этой сокро­ вищнице идей, мыслен, к велико, му источнику вдохновения. На сценах и экранах снова появля­ ются «Гамлет» и «Медея», лОтелло» и «Без вины винова­ тые , «Скупой» и «Перед заходом солнца»... Каждое повое поколение ищет в этих пьесах ответ на вечно до­ временные вопросы о добре и зле, о человеческом благородстве и подлости. И каждый театр, каждый кине­ матографический коллектив стре­ мятся раскрыть, вынести иа пер­ вый план в своей постановке те проблемы, которые волнуют на­ ших людей сейчас, в данный мо­ мент. Именно поэтому небывалым ус­ пехом пользуется у нас, да и во всем мире, фильм «Гамлет». Его создатели и великолепный испол­ нитель главной роли И. Смокту­ новский сумели сделать образ Тамлета близким нам, людям XX века. Поэтому его борьба, его стремление и его трагедия воспри­ нимаются зрителями очень остро. Ни хорошая игра актеров, осо­ бенно заслуженного артиста Лат­ вийской ССР В. Д. Туманова (Маттиас Клаузен), ни велико­ лепное музыкальное оформление пьесы не делают спектакля по- современному острым. Конечно, нельзя сказать, что спектакль плох. Совсем нет! Он смотрится то с большим, то с меньшим интересом. Приятно отметить возросшее мастерство многих исполнителей. Приятно, что постановка эта — еще^ одни шаг к театру высокого класса. рать в пьесе этакую семенную драму о любви 70-летнего тайно­ го коммерции советника Клаузе­ на и юной бесприданницы Инкеч Петерс. На первый .план нельзя выпя­ чивать и домашние проблемы, которые волнуют детей Клаузена, боящихся, как бы семенные дра­ гоценности не перешли к Иикен. Гораздо важнее показать кон­ фликт Клаузена с окружающими. И не столько с детьми, как со всем реакционным лагерем. Как можно ярче надо очертить два лагеря. Пока это ие совсем чет­ ко намечено. Иикен п их глазах не только иосягагельница па состояние от­ ца. Она еще человек другого клас­ са. И к ней в лагерь уходит отец, порвав с детьми. Именно поэтому они решают учредить над ним опеку и зато­ чить в больнице. Говоря об отдельных исполни­ телях, нельзя обойти молчанием удачную работу К- А. Беловой в роли Оттилии. Она щ ю шо' пере­ дает переход от нежной и любя щей доченьки к яростной хищни­ це, когда наступает время выби­ рать между привязанностью к от­ цу и своими интересами. шшшшшштшаш+шшшяшшш н и » виг Тшттяттят » 1 1 фшш л и ш ш Чувствуется все возрастающая А ведь и доктор Штейниц Очень глубокий, по-настоящему культура актерской работы. Театр (засл. арт. РСФСР М. М. Розен- серьезный образ создал артист блюм), н профессор Гейгер (арт. В. Г. Кривошеев в роли Гане становится настоящим хорошим театром. И в этом смысле спек­ такль «Перед заходом солнца» — большой шаг в работе коллекти­ ва. . Но одно дело поставить пьесу Б. И. Соловьев), и младший сын Маттиаса Эгмонт (арт. В. П. Со­ колов), и Винтер, личный слуга тайного советника (арт. И. И. За­ вадские) составляют один лагерь. Т Е А Т Р И тогда будет понятно, почем ? Иикен полюбила 70-летнего Клау­ зена. Не его богатство, не его положение в обществе привлекли ее, а его решение порвать с этим обществом, уйти от этих людей, полных лжи и подлости. Недаром она говорит матери (засл. арт, РСФСР Е. И. Шаповалова), что Маттиас — необыкновенный чело­ век. Для Инцен стремление быть рядом о Клаузеном — это значит помочь ему стойко перенести раз­ рыв. Пока что такие мотивы не силь­ ны в роли Инкеи. Поэтому кажет­ ся странным и нелепым, почему такая прекрасная девушка полю­ била старика. Заслуженный артист Латвий­ ской ССР В. Д. Туманов проде­ лал огромную работу в спектак­ ле. Клаузен очень яркая ф;:гур 1 и даже сейчас, когда играется одна тема спектакля (семейный конфликт), актер в силу своего Это очень верная, очень глубо- профессионально, добросовестно Это люди, искренне преданные и... не отступая от текста. Другое Клаузену. В самые трудные ми- кая линия советского театра — подходить к произведениям клас­ сики с точки зрения современно­ сти. Конечно, под этим нельзя под­ разумевать бездушное «осовре­ менивание» классического насле­ дия Такие попытки есть в некоторых зарубежных стра­ нах, когда при постановке пьес, с к а ж е м , 16—17 веков актеры одевают вполне совре­ менные костюмы, делают модные прически, а пьесу сокращают н коверкают, как только могут. Та­ кое варварское отношение к клас­ сике ие пристало настоящим дея­ телям искусства. * Речь идет о другом. О внутрен-. нем, глубоком прочтении - пьесы глазами современного человека, о том, чтобы взять и выделить на первый план те проблемы, те во­ просы, которые волнуют наше по­ коление. И если режиссер не учтет этого требования, успеха спектакль или фильм иметь ие бу- борцом против фашизма. Но и в лова), муж Оттилии Кламрот дет. Зритель попросту заскучает нем созрел протест против под- (арт. П. В. Куликов), жеид в театре. . лостн и лицемерия его среды. Вольфганга Паула (арт. Н. А. Именно поэтому он порывает со Орлова), боятся того, что отец овоими детьми, именно поэтому женится иа девчонке, что все его тянется к простым, бедным лю- состояние перейдет к ней. Но на дям: Иикен Петерс и ее матери, первый план надо бы выделить И ни в коем случае нельзя иг- мотив классовой неприязни. Ведь — творчески переосмыслить этот текст, взять из него то, что осо­ бенно волнует людей сейчас. Как известно, Гергард Гаупт­ ман задумал пьесу еще в 1910 го­ ду. Вернулся к ней в 1928, а за­ кончил в 1931, то есть в годы, когда над Германией навис фа­ шизм. Когда все классы общества так или иначе пересматривали свои взгляды. И одни пришли к Гитлеру, приняли его режим, дру­ гие порвали со своей средой. Это были лучшие люди. Нельзя забывать также, что сейчас, когда реваншисты Запад­ ной Германии снова поднимают головы, все острее становится проблема: с кем ты, в каком ты лагере? Мы не будем здесь проводить аналогию .с главным героем пьесы нуты они рядом с ним. Актеры правильно намечают эту линию поведения. Но ее надо по­ дать ярче, глубже, чтобы кон­ фликт с детьми и со всем их ла­ герем выглядел более обнажен­ ным, резким. И, конечно, каждый из испол­ нителей должен отлично себе представить своего героя. Его биографию, его взгляды, его стремления. С кем он, за кого? Пожалуй, в этом плане наибо­ лее глубоко раскрывает образ за­ служенный артист республики М. М. Розенблюм. За внешно­ стью доброго доктора мы ощу­ щаем внутреннюю глубокую не­ поколебимость, принципиальность. Когда нужно, доктор может пой­ ти на такой же конфликт с об­ ществом, как и Клаузен. Дети Клаузена: Вольфганг, фельда. Вот он нашел социальные таланта показывает нам образ ие- корни, основу поведения героя. Думается, не совсем правильно ведет свою роль артистка Н. А. Орлова (Паула). Нельзя забы­ вать, что она дворянка, аристо­ кратка с головы до ног. Причем высокомерная женщина. Пока что Паула более похожа на рас­ серженную мещанку, откровенно возмущенную всем происходя­ щим. Да, Паула возмущена, по- обычайиой силы, драматизма, трагедийности. Сцены разрыва с детьми и пос­ ледняя, когда герой сознательно выбирает смерть как выход из создавшегося положения, — са­ мые сильные в спектакле. Очень хорошо, что в репертуа­ ре нашего театра появилась та­ кая блестящая пьеса. Очень хоро­ шо, что коллектив обратился к тпягеня «палепиеи» Ип Ta0P4ecTUJ Гауптмана, дающему трясена «падением» Клаузена По богатейший матер,1ал для актер- все это она переживает глубоко - паботы внутри и только изредка выдает v * себя. Говоря о главных героях, Мат­ тиасе Клаузене (арт. В. Д. Тума­ нов) и Иикен Петерс (арт. Е. А. Дауилова), хочется пожелать нм того же: ищите социальные мо­ тивы конфликта, стройте линию поведения героев, исходя из их принадлежности к разным кру­ гам. Надо надеяться, что над спек­ таклем «Перед заходом солнца), театр будет работать упорно. И это, несомненно, принесет коллек­ тиву большой успех, какой принес этот спектакль коллективам ака­ демического театра драмы- имени А. С. Пушкина в Ленинграде и имени Евгения Вахтангова в Мо­ скве. 3 БОРОВАЯ. Маттиасом Клаузеном. Он, коиеч- д. Баздеров), Беттииа (К. В. но, далек от того, чтобы стать Тараканова), Оттилия (К. А. Бе- Вторая профе с сия Николая Овдина Нечто подобное случилось с пьесой Гергарда Гауптмана «Пе- .ред заходом солнца», поставлен­ ной в нашем областном драмати­ ческом театре режиссером А. П. СПОРТ • СПОРТ • СПОРТ « СПОРТ • СПОРТ и один в поле воин S С лидерами любят встре­ чаться по-разному. Или сразу же в первом туре выяснить спортивные отношения, или же дождаться кульминационного момента и только тогда ре­ шиться поставить все точки над «и». Команде судоверфи суждено было (волей кален­ даря) начать с первого. Она встретилась с хоккеистами мурманского «Сигнала». «Сиг­ нал» — лидер областного чемпионата по хоккею. Прав­ да, в финале пульки открытия сезона судоремонтникам уда­ лось одержать победу со сче­ том 2:1. Но это было сделано больше за счет напористости и удачи. И вот команды снова на площадке. Нервы подводят су­ доремонтников. Да и как под­ водят! За бортиком оказывает­ ся сразу два игрока судовер­ фи. Наказание не запаздывает. Донов забрасывает первую шайбу в ворота команды су­ доверфи. Проходит еще 10 ми­ нут, и «Сигнал» уже впереди со счетом 3:0. Можно, конечно, ответить бурным натиском. И судоре­ монтники отвечают. Но их по­ рыв слишком темпераментен. Даже больше. 15 минут второ­ го периода игроки судоверфи проводят на скамейке оштра- ■■■*■**■■■■«■■■■■вавиаяюЕяавввв «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654 фованных. 15 минут из 20. Еще одна шайба влетает в сет­ ку ворот, 0:4. Поражение? Да. Но проиграть можно по-разно­ му. Ведь можно бороться до последней минуты. И вот уже в атаку бросается капитан ко­ манды Евгений Еонушин. В третьем периоде — острота не­ обыкновенная. Последняя ми­ нута была самой результатив­ ной. Конушин и Сахаров за­ брасывают но шайбе, но уве­ сти команду от поражения не удалось. «Сигнал» победил — 0:3. Второй день чемпионата. Команда судоверфи играет против хоккеистов комбината гАнатит». И снова выше веек Е. Конушин. Он забрасывает подряд две шайбы в ворота гостей. А едва начался второй период Конушин забрасывает третью шайбу. Причем это произошло, когда мурманчане играли в меньшинстве. Потом игра еще больше обо­ стрилась. Счет сравнялся — 3:3, 4:4. И снова Конушин. Капитан забросил первую шай­ бу. Решающую ли? Нет, не по­ лучилось. От клюшки Евгения шайба входит в свои ворота. Опять равновесие — 5:5. Судьи объявили о том, что началась последняя минута матча И тут-то снова вели­ колепно сыграла лучшая трой­ ка команды судоверфи. На этот раз^ отличился Тарабарин. Его шайба оказалась решающей в этой встрече. Хоккеисты судо­ верфи одержали трудную побе­ ду со счетом 6:5. Итак, два очка из четырех. Реальные шансы для борьбы за второе место в областном чемпионате. Самый результативный иг­ рок первенства — Е. Кону­ шин, электрик СРЗ № 1. На его счету G заброшенных шайб. М. МАРЬЕНКО . В назначенный день, закон­ чив вахту, моторист большого морозильного траулера «Злато­ уст» Николай Овдин подни­ мается в радиорубку. Радисты уже знают .цель его появле­ ния, включают микрофон в су­ довую трансляцию. И по всем уголкам корабля раздается: — Товарищи моряки! Биб­ лиотека БМРТ «Златоуст» от­ крыта. Прошу заменить прочи­ танные книги! Библиотекарь — вторая профессия Николая Овдина. Эту общественную обязанность он выполняет не менее увле­ ченно и добросовестно, чем свою непосредственную в ма­ шинном отделении. В era биб­ лиотеке около шестисот томов книг художественной, полити­ ческой и технической литера­ туры. Читатели — весь эки­ паж. Но есть и особенно рев­ ностные любители книг. Часто приходят к Николаю матрос Борис Максимов, моторист Во- рис Ерохин. Одно дело только выда­ вать книги. Ума здесь надо не­ много. Л вот как привить лю­ бовь к книге? И Николай ор­ ганизует в рейсе читательскую конференцию по роману Б. По­ левого «На диком бреге». По его просьбе второй механик Виктор Куприянович Кири­ ленко сделал обзор промысло­ вой литературы. После таких мероприятий, как правило, число читателей увеличивается. Старательно трудится Ни-, колай Овдин а своем ма­ шинном отделении. Не счи­ таясь со временем, не жалея сил, он обеспечил в последнем рейсе бесперебойную работу опреснителя. Товарищи уважают Нико­ лая. Его фотография помеще­ на на судовой Доске почета. П. ДИМИН. ВОСКРЕСНЫМ ДНЕМ... Фотоэтюд К Моисеева. Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. Тип. «Полярная правда». Зак. 892. ПН-06102.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz