Рыбный Мурман. 1965 г. Декабрь.
РШШЯ Сенгпя&р6ского П а е н ( / л г а ЦКШ-вжизнь ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ БМРТ /С ЕНТЯБРЬСКИЙ Пленум ЦК КПСС поставил перед ^ р аб о тни к ам и промышленности задачу—улучшать использование основных фондов. В основу опенки работы промышленного предприятия, наряду с показателем вы полнения плана по прибыли, вводится показатель уровня рентабельности. Рентабельность определяется отноше нием суммы прибыли па каждый рубль основных и обо ротных средств. Новая система планирования требует, чтобы не только руководитель предприятия, специалист, по и каждый ря довой труженик хорошо представлял себе пути и сред ства высокоэффективной производственной работы, про являл бы в этом деле кровную заинтересованность, ак тивно участвовал в совершенствовании производства. В соответствии с решениями сентябрьского Пленума ЦК КПСС очень многое по улучшению использования основных фондов предстоит сделать па предприятиях ■рыбной промышленности. Но при определении путей улучшения использования основных фондов флота нельзя подходить с общей меркой промышленных предприятий. Результаты работы флота находятся в прямой зависи мости от сырьевой базы, отдаленности промысловых рай онов, квалификации людей, от формы организации про мысла и д . д. Под влиянием технического прогресса вещественный состав производственных фондов постоянно изменяется. В структуре основных фондов рыбной промышленности относительно сокращается доля береговых рыбообраба тывающих предприятий и возрастает удельный вес фло та. Сейчас в рыбной промышленности 76 процентов всех основных средств приходится на долю флота. В пос ледние годы он п о п о л н и л с я производственными рефри жераторами типа «Советск», «Даурия», транспортными рефрижераторными базами типа «Хибинские горы». Перспективным планом развития техники намечается строительство новых, более совершенных судов, от вечающих задачам совершенствования технологии и вы пуска высококачественной продукции улучшенного ас сортимента. По-прежнему значительное место в составе рыбопромыслового флота будут занимать БМРТ. В Мурманском траловом флоте, например, 50 процентов всей вырабатываемой продукции приходится на долю этих кораблей. В связи с этим первостепенное значение сейчас при обретает мобилизация всех резервов, имеющихся в тра ловом флоте для улучшения работы БМРТ. Основные резервы улучшения работы БМРТ: ликви дация простоев в порту, в ремонте, иаилучшее исполь зование грузоподъемности, технологического оборудова ния, экономное расходование материалов, увеличение удельного веса промыслового времени, наиболее пол ное его использование, повышение уловов на сутки ло ва и т. д. Ниже рассматривается влияние формы орга низации промысла на эффективность работы БМРТ. В ПОСЛЕДНЕЕ время на страницах бассейновой газеты поднимается вопрос об оценке эффектив ности эксплуатации БМРТ автономно (без перегрузки на базы и без пополнения) и при работе с транспорт ными рефрижераторами. Мне хочется высказать свое мнение по статье тов. Свиташева. Следует согласиться с автором, что на флоте еще много времени БМРТ простаивают в ожидании плав- ваз. Но нельзя переносить организационные неполадки |*а экономическую нецелесообразность экспедиционной работы этих кораблей. БМРТ Мурманского тралового флота работают в районах, находящихся на большом расстоянии от nop- м . Это ставит их в очень тяжелое положение по срав нению с работой БМРТ в других бассейнах. Удельный вес переходов к месту промысла и обратно составляет 22 процента от общего эксплуатационного времени при И ФОРМА экспедиционной работе и 44 про цента — при автономной. Поэто му вопрос о целесообразности ав тономной работы требует тща тельного анализа. Сравним результаты работы БМРТ при автономной и экспеди ционной организациях промысла. Показатели работы БМРТ \ за год ПРОМЫСЛА ПРОДОЛЖАЕТ P i 1. о « * ОАО® о £ «О и S4. Рсйсооборот судна (суток) в т. ч. на лову Эксплуатационное время эа год 1-го среднесписочного БМРГ (суток) в т. ч. время на лову Вылов рыбы-сырца за сутки лова (цнт.) Вылов рыбы сырца аа год (тыс. цнт.) Выработка мороженой ры бы (тыс. цнт.). - Стоимость продукции вместе с мукой и пр. (тыс. руб.). Затраты, связанные с выра боткой продукции (тыс. руб.) в т. ч. затраты по судну (тыс. руб.) Затраты по дообработке на берегу муки, консервов, жи ра (тыс. руб.). Расходы, связанные с содер жанием транспортного реф рижератора и танкера (тыс. руб.). Прибыль (тыс. руб.). Капитальные вложения — ессго (тыс. руб.). в т. ч. На строительство судна (тыс. руб.). На строительство транспорт ной базы (тыс. руб.). На строительство танкера ти па «Пнрятин» (тыс. руб.). Па строительство сухогруз ной базы для перевозки му ки (тыс. руб). Прибыль на , 1 тыс. руб. основных средств (в руб.). Рентабельность (процентов). Окупаемость капиталовложе ний (лет). Из приведенного расчета видно, что организация про мысла БМРТ экспеднцнонно позволяет на*!более полно использовать эксплуатационное время корабля и полу чить наилучшие экономические результаты. Вылов уве личивается на 32 процента, прибыль—на 50 процентов, рентабельность — выше на 7 процентов при капитало вложениях, в 1,3 раза превышающих стоимость БМРТ. Чтобы наиболее полно использовать основные сред ства, необходимо каждый раз обоснованно выбирать форму организации промысла. О ДИН из резервов улучшения использования основ ных фондов — увеличение промыслового време ни. Именно этот путь и избрал траловый флот в нынеш нем году, организуя сдвоенные рейсы. Хочется внести некоторую ясность и по этому вопросу. Сдваивание рейсов производится при одновременной организации полной замены команды по истечении нор мативных 120 суток. На примере БМРТ «Космос» пока зан экономический эффект этого варианта работы 306 306 306 138 182 182 380 380 380 52,4 69,2 69,2 36,1 48,1 48,1 2)99 2892 2892 1231 1440 1482 1207 1207 1257 24 31 31 968 152 М52 / 193,8 1410 1915 2369,7 2676 1915 1915 1915 — 352,3 658,6 — €2,4 82,4 / 20,0 20,0 506 50,6 573 57,3 ' 547 54,7 2 1,6 1,9 БМРТ. Продление рейса намечается произвести в чет- . тертом квартале 1965 года. Для доставки подменной команды арендуется теплоход «Вацлав Боровский». Для оценки эффективности сдвоенных рейсов в эко-‘ номнчсской лаборатории тралового флота был проведен анализ работы БМРТ по данной схеме. Расчет эффек тивности проведен по отношению к 1965 году. Эффек тивность продленного репса выражается увеличением вылова рыбы на 14,2 тысячи центнеров, выработки мо роженой продукции на 9,4 тысячи центнеров и увели чением прибыли на 200 тысяч рублей. Расчет показывает, что продление рейсов БМРТ яв ляется эффективным на первый год эксплуатации и на третий. На второй год сокращается время на лову за счет дополнительных переходов по окончании продлен ного рейса. Изменение времени нахождения судна на лову при этом следующее. В 1965 году время на лову увеличи вается на 39 суток, в 1966 году время на лову умень шается на 27 суток, в 1967 году увеличивается на 33 суток. Таким образом, общая экономия времени соста вит 45 суток. Исходя, из этого, видно, что для работы на продленных рейсах должны выбираться корабля, которые по окончании рейса идут в ремонт. Во всех других случаях при сдваивании рейсов необходимо учитывать сырьевую базу периодов, в которые увели чивается или сокращается время на лову и дать эконо мическое обоснование эффективности сдваивания рей сов. В экономическом расчете не учтен фактор техниче ского состояния корабля при длительном пребывании.в море, который может отрицательно сказаться на эффек тивности. Это задача № 1, которую должны решить на ши эксплуатационники. ХЖЕСКОЛЬКО слов о направлении развития добы- вающего флота, затронутом в статьях М. И. Сви ташева и В. Г. Макшеева. Следует согласиться, что дальнейшее развитие добы вающего флота для дальних районов должно идти по линии строительства судов, подобных БМРТ типа «Гру- маит». Однако совершенно необоснованно предлагается уменьшить его грузоподъемность, так как увеличение количества типов кораблей усложняет ремонт, а умень шение грузоподъемности до 1100 тонн снижает эффек тивность данного корабля примерно на 600 тысяч руб лей и его рентабельность — на 15 процентов. Мы еще не имеем большого опыта промысловой экс плуатации кораблей этого типа, но первый рейс «Ска зочника Андерсена» показал очень высокие экономиче ские результаты в сравнении с обычным БМРТ, что дает основание считать его прогрессивным и перспек тивным. Все выявленные недостатки этого корабля должны быть устранены при дальнейшем строитель стве. К недостаткам относятся: отсутствие филетиро- вочной машины; невозможность заморозки крупной ры бы; отсутствие консервной установки; трудность в об работке рыбы при одновременных уловах рыбы не скольких пород.- Рассмотренные варианты, безусловно, не могут охва тить всего многообразия возможных форм организации работы флота. Однако из приведенных примеров вид но,что для выбора той или иной формы организации промысла необходим тщательный экономический ана лиз. Исходными данными для такого анализа должны быть прогнозируемая сырьевая база, район промысла и тип корабля, который предполагается использовать. Только такой анализ позволит в каждом конкретном случае выяснить необходимость в качественном н коли чественном составе приемо-транспортного флота. Н. ЦЫБИНА, заведующая экономической лабора-~ торней Мурманского тралового флота. Говорят моряки „Муссона *1 О Б УСПЕХЕ экипажа СРТ-131 «Муссон» можно сказать ко ротко. В море пробыли с 4 августа по 21 ноября. За это время добыто 470 тонн сельди, рейсовое задание выполнено на 123 процента. Сорт ность сданной рыбы — выше пла новой на 2 процента. В последнем рейсе моряки «Муссона» заверши ли годовое задание и справились с принятыми социалистическими обя зательствами. О том, как пришел дружный коллектив «Муссона» к победе, рассказывают нам капитан ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ ЖУЧ КОВ и мастер по обработке рыбы НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ШЕХ. Первое слово капитану. — Состав экипажа у нас перед зтим рейсом почти полностью обно вился. Особенно палубная коман да. Но люди подобрались опытные, работящне. С первого дня сдружи лись, правильно распределились на производственных местах. И каки ми бы ни были уловы, рыбу уби рали вовремя. Большое значение мы придава ли на промысле поиску. Специ альной оперативной разведки, как известно, у нас нет, поэтому кося ки приходилось искать самим. Ме тать порядок не торопились. Иног да лоиск задерживался до глубо кой ночи. Обстановка была не очень благоприятной, поэтому вы бирали такой косяк, чтобы улов попался подходящий. Зачастую выметку производили в час ночи. Конечно, это создает трудности для команды, но зато без рыбы не оставались. Поиск—поиском, а главное •—* умение людей выполнять свои обя занности. Наш старший мастер лова Николай Павлович Смирнов так поставил дело, что промвоору- жение, механизмы всегда находи лись в исправности. В работе он живой, азартный. Под стать ему и матросы Владимир Бобрук, Ру дольф Меньшенин. Позволю себе высказать заме чание по обеспечению промысло виков. Много хлопот доставляют нам заявки на продукты. Мы их составляем, находим возможность передать своевременно на берег, а удовлетворяют их не полностью. Почему-то стало проблемой в море пополнить судовую лавочку, полу чить что-нибудь вкусное. Нас бы, наверное, устроил на промысле магазин. На определенную сумму мы бы сами выбрали, что нам бо лее всего необходимо в данный момент. Многие капитаны поддер живают эту идею. *** О том, как моряки «Муссона» добились хорошего качества сель ди рассказал Н. Г. ШЕХ: *— В море мы только 30 процен тов рыбы сдали свежьем на про изводственный рефрижератор, всю остальную сельдь солили. Ее сорт ность всегда была выше плановой ка 2—2,5 процента. А 693 бочки рыбы, которую мы привезли в порт, приняты сортностью 97,7 процента. Борясь за высокое качество по луфабриката, мы твердо уяснили три основных принципа. Первое: быстрота обработки сельди. Чем скорее уберешь рыбу, тем меньше в ней краснощечки. Второе: тща тельная обвалка сельди солью, со держание которой мы не делали более 24—26 процентов. Бочку, за полненную рыбой, не утряхивали. Пусть ее вес меньше, но зато у сельди не будет пролежней, а зна чит, и порочащего запаха. Нужно следить за тарой. Бочки не должны пропускать тузлук. Для этого их перед работой надо оббить, залить водой. Мы всегда нмели в запасе 150—200 таких бо чек. В порядке замечания нашим снабженцам скажу: бондарный инструмент, товарищи, вы нам по ставляете плохой. Набойка — без держалки. Матросы в неспокой ную погоду сбивают себе руки, портят рукавицы. Получили мы шесть набоек, так они и остались у нас. Закалить их, видно, постесня лись, мягкие они, быстро приходят в негодность. Должен сказать, что мастера- приемщики на плавбазах управле ния «Севрыбхолодфлот» еще в большинстве своем не соответст вуют квалификации, плохо разби раются в качестве. Помню, на «Се веродвинске» у нас в одной бо ч- ке определили 14 килограммов сельди вторым сортом. Я не согла сился и попросил создать комис сию. После повторной проверке сельди второго сорта оказалось только три килограмма. Раэвё можно допускать такие ошнби»? Учить надо людей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz