Рыбный Мурман. 1965 г. Декабрь.

it ЧТО ВОЛНУЕТ ДОБЫТЧИКА ПРОДОЛЖАЕТ Р А З ГО В О Р рода Женевы, набережные женев­ ского озера, площади, отдельные места в парке, полагая, что когда- то по этим улицам, набережным и паркам ходил Владимир Ильич. Жепева — один из крупных го­ родов Швейцарии. Чистый, опрят­ ный и красивый. В своих кино­ кадрах я только в какой-то сте­ пени смог это отразить. Уже после окончания работы конференции нам удалось узнать книг с пометками Владимира Ильича на полях. В том числе: «Записки Фонвизина», «История происхождения христианства», «Календарь Народной воли на 1883 год» Женевского издания и другие. Затем прошли в комнату, где работал В. И. Ленин. В ней сохра­ нилась вся мебель того времени, когда библиотеку посещал Ильич, га, где жил к м и ш в. к. ш ’ А Л Л Л Л А Л Л Л Л Л Л Л А Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л . Недавно я вернулся из Женевы, где в составе советской делега­ ции принимал участие ь работе Подготовительной технической »онферепции Международной Ор­ ганизации Труда (МОТ). Еще задолго до поездки у меня возникла мысль: — хорошо бы в Женеве заснять фильм на тему «Но ленинским местам». Поиски подготовительного материала не увенчались успехом, и я надеялся, что все найду в Женеве: адреса, где жил и работал Владимир Ильич и т. п. Но это оказалось делом нелегким, ведь времени прошло очень много. Чтобы замысел не пропал со­ всем, я начал снимать улицы го- адрес библиотеки, где работал Ильич. Мы побывали в центре старинного города, на узкой ули­ це Гранд Рюю в доме Л5 11. Эго библиотека добровольного обще­ ства любителей чтения, которая содержится на средства членов этого общества. С трепетным волнением зашли в это старинное здание. К нам по­ дошла женщина средних лет — помощник библиотекаря по фами­ лии Шпидер. Узнав, кто мы а чем интересуемся, она сразу же оживилась, стала бережно доста­ вать драгоценные реликвии. Шпидер показала нам альбом со снимками и портретом Ленина тех лет. Показала несколько томов ?i%s- Ч 'Ml l i f e к к • i к I. А X £■ w m •• л' ""М .. м л. -г * Г* :?•£ s- . у . ■ -члк- Мост через реку Рона. только расставлена мебель ве- скольку по-другому. . В другой комнате нам показал» альбом с портретом жителя Же­ невы профессора Альфонса Вер­ ну, который знал Ленина лично по совместному посещению этой биб­ лиотеки. Берну проживает сейчас в Женеве. Ему 90 лет. Шпидер показала нам удосто­ верение с фотографией Ленина, в котором написано следующее: «Общество любителей чтения выдает свидетельство в то-м, что оно присваивает звание действи­ тельного члена общества г-ну Вла­ димиру Ульянову, г. р. 1870. Ул. Давида Огофора, 3. Женева (адрес условный Н. Е.). Профессия — журналист. Происхождение — Россия. Женева, 12/XII— 1904 года». Я засиял вход в Муниципаль­ ную библиотеку, в которой также работал Ленин, и кафе, располо­ женное недалеко от центральной площ а ди старого города, которое он посещал. Таким образом, только в самый последний момент, мне удалось засиять то, чего хотелось. На обратном пути в Москву расписание движения самолетов складывалось так, что нам приш­ лось в Париже ожидать вылета очередного самолета более суток. N IIIIIIIIIIIH IIH IH IIIIIIIIIIIIIV IIIIIIIM IIIIIIIin illlllllllllllH IIIIIH IIH IIIIIIIH IIIIIIIHM IIIIIIIIIIIIIIIIM IIIIIIIIin illllllllllM IIIIIIIIIIII Занятия проходят организованно Нейтральный Комитет Комму­ нистической партии Советского Союза дал цепные рекомендации по организации занятий в сети партийного просвещения. Отрад­ но, что партком тралового флота сумел вовремя довести до сведе­ ния судовых партийных организа­ ций эти рекомендации, выслав в море методические советы и про­ граммы для занятий. Для наше­ го экипажа организация полити­ ческой учебы облегчалась еще и тем, что секретарь судовой парт­ организации смог перед прихо­ дам на БМРТ побывать на семи­ нарах, проводимых партийным ко­ митетом. На партийном собрании в сен- табн; мы утвердили списан слу­ шателей начальной политшколы и кружка основ марксизма-лениниз­ ма. В политшколе, руководить ко­ торой поручили мне, учатся во­ семь комеомольцов и четверо— нз часла нашего актива. В кружке основ марксизма-ленинизма, про­ пагандистом которого утвержден эюмиолпт юв. Семенов, слушате­ лями являются все семь комму­ нистов и шесть беспартийных то­ варищей — командиры производ­ ства. Остальные члены экипажа, по­ мимо заочной учебы, посещают занятия постоянно действующего лектория «Мир за неделю». Здесь с обзором радиопередач из Моск­ вы выступают штурманы, меха- ниш. Специфика производства заста­ вила нас проводить политзанятия один раз в декаду и удлинить время занятий. С октября до сере­ дины ноября мы провели по пять политзанятий как в политшколе, так и в кружке по изучепию ос­ нов марксизма-ленинизма. Как правило, в начале занятия собе­ седование, затем пропагандист из­ лагает содерлгание повой темы. Особенно живо и илтересно про­ шли политзанятия по материалам сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Помогло при этом то, что за* не­ делю до занятий состоялось отк­ рытое партийное собрание, на ко­ тором присутствовали почти все слушатели политшколы и полит- кружка. Члены экипажа в пери­ од работы сентябрьского Пленума ЦК КПСС ежедневно знакомились е его материалами, которые слу­ шали по радио. Помпэлит приво­ дил беседы после окончания рабо­ ты первой и второй вахт. После лекции развернулся оживленный обмен мнениями. Вносились предложения по улуч­ шению организации управления флотом. Слушатели говорили о не­ обходимости более оперативного планирования заданий для БМРТ, вели речь о введении хозяйствен­ ного расчета на судах, об упро­ щении системы оплаты труда промысловиков, живо интересова­ лись, что нового предполагается вводить по планированию на су­ дах и в целом по траловому фло­ ту. В конце политзанятий после краткого подведения итогов слу­ шатели получили ответы на ин­ тересовавшие их или же неясные вопросы. Хотелось, чтобы кабинет поли­ тического нросвещения флота и базовый комитет профсоюза на каждый БМРТ подобрали библио­ течку'с необходимыми материала­ ми для политшкол и кружков ос­ нов марксизма-ленинизма. Нам нужно также больше посылать в морей лекций н докладов, кото­ рые бы помогали еще глубже ов­ ладевать теорией марксизма-лс- кинизма. В. КОРОЛЕВ , пропаган­ дист, второй штурман БМРТ «Серафимовичу Мы ознакомились с достопри­ мечательностями Парижа. Побы­ вали в соборе Парижской Богома­ тери, в Лувре. Прошлись по самой фешенебельной улице Парижа — Елисейским Полям, были на Мон­ мартре в Сакс Кюре и у Эйфеле­ вой башни. Посетили кладбище Пер.]-ла-Шез, у стены которого были расстреляны парижские ком­ мунары. Через три с половиной часа после вылета из Парижа мы бы­ ли уже в Москве. Столица вашей Родины готови­ лась к празднику. Последние остат­ ки кинопленки я использовал в Москве, засияв ко­ лонну спортсменов на Красной площади. II. ЕЛ ФИ МО В, капитан-дit- ректор транспортного реф­ рижератора «Хибинские го­ ры». да. Женева. Один нз уголков горо- Фото автора. - Н И К А К О Й опыт не сможет ог- ■“ радить от неприятных случай­ ностей тех судоводителей, кто слишком самоуверен и беспечен, у кого притупилась бдительность и утрачена разумная осторожность. Поэтому очень важно всегда обла­ дать способностью критически анализировать свои действия. Иначе допускаемые отклонения от требований, предъявляемых к судоводителю, станут привыч­ ными, а в судоводительской рабо­ те это уже предпосылка к ошиб­ кам и промахам, могущим приве­ сти к серьезным последствиям. Именно такова .подоплека многих аварий, происходящих на флоте Северного бассейна, ярким дока ­ зательством этого служит авария СРТ -19 «Ходоварнха». Я хочу подробно рассказать о причинах этой аварии, так как они характерны н должны слу­ жить уроком для судоводителей. С середины сентября 19(35 года СРТ-19 находился па сельдяном промысле в Норвежском море се­ веро-восточнее острова Ян-Майеи. В полдень 21 октября моряки з а ­ кончили выборку дрифтерных се­ тей. В 13 часов 30 минут второй помощник капитана Разоренов произвел астрономическую обсер­ вацию. Она была ненадежной, так как взятые высоты солнца были малы, а угол между азимутами составлял около 20 градусов. Больше того, расследованием у с т а ­ новлено, что Разоренов допустил ошибку, проложив азимуты юго- западной четверти в юго-восточ­ ной четверти. В результате место судна оказалось почти на 10 миль восточнее. Эта ошибка осталась незамеченной, так как капитан Трапезников не проверил расчеты и прокладку линии положения, выполненные Разореновым. В 14 часов 30 минут средний g СТАТЬЕ «Учитывая эффек­ тивность каниталовложе- евижеиа себестоимость првдук- ции, хотя о т и работали с плав­ базами. Это только видимое бла­ гополучие, и является оно след­ ствием неправильной системы судов с кормовым тралением ве- планирования. Если учесть всю дет к уменьшению их эффскгив- -продукцию БМРТ и связать ее со вости при работе в свежую ного- сГытом „ а рьшке? то ррзульташ Jnnnv пКТИКа подгнеРждает* 4X0 не такие уж радужные, наилучшим типом судна в про- „ не согласс1| с аитором в от. мысловом режиме является БМРГ нсшс„ ии отрицания* постройки «Пушкин» и «Лесков», но с Суд0В Формового траления проме- п "»*з одительпостыо морозилок жут0,1ПШ размеров. Мне кажег- tZZXZZZZZZZZZZZZZZZZZZZZZZZZZ2XZZZZXJ0\ стыо указывает на ошибочность направления развития рыбной промышленности. Повторяю, на мой взгляд,— капитана-промысло — t судно может раоотать тралом В настоящее время плавбазы ности для ремонта своими сила- изводительиости морозильных ка- больших размеров с копвенциои- постросны с одной целью — сни- ми. Это правильно. Но сколько мс^-- в ной ячеей на больших скоростях. “ мать рыбную продукцию и попол- простоев на промысле из-за тако- мой взгляд, вкладывать В заключение хочу сказать, что нять только небольшую часть го ремонта? Там, где споеврсмси- средства в предприятие, которое со всеми остальными доводами пика ЛпеЮЯНРЙ ПППП ПП QTHUV TU.lbKU HUUU.lbUljK) MaLib 1W •,ьяи,,,а1 *“ * , м с LllUtnpCMLII i m , nuiuj'vc всеми иС 1 ( 1 « 1 ЬПЫМИ дивидами пппnnrV Iппа- 1 мт Г™™гио снабжения. При плавании без за- но замеченную неисправность в не даст выигрыша, нсцелесообраз- Тов. Сииташева я полностью сот- в З п м и г ™ 1 1 „ , яте- ' ИР М .» х°Да и " ° Р Т 110 нескольку меся- заводских условиях квалифици- но. Ято увеличивает нужды про- ласен. В этой статье мне хоте- забывать о самом ценном самом цсв’ 1,3 суд,,е ТРС®У*ТСЯ все>ва" Р°в*п||ый рабочий сделает дешево ^годсгва, система хозяйства ста- лось добавить мысли, которые важном капитале — моряках. чиная от сапожного гвоздя и кон- и быстро, мы для этого теряем иовится многоступенчатой, при волнуют добытчиков. Надо отме- т г чая запасными частями для меха- нисколько суток. Иногда прихо- 9TJM °Да*1и берега с большими ТМть, что даже самая продуман- Юв. ьвиташев в своей статье 11ИЗМ0В Многое базы не везут на Дитс« аврально исправлять пос- трудностями решаются воиросы ная система работы с базами ча- пишет, и это выделено особо: Пр0МЫССЛ| а взять все снабжение лед;:пия такого ремонта. экономики, не говоря ужео таких его бывает нереальная в морских заблаговременно — невозможно. Снимают, например, какую-ни- ^г*ктах» как увеличенный расход условиях. Тем болееi сущсствую- Недостаток необходимых предме- будь трубу в трудных условиях, в Дорогостоящей картонной тары щая организация работы с база- f . ^ пчяп^мии rwPT тов визивает нервозность людей, темноте. Неисправность устрани- вслеДстпис лишних перевалок, ым в длительном плавании не r n u l l ответственных за судьбу госу- ли, а после оказывается, что со- ,,отеРе готовой во вре- удовлетворяет нас по многим и оппечетенич нзппавления ка дарственного плана. еедиие трубопроводы тоже имели мя "^Регрузки и т. д. потребностям промысла, а в ие- питаловтожений ш m u m Работая с плавбазами, мы не- скрытый дефект, вот и начинает- Сейчас можпо встретить серь- которых случаях снижает его эф- Рационально используем получен- ся все и в большем объеме. А езные возражения в том смысле Фективность. рыонои промышленности». вое снабжепие вследствие пенри- если бы были более частые захо-что осооенно в этом году у ЬМРГ С. Ч Е РН О В , капитан. В этой связи мне хочется вы- годности его к данным условиям Ды в свои порты, то молено было Экипаж большого морозильного траулера «Чехов» находится в третьем по счету м первом опыт­ ном рейсе. Перед коллективом поставлена задача вырабатывать больше продукции, пользующейся наибольшим спросом у населения, проверить в действии разработан­ ную систему планирования и ма­ териального стимулирования. Моряки встали на трудовую пахту в честь XXIII съезда КПСС и добились упеха в соревновании. Досрочно выполнен годовой план Ь по всем показателям. Выработано 34.480 центнеров мороженой рыб­ ной продукции, в основном из трески и окуня, 6190 центнеров рыбной муки, 160 тысяч банок консервов из тресковой печени, 4690 центнеров подпрессованного и обычного филе... Себестоимость центнера рыбной продукции снижена на 2 рубля 40 копеек. Коммунисш, комсомольцы, бес­ партийные моряки нашего ко­ рабля полны решимости в новом году трудиться еще успешнее, встретить XXIII съезд родной Коммунистической партии новыми успехами в труде. Капитан ЛОБАЗЕВ, помпо­ лит КЕН АХОВ, председа­ тель судовою комитета СОЛДЛТЕНКО. c rx z z z z z ^o c c c c c c c c c c c c b . сказать свое мнение Удлинение! промысла. Например, экипажу бы сделать поочередную замену срока плавания БМРТ со сдачей нужны бобинцы 400 мм. Перед износившихся деталей своевремея- рыбопродукции на плавбазы пло- отходом в море их па складе не но» квалифицированно, на долгий хо отражается на физическом со- было, а с плавбазами нам посы- срок и дешевле, етоянии моряков. К концу рейса|лают бобинцы 500 мм. Мы вы- Ргбота с плавбазами в дли- у них резко притупляется ощу- цуждены их брать, заведомо зная, тельных рейсах отрицательна и в щение окружающей среды, нап- что уловы у нас будут (а так и другом отношении. Представьте, ряженный, однообразны^ труд без было) ниже, чем у тех экипажей, что на БМРТ имеется большой за- отдыха в течение продо.тжитель- которые вооружили тралы взя- пас металлолома и других отхо- ного времени делает людей инерт- тими из порта бобинцами 400 мм. дов. Судно швартуется к базе. В ными, а иногда наооорот —■• g этом ГОду) работая долгое первую очередь моряки выгружа- возоужденными. Взять, к приме- время без захода в порт, мы не ют рыбную продукцию и получа- ру, просмотр кинофильмов. В пер- могли достать нужное количество ют снабжепие. Весь экипаж до­ вью два месяца плавания моряки электродов. Поэтому были вы- ботает строго по расписанию, смотрят их с удовольствием, жи- .цуждены выработку в ваерных ро- Часто бывает, что к концу вы- во опсуждаюг, активно ^участву- ликах заваривать старыми порш- грузки начинает портиться пого- мт в диспутах. Лдоровыи интерес левыми кольцами от вспомога- да. В этих условиях ни один ка- к окружающему создает нормаль- тельных двигателей. Но и их не питан не будет рисковать судном ную обстановку во всех звеньях хватило. Утобы избежать про- из-за утильсырья. В дальнейшем, судовой жизни. ^ СТ0Л) пришлось использовать не- если его некуда девать и хране- Нри дальнейшем удлинении сколько годпых колец. Получает- ние утиля грозит безопасности рейса моряки испытывают ко все- ся, что мы сознательно рубили суша, его выбрасывают за борт, му апатию. Долгое плавание ска- сук, на котором, .сидим. Таких Я поддер;киваю мнение о стро- зываетея и на семейных отноше- примеров мо;кно. было бы приве- итсльетве судов грузоподъемио- ниях. Нозтому многие молодые, сти много. стыо до 1000— 1100 тони для ра- спосоГжые моряки расстаются с Длительное нахождение на боты без плавбаз, но хочу отме- Флотом по той причине, что их пе промысле влияет на техническое тить, что увеличение размеров ЕДИНЫЙ ШТАБ ПРОВОДКИ Нет надобности говорить о том, изошел со мной. На пассажирский судно в*, четырех кабельтовых се- как трудно работать судоводите- катер «Весна» пришли моряки, вернее Абрам-корги. Это и был лям во время полярной ночи, при чтобы попасть иа траулер «Плу- «Плутон». ограниченной видимости и стес- тон», стоящий на рейде. По ин- Не знаю, по какой причине дис- ненных условиях плавания. Ду- формации старшего диспетчера петчер рыбного порта тов. Лебе- маю, «то выражаю общее мнение тралового флота тов. Ферсюка, дев неправильно сообщил данные штурманов вспомогательного фло- «Плутон» должен был находиться 0 местонахождении судна и поче­ та, предлагая совместить деятель- на южном рейде у борта лихтера Му не было известно штабу про- иость штаба проводки рыбного «Захребетное». Подходим к лихте- иодки рцбного порта о месте порта с радиолокационной стан- ру — никакого траулера нет. Вах- якорной стоянки «Плутоиа». Ведь цней. Сделать прямую связь тенный штурман «Захребетного» разрешение на движение катера катера со штабом проводки подсказал, что буксирный паро- «Весна» по южному рейду давал нетрудно и очень нужно. На каж- ход «Шквал» не смог довести штаб проводки. За время, ушед- дом катере установлена четырех- «Плутона» по какой-то причине и шее на поиски траулера, можно канальная ультракоротковолновая поставил его на якорь в четырех с,ыло бы еще доставить группу радиостанция. Прямая связь со кабельтовых южнее Абрам-корги. МОрЯков на суда, штабом проводки, который ведет Докладываю об этом диспетчеру. уже fjo ЭТОМу СЛучаю можно радиолокационный обзор всего 0 :i подтверждает, что так и есть. с.,дить какую большую пользу южного колена Кольского залива, Дважды обходим в тумане весь np||HecgT организация единого намного облегчит и обезопасит южный рейд с подходом к каждо- штада ,,р0водки плавание на акватории порта всех му судну. Выясняем, что на юж- судов. ном рейде нет «Плутона». По ра- В. КОРОТКЕВИЧ, штурман Приведу случай, который про- днолокатору обнаружили какое-то катера «Весна». Причина , аварии — бе спечно сть траулер полным ходом последо­ вал в район плавбаз, находивших­ ся у острова Яи-Майен. Скорость хода считали 8,5 узла. С 00 часов 22 октября па судо­ водительскую вахту заступил вто­ рой помощник к а п т а и а Разоре ­ нов; на руль — магрос Дружи ­ нин, которого в 12 часов сменил • матрос Поркии. Было пасмурно, дул слабый северо-восточный ве­ тер, па море — зыбь. Судно сле­ довало истинным курсом 265 гра ­ дусов. Согласно прокладке на карте этот курс проходил в 2,4 мили севернее берега Коксслетта острова Ян-Мапеи. В половине второго вахтенный второй помощник капитана Р а зо ­ ренов включил самописец эхоло* ia П ЭЛ *5 па 300-метровой шка­ ле, а в 3 часа включил радиоло­ катор «Донец». По словам Р а ­ зоренова радиолокатор работал исправно, но изображения берега на трех, . шести и двенадцати- мильных диапазонах не показы­ вал. На 24-мильный диапазон р а ­ диолокатор Разоренов не пере­ ключал, хотя необходимость этого была очевидной. Пошел мелкий частый дождь, ухудшивший види­ мость, но капитану Разоренов об этом пе сообщил, ход не умень­ шил и не выставил впередсмотря- i щего. В 3 часа 35 минут СРТ-19 с | полного хода выскочил иа берег острова Яи-Майен. Как потом вы­ яснилось, посадка произошла в 19,5 мили от ечнелнмого места на юго-запад (см. схему). Попытки сняться с мели своими силами были безуспешны. Судно получи­ ло креп на левый Сорт 12 15 гра ­ дусов. Накатом воли его стало бить о грунт, вода заливала па­ лубу. Стали подавать сигналы бедствия, установили радиосвязь с плавбазами. Положение траулера было весь­ ма серьезны^. Он сидел на мели всем корпусом, осыхая по право­ му борту с носа до кормового трюма при обходе прибойной вол­ ны. В сетевой трюм через проби­ тое дипще стала поступать вода. Волнами сорвало брезент с люка кормового .. трюма и унесло за борт. Задраить люк новым бре­ зентом под ударами воли не у д а ­ лось. Через неплотности между лючннамн вода стала поступать в кормовой трюм. Сорвало с креп­ лений и выбросило за борт дриф­ терный порядок из 105 сетей, унесло два спасательных круга и 4 автопокрышки, сломался и уто­ нул сетеот водитель. Трудно сказать, чем могло бы кончиться дело при ухудшении погоды. К счастью, к утру оиа улучшилась, накат волн умень­ шился. После проведения подго­ товительных работ, выброски за борт 90 бочек с рыбой и откачки запасов пресной воды, подошед­ шему к месту аварии спасатель­ ному буксиру «Ураган» вечером э >ого дня удалось стащить СРТ- 19 с мели. Водолазным осмотром были обнаружены вмятины дни­ щевой части корпуса от 15 до 41 шпангоута но обоим бортам с повреждением набора и тремя трещинами вобшнике. Левый бор­ товой киль смят, пятка ахтер- Штевия деформирована вверх и влево. Система охлаждения вспо­ могательных двигателей оказа ­ лась забитой песком. Судну пред­ стоит большой доковый ремонт. В результате аварии государст­ ву прпчнпепы значительные убыт­ ки, а траулер на длительный срок выведен из строя. У судоводителей СРТ-19 были все возможности, чтобы избежать аварии. Причина се кроется в проявленной ими беспечности, безграмотной эксплуатации элект- рорадиоиавнгациопиой техники, небрежном выполнении уст ав ­ ных обязанностей. Капитан Трапезников и его по­ мощник Разоренов сознавали, что астрономическая обсервация по наблюдению малых высот солнца была ненадежной, и счисление путн судна не могло быть точным. Однако соответствующие меры предосторожности не были приня­ ты. Имевшийся па судне механи­ ческий лаг не использовался. При подходе к острову не были взяты радиопеленги плавбаз для уточне­ ния места. Покидая около 23 ча­ сов мостик, капитан Трапезников не сделал вахтенным штурманам необходимых распоряжений, не д а д указания разбудить его при подходе к острову. Второй помощник капитана Р а ­ зоренов вахту нес халатно. Сей­ час не представляется возможным установить, почему па экране р а ­ диолокатора, как утверждает Р а ­ зоренов, пе было изображения бе­ рега. По заявлению капитана и радиста, раньше и после посадки на мель радиолокатор работал хорошо. Во всяком случае нельзя было слепо полагаться на радио­ л о к а т о р . Необходимо было ис- „пользовать эхолот «Дельфин», способный измерять глубины свы­ ше 2000 метров, что дало бы воз­ можность заблаговременно обна­ ружить приближение к острову и уточнить место судна. Изобата 2000 метров в районе посадки СРТ-19 ппоходнт в 8—9 милях от берега. Эхолот 11ЭЛ-5 Р азоре ­ нов включил на 300-метровой шкале, не использовав фазнровку до 500 метров. Это .уменьшало з а ­ благовременность обнаружения опасного приближения к острову, так как морское дно сразу же от берега круто опускается на боль­ шие глубины. В довершение ко всему он не вел постоянного на­ блюдения за самописцем эхолота. Согласно эхограмме с момента появления на ней первой отметки глубины до момента посадки иа мель прошло около 11 минут. Этого времени было вполне д о ­ статочно, чтобы предотвратить аварию. Разоренов является основным виновником аварии. - Ои в I960 году окончил Мур­ манское мореходное училище н имел достаточный опыт судоводи­ теля. Капитан Трапезников виновен в том, что не контролировал ра* боту штурманского состава, пе по­ заботился о принятии необходи­ мых мер предосторожности при подходе к остропу Ян-Майеи, ли* шейному навигационного обору­ дования, и пе обеспечил безопас­ ное плавание судна, передоверив судовождение в сложных услови­ ях вахтенному штурману. Вызывает тревогу то обстоя* тельство, что подобные посадки па мель судов нашего бассейна не редкость. В августе в Кандалакш­ ском залнве с полного хода выс­ кочила на прибрежную банку плавбаза «Архангельск». Судно получило девять пробоин в дни­ ще, было затоплено машпнио-ко' тельное отделение. Снятие плав­ базы с мели стоило больших уси­ лий спасателям, сопровождалось потерей палубного груза. Причина этой крупнейшей у нас аварии текущего года — та же беспечность судоводителей. У судоводителей должно быть хорошо развито чувство ответст­ венности. Ведь им доверены судь­ ба судна и жизнь людей. В судо­ вождении нельзя пренебрегать никакими мелочами, которые, как мы видим на примерах, могут обернуться большими потерями. В принимаемых решениях всегда должен присутствовать элемент разумной осторожности. Этому нас учит весь многовековой опыт мореплавания. Древнее золотое правило моряка: «считать себя ближе к опасности» актуально » в наши дни. В. ВЛАСОВ, морской инс­ пектор Севгосрыбфлотинс- пскции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz