Рыбный Мурман. 1965 г. Декабрь.
it ЧТО ВОЛНУЕТ ДОБЫТЧИКА ПРОДОЛЖАЕТ Р А З ГО В О Р рода Женевы, набережные женев ского озера, площади, отдельные места в парке, полагая, что когда- то по этим улицам, набережным и паркам ходил Владимир Ильич. Жепева — один из крупных го родов Швейцарии. Чистый, опрят ный и красивый. В своих кино кадрах я только в какой-то сте пени смог это отразить. Уже после окончания работы конференции нам удалось узнать книг с пометками Владимира Ильича на полях. В том числе: «Записки Фонвизина», «История происхождения христианства», «Календарь Народной воли на 1883 год» Женевского издания и другие. Затем прошли в комнату, где работал В. И. Ленин. В ней сохра нилась вся мебель того времени, когда библиотеку посещал Ильич, га, где жил к м и ш в. к. ш ’ А Л Л Л Л А Л Л Л Л Л Л Л А Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л . Недавно я вернулся из Женевы, где в составе советской делега ции принимал участие ь работе Подготовительной технической »онферепции Международной Ор ганизации Труда (МОТ). Еще задолго до поездки у меня возникла мысль: — хорошо бы в Женеве заснять фильм на тему «Но ленинским местам». Поиски подготовительного материала не увенчались успехом, и я надеялся, что все найду в Женеве: адреса, где жил и работал Владимир Ильич и т. п. Но это оказалось делом нелегким, ведь времени прошло очень много. Чтобы замысел не пропал со всем, я начал снимать улицы го- адрес библиотеки, где работал Ильич. Мы побывали в центре старинного города, на узкой ули це Гранд Рюю в доме Л5 11. Эго библиотека добровольного обще ства любителей чтения, которая содержится на средства членов этого общества. С трепетным волнением зашли в это старинное здание. К нам по дошла женщина средних лет — помощник библиотекаря по фами лии Шпидер. Узнав, кто мы а чем интересуемся, она сразу же оживилась, стала бережно доста вать драгоценные реликвии. Шпидер показала нам альбом со снимками и портретом Ленина тех лет. Показала несколько томов ?i%s- Ч 'Ml l i f e к к • i к I. А X £■ w m •• л' ""М .. м л. -г * Г* :?•£ s- . у . ■ -члк- Мост через реку Рона. только расставлена мебель ве- скольку по-другому. . В другой комнате нам показал» альбом с портретом жителя Же невы профессора Альфонса Вер ну, который знал Ленина лично по совместному посещению этой биб лиотеки. Берну проживает сейчас в Женеве. Ему 90 лет. Шпидер показала нам удосто верение с фотографией Ленина, в котором написано следующее: «Общество любителей чтения выдает свидетельство в то-м, что оно присваивает звание действи тельного члена общества г-ну Вла димиру Ульянову, г. р. 1870. Ул. Давида Огофора, 3. Женева (адрес условный Н. Е.). Профессия — журналист. Происхождение — Россия. Женева, 12/XII— 1904 года». Я засиял вход в Муниципаль ную библиотеку, в которой также работал Ленин, и кафе, располо женное недалеко от центральной площ а ди старого города, которое он посещал. Таким образом, только в самый последний момент, мне удалось засиять то, чего хотелось. На обратном пути в Москву расписание движения самолетов складывалось так, что нам приш лось в Париже ожидать вылета очередного самолета более суток. N IIIIIIIIIIIH IIH IH IIIIIIIIIIIIIV IIIIIIIM IIIIIIIin illlllllllllllH IIIIIH IIH IIIIIIIH IIIIIIIHM IIIIIIIIIIIIIIIIM IIIIIIIIin illllllllllM IIIIIIIIIIII Занятия проходят организованно Нейтральный Комитет Комму нистической партии Советского Союза дал цепные рекомендации по организации занятий в сети партийного просвещения. Отрад но, что партком тралового флота сумел вовремя довести до сведе ния судовых партийных организа ций эти рекомендации, выслав в море методические советы и про граммы для занятий. Для наше го экипажа организация полити ческой учебы облегчалась еще и тем, что секретарь судовой парт организации смог перед прихо дам на БМРТ побывать на семи нарах, проводимых партийным ко митетом. На партийном собрании в сен- табн; мы утвердили списан слу шателей начальной политшколы и кружка основ марксизма-лениниз ма. В политшколе, руководить ко торой поручили мне, учатся во семь комеомольцов и четверо— нз часла нашего актива. В кружке основ марксизма-ленинизма, про пагандистом которого утвержден эюмиолпт юв. Семенов, слушате лями являются все семь комму нистов и шесть беспартийных то варищей — командиры производ ства. Остальные члены экипажа, по мимо заочной учебы, посещают занятия постоянно действующего лектория «Мир за неделю». Здесь с обзором радиопередач из Моск вы выступают штурманы, меха- ниш. Специфика производства заста вила нас проводить политзанятия один раз в декаду и удлинить время занятий. С октября до сере дины ноября мы провели по пять политзанятий как в политшколе, так и в кружке по изучепию ос нов марксизма-ленинизма. Как правило, в начале занятия собе седование, затем пропагандист из лагает содерлгание повой темы. Особенно живо и илтересно про шли политзанятия по материалам сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Помогло при этом то, что за* не делю до занятий состоялось отк рытое партийное собрание, на ко тором присутствовали почти все слушатели политшколы и полит- кружка. Члены экипажа в пери од работы сентябрьского Пленума ЦК КПСС ежедневно знакомились е его материалами, которые слу шали по радио. Помпэлит приво дил беседы после окончания рабо ты первой и второй вахт. После лекции развернулся оживленный обмен мнениями. Вносились предложения по улуч шению организации управления флотом. Слушатели говорили о не обходимости более оперативного планирования заданий для БМРТ, вели речь о введении хозяйствен ного расчета на судах, об упро щении системы оплаты труда промысловиков, живо интересова лись, что нового предполагается вводить по планированию на су дах и в целом по траловому фло ту. В конце политзанятий после краткого подведения итогов слу шатели получили ответы на ин тересовавшие их или же неясные вопросы. Хотелось, чтобы кабинет поли тического нросвещения флота и базовый комитет профсоюза на каждый БМРТ подобрали библио течку'с необходимыми материала ми для политшкол и кружков ос нов марксизма-ленинизма. Нам нужно также больше посылать в морей лекций н докладов, кото рые бы помогали еще глубже ов ладевать теорией марксизма-лс- кинизма. В. КОРОЛЕВ , пропаган дист, второй штурман БМРТ «Серафимовичу Мы ознакомились с достопри мечательностями Парижа. Побы вали в соборе Парижской Богома тери, в Лувре. Прошлись по самой фешенебельной улице Парижа — Елисейским Полям, были на Мон мартре в Сакс Кюре и у Эйфеле вой башни. Посетили кладбище Пер.]-ла-Шез, у стены которого были расстреляны парижские ком мунары. Через три с половиной часа после вылета из Парижа мы бы ли уже в Москве. Столица вашей Родины готови лась к празднику. Последние остат ки кинопленки я использовал в Москве, засияв ко лонну спортсменов на Красной площади. II. ЕЛ ФИ МО В, капитан-дit- ректор транспортного реф рижератора «Хибинские го ры». да. Женева. Один нз уголков горо- Фото автора. - Н И К А К О Й опыт не сможет ог- ■“ радить от неприятных случай ностей тех судоводителей, кто слишком самоуверен и беспечен, у кого притупилась бдительность и утрачена разумная осторожность. Поэтому очень важно всегда обла дать способностью критически анализировать свои действия. Иначе допускаемые отклонения от требований, предъявляемых к судоводителю, станут привыч ными, а в судоводительской рабо те это уже предпосылка к ошиб кам и промахам, могущим приве сти к серьезным последствиям. Именно такова .подоплека многих аварий, происходящих на флоте Северного бассейна, ярким дока зательством этого служит авария СРТ -19 «Ходоварнха». Я хочу подробно рассказать о причинах этой аварии, так как они характерны н должны слу жить уроком для судоводителей. С середины сентября 19(35 года СРТ-19 находился па сельдяном промысле в Норвежском море се веро-восточнее острова Ян-Майеи. В полдень 21 октября моряки з а кончили выборку дрифтерных се тей. В 13 часов 30 минут второй помощник капитана Разоренов произвел астрономическую обсер вацию. Она была ненадежной, так как взятые высоты солнца были малы, а угол между азимутами составлял около 20 градусов. Больше того, расследованием у с т а новлено, что Разоренов допустил ошибку, проложив азимуты юго- западной четверти в юго-восточ ной четверти. В результате место судна оказалось почти на 10 миль восточнее. Эта ошибка осталась незамеченной, так как капитан Трапезников не проверил расчеты и прокладку линии положения, выполненные Разореновым. В 14 часов 30 минут средний g СТАТЬЕ «Учитывая эффек тивность каниталовложе- евижеиа себестоимость првдук- ции, хотя о т и работали с плав базами. Это только видимое бла гополучие, и является оно след ствием неправильной системы судов с кормовым тралением ве- планирования. Если учесть всю дет к уменьшению их эффскгив- -продукцию БМРТ и связать ее со вости при работе в свежую ного- сГытом „ а рьшке? то ррзульташ Jnnnv пКТИКа подгнеРждает* 4X0 не такие уж радужные, наилучшим типом судна в про- „ не согласс1| с аитором в от. мысловом режиме является БМРГ нсшс„ ии отрицания* постройки «Пушкин» и «Лесков», но с Суд0В Формового траления проме- п "»*з одительпостыо морозилок жут0,1ПШ размеров. Мне кажег- tZZXZZZZZZZZZZZZZZZZZZZZZZZZZ2XZZZZXJ0\ стыо указывает на ошибочность направления развития рыбной промышленности. Повторяю, на мой взгляд,— капитана-промысло — t судно может раоотать тралом В настоящее время плавбазы ности для ремонта своими сила- изводительиости морозильных ка- больших размеров с копвенциои- постросны с одной целью — сни- ми. Это правильно. Но сколько мс^-- в ной ячеей на больших скоростях. “ мать рыбную продукцию и попол- простоев на промысле из-за тако- мой взгляд, вкладывать В заключение хочу сказать, что нять только небольшую часть го ремонта? Там, где споеврсмси- средства в предприятие, которое со всеми остальными доводами пика ЛпеЮЯНРЙ ПППП ПП QTHUV TU.lbKU HUUU.lbUljK) MaLib 1W •,ьяи,,,а1 *“ * , м с LllUtnpCMLII i m , nuiuj'vc всеми иС 1 ( 1 « 1 ЬПЫМИ дивидами пппnnrV Iппа- 1 мт Г™™гио снабжения. При плавании без за- но замеченную неисправность в не даст выигрыша, нсцелесообраз- Тов. Сииташева я полностью сот- в З п м и г ™ 1 1 „ , яте- ' ИР М .» х°Да и " ° Р Т 110 нескольку меся- заводских условиях квалифици- но. Ято увеличивает нужды про- ласен. В этой статье мне хоте- забывать о самом ценном самом цсв’ 1,3 суд,,е ТРС®У*ТСЯ все>ва" Р°в*п||ый рабочий сделает дешево ^годсгва, система хозяйства ста- лось добавить мысли, которые важном капитале — моряках. чиная от сапожного гвоздя и кон- и быстро, мы для этого теряем иовится многоступенчатой, при волнуют добытчиков. Надо отме- т г чая запасными частями для меха- нисколько суток. Иногда прихо- 9TJM °Да*1и берега с большими ТМть, что даже самая продуман- Юв. ьвиташев в своей статье 11ИЗМ0В Многое базы не везут на Дитс« аврально исправлять пос- трудностями решаются воиросы ная система работы с базами ча- пишет, и это выделено особо: Пр0МЫССЛ| а взять все снабжение лед;:пия такого ремонта. экономики, не говоря ужео таких его бывает нереальная в морских заблаговременно — невозможно. Снимают, например, какую-ни- ^г*ктах» как увеличенный расход условиях. Тем болееi сущсствую- Недостаток необходимых предме- будь трубу в трудных условиях, в Дорогостоящей картонной тары щая организация работы с база- f . ^ пчяп^мии rwPT тов визивает нервозность людей, темноте. Неисправность устрани- вслеДстпис лишних перевалок, ым в длительном плавании не r n u l l ответственных за судьбу госу- ли, а после оказывается, что со- ,,отеРе готовой во вре- удовлетворяет нас по многим и оппечетенич нзппавления ка дарственного плана. еедиие трубопроводы тоже имели мя "^Регрузки и т. д. потребностям промысла, а в ие- питаловтожений ш m u m Работая с плавбазами, мы не- скрытый дефект, вот и начинает- Сейчас можпо встретить серь- которых случаях снижает его эф- Рационально используем получен- ся все и в большем объеме. А езные возражения в том смысле Фективность. рыонои промышленности». вое снабжепие вследствие пенри- если бы были более частые захо-что осооенно в этом году у ЬМРГ С. Ч Е РН О В , капитан. В этой связи мне хочется вы- годности его к данным условиям Ды в свои порты, то молено было Экипаж большого морозильного траулера «Чехов» находится в третьем по счету м первом опыт ном рейсе. Перед коллективом поставлена задача вырабатывать больше продукции, пользующейся наибольшим спросом у населения, проверить в действии разработан ную систему планирования и ма териального стимулирования. Моряки встали на трудовую пахту в честь XXIII съезда КПСС и добились упеха в соревновании. Досрочно выполнен годовой план Ь по всем показателям. Выработано 34.480 центнеров мороженой рыб ной продукции, в основном из трески и окуня, 6190 центнеров рыбной муки, 160 тысяч банок консервов из тресковой печени, 4690 центнеров подпрессованного и обычного филе... Себестоимость центнера рыбной продукции снижена на 2 рубля 40 копеек. Коммунисш, комсомольцы, бес партийные моряки нашего ко рабля полны решимости в новом году трудиться еще успешнее, встретить XXIII съезд родной Коммунистической партии новыми успехами в труде. Капитан ЛОБАЗЕВ, помпо лит КЕН АХОВ, председа тель судовою комитета СОЛДЛТЕНКО. c rx z z z z z ^o c c c c c c c c c c c c b . сказать свое мнение Удлинение! промысла. Например, экипажу бы сделать поочередную замену срока плавания БМРТ со сдачей нужны бобинцы 400 мм. Перед износившихся деталей своевремея- рыбопродукции на плавбазы пло- отходом в море их па складе не но» квалифицированно, на долгий хо отражается на физическом со- было, а с плавбазами нам посы- срок и дешевле, етоянии моряков. К концу рейса|лают бобинцы 500 мм. Мы вы- Ргбота с плавбазами в дли- у них резко притупляется ощу- цуждены их брать, заведомо зная, тельных рейсах отрицательна и в щение окружающей среды, нап- что уловы у нас будут (а так и другом отношении. Представьте, ряженный, однообразны^ труд без было) ниже, чем у тех экипажей, что на БМРТ имеется большой за- отдыха в течение продо.тжитель- которые вооружили тралы взя- пас металлолома и других отхо- ного времени делает людей инерт- тими из порта бобинцами 400 мм. дов. Судно швартуется к базе. В ными, а иногда наооорот —■• g этом ГОду) работая долгое первую очередь моряки выгружа- возоужденными. Взять, к приме- время без захода в порт, мы не ют рыбную продукцию и получа- ру, просмотр кинофильмов. В пер- могли достать нужное количество ют снабжепие. Весь экипаж до вью два месяца плавания моряки электродов. Поэтому были вы- ботает строго по расписанию, смотрят их с удовольствием, жи- .цуждены выработку в ваерных ро- Часто бывает, что к концу вы- во опсуждаюг, активно ^участву- ликах заваривать старыми порш- грузки начинает портиться пого- мт в диспутах. Лдоровыи интерес левыми кольцами от вспомога- да. В этих условиях ни один ка- к окружающему создает нормаль- тельных двигателей. Но и их не питан не будет рисковать судном ную обстановку во всех звеньях хватило. Утобы избежать про- из-за утильсырья. В дальнейшем, судовой жизни. ^ СТ0Л) пришлось использовать не- если его некуда девать и хране- Нри дальнейшем удлинении сколько годпых колец. Получает- ние утиля грозит безопасности рейса моряки испытывают ко все- ся, что мы сознательно рубили суша, его выбрасывают за борт, му апатию. Долгое плавание ска- сук, на котором, .сидим. Таких Я поддер;киваю мнение о стро- зываетея и на семейных отноше- примеров мо;кно. было бы приве- итсльетве судов грузоподъемио- ниях. Нозтому многие молодые, сти много. стыо до 1000— 1100 тони для ра- спосоГжые моряки расстаются с Длительное нахождение на боты без плавбаз, но хочу отме- Флотом по той причине, что их пе промысле влияет на техническое тить, что увеличение размеров ЕДИНЫЙ ШТАБ ПРОВОДКИ Нет надобности говорить о том, изошел со мной. На пассажирский судно в*, четырех кабельтовых се- как трудно работать судоводите- катер «Весна» пришли моряки, вернее Абрам-корги. Это и был лям во время полярной ночи, при чтобы попасть иа траулер «Плу- «Плутон». ограниченной видимости и стес- тон», стоящий на рейде. По ин- Не знаю, по какой причине дис- ненных условиях плавания. Ду- формации старшего диспетчера петчер рыбного порта тов. Лебе- маю, «то выражаю общее мнение тралового флота тов. Ферсюка, дев неправильно сообщил данные штурманов вспомогательного фло- «Плутон» должен был находиться 0 местонахождении судна и поче та, предлагая совместить деятель- на южном рейде у борта лихтера Му не было известно штабу про- иость штаба проводки рыбного «Захребетное». Подходим к лихте- иодки рцбного порта о месте порта с радиолокационной стан- ру — никакого траулера нет. Вах- якорной стоянки «Плутоиа». Ведь цней. Сделать прямую связь тенный штурман «Захребетного» разрешение на движение катера катера со штабом проводки подсказал, что буксирный паро- «Весна» по южному рейду давал нетрудно и очень нужно. На каж- ход «Шквал» не смог довести штаб проводки. За время, ушед- дом катере установлена четырех- «Плутона» по какой-то причине и шее на поиски траулера, можно канальная ультракоротковолновая поставил его на якорь в четырех с,ыло бы еще доставить группу радиостанция. Прямая связь со кабельтовых южнее Абрам-корги. МОрЯков на суда, штабом проводки, который ведет Докладываю об этом диспетчеру. уже fjo ЭТОМу СЛучаю можно радиолокационный обзор всего 0 :i подтверждает, что так и есть. с.,дить какую большую пользу южного колена Кольского залива, Дважды обходим в тумане весь np||HecgT организация единого намного облегчит и обезопасит южный рейд с подходом к каждо- штада ,,р0водки плавание на акватории порта всех му судну. Выясняем, что на юж- судов. ном рейде нет «Плутона». По ра- В. КОРОТКЕВИЧ, штурман Приведу случай, который про- днолокатору обнаружили какое-то катера «Весна». Причина , аварии — бе спечно сть траулер полным ходом последо вал в район плавбаз, находивших ся у острова Яи-Майен. Скорость хода считали 8,5 узла. С 00 часов 22 октября па судо водительскую вахту заступил вто рой помощник к а п т а и а Разоре нов; на руль — магрос Дружи нин, которого в 12 часов сменил • матрос Поркии. Было пасмурно, дул слабый северо-восточный ве тер, па море — зыбь. Судно сле довало истинным курсом 265 гра дусов. Согласно прокладке на карте этот курс проходил в 2,4 мили севернее берега Коксслетта острова Ян-Мапеи. В половине второго вахтенный второй помощник капитана Р а зо ренов включил самописец эхоло* ia П ЭЛ *5 па 300-метровой шка ле, а в 3 часа включил радиоло катор «Донец». По словам Р а зоренова радиолокатор работал исправно, но изображения берега на трех, . шести и двенадцати- мильных диапазонах не показы вал. На 24-мильный диапазон р а диолокатор Разоренов не пере ключал, хотя необходимость этого была очевидной. Пошел мелкий частый дождь, ухудшивший види мость, но капитану Разоренов об этом пе сообщил, ход не умень шил и не выставил впередсмотря- i щего. В 3 часа 35 минут СРТ-19 с | полного хода выскочил иа берег острова Яи-Майен. Как потом вы яснилось, посадка произошла в 19,5 мили от ечнелнмого места на юго-запад (см. схему). Попытки сняться с мели своими силами были безуспешны. Судно получи ло креп на левый Сорт 12 15 гра дусов. Накатом воли его стало бить о грунт, вода заливала па лубу. Стали подавать сигналы бедствия, установили радиосвязь с плавбазами. Положение траулера было весь ма серьезны^. Он сидел на мели всем корпусом, осыхая по право му борту с носа до кормового трюма при обходе прибойной вол ны. В сетевой трюм через проби тое дипще стала поступать вода. Волнами сорвало брезент с люка кормового .. трюма и унесло за борт. Задраить люк новым бре зентом под ударами воли не у д а лось. Через неплотности между лючннамн вода стала поступать в кормовой трюм. Сорвало с креп лений и выбросило за борт дриф терный порядок из 105 сетей, унесло два спасательных круга и 4 автопокрышки, сломался и уто нул сетеот водитель. Трудно сказать, чем могло бы кончиться дело при ухудшении погоды. К счастью, к утру оиа улучшилась, накат волн умень шился. После проведения подго товительных работ, выброски за борт 90 бочек с рыбой и откачки запасов пресной воды, подошед шему к месту аварии спасатель ному буксиру «Ураган» вечером э >ого дня удалось стащить СРТ- 19 с мели. Водолазным осмотром были обнаружены вмятины дни щевой части корпуса от 15 до 41 шпангоута но обоим бортам с повреждением набора и тремя трещинами вобшнике. Левый бор товой киль смят, пятка ахтер- Штевия деформирована вверх и влево. Система охлаждения вспо могательных двигателей оказа лась забитой песком. Судну пред стоит большой доковый ремонт. В результате аварии государст ву прпчнпепы значительные убыт ки, а траулер на длительный срок выведен из строя. У судоводителей СРТ-19 были все возможности, чтобы избежать аварии. Причина се кроется в проявленной ими беспечности, безграмотной эксплуатации элект- рорадиоиавнгациопиой техники, небрежном выполнении уст ав ных обязанностей. Капитан Трапезников и его по мощник Разоренов сознавали, что астрономическая обсервация по наблюдению малых высот солнца была ненадежной, и счисление путн судна не могло быть точным. Однако соответствующие меры предосторожности не были приня ты. Имевшийся па судне механи ческий лаг не использовался. При подходе к острову не были взяты радиопеленги плавбаз для уточне ния места. Покидая около 23 ча сов мостик, капитан Трапезников не сделал вахтенным штурманам необходимых распоряжений, не д а д указания разбудить его при подходе к острову. Второй помощник капитана Р а зоренов вахту нес халатно. Сей час не представляется возможным установить, почему па экране р а диолокатора, как утверждает Р а зоренов, пе было изображения бе рега. По заявлению капитана и радиста, раньше и после посадки на мель радиолокатор работал хорошо. Во всяком случае нельзя было слепо полагаться на радио л о к а т о р . Необходимо было ис- „пользовать эхолот «Дельфин», способный измерять глубины свы ше 2000 метров, что дало бы воз можность заблаговременно обна ружить приближение к острову и уточнить место судна. Изобата 2000 метров в районе посадки СРТ-19 ппоходнт в 8—9 милях от берега. Эхолот 11ЭЛ-5 Р азоре нов включил на 300-метровой шкале, не использовав фазнровку до 500 метров. Это .уменьшало з а благовременность обнаружения опасного приближения к острову, так как морское дно сразу же от берега круто опускается на боль шие глубины. В довершение ко всему он не вел постоянного на блюдения за самописцем эхолота. Согласно эхограмме с момента появления на ней первой отметки глубины до момента посадки иа мель прошло около 11 минут. Этого времени было вполне д о статочно, чтобы предотвратить аварию. Разоренов является основным виновником аварии. - Ои в I960 году окончил Мур манское мореходное училище н имел достаточный опыт судоводи теля. Капитан Трапезников виновен в том, что не контролировал ра* боту штурманского состава, пе по заботился о принятии необходи мых мер предосторожности при подходе к остропу Ян-Майеи, ли* шейному навигационного обору дования, и пе обеспечил безопас ное плавание судна, передоверив судовождение в сложных услови ях вахтенному штурману. Вызывает тревогу то обстоя* тельство, что подобные посадки па мель судов нашего бассейна не редкость. В августе в Кандалакш ском залнве с полного хода выс кочила на прибрежную банку плавбаза «Архангельск». Судно получило девять пробоин в дни ще, было затоплено машпнио-ко' тельное отделение. Снятие плав базы с мели стоило больших уси лий спасателям, сопровождалось потерей палубного груза. Причина этой крупнейшей у нас аварии текущего года — та же беспечность судоводителей. У судоводителей должно быть хорошо развито чувство ответст венности. Ведь им доверены судь ба судна и жизнь людей. В судо вождении нельзя пренебрегать никакими мелочами, которые, как мы видим на примерах, могут обернуться большими потерями. В принимаемых решениях всегда должен присутствовать элемент разумной осторожности. Этому нас учит весь многовековой опыт мореплавания. Древнее золотое правило моряка: «считать себя ближе к опасности» актуально » в наши дни. В. ВЛАСОВ, морской инс пектор Севгосрыбфлотинс- пскции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz