Рыбный Мурман. 1965 г. Декабрь.

'szzzzzzzzzzzzzzzzzzasoccccccaoccccccacccccccccccazccacccccccG occattD^^ Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения пер­ вого русского тралмейстера Федора Егоровича Ша- малуева. За сорок лет работы в траловом флоте Фе­ дор Егорович воспитал многих и многих мастеров по добыче рыбы, плавая тралмейстером-наставни- ком. В открытом море он пересаживался с одного судна на другое, помогая промысловикам налажи­ вать орудия лова. Ф. Е. Шамалуев доказал воз­ можность добычи озерной рыбы тралом. Им скон­ струированы несколько тралов, которыми успешно работали рыбаки. Сегодня мы широко рассказываем о жизни этого замечательного человека, специалиста. Настало время, чтобы имя Федора Егоровича было присвое­ но одному из рыбопромысловых кораблей. Это бу­ дет хорошим памятником первому русскому трал­ мейстеру. Олово вет ерану флота С . Д К О П Ы Т О В У : О Ч Е Р К первый русшии тралмейстер ФЕДОР ЕГОРОВИЧ ШАМАЛУЕВ % с»? «...С того памятного дня 20 фев­ раля 1920 года, когда телеграф известил о ладении власти белых на Севере и восстановлении вла­ сти трудящихся, наш небольшой коллектив экипажей судов, зимо­ вавших в Порчнихе, жил одной мыслью — поскорее восстановить флот. На зимующих в Порчнихе трау­ лерах оставалось по 6—8 человек. Для того, чтобы приступить к ре­ монтным работам, необходимо было команды пополнить. С каж­ дым приходящим из Мурманска мотоботом стали возвращаться ка­ питаны, штурманы, механики, мат­ росы. С одним из мото­ ботов как-то прибыла груп­ па людей. И штурман Неклюдов доложил мне, что это приехало несколько поморов-матросов в число палубной команды, а вме­ сте с ними прибыл и Шамалуев. — Что это за Шамалуев! — спросил я. — Тралмейстер, говорят, инст­ руктором назначен. По виду бое­ вой парень. Говорят, тралы зна­ ет «на большой». Не дожидаясь склянок на обед, я поехал на берег (столовая в то время у нас была на берегу]. За­ хожу в столовую, смотрю, наш заведующий отделом тралового промысла беседует с моложавым на вид человеком с черными, гладко зачесанными волосами, в болотных сапогах, в поморском теплом свитере, поверх которого надет пиджак. Мы познакомились. Подошли плававшие помощника­ ми тралмейстеров Морозов и Де­ ментьев, капитан Леонов и дру­ гие. Разговор сразу же перешел на волновавшую всех тему о тра­ лах. Федор Егорович Шамалуев оказался на редкость простым и отзывчивым человеком. — Насчет сшивки и вооружения тралов можете не беспокоиться, — сказал он. — Сделано все, как следует, и ребят быстро обучу. Тут ведь ничего хитрого нет. Сме­ калка нужна да желание рабо­ тать. Надо будет посмотреть, что у вас тут есть, а если чего не хва­ тит, то и связать можно. Сами все сделаем. Я так, на память помню, что к чему идет, а если где за­ тирать будет, то в этот «талмуд» посмотрим. — С этими словами Федор Егорович вынул из карма­ на довольно объемистую книжку в клеенчатой обложке, хлопнул по ней ладонью и сказал: — Тут все есть. С этой заветной книжицей при­ шлось со временем познакомить­ ся и мне. Мне много пришлось плавать и работать вместе с Ф е ­ дором Егоровичем Шамалуевым. Он был единственным в то время русским специалистом на Севере, который отлично знал составные части тралов, их вязку, починку и обучил этому делу десятки трал­ мейстеров, штурманов и капита­ нов. Мне, как и многим другим, хо­ телось поскорее узнать, как при­ мется за дело наш новый совет­ ский специалист. На следующий день после этого разговора я по­ шел в импровизированную мас­ терскую, которая расположилась на чердаке одноэтажного недо­ строенного жилого дома. Там уже было много кип сетей, растянуты тросы, к которым умеющие вя­ зать сети матросы-поморы и по­ мощники тралмейстеров усердно крепили сети. Инструктор быстро переходил от одной группы рабо­ тающих к другой, давал четкие, ясные указания. Когда я вошел, он говорил, обращаясь к одному из помощников, Павлу Морозову: — Ты, Паша, больше знаком с делом. Возьми-ка, просчитай ячеи и дай вот этим молодцам сши­ вать. Да посмотри за ними...» ' 9 Мы сознательно прерываем вос­ поминания Степана Дмитриевича Копытова и адресуем вас, ува­ жаемые читатели, к книге «Бесе­ ды старых капитанов», которая выпущена Мурманским книжным издательством в 1961 году и есть во всех киосках «Союзпечати» на­ шего города. В ней вы найдете интереснейшие факты и случаи из жизни и работы многих ветеранов Мурманского тралового флота и, в частности, Федора Егоровича Шамалуева. ПОУЧИЛСЯ И ХВАТИТ Домик Шамалуевых стоит на левом берегу реки Нюхча. Труд­ но жилось Егору Петровичу и Анне Ивано-вне, поэтому и сил хватило только на маленький де­ ревянный домик. В нем и прошло детство Федора Егоровича — вто­ рого в семье (после Ольги) ребен­ ка. За ним родились Анисья и Ирина. Шестеро с ложкой, а с сошкой... Отец, рано потерявший зрение, выбивался из «сил. Кое-как засе­ вал рожью, овсом участок земли. Был урожай — перебивались зи­ му, а нет — варили землину, смешивая ее с соломой, мхом. Иногда Егор Петрович с горя, от того, что жизнь такая несклад­ ная, шел в трактир, приютивший­ ся у самого тракта на левом бере­ гу Нюхчи, и пил горькую. Голо­ сила мать, удрученная бедно­ стью, оплакивала последние гро­ ши, оставленные мужем в трак­ тире. Летом быловеселее. Ребятишки пропадали в лесу, собирая мо­ рошку, голубику, клюкву. Пекла мать шаньги — румяные лепеш­ ки с ягодами. А наловят отец с Федором наваги, сига — жарницы появлялись на столе. ло сдавать. Домой возвращались, нет таких? рейсу. Шамалуев должен был вя- Советской власти, когда был ор- заходили в лавку купца Кабикова,* — Э, дружок, о чем енраши- зать тралы, вооружать их. Днями ганизован советский траловый гостинцы^ набирали: матери — ваешь. На это денег дюже много он просиживал в небольшой мае- флот. 7 ситца, ребятишкам — леденцов, надо. терской, не выпуская из рук тра- В двенадцать лет, окончивсель- Первые попытки организовать ловой иглы, скую школу, Федор уехал с от- отечественный траловый лов были ...Залпы «Авроры» докатились и цом на строительство тракта Оне- сделаны капитаном-ломоромНико- до Архангельска. А©след за ними га—Кемь. лаем Лукичом Ко-пытовым. Одна- раздались выстрелы орудий анг- — Поучился и хвалит, — ко Конытов не достиг цели. Во- лийских кораблей, сташших на сказал ему тогда Егор Петрович, первых, нужно было платить якорях на Двине. Тяжелое было большие деньги за зафрактован- время. Из Нюхчи приходили вес- ный у нор<вежце*в траулер «Эр- ти, что вернулся в село Рублев, линг», а, во-вторых, чиновники, Со своей шайкой ИМЕНИ ШАМАЛУЕВА Жили в Руйге, в 35 километ­ рах от Нюхчи. В десяти избуш­ ках разместились и остальные ра­ бочие. Мужики, крепкие, силь­ ные, валили лес, ш бревен вяза­ ли плоты, другие тут же у до­ роги рыли канаву, которая быст­ ро наполнялась водой. Но этим канавам и гнали плоты. Федор, вкладывая всю свою от которых зависело развитие се­ верных рыбных промыслов, не верили в эффективность лова с траулеров, не верили <в огромные запасы рыбы в Баренцевом море, хотя это подтверждалось материа­ лами научной экспедиции под jyy- коммунистов, комитетчиков самом Архангельске бесчинство­ вали банды Миллера. Шамалуев работал пока еще у Подготавливая этот материал к прпрпрзал всех печати, редакция обратилась к гетчшмв И в « " "р а т и «Рыбного Курима», всем морякам, знавшим первого русского тралмейстера, с просьбой присылать письма, фотографии, мальчишескую силу, толкал плот ководстаом Николая Михайловича шестом. Скидки на возраст не Книповича. было, но когда наступал день вы- В 1910 году рыбопромышлен- дачи зарплаты, его фамилия сре- ник и моряк К. К). Спаде сделал Спаде. Придя однажды в контор- свои ююимшнанм о Федоре Ьго- ву, хозяин представил его высо- Шамалуеве. Первым от- кому, угрюмому человеку. клишужя капитан дальнего лда- - Федор Егорович Шамалуев, ваш,я„ Павел Андреевич Овчиини дором Егоровичем, который в то время работал тралмейсте- ром-наставником. З а рейс он пересаживался на многие су­ да, находившиеся в пролове, выявлял дефекты в тралах, устранял их». «С Федором Егоровичем Ша­ малуевым я познакомился в 30 годах, — пишет групповой инженер-механик управления «Мурмансельдь» коммунист Михаил Иванович Селянинов.— В это время я плавал матро­ сом, а Федор Егорович — трал- мейстером-наставником. У не­ го мне пришлось учиться тра ­ ловому делу. Вскоре мы с ним расстались, так как я начал работать тралмейстером на траулере Архангельского фло­ та...». К этому времени, о котором пи- о котором я вам говорил... — Чем могу быть полезен? — Не хотели бы вы пойти в ков. Вот о чем он пишет в своем далось выше, относится несколько письме. ди других не значилась. Корми- вторую попытку организации тра- экспедицию в качестве тралмей- ли — вот и весь заработок. Об этом периоде в своей жизни Федор Егорович пишет: «С 1902 года — чернорабочий на строительстве тракта Онега—Кемь». Чернорабочий. Это значило, с утра до вечера, неделю за неде­ лей, месяц за месяцем выполнять тяжелую, однообразную работу. Связали плот — гони вдоль трак­ та до того места, где положены последние бревна. Домойвыбирались редко. Пере­ дового промысла. ПРОФЕССОР ДОВОЛЕН Тралмейстером Федор Шама­ луев в первый раз пошел в 1915 году на одном из траулеров Спа- трала ,чинил сети, вооружал но- де. Шла первая мировая война. вые яр&лы. Глядя, как Федор Его- ночуют, а наутро -снова уезжали. Выходить в открытое море кали- Рович со -этим ловко справ- стера? — спросил незнакомец. — Какая экспедиция? — Профессор Аверинцев ее организует. В Баренцево море. — Согласен. Вскоре Шамалуев был на бор­ ту траулера «Дельфин», а еще через несколько дней судно поки­ нуло порт. Экспедиция была научно-промысловой. Тралмейстер руководил спуском и подъемом • - • документов в личном деле Шама- «С Федором Егоровичем Ша- луева. «Приказ № 160 по управ- малуевым мне пришлось ветре- лению тралового флота Гостре- чаться в 1928 году на экспери- ед.а «Мурмаирьша». 9 ноября ментальном судне «Красный Ш 7 ^ ИСПОЛНИЛОСЬ 20 лет щ“ к а Т к(оТт Г ый СдоРОаГт°огоТРГ Работь1 в траловом флоте шгогрук- ЖИЛ дл я перевозки продуктов тора-тралмейстера Ф. Е. Шама- и снабжения по становищам луева. Учитывая плодотворную Мурманского берега, а весной работу тов. Шамалуева по обуче- 1928 года был переведен в со- ИИЮ кадров в первые годы за­ став судов, с которых произво- рождения советского тралового ф п ттт дился экспериментальный лов фЛОта объявляю благодарность и ЛК)Д°(В» 1итов. Поздравляю награж- класса, присвоить тов. Шамалуе- рыбы, осваивался кошельковый вщан5 единовременное вознаграж- Д0ШШХ» желаю дальнейших уепе- ву звание мастера по добыче рыбы S r . T S r . ^ r " р* 6 ‘ " * « ■ * 1 6 0 0 ------ ---------------------- J премирую часами. Подписи: за- Федор Егорович ШАМАЛУЕВ. Однажды летом мы зашли в __ _____* „ * ___ НИНОВа I Тшпя и 111 ямяjivpr с меститель начальника управления хов. Еремеев». первого класса». Вернемся к письму М. И. Селя- В 1946 году Федор Егорович Егор Петрович мастер был до К зиме с Мурмана вернулся дядя тан не решался, поэтому лов вели ляется, Аверинцев говорил: Иван Петрович Шамалуев. вблизи берега. — Молодец парень. А ведь — Ну что, Федюшка, пойдешь феДор Егорович <в то даремя по ни»то не учил его. со мной треску ловить? — спра- всему побережью был единствен- Б своем отчете он пишет: «Наш шивал он Федора. ным русским тралмейстером. Ан- тралмейстер великолепно знал — Пойду. гличане -»инструкторы убрались спуск—подъем оттер-трала, его Увез Иван Петрович племянни- восвояси, так как работы для них чинку, разделку рыбы и прочее..». ка весной. Стал Федор зуйком, не было. Но и Шамалуев недолго Траулер «Дельфин» сделал Насаживал на ярусные крючки проплавал в качестве тралмейсте- только два рейса. Как и -при пре- иесчаника, распутывал тюки, ва- ра: траулер стал на прикол. Не дыдущих исследованиях, прове­ рил уху. Видел с берега, как ды- желая отпускать специалиста, денных Н. М. Книповичем, про­ мили паровые английские, немец- Спаде оставил Федора Егоровича фессор Аверинцев получил бога- 1 ставили мережи. Одно крыло кие траулеры, промышляя далеко при себе. тый материал, подтверждающий крепили на Горелке, другое — на в море. А дядин карбас был поч- Работы было много. Не теряя наличие в Баренцевом море боль- Рапаках. Здесь же избушки ры- ти у берега. надежды на продолжение промыс- ших запасав рыбы. Но начать ис- бацкие стояли, уловы можно бы- — Дядь Вань, а почему у нас ла, Спаде готовился к новому пользовать их смогли только при рыбалки. За каргой, что в двена­ дцати километрах от Белого моря, лягу нашел — обильно наваги, селедки, «ореха попадало в мере­ жи. Самместо это не мог видеть, Федора «спрашивал: — Где проходим, Федюшка? — Варде-гору. — Ламб-остров. — Рапак. Ну, вот и пришли. губу юва, Ша алуев „ матросом-гребцом на шлюпке тралового флота Минеев, началь- пошел искать щупом (тонкий ник административно-хозяйствен- тросик с привязанным на кон- кого отдела Баснев». це грузом) рыбу. Обнаружив - * косяк и определив его размеры, был награжден медалью «За доб- Еще раньше за налаживание ЖЛ V I I M V ^ V f i n U W l V 1 / U U _ « < • Федор Егорович приказал сроч- кошелькового лова ФедорЕгорович но выметывать невод. Уло» приказом № 36 от 19 февраля был около 500 пудов. Тов. Ша - 1935 года налражден патефоном, малуев говорил, что косяк — «Телеграмма. Москва № 815. неплотный. «Мурманрыба» Лобанову, полит- Помнится другой случай часть Макарову. В связи с два- когда в губе Большая Волоко- дцатилетием тралового флота при- вая Федор Егорович на мелком казом Наркомрыбпрома 191 8 мая ся к* но постигл а° неудач а— награждены знаком отличника со- по министерству от 20 мая 1952 невод зацепился з а кораллы. циалистического соревнования года J\l° 179 — По введению для Плавая потом в траловом Наркомрыбпрома Михов, С. Д. Ко- мастеров по добыче рыбы званий флоте капитаном, мне много пытов, Шамалуев, Амосов, Ново- мастера по добыче первого клас- пришлось ходить В море с Фе- жилов, Леонтьев, Махилев, Нек- са и мастера по добыче второго .«Вновь с Федором Егорови- лестный труд». чем я встретился В начале 1950 Документы, собранные о Ф. Е. года на СРТ-153 «Алдан». Он Щамалуеве свидетельствуют о также работал тралмейстером- шамалуеве, свидетельствуют о наставником, обучая молодежь ’ как BbICOlKO оценен его труд, траловому делу. Шамалуев от- ®^о мастерство, его огромный давал все свои силы и знания вклад в развитие тралового фло- быстрой подготовке специали- та. Но все ли сделано для того, стов по добыче рыбы. Этот че- чтобы память об этом человеке не ловек был примером для всех умирала? моряков, скромным, удивитель­ но трудолюбивым, честным и от­ зывчивым товарищем». «...В соответствии с приказом Э |Т0 БЫЛО в августе 1910 года. В бухте Лодейной, не­ далеко от становища Териберка, Оросило якорь небольшое паровое судно. От него отделилась шлюп­ ка, и через несколько минут на прибрежный песок выпрыгнул человек с длинными рыжими уса­ ми. Зашедшее в бухту судно при­ надлежало архангельской фирме Спаде и занималось траловым ло­ вом рыбы. Расспросив рыбаков, как ловит­ ся рыба, где они ставят яруса, че­ ловек с рыжими усами задал воп­ рос: не найдется ли среди нас же­ лающих поступить матросами на судно? Требовались два человека. Мне его предложение пришлось «кстати.Незадолго до этого я ра­ ботал на моторном боте фирмы «Фансмит и Гассель», промыш­ лявшем треску на ярус. Но фир­ ма распалась, и я уже около ме­ сяца сидел в Териберке без рабо­ ты. К тому же разбирало любо­ пытство: как это люди ловят ры­ бу с парового судна, да еще не­ водом. Мы, конечно, знали, что в наших водах — у Канина и в других местах — промышляют английские и немецкие траулеры, но видеть этот промысел, а тем более принимать в нем участие никому из поморов еще не при­ ходилось. Поэтому, не раздумывая долго, я дал согласие поступить на суд- W Ш j t l i W *\ j t f \ 7ТГ M что мешок обрывался, и мы те- починке трала. Наматывал на иг- но и к вечеру со своим матрос- / \ / шЩЧ И / | / И а Я я Л Я я Я / В я Я Я*£ / 1 Ряяи ве1СЬ Ул,ов. Патента еще не лу прядено, порол швы и в то же ским сундучком уже спускался щ Jf J i j L k j Ам> Ж 3L*J ж Ja JC b l Щ/ & Ж %/ Ж Я JP J l m l ^.нали»и куток завязывали узлом, время внимательно приглядывал- вслед за боцманом в кубрик. Для того, чтобы его развязать, ся, как старик вырезает из трала Гак началось мое плавание налш^ 0ТКуДа ш прибыл в наши бритой физиономии Джуса появ- карбасы. Мне не потребовалось судна не хватало хода. Стрел неaa>n0AfiT1?!iU0K' 'Ршшые КУСКИ и заменяет их но- русском траулере «Север».В0ДЫ} из 5 егали на нем плавать, и лялись суровые складки, он бро- много времени, чтобы узнать все было, поэтому мешок и бобинцы_ uniIIni. „ не ш,1-ми- Теперь эту раооту может Вступая на его палубу, я, ко- рпаде купил СудИ0 1Г0 дешевке, сался к тралу, отталкивая мат- преимущества тралового промыс- приходилось сбрасывать за борт ма(рпп‘ ?ЫП0ЛНИ1ГЬ лю^оп матрос, прора- нечно, не мог предполагать, что руС1(Ж,им флагом «Север» шел росов. Сумятица от этого увели- ла, а вслед за этим явилось жела- в*ручную. Марок на ваерах не г» д PTtvu^ L ботавшии несколько месяцев на этот шаг определит всю мою по- » ^рвый промысловый чивалась, дело же шло не лучше, ние изучить его как можно пробивали, а для того, чтобы учи- Ш пплитмчии ™ траулере. 1огда же ото была нау- следующую жизнь, что на борту - * лучшетывать длину выдавливаемого i -промокшим д первого русского траулера я дос- ре“с* ТАЙНЫ МАСТЕРСТВА Уя * tdoci н П е ^ делали белой^ Весною «Север» ловил треску рам-иностранцам и притом рев- «опально овладею искусством тра- Людям, работающим на совре- Я сты ^т а .т ^м ш в к ра- Кдй 0’™етки gL отметкИ бьгетоо У Ры6ачьег? полуострова и на ностао ими оберегавшаяся, лового лова и впоследствии стануместных советских траулерах и На траулере для меня открыл- боте при впуске и подъеме трала,°™етк“ Кильдинской баше, летом-око- Тралмейстер Джус был завален первым русским тралмейстером.привыкшим к электрическому ся новый мир. Как ш плохо был изучать его часта, общее устрой- аодиш^ их. надо было эозоонов до остр(>ва Харлдаа и в южиой ботой Не имея шмощгака т Сорок лет провел я на палубесвету, паровому отоплению, свет- организован здесь промысел, все ство лять при каждом спуске трала часгл ц€нтральн0г0 района) с ав_ лжен был ,п судов тралового флота. Сорок лет лому, просторному помещению, же он не мог идти ни в какое С-^ого времени техника трало- Деялось ихi м . У вавра стоял густа _ у Кан.ина. Промышляли каждом подъеме трала, а осталь- в беспрерывной борьбе с суровой трудно представить ту скучен- сравнение с ярусный ловом, к ова далеко шагнула вне- отмртки ’ птмкп сооб- глаш1ЬМ образом в западной и ное время уходило на чишеу се- стихией арктических широт на- ноадъ, грязь, сырость, которые которому я, как и другие поморы, P Д. Изменилась и конструкция тпатмрйгтрпу ’ гасплыко <пп юг0“запаДН0^ частях этого райо- тей. Поэтому моя помощь при- На моих Царили в куорике «Севера». привык с детских лет. ^ Там мы оруди лова. Тогда применяли ‘ру* околько ш на. Места еще не были изучены, щлась ему более чем кстати. У На вахту я вышел, когда тра- были привязаны к небольшому № вида тралов: один имел верх- травлено троса. и опускали мы трал на авось. Ес- каждого из нас был свой расчет. капливался мои опыт. ГЛазаХ зародился, вырос И ДОСТИГ » J -- -------------- 1 ------ n — - * - А l n ^ и . . n , T T — л --------------------- - *------ — ---------— • — и П О H a t иша vuun y a u i c i . мощного развития советский тра- улер находился уже в открытом участку берега, не имели воз- яююподбору длинои в 110 футов Циркуляции при подъеме тра- ли рьгба попадала, производили Джус ничего не имел против того, товилась к подъ- можности выходить далеко в мо- и нижнюю в 160 футов; у ла не делали. Лишь в том слу- повторные траления; не было ее чтобы я выполнял за него часть Ч Т 1 ТЖ rtTtTTrt ПО Н я ш я ЧГИЯН!» PMfPTHPlTWO. Р Ж Р - ДВУГОГП ------ МРТТкШРРП ПЯ^МОПЯ ----- ПЯО ТГПГ7ТЯ HVWH fl П^ТТТП п ф п й т г » ПТ ------ ...л О -------------------------------------- — ^ ^ ^ меньшего размера — чае, когда нужно было отойти от — шли дальше. Ясного представ- работы, мне же хотелось изучить центнеров порядок при этом отсутствовал, т в о nfoo С?СЛ В?.Я" ^имавшегося изi глубины меш- ления о промысловой обстановке .слолгаое тралмейстерское дело. К концу же второго года нашей со­ ловый флот с его передовой тех- море. Команда готовилась никой, с его уловами, исчисляе- ему трала. Какой бы то ни былоре. Наша жизнь ежедневно, еже- Другого мыми миллионами центн ров поряд к при этом отсутствовал, часно подвергалась опасности. Д на j _ . __.ri ----- . ---- --------- — ---- рЬ1 5 ы Надо сказать, что тралмейстером Уловы были незначительными, ла фута и нижней — 120 фу- ка с рыбой, машине давали не- щц тралмейстер, ни тем более ка Углубляясь в свои воспомина- па судне был англичанин Джус, иной раз неделями приходилось тов. Кухтылей и третьей доски сколько оборотов. Вспоминается, питгш не имели, ния я испытываю волнующее ни слова не говоривший ио-рус-оставаться без заработка, так на верхней подборе не существо- что эта операция не всегда про- Осеньюсуда с полными трюма- вместной работы он почти не вы- чувство гордости за наш совет- си. Команду мы понимали плохо, как треака не ловилась. Здесь же сало. 1ралы поступали к нам в ходила гладко. Бывало, что мешок ми рыбы шли на зимовку в Ригу, ходил оттуда, прикладываясь тай­ ский траловый флот. И мне хо- Навыков работы с тралом ни у трал поднимал за один раз по готовом виде из-за границы и не всплывал у противоположного Там они сбывали груз, производи- Ком от капитана к бутылке с лю- телось бы, чтобы, читая эти стра- кого еще не было. Джус, вы со ки й 15U— ^UU пудов рьгоы — улов, имько тралы, но и все трало-вое борта или выворачивался, и вся ш необходимый ремонт и в марте a a ницы, такое же чувство перелей- старик лет шестидесяти, отдавал которого поморская артель не снаряжение — вплоть до дере- рыба уходила. снова направлялись в Баренцево русской виски», а я ли мои более молодые товарищи, приказания, пользуясь для этого брала и за неделю. Когда рыоаniIbIX ообинцев и иголок для Выбирали трал на борт вруч- море.него не только чинил, но и «Север», куда я снес в авгу- десятком интернациональных мор- не ловилась, судно меняло район ики сетей. дую по команде тралмейстера. В молодости я отличался креп- гспускал и поднимал тралы, стовский вечер 1910 года свой ских терминов да короткими энер- и находило места, более благопри- Техника лова была такова. Удавных и дележных стропов не ким здоровьем и выносливостью. матросский сундучок, был не- гичными лсестами. Но этого было ятные для промысла. Наконец, 1рал спускали только по ветру, было. Мешок поднимали на борт После вахты, когда другае матро- q t a статья была написана большим старым траулером, давно недостаточно, и люди часто дела- т р а у л е р , м н о г о м е н ь ш е зависел от так как машина быласлабой ипри с помощью талей; джильсонов сы валились с ног от усталости, я О ф. е. Шамалуевым к 25-ле- отслужившим свой срок. В Анг- ли не то, что нужно. Тогда на погоды, чем утлые поморские кытравливашщ ваеров на ветер у тогда не применяли. Случалось, обычно шел помогать Джусу в тию тралового флота. «...Я не устану повторять, что имя Федора Егоровича Ша ­ малуева должно быть присвое­ но одному из промысловых ко­ раблей», — писал старейший капитан тралового флота Сте­ пан Дмитриевич Копытов в своей статье «Я счастлив», опубликованной в «Рыбном Мурмане» 7 ноября этого года. «...Я согласен с С. Д . Копы- товым, что имя первого рус ­ ского тралмейстера должен но­ сить один из траулеров тр ало ­ вого флота», — поддерживал ветеран рыбного Мурмана В. П. Махилев. А вот еще одно письмо, при­ сланное (в редакцию работником Беломорской базы гослова, членом КПСС с 1942 года Павлом Ива­ новичем Шубиным. «... Плавая с Федором Егоро­ вичем один рейс на СРТ «Са­ зан» в !950*.оду, я слышал , как он говорил: «Не о себе беспо­ коюсь, не з а своей славой го­ нюсь, а о вас, молодых, д у ­ маю, чтобы вы не тащили вот т ак сети, не убивались, тряся их. А сельдь можно ловить и тралом». Пусть от причала родного порта с прощальными гудками уходит траулер , возвращается на з ад с полным грузом, и моря­ ки, сойдя на берег, пойдут по улицам города с прямой, про­ стой улыбкой, присущей перво­ му русскому тралмейстеру , и пусть этот траулер будет на­ зван именем Шамалуева» . * * * Федор Егорович умер в 1957 году в своей родной Нюхче. С го­ ры, на которой находится клад­ бище, хорошо виден тракт. По этому тракту мальчишкой он ухо­ дил в первый раз на Мурман, к морю и отдал ему -всю жизнь. В. х р я ш к о в . iccccccccaoccccccccccoz .ZZZZZZ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz