Рыбный Мурман. 1965 г. Декабрь.
'szzzzzzzzzzzzzzzzzzasoccccccaoccccccacccccccccccazccacccccccG occattD^^ Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения пер вого русского тралмейстера Федора Егоровича Ша- малуева. За сорок лет работы в траловом флоте Фе дор Егорович воспитал многих и многих мастеров по добыче рыбы, плавая тралмейстером-наставни- ком. В открытом море он пересаживался с одного судна на другое, помогая промысловикам налажи вать орудия лова. Ф. Е. Шамалуев доказал воз можность добычи озерной рыбы тралом. Им скон струированы несколько тралов, которыми успешно работали рыбаки. Сегодня мы широко рассказываем о жизни этого замечательного человека, специалиста. Настало время, чтобы имя Федора Егоровича было присвое но одному из рыбопромысловых кораблей. Это бу дет хорошим памятником первому русскому трал мейстеру. Олово вет ерану флота С . Д К О П Ы Т О В У : О Ч Е Р К первый русшии тралмейстер ФЕДОР ЕГОРОВИЧ ШАМАЛУЕВ % с»? «...С того памятного дня 20 фев раля 1920 года, когда телеграф известил о ладении власти белых на Севере и восстановлении вла сти трудящихся, наш небольшой коллектив экипажей судов, зимо вавших в Порчнихе, жил одной мыслью — поскорее восстановить флот. На зимующих в Порчнихе трау лерах оставалось по 6—8 человек. Для того, чтобы приступить к ре монтным работам, необходимо было команды пополнить. С каж дым приходящим из Мурманска мотоботом стали возвращаться ка питаны, штурманы, механики, мат росы. С одним из мото ботов как-то прибыла груп па людей. И штурман Неклюдов доложил мне, что это приехало несколько поморов-матросов в число палубной команды, а вме сте с ними прибыл и Шамалуев. — Что это за Шамалуев! — спросил я. — Тралмейстер, говорят, инст руктором назначен. По виду бое вой парень. Говорят, тралы зна ет «на большой». Не дожидаясь склянок на обед, я поехал на берег (столовая в то время у нас была на берегу]. За хожу в столовую, смотрю, наш заведующий отделом тралового промысла беседует с моложавым на вид человеком с черными, гладко зачесанными волосами, в болотных сапогах, в поморском теплом свитере, поверх которого надет пиджак. Мы познакомились. Подошли плававшие помощника ми тралмейстеров Морозов и Де ментьев, капитан Леонов и дру гие. Разговор сразу же перешел на волновавшую всех тему о тра лах. Федор Егорович Шамалуев оказался на редкость простым и отзывчивым человеком. — Насчет сшивки и вооружения тралов можете не беспокоиться, — сказал он. — Сделано все, как следует, и ребят быстро обучу. Тут ведь ничего хитрого нет. Сме калка нужна да желание рабо тать. Надо будет посмотреть, что у вас тут есть, а если чего не хва тит, то и связать можно. Сами все сделаем. Я так, на память помню, что к чему идет, а если где за тирать будет, то в этот «талмуд» посмотрим. — С этими словами Федор Егорович вынул из карма на довольно объемистую книжку в клеенчатой обложке, хлопнул по ней ладонью и сказал: — Тут все есть. С этой заветной книжицей при шлось со временем познакомить ся и мне. Мне много пришлось плавать и работать вместе с Ф е дором Егоровичем Шамалуевым. Он был единственным в то время русским специалистом на Севере, который отлично знал составные части тралов, их вязку, починку и обучил этому делу десятки трал мейстеров, штурманов и капита нов. Мне, как и многим другим, хо телось поскорее узнать, как при мется за дело наш новый совет ский специалист. На следующий день после этого разговора я по шел в импровизированную мас терскую, которая расположилась на чердаке одноэтажного недо строенного жилого дома. Там уже было много кип сетей, растянуты тросы, к которым умеющие вя зать сети матросы-поморы и по мощники тралмейстеров усердно крепили сети. Инструктор быстро переходил от одной группы рабо тающих к другой, давал четкие, ясные указания. Когда я вошел, он говорил, обращаясь к одному из помощников, Павлу Морозову: — Ты, Паша, больше знаком с делом. Возьми-ка, просчитай ячеи и дай вот этим молодцам сши вать. Да посмотри за ними...» ' 9 Мы сознательно прерываем вос поминания Степана Дмитриевича Копытова и адресуем вас, ува жаемые читатели, к книге «Бесе ды старых капитанов», которая выпущена Мурманским книжным издательством в 1961 году и есть во всех киосках «Союзпечати» на шего города. В ней вы найдете интереснейшие факты и случаи из жизни и работы многих ветеранов Мурманского тралового флота и, в частности, Федора Егоровича Шамалуева. ПОУЧИЛСЯ И ХВАТИТ Домик Шамалуевых стоит на левом берегу реки Нюхча. Труд но жилось Егору Петровичу и Анне Ивано-вне, поэтому и сил хватило только на маленький де ревянный домик. В нем и прошло детство Федора Егоровича — вто рого в семье (после Ольги) ребен ка. За ним родились Анисья и Ирина. Шестеро с ложкой, а с сошкой... Отец, рано потерявший зрение, выбивался из «сил. Кое-как засе вал рожью, овсом участок земли. Был урожай — перебивались зи му, а нет — варили землину, смешивая ее с соломой, мхом. Иногда Егор Петрович с горя, от того, что жизнь такая несклад ная, шел в трактир, приютивший ся у самого тракта на левом бере гу Нюхчи, и пил горькую. Голо сила мать, удрученная бедно стью, оплакивала последние гро ши, оставленные мужем в трак тире. Летом быловеселее. Ребятишки пропадали в лесу, собирая мо рошку, голубику, клюкву. Пекла мать шаньги — румяные лепеш ки с ягодами. А наловят отец с Федором наваги, сига — жарницы появлялись на столе. ло сдавать. Домой возвращались, нет таких? рейсу. Шамалуев должен был вя- Советской власти, когда был ор- заходили в лавку купца Кабикова,* — Э, дружок, о чем енраши- зать тралы, вооружать их. Днями ганизован советский траловый гостинцы^ набирали: матери — ваешь. На это денег дюже много он просиживал в небольшой мае- флот. 7 ситца, ребятишкам — леденцов, надо. терской, не выпуская из рук тра- В двенадцать лет, окончивсель- Первые попытки организовать ловой иглы, скую школу, Федор уехал с от- отечественный траловый лов были ...Залпы «Авроры» докатились и цом на строительство тракта Оне- сделаны капитаном-ломоромНико- до Архангельска. А©след за ними га—Кемь. лаем Лукичом Ко-пытовым. Одна- раздались выстрелы орудий анг- — Поучился и хвалит, — ко Конытов не достиг цели. Во- лийских кораблей, сташших на сказал ему тогда Егор Петрович, первых, нужно было платить якорях на Двине. Тяжелое было большие деньги за зафрактован- время. Из Нюхчи приходили вес- ный у нор<вежце*в траулер «Эр- ти, что вернулся в село Рублев, линг», а, во-вторых, чиновники, Со своей шайкой ИМЕНИ ШАМАЛУЕВА Жили в Руйге, в 35 километ рах от Нюхчи. В десяти избуш ках разместились и остальные ра бочие. Мужики, крепкие, силь ные, валили лес, ш бревен вяза ли плоты, другие тут же у до роги рыли канаву, которая быст ро наполнялась водой. Но этим канавам и гнали плоты. Федор, вкладывая всю свою от которых зависело развитие се верных рыбных промыслов, не верили в эффективность лова с траулеров, не верили <в огромные запасы рыбы в Баренцевом море, хотя это подтверждалось материа лами научной экспедиции под jyy- коммунистов, комитетчиков самом Архангельске бесчинство вали банды Миллера. Шамалуев работал пока еще у Подготавливая этот материал к прпрпрзал всех печати, редакция обратилась к гетчшмв И в « " "р а т и «Рыбного Курима», всем морякам, знавшим первого русского тралмейстера, с просьбой присылать письма, фотографии, мальчишескую силу, толкал плот ководстаом Николая Михайловича шестом. Скидки на возраст не Книповича. было, но когда наступал день вы- В 1910 году рыбопромышлен- дачи зарплаты, его фамилия сре- ник и моряк К. К). Спаде сделал Спаде. Придя однажды в контор- свои ююимшнанм о Федоре Ьго- ву, хозяин представил его высо- Шамалуеве. Первым от- кому, угрюмому человеку. клишужя капитан дальнего лда- - Федор Егорович Шамалуев, ваш,я„ Павел Андреевич Овчиини дором Егоровичем, который в то время работал тралмейсте- ром-наставником. З а рейс он пересаживался на многие су да, находившиеся в пролове, выявлял дефекты в тралах, устранял их». «С Федором Егоровичем Ша малуевым я познакомился в 30 годах, — пишет групповой инженер-механик управления «Мурмансельдь» коммунист Михаил Иванович Селянинов.— В это время я плавал матро сом, а Федор Егорович — трал- мейстером-наставником. У не го мне пришлось учиться тра ловому делу. Вскоре мы с ним расстались, так как я начал работать тралмейстером на траулере Архангельского фло та...». К этому времени, о котором пи- о котором я вам говорил... — Чем могу быть полезен? — Не хотели бы вы пойти в ков. Вот о чем он пишет в своем далось выше, относится несколько письме. ди других не значилась. Корми- вторую попытку организации тра- экспедицию в качестве тралмей- ли — вот и весь заработок. Об этом периоде в своей жизни Федор Егорович пишет: «С 1902 года — чернорабочий на строительстве тракта Онега—Кемь». Чернорабочий. Это значило, с утра до вечера, неделю за неде лей, месяц за месяцем выполнять тяжелую, однообразную работу. Связали плот — гони вдоль трак та до того места, где положены последние бревна. Домойвыбирались редко. Пере дового промысла. ПРОФЕССОР ДОВОЛЕН Тралмейстером Федор Шама луев в первый раз пошел в 1915 году на одном из траулеров Спа- трала ,чинил сети, вооружал но- де. Шла первая мировая война. вые яр&лы. Глядя, как Федор Его- ночуют, а наутро -снова уезжали. Выходить в открытое море кали- Рович со -этим ловко справ- стера? — спросил незнакомец. — Какая экспедиция? — Профессор Аверинцев ее организует. В Баренцево море. — Согласен. Вскоре Шамалуев был на бор ту траулера «Дельфин», а еще через несколько дней судно поки нуло порт. Экспедиция была научно-промысловой. Тралмейстер руководил спуском и подъемом • - • документов в личном деле Шама- «С Федором Егоровичем Ша- луева. «Приказ № 160 по управ- малуевым мне пришлось ветре- лению тралового флота Гостре- чаться в 1928 году на экспери- ед.а «Мурмаирьша». 9 ноября ментальном судне «Красный Ш 7 ^ ИСПОЛНИЛОСЬ 20 лет щ“ к а Т к(оТт Г ый СдоРОаГт°огоТРГ Работь1 в траловом флоте шгогрук- ЖИЛ дл я перевозки продуктов тора-тралмейстера Ф. Е. Шама- и снабжения по становищам луева. Учитывая плодотворную Мурманского берега, а весной работу тов. Шамалуева по обуче- 1928 года был переведен в со- ИИЮ кадров в первые годы за став судов, с которых произво- рождения советского тралового ф п ттт дился экспериментальный лов фЛОта объявляю благодарность и ЛК)Д°(В» 1итов. Поздравляю награж- класса, присвоить тов. Шамалуе- рыбы, осваивался кошельковый вщан5 единовременное вознаграж- Д0ШШХ» желаю дальнейших уепе- ву звание мастера по добыче рыбы S r . T S r . ^ r " р* 6 ‘ " * « ■ * 1 6 0 0 ------ ---------------------- J премирую часами. Подписи: за- Федор Егорович ШАМАЛУЕВ. Однажды летом мы зашли в __ _____* „ * ___ НИНОВа I Тшпя и 111 ямяjivpr с меститель начальника управления хов. Еремеев». первого класса». Вернемся к письму М. И. Селя- В 1946 году Федор Егорович Егор Петрович мастер был до К зиме с Мурмана вернулся дядя тан не решался, поэтому лов вели ляется, Аверинцев говорил: Иван Петрович Шамалуев. вблизи берега. — Молодец парень. А ведь — Ну что, Федюшка, пойдешь феДор Егорович <в то даремя по ни»то не учил его. со мной треску ловить? — спра- всему побережью был единствен- Б своем отчете он пишет: «Наш шивал он Федора. ным русским тралмейстером. Ан- тралмейстер великолепно знал — Пойду. гличане -»инструкторы убрались спуск—подъем оттер-трала, его Увез Иван Петрович племянни- восвояси, так как работы для них чинку, разделку рыбы и прочее..». ка весной. Стал Федор зуйком, не было. Но и Шамалуев недолго Траулер «Дельфин» сделал Насаживал на ярусные крючки проплавал в качестве тралмейсте- только два рейса. Как и -при пре- иесчаника, распутывал тюки, ва- ра: траулер стал на прикол. Не дыдущих исследованиях, прове рил уху. Видел с берега, как ды- желая отпускать специалиста, денных Н. М. Книповичем, про мили паровые английские, немец- Спаде оставил Федора Егоровича фессор Аверинцев получил бога- 1 ставили мережи. Одно крыло кие траулеры, промышляя далеко при себе. тый материал, подтверждающий крепили на Горелке, другое — на в море. А дядин карбас был поч- Работы было много. Не теряя наличие в Баренцевом море боль- Рапаках. Здесь же избушки ры- ти у берега. надежды на продолжение промыс- ших запасав рыбы. Но начать ис- бацкие стояли, уловы можно бы- — Дядь Вань, а почему у нас ла, Спаде готовился к новому пользовать их смогли только при рыбалки. За каргой, что в двена дцати километрах от Белого моря, лягу нашел — обильно наваги, селедки, «ореха попадало в мере жи. Самместо это не мог видеть, Федора «спрашивал: — Где проходим, Федюшка? — Варде-гору. — Ламб-остров. — Рапак. Ну, вот и пришли. губу юва, Ша алуев „ матросом-гребцом на шлюпке тралового флота Минеев, началь- пошел искать щупом (тонкий ник административно-хозяйствен- тросик с привязанным на кон- кого отдела Баснев». це грузом) рыбу. Обнаружив - * косяк и определив его размеры, был награжден медалью «За доб- Еще раньше за налаживание ЖЛ V I I M V ^ V f i n U W l V 1 / U U _ « < • Федор Егорович приказал сроч- кошелькового лова ФедорЕгорович но выметывать невод. Уло» приказом № 36 от 19 февраля был около 500 пудов. Тов. Ша - 1935 года налражден патефоном, малуев говорил, что косяк — «Телеграмма. Москва № 815. неплотный. «Мурманрыба» Лобанову, полит- Помнится другой случай часть Макарову. В связи с два- когда в губе Большая Волоко- дцатилетием тралового флота при- вая Федор Егорович на мелком казом Наркомрыбпрома 191 8 мая ся к* но постигл а° неудач а— награждены знаком отличника со- по министерству от 20 мая 1952 невод зацепился з а кораллы. циалистического соревнования года J\l° 179 — По введению для Плавая потом в траловом Наркомрыбпрома Михов, С. Д. Ко- мастеров по добыче рыбы званий флоте капитаном, мне много пытов, Шамалуев, Амосов, Ново- мастера по добыче первого клас- пришлось ходить В море с Фе- жилов, Леонтьев, Махилев, Нек- са и мастера по добыче второго .«Вновь с Федором Егорови- лестный труд». чем я встретился В начале 1950 Документы, собранные о Ф. Е. года на СРТ-153 «Алдан». Он Щамалуеве свидетельствуют о также работал тралмейстером- шамалуеве, свидетельствуют о наставником, обучая молодежь ’ как BbICOlKO оценен его труд, траловому делу. Шамалуев от- ®^о мастерство, его огромный давал все свои силы и знания вклад в развитие тралового фло- быстрой подготовке специали- та. Но все ли сделано для того, стов по добыче рыбы. Этот че- чтобы память об этом человеке не ловек был примером для всех умирала? моряков, скромным, удивитель но трудолюбивым, честным и от зывчивым товарищем». «...В соответствии с приказом Э |Т0 БЫЛО в августе 1910 года. В бухте Лодейной, не далеко от становища Териберка, Оросило якорь небольшое паровое судно. От него отделилась шлюп ка, и через несколько минут на прибрежный песок выпрыгнул человек с длинными рыжими уса ми. Зашедшее в бухту судно при надлежало архангельской фирме Спаде и занималось траловым ло вом рыбы. Расспросив рыбаков, как ловит ся рыба, где они ставят яруса, че ловек с рыжими усами задал воп рос: не найдется ли среди нас же лающих поступить матросами на судно? Требовались два человека. Мне его предложение пришлось «кстати.Незадолго до этого я ра ботал на моторном боте фирмы «Фансмит и Гассель», промыш лявшем треску на ярус. Но фир ма распалась, и я уже около ме сяца сидел в Териберке без рабо ты. К тому же разбирало любо пытство: как это люди ловят ры бу с парового судна, да еще не водом. Мы, конечно, знали, что в наших водах — у Канина и в других местах — промышляют английские и немецкие траулеры, но видеть этот промысел, а тем более принимать в нем участие никому из поморов еще не при ходилось. Поэтому, не раздумывая долго, я дал согласие поступить на суд- W Ш j t l i W *\ j t f \ 7ТГ M что мешок обрывался, и мы те- починке трала. Наматывал на иг- но и к вечеру со своим матрос- / \ / шЩЧ И / | / И а Я я Л Я я Я / В я Я Я*£ / 1 Ряяи ве1СЬ Ул,ов. Патента еще не лу прядено, порол швы и в то же ским сундучком уже спускался щ Jf J i j L k j Ам> Ж 3L*J ж Ja JC b l Щ/ & Ж %/ Ж Я JP J l m l ^.нали»и куток завязывали узлом, время внимательно приглядывал- вслед за боцманом в кубрик. Для того, чтобы его развязать, ся, как старик вырезает из трала Гак началось мое плавание налш^ 0ТКуДа ш прибыл в наши бритой физиономии Джуса появ- карбасы. Мне не потребовалось судна не хватало хода. Стрел неaa>n0AfiT1?!iU0K' 'Ршшые КУСКИ и заменяет их но- русском траулере «Север».В0ДЫ} из 5 егали на нем плавать, и лялись суровые складки, он бро- много времени, чтобы узнать все было, поэтому мешок и бобинцы_ uniIIni. „ не ш,1-ми- Теперь эту раооту может Вступая на его палубу, я, ко- рпаде купил СудИ0 1Г0 дешевке, сался к тралу, отталкивая мат- преимущества тралового промыс- приходилось сбрасывать за борт ма(рпп‘ ?ЫП0ЛНИ1ГЬ лю^оп матрос, прора- нечно, не мог предполагать, что руС1(Ж,им флагом «Север» шел росов. Сумятица от этого увели- ла, а вслед за этим явилось жела- в*ручную. Марок на ваерах не г» д PTtvu^ L ботавшии несколько месяцев на этот шаг определит всю мою по- » ^рвый промысловый чивалась, дело же шло не лучше, ние изучить его как можно пробивали, а для того, чтобы учи- Ш пплитмчии ™ траулере. 1огда же ото была нау- следующую жизнь, что на борту - * лучшетывать длину выдавливаемого i -промокшим д первого русского траулера я дос- ре“с* ТАЙНЫ МАСТЕРСТВА Уя * tdoci н П е ^ делали белой^ Весною «Север» ловил треску рам-иностранцам и притом рев- «опально овладею искусством тра- Людям, работающим на совре- Я сты ^т а .т ^м ш в к ра- Кдй 0’™етки gL отметкИ бьгетоо У Ры6ачьег? полуострова и на ностао ими оберегавшаяся, лового лова и впоследствии стануместных советских траулерах и На траулере для меня открыл- боте при впуске и подъеме трала,°™етк“ Кильдинской баше, летом-око- Тралмейстер Джус был завален первым русским тралмейстером.привыкшим к электрическому ся новый мир. Как ш плохо был изучать его часта, общее устрой- аодиш^ их. надо было эозоонов до остр(>ва Харлдаа и в южиой ботой Не имея шмощгака т Сорок лет провел я на палубесвету, паровому отоплению, свет- организован здесь промысел, все ство лять при каждом спуске трала часгл ц€нтральн0г0 района) с ав_ лжен был ,п судов тралового флота. Сорок лет лому, просторному помещению, же он не мог идти ни в какое С-^ого времени техника трало- Деялось ихi м . У вавра стоял густа _ у Кан.ина. Промышляли каждом подъеме трала, а осталь- в беспрерывной борьбе с суровой трудно представить ту скучен- сравнение с ярусный ловом, к ова далеко шагнула вне- отмртки ’ птмкп сооб- глаш1ЬМ образом в западной и ное время уходило на чишеу се- стихией арктических широт на- ноадъ, грязь, сырость, которые которому я, как и другие поморы, P Д. Изменилась и конструкция тпатмрйгтрпу ’ гасплыко <пп юг0“запаДН0^ частях этого райо- тей. Поэтому моя помощь при- На моих Царили в куорике «Севера». привык с детских лет. ^ Там мы оруди лова. Тогда применяли ‘ру* околько ш на. Места еще не были изучены, щлась ему более чем кстати. У На вахту я вышел, когда тра- были привязаны к небольшому № вида тралов: один имел верх- травлено троса. и опускали мы трал на авось. Ес- каждого из нас был свой расчет. капливался мои опыт. ГЛазаХ зародился, вырос И ДОСТИГ » J -- -------------- 1 ------ n — - * - А l n ^ и . . n , T T — л --------------------- - *------ — ---------— • — и П О H a t иша vuun y a u i c i . мощного развития советский тра- улер находился уже в открытом участку берега, не имели воз- яююподбору длинои в 110 футов Циркуляции при подъеме тра- ли рьгба попадала, производили Джус ничего не имел против того, товилась к подъ- можности выходить далеко в мо- и нижнюю в 160 футов; у ла не делали. Лишь в том слу- повторные траления; не было ее чтобы я выполнял за него часть Ч Т 1 ТЖ rtTtTTrt ПО Н я ш я ЧГИЯН!» PMfPTHPlTWO. Р Ж Р - ДВУГОГП ------ МРТТкШРРП ПЯ^МОПЯ ----- ПЯО ТГПГ7ТЯ HVWH fl П^ТТТП п ф п й т г » ПТ ------ ...л О -------------------------------------- — ^ ^ ^ меньшего размера — чае, когда нужно было отойти от — шли дальше. Ясного представ- работы, мне же хотелось изучить центнеров порядок при этом отсутствовал, т в о nfoo С?СЛ В?.Я" ^имавшегося изi глубины меш- ления о промысловой обстановке .слолгаое тралмейстерское дело. К концу же второго года нашей со ловый флот с его передовой тех- море. Команда готовилась никой, с его уловами, исчисляе- ему трала. Какой бы то ни былоре. Наша жизнь ежедневно, еже- Другого мыми миллионами центн ров поряд к при этом отсутствовал, часно подвергалась опасности. Д на j _ . __.ri ----- . ---- --------- — ---- рЬ1 5 ы Надо сказать, что тралмейстером Уловы были незначительными, ла фута и нижней — 120 фу- ка с рыбой, машине давали не- щц тралмейстер, ни тем более ка Углубляясь в свои воспомина- па судне был англичанин Джус, иной раз неделями приходилось тов. Кухтылей и третьей доски сколько оборотов. Вспоминается, питгш не имели, ния я испытываю волнующее ни слова не говоривший ио-рус-оставаться без заработка, так на верхней подборе не существо- что эта операция не всегда про- Осеньюсуда с полными трюма- вместной работы он почти не вы- чувство гордости за наш совет- си. Команду мы понимали плохо, как треака не ловилась. Здесь же сало. 1ралы поступали к нам в ходила гладко. Бывало, что мешок ми рыбы шли на зимовку в Ригу, ходил оттуда, прикладываясь тай ский траловый флот. И мне хо- Навыков работы с тралом ни у трал поднимал за один раз по готовом виде из-за границы и не всплывал у противоположного Там они сбывали груз, производи- Ком от капитана к бутылке с лю- телось бы, чтобы, читая эти стра- кого еще не было. Джус, вы со ки й 15U— ^UU пудов рьгоы — улов, имько тралы, но и все трало-вое борта или выворачивался, и вся ш необходимый ремонт и в марте a a ницы, такое же чувство перелей- старик лет шестидесяти, отдавал которого поморская артель не снаряжение — вплоть до дере- рыба уходила. снова направлялись в Баренцево русской виски», а я ли мои более молодые товарищи, приказания, пользуясь для этого брала и за неделю. Когда рыоаniIbIX ообинцев и иголок для Выбирали трал на борт вруч- море.него не только чинил, но и «Север», куда я снес в авгу- десятком интернациональных мор- не ловилась, судно меняло район ики сетей. дую по команде тралмейстера. В молодости я отличался креп- гспускал и поднимал тралы, стовский вечер 1910 года свой ских терминов да короткими энер- и находило места, более благопри- Техника лова была такова. Удавных и дележных стропов не ким здоровьем и выносливостью. матросский сундучок, был не- гичными лсестами. Но этого было ятные для промысла. Наконец, 1рал спускали только по ветру, было. Мешок поднимали на борт После вахты, когда другае матро- q t a статья была написана большим старым траулером, давно недостаточно, и люди часто дела- т р а у л е р , м н о г о м е н ь ш е зависел от так как машина быласлабой ипри с помощью талей; джильсонов сы валились с ног от усталости, я О ф. е. Шамалуевым к 25-ле- отслужившим свой срок. В Анг- ли не то, что нужно. Тогда на погоды, чем утлые поморские кытравливашщ ваеров на ветер у тогда не применяли. Случалось, обычно шел помогать Джусу в тию тралового флота. «...Я не устану повторять, что имя Федора Егоровича Ша малуева должно быть присвое но одному из промысловых ко раблей», — писал старейший капитан тралового флота Сте пан Дмитриевич Копытов в своей статье «Я счастлив», опубликованной в «Рыбном Мурмане» 7 ноября этого года. «...Я согласен с С. Д . Копы- товым, что имя первого рус ского тралмейстера должен но сить один из траулеров тр ало вого флота», — поддерживал ветеран рыбного Мурмана В. П. Махилев. А вот еще одно письмо, при сланное (в редакцию работником Беломорской базы гослова, членом КПСС с 1942 года Павлом Ива новичем Шубиным. «... Плавая с Федором Егоро вичем один рейс на СРТ «Са зан» в !950*.оду, я слышал , как он говорил: «Не о себе беспо коюсь, не з а своей славой го нюсь, а о вас, молодых, д у маю, чтобы вы не тащили вот т ак сети, не убивались, тряся их. А сельдь можно ловить и тралом». Пусть от причала родного порта с прощальными гудками уходит траулер , возвращается на з ад с полным грузом, и моря ки, сойдя на берег, пойдут по улицам города с прямой, про стой улыбкой, присущей перво му русскому тралмейстеру , и пусть этот траулер будет на зван именем Шамалуева» . * * * Федор Егорович умер в 1957 году в своей родной Нюхче. С го ры, на которой находится клад бище, хорошо виден тракт. По этому тракту мальчишкой он ухо дил в первый раз на Мурман, к морю и отдал ему -всю жизнь. В. х р я ш к о в . iccccccccaoccccccccccoz .ZZZZZZ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz