Рыбный Мурман. 1965 г. Декабрь.
е ш е н и л сентябрьского Пленума иг» К О С С — е жизнь! каждую смену производственной команды приходится дополнительных рабочие по 6 человек и 2—3 человека из палубной команды.* А когда выпадает свободное вре-' мя от выкатки рыбы из морозильных камер й упаковки се, то 5 человек из упаковочного отделения приходят на помощь расфасовщикам. Таким образом, при обильных уловах на каждой смене работает на расфасовке по 10 штатных шкерщн- ков и расфасовщиков и 9 человек нодвахты, не считая упаковщиков При такой организации на одного рабо- Вопросы, заслуживающие внимания ■ 1 ЛЛ совещании-семинаре эксплуатационников и эко- - * номистов флота и портов рыбной промышленности СССР, проходившем в Мурманске в ноябре 1965 гола, рассматривались вопросы о путях улучшения эксплуа тации и организации работы приемо-траиспортного, об рабатывающего и крупнотоннажного - добывающего флот о». В докладе тов. Свиташева, выступавшего на этом со вещании, затрагивались насущные вопросы, решение ко торых в той или иной мере должно способствовать по вышению экономической эффективности работы добы вающего и нрнемо-транспортиого флотов. По сути де ла доклад является продолжением разговора, начатого юв . Свиташевым иа страницах нашей бассейновой га- ее*ы еще в начале 1965 года в статье «Правильный ли *ужь?». Докладчик правильно ставит вопрос о замене суще ствующей упаковочной тары (картонных ящиков) крафт-. мешками. Экономия в траловом флоте за счет уде шевления тары выразится в сумме около 5 миллионов рублей в год. Кроме того, надо иметь в виду, что за счет р&эност*т*еса картошюи тары и крафт-мешков полезная грузоподъемность промысловых н транспортных судов увеличится в расчете иа год примерно на 12—13 тысяч тонн. Это равноценно высвобождению такого транспорт ного рефрижератора, как «И. Айвазовский», в течение 8—9 месяцев. Резко сократятся простои промыслового флота из-за ожидания плавбаз. X! вопрос, затронутый в докладе, также за- PHi сл^даивает особого внимания. Речь идет о раздел- its мытнх пород рыб. Тов. Свнташев убедительно по давал*- какие убытки (около 11 миллионов рублей) мы йееем в- связи с пустыми, бесцельными перевозками по водному и железнодорожному транспорту большого ко личества непищевого сырья. Правильно ставится вопрос о создании разделочной машины. Однако тов. Свнташев впадает в глубокое заблуждение, предлагая перейти на ручную разделку хека до создания такой машины. , Хек, облавливаемый в течение года, имеет средний -вес 160 граммов. При . заморозке 50—55 тонн рыбы в сутки все операции рабочего никла сводятся в основ ном к расфасовке. Надо сказать, что эта работа тру доемка, особенно при сортировке улова. Очень часто вызывается подвахта с каждой 8-часовой вахты в среднем но 6 человек, то есть 18 человек в сутки. На п р о д о л ж а е т Ш Г О Б О Р тающего •в-расфасовочном отделении за смепу прихо дится в среднем 1,3—1,4 тонны рафасоваиной рыбы. При ручной разделке рыбы, как показывает расчет, при 10 шкерщиках в смене, обрабатывающих по 12 ры бин в минуту, средний вес которых 160 граммов, можно выпустить в сутки 24—26 тони разделанной ры бы. Через руки каждого шкерщика за смену пройдет 8—9 тысяч рыбин и столько же раз он взмахнет рукой, забрасывая рыбу на транспортер. Итак, при 10 шкерщиках и производительности 12—13 тонн за смену необходимо иметь 10 расфасовщиков, мы же располагаем девятью. Заметим, что работа органи зована с полной подвахтой. Но и при этих условиях с добавлением в штат команды 8—10 человек иа каждую смену, как предлагает тов. Свнташев, мы сможем до биться суточной выработки 29—31 тонны разделанного мороженого хека. При 30 процентах отходов сырья для выработки муки будет 13 тонн. Таким образом, суточная производитель ность траулера в сырце составит 42—44 тонны, тогда как без разделки она достигает 63—68 тони. Следует учесть, что увеличение команды траулера на 18—20 человек повлечет за собой увеличение фонда за работной платы на 40—45 тысяч рублей в год. Затраты на производство остаются неизменными, фонд заработ* ной платы растет, а количество выпускаемой продукции уменьшается во время пик в 1,6—1,7 раза. Стоимость центнера такой продукции возрастет в 1,3—1,5 раза. Повышение себестоимости единицы прбдукшш при снижении производительности труда — что может быть более неразумным в хозяйствовании. Закон социалисти ческого производства требует добиваться наивысших экономических результатов при наименьших затратах. П РИВЕДЕННЫЕ выше расчеты — это только теоре тические выкладки. Следует еще подумать и о том, что при полной иодвахте уже ощущаются некоторые неудобства в расфасовочном отделении из-за большого количества людей. А если увеличить каждую смену иа 8—10 человек, то на фабрике будет сутолока, снижаю-.- -щ а я производительность труда. Кроме того, на судах ' польской постройки дополнительно 18—20 человек негде - поселить. Не случайно проведенный капитаном-тов.. Быстровым эксперимент по разделке хека на БМРТ показал невысо- . кий результат: Без увеличения штата удалось разделать и заморозить за сутки 12 тонн хека. Надо еще иметь в виду, что экипажи облавливают плотные концентрации 1—2 месяца, а.потом 2—3 меся ца «гоняются» за рыбой. В такое время излишест вующие в штатах судов бездейст вующие люди будут серьезной помехой на промысле* При массовом лове хека, налима, аргентины, когда .сырьевая обстановка позволяет брать в сырце по 70—80 тошьфыбы в сутки,.вывод тов. Свиташсва об эффектив ности использования отходов для производства рыбной муки теряет смысл. В этом случае перед промысловика ми встает проблема: что «выгоднее» —выбрасывать За борт отходы, полученные при разделке рыбы, или зале жавшуюся на палубе рыбу. Поэтому здесь нельзя* рас сматривать использование отходов как критерий при., оценке степени выполнения плана по сырцу. v Однако это не значит, что надо вовсе отказаться от разделки рыбы. Нужно быстрее создавать разделочную машину для рыб мелких пород, тем более, что в других* бассейнах (Азово-Черноморском, Волго-Каспинском) ^ имеется практика конструирования и эксплуатации т а ких машин. На Керченском консервном заводе испытывалась раз делочная машина аспиранта Калининградского рыбвтуэа Н. Райкова. Ее производительность 95—120 рыбин в ми нуту. Бычок направлялся па разделку без предварителм ной сортировки по размерам , при среднем весе 70 грам^ мов. Машина отрезает голову, посредством вакуумного устройства отделяет внутренности. Возможно, в наших условиях придется несколько изменить отдельные узлы. Две таких машины при средней производительности по сто штук в минуту позволят разделывать и замора; живать до 45 тонн рыбы в сутки ббз •увеличения шта* та. И если при этом не последует сокращения штата* то машины все равно быстро окупятся за счет выпуска лучшего качества и более ценной продукции. При обнльч - 1 ых уловах и недогрузке морозильных камер разделакч нон рыбой частично можно замораживать рыбу в нераз- деланиом виде. При условии работы в течение года в среднем 10 БМРТ на мелких породах рыб разделка их избавит нас от перевозки более 18.000 тонн груза (отходов), что рав носильно высвобождению такого транспортного рефри жератора, как «И. Айвазовский», в течение года. Замена картонной тары крафт-мешками, применение разделочных машин для мелких пород рыб повысят эф фективность фондоотдачи па флотах и их реитабель- пость. Эти мероприятия отвечают задачам, выдвинутый сентябрьским Пленумом ЦК КПСС. Н. ЖУЛИН, помполит БМРТ «Рыбачий». Н А этот раз оваций вс было. Никто не кричал «ура», как ийотда принято писать в очерках. Все произошло гораздо проще. Когда очередная стампа, напол ненная серебристой мурманской есяьдью, поднялась иа борт плав н ы , капитан малого рыболовно- траулера «Строгий» Василий Иванович Монзиков посмотрел на радиста Виктора Николаевича Тнтлова, улыбнулся, подмигн-ул в. все поняли: рубеж взят. Под нята последняя стампа в счет второго годового плана, и новая стампа с рыбой открывает начало третьего годового плана в 1965 году. - Василий Иванович не новичок па флоте. Пятнадцать лет он ло вит рыбу. И не на больших сов ременных траулерах, даже не яа сейнерах, а на малых, или, как их называют: «мартышках». Откуда #{) 1 ?шлоэто название, к кому, бы и ии обв*щался, никто не мог мне ответить. - Всего одиннадцать человек, включая кока Антонину Иванов ну Панфилову, работают иа «Строгом». Плавает она вместе е мужем, матросом Анатолием Юрь евичем, уже пятый год. Почти весь экипаж работает на еудие дли Одиннадцать дружных acatfo» • • -V-:-: V Повар А. И. ПАНФИЛОВА. тельное время — от трех до пя ти лет, и не в этом ли кроется секрет столь успешной работы коллектива? Пожалуй, да. До статочно сказать, что в «невезу чее» время, когда работают на «семьдесят пять процентов», ни кто с судна не бежит. Нет здесь «летунов». Антонина Ивановна, хо тя и не работает на рыбе, но ее. вклад не менее весомый. Вкусно и сытно, а, главное, вовремя на кормить, еказать валившимся от усталости людям ласковое слово, не менее важно, чем стоять у ле бедки. У лебедки имеет свое штат-’ нос место старший механик Вла димир Николаевич Иванов — симпатичный парень с улыбаю щимися глазами — выпускник Ленинградского мореходного учи лища. Как-то в отпуске встрети лись однокурсники. Каждый хва лится: вот я, мол, плаваю па БМРТ, я — на FF. В общем, каждый пытался доказать, что. его судно лучше. .Владимир мол чал. А когда дошла очередь до пего, он рассказал, на каком оя судне работает. Да, там нет ван ной, пет даже душа, все живут в кубрмке, там же обедают, ист ка кие люди, товарищи, таких не всегда встретишь и такой друж бе позавидуешь. И очень жаль, что мало Мореходцев попадают иа МРГ, все тянутся на большие суда, в комфортабельные каюты. Ох, как нужны грамотные специ алисты и на этих «мартышках». Ох, как нужны. Говорят, что капитан на судне— «бег». Но если Василий Иванович «бог», то мастер лова Вениамин Борисович Пилецкий — «царь». От его работы зависит успех всей команды. Он или ищет рыбу (не всегда эхолот помогает), сидя в шлюпке со щупом, — туго'натя- Очерк путой струной, или руководит подъемом кошелька. От его чет кой и слаженной организации за висит все. И то, что на палубе не слышно ни одного громкого слова, и то, нто каждый отлично усвоил свои обязанности, немалая в этом заслуга Вениамина Борисо вича. Стармех В. Н. ИВАНОВ. ’•* г : У Можно было бы много писать и о матросах Архипове, Евсееве и других членах экипажа. Все они — одиннадцать дружных — до бились большой победы. ...На палубе внимательно сле дят за мастером лова. Медленно передвигается шлюпка. На вытя нутой руке Вениамина Борисови ча натянута струна. Ох, как хо чется, чтобы она заиграла. Это не менее приятная музыка, чем пес ни Пахмутовой или симфонии Шостаковича. Но, увы, струна не играет. Рука, кажется, уже задеревенела. Прошло пятна дцать... двадцать... тридцать ми нут. Только слабые звуки издает струна. Мы замерли в ожидании. Ждем ие дождемся, когда Вениамин Бо рисович поднимет руки, и тогда пойдет кошелек. Всматриваемся и ждем. И, кажется, слабые звуки струны доходят и до нас. Но вот мастер лова поднимается в шлюп ке, значит, заиграла струпа, зна чит, ужо не отдельные звуки, а мощные аккорды играют у него в руках. Он встает во весь рост, и еще через секунду «мартышка» описывает круг, ровно ложится кошелек, сползает с площадки, и только поплавки оставляют след, ровный, вычерченный умной ру кой. Над кругом закружились чайки. Значит, рыба есть. Значит, улов будет. — Есть половина! — кричит матрос Архипов. Это значит, что половина кошелькового невода в воде. Еще минута и кошелек пол ностью в воде. Быстро подходит шлюпка. Кидают бросательный. Еще минута. Начинают стягивать кошелек. Счет времени идет на секунды. Нет, на доли секунд. За работала лебедка. . Нелегко найти рыбу. Нелегко выметать кошелек, хотя кажется, что сложности в этом нет. Но го раздо труднее удержать, не дать уйти рыбе из кошелька. И здесь решают секунды. Только и слыш но: «Пошел!». «Бирай!». Нет ни одного свободного метра площади, рассчитан каждый квадратный сантиметр, все туже и туже сжи мается, круг, все громче и громче перекликаются чайки, кружась над кошельжом, чуют, что рыба есть, и, как сказал один из мат росов: «сверху им виднее». Еще минута. И кошелек закрыт. Об легченно вздыхают матросы, ка питан, механик. На свое «штат- i ное» место вышел радист—стяж ные кольца подбирать. А в чем же все-таки секрет, —* могут спросить читателя. Ведь, как зачастую пишут, вот, мол, они имеют секрет, не хотят поделиться с нами. Этого не скажешь об экипаже «Строгого»!, После очередной разгрузки у бор;* та плавбазы Василий Иванович Монзиков пригласил меня на борт иа очередной замет. С радостью ir принял приглашение. Не, мепе$ радостны были и моряки. Ох, балуют хороших работника* «сверху». Когда они выполнил^ второй годовой план, их никто не поздравил даже. А надо было. Надо было Подбодрить их теплым словом. Хотя бы радиограммой. Секретов нет никаких. Дружба, сплоченность, упорный труд— вег весь секрет успеха. И то, пто сре ди них нет «летунов». Многие годы один и тот же экипаж—под мена только на отпуск. Знание рабочего места и товарищеская взаимовыручка. Во время выборки здесь пет -ни капитана, ни ради ста, ни механика. Все на своих местах, все делают общее дело. Здесь матросы учатся у капитана, капитан — у матросов. Когда очередная стампа подня лась на борт плавбазы, по радио прозвучало: «Внимание, внима ние! У нашего борта стоит под выгрузкой МРТ «Строгий», кото рый выполнил два годовых пла на и сегодня выполнил уже и рейсовое задание. Экипаж «Там бова» поздравляет с большой тру довой победой, берется выгрузить улов досрочно, помочь выполнить третий тодовой плак. С победой вас, моряки! Большого счастья!». Только на миг оторвались они от работы. Переглянулись, улыб нулись и еще дружнее замелька ли сачки, набрасывая в стампы трепещущую серебристую сельдь. И. ГОНИКМАН, помполит плавбазы «Тамбов».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz