Рыбный Мурман. 1965 г. Декабрь.

е ш е н и л сентябрьского Пленума иг» К О С С — е жизнь! каждую смену производственной команды приходится дополнительных рабочие по 6 человек и 2—3 человека из палубной команды.* А когда выпадает свободное вре-' мя от выкатки рыбы из морозильных камер й упаковки се, то 5 человек из упаковочного отделения приходят на помощь расфасовщикам. Таким образом, при обильных уловах на каждой смене работает на расфасовке по 10 штатных шкерщн- ков и расфасовщиков и 9 человек нодвахты, не считая упаковщиков При такой организации на одного рабо- Вопросы, заслуживающие внимания ■ 1 ЛЛ совещании-семинаре эксплуатационников и эко- - * номистов флота и портов рыбной промышленности СССР, проходившем в Мурманске в ноябре 1965 гола, рассматривались вопросы о путях улучшения эксплуа­ тации и организации работы приемо-траиспортного, об­ рабатывающего и крупнотоннажного - добывающего флот о». В докладе тов. Свиташева, выступавшего на этом со­ вещании, затрагивались насущные вопросы, решение ко­ торых в той или иной мере должно способствовать по­ вышению экономической эффективности работы добы­ вающего и нрнемо-транспортиого флотов. По сути де­ ла доклад является продолжением разговора, начатого юв . Свиташевым иа страницах нашей бассейновой га- ее*ы еще в начале 1965 года в статье «Правильный ли *ужь?». Докладчик правильно ставит вопрос о замене суще­ ствующей упаковочной тары (картонных ящиков) крафт-. мешками. Экономия в траловом флоте за счет уде­ шевления тары выразится в сумме около 5 миллионов рублей в год. Кроме того, надо иметь в виду, что за счет р&эност*т*еса картошюи тары и крафт-мешков полезная грузоподъемность промысловых н транспортных судов увеличится в расчете иа год примерно на 12—13 тысяч тонн. Это равноценно высвобождению такого транспорт­ ного рефрижератора, как «И. Айвазовский», в течение 8—9 месяцев. Резко сократятся простои промыслового флота из-за ожидания плавбаз. X! вопрос, затронутый в докладе, также за- PHi сл^даивает особого внимания. Речь идет о раздел- its мытнх пород рыб. Тов. Свнташев убедительно по­ давал*- какие убытки (около 11 миллионов рублей) мы йееем в- связи с пустыми, бесцельными перевозками по водному и железнодорожному транспорту большого ко­ личества непищевого сырья. Правильно ставится вопрос о создании разделочной машины. Однако тов. Свнташев впадает в глубокое заблуждение, предлагая перейти на ручную разделку хека до создания такой машины. , Хек, облавливаемый в течение года, имеет средний -вес 160 граммов. При . заморозке 50—55 тонн рыбы в сутки все операции рабочего никла сводятся в основ­ ном к расфасовке. Надо сказать, что эта работа тру­ доемка, особенно при сортировке улова. Очень часто вызывается подвахта с каждой 8-часовой вахты в среднем но 6 человек, то есть 18 человек в сутки. На п р о д о л ж а е т Ш Г О Б О Р тающего •в-расфасовочном отделении за смепу прихо­ дится в среднем 1,3—1,4 тонны рафасоваиной рыбы. При ручной разделке рыбы, как показывает расчет, при 10 шкерщиках в смене, обрабатывающих по 12 ры­ бин в минуту, средний вес которых 160 граммов, можно выпустить в сутки 24—26 тони разделанной ры­ бы. Через руки каждого шкерщика за смену пройдет 8—9 тысяч рыбин и столько же раз он взмахнет рукой, забрасывая рыбу на транспортер. Итак, при 10 шкерщиках и производительности 12—13 тонн за смену необходимо иметь 10 расфасовщиков, мы же располагаем девятью. Заметим, что работа органи­ зована с полной подвахтой. Но и при этих условиях с добавлением в штат команды 8—10 человек иа каждую смену, как предлагает тов. Свнташев, мы сможем до­ биться суточной выработки 29—31 тонны разделанного мороженого хека. При 30 процентах отходов сырья для выработки муки будет 13 тонн. Таким образом, суточная производитель­ ность траулера в сырце составит 42—44 тонны, тогда как без разделки она достигает 63—68 тони. Следует учесть, что увеличение команды траулера на 18—20 человек повлечет за собой увеличение фонда за­ работной платы на 40—45 тысяч рублей в год. Затраты на производство остаются неизменными, фонд заработ* ной платы растет, а количество выпускаемой продукции уменьшается во время пик в 1,6—1,7 раза. Стоимость центнера такой продукции возрастет в 1,3—1,5 раза. Повышение себестоимости единицы прбдукшш при снижении производительности труда — что может быть более неразумным в хозяйствовании. Закон социалисти­ ческого производства требует добиваться наивысших экономических результатов при наименьших затратах. П РИВЕДЕННЫЕ выше расчеты — это только теоре­ тические выкладки. Следует еще подумать и о том, что при полной иодвахте уже ощущаются некоторые неудобства в расфасовочном отделении из-за большого количества людей. А если увеличить каждую смену иа 8—10 человек, то на фабрике будет сутолока, снижаю-.- -щ а я производительность труда. Кроме того, на судах ' польской постройки дополнительно 18—20 человек негде - поселить. Не случайно проведенный капитаном-тов.. Быстровым эксперимент по разделке хека на БМРТ показал невысо- . кий результат: Без увеличения штата удалось разделать и заморозить за сутки 12 тонн хека. Надо еще иметь в виду, что экипажи облавливают плотные концентрации 1—2 месяца, а.потом 2—3 меся­ ца «гоняются» за рыбой. В такое время излишест­ вующие в штатах судов бездейст­ вующие люди будут серьезной помехой на промысле* При массовом лове хека, налима, аргентины, когда .сырьевая обстановка позволяет брать в сырце по 70—80 тошьфыбы в сутки,.вывод тов. Свиташсва об эффектив­ ности использования отходов для производства рыбной муки теряет смысл. В этом случае перед промысловика­ ми встает проблема: что «выгоднее» —выбрасывать За борт отходы, полученные при разделке рыбы, или зале­ жавшуюся на палубе рыбу. Поэтому здесь нельзя* рас­ сматривать использование отходов как критерий при., оценке степени выполнения плана по сырцу. v Однако это не значит, что надо вовсе отказаться от разделки рыбы. Нужно быстрее создавать разделочную машину для рыб мелких пород, тем более, что в других* бассейнах (Азово-Черноморском, Волго-Каспинском) ^ имеется практика конструирования и эксплуатации т а ­ ких машин. На Керченском консервном заводе испытывалась раз­ делочная машина аспиранта Калининградского рыбвтуэа Н. Райкова. Ее производительность 95—120 рыбин в ми­ нуту. Бычок направлялся па разделку без предварителм ной сортировки по размерам , при среднем весе 70 грам^ мов. Машина отрезает голову, посредством вакуумного устройства отделяет внутренности. Возможно, в наших условиях придется несколько изменить отдельные узлы. Две таких машины при средней производительности по сто штук в минуту позволят разделывать и замора; живать до 45 тонн рыбы в сутки ббз •увеличения шта* та. И если при этом не последует сокращения штата* то машины все равно быстро окупятся за счет выпуска лучшего качества и более ценной продукции. При обнльч - 1 ых уловах и недогрузке морозильных камер разделакч нон рыбой частично можно замораживать рыбу в нераз- деланиом виде. При условии работы в течение года в среднем 10 БМРТ на мелких породах рыб разделка их избавит нас от перевозки более 18.000 тонн груза (отходов), что рав­ носильно высвобождению такого транспортного рефри­ жератора, как «И. Айвазовский», в течение года. Замена картонной тары крафт-мешками, применение разделочных машин для мелких пород рыб повысят эф­ фективность фондоотдачи па флотах и их реитабель- пость. Эти мероприятия отвечают задачам, выдвинутый сентябрьским Пленумом ЦК КПСС. Н. ЖУЛИН, помполит БМРТ «Рыбачий». Н А этот раз оваций вс было. Никто не кричал «ура», как ийотда принято писать в очерках. Все произошло гораздо проще. Когда очередная стампа, напол­ ненная серебристой мурманской есяьдью, поднялась иа борт плав­ н ы , капитан малого рыболовно- траулера «Строгий» Василий Иванович Монзиков посмотрел на радиста Виктора Николаевича Тнтлова, улыбнулся, подмигн-ул в. все поняли: рубеж взят. Под­ нята последняя стампа в счет второго годового плана, и новая стампа с рыбой открывает начало третьего годового плана в 1965 году. - Василий Иванович не новичок па флоте. Пятнадцать лет он ло­ вит рыбу. И не на больших сов­ ременных траулерах, даже не яа сейнерах, а на малых, или, как их называют: «мартышках». Откуда #{) 1 ?шлоэто название, к кому, бы и ии обв*щался, никто не мог мне ответить. - Всего одиннадцать человек, включая кока Антонину Иванов­ ну Панфилову, работают иа «Строгом». Плавает она вместе е мужем, матросом Анатолием Юрь­ евичем, уже пятый год. Почти весь экипаж работает на еудие дли­ Одиннадцать дружных acatfo» • • -V-:-: V Повар А. И. ПАНФИЛОВА. тельное время — от трех до пя­ ти лет, и не в этом ли кроется секрет столь успешной работы коллектива? Пожалуй, да. До­ статочно сказать, что в «невезу­ чее» время, когда работают на «семьдесят пять процентов», ни­ кто с судна не бежит. Нет здесь «летунов». Антонина Ивановна, хо­ тя и не работает на рыбе, но ее. вклад не менее весомый. Вкусно и сытно, а, главное, вовремя на­ кормить, еказать валившимся от усталости людям ласковое слово, не менее важно, чем стоять у ле­ бедки. У лебедки имеет свое штат-’ нос место старший механик Вла­ димир Николаевич Иванов — симпатичный парень с улыбаю­ щимися глазами — выпускник Ленинградского мореходного учи­ лища. Как-то в отпуске встрети­ лись однокурсники. Каждый хва­ лится: вот я, мол, плаваю па БМРТ, я — на FF. В общем, каждый пытался доказать, что. его судно лучше. .Владимир мол­ чал. А когда дошла очередь до пего, он рассказал, на каком оя судне работает. Да, там нет ван­ ной, пет даже душа, все живут в кубрмке, там же обедают, ист ка­ кие люди, товарищи, таких не всегда встретишь и такой друж­ бе позавидуешь. И очень жаль, что мало Мореходцев попадают иа МРГ, все тянутся на большие суда, в комфортабельные каюты. Ох, как нужны грамотные специ­ алисты и на этих «мартышках». Ох, как нужны. Говорят, что капитан на судне— «бег». Но если Василий Иванович «бог», то мастер лова Вениамин Борисович Пилецкий — «царь». От его работы зависит успех всей команды. Он или ищет рыбу (не всегда эхолот помогает), сидя в шлюпке со щупом, — туго'натя- Очерк путой струной, или руководит подъемом кошелька. От его чет­ кой и слаженной организации за­ висит все. И то, что на палубе не слышно ни одного громкого слова, и то, нто каждый отлично усвоил свои обязанности, немалая в этом заслуга Вениамина Борисо­ вича. Стармех В. Н. ИВАНОВ. ’•* г : У Можно было бы много писать и о матросах Архипове, Евсееве и других членах экипажа. Все они — одиннадцать дружных — до­ бились большой победы. ...На палубе внимательно сле­ дят за мастером лова. Медленно передвигается шлюпка. На вытя­ нутой руке Вениамина Борисови­ ча натянута струна. Ох, как хо­ чется, чтобы она заиграла. Это не менее приятная музыка, чем пес­ ни Пахмутовой или симфонии Шостаковича. Но, увы, струна не играет. Рука, кажется, уже задеревенела. Прошло пятна­ дцать... двадцать... тридцать ми­ нут. Только слабые звуки издает струна. Мы замерли в ожидании. Ждем ие дождемся, когда Вениамин Бо­ рисович поднимет руки, и тогда пойдет кошелек. Всматриваемся и ждем. И, кажется, слабые звуки струны доходят и до нас. Но вот мастер лова поднимается в шлюп­ ке, значит, заиграла струпа, зна­ чит, ужо не отдельные звуки, а мощные аккорды играют у него в руках. Он встает во весь рост, и еще через секунду «мартышка» описывает круг, ровно ложится кошелек, сползает с площадки, и только поплавки оставляют след, ровный, вычерченный умной ру­ кой. Над кругом закружились чайки. Значит, рыба есть. Значит, улов будет. — Есть половина! — кричит матрос Архипов. Это значит, что половина кошелькового невода в воде. Еще минута и кошелек пол­ ностью в воде. Быстро подходит шлюпка. Кидают бросательный. Еще минута. Начинают стягивать кошелек. Счет времени идет на секунды. Нет, на доли секунд. За­ работала лебедка. . Нелегко найти рыбу. Нелегко выметать кошелек, хотя кажется, что сложности в этом нет. Но го­ раздо труднее удержать, не дать уйти рыбе из кошелька. И здесь решают секунды. Только и слыш­ но: «Пошел!». «Бирай!». Нет ни одного свободного метра площади, рассчитан каждый квадратный сантиметр, все туже и туже сжи­ мается, круг, все громче и громче перекликаются чайки, кружась над кошельжом, чуют, что рыба есть, и, как сказал один из мат­ росов: «сверху им виднее». Еще минута. И кошелек закрыт. Об­ легченно вздыхают матросы, ка­ питан, механик. На свое «штат- i ное» место вышел радист—стяж­ ные кольца подбирать. А в чем же все-таки секрет, —* могут спросить читателя. Ведь, как зачастую пишут, вот, мол, они имеют секрет, не хотят поделиться с нами. Этого не скажешь об экипаже «Строгого»!, После очередной разгрузки у бор;* та плавбазы Василий Иванович Монзиков пригласил меня на борт иа очередной замет. С радостью ir принял приглашение. Не, мепе$ радостны были и моряки. Ох, балуют хороших работника* «сверху». Когда они выполнил^ второй годовой план, их никто не поздравил даже. А надо было. Надо было Подбодрить их теплым словом. Хотя бы радиограммой. Секретов нет никаких. Дружба, сплоченность, упорный труд— вег весь секрет успеха. И то, пто сре­ ди них нет «летунов». Многие годы один и тот же экипаж—под­ мена только на отпуск. Знание рабочего места и товарищеская взаимовыручка. Во время выборки здесь пет -ни капитана, ни ради­ ста, ни механика. Все на своих местах, все делают общее дело. Здесь матросы учатся у капитана, капитан — у матросов. Когда очередная стампа подня­ лась на борт плавбазы, по радио прозвучало: «Внимание, внима­ ние! У нашего борта стоит под выгрузкой МРТ «Строгий», кото­ рый выполнил два годовых пла­ на и сегодня выполнил уже и рейсовое задание. Экипаж «Там­ бова» поздравляет с большой тру­ довой победой, берется выгрузить улов досрочно, помочь выполнить третий тодовой плак. С победой вас, моряки! Большого счастья!». Только на миг оторвались они от работы. Переглянулись, улыб­ нулись и еще дружнее замелька­ ли сачки, набрасывая в стампы трепещущую серебристую сельдь. И. ГОНИКМАН, помполит плавбазы «Тамбов».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz