Рыбный Мурман. 1965 г. Декабрь.
Ifill 111ill Hit ill ГпЯвЬ. i P m m m С е н т я & р 6 с «того Ш Ж -Тш нь ПЛАНИРОВАНИЕ, Если илжеверго - технические работники завода подумают хоро- нгсньке, то они найдут пути для ликвидации виутрисменных по терь рабочего времени, которые еще имеются. В филейном цехе до сих пор применяется ручная резка рыбы, отсюда велики отходы. А имею щиеся машины бездействуют из- за отсутствия занасных частей или дают низкую производитель ность. Между тем на больших мо розильных траулерах подобные машины неплохо зарекомендовали себя. Завод может получить немалую выгоду, если будет вырабатывать больше средне- и слабосоленой привести еще Ры*>ы взамен крепкосоленой. Большое влияние на себестои- ■\£0Л0ДИЛЬНЫЙ завод .Mi 1 — зано выше, хочу круппейшее предприятие такой пример. В плане на 1965 Мурманского рыбокомбината. Кол- год заводу не была предусмотрена мость оказывает правильное на- лектив его скоро завершит семи- обработка прибрежной сельди, правление полуфабриката на тот летний план, работает оентабель- Между тем ее поступило большое или иной вид заморозки. Вот, на но. Но прибыли мы получаем все количество. Времени и сил на ее пример, брикетная заморозка тре- же меньше, чем планируется. Но- обработку затратили много, а до- ски обходится дешевле, чем при чему? Вот об этом-то и хочется ходы завод получил мизерные. заморозке россыпью. В этом слу- яовести разговор. В текущем году многократно чае экономится тара — до пяти Известно, что организовать рит- менялись оптово-отпускные цены, ящиков на каждую тонну, мичную работу можно при уело- Первоначально в плане были за- И последнее, па чем мне хочется вин равномерного поступления лоасены одни, а работать приш- остановиться — это на снециали- тюлуфабриката. А что получается на деле? Траловый флот в этом иду не обеспечил завод доста точным количеством соленого по луфабриката, который к тому же ЦЕНА, ПРИБЫЛЬ ПРОАОЛЖ ЯСТ Р А З Г О В О Р П р а в а я р у к а к а п и т а н а поступал неравномерно. Очень сложно работать в та ких условиях. Ведь приходится ориентироваться на стопроцент ное поступление полуфабриката и отсюда планировать числен ность 1 рыбообработчиков. А когда план поставок не выполняется, смены значительную часть време- ви бывают заняты на разного ро- да вспомогательных работах. Все это приводит к снижению зара ботка, к росту текучести кадров. На предприятие приходят новые работницы. И, естественно, пока они не обретут необходимые на выки, у них невысока и произ водительность труда, неизбежен и брак. Нампонятно, что работа экипа жей тралового флота во многом зависит от состояния сырьевой базы. И тем не менее молено пла нировать поставку полуфабрика та более точно и организовать равпомерный подход судов в порт из районов Баренцева моря. В этом случае па заводе мол;но ор ганизовать поточную уборку, при которой достигается наивысшая производительность труда и рен табельность. , Не менее важно выполнять план поставок полуфабриката и в ас сортименте. В 1965 году, напри мер, завод получил тощей сельди в три раза больше, чем намеча лось, зато обезглавленного соле вого окуня — меньше. Нетруд но понять, как это отралсается на финансовых результатах работы предприятия. На сентябрьском Пленуме ЦК КПСС были подвергнуты критике яедостатки в планировании, в опре делении оптово-отпускных цен. Они нрисущи и для рыбной промыш ленности. Помимо того, что ска- лось по другим, более низким. Уже одно это поставило коллек тив в трудное финансовое положе ние. Ведь план по прибылям от корректирован не был. Кроме все го, усложнились учеты и расчеты с поставщиками. До сих пор на многие виды продукции нет увязки между се бестоимостью и оптово-отпускной ценой. Вот, например, филе трес ковое обеешкуренное и необес- шкуренное имеет одну оптово-от пускную цену. Между тем разни ца в затратах на себестоимость между ними составляет 14 рублей па центнер. Невыгодным для предприятия является выработка соленой зубатки (пестрой). Затра ты на центнер ее выше оптово отпускной цены на 6 рублей. Надо надеяться, что главное управление «Севрыба» разберется в вопросах ценообразования, пла нирования и не допустит, чтобы недостатки повторились в 1966 году. Было бы неверным заявлять, что коллектив завода полностью исчерпал и евои внутренние воз можности. Организацию труда, безусловно, можно улучшать. В этом году решили, казалось бы, не хитрую задачу -— объединили ра бочих, занятых на приемке рыбы, с обработчиками. А выигрыш по лучили большой. Когда приемоч ный цех существовал отдельно, его рабочие лишь в редких слу чаях помогали обработчикам, хо тя простои у них были большие. Сейчас, когда организованы спа ренные смены, появилась воз- молшость лучше маневрировать рабочей силой. Сократились про стои, повысилась производитель ность труда. зации заводов рыбокомбината. Практика многих лет показывает, что коллектив второго холодиль ного завода добивается лучших по казателей 1 ю обработке сельди. Там и условия в этом отношении луч ше. Коллектив первого завода име ет большой опыт и лучшие ре зультаты но выработке мороженой и соленой рыбы. Есть смысл специализировать оба завода на выработке опреде ленных видов продукции. Это при несет только пользу, позволит коллективам успешнее претворять в жизнь решения сентябрьского Пленума ЦККПСС. Е. ДОБРЯКОВ, начальник планового отдела первого холодильного завода рыбо комбината. оо<ххх>о<х><х><><><ххх><><хх>о<>^ В А Ж Н О Е З В Е Н О Жестяно-баночный цех рыбо комбината — важное звено в ус пешной работе экипажей рыбо промысловых судов м консервно го цеха рыбокомбината в части выработки консервов. Коллектив этого цеха хорошо отработал вза имодействие всех участков про изводства. В результате ноябрь ский план в натуральном выра жении выполнен на 116,4 процен та, по валовой продукции — на 144,4 процента. Банки, изготовленные в жестя но-баночном цехе, привлекают покупателей красочным оформле нием, которым они обязаны ра ботницам участка литографии Недавно в «Рыбном Мурмане» я прочитал статью капитана СРТ-723 «Атлантический рейс», в которой есть такие строки: «...За выполнение плана по добыче рыбы мастер по добыче должен нести ответственность наравне с капитаном. — Тогда мастер лова будет заинтересован не меньше капитана во всех промысловых делах, будет больше интересо ваться промысловыми сводками и делать все, чтобы увеличить до бычу рыбы...». С этим предложением, конечно, не согласиться нельзя. Если воз ложить на мастера по добыче больше ответственности за судьбу государственного плана, он не бу дет ограничиваться* выполнением только своих прямых обязанно стей, а именно—содержать ору дия лова в исправности, следить за расходованием сетематериалов и т. д. Прослушивание промысло вых советов капитанов, анализ промысловых сводок даст мастеру по добыче представление о всей картине промысла и заставит луч ше приспосабливаться к услови ям его. Первый русский тралмейстер Федор Егорович Шамалуев писал, что о местах концентрации рыбы раньше не знали тралмейстеры, не говоря уже о капитане. Ф. Е. Ша малуев не случайно в вопросах промысла на первое место ставит мастера по добыче. В то время тралмейстер считался первой фи гурой на траулере, который знал и орудия лова и условия лова. Если мастер по добыче за вы полнение плана будет нести от ветственность наравне с капита ном, то, естественно, у него поя вится больше обязанностей. А может ли он их выполнять, имея те права. которыми пользуется сейчас? Этот разговор касается старшего мастера по добыче ры бы, так как его имел в виду тов. Абаркин. По Уставу службы на судах флота рыбной промышленности старший мастер по добыче подчи няется капитану. Следовательно, все его распоряжения должны выполняться беспрекословно. Но на судах бортового траления стар ший мастер несет вахту, и в этом случае он подчиняется вахтенному штурману. Кроме того, по общесу довой службе он в зависимо сти у старшего помощника капи тана, который тоже может, и так часто бывает, вмешиваться в дела старшего мастера по добыче. Во время вахты вахтенный штурман осуществляет общее ру ководство работами с тралом. Причем может быть так, что стаж плавания его в качестве штурма на не более года или, скажем, двух лет. Распоряжения вахтен ного штурмана обязательны и для матросов и для старшего мастера по добыче, который проплава! 10—15 лет, А как правило, стар шими мастерами выдвигаются специалисты не с меньшим ста жем. Что же получается? Отве-' чая наравне с капитаном за вы полнение плана, старший мастер по добыче не имеет самостоя тельности в работе. - Я уже не говорю о вмешатель стве капитана. Часто бывает таи. Во время траления оборвался ка бель. Подъем трала в этом слу чае осложнен. И вот капитан кри чит с мостика; — Мастер (имен но мастер, а не по имени, отчест ву), подтягивай трал к носовой дуге! Разве в этом случае стар ший мастер не может решить сам, как быстрее поднять трал? Старший мастер по добыче дол жен иметь больше самостоятель ности, прав в решении промысло вых вопросов, а в иных случаях — советоваться с капитаном. Что касается работы с тралом, то тут надо оградить его от вмешатель ства и вахтенного штурмана и ка питана, если действия старшего мастера не влекут за собой ава рийных происшествий, связанных с потерей управляемости судна. В связи с этим встает вопрос: а все ли старшие мастера по добы че отвечают тем качествам, чтобы в их действия не вмешивался нв капитан, ни вахтенный штурман? Безусловно, нет. Некоторые ма стера в силу плохой подготовлен ности просто нуждаются в совете, помощи. Значит, на должность старших мастеров надо выдвигать опытных, хорошо знающих дело специалистов. Об этом писалось в № 109 «Рыбного Мурмана» в статье «Обсуждая проект Уста ва*. Пользуясь случаем, я хочу ска зать еще вот о чем. В траловом флоте не на равных правах нахо дятся старшие мастера по добы че, которые работают на БМРТ ■ на судах бортового траления. На первых — они освобождены, от вахт и, следовательно, имеют больше возможности для контро ля работы своих помощников, прослушивания промысловых со ветов, творческой. работы. Суда бортового траления в по следнее время промышляют в тех же условиях, что и БМРТ, на тех же грунтах. Нельзя сказать, чтобы и промысловое хозяйство на них резко отличалось. Но старший мастер на РТ несет вах-< ту, выходит на палубу при любой ?варии трала, так как один вах тенный мастер не сможет вовре мя починить его. Бывают дни, что он не спит по 20 часов в сутки. На РТ старший мастер тоже дол жен быть освобожден от вахты, И. ШЕСТАКОВ, старший * мастер по добыче траулера «Минусинск». •ЭАВОД искусственного льда, рожденный в больших муках, наконец, дает продукцию. Но руко водители рыбного порта пока не в восторге. Они даже в унынии. Предприятию грозит убыток. И дало не только в том, что льдо- завод работает не на полную мощность. Сейчас он в пусковой стадии, но с первого января дол жен давать в сутки все 360 тонн льда, предусмотренные проектом. Хорошо ли это, неизвестно. Раньше заготовка льда и сиаблсение им судов промысловых флотов производились в Тюва- губе. Нельзя сказать, что в то время рыбный порт имел выгоду. В теплую снежную зиму себестои мость одной тонны льда намного превышала отпускную цену. Так, в 11)63 году себестоимость тонны льда равнялась 10 рублям 60 ко пейкам, а постоянная цена без учета погрузки на траулеры — Г Д Е Ж Е В Ы Х О Д ? 6 рублям. Рыбный порт пес убыт ки, и руководители ждали той ми нуты, когда строящийся льдоза- вод даст первые кристально чис тые кусочки льда. Строительство затянулось на несколько лет. За это время была найдена подходящая площадка в районе Нагорного, и лед решили получать наливным способом. За полняли площадку водой, осталь ное «поручали» дедушке-морозу. «Дедовский способ» превзошел •все олсидакня. В прошлом году се бестоимость тонны льда, получен ного наливным способом, была 2 рубля 80 копеек. Это было про сто и выгодно. Какова себестоимость искусст венного льда? В управлении рыб ного порта мне называли несколь ко различных цифр, но все они были больше двух рублей 80 ко пеек. А первые тонны обошлись предприятию около 35 рублей кал;дая. С началом работы льдо- завода на полную мощность рас ходы стабилизируются, но вряд ли можно ожидать, что искусст венный лед будет дешевле полу ченного наливным способом. Волнует руководителей рыб ного порта и другое. На первое декабря остаток льда, хранящего ся возле Нагорного, равнялся 41 тысяче тонн. Если его не расхо довать, то от естественных по терь предприятие получит убы ток, исчисляемый круглепькой суммой, Где выход? Временно от казаться от искусственного льда и расходовать запас? Но останов ка льдозавода тоже выгоды не сулит. Если этот вопрос каким-то образом утрясется, то на его место встанут новые. Куда, например, девать искусственный лед? Проектная мощность льдозаво- да — 113,9 тысячи тонн льда в год. В 1962 году рыбный порт отгрузил на корабли и отпустил береговым предприятиям 60 ты сяч тонн льда. С тех пор эта циф ра уменьшается и за прошлый год равнялась 40 тысячам. Объ ясняется это тем, что траулеры бортового траления тралового флота начали промышлять в Ат лантике. Используют лед только моряки судов, работающих в Ба ренцевом море. Изменится ли дис локация кораблей в ближайшее время — трудно сказать. А вот паровые суда бортового траления отживают свой век. Их место за нимают траулеры с морозильными установками. Значит, потребность во льду будет уменьшаться. Рыбодобывающие предприятия — основные потребители льда. Лед нужен и рыбокомбинату. Возьмет ли он дорогостоящую продукцию льдозавода? Сейчас рыбокомбинат заготовляет свой лед способом налива, который об ходится значительно дешевле. Если льдозавод будет выпус кать льда столько, на сколько будет заявка, то себестоимость' его не снизится от этого. Как же оправдать средства, вложенные в строительство льдозавода? В. СЕРГЕЕВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz