Рыбный Мурман. 1965 г. Декабрь.

Ifill 111ill Hit ill ГпЯвЬ. i P m m m С е н т я & р 6 с «того Ш Ж -Тш нь ПЛАНИРОВАНИЕ, Если илжеверго - технические работники завода подумают хоро- нгсньке, то они найдут пути для ликвидации виутрисменных по­ терь рабочего времени, которые еще имеются. В филейном цехе до сих пор применяется ручная резка рыбы, отсюда велики отходы. А имею­ щиеся машины бездействуют из- за отсутствия занасных частей или дают низкую производитель­ ность. Между тем на больших мо­ розильных траулерах подобные машины неплохо зарекомендовали себя. Завод может получить немалую выгоду, если будет вырабатывать больше средне- и слабосоленой привести еще Ры*>ы взамен крепкосоленой. Большое влияние на себестои- ■\£0Л0ДИЛЬНЫЙ завод .Mi 1 — зано выше, хочу круппейшее предприятие такой пример. В плане на 1965 Мурманского рыбокомбината. Кол- год заводу не была предусмотрена мость оказывает правильное на- лектив его скоро завершит семи- обработка прибрежной сельди, правление полуфабриката на тот летний план, работает оентабель- Между тем ее поступило большое или иной вид заморозки. Вот, на­ но. Но прибыли мы получаем все количество. Времени и сил на ее пример, брикетная заморозка тре- же меньше, чем планируется. Но- обработку затратили много, а до- ски обходится дешевле, чем при чему? Вот об этом-то и хочется ходы завод получил мизерные. заморозке россыпью. В этом слу- яовести разговор. В текущем году многократно чае экономится тара — до пяти Известно, что организовать рит- менялись оптово-отпускные цены, ящиков на каждую тонну, мичную работу можно при уело- Первоначально в плане были за- И последнее, па чем мне хочется вин равномерного поступления лоасены одни, а работать приш- остановиться — это на снециали- тюлуфабриката. А что получается на деле? Траловый флот в этом иду не обеспечил завод доста­ точным количеством соленого по­ луфабриката, который к тому же ЦЕНА, ПРИБЫЛЬ ПРОАОЛЖ ЯСТ Р А З Г О В О Р П р а в а я р у к а к а п и т а н а поступал неравномерно. Очень сложно работать в та­ ких условиях. Ведь приходится ориентироваться на стопроцент­ ное поступление полуфабриката и отсюда планировать числен­ ность 1 рыбообработчиков. А когда план поставок не выполняется, смены значительную часть време- ви бывают заняты на разного ро- да вспомогательных работах. Все это приводит к снижению зара­ ботка, к росту текучести кадров. На предприятие приходят новые работницы. И, естественно, пока они не обретут необходимые на­ выки, у них невысока и произ­ водительность труда, неизбежен и брак. Нампонятно, что работа экипа­ жей тралового флота во многом зависит от состояния сырьевой базы. И тем не менее молено пла­ нировать поставку полуфабрика­ та более точно и организовать равпомерный подход судов в порт из районов Баренцева моря. В этом случае па заводе мол;но ор­ ганизовать поточную уборку, при которой достигается наивысшая производительность труда и рен­ табельность. , Не менее важно выполнять план поставок полуфабриката и в ас­ сортименте. В 1965 году, напри­ мер, завод получил тощей сельди в три раза больше, чем намеча­ лось, зато обезглавленного соле­ вого окуня — меньше. Нетруд­ но понять, как это отралсается на финансовых результатах работы предприятия. На сентябрьском Пленуме ЦК КПСС были подвергнуты критике яедостатки в планировании, в опре­ делении оптово-отпускных цен. Они нрисущи и для рыбной промыш­ ленности. Помимо того, что ска- лось по другим, более низким. Уже одно это поставило коллек­ тив в трудное финансовое положе­ ние. Ведь план по прибылям от­ корректирован не был. Кроме все­ го, усложнились учеты и расчеты с поставщиками. До сих пор на многие виды продукции нет увязки между се­ бестоимостью и оптово-отпускной ценой. Вот, например, филе трес­ ковое обеешкуренное и необес- шкуренное имеет одну оптово-от­ пускную цену. Между тем разни­ ца в затратах на себестоимость между ними составляет 14 рублей па центнер. Невыгодным для предприятия является выработка соленой зубатки (пестрой). Затра­ ты на центнер ее выше оптово­ отпускной цены на 6 рублей. Надо надеяться, что главное управление «Севрыба» разберется в вопросах ценообразования, пла­ нирования и не допустит, чтобы недостатки повторились в 1966 году. Было бы неверным заявлять, что коллектив завода полностью исчерпал и евои внутренние воз­ можности. Организацию труда, безусловно, можно улучшать. В этом году решили, казалось бы, не­ хитрую задачу -— объединили ра­ бочих, занятых на приемке рыбы, с обработчиками. А выигрыш по­ лучили большой. Когда приемоч­ ный цех существовал отдельно, его рабочие лишь в редких слу­ чаях помогали обработчикам, хо­ тя простои у них были большие. Сейчас, когда организованы спа­ ренные смены, появилась воз- молшость лучше маневрировать рабочей силой. Сократились про­ стои, повысилась производитель­ ность труда. зации заводов рыбокомбината. Практика многих лет показывает, что коллектив второго холодиль­ ного завода добивается лучших по­ казателей 1 ю обработке сельди. Там и условия в этом отношении луч­ ше. Коллектив первого завода име­ ет большой опыт и лучшие ре­ зультаты но выработке мороженой и соленой рыбы. Есть смысл специализировать оба завода на выработке опреде­ ленных видов продукции. Это при­ несет только пользу, позволит коллективам успешнее претворять в жизнь решения сентябрьского Пленума ЦККПСС. Е. ДОБРЯКОВ, начальник планового отдела первого холодильного завода рыбо­ комбината. оо<ххх>о<х><х><><><ххх><><хх>о<>^ В А Ж Н О Е З В Е Н О Жестяно-баночный цех рыбо­ комбината — важное звено в ус­ пешной работе экипажей рыбо­ промысловых судов м консервно­ го цеха рыбокомбината в части выработки консервов. Коллектив этого цеха хорошо отработал вза­ имодействие всех участков про­ изводства. В результате ноябрь­ ский план в натуральном выра­ жении выполнен на 116,4 процен­ та, по валовой продукции — на 144,4 процента. Банки, изготовленные в жестя­ но-баночном цехе, привлекают покупателей красочным оформле­ нием, которым они обязаны ра­ ботницам участка литографии Недавно в «Рыбном Мурмане» я прочитал статью капитана СРТ-723 «Атлантический рейс», в которой есть такие строки: «...За выполнение плана по добыче рыбы мастер по добыче должен нести ответственность наравне с капитаном. — Тогда мастер лова будет заинтересован не меньше капитана во всех промысловых делах, будет больше интересо­ ваться промысловыми сводками и делать все, чтобы увеличить до­ бычу рыбы...». С этим предложением, конечно, не согласиться нельзя. Если воз­ ложить на мастера по добыче больше ответственности за судьбу государственного плана, он не бу­ дет ограничиваться* выполнением только своих прямых обязанно­ стей, а именно—содержать ору­ дия лова в исправности, следить за расходованием сетематериалов и т. д. Прослушивание промысло­ вых советов капитанов, анализ промысловых сводок даст мастеру по добыче представление о всей картине промысла и заставит луч­ ше приспосабливаться к услови­ ям его. Первый русский тралмейстер Федор Егорович Шамалуев писал, что о местах концентрации рыбы раньше не знали тралмейстеры, не говоря уже о капитане. Ф. Е. Ша­ малуев не случайно в вопросах промысла на первое место ставит мастера по добыче. В то время тралмейстер считался первой фи­ гурой на траулере, который знал и орудия лова и условия лова. Если мастер по добыче за вы­ полнение плана будет нести от­ ветственность наравне с капита­ ном, то, естественно, у него поя­ вится больше обязанностей. А может ли он их выполнять, имея те права. которыми пользуется сейчас? Этот разговор касается старшего мастера по добыче ры­ бы, так как его имел в виду тов. Абаркин. По Уставу службы на судах флота рыбной промышленности старший мастер по добыче подчи­ няется капитану. Следовательно, все его распоряжения должны выполняться беспрекословно. Но на судах бортового траления стар­ ший мастер несет вахту, и в этом случае он подчиняется вахтенному штурману. Кроме того, по общесу­ довой службе он в зависимо­ сти у старшего помощника капи­ тана, который тоже может, и так часто бывает, вмешиваться в дела старшего мастера по добыче. Во время вахты вахтенный штурман осуществляет общее ру­ ководство работами с тралом. Причем может быть так, что стаж плавания его в качестве штурма­ на не более года или, скажем, двух лет. Распоряжения вахтен­ ного штурмана обязательны и для матросов и для старшего мастера по добыче, который проплава! 10—15 лет, А как правило, стар­ шими мастерами выдвигаются специалисты не с меньшим ста­ жем. Что же получается? Отве-' чая наравне с капитаном за вы­ полнение плана, старший мастер по добыче не имеет самостоя­ тельности в работе. - Я уже не говорю о вмешатель­ стве капитана. Часто бывает таи. Во время траления оборвался ка­ бель. Подъем трала в этом слу­ чае осложнен. И вот капитан кри­ чит с мостика; — Мастер (имен­ но мастер, а не по имени, отчест­ ву), подтягивай трал к носовой дуге! Разве в этом случае стар­ ший мастер не может решить сам, как быстрее поднять трал? Старший мастер по добыче дол­ жен иметь больше самостоятель­ ности, прав в решении промысло­ вых вопросов, а в иных случаях — советоваться с капитаном. Что касается работы с тралом, то тут надо оградить его от вмешатель­ ства и вахтенного штурмана и ка­ питана, если действия старшего мастера не влекут за собой ава­ рийных происшествий, связанных с потерей управляемости судна. В связи с этим встает вопрос: а все ли старшие мастера по добы­ че отвечают тем качествам, чтобы в их действия не вмешивался нв капитан, ни вахтенный штурман? Безусловно, нет. Некоторые ма­ стера в силу плохой подготовлен­ ности просто нуждаются в совете, помощи. Значит, на должность старших мастеров надо выдвигать опытных, хорошо знающих дело специалистов. Об этом писалось в № 109 «Рыбного Мурмана» в статье «Обсуждая проект Уста­ ва*. Пользуясь случаем, я хочу ска­ зать еще вот о чем. В траловом флоте не на равных правах нахо­ дятся старшие мастера по добы­ че, которые работают на БМРТ ■ на судах бортового траления. На первых — они освобождены, от вахт и, следовательно, имеют больше возможности для контро­ ля работы своих помощников, прослушивания промысловых со­ ветов, творческой. работы. Суда бортового траления в по­ следнее время промышляют в тех же условиях, что и БМРТ, на тех же грунтах. Нельзя сказать, чтобы и промысловое хозяйство на них резко отличалось. Но старший мастер на РТ несет вах-< ту, выходит на палубу при любой ?варии трала, так как один вах­ тенный мастер не сможет вовре­ мя починить его. Бывают дни, что он не спит по 20 часов в сутки. На РТ старший мастер тоже дол­ жен быть освобожден от вахты, И. ШЕСТАКОВ, старший * мастер по добыче траулера «Минусинск». •ЭАВОД искусственного льда, рожденный в больших муках, наконец, дает продукцию. Но руко­ водители рыбного порта пока не в восторге. Они даже в унынии. Предприятию грозит убыток. И дало не только в том, что льдо- завод работает не на полную мощность. Сейчас он в пусковой стадии, но с первого января дол­ жен давать в сутки все 360 тонн льда, предусмотренные проектом. Хорошо ли это, неизвестно. Раньше заготовка льда и сиаблсение им судов промысловых флотов производились в Тюва- губе. Нельзя сказать, что в то время рыбный порт имел выгоду. В теплую снежную зиму себестои­ мость одной тонны льда намного превышала отпускную цену. Так, в 11)63 году себестоимость тонны льда равнялась 10 рублям 60 ко­ пейкам, а постоянная цена без учета погрузки на траулеры — Г Д Е Ж Е В Ы Х О Д ? 6 рублям. Рыбный порт пес убыт­ ки, и руководители ждали той ми­ нуты, когда строящийся льдоза- вод даст первые кристально чис­ тые кусочки льда. Строительство затянулось на несколько лет. За это время была найдена подходящая площадка в районе Нагорного, и лед решили получать наливным способом. За­ полняли площадку водой, осталь­ ное «поручали» дедушке-морозу. «Дедовский способ» превзошел •все олсидакня. В прошлом году се­ бестоимость тонны льда, получен­ ного наливным способом, была 2 рубля 80 копеек. Это было про­ сто и выгодно. Какова себестоимость искусст­ венного льда? В управлении рыб­ ного порта мне называли несколь­ ко различных цифр, но все они были больше двух рублей 80 ко­ пеек. А первые тонны обошлись предприятию около 35 рублей кал;дая. С началом работы льдо- завода на полную мощность рас­ ходы стабилизируются, но вряд ли можно ожидать, что искусст­ венный лед будет дешевле полу­ ченного наливным способом. Волнует руководителей рыб­ ного порта и другое. На первое декабря остаток льда, хранящего­ ся возле Нагорного, равнялся 41 тысяче тонн. Если его не расхо­ довать, то от естественных по­ терь предприятие получит убы­ ток, исчисляемый круглепькой суммой, Где выход? Временно от­ казаться от искусственного льда и расходовать запас? Но останов­ ка льдозавода тоже выгоды не сулит. Если этот вопрос каким-то образом утрясется, то на его место встанут новые. Куда, например, девать искусственный лед? Проектная мощность льдозаво- да — 113,9 тысячи тонн льда в год. В 1962 году рыбный порт отгрузил на корабли и отпустил береговым предприятиям 60 ты­ сяч тонн льда. С тех пор эта циф­ ра уменьшается и за прошлый год равнялась 40 тысячам. Объ­ ясняется это тем, что траулеры бортового траления тралового флота начали промышлять в Ат­ лантике. Используют лед только моряки судов, работающих в Ба­ ренцевом море. Изменится ли дис­ локация кораблей в ближайшее время — трудно сказать. А вот паровые суда бортового траления отживают свой век. Их место за­ нимают траулеры с морозильными установками. Значит, потребность во льду будет уменьшаться. Рыбодобывающие предприятия — основные потребители льда. Лед нужен и рыбокомбинату. Возьмет ли он дорогостоящую продукцию льдозавода? Сейчас рыбокомбинат заготовляет свой лед способом налива, который об­ ходится значительно дешевле. Если льдозавод будет выпус­ кать льда столько, на сколько будет заявка, то себестоимость' его не снизится от этого. Как же оправдать средства, вложенные в строительство льдозавода? В. СЕРГЕЕВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz