Рыбный Мурман. 1965 г. Декабрь.

Речь депутата Денисова Г. Я. (Кандалакшский избирательный округ, Мурманская область) Товарищи депутаты! Внесенные на обсуждение сессии Верховного Совета СССР и одобренные Пле­ нумом ЦК КПСС проекты Госу­ дарственного плана развития на­ родного хозяйства СССР н Госу­ дарственного бюджета СССР на 1966 год свидетельствуют об ог­ ромных успехах коммунистиче­ ского строительства в , нашей стране и полностью отвечают ин­ тересам дальнейшего развития социалистической экономики. В создание материально-тех­ нической базы коммунизма опре­ деленный вклад вносят и трудя­ щиеся Мурманской области, ко­ торая благодаря повседневной заботе партии и Советского пра- гштельства, самоот вержен иого труда рабочих, служащих, инже­ нерно-технических работников стала в настоящее время одним из основных горнопромышленных к рыбодобывающих центров страны. Промышленность Кольского по­ луострова сейчас обеспечивает сырьем почти все суперфосфат­ ные заводы Советского Союза, кроме того свыше 3 млн. тонн апатитового концентрата идет па экспорт.. На Кольском полуостро­ ве производится значительная часть никеля для промышлен­ ности страны, здесь добывается -около одной пятой части улова ^ыбы, полностью снабжается вы­ сококачественным железным кон­ центратом Череповецкий метал­ лургический завод. В области до­ бывается много черновой меди, кобальта, алюминия, слюды и других ценных минералов н ме­ таллов, необходимых для раз­ вития новейших отраслей науки и техники. Труженики моря, рыбаки Мур­ манска вышли далеко за пределы Баренцева моря и ныне основную долю улова берут в районах Се­ веро-Западной Атлантики, у бере­ гов Соединенных Штатов Амери­ ки и Канады, Гренландии, в Нор­ вежском море. Несмотря на труд­ ности многомесячного плавания, частые североатлантические штор­ мы, промысловики ежегодно уве­ личивают вылов рыбы. В текущем году ими добыто 7,4 млн. центне­ ров рыбы — на 2 млн. 250 тыс. центнеров больше, чем в 1958 го- *У> * на миллион центнеров боль­ ше, чем в прошлом году. Экипа­ жи больших морозильных трауле­ ров «Гоголь*, «Добролюбов», «Се­ рафимович», «Планета», «Мур­ манск» добыли в этом году по НЮ—120 тыс. центнеров рыбы. Та­ кой вылов па каждый корабль до­ стигнут впервые на Севере. За 11 месяцев текущего года стране по­ ставлено 465 тыс. тонн рыбной продукции. У В области ведется большое ка­ питальное строительство. За пос­ ледние 7 лет в развитие народ­ ного хозяйства вложено более 2 млрд. руб. Значительно увели­ чились производственные фонды, введено в эксплуатацию больше 30 крупных промышленных пред­ приятий и цехов. В числе этих новостроек — мощный высокогорный апатито­ вый рудник Центральный с уни­ кальными 600-метровыми рудо­ спусками, вторая обогатитель­ ная фабрика комбината «Апатит», состоящая из 14-ти производст­ венных корпусов, мощности кото­ рой позволяют перерабатывать окоЛТ), 12; млн. тонн руды в год и выработать почти 5 млн. тонн апатитового концентрата. Пост­ роены крупнейшее в стране пред­ приятие цветной металлургии — Ж д а 1 ювский горнообогатительный «омбйиат, Ковдорский горнообо­ гатительный комбинат, находя­ щийся в районе скопления удиви­ тельно . разнообразных и ценных руд, тепловая электростанция, пять гидростанций и многие дру­ гие обьекты. В настоящее время на Кольском полуострове вырабаты в а е т с я Электроэнергии значительно боль­ ше, чем -производилось ее во всей дореволюционной России* Вместе с предприятиями появи­ лись новые города и рабочие по­ селки. За семь лет в области по­ строено и введено в эксплуата­ цию жилья общей площадью бо­ лее 2 млн. кв. м, много школ, детских и медицинских учрежде­ ний, культурно-бытовых ""пред­ приятий. Промышленность области до­ срочно, 20 ноября, выполнила се- мнлетний план. По сравнению с 1958 годом выпуск апатитового концентрата возрос в 2,2 раза, железного концентрата — в 3,5 раза, никеля, меди н кобальта — в 2 с лишним раза. Но самое замечательное, чем мы особенно гордимся, — это рост н возмужание наших кадров. Тысячи рабочих и специалистов в Заполярье прошли большую жиз­ ненную школу, научились мастер­ ски управлять техникой и произ­ водственными процессами, смело решать технические проблемы, преодолевать трудности суровой природы Севера. Вместе с тем мы хорошо пони­ маем, что развитие производи­ тельных сил Кольского полуост­ рова пойдет более быстрыми тем­ пами* если полнее использовать огромные резервы промышленно­ го производства н богатейшие природные ресурсы Заполярья. На многие из этих резервов нам ука­ зал сентябрьский Пленум Цент­ рального Комитета партии. Улучшение управления прск мышленностью, совершенствова­ ние планирования и усиление эко­ номического стимулирования по­ зволяют повысить эффективность основных производственных фон­ дов области, укрепить экономику предприятий, поднять произво­ дительность труда, улучшить ка­ чество н снизить себестоимость продукции. Однако часть проблем, связан­ ных с развитием народного хозяй­ ства области, не может быть ре­ шена местными силами. Нам тре­ буется помощь центральных орга­ низаций и ведомств. Одна из та ­ ких проблем — это комплексное освоение полезных ископаемых. Дело в том, что многие руды Кольского полуострова имеют в своем составе но нескольку цен­ ных компонентов. Промышленное использование этих сопутствую­ щих минералов даст возможность удешевить производство основной продукции, наладить выпуск но­ вых видов сырья, сократить не­ производительные потери труда и средств. Горнохимическнй ордена Лени­ на комбинат «Апатит», например, на протяжении многих лет из хи­ бинских апатитово-нефелиновых руд получает, главным образом, апатитовый концентрат и неболь­ шое количество нефелина. В то же время миллионы тонн нефелина безвозвратно теряются. Совер­ шенно не используются такие компоненты, как сфен, тнтаиомаг- нетит, стронций, редкоземельные элементы. За последние годы уче~ иые Кольского филиала Академии наук СССР и других научно-ис­ следовательских организаций разработали ряд технологических схем комплексной переработки апатитово-нефелиновых руд. Вол­ ховский алюминиевый и Пикалев- ский глиноземный заводы уже по­ лучают из кольского нефелиново­ го концентрата глинозем, каусти­ ческую соду, поташ, цемент. Комплексными являются и ру­ ды Ковдорского месторождения, которые, кроме железа, в значи­ тельных количествах содержат апатит, фостериг, кальцит и дру­ гие компоненты. В настоящее вре­ мя извлекается только железный концентрат, а остальные полезные элементы идут в отвал. Между тем институтом «Механобр» и Коль­ ским филиалом Академии наук доказана возможность получения из ковдорских железных руд до миллиона тонн апатитового кон­ центрата в год. По подсчетам ученых, • капиталовложения на строительство цеха по пронзвод- ны пока лишь на протяжении 70 изжиты серьезные недостатки в ству попутных концентратов оку- километров из 260. эксплуатации оборудования, машин пятся за три года. Необходимо отметить, что рез- и механизмов. Это во многом объ- Сейчас, в условиях отраслевого кое увеличение экспорта апатнто- ясняется тем, что предприятиям, управления промышленностью, и железного концентратов че- области выделяются очень нсболь- очень важно, чтобы руководящие Рез Мурманский торговый порт соз- шне фонды на запасные части и работники министерств смотрели лало значительные трудности с пе- эти недостаточные отова- на дело не с ведомственных, а с рсвозкой грузов н в северном на- риваются очень плохо. В -резуль- государствсиных позиций. Вопро- правлении, на участке Апатиты — тате этого высокопроизводитель- сы комплексного использования Мурманск. А здесь сооружение ные станки и „механизмы имеют минерального сырья должны ре- вторых путей вообще не преду- низкий коэффициент использова* ша^гься совместными усилиями в смотрено. ния, часто из-за отсутствия запас- ннтересах ь*:ей страны. На наш Если учесть, что к техническим ных частей простаивают, и этим на- взгляд, Госплану СССР следует трудностям железнодорожников носится большой урон государству, координировать действия мини- прибавляется тяжелый профиль За последнее время сложилось стерств в этом направлении и до- Дороги и что в будующм году объ- тяжелое положение с обеспечением биться, чтобы миллионы тони до- ем грузооборота возрастет еще на строек области металлом, немен- бытого и наноловииу обработан- Ю—*5 лрои., то совершенно оче- том н другими строительными ма- иого сырья не выбрасывались по- видна необходимость форсирования териалами. пусту, а были вовлечены в народ- строительства вторых путей па за- Говоря об отсутствии запчастей, ное хозяйство. полярйой магистрали. Мы просим о перебоях в поставке цемента, ме- В настоящее время непонятная министра транспортного строитель- талла и других материалов, я хо- история происходит со сбытом ства СССР депутата Кожевникова тел бы подчеркнуть, что в уело- апатитового концентрата. В иода- и м " Ш1СГР а пУ т е » сообщения СССР виях Крайнего Севера проблема- леком прошлом был высокий депутата Бещева рассмотреть нашу материально-технического сиабже- спрос на эту продукцию как ПР ОС1>6У об ускорении строитель- ния имеет особо важное значение, внутри страны, так н за рубежом. *гва БТ0Р ЫХ путей на участке ^Кителям Заполярья приходится Мы довели производство апати- Апат11ты — Беломорск и положи- испытывать много трудностей, бы ­ тового концентрата в текущем го- тельно решить вопрос о строитель- званных суровым климатом, поляр- ду до 7.500 тыс. тони. В' декабре стве С™РЫХ ПУТСН »а участке Лпа- ней ночью, так зачем же увелнчи- . н. будут дополнительно введены Т1|1ы ~J УРма,1СК мощности па 1.200 тыс. тонн. В 0 ГоваРки*и Депутаты. В условиях Областям, предприятиям, строй- 1966 году комбинат может произ- 3апапяРья’ где труд людей услож- кам< расположенным в районах: вести пе менее 8,5 млн. тонн апа- нен клнматнческ,Ш|1 особенности- Крайнего Севера, центральные ер- титового концентрата. В то же ми " сто”мость жизни выше, чем в га„ы „ „мею в виду Госпла* время Госплан планирует произ- Л Р>П1Х областях, огромное зиаче- СССР, Госплан РСФСР, вновь вести комбинату 8.200 тыс. тонн. " 11е для Р а з в п т н я производства, созданный Комитет Совета Минм- Мы просим Госплан СССР рас- 110выше1,1,я производительности СТрОВ СССР по материально-тех- смотреть возможность увеличения т Р>ла имеет механизация и автома- 1ШчеСкому снабжению, министерст- производства и реализации апа- т,,за,шя производственных пронес- ва „ пеломства должны больше титового концентрата до 8,5 млн. сов- in"P0h0e внедрение попои тех- уДеЛять внимания вопросам впед- ники, более производительных ма- ре,)НЯ новой техники, строительству шин и механизмов. жилья и культурных учреждений Следует отметить, что за послед- н ТОрГОБО-бытовых предприятий, пне годы наши предприятия еде- „ , п железнодорожной магистрали, свя- vtiajll, заметный шаг по пути тех- Товарищи депутаты! Проекты зывающей Кольский полуострове нического прогресса. Качественно плана развития народного хозяист- центром страны. За годы семилет- обновился рыбопромысловый флот. ва СССР 1 Государственного бюд- TOH1I. Другая важная проблема — уве­ личение пропускной способности кн объем перевозок иароднохозяй- т сперь его основу составляют жета иа 196^ _год разработаны с ствениых грузов и пассажиров на большие морозильные траулеры учетом решений мартовского и сен- Мурманском отделении Октябрь- кормового траления и плавучие ба- тябрьского Пленумов ЦК КПСС, ской железной дороги возрос почти зы с большой автономностью пла- осуществление позволит наше» в два раза. В то же время запо- ваНия. 11а предприятиях горноме- стране сделать еще один крупный лярная магистраль остается одно- таллургическон промышленности шаг П0 ПУТИ к созданию матери- путной и, несмотря на некоторое „„едрена новая эффективная тех- ально-техиическои базы коммунма- техническое совершенствование, цология производства, установле- ма- Я поддерживаю предложения уже не обеспечивает возросших но совершенное оборудование, воз- Депутатов об утверждении проен- потребиостей области в перевозках. росла культура труда. На горных тов 1осударственного плана разви- Транспорт становится сдерживаю- работах ныне применяются высоко- тия народного хозяйства " J 0^ - щим фактором в развитии произ- производительные станки шаро- дарственного бюджета на 1966 год. водительных сил края. щечного и огневого бурения, мощ- Трудящиеся Мурманской обла- Строительство вторых путей ные бульдозеры и аатосамосвалы. 'сти не пожалеют^своих сил и энер- на участке Апатиты—Беломорск На индустриальные рельсы пере- гии для дальнейшего укрепления было запланировано еще до нача- ходит строительное производство, экономического могущества нашей ла семилетки. Однако Министер- Тем ие менее использование ос- Родины, увеличат свои вклад в ве- ство путей сообщения СССР н новных производственных фондов ликое дело коммунистического Министерство транспортного строи- оставляет желать много лучшего, строительства н достойными ТРУД®* тельства СССР медленно ведут Во-первых, недостаточно быстро вымн- подарками встретят ллГП эти работы. Вторые пути на Мур- осваиваются проектные мощности съезд^ Коммунистической партии майском отделении дороги сдела- новых предприятий. Во-вторых, не нашей страны. (Аплодисменты}. i i i i i i i i i i i i i iH i t i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i iH i i i iH i i u i i i i i i i i i i i iM i n i i i i i i i i n i u i i i i i i i i i i iH i i i i iH i i i i i i i i i iH i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i iH im 1 Отличный подарок | { гоголевцев I . Е Снялся с промысла и» ■идет в порт большой мо-5 5розильный траулер «Го-» |голь». Славные моряки! ■этого корабля одержали* ■невиданную на северо-за-5 ■паде нашей страны трудо-» ■вую победу — они выло-5 2вили 120 тысяч центне-» ■ров рыбы. S Когда экипаж «Добро-» •любова» выступил инициа-5 Sтором соревнования за» ■вылов 100 тысяч центне-! 5ров рыбы на БМРТ, эки-» ■паж «Гоголя» первым! Sподдержал Добролюбов-» ■цев. И победил в соревно ! !вании «стотысячников». ■ Мы ждем вас, дорогие! ;друзья, сделавшие достой-» ■ о_ в _________.4 ОпытныйрейсБМРТ„Чехов" Два месяца уже находится в мрре экипаж большого морозиль­ ного траулера «Чехов». Как из­ вестно, рейс у него опытный. Пе­ ред коллективом поставлена за­ дача — выработать за 96 про­ мысловых суток 1306 тонн гото­ вой продукции, преимущественно из рый тресковых пород и окуня, 210 тонн филе, в том числе 150 тонн подпрессованного, 227 тонн рыбной муки... Одновременно предстоит опреде.тШъ степень эф­ фективности намечаемой системы материального стимулирования моряков за выработку продукции, пользующейся повышенным спро­ сом. Как же обстоят дела у экипажа БМРТ «Чехов»? 23 октября было сделано пер­ вое траление (промысел ведется на банке Флемиш-кап). А 7 де­ кабря на счету экипажа было 10.545 центнеров добытой трес­ ки, пикши, окуня. Из этого коли­ чества рыбы выработано 5590 центнеров готовой продукции, в том числе около 90 тонн филе (50 топн обеешкуренного). Выра­ ботано 40 тысяч банок консервов. Эти показатели вполне удов­ летворительны, так как сырьевая база и промысловая обстановка на банке Флемиш-кап в ноябре были очень сложными. Есть все основания считать, что во вто­ рой половине рейса, когда сырь­ евая база обычно бывает лучше, вылов рыбы и выработка ценной продукции значительно возрас­ тут. Вместе с моряками «Чехова» в районе банки Флемиш-кап вели промысел экипажи БМРТ «Ярос­ лавль» и «Душанбе». По количе­ ству замороженной трески, окуня и камбалы им даже удалось не­ сколько опередить экипаж «Чехо­ ва». А это свидетельствует о том, что экипажи больших морозильных траулеров могут увеличить выра­ ботку готовой продукция из рыб тресковых пород ъ окуня. » Коммунистической пар-ж ■тии Советского Союза. . |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz