Рыбный Мурман. 1965 г. Декабрь.
Речь депутата Денисова Г. Я. (Кандалакшский избирательный округ, Мурманская область) Товарищи депутаты! Внесенные на обсуждение сессии Верховного Совета СССР и одобренные Пле нумом ЦК КПСС проекты Госу дарственного плана развития на родного хозяйства СССР н Госу дарственного бюджета СССР на 1966 год свидетельствуют об ог ромных успехах коммунистиче ского строительства в , нашей стране и полностью отвечают ин тересам дальнейшего развития социалистической экономики. В создание материально-тех нической базы коммунизма опре деленный вклад вносят и трудя щиеся Мурманской области, ко торая благодаря повседневной заботе партии и Советского пра- гштельства, самоот вержен иого труда рабочих, служащих, инже нерно-технических работников стала в настоящее время одним из основных горнопромышленных к рыбодобывающих центров страны. Промышленность Кольского по луострова сейчас обеспечивает сырьем почти все суперфосфат ные заводы Советского Союза, кроме того свыше 3 млн. тонн апатитового концентрата идет па экспорт.. На Кольском полуостро ве производится значительная часть никеля для промышлен ности страны, здесь добывается -около одной пятой части улова ^ыбы, полностью снабжается вы сококачественным железным кон центратом Череповецкий метал лургический завод. В области до бывается много черновой меди, кобальта, алюминия, слюды и других ценных минералов н ме таллов, необходимых для раз вития новейших отраслей науки и техники. Труженики моря, рыбаки Мур манска вышли далеко за пределы Баренцева моря и ныне основную долю улова берут в районах Се веро-Западной Атлантики, у бере гов Соединенных Штатов Амери ки и Канады, Гренландии, в Нор вежском море. Несмотря на труд ности многомесячного плавания, частые североатлантические штор мы, промысловики ежегодно уве личивают вылов рыбы. В текущем году ими добыто 7,4 млн. центне ров рыбы — на 2 млн. 250 тыс. центнеров больше, чем в 1958 го- *У> * на миллион центнеров боль ше, чем в прошлом году. Экипа жи больших морозильных трауле ров «Гоголь*, «Добролюбов», «Се рафимович», «Планета», «Мур манск» добыли в этом году по НЮ—120 тыс. центнеров рыбы. Та кой вылов па каждый корабль до стигнут впервые на Севере. За 11 месяцев текущего года стране по ставлено 465 тыс. тонн рыбной продукции. У В области ведется большое ка питальное строительство. За пос ледние 7 лет в развитие народ ного хозяйства вложено более 2 млрд. руб. Значительно увели чились производственные фонды, введено в эксплуатацию больше 30 крупных промышленных пред приятий и цехов. В числе этих новостроек — мощный высокогорный апатито вый рудник Центральный с уни кальными 600-метровыми рудо спусками, вторая обогатитель ная фабрика комбината «Апатит», состоящая из 14-ти производст венных корпусов, мощности кото рой позволяют перерабатывать окоЛТ), 12; млн. тонн руды в год и выработать почти 5 млн. тонн апатитового концентрата. Пост роены крупнейшее в стране пред приятие цветной металлургии — Ж д а 1 ювский горнообогатительный «омбйиат, Ковдорский горнообо гатительный комбинат, находя щийся в районе скопления удиви тельно . разнообразных и ценных руд, тепловая электростанция, пять гидростанций и многие дру гие обьекты. В настоящее время на Кольском полуострове вырабаты в а е т с я Электроэнергии значительно боль ше, чем -производилось ее во всей дореволюционной России* Вместе с предприятиями появи лись новые города и рабочие по селки. За семь лет в области по строено и введено в эксплуата цию жилья общей площадью бо лее 2 млн. кв. м, много школ, детских и медицинских учрежде ний, культурно-бытовых ""пред приятий. Промышленность области до срочно, 20 ноября, выполнила се- мнлетний план. По сравнению с 1958 годом выпуск апатитового концентрата возрос в 2,2 раза, железного концентрата — в 3,5 раза, никеля, меди н кобальта — в 2 с лишним раза. Но самое замечательное, чем мы особенно гордимся, — это рост н возмужание наших кадров. Тысячи рабочих и специалистов в Заполярье прошли большую жиз ненную школу, научились мастер ски управлять техникой и произ водственными процессами, смело решать технические проблемы, преодолевать трудности суровой природы Севера. Вместе с тем мы хорошо пони маем, что развитие производи тельных сил Кольского полуост рова пойдет более быстрыми тем пами* если полнее использовать огромные резервы промышленно го производства н богатейшие природные ресурсы Заполярья. На многие из этих резервов нам ука зал сентябрьский Пленум Цент рального Комитета партии. Улучшение управления прск мышленностью, совершенствова ние планирования и усиление эко номического стимулирования по зволяют повысить эффективность основных производственных фон дов области, укрепить экономику предприятий, поднять произво дительность труда, улучшить ка чество н снизить себестоимость продукции. Однако часть проблем, связан ных с развитием народного хозяй ства области, не может быть ре шена местными силами. Нам тре буется помощь центральных орга низаций и ведомств. Одна из та ких проблем — это комплексное освоение полезных ископаемых. Дело в том, что многие руды Кольского полуострова имеют в своем составе но нескольку цен ных компонентов. Промышленное использование этих сопутствую щих минералов даст возможность удешевить производство основной продукции, наладить выпуск но вых видов сырья, сократить не производительные потери труда и средств. Горнохимическнй ордена Лени на комбинат «Апатит», например, на протяжении многих лет из хи бинских апатитово-нефелиновых руд получает, главным образом, апатитовый концентрат и неболь шое количество нефелина. В то же время миллионы тонн нефелина безвозвратно теряются. Совер шенно не используются такие компоненты, как сфен, тнтаиомаг- нетит, стронций, редкоземельные элементы. За последние годы уче~ иые Кольского филиала Академии наук СССР и других научно-ис следовательских организаций разработали ряд технологических схем комплексной переработки апатитово-нефелиновых руд. Вол ховский алюминиевый и Пикалев- ский глиноземный заводы уже по лучают из кольского нефелиново го концентрата глинозем, каусти ческую соду, поташ, цемент. Комплексными являются и ру ды Ковдорского месторождения, которые, кроме железа, в значи тельных количествах содержат апатит, фостериг, кальцит и дру гие компоненты. В настоящее вре мя извлекается только железный концентрат, а остальные полезные элементы идут в отвал. Между тем институтом «Механобр» и Коль ским филиалом Академии наук доказана возможность получения из ковдорских железных руд до миллиона тонн апатитового кон центрата в год. По подсчетам ученых, • капиталовложения на строительство цеха по пронзвод- ны пока лишь на протяжении 70 изжиты серьезные недостатки в ству попутных концентратов оку- километров из 260. эксплуатации оборудования, машин пятся за три года. Необходимо отметить, что рез- и механизмов. Это во многом объ- Сейчас, в условиях отраслевого кое увеличение экспорта апатнто- ясняется тем, что предприятиям, управления промышленностью, и железного концентратов че- области выделяются очень нсболь- очень важно, чтобы руководящие Рез Мурманский торговый порт соз- шне фонды на запасные части и работники министерств смотрели лало значительные трудности с пе- эти недостаточные отова- на дело не с ведомственных, а с рсвозкой грузов н в северном на- риваются очень плохо. В -резуль- государствсиных позиций. Вопро- правлении, на участке Апатиты — тате этого высокопроизводитель- сы комплексного использования Мурманск. А здесь сооружение ные станки и „механизмы имеют минерального сырья должны ре- вторых путей вообще не преду- низкий коэффициент использова* ша^гься совместными усилиями в смотрено. ния, часто из-за отсутствия запас- ннтересах ь*:ей страны. На наш Если учесть, что к техническим ных частей простаивают, и этим на- взгляд, Госплану СССР следует трудностям железнодорожников носится большой урон государству, координировать действия мини- прибавляется тяжелый профиль За последнее время сложилось стерств в этом направлении и до- Дороги и что в будующм году объ- тяжелое положение с обеспечением биться, чтобы миллионы тони до- ем грузооборота возрастет еще на строек области металлом, немен- бытого и наноловииу обработан- Ю—*5 лрои., то совершенно оче- том н другими строительными ма- иого сырья не выбрасывались по- видна необходимость форсирования териалами. пусту, а были вовлечены в народ- строительства вторых путей па за- Говоря об отсутствии запчастей, ное хозяйство. полярйой магистрали. Мы просим о перебоях в поставке цемента, ме- В настоящее время непонятная министра транспортного строитель- талла и других материалов, я хо- история происходит со сбытом ства СССР депутата Кожевникова тел бы подчеркнуть, что в уело- апатитового концентрата. В иода- и м " Ш1СГР а пУ т е » сообщения СССР виях Крайнего Севера проблема- леком прошлом был высокий депутата Бещева рассмотреть нашу материально-технического сиабже- спрос на эту продукцию как ПР ОС1>6У об ускорении строитель- ния имеет особо важное значение, внутри страны, так н за рубежом. *гва БТ0Р ЫХ путей на участке ^Кителям Заполярья приходится Мы довели производство апати- Апат11ты — Беломорск и положи- испытывать много трудностей, бы тового концентрата в текущем го- тельно решить вопрос о строитель- званных суровым климатом, поляр- ду до 7.500 тыс. тони. В' декабре стве С™РЫХ ПУТСН »а участке Лпа- ней ночью, так зачем же увелнчи- . н. будут дополнительно введены Т1|1ы ~J УРма,1СК мощности па 1.200 тыс. тонн. В 0 ГоваРки*и Депутаты. В условиях Областям, предприятиям, строй- 1966 году комбинат может произ- 3апапяРья’ где труд людей услож- кам< расположенным в районах: вести пе менее 8,5 млн. тонн апа- нен клнматнческ,Ш|1 особенности- Крайнего Севера, центральные ер- титового концентрата. В то же ми " сто”мость жизни выше, чем в га„ы „ „мею в виду Госпла* время Госплан планирует произ- Л Р>П1Х областях, огромное зиаче- СССР, Госплан РСФСР, вновь вести комбинату 8.200 тыс. тонн. " 11е для Р а з в п т н я производства, созданный Комитет Совета Минм- Мы просим Госплан СССР рас- 110выше1,1,я производительности СТрОВ СССР по материально-тех- смотреть возможность увеличения т Р>ла имеет механизация и автома- 1ШчеСкому снабжению, министерст- производства и реализации апа- т,,за,шя производственных пронес- ва „ пеломства должны больше титового концентрата до 8,5 млн. сов- in"P0h0e внедрение попои тех- уДеЛять внимания вопросам впед- ники, более производительных ма- ре,)НЯ новой техники, строительству шин и механизмов. жилья и культурных учреждений Следует отметить, что за послед- н ТОрГОБО-бытовых предприятий, пне годы наши предприятия еде- „ , п железнодорожной магистрали, свя- vtiajll, заметный шаг по пути тех- Товарищи депутаты! Проекты зывающей Кольский полуострове нического прогресса. Качественно плана развития народного хозяист- центром страны. За годы семилет- обновился рыбопромысловый флот. ва СССР 1 Государственного бюд- TOH1I. Другая важная проблема — уве личение пропускной способности кн объем перевозок иароднохозяй- т сперь его основу составляют жета иа 196^ _год разработаны с ствениых грузов и пассажиров на большие морозильные траулеры учетом решений мартовского и сен- Мурманском отделении Октябрь- кормового траления и плавучие ба- тябрьского Пленумов ЦК КПСС, ской железной дороги возрос почти зы с большой автономностью пла- осуществление позволит наше» в два раза. В то же время запо- ваНия. 11а предприятиях горноме- стране сделать еще один крупный лярная магистраль остается одно- таллургическон промышленности шаг П0 ПУТИ к созданию матери- путной и, несмотря на некоторое „„едрена новая эффективная тех- ально-техиическои базы коммунма- техническое совершенствование, цология производства, установле- ма- Я поддерживаю предложения уже не обеспечивает возросших но совершенное оборудование, воз- Депутатов об утверждении проен- потребиостей области в перевозках. росла культура труда. На горных тов 1осударственного плана разви- Транспорт становится сдерживаю- работах ныне применяются высоко- тия народного хозяйства " J 0^ - щим фактором в развитии произ- производительные станки шаро- дарственного бюджета на 1966 год. водительных сил края. щечного и огневого бурения, мощ- Трудящиеся Мурманской обла- Строительство вторых путей ные бульдозеры и аатосамосвалы. 'сти не пожалеют^своих сил и энер- на участке Апатиты—Беломорск На индустриальные рельсы пере- гии для дальнейшего укрепления было запланировано еще до нача- ходит строительное производство, экономического могущества нашей ла семилетки. Однако Министер- Тем ие менее использование ос- Родины, увеличат свои вклад в ве- ство путей сообщения СССР н новных производственных фондов ликое дело коммунистического Министерство транспортного строи- оставляет желать много лучшего, строительства н достойными ТРУД®* тельства СССР медленно ведут Во-первых, недостаточно быстро вымн- подарками встретят ллГП эти работы. Вторые пути на Мур- осваиваются проектные мощности съезд^ Коммунистической партии майском отделении дороги сдела- новых предприятий. Во-вторых, не нашей страны. (Аплодисменты}. i i i i i i i i i i i i i iH i t i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i iH i i i iH i i u i i i i i i i i i i i iM i n i i i i i i i i n i u i i i i i i i i i i iH i i i i iH i i i i i i i i i iH i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i iH im 1 Отличный подарок | { гоголевцев I . Е Снялся с промысла и» ■идет в порт большой мо-5 5розильный траулер «Го-» |голь». Славные моряки! ■этого корабля одержали* ■невиданную на северо-за-5 ■паде нашей страны трудо-» ■вую победу — они выло-5 2вили 120 тысяч центне-» ■ров рыбы. S Когда экипаж «Добро-» •любова» выступил инициа-5 Sтором соревнования за» ■вылов 100 тысяч центне-! 5ров рыбы на БМРТ, эки-» ■паж «Гоголя» первым! Sподдержал Добролюбов-» ■цев. И победил в соревно ! !вании «стотысячников». ■ Мы ждем вас, дорогие! ;друзья, сделавшие достой-» ■ о_ в _________.4 ОпытныйрейсБМРТ„Чехов" Два месяца уже находится в мрре экипаж большого морозиль ного траулера «Чехов». Как из вестно, рейс у него опытный. Пе ред коллективом поставлена за дача — выработать за 96 про мысловых суток 1306 тонн гото вой продукции, преимущественно из рый тресковых пород и окуня, 210 тонн филе, в том числе 150 тонн подпрессованного, 227 тонн рыбной муки... Одновременно предстоит опреде.тШъ степень эф фективности намечаемой системы материального стимулирования моряков за выработку продукции, пользующейся повышенным спро сом. Как же обстоят дела у экипажа БМРТ «Чехов»? 23 октября было сделано пер вое траление (промысел ведется на банке Флемиш-кап). А 7 де кабря на счету экипажа было 10.545 центнеров добытой трес ки, пикши, окуня. Из этого коли чества рыбы выработано 5590 центнеров готовой продукции, в том числе около 90 тонн филе (50 топн обеешкуренного). Выра ботано 40 тысяч банок консервов. Эти показатели вполне удов летворительны, так как сырьевая база и промысловая обстановка на банке Флемиш-кап в ноябре были очень сложными. Есть все основания считать, что во вто рой половине рейса, когда сырь евая база обычно бывает лучше, вылов рыбы и выработка ценной продукции значительно возрас тут. Вместе с моряками «Чехова» в районе банки Флемиш-кап вели промысел экипажи БМРТ «Ярос лавль» и «Душанбе». По количе ству замороженной трески, окуня и камбалы им даже удалось не сколько опередить экипаж «Чехо ва». А это свидетельствует о том, что экипажи больших морозильных траулеров могут увеличить выра ботку готовой продукция из рыб тресковых пород ъ окуня. » Коммунистической пар-ж ■тии Советского Союза. . |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz