Рыбный Мурман. 1965 г. Декабрь.

да СКОРО ВЫБОРЫ НАРОДНЫХ СУДЕЙш Встречей остались довольны Оживленно и многолюдно бы­ вает на агит­ пункте и школе N; 28. Здесь каждый вечер про­ водятся интересные мероприятия для избирателей. Так, 3 декаб­ ря они встретились со своим кандидатом в народные судьи И. К. Сергеевой и ее доверен­ ным лицом машинисткой управ­ ления кМурмаиеельдь» Е. Л. Ха- П и н а г о р барог.ой. Знакомство избирателей с народным судьей было не толь­ ко интересным, но и поучитель­ ным. И. И. Сергеева рассказыва­ ла о нескольких судебных делах, о случаях преступности среди молодежи. Она ответила на мно­ гочисленные вопросы. В заключение встречи был продемонстрирован кинофильм «Это случилось в милиции». Все присутствовавшие на агит­ пункте, а их былоболее 200 че­ ловек, остались очень довольны встречей с И. П. Сергеевой. А я а я а я а я а а а а а я я а я а я в а я я я в я я в я я в а в я я а а а а я а я в в п р о м ы с л о в и к Судоводитель промыслового флота помимообщих задач судо­ вождения должеп решать и ряд специальных, связанных с поис­ ком промысловых концентраций рыбы и их обловом. При облове косяков активными методами важ­ но знать не только перемещение судна относительно грунта, но и относительно косяка, который сам, в общем случае, находится в дви­ жении. Таким образом, на про­ мысловом судне возникает необхо­ димость выполнения большого объема (значительно большего, чем на транспортном судне) рас­ четных и графических работ, свя­ занных с обработкой поступа­ ющей по различным каналам на­ вигационной и промысловой ин­ формации. Прицельный облов разноглу­ бинным тралом подвижных кося­ ков пелагических рыб характери­ зуется значительной быстротеч­ ностью. Это требует от судоводи­ теля выполнения расчетов манев­ рирования с орудиями лова в та­ кое короткое время, что он прак­ тически не успевает справиться. Использование для этой цели специальных таблиц, номограмм, несколько ускоряющих ручную обработку информации, не приво­ дит к желаемым результатам. Поэтому на первом этапе авто­ матизации промыслового судовож­ дения целесообразно использовать специальный визуальный индика­ тор, на котором в наглядной форме изображается динамиче­ ская картина обобщенной промы­ слово-навигационной обстановки, получаемая в результате обработ­ ки поступающей информации сред­ ствами вычислительной техники. При этом на малотоннажных про­ мысловых судах обработку инт формации целесообразно возло­ жить на простые в эксплуатации и надежные в работе моделирую­ щие (аналоговые) вычислитель­ ные устройства. Наблюдая за по­ казаниями такого индикатора, су­ доводитель в кратчайшее время и с достаточной точностью может выполнить необходимые маневры для облова не только малопод­ вижных, но и быстроподвижных косяков пелагических рыб. Конструкция подобного инди­ катора — приборд для автомати­ зации промыслового судовожде­ ния разработана в высшем море­ ходном училище и проходит лабо­ раторные испытания. Математические зависимости, положенные в основу работы прибора, обладают простотой и общностью, что позволяет исполь­ зовать для обработки поступаю­ щей информации простые узлы моделирующего (аналогового) вы­ числительного устройства. При этом одини тот же узел может быть использован для решения различных задач, например, для записи перемещения ядра кося­ ка, траектории движения трала, контуров косяка, траектории дви­ жения судна и т. п. Прибор характеризуется малым весом и габаритами, что позво­ ляет устанавливать его на мало­ тоннажных добывающих судах. В комплект прибора входят блок счисления пути, датчик пеленга и расстояния от радиолокатора, датчик курсового угла и расстоя­ ния от гидролокатора, блок расче­ та элементов перемещения косяка и угла упреждения, блок сопря­ жения, планшет автоматической прокладки динамической картины промыслово-навигационной обста­ новки. Использование в приборе быст­ родействующих следящих систем обеспечивает высокую скорость пробега записывающей головки и дает возможность нанести в пре­ делах рамок планшета (ЗО х 400 мм) любую точку в течение секунды. Наличие автоматического пере­ ключателя датчиков промыслово- навигационной информации и вы­ числительных блоков прибора по­ зволяет в динамике изобразить на планшете трехцветпую обоб­ щенную картину надводной и под­ водной обстановки. Следует заметить, что такого рода визуальный индикатор не утратит своего значения и на втором этапе автоматизации. В. ОЛЬХОВСКИЙ, Профес­ сор, В. ЯКОВЛЕВ, инженер высшего мореходного учи­ лища. Пинагор или морской в о р о б е й - рыба северных морей, характери­ зующаяся высоким и толстым те - лом, заметно сжатым с боков, и короткой, почти кубовидной голо­ вой. От затылка по спине у пина­ гора проходит длинный мясистый гребень с рядом ' костных бугров на вершине. Толстая кожа, покры­ вающая голову и тело, сплошь усеяна мелкими костными шипи- ками,- Вдоль боков тела с каждой стороны имеется по 3 широко рас­ ставленных ряда крупных заост­ ренных костных бугров. В отли­ чие от большинства рыб брюшные плавники пинагора превращены в довольно большой присасыватель­ ный диск-присоску, которая, од­ нако, у рыб глубоководных форм уменьшается или совсем исчезает . Окраска обыкновенного пинаго­ ра варьируется от желтовато-оли- вкового цвета у молоди до сине­ вато-серых тонов у взрослых рыб; бока тела часто в темных пятнах. Во время нереста у самцов появ­ ляется брачный наряд: брюхо и плавники окраишваются в яркий кирпично-красный цвет, спина темнеет почти до черного. Длина этой рыбы достигает максимума 60 см, а вес — до 5,5 кг. 11инагор населяет воды Север­ ной Атлантики как у европейских, так и у американских берегов. На юг по побережью Западной Европы он встречается до Бискайского за­ лива, а на север доходит до по­ луострова Канина и изредка вос­ точнее (до Новой Земли). Широ­ ко распространен в Белом море и у берегов Мурмана. У побережья Северной Америки пинагор ветре- X 'W W S i . \ 3 / { i r e / n t ж&кг:т я т з rVV.y F t / i Ц ЗО Б РЕТЕНИЕ спасло десятки " тысяч жизней. Оно настолько просто, что для его внедрения, казалось, нужна только кисть да ведерко с краской. Но лишь ги­ гантская катастрофа дала ему окончательное признание — слу­ чай в технике, увы. не единичный. D Ы, ВЕРОЯТНО, обратили внимание, чго на бортах лю­ бого судна в средней части корпу­ са парисован круг с горизонталь­ ной чертой и рядом фигура, напо­ минающая гребенку. Моряки на­ зывают этот знак грузовой мар­ кой. По нему определяют осадку судна для различных условии пла- вания. Мореплаватели ограничива­ ли осадку судов уже в древности. Еще две тысячи лет назад шки­ пер клялся «Зевсом и всеми бо­ гами Олимпа хранить условия до­ говора перевозки свято и неруши­ мо и не принимать добавочного груза на свое судно». В собрании венецианских морских правил за 1255 год упоминаются древнейшие грузовые марки — кресты, нари­ сованные или выжженные па бор­ тах кораблей. Марок было две — для новых и старых, сверх пя- тилетиего возраста судов. По сравнению со средневековы­ ми купцами судовладельцы «вла­ дычицы морей» Британии . выгля­ дели просто варварами. В начале XIX века английский торговый флот составлял почти половину мирового. Аварийность в нем бы­ ла катастрофической. Она неук­ лонно росла, и член торговой па­ латы города Ньюкасла Джеймс Колл с горечыо констатировал в «Таймсе»: «Можно утверждать, чго число погибших судов в Анг­ лии за 1867 год составило не ме- Круг нее 2090, или около 6 судов в день». Сам Холл был крупным судо­ владельцем и одновременно — ди­ ректором страховой компании. То и дело сталкиваясь с нарушения­ ми правил безопасности морепла­ вания, он первый обратил внимание английского правительства на зло­ намеренные перегрузки судов, В 1869 году в палате общин англий­ ского парламента обсуждался про­ ект нового «Закона о судоходст­ ве». Присутствовавший при этом Холл предложил наносить на бор­ та грузовую марку, ограничиваю­ щую осадку судна. Увы, это был голос вопиющего в пустыне. И услышал его только один Самуэль ПлимсолВ. Как ни странно, он не был ни судовла­ дельцем, пи моряком вообще. Уп­ равляющий пивоваренным заво­ дом, а впоследствии торговец уг­ лем, Плимсоль нажил немалый капитал и в 1858 году добился из­ брания в парламент от города Дерби. Не будучи особенно раз­ борчивым в средствах, он вос­ пользовался материалами, собран­ ными Холлом, и написал книгу: «Наши моряки». Представленная в ней картина тогдашнего судоход­ ства Англии оказалась настолько неприглядной, что правительство назначило «Королевскую комиссию по немореходиым судам». Однако через несколько месяцев работы комиссия заявила, что об универ­ сальных правилах ограничения осадки судов не может быть и речи, а любой закон относительно минимально допустимой высоты надводного борта был бы злона­ меренным! Летом 1875 года на парламентских дебатах премьер Англии Дизраэли заявил, что оче­ редной рассматриваемый законо­ проект о судоходстве должен быть Плимсоля отклонен. Тогда Плимсоль вскочил с места и, обращаясь к овоим про­ тивникам, крикнул; — Негодяи! За это его на неделю отстрани­ ли от должности. Плимсоль был вынужден публично аросить у парламента извинения, ио зато стал необычайно популярным, уве­ личил число своих сторонников в парламенте. Уже на следующий год был из­ дан закон. По нему суда обязаны были иметь на бортах грузовую марку а виде круга, центр кото­ рого показывал бы предельную осадку... которую определял сам судовладелец. Естественно, что тот стремился «на всякий случай» за­ явить грузовые марки «с запасом», нередко обрекая судно на верную гибель. За один только 1882 год затонуло 548 английских кораблей и погибло 3118 моряков. Такой по­ ворот дела вызвал многочислен­ ные протесты и волнения. Однако- английское правительство, всегда отличавшееся консерватизмом, лишь в 1890 году ввело закон о грузовой марке. Высоту надводно­ го борта стало определять класси­ фикационное общество, а обяза­ тельный для всех торговых бри­ танских кораблей указатель допу­ стимой осадки приобрел свой ны­ нешний вид. Т1ЮБОПЫТНО, что, несмотря ** на оригинальность и просто­ ту грузовой марки, обеспечивав­ шей ей впоследствии столь долгую жизнь, Плимсоль даже не пытался з а п а т е н т о в а т ь ' ее. Однако бывший пивовар стал настолько популярен среди моряков, чго да* же был избран председателем ан­ глийского профсоюза моряков н кочегаров. . * Английские моряки до сих пор называют указатель осадки «кру­ гом Плимсоля». Перед мировой войной грузовая марка уже широко применялась о Бельгии, Франции, Германии, Япо­ нии, Голландии, Швеции, Порту­ галии. Правда, судовладельцы все еще пытались ловчить. Особенно дурной славой пользовались Каль­ кутта, Норфолк, порты Вест-Ин­ дии и Мексиканского залива. Здесь даже выработались особые приметы, как обмануть бдитель­ ность неопытных представителей надзора. Обычно перегруженному судну искусственно придавали крен, чтобы марка поднялась из воды и была видна с причала. 13 устье Ла-Платы, как правило, грузили суда зерном, не учитывая запасов воды, провизии и топлива, надеясь устранить перегрузку в пути по мере их израсходования. Что же касается огромного к тому времени американского торгового флота, то там мерилом допусти­ мой осадки корабля по-прежнему оставалась совесть судовладельца. Так было, пока не погиб «Вест- рис». Этот английский пароход был зафрахтован американцами. 10 ноября 1928 года в 16 часов он вышел из Нью-Йорка курсом на Барбадос, будучи загружен на семь с четвортыо дюйма выше гру­ зовой марки. Но на такую «ме­ лочь», как пять градусов крепа на правый борт, американская судо­ вая инспекция не обратила вни­ мания. На следующий день погода ухудшилась. Пассажиры страдали от морской болезни, и к завтраку !в салоне было накрыто лишь три сюла . Ма гросы, перебрасывавшие в бункере уголь, пожаловались старшему механику, что у них сильно промокают ноги. Тот, не чается от Гудзонова залива и Лабрадора до мыса Код и Нью- Джерси. Это, главным образом, при­ брежная донная рыба, живущая лишь как исключение до глубин 300 м. Большую часть жизни пи* нагор проводит на дне вдали от берегов, обычно залегая между водорослями или прикрепляясь присоской к камням. Нужна до­ вольно большая сила, чтобы ото­ рвать его- от камня. Во время не­ рестовых миграций пинагор под­ ходит на мелководья. Икромета­ ние происходит у самых берегов с января по май (на Мурмане — в мае) на каменистых грунтах с зарослями фукусов и ламинарий при температуре 5—8°С. Санка выметывает до 200 тысяч икринок и более. После нереста самки от­ ходят на глубины, а самцы оста­ ются у берега и усердно охраня­ ют кладки икры на весь период ик развития, длящихся около 2-х ме­ сяцев. Хозяйственное значение пинаго­ ра у нас на Севере невелико. Больше всего его добывается в Белом море. В Западной Европе (в основном, в Дании) вылавли­ вается до 10 тысяч центнеров в год. В пищу употребляются икра, печень и м ясо -(в соленом, копче­ ном и консервированном виде). В Норвегии мясо пинагора приме­ няется для наживки при лове палтуса. М. НЕВИНСКИИ, младший научный сотрудник лабора­ тории донных рыб Северной Атлантики. Фото фельдшера БМРТ «Заволжск» Т. Кожухари. поинтересовавшись, откуда взя­ лась вода, распорядился выложить деревянный настил. К полудню волнение усилилось настолько, что судно с трудом слушалось руля- Крен увеличивался, сквозь плохо закрытые горловины угольных бункеров продолжала поступать вода. Засоренные мелким углем, помпы работали впустую. В 19 часов 30 минут сильный толчок встряхнул судно. Как ока­ залось, из-за сильной качки в но* совом трюме сорвались с места три плохо закрепленных автомо­ биля в деревянных ящиках. Пят* надцатнтонный таран обрушился на поперечную переборку и борт, образовалась новая течь. Наутро иллюминаторы пассажирских кают первого класса по правому борту были уже под водой. Убедившись, что экипаж бессилен справиться, с разбушевавшейся стихией, капи­ тан приказал радисту передать в эфир «SOS». В 14 часов 30 минут «Вестрис» опрокинулся на борт и затонул. Вести о трагедии «Вестриса» облетели весь мир и произвели глубокое впечатление на общест­ венность Соединенных : Штатов, В 1929 году конгресс США утвер­ дил закон о грузовой марке. А еще через год состоялась конфе­ ренция в Лондоне, принявшая первую «международную конвен­ цию о грузовой марке». Ее подпи­ сали представители более чем 40 государств, в том числе и uaineft страны, к тому времени уже д ав ­ но внедрившей у себя полезное предложение Плимсоля. Л. СКРЯГИН. (Из журнала «Изобретатель . и рационализатор*). О • *• / * ** * Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654 Тип. «Полярная правда*. Зак. 6752. ПН 07319.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz