Рыбный Мурман. 1965 г. Декабрь.
да СКОРО ВЫБОРЫ НАРОДНЫХ СУДЕЙш Встречей остались довольны Оживленно и многолюдно бы вает на агит пункте и школе N; 28. Здесь каждый вечер про водятся интересные мероприятия для избирателей. Так, 3 декаб ря они встретились со своим кандидатом в народные судьи И. К. Сергеевой и ее доверен ным лицом машинисткой управ ления кМурмаиеельдь» Е. Л. Ха- П и н а г о р барог.ой. Знакомство избирателей с народным судьей было не толь ко интересным, но и поучитель ным. И. И. Сергеева рассказыва ла о нескольких судебных делах, о случаях преступности среди молодежи. Она ответила на мно гочисленные вопросы. В заключение встречи был продемонстрирован кинофильм «Это случилось в милиции». Все присутствовавшие на агит пункте, а их былоболее 200 че ловек, остались очень довольны встречей с И. П. Сергеевой. А я а я а я а я а а а а а я я а я а я в а я я я в я я в я я в а в я я а а а а я а я в в п р о м ы с л о в и к Судоводитель промыслового флота помимообщих задач судо вождения должеп решать и ряд специальных, связанных с поис ком промысловых концентраций рыбы и их обловом. При облове косяков активными методами важ но знать не только перемещение судна относительно грунта, но и относительно косяка, который сам, в общем случае, находится в дви жении. Таким образом, на про мысловом судне возникает необхо димость выполнения большого объема (значительно большего, чем на транспортном судне) рас четных и графических работ, свя занных с обработкой поступа ющей по различным каналам на вигационной и промысловой ин формации. Прицельный облов разноглу бинным тралом подвижных кося ков пелагических рыб характери зуется значительной быстротеч ностью. Это требует от судоводи теля выполнения расчетов манев рирования с орудиями лова в та кое короткое время, что он прак тически не успевает справиться. Использование для этой цели специальных таблиц, номограмм, несколько ускоряющих ручную обработку информации, не приво дит к желаемым результатам. Поэтому на первом этапе авто матизации промыслового судовож дения целесообразно использовать специальный визуальный индика тор, на котором в наглядной форме изображается динамиче ская картина обобщенной промы слово-навигационной обстановки, получаемая в результате обработ ки поступающей информации сред ствами вычислительной техники. При этом на малотоннажных про мысловых судах обработку инт формации целесообразно возло жить на простые в эксплуатации и надежные в работе моделирую щие (аналоговые) вычислитель ные устройства. Наблюдая за по казаниями такого индикатора, су доводитель в кратчайшее время и с достаточной точностью может выполнить необходимые маневры для облова не только малопод вижных, но и быстроподвижных косяков пелагических рыб. Конструкция подобного инди катора — приборд для автомати зации промыслового судовожде ния разработана в высшем море ходном училище и проходит лабо раторные испытания. Математические зависимости, положенные в основу работы прибора, обладают простотой и общностью, что позволяет исполь зовать для обработки поступаю щей информации простые узлы моделирующего (аналогового) вы числительного устройства. При этом одини тот же узел может быть использован для решения различных задач, например, для записи перемещения ядра кося ка, траектории движения трала, контуров косяка, траектории дви жения судна и т. п. Прибор характеризуется малым весом и габаритами, что позво ляет устанавливать его на мало тоннажных добывающих судах. В комплект прибора входят блок счисления пути, датчик пеленга и расстояния от радиолокатора, датчик курсового угла и расстоя ния от гидролокатора, блок расче та элементов перемещения косяка и угла упреждения, блок сопря жения, планшет автоматической прокладки динамической картины промыслово-навигационной обста новки. Использование в приборе быст родействующих следящих систем обеспечивает высокую скорость пробега записывающей головки и дает возможность нанести в пре делах рамок планшета (ЗО х 400 мм) любую точку в течение секунды. Наличие автоматического пере ключателя датчиков промыслово- навигационной информации и вы числительных блоков прибора по зволяет в динамике изобразить на планшете трехцветпую обоб щенную картину надводной и под водной обстановки. Следует заметить, что такого рода визуальный индикатор не утратит своего значения и на втором этапе автоматизации. В. ОЛЬХОВСКИЙ, Профес сор, В. ЯКОВЛЕВ, инженер высшего мореходного учи лища. Пинагор или морской в о р о б е й - рыба северных морей, характери зующаяся высоким и толстым те - лом, заметно сжатым с боков, и короткой, почти кубовидной голо вой. От затылка по спине у пина гора проходит длинный мясистый гребень с рядом ' костных бугров на вершине. Толстая кожа, покры вающая голову и тело, сплошь усеяна мелкими костными шипи- ками,- Вдоль боков тела с каждой стороны имеется по 3 широко рас ставленных ряда крупных заост ренных костных бугров. В отли чие от большинства рыб брюшные плавники пинагора превращены в довольно большой присасыватель ный диск-присоску, которая, од нако, у рыб глубоководных форм уменьшается или совсем исчезает . Окраска обыкновенного пинаго ра варьируется от желтовато-оли- вкового цвета у молоди до сине вато-серых тонов у взрослых рыб; бока тела часто в темных пятнах. Во время нереста у самцов появ ляется брачный наряд: брюхо и плавники окраишваются в яркий кирпично-красный цвет, спина темнеет почти до черного. Длина этой рыбы достигает максимума 60 см, а вес — до 5,5 кг. 11инагор населяет воды Север ной Атлантики как у европейских, так и у американских берегов. На юг по побережью Западной Европы он встречается до Бискайского за лива, а на север доходит до по луострова Канина и изредка вос точнее (до Новой Земли). Широ ко распространен в Белом море и у берегов Мурмана. У побережья Северной Америки пинагор ветре- X 'W W S i . \ 3 / { i r e / n t ж&кг:т я т з rVV.y F t / i Ц ЗО Б РЕТЕНИЕ спасло десятки " тысяч жизней. Оно настолько просто, что для его внедрения, казалось, нужна только кисть да ведерко с краской. Но лишь ги гантская катастрофа дала ему окончательное признание — слу чай в технике, увы. не единичный. D Ы, ВЕРОЯТНО, обратили внимание, чго на бортах лю бого судна в средней части корпу са парисован круг с горизонталь ной чертой и рядом фигура, напо минающая гребенку. Моряки на зывают этот знак грузовой мар кой. По нему определяют осадку судна для различных условии пла- вания. Мореплаватели ограничива ли осадку судов уже в древности. Еще две тысячи лет назад шки пер клялся «Зевсом и всеми бо гами Олимпа хранить условия до говора перевозки свято и неруши мо и не принимать добавочного груза на свое судно». В собрании венецианских морских правил за 1255 год упоминаются древнейшие грузовые марки — кресты, нари сованные или выжженные па бор тах кораблей. Марок было две — для новых и старых, сверх пя- тилетиего возраста судов. По сравнению со средневековы ми купцами судовладельцы «вла дычицы морей» Британии . выгля дели просто варварами. В начале XIX века английский торговый флот составлял почти половину мирового. Аварийность в нем бы ла катастрофической. Она неук лонно росла, и член торговой па латы города Ньюкасла Джеймс Колл с горечыо констатировал в «Таймсе»: «Можно утверждать, чго число погибших судов в Анг лии за 1867 год составило не ме- Круг нее 2090, или около 6 судов в день». Сам Холл был крупным судо владельцем и одновременно — ди ректором страховой компании. То и дело сталкиваясь с нарушения ми правил безопасности морепла вания, он первый обратил внимание английского правительства на зло намеренные перегрузки судов, В 1869 году в палате общин англий ского парламента обсуждался про ект нового «Закона о судоходст ве». Присутствовавший при этом Холл предложил наносить на бор та грузовую марку, ограничиваю щую осадку судна. Увы, это был голос вопиющего в пустыне. И услышал его только один Самуэль ПлимсолВ. Как ни странно, он не был ни судовла дельцем, пи моряком вообще. Уп равляющий пивоваренным заво дом, а впоследствии торговец уг лем, Плимсоль нажил немалый капитал и в 1858 году добился из брания в парламент от города Дерби. Не будучи особенно раз борчивым в средствах, он вос пользовался материалами, собран ными Холлом, и написал книгу: «Наши моряки». Представленная в ней картина тогдашнего судоход ства Англии оказалась настолько неприглядной, что правительство назначило «Королевскую комиссию по немореходиым судам». Однако через несколько месяцев работы комиссия заявила, что об универ сальных правилах ограничения осадки судов не может быть и речи, а любой закон относительно минимально допустимой высоты надводного борта был бы злона меренным! Летом 1875 года на парламентских дебатах премьер Англии Дизраэли заявил, что оче редной рассматриваемый законо проект о судоходстве должен быть Плимсоля отклонен. Тогда Плимсоль вскочил с места и, обращаясь к овоим про тивникам, крикнул; — Негодяи! За это его на неделю отстрани ли от должности. Плимсоль был вынужден публично аросить у парламента извинения, ио зато стал необычайно популярным, уве личил число своих сторонников в парламенте. Уже на следующий год был из дан закон. По нему суда обязаны были иметь на бортах грузовую марку а виде круга, центр кото рого показывал бы предельную осадку... которую определял сам судовладелец. Естественно, что тот стремился «на всякий случай» за явить грузовые марки «с запасом», нередко обрекая судно на верную гибель. За один только 1882 год затонуло 548 английских кораблей и погибло 3118 моряков. Такой по ворот дела вызвал многочислен ные протесты и волнения. Однако- английское правительство, всегда отличавшееся консерватизмом, лишь в 1890 году ввело закон о грузовой марке. Высоту надводно го борта стало определять класси фикационное общество, а обяза тельный для всех торговых бри танских кораблей указатель допу стимой осадки приобрел свой ны нешний вид. Т1ЮБОПЫТНО, что, несмотря ** на оригинальность и просто ту грузовой марки, обеспечивав шей ей впоследствии столь долгую жизнь, Плимсоль даже не пытался з а п а т е н т о в а т ь ' ее. Однако бывший пивовар стал настолько популярен среди моряков, чго да* же был избран председателем ан глийского профсоюза моряков н кочегаров. . * Английские моряки до сих пор называют указатель осадки «кру гом Плимсоля». Перед мировой войной грузовая марка уже широко применялась о Бельгии, Франции, Германии, Япо нии, Голландии, Швеции, Порту галии. Правда, судовладельцы все еще пытались ловчить. Особенно дурной славой пользовались Каль кутта, Норфолк, порты Вест-Ин дии и Мексиканского залива. Здесь даже выработались особые приметы, как обмануть бдитель ность неопытных представителей надзора. Обычно перегруженному судну искусственно придавали крен, чтобы марка поднялась из воды и была видна с причала. 13 устье Ла-Платы, как правило, грузили суда зерном, не учитывая запасов воды, провизии и топлива, надеясь устранить перегрузку в пути по мере их израсходования. Что же касается огромного к тому времени американского торгового флота, то там мерилом допусти мой осадки корабля по-прежнему оставалась совесть судовладельца. Так было, пока не погиб «Вест- рис». Этот английский пароход был зафрахтован американцами. 10 ноября 1928 года в 16 часов он вышел из Нью-Йорка курсом на Барбадос, будучи загружен на семь с четвортыо дюйма выше гру зовой марки. Но на такую «ме лочь», как пять градусов крепа на правый борт, американская судо вая инспекция не обратила вни мания. На следующий день погода ухудшилась. Пассажиры страдали от морской болезни, и к завтраку !в салоне было накрыто лишь три сюла . Ма гросы, перебрасывавшие в бункере уголь, пожаловались старшему механику, что у них сильно промокают ноги. Тот, не чается от Гудзонова залива и Лабрадора до мыса Код и Нью- Джерси. Это, главным образом, при брежная донная рыба, живущая лишь как исключение до глубин 300 м. Большую часть жизни пи* нагор проводит на дне вдали от берегов, обычно залегая между водорослями или прикрепляясь присоской к камням. Нужна до вольно большая сила, чтобы ото рвать его- от камня. Во время не рестовых миграций пинагор под ходит на мелководья. Икромета ние происходит у самых берегов с января по май (на Мурмане — в мае) на каменистых грунтах с зарослями фукусов и ламинарий при температуре 5—8°С. Санка выметывает до 200 тысяч икринок и более. После нереста самки от ходят на глубины, а самцы оста ются у берега и усердно охраня ют кладки икры на весь период ик развития, длящихся около 2-х ме сяцев. Хозяйственное значение пинаго ра у нас на Севере невелико. Больше всего его добывается в Белом море. В Западной Европе (в основном, в Дании) вылавли вается до 10 тысяч центнеров в год. В пищу употребляются икра, печень и м ясо -(в соленом, копче ном и консервированном виде). В Норвегии мясо пинагора приме няется для наживки при лове палтуса. М. НЕВИНСКИИ, младший научный сотрудник лабора тории донных рыб Северной Атлантики. Фото фельдшера БМРТ «Заволжск» Т. Кожухари. поинтересовавшись, откуда взя лась вода, распорядился выложить деревянный настил. К полудню волнение усилилось настолько, что судно с трудом слушалось руля- Крен увеличивался, сквозь плохо закрытые горловины угольных бункеров продолжала поступать вода. Засоренные мелким углем, помпы работали впустую. В 19 часов 30 минут сильный толчок встряхнул судно. Как ока залось, из-за сильной качки в но* совом трюме сорвались с места три плохо закрепленных автомо биля в деревянных ящиках. Пят* надцатнтонный таран обрушился на поперечную переборку и борт, образовалась новая течь. Наутро иллюминаторы пассажирских кают первого класса по правому борту были уже под водой. Убедившись, что экипаж бессилен справиться, с разбушевавшейся стихией, капи тан приказал радисту передать в эфир «SOS». В 14 часов 30 минут «Вестрис» опрокинулся на борт и затонул. Вести о трагедии «Вестриса» облетели весь мир и произвели глубокое впечатление на общест венность Соединенных : Штатов, В 1929 году конгресс США утвер дил закон о грузовой марке. А еще через год состоялась конфе ренция в Лондоне, принявшая первую «международную конвен цию о грузовой марке». Ее подпи сали представители более чем 40 государств, в том числе и uaineft страны, к тому времени уже д ав но внедрившей у себя полезное предложение Плимсоля. Л. СКРЯГИН. (Из журнала «Изобретатель . и рационализатор*). О • *• / * ** * Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654 Тип. «Полярная правда*. Зак. 6752. ПН 07319.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz