Рыбный Мурман. 1965 г. Август.

> . . В последнем двенадцатом рейсе экипаж траулера «Касат- ? на» при задании 68 тонн доставил , в порт : 120 тонн рыбы. ? Перевыполнен план по изготовлению консервов и рыбной муки. > На снимке: передовые труженики траулера «Касатка» — ко- с . • негар Михаил Иванович РЫ Ч КО В (слева) и матрос Владимир £ Иванович Я КУШ ЕВ . Их имена занесены на судовую Досму I почета. I U^/^Л/^/^Л/\ЛЛ/^/^Л/^AЛЛЛ/^ЛЛ/^/V^AЛЛЛA/^ЛЛ/^/'У^AЛAЛЛЛ/^Л/^/^/V/^/'У^/^ЛЛЛЛ/^ЛЛ/^A/^ЛA/^ЛЛ/^/, С лекцией— к морякам Несмотря на тяжелые условия промысла, сложившиеся в завер­ шающем году семилетки, многие экипажи тралового флота справ­ ляются с заданием по вылову рыбы. Успешно идет соревнование «стотысячнихов». В число лидеров этого соревнования сейчас выдви­ нулись коллективы БМ РТ «Доб­ ролюбов», «Гоголь», «Серафимо­ вич», «Рыбачий», «Космос», - Жизнь показывает, что успешно преодолевают трудности и выпол­ няют принятые обязательства те коллективы судов, на которых не только умело организуется труд; экипажа, промысел, но и хорошо поставлено коммунистическое вое* питание моряков. В экипажах «етотысячников», например, созданы крепкие агит­ коллективы и лекторские группы. В лекционной работе активное участие принимает командный со­ став. На БМ РТ «Витебск» хоро­ ший пример подают капитан тов. Шаньков, помполит тов. Яровой. лекторской группе этого кораб­ ля — второй помощник капитана тов. Федай, начальник радиостан- : иии юв. Дементьев и другие ве- ' душке специалисты. ..Партийная организация не до­ пускает самотека в массово-поли­ тической работе. . Лекционная пропаганда ведется по плану, тес­ но увязывается с конкретными за* .•дачами экипажа корабля. Потому- то она м действенно влияет на коллектив. На судне нет ни одно­ го случая нарушения трудовой дисциплины. «Витебск» вышел из ремонта и приступил к промыслу, когда эки­ пажи некоторых судов, участвую­ щие в соревновании «стотысячни- ков», уже выловили по 25—30 ты­ сяч центнеров рыбы. Моряки, взвесив все возможности и резер- *. вы, твердо решили добыть за не­ полный год сто тысяч центнеров рыбы. Слова у них не расходятся с делами, С командой БМ РТ «Витебск» соревнуется экипаж траулера «Лесков». Партийные организации этих кораблей поддерживают между собой тесную связь, обме­ ниваются опытом лекционной ра­ боты. Но далеко не на всех промысло­ вых судах обстоит так дело. Явно неудовлетворительно лекционная пропаганда поставлена на трауле­ рах «Лосось» (капитан тов. Полы- . салов, секретарь парторганизации -тов. Семенов), «Волхов» (капитан •тов. Воронович), «Грозный» (ка- -питан тов. Романов). На этих судах за семь с лишним месяцев J965 года никаких лекций для ; личного состава не проводилось, * докладчики и агитаторы перед мо­ ряками не выступали. Комсостав самоустранился от идейной рабо­ ты с моряками. Такие упущения не проститель­ ны. Они могут привести к серьез­ ным последствиям. В командах упомянутых кораблей много слу­ чаев нарушений трудовой дисцип­ лины. Советский капитан — не просто судоводитель. Он стоит во главе коллскгива, облечен доверием на­ шей партии. Как руководитель, ка­ питан, наряду с партийной органи­ зацией, несет ответственность за моральное состояние команды, идейную стойкость и убежденность моряков. Поэтому, будучи требо­ вательным командиром, капитан — друг и вдумчивый воспитатель мо­ ряков. Это следует твердо усво- И 1 ь тт. Полысалову, Вороновичу, Романову й некоторым другим ка­ питанам. Крайне слабое участке в лекци­ онной пропаганде принимает ко­ мандный состав кораблей, которые ремонтируются на Мурманской су­ доверфи. Парторганизация и ее се­ кретарь тов. Коптяев смирились с этим недостатком. Большую работу в воспитании моряков обязаны проявлять руко­ водители и старшие специалисты служб и отделов управления фло­ та. К сожалению, не все руководи­ тели и специалисты помнят об этом. Многие руководящие работ­ ники управления флота не высту­ пают с лекциями перед моряками. Такой «болезнью» страдают заме­ ститель начальника флота тов. Руснаков, начальник ' службы эксплуатации тов. Рисов, началь­ ник технического отдела тов. Фе­ дотов и другие. Много недостатков, и в работе отделения общества «Знание». Са­ мый существенный из них — чле­ ны общества редко выступают пе­ ред моряками на кораблях с лек­ циями по важнейшим решениям партии и правительства, вопросам политической экономии, не прояв­ ляют достаточного интереса к обобщению передового опыта. Партийные организации про­ мысловых судов тралового флота имеют все возможности по-боево- му поставить лекционную пропа­ ганду среди моряков. Кабинет политического просве­ щения парткома и правление об­ щества «Знание» обязаны система­ тически оказывать конкретную по­ мощь экипажам в организации действенной лекционной пропаган­ ды. Особое внимание следует об­ ратить на команды траулеров «Лосось», «Волхов», «Грозный». Важно распространить на все су­ да опыт лекционной работы БМРТ «Дружба» и траулера «Ка­ сатка». Помполиты кораблей и секрета­ ри партийных организаций обяза­ ны заботиться о том, чтобы в ком­ мунистическом воспитании моря­ ков полнее использовались все разнообразные формы агитацион- но-массовой работы. На кораблях надо чаще проводить вечера во­ просов и ответов, читательские конференции, тематические вечера, обсуждать кинофильмы. Сейчас на промысловых судах проходит смотр-конкурс наглядной агитации. В ходе смотра нужно до­ биваться, чтобы наглядная агита­ ция активно содействовала лекци­ онной пропаганде, воспитанию мо­ ряков в коммунистическом духе, выполнению ими взятых социали­ стических обязательств по-добыче рыбы в завершающем году семи­ летии. D НА ЧАЛ Е этого года в Ка- " лишние вышла небольшая книжка «Организация и управ­ ление». Ее автор В. И. Тере­ щенко. Он 30 лет прожил в Америке. Был профессором- экономистом ряда высших учеб­ ных заведений, наряду с други­ ми предметами преподавал курс «Организация и управле­ ние». Работал консультантом у фермера и в Министерстве сель­ ского хозяйства. В I960 году (вернулся на родину и сей­ час работает в на­ учно - исследова­ тельском институ­ те. Его книга разошлась очень быстро. Это свидетельствует об актуальности затронутых в ней вопросов. В небольшой по объему ра­ боте (всего 2,52 печатных ли­ ста) В. И. Терещенко обстоя­ тельно излагает основные воп­ росы теории и практики, приво­ дит многочисленные примеры решающего воздействия науки на организацию управления и развитие предприятий. Книга интересна не только с точки зрения познавательной. Из нее можно почерпнуть не­ мало такого, что поможет нам улучшить свою работу сейчас, сегодня. Книга побуждает со­ всем иначе смотреть на вещи, которые нам кажутся совершен­ но незначительными. Хочется привести несколько выдержек из книги. Автор roi- шет, что в США «...ничто не казалось ему столь достойным самого глубокого внимания, как постановка вопросов орга­ низации и управления. Эти вопросы возведены в степень особой межотраслевой науки.., объектом которой яв­ ляется все то сходное « одно­ родное, что еще В. И. Ленин усматривал в велении дела разными и разнообразными предприятиями, учреждениями, ведомствами и др.». Поясняя сущность науки об организации и управлении, а-в- тор приводит слова В. И. Ленина: «Советская респуб­ лика во что бы то им стало должна перенять все ценное из завоевании науки и -техники в этой области». Но огромные начинания по разработке со­ ветской науки об организации и управлении социалистической промышленности и социали­ стического сельского хозяйства были почти полностью останов­ лены в 30-е гады. И лишь в по­ следнюю пятилетку эта наука приняла вновь актуальное зна­ чение. Но еще далеко не всег- ПРОЧИТАЙТЕ Э Т У КН И ГУ да и ие во всех областях на­ родного хозяйства чувствуется понимание важности паучио- обоснованиои организации труда. Как метко подмечает автор, очень часто эти вопросы опре­ деляются волевым - решением начальника. «Организация Интересны и поучительны примеры, как специалисты-ор­ ганизаторы помогали отдель­ ным фирмам и предприятиям выявлять и устранять причины плохой деятельности предприя­ тия. Например, один завод в США применил самую лучшую технику, имел хороших, знаю­ щих инженеров. Себестоимость про­ дукции у него И была ниже, чем у конкурентов, цены стул у машинистки, непроду­ ман.]» расставленные столы в канцелярии, плохие выключа­ тели, отсутствие телефонного аппарата у рабочего места и прочие «мелочи», действуют раздражающе на нервную сис­ тему. В результате работник вынужден делать много лиш­ них движений и напрягать зре ­ ние, слух. В первые же часы работы человек утомляется и производительность его труда падает. Подробно останавливается В. И. Терещенко и на нередкой «болезни» — «гигантомании», излишней научно'-необоснован­ ной централизации. Немало внимания уделяет автор и организации труда. «Кардинальным вопросом нау­ ки об организации и управле­ нии является оптимальное не- управление » на товар вы­ годные, и все же завод имел небольшую прибыль. Не­ сколько недель находился консультант (специалист-орга­ низатор) на заводе, смотрел, как идет работа, расспрашивал рабочих, наблюдал, как они приходят и уходят с работы, куда и как они ходят во время работы, молча сидел на засе­ даниях директоров, изучал бух­ галтерские книги, читал кор­ респонденции. Оказалось, что на этом за­ воде «нробка» была в непра­ вильном потоке информации. К некоторым людям попадало такое количество бумаг, что они не в состоянии были их прочесть. Письма лежали неде­ лями, нарушалась синхронность в работе. Вывод и предложения кон­ сультанта были неожиданными и на заводе встречены скепти­ чески.. Но все же попробовали внедрить предложение, и свер­ шилось «чудо» — прибыль по­ шла вверх. Немало примеров и того, как часто основным препятствием для повышения производитель­ ности труда служат «мелочи» — неправильно подобранный цвет степ и оборудования, от­ сутствие простейших приспо­ соблений и удобств в труде работников среды учета, дело­ производства, контроля, инфор­ мации. Даже такие факторы, ка* неудобный и не по росту пользование живой силы, в ча­ стности, времени высококвали­ фицированных и высокооплачи­ ваемых работников». Приво­ дит примеры, когда высоко­ оплачиваемый работник, при­ званный решать основные во­ просы производства, часто за­ нимается такими делами, как составление писем, которые с успехом могла бы написать опытная секретарша или запи­ сать стенографистка, пользо­ ваться загруженной городской телефонной сетью, когда можно было наладить внутризавод­ скую АТС, селекторную или телевизионную связь, ездить в трамвае или ходить пешком, когда предприятию обошлось бы дешевле иметь машину в его распоряжении, наконец, чм-. тать массу корреспонденции, чтобы потом разослать ее на исполнение, когда это мог бы с успехом сделать тот же секре­ тарь и потом коротко доло­ жить об этом. Такая неоргани­ зованность, и что более важ­ ное, непонимание ее сущности, очень дорого обходится госу­ дарству. Автор не остается го­ лословным, хотя доводы его не­ оспоримы, он убедительно, до­ казывает свои слова цифрами* Одним словом, . прочитайте эту книгу. И вы не пожалеете потраченное на это время. Через неделю—первый звонок Через неделю звонок возвестит о начале нового учебного года. Хорошо подготовилась к ново­ му учебному году областная за­ очная школа моряков транспорт­ ного и промысловых флотов. — Нынче она будет отмечать свое десятилетие, — говорит ди­ ректор Геннадий Иванович Малы­ шев. Классные комнаты выкрашены в светлые тона, в зале самоподго­ товки новые портьеры на окнах, новые столы. Здесь есть програм­ мы по всем предметам в помощь поступающим с пятого по один­ надцатый класс. Хорошо оборудованы химиче­ ский и математический -кабине­ ты. Много наглядных пособий. Интересный самоучитель по мате­ матике, на нем можно проверить знание любой формулы. А вот прибор для изучения стереомет­ рии. Он изготовлен И. И. Верев­ киным, рабочим CP3-J6 1 и И. И. Гоникманом, первым помощ­ ником капитана плавбазы «Там­ бов». Учителям заочной школы не­ однократно приходится выходить в море и на судах давать кон­ сультации, проводить занятия, принимать зачеты. Естественно, они не M 0 J 7 T взять с собой всех нужных наглядных пособий. По­ этому все пособия, таблицы фото­ графируются в оформляются в альбомы. Хорошо подготовлены к учеб­ ному году общеобразовательные школы Лё 10, 13, Л? 28 и № 1. Активное участие в ремонте помещений приняли шефы — ра­ бочие рыбокомбината, сельдяного и тралового флотов. А вот на гор- жилуправление большая обида. Двор около первой школы ■ так небольшой, а левая половина его завалена битым кирпичом, куска* ми проволоки и различными ме« таллическими балками, вставши* мися после ремонта помещения бывшей котельной. Руководители горжилуправления давно обещали навести порядок, но до сих пор не выполнили своего обещания. Л. Л Е ВЕН Д О РС КА Я . Библиотеке плавсостава тралового и сельдяного флотов предстоит обеспечить учебниками шесть тысяч моряков — учащихся средних и высших учебных заведений. На снимке: библиотекарь Людмила Михайловна Анучина подбирает учебники. ' » i • tecccccccccczzzzzzzzzzzxxcccazzccccccczca^^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz