Рыбный Мурман. 1965 г. Август.

Встречи с прекрасным Ч е р е з 21 год, В годы Отечественной войны Александр Хрисанфович Батаев активно участвовал в ‘ партизанском движении на Крымском полу­ острове. В жестоких схватках с гитлеровцами он был тяжело ранен. За проявленный •героизм правительство наградило его орденом Оте­ чественной-войны I I степени, но вручить его было некому, так как Александр Хрисанфович считался погибшим. Прошел 21 год, и награда нашла хозяина. Сейчас тов. Батаев плавает капитаном передового СРТ-147. В управлении «Мурман- сельдь» состоялось:вручение награды. . НА СНИМ КЕ: друзья по работе (слева направо) главный ка­ питан управления «Мурмансельдь» Ю. М. Уткин, капитан-настав­ ник Ю. М. Попов, капитан СРТ-Р-7Н М. И. Пчелинцев поздравля­ ют Александра Хрисанфовича Батаева с вручением награды. *' Фото К. Моисеева. Вслед.за титром ни экране те­ левизор:* 'несколько сумрачный, но иа редкость своеобразный и при­ влекательный пейзаж древней Пе- ченгской земли в устье, реки Пас. Когда-то здесь немногие по­ моры промышляли семгу, а сов­ сем недавно на пограничной ре­ ке построена Борисоглебская ГЭС — электростанции . дружбы. Мстисла.вца манекого (приобретение Мур- краеведческого му- Союз художников Российской Федерации прислал выставку сво­ их произведений. посвященную мурманским рыбакам. *В госте­ приимных залах Мурманского 1 об­ ластного краеведческого музея выставка * была открыта в рыбака до августа месяца. . . Прежде чем рассказать о про­ изведениях. экспонируемых иа вы­ ставке, мне хочется напомнить вам о-роли искусства. Искусство, по замечательному • выражению К. Маркса, «наивысшая радость, которую человек себе доставляет», то есть нечто большее, чем •удо­ вольствие, приятность, умственный интерес. Оно выдвигало и выдви­ гает высшие идеалы человечества — типы примеров для подража­ ния. Паша партия уделяла и уде­ ляет большое внимание эстетиче­ скому воспитанию советского че­ ловеки. В Программе нашей п ар ­ тии говорится о главной линии в развитии литературы и искусства, чоб укреплении связи работников искусства с жизнью народа, о правдивом высокохудожественном отображении богатства и много­ образия социалистической дейст­ вительности, .о вдохновенном . и ярком воспроизведении нового, подлинно коммунистического, и об обличении всего, что .противо­ действует движению общества вперед. .. - • Таким образом, перед работ­ никами искусства стоят трудные, по почетные задачи: отобразить нашу многогранную действитель­ ность и показать будущему поко­ лению героический труд строите­ лей коммунизма. Среди работ, представленных па выставке, яр­ кие северные пейзажи, портреты, бытовые сцены из жизни рыба­ ков. Иа выставке были представлены произведеиия народиого• худож- ника СССР,* члена-корреспондента вас гея «Мурманск». Отличается она четким, уверенным рисунком, интересна по цвету. Московский художник Шипов- ский — частый гость в вашем го­ роде и на берегах Баренцева моря. День Северная тема — основная в его творчестве. Его пейзаж изобража­ ет город Мурманск. В нем мы ви­ дим волнующую нас тему — ря­ дом со старыми домами растет красивый город. Хорошо передана красота яркого солнечного утра. Но все-таки основная тема вы­ ставки — мирный труд пахарей моря, их жизнь на берегу. Вот по­ этическая работа художника Ту- туиова «Семья рыбака». Она под­ купает простотой сюжета, инте­ ресным цветовым решением. На солнечном берегу рыбак сушит сети. Мы его видим занятым по­ чинкой ; сетей, вдали силуэтом смотрится добротный бревенчатый дом. невдалеке стоит жена с младенцем. В технике пастели вы­ полнено графическое произведение !БСЬОЖ>ДЮОСЮ1 К ИТОГАМ ВЫ СТАВКИ «ХУДОЖ НИ КИ — РЫ БАКАМ !» - нии исвер. На соглебском не так много экспо­ натов, но каждый из них пред­ ставляет непреходящую ценность. Начиная от живописных икон не­ известных мастеров XV I века, Но советский народ бережно особенно «Жития св. Николая», храпит и памятники старины *— изумительной доски для печат- примечательные творения древней пых пряников, на которой каж- архитектуры, живописи и ; при- дый из двадцати резных рисунков кладного искусства. . .'неповторим, ажурной резьбы яро- Вместе с оператором и режис- елавеких умельцев и кончая на сером В. Бородиным мы следуем редкость искусными пуговицами, к церкви Бориса и Глебам на вы- ковшами, шитьем и многими* дру- ставку, организованную« Мурмаи- гнми произведениями прнкладно- зея) и мучаемся над загадкой, как эта книга попала па Край- Академии художеств Николая Ни- Се выставке в Бори- колаевича Жукова. Этот худож­ ник почти все свое творчество по­ свящает образу величайшего из людей Владимира Ильича ским краеведческим музерм и. уп­ равлением культуры. Вместе со студентами Гетеборга, рыбаками Киркинеса знакомимся с творе­ нием русских умельцев — успен­ ской церковью в с. ВарзуГа, по^ строенной без,.единого гвоздя.* И только из :Vобъяснений нашего гида по выставке мы узнаем, что лам показывают модель, мастер--миро и К. Паличека ски выполненную мурманским обогащает знания о архитектором. Н. П. Быстряковым. Вместе с туристами из Норве­ гии мы листаем страницы редчай­ шей книги — «Евангелие» Петра го искусства. Мы восхищаемся сочностью и яркостью красок, зорким глазом, умом и вдохновением, высоким мастерством неизвестных русских художников н гордимся богатым наследством наших предков. Телевизионный очерк оператора В. Бородина по сценарию О. Не- не только прошлом и настоящем древней Печепгской земли, по и смотрится с большим интересом. К. ТЮЛЯПИН . Ленина. Иа пашен выставке экспонировалась его работа — «Ночная корректура». В этом ри­ сунке художник с предельной яс­ ное 1 ыо показывает вождя за ра­ ботой над книгой. Чувство ка­ кой-то спокойной уверенности ох­ ватывает меня, когда я смотрю па это произведение. Создан он уве­ ренной рукой,' крепким глазом, твердой волей. Это блестящий пример как композиционного ре­ шения самого листа, так и рисун­ ка, очень сильного и выразитель­ ного. Вторая работа художника Ж у ­ кова — эю портрет подводника Левченко, написанный акварелью. В этой работе мы знакомимся с хорошим мастером и психологом, художника Кореицова «На бар­ же». Удачным, на мой взгляд, можно" считать композиционное решение. Обычная, пеиритязатеЛь- • пая домашняя •сценка: беседуют 6 чем-го-своем мужчина и женщина.* Лиричностью, простотой веет от этой работы. • , ; Больше всего посетителей мож­ но было увидеть возле большого полотна ленинградского художни­ ка Сегала «Рыбачки на промысле в дни войны». Это поистине тра­ гическое произведение, рядом с ним нельзя оставаться спокойным. Сюжет ее прост. Три рыбачки ло­ вили рыбу в открытом море на обычной лодке.* На них напал не­ мецкий самолет. Одну из них смертельно ранил. Подруги ее не бросили, не испугались, поддержи­ вая, тело раненой, жестом руки и выражением лица посылают прок­ лятие улетающему фашистскому стервятнику. А это «Рыбачки» наших мирных будней. В картине мурманского художника Пашкина сказывается присущее ему стремление проиик- иуть во внутренний мир своих ге­ роев. Каждая из девушек о чем- то думает, черты характера каж­ дой из них глубоко индивидуаль­ ны. Свое отражение ftашла на на­ шей выставке и тема военных мо­ ряков. Вот картина художника Сараеза «Песня моряка». Инте­ ресно ее необычное композицион­ ное решение. Она удлинена по диагонали. На ней пет лишних де- которыи сумел передать в образе талей и даже не виден корабль, а СОЛЕНЫЕ БРЫЗГИ КАКИМ ТЫ БЫЛ , ТАКИМ ОСТАЛСЯ (популярная песенка на новый лад) Каким ты был,, таким остался, Хоть не скажу,.что. хуже всех , Зачем, зачем, любимый мой , • . • расстался С тобой на промысле успех . Ты, уходя , давал..мне слово, Найти косяк и обловить. Л недолов все рос из рейса • к рейсур И нет просвета до сих пор. Я все ждала, наступят сроки, Ты будешь снова впереди. моряка лучшие качества нашего современника. Левченко с улыбкой смотрит вперед открытыми глаза­ ми. В его движении лица с при­ поднятым подбородком характери­ зуется человек большой силы волн, покоряющий суровую сти­ хию и готовый к схватке с любым врагом. Большим душевным теплом и лиризмом наполнена картина Ва ­ сина «У моря». Художник топко чувствует своеобразие северной природы. На первом плане изоб­ ражены сети, расставленные для •сушки. На втором плане —; море. ^ачем, зачем в своем ты v- v*. 'недолове Кого-то хочешь обвинить. Ты обещал — вернусь , надейся, Я с полным грузом в рыбный порт, Что ты в тралфлоте не один . Каким ты был, таким остался, Но я хочу, чтоб стал другим, И в рейс идя, на славу • постарался, И в порт вернулся гостем дорогим . К ВЕСНИН . ВСТРЕЧА НА П РИ ЧАЛ Е —- Кого я вижу! Петр Петрович, здравствуйте! Да, да, я знаю. Но, поверьте мне, не все отвернулись от вас. Не падайте духом. С кем беды не бывает. И как это вас угораздило при швартовке в Тюва-губе протаранить причал? Ничего. Не век вам ходить в аварийщиках. Ну, рассказывайте, как дела-то? По начальству были? — Сняли с корабля... — Ну и... — Предложили уплатить стоимость ремонта причала. — Куда же вы теперь? — Пока назначили капитаном-наставником.., У нас в отде­ ле кадров с аварийщиками не церемонятся. — Ну что ж, попутного ветра. Степан ЗУБАТКИН , засольщик. э w освещенное солнцем через просвет Зачем, зачем ненужные упреки,} облаков. Пейзаж оживлен Силуэ­ тами трех рыбаков, напоминаю­ щих сказочных богатырей,, иду­ щих навстречу солнцу. Другая картина Васина пазы- только корма и бескрайние мор­ ские просторы и чуть-чуть видны берега. Изображены два матроса: один играет на гитаре, второй стоит, смотрит вдаль и поет. В необъятном морском* просторе мы словно слышим песню, которая ле­ тит над волнами. А вот другая работа о жузни и боевых буднях североморцев. Бес­ крайние просторы сурового Барен­ цева моря бороздит .подводная лодка. Всегда начеку, всегда в боевой готовности,моряки подвод­ ного флота, охраняющие мирный труд ..советского народа. А рядом с подводной лодкой мы видим,ры­ боловный траулер. Такое соседст­ во .— обычное явление для наше­ го северного пейзажа. Автор кар­ тины—мурманский художник Ва ­ силий- Григорьевич Баранов, ; В яркой декоративной манере написана картина художника Ез- дакова «Заполярный край». Ска­ зочно фосфорический передний план дополняется ярко-оранже­ вым вторым • планом. Но здесь есть противоречие, конфликт. Ка­ залось бы, что это обычный за­ полярный пейзаж, но фигура по­ граничника с собакой, которая стремительно1идет по следу нару­ шителя границы, низкие облака придают картине тревожный характер. : Одна из интересных работ вы­ ставки — картина ; московского художника Барщ «Рыба идет*.- Мы видим -.конвейерную ленту, рыбокомбината * с грудой -ярко- красного окуня. - Молодые работ­ ницы изображены в - процессе обычного повседневного 1труда. Ярославский художник Севрю- ков- в небольшом по* размеру портрете «Шкиперы» изобразил бывалого, смелого, волевбго мо­ ряка, который избороздил не од­ ну тысячу километров' морей и океанов, повидал многие страны. На его лице: видны мортЦнны, и его шутливы!) бойкий взгляд на­ поминает вам о многих моряках с присущим :им юмором: Многим из; вас, товарищи, хо­ рошо знакомо творчество Народ­ ного художника, члена-коррё'спол- деита Академии художеств Нис­ ского. Бывший моряк Георгий Ге­ оргиевич Нисский часто1навещает древнюю Кольскую землю. Твор­ чество Нисского современно: У него свои -индивидуальный по-, черк, ои по-рвоему свежо и кра­ сиво видит красоты природы. На выставке были два его этю­ да — «Парубка» и «На оста­ новке». Они характеризуются про­ стотой и своеобразной компози­ цией. Краткость и ясность доми­ нируют в этих небольших произ­ ведениях, изображающих дороги, движение транспорта и людей. Об этих работах не расскажешь, их надо видеть, и воспринимать. В этом году к вам в Заполярье приехало много художников, ко­ торые, будем надеяться, создадут интересные произведения- -о вас, дорогие рыбаки. Мы ждем новых встреч" между деятелями искусства и* "Людьми рыбацкого труда. Н, ЕРМАКОВ , директор вы­ ставки мурманским рыбакам, искусствовед. чисто морского М ЕЖДУ-ПРОЧИМ Морской волк -г- это зубастая натура происхождения. г * * * * Зигзаг и личная роспись за . кормой судна — основные, характеристики матроса Нерадивого, когда он стоит на руле. с * * . . . . . . . t О некоторых уместно было бы сказать: опустился, как па­ рус в безветрие. * с * Плох тот рыбак, который на экзаменах «ем.., как рыба! * * * ... Непродуманный поиск вознаграждается лишь случайной находкой. И то — не всегда! * * ♦* * . Не та. рыба, что под килем, а та, что на борту! В. МАРКОВ, штурман. ш е ж , Ж ш щ щ щ а ш ц и ш м йш^ По величине максимального расхода воды первое место среди рек страны занимает Ени­ сей в низовье. Здесь у города Игарка в июне 1937 года на­ блюдался . расход 158 тыс. м3/сек. , - * *: * - t В океанах и морях находит­ ся 1370 млн. куб. км воды. Это в 10 раз больше объема суши, возвышающейся над уровнем моря. * * * С поверхности морей и океа­ нов вследствие испарения еже­ годно поднимается - огромное количество воды около $50. • тыс. к ^б.км . На эт<^рааходу^т- ся одна пятая частьЭ 1 »р>тии,по­ ступающей иа Землю с солнеч­ ными лучдои. 413 тыс. куб. км воды тут же выпадает»‘обрз$иО’ в .океан в виде осадков и -37- тыс. куб. кмг переносится'-- в^т* рами на сушу. *. • • • V . . . Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. «РЫ БНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654. Тип. «Полярная правда». Зак. 4224. ПН-05610.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz