Рыбный Мурман. 1965 г. Август.
Встречи с прекрасным Ч е р е з 21 год, В годы Отечественной войны Александр Хрисанфович Батаев активно участвовал в ‘ партизанском движении на Крымском полу острове. В жестоких схватках с гитлеровцами он был тяжело ранен. За проявленный •героизм правительство наградило его орденом Оте чественной-войны I I степени, но вручить его было некому, так как Александр Хрисанфович считался погибшим. Прошел 21 год, и награда нашла хозяина. Сейчас тов. Батаев плавает капитаном передового СРТ-147. В управлении «Мурман- сельдь» состоялось:вручение награды. . НА СНИМ КЕ: друзья по работе (слева направо) главный ка питан управления «Мурмансельдь» Ю. М. Уткин, капитан-настав ник Ю. М. Попов, капитан СРТ-Р-7Н М. И. Пчелинцев поздравля ют Александра Хрисанфовича Батаева с вручением награды. *' Фото К. Моисеева. Вслед.за титром ни экране те левизор:* 'несколько сумрачный, но иа редкость своеобразный и при влекательный пейзаж древней Пе- ченгской земли в устье, реки Пас. Когда-то здесь немногие по моры промышляли семгу, а сов сем недавно на пограничной ре ке построена Борисоглебская ГЭС — электростанции . дружбы. Мстисла.вца манекого (приобретение Мур- краеведческого му- Союз художников Российской Федерации прислал выставку сво их произведений. посвященную мурманским рыбакам. *В госте приимных залах Мурманского 1 об ластного краеведческого музея выставка * была открыта в рыбака до августа месяца. . . Прежде чем рассказать о про изведениях. экспонируемых иа вы ставке, мне хочется напомнить вам о-роли искусства. Искусство, по замечательному • выражению К. Маркса, «наивысшая радость, которую человек себе доставляет», то есть нечто большее, чем •удо вольствие, приятность, умственный интерес. Оно выдвигало и выдви гает высшие идеалы человечества — типы примеров для подража ния. Паша партия уделяла и уде ляет большое внимание эстетиче скому воспитанию советского че ловеки. В Программе нашей п ар тии говорится о главной линии в развитии литературы и искусства, чоб укреплении связи работников искусства с жизнью народа, о правдивом высокохудожественном отображении богатства и много образия социалистической дейст вительности, .о вдохновенном . и ярком воспроизведении нового, подлинно коммунистического, и об обличении всего, что .противо действует движению общества вперед. .. - • Таким образом, перед работ никами искусства стоят трудные, по почетные задачи: отобразить нашу многогранную действитель ность и показать будущему поко лению героический труд строите лей коммунизма. Среди работ, представленных па выставке, яр кие северные пейзажи, портреты, бытовые сцены из жизни рыба ков. Иа выставке были представлены произведеиия народиого• худож- ника СССР,* члена-корреспондента вас гея «Мурманск». Отличается она четким, уверенным рисунком, интересна по цвету. Московский художник Шипов- ский — частый гость в вашем го роде и на берегах Баренцева моря. День Северная тема — основная в его творчестве. Его пейзаж изобража ет город Мурманск. В нем мы ви дим волнующую нас тему — ря дом со старыми домами растет красивый город. Хорошо передана красота яркого солнечного утра. Но все-таки основная тема вы ставки — мирный труд пахарей моря, их жизнь на берегу. Вот по этическая работа художника Ту- туиова «Семья рыбака». Она под купает простотой сюжета, инте ресным цветовым решением. На солнечном берегу рыбак сушит сети. Мы его видим занятым по чинкой ; сетей, вдали силуэтом смотрится добротный бревенчатый дом. невдалеке стоит жена с младенцем. В технике пастели вы полнено графическое произведение !БСЬОЖ>ДЮОСЮ1 К ИТОГАМ ВЫ СТАВКИ «ХУДОЖ НИ КИ — РЫ БАКАМ !» - нии исвер. На соглебском не так много экспо натов, но каждый из них пред ставляет непреходящую ценность. Начиная от живописных икон не известных мастеров XV I века, Но советский народ бережно особенно «Жития св. Николая», храпит и памятники старины *— изумительной доски для печат- примечательные творения древней пых пряников, на которой каж- архитектуры, живописи и ; при- дый из двадцати резных рисунков кладного искусства. . .'неповторим, ажурной резьбы яро- Вместе с оператором и режис- елавеких умельцев и кончая на сером В. Бородиным мы следуем редкость искусными пуговицами, к церкви Бориса и Глебам на вы- ковшами, шитьем и многими* дру- ставку, организованную« Мурмаи- гнми произведениями прнкладно- зея) и мучаемся над загадкой, как эта книга попала па Край- Академии художеств Николая Ни- Се выставке в Бори- колаевича Жукова. Этот худож ник почти все свое творчество по свящает образу величайшего из людей Владимира Ильича ским краеведческим музерм и. уп равлением культуры. Вместе со студентами Гетеборга, рыбаками Киркинеса знакомимся с творе нием русских умельцев — успен ской церковью в с. ВарзуГа, по^ строенной без,.единого гвоздя.* И только из :Vобъяснений нашего гида по выставке мы узнаем, что лам показывают модель, мастер--миро и К. Паличека ски выполненную мурманским обогащает знания о архитектором. Н. П. Быстряковым. Вместе с туристами из Норве гии мы листаем страницы редчай шей книги — «Евангелие» Петра го искусства. Мы восхищаемся сочностью и яркостью красок, зорким глазом, умом и вдохновением, высоким мастерством неизвестных русских художников н гордимся богатым наследством наших предков. Телевизионный очерк оператора В. Бородина по сценарию О. Не- не только прошлом и настоящем древней Печепгской земли, по и смотрится с большим интересом. К. ТЮЛЯПИН . Ленина. Иа пашен выставке экспонировалась его работа — «Ночная корректура». В этом ри сунке художник с предельной яс ное 1 ыо показывает вождя за ра ботой над книгой. Чувство ка кой-то спокойной уверенности ох ватывает меня, когда я смотрю па это произведение. Создан он уве ренной рукой,' крепким глазом, твердой волей. Это блестящий пример как композиционного ре шения самого листа, так и рисун ка, очень сильного и выразитель ного. Вторая работа художника Ж у кова — эю портрет подводника Левченко, написанный акварелью. В этой работе мы знакомимся с хорошим мастером и психологом, художника Кореицова «На бар же». Удачным, на мой взгляд, можно" считать композиционное решение. Обычная, пеиритязатеЛь- • пая домашняя •сценка: беседуют 6 чем-го-своем мужчина и женщина.* Лиричностью, простотой веет от этой работы. • , ; Больше всего посетителей мож но было увидеть возле большого полотна ленинградского художни ка Сегала «Рыбачки на промысле в дни войны». Это поистине тра гическое произведение, рядом с ним нельзя оставаться спокойным. Сюжет ее прост. Три рыбачки ло вили рыбу в открытом море на обычной лодке.* На них напал не мецкий самолет. Одну из них смертельно ранил. Подруги ее не бросили, не испугались, поддержи вая, тело раненой, жестом руки и выражением лица посылают прок лятие улетающему фашистскому стервятнику. А это «Рыбачки» наших мирных будней. В картине мурманского художника Пашкина сказывается присущее ему стремление проиик- иуть во внутренний мир своих ге роев. Каждая из девушек о чем- то думает, черты характера каж дой из них глубоко индивидуаль ны. Свое отражение ftашла на на шей выставке и тема военных мо ряков. Вот картина художника Сараеза «Песня моряка». Инте ресно ее необычное композицион ное решение. Она удлинена по диагонали. На ней пет лишних де- которыи сумел передать в образе талей и даже не виден корабль, а СОЛЕНЫЕ БРЫЗГИ КАКИМ ТЫ БЫЛ , ТАКИМ ОСТАЛСЯ (популярная песенка на новый лад) Каким ты был,, таким остался, Хоть не скажу,.что. хуже всех , Зачем, зачем, любимый мой , • . • расстался С тобой на промысле успех . Ты, уходя , давал..мне слово, Найти косяк и обловить. Л недолов все рос из рейса • к рейсур И нет просвета до сих пор. Я все ждала, наступят сроки, Ты будешь снова впереди. моряка лучшие качества нашего современника. Левченко с улыбкой смотрит вперед открытыми глаза ми. В его движении лица с при поднятым подбородком характери зуется человек большой силы волн, покоряющий суровую сти хию и готовый к схватке с любым врагом. Большим душевным теплом и лиризмом наполнена картина Ва сина «У моря». Художник топко чувствует своеобразие северной природы. На первом плане изоб ражены сети, расставленные для •сушки. На втором плане —; море. ^ачем, зачем в своем ты v- v*. 'недолове Кого-то хочешь обвинить. Ты обещал — вернусь , надейся, Я с полным грузом в рыбный порт, Что ты в тралфлоте не один . Каким ты был, таким остался, Но я хочу, чтоб стал другим, И в рейс идя, на славу • постарался, И в порт вернулся гостем дорогим . К ВЕСНИН . ВСТРЕЧА НА П РИ ЧАЛ Е —- Кого я вижу! Петр Петрович, здравствуйте! Да, да, я знаю. Но, поверьте мне, не все отвернулись от вас. Не падайте духом. С кем беды не бывает. И как это вас угораздило при швартовке в Тюва-губе протаранить причал? Ничего. Не век вам ходить в аварийщиках. Ну, рассказывайте, как дела-то? По начальству были? — Сняли с корабля... — Ну и... — Предложили уплатить стоимость ремонта причала. — Куда же вы теперь? — Пока назначили капитаном-наставником.., У нас в отде ле кадров с аварийщиками не церемонятся. — Ну что ж, попутного ветра. Степан ЗУБАТКИН , засольщик. э w освещенное солнцем через просвет Зачем, зачем ненужные упреки,} облаков. Пейзаж оживлен Силуэ тами трех рыбаков, напоминаю щих сказочных богатырей,, иду щих навстречу солнцу. Другая картина Васина пазы- только корма и бескрайние мор ские просторы и чуть-чуть видны берега. Изображены два матроса: один играет на гитаре, второй стоит, смотрит вдаль и поет. В необъятном морском* просторе мы словно слышим песню, которая ле тит над волнами. А вот другая работа о жузни и боевых буднях североморцев. Бес крайние просторы сурового Барен цева моря бороздит .подводная лодка. Всегда начеку, всегда в боевой готовности,моряки подвод ного флота, охраняющие мирный труд ..советского народа. А рядом с подводной лодкой мы видим,ры боловный траулер. Такое соседст во .— обычное явление для наше го северного пейзажа. Автор кар тины—мурманский художник Ва силий- Григорьевич Баранов, ; В яркой декоративной манере написана картина художника Ез- дакова «Заполярный край». Ска зочно фосфорический передний план дополняется ярко-оранже вым вторым • планом. Но здесь есть противоречие, конфликт. Ка залось бы, что это обычный за полярный пейзаж, но фигура по граничника с собакой, которая стремительно1идет по следу нару шителя границы, низкие облака придают картине тревожный характер. : Одна из интересных работ вы ставки — картина ; московского художника Барщ «Рыба идет*.- Мы видим -.конвейерную ленту, рыбокомбината * с грудой -ярко- красного окуня. - Молодые работ ницы изображены в - процессе обычного повседневного 1труда. Ярославский художник Севрю- ков- в небольшом по* размеру портрете «Шкиперы» изобразил бывалого, смелого, волевбго мо ряка, который избороздил не од ну тысячу километров' морей и океанов, повидал многие страны. На его лице: видны мортЦнны, и его шутливы!) бойкий взгляд на поминает вам о многих моряках с присущим :им юмором: Многим из; вас, товарищи, хо рошо знакомо творчество Народ ного художника, члена-коррё'спол- деита Академии художеств Нис ского. Бывший моряк Георгий Ге оргиевич Нисский часто1навещает древнюю Кольскую землю. Твор чество Нисского современно: У него свои -индивидуальный по-, черк, ои по-рвоему свежо и кра сиво видит красоты природы. На выставке были два его этю да — «Парубка» и «На оста новке». Они характеризуются про стотой и своеобразной компози цией. Краткость и ясность доми нируют в этих небольших произ ведениях, изображающих дороги, движение транспорта и людей. Об этих работах не расскажешь, их надо видеть, и воспринимать. В этом году к вам в Заполярье приехало много художников, ко торые, будем надеяться, создадут интересные произведения- -о вас, дорогие рыбаки. Мы ждем новых встреч" между деятелями искусства и* "Людьми рыбацкого труда. Н, ЕРМАКОВ , директор вы ставки мурманским рыбакам, искусствовед. чисто морского М ЕЖДУ-ПРОЧИМ Морской волк -г- это зубастая натура происхождения. г * * * * Зигзаг и личная роспись за . кормой судна — основные, характеристики матроса Нерадивого, когда он стоит на руле. с * * . . . . . . . t О некоторых уместно было бы сказать: опустился, как па рус в безветрие. * с * Плох тот рыбак, который на экзаменах «ем.., как рыба! * * * ... Непродуманный поиск вознаграждается лишь случайной находкой. И то — не всегда! * * ♦* * . Не та. рыба, что под килем, а та, что на борту! В. МАРКОВ, штурман. ш е ж , Ж ш щ щ щ а ш ц и ш м йш^ По величине максимального расхода воды первое место среди рек страны занимает Ени сей в низовье. Здесь у города Игарка в июне 1937 года на блюдался . расход 158 тыс. м3/сек. , - * *: * - t В океанах и морях находит ся 1370 млн. куб. км воды. Это в 10 раз больше объема суши, возвышающейся над уровнем моря. * * * С поверхности морей и океа нов вследствие испарения еже годно поднимается - огромное количество воды около $50. • тыс. к ^б.км . На эт<^рааходу^т- ся одна пятая частьЭ 1 »р>тии,по ступающей иа Землю с солнеч ными лучдои. 413 тыс. куб. км воды тут же выпадает»‘обрз$иО’ в .океан в виде осадков и -37- тыс. куб. кмг переносится'-- в^т* рами на сушу. *. • • • V . . . Редактор Б. Ф. ФЕДОРОВ. «РЫ БНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654. Тип. «Полярная правда». Зак. 4224. ПН-05610.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz