Рыбный Мурман. 1965 г. Август.
Резерв снижения себестоимости Так работ ат ь легче Э Ежегодно траловый флот рас ходует большое количество капро новой дели и геркулесового троса для изготовления тралов и меш ков. Дели тралов, мешков прихо дят в негодность из-за механиче ских повреждений — рвани, а само волокно оста ется достаточво крепким. Небольшое ко личество дели, бывшей в употреб лении, перераба тывают на втул ки, вкладыши и т. д. Основная же масса ее теряется. Во даже из са мых изорванных тралов, мешков можно вырезать полосы шириной в несколько ячей. Если их сшить, по лучится крепкий жгут, который можно применить для усиления прочности орудий лова. В прошедшем рейсе старший мастер но добыче рыбы БМРТ «Свердловск» К. П. Ободец заме нил геркулесовые кольца жгуто выми, сделанными из двухрядной наироновой дели шириной в шесть ячей и длиной четыре метра. Рас стояние между кольцами равня лось одному метру. Траловые мешки, усиленные таким путем, выдерживали 25-тонный подъ ем (больших уловов на «Сверд- КОНОМИЧЕСКИЙ жгут из двухрядной капроновой дели, бывшей в употреблении, ши риной в шесть ячей в качестве ложилин траловых мешков па су дах бортового траления. Широко внедрив это предложение, флот может получить экономию в не сколько десятков тысяч рублей. Бри оснастке тралов и мешков, которыми работа ют моряки БМРТ, капроновыми жгу тами вес орудий »ва уменьшается иа 100—120 ки лограммов, а сле довательно, можно ловске» в этом рейсе не будет уменьшить и количество было). Кроме того, работать с ни- кухтылей, подвязываемых к ми значительно удобнее. мешку. Кольца 13 или практически не д^и и гррк?лсса вывшс| Е подпираются, ие «.разуют колы- .8ле11ш, мпр0110юй , елш шек, срок службы их дольше, v а вес значительно меньше геркулесовых колец. Бла годаря эластичности капрона кольца лучше сопротивляются рывкам при подъеме тралового мешка по слипу в штормовую во-« году. С успехом может применяться УРМАН может и должна значительно со кратить затраты на промвооруже- ние, а это снизит себестоимость полуфабриката и готовой продук ции. В. САВОСТЬЯНОВ, старший инженер экспериментальной базы. РЕМОНТ ИЛИ ПРОВЕРКА? Большое значение для нормаль ной эксплуатации судовых сило вых установок имеет оснащение их контрольными приборами и регулировочной аппаратурой. Ври ежегодных осмотрах механизмов и оборудования инспекция Регист ра на их состояние обращает серьезное внимание. РейОпт приборов производится ва судоремонтном заводе № 1. Скажем прямо, качество ремонта оставляет желать много лучшего. Да и выполняется он не в срок. Это приводит к тому, что, когда ■•жнО уже проверять работу аг регатов, мы этого не делаем, так как нет некоторых приборов. Ва- пияается поиск нужных приборов на других траулерах, а то и вооб ще обкатка механизмов произво дится без них. Много было случаев, когда от ремонтированные приборы выхо дили из строя в первом же рейсе. Фактически на заводе не ре монтируют приборы, а только проверяют тарировку и дают за ключения, что такой-то прибор неисправен и ремонту ие подле жит. Вричем, в известность об этом механиков ставят перед са мым выходом в море. А тахомет ры, вакууметры, манометры вы сокого давления совсем не ремон тируют и не проверяют. Механи кам еамим приходится разбирать тот же тахометр и искать дефекты (чаще всего обнаруживается износ подшипников), а потом кустарным способом устранять неисправ ность. Вадо потребовать от завода по высить качество выполнения за казов. Веразрешенным остается во прос о создании запаса регулято ров механизмов, который положе но иметь на каждом судне. Ма шинные команды очень часто дви гатели ремонтируют сами, а вот регуляторы остаются вис внима ния. А ведь это одна из ответст веннейших деталей двигателя. Вадо изготовить партию регулято ров с таким расчетом, чтобы по мере износа их можно было бы менять. Г. СЕМЫ КИН , старший ме ханик, И. БО ГОЛЕПОВ, второй механик СРТ-Р-715. Каждому промысловику хоро шо известно, как трудно в штор мовую погоду, закрепить н отвя зать подбору трала на борту, осо бенно зимой, во время морозов. Закреплеишя геркулесными при вязками подбора обмерзает, что бы отвязать ее, приходится терять промысловое время, зачастую срубать привязки и тогда пропа дает дорогостоящий геркулесовый трос. При этом требуется боль- шля осторожность в работе. Чтобы чизбежать простоев, эко номить промысловое время и геркулесовый трос, значительно облегчить работу мастеров добы чи и матросов в свежую погоду и особенно в морозы, предлагаю применить на всех судах новый способ крепления подборы трала. Придуман он был на «Приморс ке», совместно с мастерами добы чи рыбы А. Корпиевичем^ч Н. Ко стровым. Способ этот вполне оп равдал себя в практической рабо те, особенно па промысле у Мед- веж ки. Приспособления сделать легко и очень быстро (см. чертеж). К имеющимся на фальшборте рымам (кольцам), которые находятся между траловой лебедкой и кор мовой дугой в районе 28 и 48 шпангоутов, присоединяются па чекелях квартропные цепки дли ною около Метра. На обоих кон- нчх цепок необходимо приварить но кольцу, чтобы можно было без усилий присоединить чекели, а с другого конца свободно пропус тить натяжной трос диаметром 12,5 миллиметра. На обоих кон цах натяжного троса прикрепля ются гайкн, при помощи которых он крепится на планшире. Длина натяжного троса в каждом от дельном случае берется такая, чтобы трос свободно можно было надеть гачками на гужишн, кото рые делаются на планшире, один у 28, второй — у 48 шпангоута. Для того, чтобы закрепить под бору у планширя, необходимо до полнительно привалить к фальш борту под планширем пять рымов с гачками, на которые подвеши вается натяжной трос с цепками. На центре желательно поставить два гачка от мессенжера для то го,' чтобы натяжной трос лучше держался. Чтобы подбора трала прочно лежала у фальшборта, на крыле верхнего мостика перпендикуляр но центру подборы, где приваре ны рымы с гачками мессенжера, приваривается рым, на котором при помощи чекеля подвешивается•: одношкивный блок и глаголь-гак.* Через блок пропускается трос с гачком, при помощи которого »а-( тяжной трос подтягивается лебеда кой до глаголь-гака и крепится на нем, а трос с гачком убирается, чтоб не мешал при работе. После выполнения указанной операции подбора будет прочна закреплена у фальшборта. Для тего, чтобы подготовить подбору для вываливания за борт* нужно только отдать глаголь-гах* сиять натяжной трос с гужииоа на планшире и закрепить егц в^оль надстройки судна. При лим бом морозе для этого потребуется не больше одной минуты. К. В Е Р ЕЩ А ГИ Н , . старший мастер добыча рыбы траулера «Печора». kpb/ломастика турач& леЬйш (jbpm упаковки пресервов и кули- варных изделий пластмассовые банки, пакеты из синтетической пленки. бгромное значение приобретает повышение рентабельности работы рыбной промышленности за счет широкого развития механизации и автоматизации производственных процессов. Технический прогресс в рыб- вой промышленности в свете вы полнения задач, поставленных пе ред ней партией и правительст вом, должен развиваться в следу ющих направлениях: расширение исследований но вых районов рыболовства и объ ектов промысла и, в первую оче редь для тунцового промысла, лова рыбы на больших глубинах, промысла крупных донных и пе лагических рыб; разработка и широкое внедре ние поисковых гидроакустических ириборов, которые должны не только обнаруживать скопления рыбы, но и определять ее видовой м размерный состав; создание конструкций тралов и ях оснастки для успешного лова рыбы на больших глубинах, & также внедрение беесетевых спо собов лова с применением элект ротока, электросвета и рыбонасо сов; создание и внедрение надежных машин для сортировки, разделки, филетнрования, порционирования и расфасовки рыбы и обеспечение комплексной механизации и авто матизации рыбообрабатывающего производства; разработка и внедрение линий я машин для мелкой расфасовки я упаковки в пленки и красиво оформленную тару, в пакеты за мороженной рыбы, рыбных полу фабрикатов» кулинарии и консер вов. Большая работа будет прово диться по совершенствованию ос новы рыбной промышленности —• флота. Вредусматривается разра ботка и внедрение новых, более совершенных типов судов с большой автономностью и за конченным технологическим цик лом по выпуску продукции. Будет построен принципиально новый тип судна—рыбодобываю щая и рыбоперерабатывающая база «Восток» с судами-ловцами на борту. Вродолжится строительство усовершенствованных судов типа БМРТ с большей мощностью мо розильных установок, увеличен ной емкостью трюмов, а также в консервно-морозильном и моро зильно-мучном вариантах. Закончено проектирование кор мового траулера «Север», рассчи танного как на заморозку, так я на доставку охлажденной рыбы. Ведутся работы по проектирова нию судна типа «сейнер-траулер» для комбинированного лова ко шельковым неводом и тралом. Вредусматривается строитель ство более совершенных вариан тов производственно-транспорт ных рефрижераторов и рыбопро мысловых баз. В новой пятилетке основным станет траловый лов: к 1970 году более 60 процентов рыбы будет добываться тралом. Особое внимание должно быть уделено совершенствованию тех нологии и комплексной механиза ции обработки рыбы и в первую очередь холодильной обработки. Большие работы намечается провести по комплексной механи зации рыбоконсервного производ ства. К 1970 году будет внедрено 100 различных механизирован ных линий, из них 39 — на су дах. Сложное техническое оснаще ние судов флота требует от судо ремонтников серьезных инженер ных решений. В ближайшие два-три года все основные типы серийных су дов надо перевести на ремонт по комплексной типовой ремонтно технологической документации. Вотребуется организация на су ществующих судоремонтных пред приятиях специализированныхце хов и участков по ремонту дизе лей, насосов, холодильного и тех нологического оборудования. В рыбных портах в новом пя тилетии должна быть в основном закончена комплексная механиза ция выгрузки рыбы с судов и отгрузки готовой продукции. Решение всех этих проблем бу дет способствовать выполнению заданий пятилетнего плана по до быче рыбы, морского зверя и мо репродуктов и выпуску высокока чественной продукции, удовлет воряющей потребности советского народа. Заместитель директора ВВВРО П. А. Моисеев в своем докладе охарактеризовал сырьевую базу мирового океана и перспективы освоения новых районов промыс ла. Вебезынтересно, что СССР по вылову Столовой рыбы сейчас за нимает первое место в мире. Од нако наше рыболовствоещеочень слабо использует нерыбные объ екты промысла. Их освоение —• наша ближайшая задача. Самой важной задачей 'сейчас является широкое развитие поис ковой работы. Особенно важны исследования больших глубин, учитывая, что многие страны сей час увеличивают зону территори альных вод. Главный конструктор Гипро- рыбфлота Е. В. Каменский рас сказал об основных направлениях развития рыбопромыслового фло та. В его докладе особое внимание было уделено большим морозиль ным траулерам. Во численности, ■— говорит тов. Каменский, ■— эти суда составляют менее двух процентов, флота, а вылавливают около 20 процентов всей рыбы. Заведующий лабораторией по лимерных материалов научно-ис следовательского конструкторского института механизации рыбной промышленности (ВЙКИМРВ) доктор технических наук А. П. Макашев в своем докладе охарак теризовал перспективы примене ния полимерных материалов при производстве рыбной продукции и в рыболовстве. Пластмассы применяются в су достроении, при изготовлении се- тематериалов, промснаряжения, тары. Неоценимы возможности применения пленок для упаковки нищевой продукции. Внешний вид такой упаковки более привлекав телен, да я рисунок я рекламу па ией можно сделать гораздо яра-» сочнее, чем на металле. У нас в стране очень быстро раетет производство сянтетяче-: ских смол и пластмасс. Только удельный вес сетей и канатов из синтетики составил в 1964 гедя 42 процента. К 1968 году синтез тические материалы полностью заменят растительные волокна. Внедрение полимеров дает ко-* лоссальную экономию. Только на! изготовлении консервных банок из пластмасс в 1970 году будет; сэкономлено около 40 миллионов рублей. Особого внимания заслуживаю* стеклопластики. Они найдут в рыбной промышленности самой широкое применение — от тралов вых досок до деталей машин, ап* паратов, ограждений и прочего. Ва конференции работали отраслевые секции: промыни ленного рыболовства, судовых* силовых установок, систем и уст-> ройств, судоремонта, холодильной техники и технологии, рыбокон-i сервного производства, заводской рыбообработки, производства про дукции из морских водорослей* радиоэлектроники. Всесоюзная научно-техвяче* ская конференция приняла реше ние, в котором определила задачя по техническому прогрессу и дальнейшему развитию основвых отраслей рыбной промышленности перед рыбохозяйственными, науч-: но-исследовательскими и проект* но-конструкторскими организа циями. В* М А КШ ЕЕВ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz