Рыбный Мурман. 1965 г. Август.

Резерв снижения себестоимости Так работ ат ь легче Э Ежегодно траловый флот рас­ ходует большое количество капро­ новой дели и геркулесового троса для изготовления тралов и меш­ ков. Дели тралов, мешков прихо­ дят в негодность из-за механиче­ ских повреждений — рвани, а само волокно оста­ ется достаточво крепким. Небольшое ко­ личество дели, бывшей в употреб­ лении, перераба­ тывают на втул­ ки, вкладыши и т. д. Основная же масса ее теряется. Во даже из са­ мых изорванных тралов, мешков можно вырезать полосы шириной в несколько ячей. Если их сшить, по­ лучится крепкий жгут, который можно применить для усиления прочности орудий лова. В прошедшем рейсе старший мастер но добыче рыбы БМРТ «Свердловск» К. П. Ободец заме­ нил геркулесовые кольца жгуто­ выми, сделанными из двухрядной наироновой дели шириной в шесть ячей и длиной четыре метра. Рас­ стояние между кольцами равня­ лось одному метру. Траловые мешки, усиленные таким путем, выдерживали 25-тонный подъ­ ем (больших уловов на «Сверд- КОНОМИЧЕСКИЙ жгут из двухрядной капроновой дели, бывшей в употреблении, ши­ риной в шесть ячей в качестве ложилин траловых мешков па су­ дах бортового траления. Широко внедрив это предложение, флот может получить экономию в не­ сколько десятков тысяч рублей. Бри оснастке тралов и мешков, которыми работа­ ют моряки БМРТ, капроновыми жгу­ тами вес орудий »ва уменьшается иа 100—120 ки­ лограммов, а сле­ довательно, можно ловске» в этом рейсе не будет уменьшить и количество было). Кроме того, работать с ни- кухтылей, подвязываемых к ми значительно удобнее. мешку. Кольца 13 или практически не д^и и гррк?лсса вывшс| Е подпираются, ие «.разуют колы- .8ле11ш, мпр0110юй , елш шек, срок службы их дольше, v а вес значительно меньше геркулесовых колец. Бла­ годаря эластичности капрона кольца лучше сопротивляются рывкам при подъеме тралового мешка по слипу в штормовую во-« году. С успехом может применяться УРМАН может и должна значительно со­ кратить затраты на промвооруже- ние, а это снизит себестоимость полуфабриката и готовой продук­ ции. В. САВОСТЬЯНОВ, старший инженер экспериментальной базы. РЕМОНТ ИЛИ ПРОВЕРКА? Большое значение для нормаль­ ной эксплуатации судовых сило­ вых установок имеет оснащение их контрольными приборами и регулировочной аппаратурой. Ври ежегодных осмотрах механизмов и оборудования инспекция Регист­ ра на их состояние обращает серьезное внимание. РейОпт приборов производится ва судоремонтном заводе № 1. Скажем прямо, качество ремонта оставляет желать много лучшего. Да и выполняется он не в срок. Это приводит к тому, что, когда ■•жнО уже проверять работу аг­ регатов, мы этого не делаем, так как нет некоторых приборов. Ва- пияается поиск нужных приборов на других траулерах, а то и вооб­ ще обкатка механизмов произво­ дится без них. Много было случаев, когда от­ ремонтированные приборы выхо­ дили из строя в первом же рейсе. Фактически на заводе не ре­ монтируют приборы, а только проверяют тарировку и дают за­ ключения, что такой-то прибор неисправен и ремонту ие подле­ жит. Вричем, в известность об этом механиков ставят перед са­ мым выходом в море. А тахомет­ ры, вакууметры, манометры вы­ сокого давления совсем не ремон­ тируют и не проверяют. Механи­ кам еамим приходится разбирать тот же тахометр и искать дефекты (чаще всего обнаруживается износ подшипников), а потом кустарным способом устранять неисправ­ ность. Вадо потребовать от завода по­ высить качество выполнения за­ казов. Веразрешенным остается во­ прос о создании запаса регулято­ ров механизмов, который положе­ но иметь на каждом судне. Ма­ шинные команды очень часто дви­ гатели ремонтируют сами, а вот регуляторы остаются вис внима­ ния. А ведь это одна из ответст­ веннейших деталей двигателя. Вадо изготовить партию регулято­ ров с таким расчетом, чтобы по мере износа их можно было бы менять. Г. СЕМЫ КИН , старший ме­ ханик, И. БО ГОЛЕПОВ, второй механик СРТ-Р-715. Каждому промысловику хоро­ шо известно, как трудно в штор­ мовую погоду, закрепить н отвя­ зать подбору трала на борту, осо­ бенно зимой, во время морозов. Закреплеишя геркулесными при­ вязками подбора обмерзает, что­ бы отвязать ее, приходится терять промысловое время, зачастую срубать привязки и тогда пропа­ дает дорогостоящий геркулесовый трос. При этом требуется боль- шля осторожность в работе. Чтобы чизбежать простоев, эко­ номить промысловое время и геркулесовый трос, значительно облегчить работу мастеров добы­ чи и матросов в свежую погоду и особенно в морозы, предлагаю применить на всех судах новый способ крепления подборы трала. Придуман он был на «Приморс­ ке», совместно с мастерами добы­ чи рыбы А. Корпиевичем^ч Н. Ко­ стровым. Способ этот вполне оп­ равдал себя в практической рабо­ те, особенно па промысле у Мед- веж ки. Приспособления сделать легко и очень быстро (см. чертеж). К имеющимся на фальшборте рымам (кольцам), которые находятся между траловой лебедкой и кор­ мовой дугой в районе 28 и 48 шпангоутов, присоединяются па чекелях квартропные цепки дли­ ною около Метра. На обоих кон- нчх цепок необходимо приварить но кольцу, чтобы можно было без усилий присоединить чекели, а с другого конца свободно пропус­ тить натяжной трос диаметром 12,5 миллиметра. На обоих кон­ цах натяжного троса прикрепля­ ются гайкн, при помощи которых он крепится на планшире. Длина натяжного троса в каждом от­ дельном случае берется такая, чтобы трос свободно можно было надеть гачками на гужишн, кото­ рые делаются на планшире, один у 28, второй — у 48 шпангоута. Для того, чтобы закрепить под­ бору у планширя, необходимо до­ полнительно привалить к фальш­ борту под планширем пять рымов с гачками, на которые подвеши­ вается натяжной трос с цепками. На центре желательно поставить два гачка от мессенжера для то­ го,' чтобы натяжной трос лучше держался. Чтобы подбора трала прочно лежала у фальшборта, на крыле верхнего мостика перпендикуляр­ но центру подборы, где приваре­ ны рымы с гачками мессенжера, приваривается рым, на котором при помощи чекеля подвешивается•: одношкивный блок и глаголь-гак.* Через блок пропускается трос с гачком, при помощи которого »а-( тяжной трос подтягивается лебеда кой до глаголь-гака и крепится на нем, а трос с гачком убирается, чтоб не мешал при работе. После выполнения указанной операции подбора будет прочна закреплена у фальшборта. Для тего, чтобы подготовить подбору для вываливания за борт* нужно только отдать глаголь-гах* сиять натяжной трос с гужииоа на планшире и закрепить егц в^оль надстройки судна. При лим бом морозе для этого потребуется не больше одной минуты. К. В Е Р ЕЩ А ГИ Н , . старший мастер добыча рыбы траулера «Печора». kpb/ломастика турач& леЬйш (jbpm упаковки пресервов и кули- варных изделий пластмассовые банки, пакеты из синтетической пленки. бгромное значение приобретает повышение рентабельности работы рыбной промышленности за счет широкого развития механизации и автоматизации производственных процессов. Технический прогресс в рыб- вой промышленности в свете вы­ полнения задач, поставленных пе­ ред ней партией и правительст­ вом, должен развиваться в следу­ ющих направлениях: расширение исследований но­ вых районов рыболовства и объ­ ектов промысла и, в первую оче­ редь для тунцового промысла, лова рыбы на больших глубинах, промысла крупных донных и пе­ лагических рыб; разработка и широкое внедре­ ние поисковых гидроакустических ириборов, которые должны не только обнаруживать скопления рыбы, но и определять ее видовой м размерный состав; создание конструкций тралов и ях оснастки для успешного лова рыбы на больших глубинах, & также внедрение беесетевых спо­ собов лова с применением элект­ ротока, электросвета и рыбонасо­ сов; создание и внедрение надежных машин для сортировки, разделки, филетнрования, порционирования и расфасовки рыбы и обеспечение комплексной механизации и авто­ матизации рыбообрабатывающего производства; разработка и внедрение линий я машин для мелкой расфасовки я упаковки в пленки и красиво оформленную тару, в пакеты за­ мороженной рыбы, рыбных полу­ фабрикатов» кулинарии и консер­ вов. Большая работа будет прово­ диться по совершенствованию ос­ новы рыбной промышленности —• флота. Вредусматривается разра­ ботка и внедрение новых, более совершенных типов судов с большой автономностью и за­ конченным технологическим цик­ лом по выпуску продукции. Будет построен принципиально новый тип судна—рыбодобываю­ щая и рыбоперерабатывающая база «Восток» с судами-ловцами на борту. Вродолжится строительство усовершенствованных судов типа БМРТ с большей мощностью мо­ розильных установок, увеличен­ ной емкостью трюмов, а также в консервно-морозильном и моро­ зильно-мучном вариантах. Закончено проектирование кор­ мового траулера «Север», рассчи­ танного как на заморозку, так я на доставку охлажденной рыбы. Ведутся работы по проектирова­ нию судна типа «сейнер-траулер» для комбинированного лова ко­ шельковым неводом и тралом. Вредусматривается строитель­ ство более совершенных вариан­ тов производственно-транспорт­ ных рефрижераторов и рыбопро­ мысловых баз. В новой пятилетке основным станет траловый лов: к 1970 году более 60 процентов рыбы будет добываться тралом. Особое внимание должно быть уделено совершенствованию тех­ нологии и комплексной механиза­ ции обработки рыбы и в первую очередь холодильной обработки. Большие работы намечается провести по комплексной механи­ зации рыбоконсервного производ­ ства. К 1970 году будет внедрено 100 различных механизирован­ ных линий, из них 39 — на су­ дах. Сложное техническое оснаще­ ние судов флота требует от судо­ ремонтников серьезных инженер­ ных решений. В ближайшие два-три года все основные типы серийных су­ дов надо перевести на ремонт по комплексной типовой ремонтно­ технологической документации. Вотребуется организация на су­ ществующих судоремонтных пред­ приятиях специализированныхце­ хов и участков по ремонту дизе­ лей, насосов, холодильного и тех­ нологического оборудования. В рыбных портах в новом пя­ тилетии должна быть в основном закончена комплексная механиза­ ция выгрузки рыбы с судов и отгрузки готовой продукции. Решение всех этих проблем бу­ дет способствовать выполнению заданий пятилетнего плана по до­ быче рыбы, морского зверя и мо­ репродуктов и выпуску высокока­ чественной продукции, удовлет­ воряющей потребности советского народа. Заместитель директора ВВВРО П. А. Моисеев в своем докладе охарактеризовал сырьевую базу мирового океана и перспективы освоения новых районов промыс­ ла. Вебезынтересно, что СССР по вылову Столовой рыбы сейчас за­ нимает первое место в мире. Од­ нако наше рыболовствоещеочень слабо использует нерыбные объ­ екты промысла. Их освоение —• наша ближайшая задача. Самой важной задачей 'сейчас является широкое развитие поис­ ковой работы. Особенно важны исследования больших глубин, учитывая, что многие страны сей­ час увеличивают зону территори­ альных вод. Главный конструктор Гипро- рыбфлота Е. В. Каменский рас­ сказал об основных направлениях развития рыбопромыслового фло­ та. В его докладе особое внимание было уделено большим морозиль­ ным траулерам. Во численности, ■— говорит тов. Каменский, ■— эти суда составляют менее двух процентов, флота, а вылавливают около 20 процентов всей рыбы. Заведующий лабораторией по­ лимерных материалов научно-ис­ следовательского конструкторского института механизации рыбной промышленности (ВЙКИМРВ) доктор технических наук А. П. Макашев в своем докладе охарак­ теризовал перспективы примене­ ния полимерных материалов при производстве рыбной продукции и в рыболовстве. Пластмассы применяются в су­ достроении, при изготовлении се- тематериалов, промснаряжения, тары. Неоценимы возможности применения пленок для упаковки нищевой продукции. Внешний вид такой упаковки более привлекав телен, да я рисунок я рекламу па ией можно сделать гораздо яра-» сочнее, чем на металле. У нас в стране очень быстро раетет производство сянтетяче-: ских смол и пластмасс. Только удельный вес сетей и канатов из синтетики составил в 1964 гедя 42 процента. К 1968 году синтез тические материалы полностью заменят растительные волокна. Внедрение полимеров дает ко-* лоссальную экономию. Только на! изготовлении консервных банок из пластмасс в 1970 году будет; сэкономлено около 40 миллионов рублей. Особого внимания заслуживаю* стеклопластики. Они найдут в рыбной промышленности самой широкое применение — от тралов вых досок до деталей машин, ап* паратов, ограждений и прочего. Ва конференции работали отраслевые секции: промыни ленного рыболовства, судовых* силовых установок, систем и уст-> ройств, судоремонта, холодильной техники и технологии, рыбокон-i сервного производства, заводской рыбообработки, производства про­ дукции из морских водорослей* радиоэлектроники. Всесоюзная научно-техвяче* ская конференция приняла реше­ ние, в котором определила задачя по техническому прогрессу и дальнейшему развитию основвых отраслей рыбной промышленности перед рыбохозяйственными, науч-: но-исследовательскими и проект* но-конструкторскими организа­ циями. В* М А КШ ЕЕВ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz