Рыбный Мурман. 1965 г. Август.

О П Ы Т Р А Б О Т Ы ПЕРЕКОСЫ И ВЫТЯЖКА СЕТНОГО ПОЛОТНА. РАБОТА НОВЫМ ТРАЛОМ . В процессе эксплуатации кап­ роновая дель, из которой скрое­ но сетное полотно трала, может перекашиваться. Каковы же при­ чины возникновения перекосов сетного полотна? В последние го­ ды на сетевязальных фабриках улучшена фиксация узлов дели, однако первые 8— 10 тралений •новым тралом надо делать на прямых курсах, избегая крутых циркуляций и поворотов. У пере­ кошенного полотна нагрузка на отдельные ячеи неравномерна. Это приводит к его преждевре­ менным порывам, Вошедший в 1964 году в эксплуатацию на траулерах бор­ тового траления капроновый трал 31,4 метра (по чертежу № 1605) имеет целый ряд конструктивных и аксплуатацион- ных отличий от ранее применяемого модернизированного тра­ ла. Поэтому в процессе его эксплуатации у отдельных про­ мысловиков возникали характерные ошибки и ненормально­ сти, своевременное устранение которых позволяет избежать пролова. наставником А. Ф. Морозовым на обнаружил, что на траулере «1'ат- траулере «Опаков» (капитан чина» (капитан тов. Голомонзии, тов. Рябцовский, ст. мастер тов. ст. мастер тов. Толкачев) на Кошков), где носовой голый грун- крыльях трала кухтыли стояли 4троп оказался короче на сорок только на 4-х метрах крыла. Не- сантиметров. Удлиненный грунтроп, ваясь назад, повышает ность нижней пластины уменьшает вертикальное вытягиваются неравномерно и оставшиеся 28 ячей — на три поэтому обязательно перекашива- метра. Этот недостаток был устра- тие Т1>ала и ег0 Уловистость. оттяги- аварий- мотни, раскры- ются. Много было' случаев изго­ товления «пестрых» тралов из так называемого матированного и блестящего капрона. Такая «сборная солянка» непременно приводила к пролову. Работникам фабрики орудий обрыву носа- лова необходимо делать тралы нен только при вмешательстве наставника А. А. Кокшарова. Не следили за длиной поса­ дочного троса и ст. мастера тра­ улеров «Молодогвардеец», «Ал­ тай» и других. равномерное распределение плава привело не только к повышению аварийности трала, но и к стяги­ ванию посадки крыльев. На траулере «Каунас» (капи­ тан тов. Орлов, ст. мастер тов. Софиенко) тралмейстер вооружил верхнюю подбору только 44 кых- тылями. Причем, па гуже поста- Часто причиной стягивания по- вил лишь 16 кухтылей, на кормо- СМЕЩЕНИЕ ГРУНТРОПНЫХ ЦЕПОЧЕК садки по низу трала, а затем и перекоса сетного полотна явля- вое крыло — 18, а на носовое — 10. В результате при тралении посад- из однородного материала. Отсту­ пление от этой азбучной истины дачных ячеи, стягиванию ки и пролову. Так, траулер «Дагестан» (ка- сводит на нет все преимущества питан тов. Морозов, ст. мастер но синтетического волокна перед ра- добыче тов. Коетына) в июль- стительным. При постановке но­ ском рейсе продолжительное вре- вого трала необходимо в первую мя находился в нролове. При про- очередь проверить верке правого трала наставником трала на однородность материала, тов. Борисовым был обнаружен ча- В случае обнаружения^ неодно- стичиый перекос сквера — до 15 родности материала необходимо: процентов и носового верхнего 1) когда сквер или пластины крыла — до 35 процентов. мотни построены из разных ма- С КАПРОНОВЫМ ТРАЛОМ СТЯГИВАНИЕ СБОРОЧНЫХ ТРАЛА нарушилась форма трала, что при­ вело к снижению уловов. Лишь пересевшим на борт судна настав­ ником тов. Морозовым была ис- Нричиной столь значительного перекоса было нарушение пра­ вил работы с новым тралом. Часто причиной деформации сетного полотна и переползания посадки трала является Несвое­ временное обнаружение отклоне­ ний в размерах трала или его нев­ нимательная проверка. Наставник А. И. Попов обна­ ружил, что старший мастер по добыче тов. Макуха, не проверив внимательно новый трал, удли­ нил один из топенантов на 45 сантиметров. Поэтому один из них испытывал большую нагруз­ ку, и сети сквера у топенанта сильно перекосило. При тща­ тельной проверке трала настав- териалов, заменить однородными. В случае отсутствия этих частей на судне дефектный трал лучше не ставить, а привезти его в порт с паспортом для переделки на фабрике орудий лова; ется смещение грунтропных це- „ почек. Оно может происходить в Немало случаев нарушения по- результате их неправильной или сетную часть садки трала возникало из-за стя- елабой привязки к нижней под- гивания сборочных. Причем ос- -боре. Иногда переползание цепо- правлена эта оплошность. НОВНЫМИ причинами стягивания UPIt пипир тлпы т ич-чя ы а п л п т н п и тт „ гбоппчных были ИХ нр достаточна я 5 происходит из-за неплотной для промысла на оолыних глу- соорочных оыли их недостаточная набИвки грунтропа бобиицами.—бииах применяются глубоководные длина, иалишняя в и т « к а и не- Поиидат> ,1еря(.щаясь п0 нсму, могут стягивать цепки и посад- Ных большей толщиной стенки. За КУ; счет увеличения толщины стенки Так, на траулере «Петроза- кухтыля несколько снизилась его водск» ^грунтроп был набит со подъемная сила. Поэтому, рабе* слабиной в 30 сантиметров, что тая тралом на обычных глубина^, гипмтю поган и но и к ночник- сптеобст.вовало переползанию це- пик чему оставлять на нем глубо- новеш ю пвани Такие стучаи на- П° Т ' А трауЛерС <<Карась>> вводные кухтыли. новению рвани. ыкие случаи на слабая набивка грунтропа ст. ма- правильная посадка на сбороч­ ных сетного полотна. При изго­ товлении коротких сборочных они могут в процессе траления лоп­ нуть, что может привести не только к перекосам сетей и стя «Шен- 2) если в силу сложившихся блюдались на траулерах обстоятельств тралом начали ра- курск», «Калинин», ботать без его тщательной про- Основной причиной стягива- верки на однородность материа- ния сборочных являются отклоне- ла, а лишь позже обнаружили ния в длине тросовой оснастки этот дефект, то следует заменить трала. Так, наставник И. II. Ли- его неоднородные части. НЕОДИНАКОВАЯ ДЛИНА ТОПЕНАНТОВ Много неприятностей промы­ словикам доставляло стягивание ником оказалось, что трал был посадки трала но топенантам при построен правильно. их неодинаковой длине. При этом Промеряя новый трал X: 273, неизбежны неравномерная вы- построенный на фабрике орудий тяжка швов трала и возникнове- лева бригадой тов. Андреевой, на- пие перекосов, а иногда и поры- е-тавник тов. Дмитриев обнару- вов сетей у топенантов. Кроме жил, что гуж нижней подборы и того, удлинение одного из топе- ховцев, проверяя тралы на тра­ улере «Петрозаводск» (капитан тов. Коваленко, ст. мастер тов. Нижнегородов), установил, что верхнюю сборочную трала левого борта стянуло, так как верхняя подбора была сделана по сетям длиннее положенного на 30 сан­ тиметре. Нередко, вследствие значи­ тельных нагрузок и деформаций трала, происходит вытяжка то­ стером тов. Буравским привела к возникновению перекоса сетей до 20— 30 процентов. Иногда переползание посадки затем и перекос сетей может про­ исходить из-за небрежного или слабого крепления грунтропных цепочек к нижней Подборе. К примеру, на траулере «Соло-вец- Чтобы отличить глубоководный кухтыль от обычного, между его ушками ставится перемычка. До­ садную оплошность допустили СТ.; мастера по добыче рыбы трауле­ ров «Камчатка» тов. Вишняков и «Кировск» — тов. Лебедев. Пер­ вый из иих поставил на трал пра­ вого борта 19 глубоководных кух­ тылей и 15 — на левый трал. кии» (капитан тов. Екимов, и. о. в Торой при промысле на обычных ст. мастера тов. Подельников) ГЛубипах оснастил оба трала глу- из-за небрежной привязки грун- боководпыми кухтылями. Трое су-* тронные цепочки стянулись на ток экипажи были в пролове. 50 сантиметров к центру, что привело к перекосу сквера до 50 НЕНОРМАЛЬНАЯ РАБОТА ВАЕРОВ процентов. Особенно важное значение при- Учитывая подверженность кап-* обретает надежность крепления ронового трала перекосам, особе лых концов, что еще более уве- ГруцТропиых цепочек сейчас, ког- важное значение приобретает оди- сети каждого крыла сделаны ко­ роче на 15 сантиметров. Топе­ нанты трала были неодинаковы­ ми по длине (один короче другого на 45 сантиметров), неправиль­ но рассажены на них участки се­ тей крыльев и сквера. Случаи постановки тралов на борт без промерки в I квартале 1964 г. были обнаружены на­ ставниками также на траулерах «Нева», «Алма-Ата», «Сокол», «Дрогобыч», «Якутск», «Алтай» и других. личивает его деформации. На да посадочные тросы начали из- траулере «Чита» (капитан тов. готавливатьея из капроновых ка- Иванов, ст. мастер тов. Карпов) п а т о в кбторые из-за их неравно- тов приводит к подтиранию швов j ® S L o “ S - 7 m - Г ? ! „“ ‘“ f f ‘ и „„олову. Гак, „а тцау- ' “ Т Т ™ . „ 2 , ™ - « * « * ■ « » « * СС™ Г0 1 М т нантов приводит к частичному закрытию устья трала и пролову. Неодинаковая длина топенан- лёре «Салют» лика во время выборки трала го наставник Бори- лые концы топенанта и верхней сов обнаружил, что шов был под- подборы удлинились на 10 сан­ тиметров. УСТРАНЕНИЕ ВЫТЯЖКИ КАПРОНОВОЙ ДЕЛИ терт в нескольких местах. По невнимательности мастера по до­ быче тов. Мухина этим тралом работали двое суток и теряли часть улова. Марки на топенантах совпадать с началом и соответствующих частей так как неправильная НЕПРАВИЛЬНОЕ КРЕПЛЕНИЕ УДАВНОГО СТРОПА И ЛИНЯ Нередко стягивание посадки должны Трала по верхней подборе или то- концом трала, посадка КРЕПЛЕНИЕ ВЫТЯЖНЫХ КОНЦОВ ТРАЛА Носовое и кормовое крыло тра­ ла по чертежу 1605 оснащаются вытяжными концами по двум не­ сколько различным друг от друга вариантам. Следует не забывать, что одно­ звенное кольцо для проводки но­ сового вытяжного конца крепится пенантам может происходить из- за укорочения удавного линя или неправильного присоединения ли- к верхней подборе на расстоянии ня к подборе или стропа к топе- о,7 метра от ее конца, пантам. Если удавной линь кре- Вытяжной конец кормового злишки НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОСАДОЧНЫМ пится не к ИентРУ верхнего гужа, крыла должен крепиться к штоку '« мра- т р п г п м а смеЩается от него ,ia 1 2 мет- клячевки лапкой длиной 1,2 мет- ■ ги и и м это так как и укорочение ра линя, будет приводить к затяги- об этом забыли промысловики ванию стропа, что не даст рыбе траулера «Марс», поставив одну свободно проходить в мешок тра- из лапок длиной около 3 метров, ла. Тогда она, сооравшись в от- Поэтому вытяжной конец работал, Х0*У ваеров из строя- дельную «кошалку» в конце мот- как грунтроп, цепляясь за пре- ни, своим весом и дополнитель- пятетвия на грунте и преждевре- Как известно, капроновая дель тРала п0 топенанту вызовет пе- поеле нескольких суток работы Рекоси трала и пролов. сильно вытягивается. Изли ки дели, стягиваясь к мотне зуют выпучивания (карманы). Для избежания этого необходи­ мо через каждые 3— 5 суток ра­ боты трала промерять и устра­ нять вытяжку сетного полотна по длине, ‘обрезая излишки, либо удлиняя топенанты. Для ликви­ дации излишка дели по ширине собирают в шов несколько ячей посередине пластин мотни. Особенно часто перекос сетно­ го полотна трала происходит при различных авариях (задевах, за- вертах, сцеплениях тралами, подъеме трала на одном ваере или кабеле и т. д.). По- Часто причиной возникнове­ ния перекосов капронового тра­ ла является стягивание посадоч­ ного троса по подборам из-за его недостаточной длины или усадки. Поэтому старшим мастерам по добыче особенно тщательно надо следить за правильной посадкой сетного полотна. При ремонте или пересадке частей трала после аварии или обнаружении непра­ вильной посадки у нового трала нужно срезать посадочный трос от подбор и сетей, тщательно его промерить и рассадить вновь так, паковая длина ваеров. Так, на-*, пример, промысловики траулера' «Карась» (капитан тов. Фадеев, ст. мастер тов. Буравский) пере­ косили оба рабочих трала из-за того, что один ваер оказался длиннее другого на 5,7 метра. Кроме этого, при составлении таблицы они неправильно подсчи-. тали разницу в длине ваеров^ Считали, что длиннее левый ваер, а оказался правый. Поэтому при травлении ваеров перетравливали ваер, имевший и без этого боль­ шую длину. Нами неоднократно напоминав лось, что при работе тралом одно-, го борта происходит раскручи­ вание-закручивание ваеров и по-* является разница в длине. Неред­ ко это явление вызывает выжи-: мание сердечника у 22,5-; миллиметрового троса по ГОСТу 3067 и приводит к erof преждевременным обрывам и вы- ным сопротивлением вызовет не- менно изнашиваясь. Такое равномерную мотни. вытяжку ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗМЕРАХ ГРУНТРОПОВ пластин упущение было обнаружено ставником тов. Борисовым и траулере «Дагестан». же па­ па В капроновых тралах особен­ но важно сохранить размеры деталей трала в соответствии с ОШИБКИ В ВООРУЖЕНИИ ТРАЛА КУХТЫЛЯМИ Некоторые капитаны,- пригла­ шая на судно наставника, «эко­ номя» время, не делают при era участии промера ваеров. По при­ чине такой беззаботности возвра­ тился с промысла с невыполнен­ ным рейсовым заданием экипаж траулера «Джанкой» (капитан тов. Тихомиров). ж * * Материалы по аварийности сле- совпадала с соответствующей виями. всякое отклонение в дли- лями. на верхний гуж ставится ДУет внимательно изучить во вре-* маркой на подборах. Рассадку не грунтропа приводит к резкому 20 кухтылей и на каждое крыло мя командирской учебы. ато сетного полотна на посадочный нарушению формы трала и сни- по 13— 14. Уменьшение количе- позволит избежать досадных^нро- ПОСТРОЙКА ТРАЛА трос начинают от его середины, жению уловов. При значительном ства кухтылей приводит к сниже- махов в эксплуатации орудии ло- ИЗ НЕОДНОРОДНОГО МАТЕРИАЛА на которой предварительно ста- укорочении грунтропов вся на- нию уловистости трала за счет ва* которые осооенно опасны сеи- вится марка. грузка с него передается на ниж- уменьшения Очень много неприятностей Зтого не сделал старший ма- нюю подбору, что может вызвать раскрытия и к увеличению ава- в работе приносит траловый ме- стер траулера «Умба» тов. Ка- стягивание посадки по ней и пе- рийности нижних крыльев, шок или трал, сшитый из неодно- ширский. Посадочный по верхне- рекашивание сетей нижних Об этом порой забывают непо­ родной по материалу или струк- му гужу им был рассажен нерав- крыльев и пластин мотни. торые мастера по добыче. Так, туре дели. Части такого трала номерно — 28 ячей —* на два, а Такой случай был обнаружен наставник тов. Лиховцев в январе Верхняя подбора трала (по чед- . .................. пго _____ _____ _______ —- „ ______ _____ ______________ тежу 1605) оснащается 46— 48 гпучач п Г 'КЛ0Г° '1Вар11Н но чтобы марка посадочного троса чертежом и техническими - уело- обычными металлическими кухты- „ л т т т . В т Н •Жмникли ли перекоса сетей ли- бо стягивания посадки трала. его вертикального в •'условиях сложной промыс^ ловой обстановки, сложившейся в Баренцевом море. В. М А КШ ЕЕВ , инженер ог- дела добычи тралового фло­ та. /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz