Рыбный Мурман. 1965 г. Август.
О П Ы Т Р А Б О Т Ы ПЕРЕКОСЫ И ВЫТЯЖКА СЕТНОГО ПОЛОТНА. РАБОТА НОВЫМ ТРАЛОМ . В процессе эксплуатации кап роновая дель, из которой скрое но сетное полотно трала, может перекашиваться. Каковы же при чины возникновения перекосов сетного полотна? В последние го ды на сетевязальных фабриках улучшена фиксация узлов дели, однако первые 8— 10 тралений •новым тралом надо делать на прямых курсах, избегая крутых циркуляций и поворотов. У пере кошенного полотна нагрузка на отдельные ячеи неравномерна. Это приводит к его преждевре менным порывам, Вошедший в 1964 году в эксплуатацию на траулерах бор тового траления капроновый трал 31,4 метра (по чертежу № 1605) имеет целый ряд конструктивных и аксплуатацион- ных отличий от ранее применяемого модернизированного тра ла. Поэтому в процессе его эксплуатации у отдельных про мысловиков возникали характерные ошибки и ненормально сти, своевременное устранение которых позволяет избежать пролова. наставником А. Ф. Морозовым на обнаружил, что на траулере «1'ат- траулере «Опаков» (капитан чина» (капитан тов. Голомонзии, тов. Рябцовский, ст. мастер тов. ст. мастер тов. Толкачев) на Кошков), где носовой голый грун- крыльях трала кухтыли стояли 4троп оказался короче на сорок только на 4-х метрах крыла. Не- сантиметров. Удлиненный грунтроп, ваясь назад, повышает ность нижней пластины уменьшает вертикальное вытягиваются неравномерно и оставшиеся 28 ячей — на три поэтому обязательно перекашива- метра. Этот недостаток был устра- тие Т1>ала и ег0 Уловистость. оттяги- аварий- мотни, раскры- ются. Много было' случаев изго товления «пестрых» тралов из так называемого матированного и блестящего капрона. Такая «сборная солянка» непременно приводила к пролову. Работникам фабрики орудий обрыву носа- лова необходимо делать тралы нен только при вмешательстве наставника А. А. Кокшарова. Не следили за длиной поса дочного троса и ст. мастера тра улеров «Молодогвардеец», «Ал тай» и других. равномерное распределение плава привело не только к повышению аварийности трала, но и к стяги ванию посадки крыльев. На траулере «Каунас» (капи тан тов. Орлов, ст. мастер тов. Софиенко) тралмейстер вооружил верхнюю подбору только 44 кых- тылями. Причем, па гуже поста- Часто причиной стягивания по- вил лишь 16 кухтылей, на кормо- СМЕЩЕНИЕ ГРУНТРОПНЫХ ЦЕПОЧЕК садки по низу трала, а затем и перекоса сетного полотна явля- вое крыло — 18, а на носовое — 10. В результате при тралении посад- из однородного материала. Отсту пление от этой азбучной истины дачных ячеи, стягиванию ки и пролову. Так, траулер «Дагестан» (ка- сводит на нет все преимущества питан тов. Морозов, ст. мастер но синтетического волокна перед ра- добыче тов. Коетына) в июль- стительным. При постановке но ском рейсе продолжительное вре- вого трала необходимо в первую мя находился в нролове. При про- очередь проверить верке правого трала наставником трала на однородность материала, тов. Борисовым был обнаружен ча- В случае обнаружения^ неодно- стичиый перекос сквера — до 15 родности материала необходимо: процентов и носового верхнего 1) когда сквер или пластины крыла — до 35 процентов. мотни построены из разных ма- С КАПРОНОВЫМ ТРАЛОМ СТЯГИВАНИЕ СБОРОЧНЫХ ТРАЛА нарушилась форма трала, что при вело к снижению уловов. Лишь пересевшим на борт судна настав ником тов. Морозовым была ис- Нричиной столь значительного перекоса было нарушение пра вил работы с новым тралом. Часто причиной деформации сетного полотна и переползания посадки трала является Несвое временное обнаружение отклоне ний в размерах трала или его нев нимательная проверка. Наставник А. И. Попов обна ружил, что старший мастер по добыче тов. Макуха, не проверив внимательно новый трал, удли нил один из топенантов на 45 сантиметров. Поэтому один из них испытывал большую нагруз ку, и сети сквера у топенанта сильно перекосило. При тща тельной проверке трала настав- териалов, заменить однородными. В случае отсутствия этих частей на судне дефектный трал лучше не ставить, а привезти его в порт с паспортом для переделки на фабрике орудий лова; ется смещение грунтропных це- „ почек. Оно может происходить в Немало случаев нарушения по- результате их неправильной или сетную часть садки трала возникало из-за стя- елабой привязки к нижней под- гивания сборочных. Причем ос- -боре. Иногда переползание цепо- правлена эта оплошность. НОВНЫМИ причинами стягивания UPIt пипир тлпы т ич-чя ы а п л п т н п и тт „ гбоппчных были ИХ нр достаточна я 5 происходит из-за неплотной для промысла на оолыних глу- соорочных оыли их недостаточная набИвки грунтропа бобиицами.—бииах применяются глубоководные длина, иалишняя в и т « к а и не- Поиидат> ,1еря(.щаясь п0 нсму, могут стягивать цепки и посад- Ных большей толщиной стенки. За КУ; счет увеличения толщины стенки Так, на траулере «Петроза- кухтыля несколько снизилась его водск» ^грунтроп был набит со подъемная сила. Поэтому, рабе* слабиной в 30 сантиметров, что тая тралом на обычных глубина^, гипмтю поган и но и к ночник- сптеобст.вовало переползанию це- пик чему оставлять на нем глубо- новеш ю пвани Такие стучаи на- П° Т ' А трауЛерС <<Карась>> вводные кухтыли. новению рвани. ыкие случаи на слабая набивка грунтропа ст. ма- правильная посадка на сбороч ных сетного полотна. При изго товлении коротких сборочных они могут в процессе траления лоп нуть, что может привести не только к перекосам сетей и стя «Шен- 2) если в силу сложившихся блюдались на траулерах обстоятельств тралом начали ра- курск», «Калинин», ботать без его тщательной про- Основной причиной стягива- верки на однородность материа- ния сборочных являются отклоне- ла, а лишь позже обнаружили ния в длине тросовой оснастки этот дефект, то следует заменить трала. Так, наставник И. II. Ли- его неоднородные части. НЕОДИНАКОВАЯ ДЛИНА ТОПЕНАНТОВ Много неприятностей промы словикам доставляло стягивание ником оказалось, что трал был посадки трала но топенантам при построен правильно. их неодинаковой длине. При этом Промеряя новый трал X: 273, неизбежны неравномерная вы- построенный на фабрике орудий тяжка швов трала и возникнове- лева бригадой тов. Андреевой, на- пие перекосов, а иногда и поры- е-тавник тов. Дмитриев обнару- вов сетей у топенантов. Кроме жил, что гуж нижней подборы и того, удлинение одного из топе- ховцев, проверяя тралы на тра улере «Петрозаводск» (капитан тов. Коваленко, ст. мастер тов. Нижнегородов), установил, что верхнюю сборочную трала левого борта стянуло, так как верхняя подбора была сделана по сетям длиннее положенного на 30 сан тиметре. Нередко, вследствие значи тельных нагрузок и деформаций трала, происходит вытяжка то стером тов. Буравским привела к возникновению перекоса сетей до 20— 30 процентов. Иногда переползание посадки затем и перекос сетей может про исходить из-за небрежного или слабого крепления грунтропных цепочек к нижней Подборе. К примеру, на траулере «Соло-вец- Чтобы отличить глубоководный кухтыль от обычного, между его ушками ставится перемычка. До садную оплошность допустили СТ.; мастера по добыче рыбы трауле ров «Камчатка» тов. Вишняков и «Кировск» — тов. Лебедев. Пер вый из иих поставил на трал пра вого борта 19 глубоководных кух тылей и 15 — на левый трал. кии» (капитан тов. Екимов, и. о. в Торой при промысле на обычных ст. мастера тов. Подельников) ГЛубипах оснастил оба трала глу- из-за небрежной привязки грун- боководпыми кухтылями. Трое су-* тронные цепочки стянулись на ток экипажи были в пролове. 50 сантиметров к центру, что привело к перекосу сквера до 50 НЕНОРМАЛЬНАЯ РАБОТА ВАЕРОВ процентов. Особенно важное значение при- Учитывая подверженность кап-* обретает надежность крепления ронового трала перекосам, особе лых концов, что еще более уве- ГруцТропиых цепочек сейчас, ког- важное значение приобретает оди- сети каждого крыла сделаны ко роче на 15 сантиметров. Топе нанты трала были неодинаковы ми по длине (один короче другого на 45 сантиметров), неправиль но рассажены на них участки се тей крыльев и сквера. Случаи постановки тралов на борт без промерки в I квартале 1964 г. были обнаружены на ставниками также на траулерах «Нева», «Алма-Ата», «Сокол», «Дрогобыч», «Якутск», «Алтай» и других. личивает его деформации. На да посадочные тросы начали из- траулере «Чита» (капитан тов. готавливатьея из капроновых ка- Иванов, ст. мастер тов. Карпов) п а т о в кбторые из-за их неравно- тов приводит к подтиранию швов j ® S L o “ S - 7 m - Г ? ! „“ ‘“ f f ‘ и „„олову. Гак, „а тцау- ' “ Т Т ™ . „ 2 , ™ - « * « * ■ « » « * СС™ Г0 1 М т нантов приводит к частичному закрытию устья трала и пролову. Неодинаковая длина топенан- лёре «Салют» лика во время выборки трала го наставник Бори- лые концы топенанта и верхней сов обнаружил, что шов был под- подборы удлинились на 10 сан тиметров. УСТРАНЕНИЕ ВЫТЯЖКИ КАПРОНОВОЙ ДЕЛИ терт в нескольких местах. По невнимательности мастера по до быче тов. Мухина этим тралом работали двое суток и теряли часть улова. Марки на топенантах совпадать с началом и соответствующих частей так как неправильная НЕПРАВИЛЬНОЕ КРЕПЛЕНИЕ УДАВНОГО СТРОПА И ЛИНЯ Нередко стягивание посадки должны Трала по верхней подборе или то- концом трала, посадка КРЕПЛЕНИЕ ВЫТЯЖНЫХ КОНЦОВ ТРАЛА Носовое и кормовое крыло тра ла по чертежу 1605 оснащаются вытяжными концами по двум не сколько различным друг от друга вариантам. Следует не забывать, что одно звенное кольцо для проводки но сового вытяжного конца крепится пенантам может происходить из- за укорочения удавного линя или неправильного присоединения ли- к верхней подборе на расстоянии ня к подборе или стропа к топе- о,7 метра от ее конца, пантам. Если удавной линь кре- Вытяжной конец кормового злишки НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОСАДОЧНЫМ пится не к ИентРУ верхнего гужа, крыла должен крепиться к штоку '« мра- т р п г п м а смеЩается от него ,ia 1 2 мет- клячевки лапкой длиной 1,2 мет- ■ ги и и м это так как и укорочение ра линя, будет приводить к затяги- об этом забыли промысловики ванию стропа, что не даст рыбе траулера «Марс», поставив одну свободно проходить в мешок тра- из лапок длиной около 3 метров, ла. Тогда она, сооравшись в от- Поэтому вытяжной конец работал, Х0*У ваеров из строя- дельную «кошалку» в конце мот- как грунтроп, цепляясь за пре- ни, своим весом и дополнитель- пятетвия на грунте и преждевре- Как известно, капроновая дель тРала п0 топенанту вызовет пе- поеле нескольких суток работы Рекоси трала и пролов. сильно вытягивается. Изли ки дели, стягиваясь к мотне зуют выпучивания (карманы). Для избежания этого необходи мо через каждые 3— 5 суток ра боты трала промерять и устра нять вытяжку сетного полотна по длине, ‘обрезая излишки, либо удлиняя топенанты. Для ликви дации излишка дели по ширине собирают в шов несколько ячей посередине пластин мотни. Особенно часто перекос сетно го полотна трала происходит при различных авариях (задевах, за- вертах, сцеплениях тралами, подъеме трала на одном ваере или кабеле и т. д.). По- Часто причиной возникнове ния перекосов капронового тра ла является стягивание посадоч ного троса по подборам из-за его недостаточной длины или усадки. Поэтому старшим мастерам по добыче особенно тщательно надо следить за правильной посадкой сетного полотна. При ремонте или пересадке частей трала после аварии или обнаружении непра вильной посадки у нового трала нужно срезать посадочный трос от подбор и сетей, тщательно его промерить и рассадить вновь так, паковая длина ваеров. Так, на-*, пример, промысловики траулера' «Карась» (капитан тов. Фадеев, ст. мастер тов. Буравский) пере косили оба рабочих трала из-за того, что один ваер оказался длиннее другого на 5,7 метра. Кроме этого, при составлении таблицы они неправильно подсчи-. тали разницу в длине ваеров^ Считали, что длиннее левый ваер, а оказался правый. Поэтому при травлении ваеров перетравливали ваер, имевший и без этого боль шую длину. Нами неоднократно напоминав лось, что при работе тралом одно-, го борта происходит раскручи вание-закручивание ваеров и по-* является разница в длине. Неред ко это явление вызывает выжи-: мание сердечника у 22,5-; миллиметрового троса по ГОСТу 3067 и приводит к erof преждевременным обрывам и вы- ным сопротивлением вызовет не- менно изнашиваясь. Такое равномерную мотни. вытяжку ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗМЕРАХ ГРУНТРОПОВ пластин упущение было обнаружено ставником тов. Борисовым и траулере «Дагестан». же па па В капроновых тралах особен но важно сохранить размеры деталей трала в соответствии с ОШИБКИ В ВООРУЖЕНИИ ТРАЛА КУХТЫЛЯМИ Некоторые капитаны,- пригла шая на судно наставника, «эко номя» время, не делают при era участии промера ваеров. По при чине такой беззаботности возвра тился с промысла с невыполнен ным рейсовым заданием экипаж траулера «Джанкой» (капитан тов. Тихомиров). ж * * Материалы по аварийности сле- совпадала с соответствующей виями. всякое отклонение в дли- лями. на верхний гуж ставится ДУет внимательно изучить во вре-* маркой на подборах. Рассадку не грунтропа приводит к резкому 20 кухтылей и на каждое крыло мя командирской учебы. ато сетного полотна на посадочный нарушению формы трала и сни- по 13— 14. Уменьшение количе- позволит избежать досадных^нро- ПОСТРОЙКА ТРАЛА трос начинают от его середины, жению уловов. При значительном ства кухтылей приводит к сниже- махов в эксплуатации орудии ло- ИЗ НЕОДНОРОДНОГО МАТЕРИАЛА на которой предварительно ста- укорочении грунтропов вся на- нию уловистости трала за счет ва* которые осооенно опасны сеи- вится марка. грузка с него передается на ниж- уменьшения Очень много неприятностей Зтого не сделал старший ма- нюю подбору, что может вызвать раскрытия и к увеличению ава- в работе приносит траловый ме- стер траулера «Умба» тов. Ка- стягивание посадки по ней и пе- рийности нижних крыльев, шок или трал, сшитый из неодно- ширский. Посадочный по верхне- рекашивание сетей нижних Об этом порой забывают непо родной по материалу или струк- му гужу им был рассажен нерав- крыльев и пластин мотни. торые мастера по добыче. Так, туре дели. Части такого трала номерно — 28 ячей —* на два, а Такой случай был обнаружен наставник тов. Лиховцев в январе Верхняя подбора трала (по чед- . .................. пго _____ _____ _______ —- „ ______ _____ ______________ тежу 1605) оснащается 46— 48 гпучач п Г 'КЛ0Г° '1Вар11Н но чтобы марка посадочного троса чертежом и техническими - уело- обычными металлическими кухты- „ л т т т . В т Н •Жмникли ли перекоса сетей ли- бо стягивания посадки трала. его вертикального в •'условиях сложной промыс^ ловой обстановки, сложившейся в Баренцевом море. В. М А КШ ЕЕВ , инженер ог- дела добычи тралового фло та. /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz