Рыбный Мурман. 1965 г. Август.
СРТ на траловом промысле Работа па траловом лову ны нешним-летом много дала про мысловикам. Прибавила опыта. И все-таки закрывать глаза на дей ствительность нельзя: морякам сельдяного флота пока что не хватает опыта при работе на тра ловом промысле. Это нам надо учгсть и больше учить рыбаков. Может быть, даже следует поду мать об организации специальных курсов. И чем больше людей пройдет там обучение, тем лучше. Тогда на промысел трески и оку ня не пойдут малоподготовленные люди, как было в этом году. Та кие капитаны, как Сюй, Кирил лов, Пятлин, Князев, хорошо ло вят сельдь. А вот донную рыбу им промышлять было трудно. Не хватало опыта. Плохими номощ- пнками капитанам были некото рые мастера по добыче рыбы. Причина та же. Слабо знает тра лы, например, тралмейстер СРТ- 4(54 тов. Вашкевич. Он умудрился однажды даже сшить вместе обе власти тралового мешка. Морякам пришлось на промыс ле учиться-- работать. На это ухо дило много времени, тем более что рыбаки были поставлены в нелегкие условия. Мы осваивали новые районы промысла — на западе Баренцева моря, работали на больших, непривычных глу бинах — до 460 метров. И самое главнее — нас часто подводило траловое снаряжение. Об орудиях лова мне хочется поговорить подробно. Когда ко рабли уходили на промыеел — их снабжали трехщелевыми трало выми досками. Помучились с ни ми моряки. Немало резких слов было сказано в адрес работников отдела добычи. Очень плохо рабо тали эти трехщелевые доски. Чтобы хоть как-то выйти из по ложения, приходилось забивать щели в досках. Но и это плохо помогало. Я подсчитал: из-за плохой работы трехщелевых досок 28 средних траулеров потеряли I860 часов. За это время можно было выловить больше 12,000 центне ров рыбы. Пожалуй, это одна из основных причин того, что в ию не флот не справился с месячным “ заданием. Но сейчас поздно сетовать на неувязки. Надо, чтобы их не бы ло в будущем. Мнение всех про мысловиков единодушно: полно стью отказаться от трехщелевых досок. Для успешной работы на траловом лову необходимы одно щелевые доски с деревянным на бором и утяжеленным килем. Вот уже второй год промысло вики ставят перед работниками отдела добычи вопрос о том, что надо изготовить Фигурные скобы уменьшенного размера для трало вых досок. Но руководители отде ла А. И. Климов и В. В. Макси мов упорно не хотят прислушать ся к рекомендации моряков. И нам приходится работать старыми скобами. А это чревато опасностя ми — возможен заверт трала, то есть большая потеря промыслово го времени. Думается, что добытчики учтут эту критику, и к будущей треско вой путине все-таки появятся на кораблях фигурные скобы умень шенного размера для траловых досок. Есть у меня несколько замеча ний и в адрес работников отдела обработки. Некоторые рыбные ма стера сдавали рыбу пониженной сортности. Из-за чего же это про изошло? Думается, что виноваты в этом работники отдела обра ботки и их руководитель тов. Курдасов. Трюмы кораблей не бы ли тщательно подготовлены к тра ловой экспедиции: не сделаны трехъярусные плинтусы, высота площадок для свежья на многих судах достигала чуть ли не полу тора метров. Рыбные мастера за кладывали сюда рыбу, и она, ко нечно, быстро теряла свежесть. Удивляет меня спокойствие работников отдела обработки. Им бы встревожиться, когда в порт пришли первые корабли с рыбой пониженной сортности. Один пример. ОРТ-16 чего стоит. Рыб ный мастер этого корабля пер вым сортом сдал только 17 про центов привезенной рыбы. А но плану надо было сдать '91 про цент. Но сотрудники отдела обра ботки хранили олимпийское спо койствие. До сих пор речь шла только о недостатках, которые вскрылись во время работы рыбаков сельдя ного флота в Баренцевом море. Но мы за это время успели при обрести нужный промысловикам опыт. Надо сохранить его до бу дущего года и умножить. Прежде всего мне хочется рас сказать о наших отрядах. Кстати, в траловом флоте не признают такой системы работы, а напрас но. Когда во главе экспедиции, в которую входит несколько де сятков кораблей, стоит только руководитель промысла, он не может, физически не сумеет де тально разобраться в делах каж дого экипажа. А, значит, и по мочь каждому кораблю. Мы пош ли по другому пути. В июне, когда в море скопи лось много кораблей, мы их раз били на несколько отрядов с опытными флагманами во главе. Флагманы тщательно анализиро вали работу каждого корабля из своего отряда и быстро помогали тем, кто нуждался в помощи. По сылали на отстающие корабли капитанов и тралмейстеров-на- ставников. Низкие уловы были, например, несколько дней на СРТ-187. На судно пришли по мощники: капитан-наставник В. Мустиев и тралмейстер-наставник 10. Куликов. Они быстро нашли причину . неудач: неправильное вооружение орудий лова. И уло вы сразу выросли до 2 тонн, а до этого моряки брали по 200— 300 килограммов. Флагманы следили, чтобы ко рабли работали равномерно. Для этого средние траулеры с боль шими уловами «прикрепляли» к судам, где вылов рыбы былмень ше. Моряки СРТ-223, например, взяли на «буксир» рыбаков (ТТ-431, а 16-й шефствовал над 1145-м. Подшефные повторяли курсы своих товарищей, и резуль тат не замедлил сказаться. Уло вы возросли с 2 до 4—5 тонн. Кроме того, флагманы органи зовывали консультации. Опытные промысловики в определенное время выходили на связь. В эти 2 часа у них можно было выяс- т т ш t-mrnm Раздумья капитана нить все неясные вопросы, спро сить, как вооружить трал, как разделывать рыбу, каким должен быть режим траления. Вот такая работа отрядами дала свои плоды. В будущем году тоже надо взбивать флот на от ряды, которые возглавят такие опытные капитаны, как Ардеев, Елехин, Петров, Храменок, Вик- мулин. Нельзя не сказать доброе слово о парно-групповом соревновании. Своими успехами мы во многом обязаны этому дружескому со стязанию между моряками. Очень оно помогает в работе. Вот, на пример, две группы: СРТ-4215- 4288-640 и СРТ-4124-436. Они соревновались не на словах, а на деле. Капитаны часто встреча лись в зфирс, помогали друг дру гу советами, наводили друг друга на рыбу. И это, конечно, сказа лось. Моряки этих кораблей бы стрее, чем другие, освоили новые районы промысла, добились ста бильных уловов. Работали кораб-’ ли ритмично. А нот для моряков СРТ-129 и 161 слова: парно-групповое со ревнование — оказались пустым звуком. Капитан 161-го Клочков часто не выходил на связь, забо тился только о-себе, не учил ка питана СРТ-129, не помогал ему. И что же? СРТ-161 работал хо рошо, а 129-й тащился в хвосте. Радует только одно: таких, как Клочков, во флоте мало. Моряки вступали в соревнование не ради формы. А чтобы оно было более действенным, мы в конце рейса подводили итоги работы пар и групп. Сообщали результаты не только морякам соревнующихся кораблей, но всем, кто был к это время на промысле Весенне-летний период трало вого промысла заканчивается. Уроки, которые мы получили, за бывать нельзя. Они помогут нам стать сильнее, будут способство вать в борьбе за большие уловы. А. АБАКУМОВ, начальник экспедиции. Нам нужны тунцеловные базы Бурными темпами развивается рыбная промышленность страны. С начала семилетки годовая до1 быча рыбы, морского зве ря н морепродуктов увеличилась в 1,8 раза. Такому значительному росту добычи способствовали ак тивное развитие океанического рыболовства и освоение новых районов промысла. Одними из ценнейших морских рыб являются тунцовые. Тунцы пользуются большим спросом на мировом рынке и высоко ценятся. Запасы этих рыб в Атлантическом океане по существу очень незна чительно затронуты промыслом. В последние годы началось ин тенсивное развитие- -промышлен ного лов тунца. Так, Япония еже годно добывает его до 206 тысяч центнеров, США — до 150 тысяч центнеров. Отечественный промысел тун ца только начинает развиваться. В 1965 году советские рыбаки должны выловить 79 тысяч цент неров тунца. К 1970 году добы чу предполагается увеличить в восемь раз. Недавно мне удалось побывать ва борту тунцеловной базы «Сол нечный луч». Этот плавучий ком бинат, построенный на японской судостроительной верфи Хитачи, вернулся в Калининград после 186-суточного рейса. Промысло вики «Солнечного луча» вылови ли около 950 тонн тунца, парус ника и акулы, выработали 53 тонны кормовой муки. Интересно, что в Норвегии, Японии и Ислан дии из мяса акулы изготавляют ценные балыки, пользующиеся большим спросом на международ- ном рынке. Как рассказали рыбаки тунце-, ловной базы, их первый рейс, скорее носивший ноисково-про- Затем эти куски поступали в варочные камеры и потом зака тывались в банки. Часть улова замораживалась в целом виде. За сутки база морозила около 10 тонн и до 10 тонн улова перера батывалось на консервы. Ассор тиментих довольно широкий: «Ту шенка из тунца», «Тунец блан- * £ я т е 7 0 л ь п р е д л а г а е т мысловый характер, проходил в районах Мексики, Кубы и Афри ки. Лов тунца вели шесть ботов, спускавшихся с борта базы. Эки паж каждого бота состоит из 9 человек. Боты ловили тунцов ярусами. Ежесуточно выставля лось до 40 километров ярусов, а их выборка производилась с по мощью ярусонодъемников. В ка честве наживки на крючки наса живалась сардина, сайра, сельдь и кальмары. За рейс было израс ходовано около 40 тонн наживки. Утром тунцеловные боты ухо-, дили от базы, а вечером возвра щались к ее борту с богатым уло вом. Поступавший на базу улов пе рерабатывался на автоматизиро ванной линии. Головы отрезались циркульными пилами, а затем и туша рыбы разрезалась на куски. шированный в масле», «Паштет из тунца», «Парусник с гречне вой кашей», «Парусник с горо хом», «Парусник в масле». Автоматизированная техноло гическая линия еще не освоена до конца, и калининградские ры баки надеются значительно уве личить ее производительность. Сейчас на промысле находится вторая тунцеловная база кали нинградцев «Яркий луч». В бли жайшее время калининградцыпо лучат третью базу этого же тина. Активно осваивают тунцелов- ный промысел дальневосточники и аяово-черноморцы. Калининградцы считают, что одним из самых перспективных видов тунцевого промысла явля ется кошельковый лов. Перспек тивна и комбинация кошелек- трал. Однако, несмотря на недоста ток ярусного лова — пассив ность, ярус удобен тем, что поз воляет облавливать горизонты моря от поверхности до 150-мет ровой глубины. Интересно и то обстоятельство, что районы моря со скальными грунтами, которые трудно, а по рой и невозможно, облавливать тралом, можно с успехом исполь зовать для ярусного лова. Так, норвежские и исландские рыбаки часто ведут ярусный промысел крупной трески и палтуса у бере гов Норвегии и Гренландии. По данным биологов, тунцы ча сто встречаются у Лофотенских островов, в Северном море, райо не Джорджес-банкй и Американ ского шельфа. Учитывая эти обстоятельства, а также необходимость дать насе лению как можно больше столо вой рыбы, главку «Севрыба» сле дует продумать вопрос о приоб ретении одной—двух тунцелов- ных баз для ярусного промысла крупного палтуса, трески, акул и тунцевых, запасы которых в Се верной и Западной Атлантике не используются траловым промы слом. В. MAK1UEEB, инженер от дела добычи управления тралового флота. НА СНИМ КЕ: капитан траулера «Пикша» В. А. Назаренко. Под его руководством экипаж досроч но выполнил1 план н социалисти ческие обязательства. С начала года «Пикша» доставила в порт 11.300 центнеров полуфабриката из них около 80 процентов всей добытой рыбы в свежем виде. Сортность рыбы отличная. Случай у проходной Мне хочется рассказать об од номслучае, который произошел 11 августа у проходной рыбного порта. За десять минут до начала работы мы с главным механиком завода увидели двух наших тока рей Рогозина и Бурова. Один из них, Рогозин, оказался без пропу ска. Как говорят, с живым чело веком всякое может случиться, и это случилось у него впервые. Рогозин просил постового мили ционера пропустить его на терри торию порта, так как скоро начи налась смена. Но тот был непре клонен. К нам подошли еще трое работников, знавших Рогозина, Все мы в один голос ручались за него, доказывали, просили, а в от вет слышали казенное: «Обра титесь к дежурному». Я зашла в дежурную комнату и начала объяснять все заново. Но старшина милиции в присутствии многих своих сослуживцев начал грубо разговаривать со мной. Ког да я сделала ему замечание, он ответил: «Я с вами вообще не хочу разговаривать. Идите на ра боту». Мне не удалось узнать фамилию этого старшины, так как по телефону помощник дежурного Галиченко не мог назвать ее, а когда пришла в обеденный пере рыв, то он нашел новую уловку: спросите у начальника. Начальника, как и надо было ожидать, поблизости не оказалось. Он был на обеде. Получился закол дованный круг. А фамилию самого помощника дежурного узнала слу чайно при его разговоре по теле фону. Но дело не в этом. Мы знаем, что в милиции служат чуткие, принципиальные люди. Они знают, когда и где проявить твердость. К сожалению, этого не хватает Гали ченко и иже с ним. Формально они нравы. Без пропуска никого не положено пропускать на тер риторию порта, но в данном елу«* час речь шла о большем, чем о соблюдении правил, о доверии ра бочему и остальным пятерым его товарищам. Постовому известно было из наших слов, что Рогозин т может получить отношение на пропуск в отделе кадров только в девять часов. Целый час нз-за: этого будет простаивать стано*. Г Служба службой, во ведь внетрук-* ции составляются для живых яки дей. А. КУБАСОВА , машинистка С РЗ M l,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz