Рыбный Мурман. 1965 г. Август.
// ______ ________ I МОРЯКИ БМРТ „РЫБАЧИЙ" СТОТЫСЯЧННКОВ о своем промысловом опыте С Л А Г А Е М Ы Е У С П Е Х А Mb'*, Ю. МАНИХИН, капитан. От палубноЗ команды зависит многое А. РУСНАК, старший мастер по добыче рыбы Включившись в соревнование за вылов в 1965 году 100 тысяч центнеров рыбы, экипаж нашего траулера понимал, что этого мож но достигнуть лишь при условии максимального использования мощностей морозильных камер и рыбомучной установки, так как вся добытая рыба должна использоваться полностью. При уловах до 40 тонн за сутки мы б сю рыбу пускали на из готовление мороженой продукции. В дни, когда температура заборт ной воды была низкой, а промысловая обстановка не лимитировала добычу, суточная выработка готовой продукции доходила до 50 и более тонн. Чтобы сохранить хорошее качество рыбы, но опыту мо ряков «Добролюбова», во всех трюмах установили самодельные вентиляторы. Если загрузить рыбомучную установку полностью, то есть вы рабатывать максимальное количество рыбной муки, то для этого по требуется 20 тонн сырца. Мы так и делали. Этим убивали сразу «трех зайцев»: приближались к заветному рубежу по добыче, эко номили место в трюмах, так как рыбная мука в расчете на тонну занимает меньший объем, а для изготовления той же тонны муки требуется больше сырца, чем для мороженой продукции. Кроме того, мы понимали, как нужна рыбная мука для сель ского хозяйства, да и еами от ее максимального изготовления вы игрывали материально. Результат не замедлил сказаться. Если раньше привозили в порт но 80—100 тонн муки, то в прошедшем рейсе изготовили ее более 200 тонн. Этот показатель мог быть вы ше. Дело в том, что, заполнив трюм мукой, мы не имели возмож ности разгрузить ее на базу. Рыбомучная установка в течение пяти суток бездействовала, хотя сырья было мпого. Зато, когда подходили к базе, старались экономить каждую минуту. Последний раз сдали 870 тонн рыбы за двое суток. Всего же за 166 еуток плавания сдали на базы и привезли в порт 3812 тонн готовой продукции. Успеху нашего и других экипажей способствует групповое со ревнование. Наша группа состоит из десяти кораблей. Руководил ею капитан БМРТ «Космос» И. В. Горишний. Групповое соревнова ние позволяло более оперативно переключаться на хорошие кон центрации рыбы. Оправдано было и такое число его участников. Когда рыба исчезала, корабли расходились в разные стороны, и, по нятно, мы проверяли большой участок моря. О результатах поис ка немедленно сообщали всем. Пам такое соревнование было вы годно еще и потому, что, не имея у себя рыбопоисковой аппарату ры, мы бы работали, как говорится, вслепую, а придерживаясь кораблей, у которых есть фишлупы, поднимали хорошие уловы. Вопрос об оснащении всех траулеров фишлупами наболевший, и его немедленно надо решать. Имеющиеся на судах эхографы не могут заменить фишлупы, так как разрешающая способность его не позволяет обнаружить рыбу, которая держится плотно у грунта. За примером ходить далеко ре надо. Одно время мы работали рядом с БМРТ «Пушкин». Наблюдая за показаниями фишлупы, судоводителе этого судна траление вели не на прямом курсе, как мы, а отворачивали время от времени на 5—10 градусов. Поэтому они поднимали по 10 тонн рыбы, а мы только но 5. Когда же стали полностью придерживаться его курса, уловы у нас сравнялись. Сознавая важность поставленной перед рыбаками задачи^— дать стране как можно больше рыбной продукции, нельзя обойти молчанием большой разговор, начатый на страницах «Рыбного Мурмана». Действительно, в погоне за большим выловом мы за бываем о пищевых качествах рыбы. А народу нужно много и хо роших продуктов моря. По моему мнению, незаслуженно забыты районы Лабрадора, Большой Ньюфаундлендской банки, Гренландии, где ловятся ценные в пищевом отношении породы рыбы: треска, окунь, палтус. Сейчае для возобновления промысла там кое-что уже сделано. Раньше капитаны неохотно шли в эти районы, так как промысловая об становка не позволяла выполнять чрезмерно завышенные суточные задания. Кроме того, стоимость тонны трески для команды была низкой. Недавно расценки на тресковые породы были увеличены, снижены и суточные задания по вылову этой рыбы. Не исполь зованными остаются районы Ново-Шетландского шельфа, где ло вятся сайда, пикша. Но для того, чтобы дать страпе больше ценной продукции, не надо сковывать инициативу капитанов. Каждый из нас душой бо леет за порученное дело, знает интересы государства и своего экипажа. Поэтому, если капитан считает, что ему выгоднее идти, ванример, к Лабрадору, то он обдуманно принимает такое решение, положив на весы свои знания, опыт, интересы моряков, эконо мическую сторону дела. Далее, на мой взгляд, целесообразно части БМРТ планировать рейсы только на добычу трески, окуня с изготовлением из них фи ле. Полный груз экипаж каждого из них может взять примерно за 50 суток. Для обслуживания этих траулеров при продолжитель ности плавания 100 суток потребуется немного баз, а продукция будет выработана отличная, пользующаяся большим спросом поку пателя. В «Рыбном Мурмане» была напечатана статья капитана БМРТ «Космос» М. В. Горишнего. Правильная в нужная статья. Но е автором нельзя согласиться лишь в одном. Если дать капитанам право самим планировать время ремонта, то это приведет к то му, что в какой-то период весь флот будет стоять у причалов, так как ремонтные предприятия не могут сразу ремонтировать все суда. Наш экипаж включился в соревнование за вы лов 100 тысяч центнеров рыбы. На переходе на промысел обсудили задачи рейса, решили до биться об|>азцовой работы с тралом, экономить время па сиуеке-подъеме, бережно расходовать сетематериалы. С первых же дней промысла самым серьезным образом взялись за выполнение своих обяза тельств. После каждой вахты по еудовой трансля ции объявлялось время, затраченное на спуск- подъем трала. Устраивали пятиминутки, где де тально выявляли все недостатки.' Самым трудным был подъем больших уловов на палубу. Тянули трал вытяжными джильеонамн через обе головки лебедки. Если напряжение на оба джильсона было одинаковым, они выдержи вали. Но если матрос, стоящий на лопаре одного из них, по невнимательности уменьшал напря жение, то другой джильсон лопался. Эта задер живало подъем трала да и небезопасно было для работающих на палубе. Мастер по добыче рыбы, ударник коммунисти ческого труда Анатолий Федорович Одинцов до бился того, что на его вахте не было обрывов джильсонов. Кроме того, чтобы быстрее разделить улов, Одинцов подтягивал мешок с рыбой ближе к лебедке и сразу разворачивал его на тот борт, куда надо было высыпать рыбу. Далее заводил большой дележный строп, за который крепился гак шкентеля стрелы, а другой — за дележный строп полукутка. Таким образом, нагрузка на обе стрелы была одинакова, и намного сократилось время деления. Подъем-спуск трала с дележ кой 35—40-тонного улова производили за 30 минут, или на 12 минут быстрее, чем отводится по нормативу без дележки. За рейс сэкономили шесть полностью воору женных тралов примерно на пятьдесят тысяч руб лей. Прежде всего экономили за счет того, что ни один кусок старого сетного полотка не выбрасы вали за борт, а выкраивали из него нижнюю пласть и крылья. Из другого старого трала дела ли верхние части. Таким образом, из_двух не пригодных к работе тралов сшивали один хо роший. Им мы выловили примерно 1200 тонн рыбы, или одну треть всего груза. Большой экономии достигли на траловых дос ках. Всем известно, что их кили подвергаются большему износу, чем другие детали, и доскибы стро выходят из строя. Мы взяли из порта семь запасных килей и заменяли ими вышедшие из строя. Одними такими досками проработали почти год. Далее, чтобы увеличить срок их год ности, обваривали в судовых условиях кожуха. Во время работы мы взяли за правило: за борт ничего не бросать. Матросы правильно поняли за дачу и добросовестно относились к сбору изношен ных чекелей, стальных концов, кухтылей, 6о- бинцев. Следил за этим матрос коммупист тов. Криволуцкий. В результате мы привезли в порт десять тонн металлолома. Для увеличения вертикального раскрытия тра ла некоторые экипажи применяли подъемный щит. При работе он шел на 10—12 метров выше хатлайна за счет длинных поводцов. Это затруд няло спуск-подъем орудий лова. Мы усовершен- ствовали его. Переднюю часть щита стали кре нить к центру хатлайиа, а кормовую—по прямой ячее сквера. По сравнению с другими траулера ми, экипажи которых промышляли рядом, уловы у нас были на 3—4 тонны больше. Легче стало и работать с тралом. На Джорджес-банке улов состоял наполовину из хека, остальное — сельдь и налим. Это пред ставляло большую трудность для рыбообработ чиков, так как много времени уходило на отбор прилова. Чтобы облегчить их труд, мы сняли нижнюю подбору, а взамен к футролу привязали такелажные сети. Общий вес их составлял 300—350 кг. За счет того, что теперь нижняя часть трала плотно прилегала к грунту, ассорти мент рыбы резко улучшился. Была несколько изменена схема вооружения трала при работе у Лабрадора, где ловилась на больших глубинах камбала. Лов вели смольным тралом 31,2 метра. Утяжелили нижнюю подберу, сняли клячевки, голые концы, а взамен поста вили два кабеля, один из которых диаметром 18 мм крепили к хатлайну, а другой 22 мм — к набитой подборе. В течение десяти суток у вас уловы были выше, чем на других судах, и мы за нимали по суточной выработке готовой продукции первое место. В рыбацком деле трудно сказать, что является главным. Победа достигается кропотливым и доб росовестным трудом всех членов экипажа. И, конечно, от палубной команды зависит многое. ЯРКИЙ ОГОНЬ СОРЕВНОВАНИЯ Вот и остался позади трудный многодневный рейс в далекую Атлантику. Мы снова в кругу род ных и близких. Нас расспраши вают о том, как проходил промы сел, что было примечательного. Ответить можно коротко — на судне кипела большая напряжен ная работа. Экипаж включился в соревнование «стотысячииков» и уверенно шел к намеченной цели. Много было дел и у нашего судового комитета, у профсоюзных активистов. Каждую пятидневку мы подводили итоги соревнования, рассказывали о них по судовому радио, в «боевых листках» и «молниях». Активно действовали комсомольские посты н комсо мольский «прожектор». В ходе соревнования на ко рабле увеличилось число пере довиков производства, ударников коммунистического труда. В их рядах мастера по обработке рыбы Б. К. Козырев и Н. В. Брень, ма тросы Р. 3. Дедейко, П. А. Му- хоед, В. П. Копытов, принятый в этом рейсе кандидатом в члены КПСС. Отлично работали наши добыт- A. MJPTAEB, ^ председатель судевого комитета чики под руководством старшего мастера по добыче коммуниста А. Н„ Руснака. За рейс они сэко номили вромвооружения и сете- материалов почти на 50 тысяч рублей. Главное внимание у нас было обращено не только на увеличе ние вылова рыбы, но и на повы шение качества вырабатываемой нродукции. В те дни, когда на борт поднимали рыбу разных по род, члены судового комитета и комсомольские посты особенно тщательно следили за ее расфа совкой, чтобы не допускать пе ресортицы. Не теряли попусту времени и на переходы в родной порт. Ма тросы полубной команды, возглав ляемые старшим помощником ка питана Г. В. Бердышевским и бон- маном М. А. Штромило, выполни ли большую работу на палубе яо подготовке судна к смотру тех нического состояния. . Итак, на счету нашего экипа жа уже 68 380 центнеров рыбы. Выработано 47 788 центнеров го товой пищевой продукции. Наши моряки полны уверенности, что экипаж «Рыбачьего» уснешв* справится со своим обязательст вам. Порукой тому их горячее стремление быть в авангарде со ревнования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz