Рыбный Мурман. 1965 г. Август.

// ______ ________ I МОРЯКИ БМРТ „РЫБАЧИЙ" СТОТЫСЯЧННКОВ о своем промысловом опыте С Л А Г А Е М Ы Е У С П Е Х А Mb'*, Ю. МАНИХИН, капитан. От палубноЗ команды зависит многое А. РУСНАК, старший мастер по добыче рыбы Включившись в соревнование за вылов в 1965 году 100 тысяч центнеров рыбы, экипаж нашего траулера понимал, что этого мож­ но достигнуть лишь при условии максимального использования мощностей морозильных камер и рыбомучной установки, так как вся добытая рыба должна использоваться полностью. При уловах до 40 тонн за сутки мы б сю рыбу пускали на из­ готовление мороженой продукции. В дни, когда температура заборт­ ной воды была низкой, а промысловая обстановка не лимитировала добычу, суточная выработка готовой продукции доходила до 50 и более тонн. Чтобы сохранить хорошее качество рыбы, но опыту мо­ ряков «Добролюбова», во всех трюмах установили самодельные вентиляторы. Если загрузить рыбомучную установку полностью, то есть вы­ рабатывать максимальное количество рыбной муки, то для этого по­ требуется 20 тонн сырца. Мы так и делали. Этим убивали сразу «трех зайцев»: приближались к заветному рубежу по добыче, эко­ номили место в трюмах, так как рыбная мука в расчете на тонну занимает меньший объем, а для изготовления той же тонны муки требуется больше сырца, чем для мороженой продукции. Кроме того, мы понимали, как нужна рыбная мука для сель­ ского хозяйства, да и еами от ее максимального изготовления вы­ игрывали материально. Результат не замедлил сказаться. Если раньше привозили в порт но 80—100 тонн муки, то в прошедшем рейсе изготовили ее более 200 тонн. Этот показатель мог быть вы­ ше. Дело в том, что, заполнив трюм мукой, мы не имели возмож­ ности разгрузить ее на базу. Рыбомучная установка в течение пяти суток бездействовала, хотя сырья было мпого. Зато, когда подходили к базе, старались экономить каждую минуту. Последний раз сдали 870 тонн рыбы за двое суток. Всего же за 166 еуток плавания сдали на базы и привезли в порт 3812 тонн готовой продукции. Успеху нашего и других экипажей способствует групповое со­ ревнование. Наша группа состоит из десяти кораблей. Руководил ею капитан БМРТ «Космос» И. В. Горишний. Групповое соревнова­ ние позволяло более оперативно переключаться на хорошие кон­ центрации рыбы. Оправдано было и такое число его участников. Когда рыба исчезала, корабли расходились в разные стороны, и, по­ нятно, мы проверяли большой участок моря. О результатах поис­ ка немедленно сообщали всем. Пам такое соревнование было вы­ годно еще и потому, что, не имея у себя рыбопоисковой аппарату­ ры, мы бы работали, как говорится, вслепую, а придерживаясь кораблей, у которых есть фишлупы, поднимали хорошие уловы. Вопрос об оснащении всех траулеров фишлупами наболевший, и его немедленно надо решать. Имеющиеся на судах эхографы не могут заменить фишлупы, так как разрешающая способность его не позволяет обнаружить рыбу, которая держится плотно у грунта. За примером ходить далеко ре надо. Одно время мы работали рядом с БМРТ «Пушкин». Наблюдая за показаниями фишлупы, судоводителе этого судна траление вели не на прямом курсе, как мы, а отворачивали время от времени на 5—10 градусов. Поэтому они поднимали по 10 тонн рыбы, а мы только но 5. Когда же стали полностью придерживаться его курса, уловы у нас сравнялись. Сознавая важность поставленной перед рыбаками задачи^— дать стране как можно больше рыбной продукции, нельзя обойти молчанием большой разговор, начатый на страницах «Рыбного Мурмана». Действительно, в погоне за большим выловом мы за­ бываем о пищевых качествах рыбы. А народу нужно много и хо­ роших продуктов моря. По моему мнению, незаслуженно забыты районы Лабрадора, Большой Ньюфаундлендской банки, Гренландии, где ловятся ценные в пищевом отношении породы рыбы: треска, окунь, палтус. Сейчае для возобновления промысла там кое-что уже сделано. Раньше капитаны неохотно шли в эти районы, так как промысловая об­ становка не позволяла выполнять чрезмерно завышенные суточные задания. Кроме того, стоимость тонны трески для команды была низкой. Недавно расценки на тресковые породы были увеличены, снижены и суточные задания по вылову этой рыбы. Не исполь­ зованными остаются районы Ново-Шетландского шельфа, где ло­ вятся сайда, пикша. Но для того, чтобы дать страпе больше ценной продукции, не надо сковывать инициативу капитанов. Каждый из нас душой бо­ леет за порученное дело, знает интересы государства и своего экипажа. Поэтому, если капитан считает, что ему выгоднее идти, ванример, к Лабрадору, то он обдуманно принимает такое решение, положив на весы свои знания, опыт, интересы моряков, эконо­ мическую сторону дела. Далее, на мой взгляд, целесообразно части БМРТ планировать рейсы только на добычу трески, окуня с изготовлением из них фи­ ле. Полный груз экипаж каждого из них может взять примерно за 50 суток. Для обслуживания этих траулеров при продолжитель­ ности плавания 100 суток потребуется немного баз, а продукция будет выработана отличная, пользующаяся большим спросом поку­ пателя. В «Рыбном Мурмане» была напечатана статья капитана БМРТ «Космос» М. В. Горишнего. Правильная в нужная статья. Но е автором нельзя согласиться лишь в одном. Если дать капитанам право самим планировать время ремонта, то это приведет к то­ му, что в какой-то период весь флот будет стоять у причалов, так как ремонтные предприятия не могут сразу ремонтировать все суда. Наш экипаж включился в соревнование за вы­ лов 100 тысяч центнеров рыбы. На переходе на промысел обсудили задачи рейса, решили до­ биться об|>азцовой работы с тралом, экономить время па сиуеке-подъеме, бережно расходовать сетематериалы. С первых же дней промысла самым серьезным образом взялись за выполнение своих обяза­ тельств. После каждой вахты по еудовой трансля­ ции объявлялось время, затраченное на спуск- подъем трала. Устраивали пятиминутки, где де­ тально выявляли все недостатки.' Самым трудным был подъем больших уловов на палубу. Тянули трал вытяжными джильеонамн через обе головки лебедки. Если напряжение на оба джильсона было одинаковым, они выдержи­ вали. Но если матрос, стоящий на лопаре одного из них, по невнимательности уменьшал напря­ жение, то другой джильсон лопался. Эта задер­ живало подъем трала да и небезопасно было для работающих на палубе. Мастер по добыче рыбы, ударник коммунисти­ ческого труда Анатолий Федорович Одинцов до­ бился того, что на его вахте не было обрывов джильсонов. Кроме того, чтобы быстрее разделить улов, Одинцов подтягивал мешок с рыбой ближе к лебедке и сразу разворачивал его на тот борт, куда надо было высыпать рыбу. Далее заводил большой дележный строп, за который крепился гак шкентеля стрелы, а другой — за дележный строп полукутка. Таким образом, нагрузка на обе стрелы была одинакова, и намного сократилось время деления. Подъем-спуск трала с дележ­ кой 35—40-тонного улова производили за 30 минут, или на 12 минут быстрее, чем отводится по нормативу без дележки. За рейс сэкономили шесть полностью воору­ женных тралов примерно на пятьдесят тысяч руб­ лей. Прежде всего экономили за счет того, что ни один кусок старого сетного полотка не выбрасы­ вали за борт, а выкраивали из него нижнюю пласть и крылья. Из другого старого трала дела­ ли верхние части. Таким образом, из_двух не пригодных к работе тралов сшивали один хо­ роший. Им мы выловили примерно 1200 тонн рыбы, или одну треть всего груза. Большой экономии достигли на траловых дос­ ках. Всем известно, что их кили подвергаются большему износу, чем другие детали, и доскибы­ стро выходят из строя. Мы взяли из порта семь запасных килей и заменяли ими вышедшие из строя. Одними такими досками проработали почти год. Далее, чтобы увеличить срок их год­ ности, обваривали в судовых условиях кожуха. Во время работы мы взяли за правило: за борт ничего не бросать. Матросы правильно поняли за­ дачу и добросовестно относились к сбору изношен­ ных чекелей, стальных концов, кухтылей, 6о- бинцев. Следил за этим матрос коммупист тов. Криволуцкий. В результате мы привезли в порт десять тонн металлолома. Для увеличения вертикального раскрытия тра­ ла некоторые экипажи применяли подъемный щит. При работе он шел на 10—12 метров выше хатлайна за счет длинных поводцов. Это затруд­ няло спуск-подъем орудий лова. Мы усовершен- ствовали его. Переднюю часть щита стали кре­ нить к центру хатлайиа, а кормовую—по прямой ячее сквера. По сравнению с другими траулера­ ми, экипажи которых промышляли рядом, уловы у нас были на 3—4 тонны больше. Легче стало и работать с тралом. На Джорджес-банке улов состоял наполовину из хека, остальное — сельдь и налим. Это пред­ ставляло большую трудность для рыбообработ­ чиков, так как много времени уходило на отбор прилова. Чтобы облегчить их труд, мы сняли нижнюю подбору, а взамен к футролу привязали такелажные сети. Общий вес их составлял 300—350 кг. За счет того, что теперь нижняя часть трала плотно прилегала к грунту, ассорти­ мент рыбы резко улучшился. Была несколько изменена схема вооружения трала при работе у Лабрадора, где ловилась на больших глубинах камбала. Лов вели смольным тралом 31,2 метра. Утяжелили нижнюю подберу, сняли клячевки, голые концы, а взамен поста­ вили два кабеля, один из которых диаметром 18 мм крепили к хатлайну, а другой 22 мм — к набитой подборе. В течение десяти суток у вас уловы были выше, чем на других судах, и мы за­ нимали по суточной выработке готовой продукции первое место. В рыбацком деле трудно сказать, что является главным. Победа достигается кропотливым и доб­ росовестным трудом всех членов экипажа. И, конечно, от палубной команды зависит многое. ЯРКИЙ ОГОНЬ СОРЕВНОВАНИЯ Вот и остался позади трудный многодневный рейс в далекую Атлантику. Мы снова в кругу род­ ных и близких. Нас расспраши­ вают о том, как проходил промы­ сел, что было примечательного. Ответить можно коротко — на судне кипела большая напряжен­ ная работа. Экипаж включился в соревнование «стотысячииков» и уверенно шел к намеченной цели. Много было дел и у нашего судового комитета, у профсоюзных активистов. Каждую пятидневку мы подводили итоги соревнования, рассказывали о них по судовому радио, в «боевых листках» и «молниях». Активно действовали комсомольские посты н комсо­ мольский «прожектор». В ходе соревнования на ко­ рабле увеличилось число пере­ довиков производства, ударников коммунистического труда. В их рядах мастера по обработке рыбы Б. К. Козырев и Н. В. Брень, ма­ тросы Р. 3. Дедейко, П. А. Му- хоед, В. П. Копытов, принятый в этом рейсе кандидатом в члены КПСС. Отлично работали наши добыт- A. MJPTAEB, ^ председатель судевого комитета чики под руководством старшего мастера по добыче коммуниста А. Н„ Руснака. За рейс они сэко­ номили вромвооружения и сете- материалов почти на 50 тысяч рублей. Главное внимание у нас было обращено не только на увеличе­ ние вылова рыбы, но и на повы­ шение качества вырабатываемой нродукции. В те дни, когда на борт поднимали рыбу разных по­ род, члены судового комитета и комсомольские посты особенно тщательно следили за ее расфа­ совкой, чтобы не допускать пе­ ресортицы. Не теряли попусту времени и на переходы в родной порт. Ма­ тросы полубной команды, возглав­ ляемые старшим помощником ка­ питана Г. В. Бердышевским и бон- маном М. А. Штромило, выполни­ ли большую работу на палубе яо подготовке судна к смотру тех­ нического состояния. . Итак, на счету нашего экипа­ жа уже 68 380 центнеров рыбы. Выработано 47 788 центнеров го­ товой пищевой продукции. Наши моряки полны уверенности, что экипаж «Рыбачьего» уснешв* справится со своим обязательст­ вам. Порукой тому их горячее стремление быть в авангарде со­ ревнования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz