Рыбный Мурман. 1965 г. Август.
Классификация промысловых судов—один из путей Одним из основных факторов, определяющих возможность наи более эффективно использовать рыбопромысловый флот, является техническое состояние судов. Хо рошее техническое состояние суд на, исправность и надежность его устройств, систем, механизмов и оборудования обеспечивают без опасность его плавания, жизнь находящихся на нем людей и со хранность грузов, позволяют зна чительно увеличить эксплуата ционные периоды работы, а, сле довательно, успешно использо вать суда для освоения новых дальних районов промысла. И наоборот, низкое техническое состояние нередко приводит к срыву рейса, к аварийным по вреждениям и длительным про стоям судна в ремонте, то есть к значительным потерям эксплуа тационного времени. Одним из наиболее эффектив- вых путей повышения техниче ского состояния флота является классификация судов. Класс суд на определяет степень его добро качественности, прочность кор пуса, надежность механизмов, мо реходные качества в соответствии с навигационными условиями района плавания. Присвоение судну определенно го класса обеспечивает, помимо права плавания, свободные входы и выходы в порты и каналы, мак симальные льготы в страховании в другие существенные преиму щества. Количество судов, имеющих класс, любой морской державы определяет качество флота, а так же отвечает ли он современному уровню развития мировой техни ки судостроения и машинострое ния, требованиям международных повышения их рентабельности Правил безопасности мореплава ния и охраны человеческой жиз ни на море. Не случайно в целях созда ния наиболее совершенных и на дежных типов судов еще в про шлом столетии были организова ны специальные общества по тех ническому надзору и классифи кации кораблей. Классификационные осмотры судов, проводимые один раз в четыре года, являются углублен ными осмотрами, с проверкой взносов и определением состоя ния всех основных судовых кон струкций корпуса, его устройств, механизмов, котлов и оборудова ния. Проведение таких осмотров дает возможность объективно оценить техническое состояние основных элементов судна, а пу тем периодических классифика ционных освидетельствований следить за изменением техниче ского состояния и правильно оце нивать его. Это исключает субъ ективный подход к определению оценки технического состояния и назначению сроков эксплуатации судна. Нахождение судна в классе повышает ответственность судо вых команд и работников берего вых служб за иоддерясание его механизмов и устройств в посто янном исправном состоянии с тем, чтобы они отвечали веем требованиям Регистра СССР. Это значит, что на каждом судне дол жна проявляться постоянная хо зяйская забота о судовой техни ке. В целом это будет способст вовать значительному улучшению качества технической эксплуата ции судна и культуры обслужи вания его систем, устройств, ме ханизмов и оборудования, свое временному проведению необходи мого ремонта, что, безусловно, повысит их долговечность в на дежность, а, следовательно, уве- лвчит межремонтные периоды кораблей и моторесурсы меха низмов. Неклассифицированные суда должны подвергаться углублен ным осмотрам чаще, чем класси фицированные, такнм образом, ■ здесь прямая заинтересованность главка «Севрыба» и управлений флотов иметь все суда в классе. В настоящее время качество технической эксплуатации флота главка «Севрыба» и особенно су дов тралового и сельдяного фло тов продолжает оставаться на низком уровне. И не случайно корабли зачастую па длительное время задерживаются у причалов порта или судоремонтных заводов для устранения неисправностей судовых механизмов и оборудо вания или устранения последст вий аварий. Проводимые Регистром СССР ежегодные освидетельствования судов выявляют нередко факты крайне неудовлетворительной эк сплуатации, угрожающие без опасности плавания еудпа и жиз ни находящихся на нем людей. Вопросы дальнейшего разви тия морского флота Союза ССР и других стран социалистического Первый депутат от Заполярья 10 августа 1965 года исполня ется 70 лет со дня рождения чле на еудового комитета крейсера «Аврора», участника штурма Зимнего Дворца и гражданской войны, первого Командующего Краснознаменным Северным фло том, депутата Верховного Совета €€СР первого созыва флагмана 1 ранга Константина Ивановича Зушепова. Константин Иванович Душе вое родился ь деревне Ивановской Вологодской области, в семье крестьянина. Семья очень бедст вовала, и 12-летним мальчиком Мостя Душенов уходит из дому на заработки. Два года он работал в Вологде, после чего уехал в Пет роград, где и работал до призыва на военную службу на флот в мае 1915 года. После обучения Дуниенов нап равляется служить на крейсер «Аврора». В мае 1917 года он взбирается членом судового коми тета легендарного крейсера. Во время Великой Октябрьской со циалистической революции Кон стантин Иванович вместе с дру гими моряками, солдатами и красногвардейцами участвует в штурме Зимнего Дворца. В эти же дни он является связным между судовым комитетом крейсера «Ав рора» и Смольным — штабом ре волюции. После взятия Зимнего Дворца К. И. Душенов был назначен его Первым комендантом. Благодаря умелому руководству и револю ционной бдительности балтийско- ire моряка многомиллионные цен ности Эрмитажа, который входил Ь состав Зимнего Дворца, были енасены для советского народа. Во время гражданской войны моряк с «Авроры» воюет на Вол- ye, затем командует Саратовским $ Астраханским военными норта- iw. По окончании гражданской войны, Душенов руководит рабо- i f 70-летию К. И. Душенова тами по углублению фарватера Волги, чтобы ускорить доставку в глубь страны бакинской нефти. Затем он командует военными портами в Баку и Севастополе. В 1923 году К. И. Душенов стал слушателем Военно-морской академии. Учиться в академии, не имея достаточной подготовки, было очень трудно, но моряк-ав- роровец с честью выдерживает и это испытание. 4 июля 1927 года ему было выдано удостоверение Лг 695, в котором говорилось, что «Командир РККФ Душенов Кон стантин Иванович выполнил все требования учебного плана л ус пешно окончил в 1927 году пол ный курс наук военно-морского факультета Военно-морской акаде мии РККА». Интересны оценки черт характера, отмеченные в аттестации: настойчивость и ре’ шительность • большая; умение ориентироваться в обстановке (находчивость) — полное; органи заторские способности — отлич ные. В заключение в академиче ской аттестации в графе «особен но способен к службе» было1ска зано «вполне ко всякой». По окончании академии К. И. Душенов служит на кораблях Краснознаменного Балтийского флота, а вскоре он, как проявив ший склонность к научной рабо те, возглавляет Военно-морскую академию, которую оам недавно окончил. В академии Константин Иванович много сделал для приб лижения академического курса к жизни и практическим задачам флота.' ’ В 1931 году К. И. Душенов назначается начальником штаба Морских Сил Черного моря, где он приложил много сил и энергии для улучшения боевой готовности Черноморского флота. О его дея тельности в этот период можно судить по постановлению Высшей аттестационной комиссии от 22—< 23 июля 1935 года под председа тельством С. М. Буденного. В нем сказано: «Под руководством тов. Душенова штаб флота, как орган управления, работал вполне удовлетворительно. Лично тов. Душенов хорошо подготовленный, волевой командир». В начале 1935 года К. И. Ду шенов был назначен Командую щим Северной военной флотили ей, которая несколько позже была преобразована в Северный флот. Северный флот по сути дела еще только создавался, и флагман 1 ранга К. И. Душенов все свои знания, всю свою кипучую энер гию отдавал делу строительства флота. Его можно была видеть везде в матросском кубрике, на мостике корабля во время сложного похода, на строитель стве жилого дома вли стадиона. лагеря требуют разработки техни чески совершенных конструкций судов и поддержания эксплуати руемого флота в хорошем техни ческом состоянии. В связи с этим классификационные обще ства стран, входящих в СЭВ, до говорились о разработке единых правил, которыми предусматри вается выдача судам технического свидетельства (удостоверения) на годность к плаванию, которое будет выдаваться только при на личии на судне классификацион ного свидетельства. Таким, образом, уже сейчас не обходимо* самый активным обра зом проводить работу по класси фикации судов, повышению тех нического состояния и качества эксплуатации судовой техники. Поэтому в соответствии с реше нием Государственного производ ственного комитета по рыбному хозяйству СССР и указанием главного управления Регистра СССР с 1964 года проводится классификация рыбопромысло вых судов флотов главка «Севры ба». В настоящее время проводи мые классификационные освиде тельствования судов, как прави ло, приурочиваются к периоду проведения планово-предупреди тельных рЬмоптов и выполняются без какого-либо влияния на сро ки ремонтов. В течение 1964 года и первой половины 1965 года по главку «Севрыба» получили класс Реги стра СССР и подтвержден класс 37 судов. Однако недопонимание вопроса классификации отдельными руко водителями управлений флотов и отсутствие экономической заин тересованности и каких-либо льгот для классифицированных рыбопромысловых судов не спо собствует широкой классифика ции. Более того, часть су дов главка «Севрыба», имевших класс с постройки, потеряла его в результате непредъявления к очередным классификационным освидетельствованиям. За яервод с 1964 года потеряли класс 6 судов главка, что совершенно не допустимо. В борьбе за классификацию судов видное место должны за нять специалисты механико-судо вых служб. Их место — на кораб лях, их обязанность — более глу боко анализировать техническое состояние судов, активно вне дрять в практику новые дости жения науки и техники, прогрес сивные методы эксплуатации, широко использовать опыт пере довых экипажей по увеличению межремонтных периодов эксплуа тации кораблей и моторееурсов механизмов и оборудования. Сле дует разработать и направить на рассмотрение Государственного производственного комитета по рыбному хозяйству СССР предло жения по экономической заинте ресованности экипажей, суда ко торых находятся в классе Реги стра СССР. В соответствии с решением об кома КПСС техническим службам управлений флотов главка «Сев- рыба» необходимо в самое бли жайшее время разработать меро приятия по вводу судов в класс в плановом порядке по годовому графику и наметить меры по под держанию судов в классе. Все эти мероприятия позволят ускорить ввод рыбопромысловых судов в класс Регистра СССР и поддержание класса в будущем, тем самым улучшить качество технической эксплуатации в еще более эффективно использовать их на промысле. Г. МАРА КО В, главный инже нер-инспектор Мурманской инспекции Регистра СССР. Флагман 1 ранга Душенов яв ляется одним из первых руково дителей группового высокоширот ного плавания в 1936 году со ветских подводных лодок. Популярность К. И. Душенова среди моряков Северного флота и жителей Мурманской области была необычайной. В 1937 году впервые проводились выборы в Верховный Совет СССР по новой Конституции. Чуткий, отзывчи вый и требовательный Командую щий флотом К. И. Душенов тру дящимися Заполярья был избран депутатом Верховного Совета СССР. V Выступая перед своими изби рателями — рыбаками, Констан тин Иванович говорил: «Лучшей пропагандой нашей Конституции, лучшим доказательством успехов социалистического строительства, пожалуй, будет сравнение людей и техники рыбной обработки, ко торые я видел в 1919 году, ког да с боями завоевывали Астра хань, и которые я вижу сейчас здесь. В 1919 году под Астра ханью я видел, как рабочие-рыб ники в деревянных чанах засали вали рыбу, причем утаптывали ее ногами. Рыбы там ловили очень много, но способ обработ ки, как видите, был чрезвычай но примитивен. А как жили тогда рыбаки? За свой, поистине ка торжный труд, они получали гроши. В поселке, кроме кабака в церкви, ничего ве было. Сейчас я вижу буквально дво рец-лабораторию, где обрабаты вается рыба. Это наш Мурман ский рыбокомбинат — передовое социалистическое : предприятие. Вот вам одно из достижений Ок тябрьской революции. А гтаких предприятий в нашей стране, ты сячи. Как ценно, как дорого соз навать, что это завоевано собст венными руками. (Газета «По лярная правда» за 17 нбибря 1937 г.). Константин Иванович Душенов много времени уделял дальнейше му развитию рыбного Мурмана. К сожалению, ему не удалось до конца претворить в жизнь'Г свои мечты. В мае 1938 года Душенов по ложному доносу был аре стован и вскоре погиб. Погиб та лантливый флотоводец, о котором известный полярный исследова тель Герой Советского Союза ака демик Отто Юльевич Шмидт ска зал: «Человек большой энергии и неутомимой деятельности, больших горизонтов, большой оперативности с широким госу дарственным кругозором». После XX съезда КПСС имя Душенова было полностью реаби литировано. Жизнь и деятельность флагма на 1 ранга Душенова Константи на Ивановича — пример безза ветного служения великому делу коммунизма. Имя бывшего мат роса с легендарного крешеера «Аврора», одного нз ввдвейшвх флотоводцев Советского Союза навсегда сохранится в памяти советских людей. П. ГАЛКО В , действнте.аь- ный член географического общества СССР, каяютав 2 ранг».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz