Рыбный Мурман. 1965 г. Август.

Классификация промысловых судов—один из путей Одним из основных факторов, определяющих возможность наи­ более эффективно использовать рыбопромысловый флот, является техническое состояние судов. Хо­ рошее техническое состояние суд­ на, исправность и надежность его устройств, систем, механизмов и оборудования обеспечивают без­ опасность его плавания, жизнь находящихся на нем людей и со­ хранность грузов, позволяют зна­ чительно увеличить эксплуата­ ционные периоды работы, а, сле­ довательно, успешно использо­ вать суда для освоения новых дальних районов промысла. И наоборот, низкое техническое состояние нередко приводит к срыву рейса, к аварийным по­ вреждениям и длительным про­ стоям судна в ремонте, то есть к значительным потерям эксплуа­ тационного времени. Одним из наиболее эффектив- вых путей повышения техниче­ ского состояния флота является классификация судов. Класс суд­ на определяет степень его добро­ качественности, прочность кор­ пуса, надежность механизмов, мо­ реходные качества в соответствии с навигационными условиями района плавания. Присвоение судну определенно­ го класса обеспечивает, помимо права плавания, свободные входы и выходы в порты и каналы, мак­ симальные льготы в страховании в другие существенные преиму­ щества. Количество судов, имеющих класс, любой морской державы определяет качество флота, а так­ же отвечает ли он современному уровню развития мировой техни­ ки судостроения и машинострое­ ния, требованиям международных повышения их рентабельности Правил безопасности мореплава­ ния и охраны человеческой жиз­ ни на море. Не случайно в целях созда­ ния наиболее совершенных и на­ дежных типов судов еще в про­ шлом столетии были организова­ ны специальные общества по тех­ ническому надзору и классифи­ кации кораблей. Классификационные осмотры судов, проводимые один раз в четыре года, являются углублен­ ными осмотрами, с проверкой взносов и определением состоя­ ния всех основных судовых кон­ струкций корпуса, его устройств, механизмов, котлов и оборудова­ ния. Проведение таких осмотров дает возможность объективно оценить техническое состояние основных элементов судна, а пу­ тем периодических классифика­ ционных освидетельствований следить за изменением техниче­ ского состояния и правильно оце­ нивать его. Это исключает субъ­ ективный подход к определению оценки технического состояния и назначению сроков эксплуатации судна. Нахождение судна в классе повышает ответственность судо­ вых команд и работников берего­ вых служб за иоддерясание его механизмов и устройств в посто­ янном исправном состоянии с тем, чтобы они отвечали веем требованиям Регистра СССР. Это значит, что на каждом судне дол­ жна проявляться постоянная хо­ зяйская забота о судовой техни­ ке. В целом это будет способст­ вовать значительному улучшению качества технической эксплуата­ ции судна и культуры обслужи­ вания его систем, устройств, ме­ ханизмов и оборудования, свое­ временному проведению необходи­ мого ремонта, что, безусловно, повысит их долговечность в на­ дежность, а, следовательно, уве- лвчит межремонтные периоды кораблей и моторесурсы меха­ низмов. Неклассифицированные суда должны подвергаться углублен­ ным осмотрам чаще, чем класси­ фицированные, такнм образом, ■ здесь прямая заинтересованность главка «Севрыба» и управлений флотов иметь все суда в классе. В настоящее время качество технической эксплуатации флота главка «Севрыба» и особенно су­ дов тралового и сельдяного фло­ тов продолжает оставаться на низком уровне. И не случайно корабли зачастую па длительное время задерживаются у причалов порта или судоремонтных заводов для устранения неисправностей судовых механизмов и оборудо­ вания или устранения последст­ вий аварий. Проводимые Регистром СССР ежегодные освидетельствования судов выявляют нередко факты крайне неудовлетворительной эк­ сплуатации, угрожающие без­ опасности плавания еудпа и жиз­ ни находящихся на нем людей. Вопросы дальнейшего разви­ тия морского флота Союза ССР и других стран социалистического Первый депутат от Заполярья 10 августа 1965 года исполня­ ется 70 лет со дня рождения чле­ на еудового комитета крейсера «Аврора», участника штурма Зимнего Дворца и гражданской войны, первого Командующего Краснознаменным Северным фло­ том, депутата Верховного Совета €€СР первого созыва флагмана 1 ранга Константина Ивановича Зушепова. Константин Иванович Душе­ вое родился ь деревне Ивановской Вологодской области, в семье крестьянина. Семья очень бедст­ вовала, и 12-летним мальчиком Мостя Душенов уходит из дому на заработки. Два года он работал в Вологде, после чего уехал в Пет­ роград, где и работал до призыва на военную службу на флот в мае 1915 года. После обучения Дуниенов нап­ равляется служить на крейсер «Аврора». В мае 1917 года он взбирается членом судового коми­ тета легендарного крейсера. Во время Великой Октябрьской со­ циалистической революции Кон­ стантин Иванович вместе с дру­ гими моряками, солдатами и красногвардейцами участвует в штурме Зимнего Дворца. В эти же дни он является связным между судовым комитетом крейсера «Ав­ рора» и Смольным — штабом ре­ волюции. После взятия Зимнего Дворца К. И. Душенов был назначен его Первым комендантом. Благодаря умелому руководству и револю­ ционной бдительности балтийско- ire моряка многомиллионные цен­ ности Эрмитажа, который входил Ь состав Зимнего Дворца, были енасены для советского народа. Во время гражданской войны моряк с «Авроры» воюет на Вол- ye, затем командует Саратовским $ Астраханским военными норта- iw. По окончании гражданской войны, Душенов руководит рабо- i f 70-летию К. И. Душенова тами по углублению фарватера Волги, чтобы ускорить доставку в глубь страны бакинской нефти. Затем он командует военными портами в Баку и Севастополе. В 1923 году К. И. Душенов стал слушателем Военно-морской академии. Учиться в академии, не имея достаточной подготовки, было очень трудно, но моряк-ав- роровец с честью выдерживает и это испытание. 4 июля 1927 года ему было выдано удостоверение Лг 695, в котором говорилось, что «Командир РККФ Душенов Кон­ стантин Иванович выполнил все требования учебного плана л ус­ пешно окончил в 1927 году пол­ ный курс наук военно-морского факультета Военно-морской акаде­ мии РККА». Интересны оценки черт характера, отмеченные в аттестации: настойчивость и ре’ шительность • большая; умение ориентироваться в обстановке (находчивость) — полное; органи­ заторские способности — отлич­ ные. В заключение в академиче­ ской аттестации в графе «особен­ но способен к службе» было1ска­ зано «вполне ко всякой». По окончании академии К. И. Душенов служит на кораблях Краснознаменного Балтийского флота, а вскоре он, как проявив­ ший склонность к научной рабо­ те, возглавляет Военно-морскую академию, которую оам недавно окончил. В академии Константин Иванович много сделал для приб­ лижения академического курса к жизни и практическим задачам флота.' ’ В 1931 году К. И. Душенов назначается начальником штаба Морских Сил Черного моря, где он приложил много сил и энергии для улучшения боевой готовности Черноморского флота. О его дея­ тельности в этот период можно судить по постановлению Высшей аттестационной комиссии от 22—< 23 июля 1935 года под председа­ тельством С. М. Буденного. В нем сказано: «Под руководством тов. Душенова штаб флота, как орган управления, работал вполне удовлетворительно. Лично тов. Душенов хорошо подготовленный, волевой командир». В начале 1935 года К. И. Ду­ шенов был назначен Командую­ щим Северной военной флотили­ ей, которая несколько позже была преобразована в Северный флот. Северный флот по сути дела еще только создавался, и флагман 1 ранга К. И. Душенов все свои знания, всю свою кипучую энер­ гию отдавал делу строительства флота. Его можно была видеть везде в матросском кубрике, на мостике корабля во время сложного похода, на строитель­ стве жилого дома вли стадиона. лагеря требуют разработки техни­ чески совершенных конструкций судов и поддержания эксплуати­ руемого флота в хорошем техни­ ческом состоянии. В связи с этим классификационные обще­ ства стран, входящих в СЭВ, до­ говорились о разработке единых правил, которыми предусматри­ вается выдача судам технического свидетельства (удостоверения) на годность к плаванию, которое будет выдаваться только при на­ личии на судне классификацион­ ного свидетельства. Таким, образом, уже сейчас не­ обходимо* самый активным обра­ зом проводить работу по класси­ фикации судов, повышению тех­ нического состояния и качества эксплуатации судовой техники. Поэтому в соответствии с реше­ нием Государственного производ­ ственного комитета по рыбному хозяйству СССР и указанием главного управления Регистра СССР с 1964 года проводится классификация рыбопромысло­ вых судов флотов главка «Севры­ ба». В настоящее время проводи­ мые классификационные освиде­ тельствования судов, как прави­ ло, приурочиваются к периоду проведения планово-предупреди­ тельных рЬмоптов и выполняются без какого-либо влияния на сро­ ки ремонтов. В течение 1964 года и первой половины 1965 года по главку «Севрыба» получили класс Реги­ стра СССР и подтвержден класс 37 судов. Однако недопонимание вопроса классификации отдельными руко­ водителями управлений флотов и отсутствие экономической заин­ тересованности и каких-либо льгот для классифицированных рыбопромысловых судов не спо­ собствует широкой классифика­ ции. Более того, часть су­ дов главка «Севрыба», имевших класс с постройки, потеряла его в результате непредъявления к очередным классификационным освидетельствованиям. За яервод с 1964 года потеряли класс 6 судов главка, что совершенно не­ допустимо. В борьбе за классификацию судов видное место должны за­ нять специалисты механико-судо­ вых служб. Их место — на кораб­ лях, их обязанность — более глу­ боко анализировать техническое состояние судов, активно вне­ дрять в практику новые дости­ жения науки и техники, прогрес­ сивные методы эксплуатации, широко использовать опыт пере­ довых экипажей по увеличению межремонтных периодов эксплуа­ тации кораблей и моторееурсов механизмов и оборудования. Сле­ дует разработать и направить на рассмотрение Государственного производственного комитета по рыбному хозяйству СССР предло­ жения по экономической заинте­ ресованности экипажей, суда ко­ торых находятся в классе Реги­ стра СССР. В соответствии с решением об­ кома КПСС техническим службам управлений флотов главка «Сев- рыба» необходимо в самое бли­ жайшее время разработать меро­ приятия по вводу судов в класс в плановом порядке по годовому графику и наметить меры по под­ держанию судов в классе. Все эти мероприятия позволят ускорить ввод рыбопромысловых судов в класс Регистра СССР и поддержание класса в будущем, тем самым улучшить качество технической эксплуатации в еще более эффективно использовать их на промысле. Г. МАРА КО В, главный инже­ нер-инспектор Мурманской инспекции Регистра СССР. Флагман 1 ранга Душенов яв­ ляется одним из первых руково­ дителей группового высокоширот­ ного плавания в 1936 году со­ ветских подводных лодок. Популярность К. И. Душенова среди моряков Северного флота и жителей Мурманской области была необычайной. В 1937 году впервые проводились выборы в Верховный Совет СССР по новой Конституции. Чуткий, отзывчи­ вый и требовательный Командую­ щий флотом К. И. Душенов тру­ дящимися Заполярья был избран депутатом Верховного Совета СССР. V Выступая перед своими изби­ рателями — рыбаками, Констан­ тин Иванович говорил: «Лучшей пропагандой нашей Конституции, лучшим доказательством успехов социалистического строительства, пожалуй, будет сравнение людей и техники рыбной обработки, ко­ торые я видел в 1919 году, ког­ да с боями завоевывали Астра­ хань, и которые я вижу сейчас здесь. В 1919 году под Астра­ ханью я видел, как рабочие-рыб­ ники в деревянных чанах засали­ вали рыбу, причем утаптывали ее ногами. Рыбы там ловили очень много, но способ обработ­ ки, как видите, был чрезвычай­ но примитивен. А как жили тогда рыбаки? За свой, поистине ка­ торжный труд, они получали гроши. В поселке, кроме кабака в церкви, ничего ве было. Сейчас я вижу буквально дво­ рец-лабораторию, где обрабаты­ вается рыба. Это наш Мурман­ ский рыбокомбинат — передовое социалистическое : предприятие. Вот вам одно из достижений Ок­ тябрьской революции. А гтаких предприятий в нашей стране, ты­ сячи. Как ценно, как дорого соз­ навать, что это завоевано собст­ венными руками. (Газета «По­ лярная правда» за 17 нбибря 1937 г.). Константин Иванович Душенов много времени уделял дальнейше­ му развитию рыбного Мурмана. К сожалению, ему не удалось до конца претворить в жизнь'Г свои мечты. В мае 1938 года Душенов по ложному доносу был аре­ стован и вскоре погиб. Погиб та­ лантливый флотоводец, о котором известный полярный исследова­ тель Герой Советского Союза ака­ демик Отто Юльевич Шмидт ска­ зал: «Человек большой энергии и неутомимой деятельности, больших горизонтов, большой оперативности с широким госу­ дарственным кругозором». После XX съезда КПСС имя Душенова было полностью реаби­ литировано. Жизнь и деятельность флагма­ на 1 ранга Душенова Константи­ на Ивановича — пример безза­ ветного служения великому делу коммунизма. Имя бывшего мат­ роса с легендарного крешеера «Аврора», одного нз ввдвейшвх флотоводцев Советского Союза навсегда сохранится в памяти советских людей. П. ГАЛКО В , действнте.аь- ный член географического общества СССР, каяютав 2 ранг».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz