Рыбный Мурман. 1965 г. Август.
Современныйрадиотехник Радиотехника, одна из наибо лее прогрессирующих морских специальностей и особенно в оке анском флоте рыбной промышлен ности. Уже трудно становится спорить со сторонниками переи менования должности судового ра диотехника — начальника радио станции в «помощника капитана но электронике». О круге обязан ностей и подготовке этого универ сального специалиста и пойдет речь в настоящей статье. Радиотехник на судне — преж де всего связист, обеспечивающий безопасность мореплавания, обя занный нести слуховую вахту но наблюдению за частотой «вызова и бедствия». Затем радист обеспе чивает эксплуатационный радио- ебмен судна с руководством фло та из любой точки мирового океа на. Но на корабле многочисленный экипаж, и радист связывает его с родными и близкими на берегу, дает информацию о событиях в стране и во всем мире! Таковы функции связиста. А электрора дионавигатора?. Современное океанское судно насыщено радионавигационной, гидроакустической и электрона- вигационной аппаратурой, а в перспективе пополнится и счетно- решающими устройствами. Вот перечень радиоэлектронного обо рудования крупного океанского корабля: три радиопередающих устройства, три радиоприемных устройства, одно устройство для внутрикараваннои, ближней свя зи, одно командно-трансляцион ное, корабельная АТС, буквопе чатающее или иное устройство для магистральной связи, факси мильный аппарат для приема карт погоды, радиопеленгатор, два радиолокатора, гидролокатор, эхолот, гирокомпас, система даль ней радионавигации, две шлюпоч ные радиостанции. Итого двадцать аппаратов, 14 наименований. Все это — хозяйство радиотехника! Как же надо готовить человека, обслуживающего весь приведен ный комплекс электрооборудова ния, и сколько таких специали стов должно быть на океанском судне, обеспечивающем вахту сог ласно международному регламенту радиосвязи? На подготовку судового радио техника - электрорадионавигатора, поступающего в училище на базе средней школы, затрачивается три е половиной года, но на достиже ние необходимых скоростей прие ма и передачи азбуки Морзе, на овладение всей многообразной ра дионавигационной и гидролока ционной техникой времени не хватало. В учебном плане «про сторнее» размещались общетехни- чсские предметы (черчение, тех ническая механика) и «теснее» — профилирующие специальные (ос новы радиотехники, радионавига ционные приборы). Мало выделя лось времени на лабораторные и практические занятия. Все это снижало эксплуатационные зна ния и качество подготовки выпу скаемых специалистов. Всем известно, что в области специальных знаний поток новой информации непрерывно растет, а бюджет времени на его усвоение остается скудным. И пусть не се туют сторонники широкого обра зования на вынужденное обстоя тельствами «притеснение» обла сти общетехнических предметов. Старый учебный план в ряде елучаев основывался на 40-часо- вей учебной неделе, то есть был рассчитан на 40 уроков в неделю, а это перегружало и утомляло учащихся, не оставляя времени для технического творчества и кружковой работы. Не всегда удачным н оправданным был и перенос части изучаемых предме тов па период плавательной прак тики. Работая над улучшением учеб ного плана, управление учебными заведениями оказалось, с едкой стороны, перед необходимостью удовлетворить требования, предъ являемые к росту мастерства вы пускаемых специалистов, е дру гой, перед сокращением времени обучения. А развитие и оснаще ние флота заставило считаться и с расширением диапазона дея тельности судового радиотехника- электрорадионавигатора. Отличительной чертой нового учебного клана, утвержденного енть оперативность радиосвязи на норе. Курс «Экономика и планирова ние отрасли» расширен с 84 до 112 часов и иредусхатривает курсовое проектирование. Рассмотрев перспективы подго товки радиотехников-электрора- дионавигаторов и убедившись в необходимости вести обучение но широкому профилю, вернемся к затронутому в начале статьи воп росу о штате, т. е. о количестве специалистов названного профиля для каждого судна. На межбаесейновой конферен ции но улучшению эксплуатации средств связи, эдектронавигаци- электрорадионавигатор 20 февраля 1065 года, являет- онной, радионавигационной и но ся 36-часовая учебная неделя, то исковой аппаратуры, проходив- есть 6 уроков в день, и значи- шей в Мурманске, выяснилось, тельное увеличение удельного что на судах одного класса — веса практических и лаборатор- БМРТ, в одном из флотов главка ных занятий. С этой целью при- «Запрыба» штат предусматривает нято решение иметь в учебных трех радиоспециалистов-злектро- заведениях, готовящих радиотех- радионавигаторов, а в траловом ников - электрорадионавигаторов, флоте главка «Севрыба»—однсгс! На той же конференции много 8 специализированных лаборато рий, 12 кабинетов и мастерские для электро- и радиомонтажных было сказано о перегрузке радио операторов зачастую излишними переговорами командования фло тов и кораблей. Выходило, что ра бочий день радиста, если он один на судне, доходит до 14—15 ча сов! Это при условии несения не полной вахты на «волне вызова и работ. Чтобы выпускаемый специ- бедствия». Подчеркиваем, непол- алист хорошо знал новейшие при- ной вахты, так как в нарушение боры и оборудование, вее новинки главного регламента радиосвязи технических средств судовой,-дс- ьия и связи будут поступать на оснащение лабораторий училищ. Нам кажется оправданным, что при составлении нового учебного плана для подготовки радиотехни- ков-электрорадпонавигаторов взят упор на отличное овладение прие мом и передачей азбуки Морзе, с высоким умением применять ее в морской радиосвязи, на глубокое знание основ радиотехники и электроники, обширные знания всех видов морской электронной аппаратуры двух направлений — радионавигационной и гидроаку стической. В новом учебном плане не сколько сокращены предметы «черчение» и «техническая меха ника». Значительно сокращен описательный курс «электрора диоматериалы» (до 54 часов). радист отвлекается от наблюдения за «волной вызова» для внутри групповых переговоров и на связь с береговыми радиоцентрами. Так нарушается важнейшая статья регламента радиосвязи, охраняю щая человеческую жизнь на море. Из всего сказанного видно, что, приводя к требованиям времени подготовку морского раднотехни- ка-электрораднонавигатора, необ ходимо строго регламентировать его деятельность на корабле, пра вильно установить штат специа листов, позаботиться об их правах и обязанностях. На судах флота рыбной про мышленности плавает много от личных раднотехннков-электрора- дионавигаторов. Но стажу, по ква лификации, по высокой ответст венности за жизнь экипажа судо вой радиотехник стоит на уровне «Основы радиотехники и ради- штурмана дальнего плавания оизмерения» — главнейший пред- механика первого разряда. Однако мет специальности — увеличен он лишен одной существенной в в объеме до 200 часов. Расширен моральном отношении привилегии объем курса «Радионавигацион ные приборы» с 198 до 226 ча сов. В отдельный предмет выде лено изучение рыбопоисковых гидроакустических приборов. На это отводится 88 часов. Во всех специальных предметах около со рока процентов времени отводится на проведение лабораторных и практических работ. Значительно увеличено время на овладение приемом, передачей радиотелеграфных знаков и экс- — права ношения нагрудного зпака, символизирующего высокий класс специалиста. Якорь с сек станом — эмблема капитана. Якорь с винтом — эмблема стар шего механика. Так почему же так долго размышляют над вопро сом — дать ли начальнику ра диостанции, опытному радиотех нику - электрорадионавигатору свою эмблему: якорь с колеба тельным контуром или изображе нием импульсов высокой частоты? плуатацией средств связи. Вместо Получить такой знак — высокая 500 часов, предусматривавшихся честь и стимул совершенствовать- в прежних учебных планах, в но- ся в своей профессии, вом отводится на это 632. Кроме д. КАУФМАН, заместитель того, предусматривается изучение начальника Мурманского машинописи. Это должно новы- мореходного училища. 1Ш11Ш1!Ш1111Ш11!1111111111ШШ11Ш11111111111111111Ш1Ш»1Ш1ШШ11Ш>1Ш11111111 ИЗУЧАЮТ СИНТЕТИКУ НА СНИМКЕ; флагманский радист траулера «Семга» Борлс Еа« сильевич ГЕРАСИМОВ. Это один из лучших специалистов на флоте. В полнощь промысловикам МЕШКИ БЕЗ ТОПЕНАНТОВ С ПОЖИЛЙНАМИ ИЗ ДЕЛИ Под влиянием внешних усло вии капроновые изделия медлен нее теряют свою прочность, не жели изделия из пеньки. Капро новый сеточник много прочнее пеньковой тралпряди такого же диаметра. Диаметр капронового сеточника, из которого теперь изготовляют дели траловых меш ков, примерно ранен диаметру пеньковой тралпряди, из которой дели для мешков изготовлялись раньше. Поэтому после замены пеньковой дели капроновой проч ность траловых мешков значи тельно увеличилась, а конструк ция осталась прежней. Для повышения качества вы пускаемой продукции из синте тических материалов, которые в настоящее время являются основ ными на Мурнанской фабрике орудий лова, необходины глубо кие знания всему коллективу. Для изучения свойств и ос новных требований, предъявляе мых к материалам на фабрике, с мая нынешнего года организова ны курсы по 32-часовой про грамме. Занятия проводит заведу ющая лабораторией Фаина Афа насьевна Волкова. Целью занятий кружка является изучение свойств синтетических материалов, нуме рация волокна, ознакомление с техническими условиями на во локно, нитки, сеточники, трало вые дели и канаты. Слушатели кружка после тео ретического изучения темы сразу же выполняют практические ла бораторные работы, что позволяет глубже освоить и закрепить изу чаемый материал. В. ВЫ БО РО В . £ § ‘т . Н б р в л л ю ч а "съячейАу thtp 8нллчт .съячедкх к швам мешка. Иижпие и верх» пне пожилины выкраивают из двухпрядной капроновой дели, оставшейся от изношенных ране* мешков. Нитка в пожилинах рас? полагается так же, как и в ила-i стинах. Если пожилина ие вьн краивается из одного куска делн, то отдельные ее части съячеива- ются между собой в один сплою» ной жгут. Чтобы пожилины II* лохматились, их обметывают кав« роновой ниткой. ; Длина пожилин из дели такая же, как и из каната «геркулеса, и пришиваются к мешку «ни так же. После первых тралений слеч % ПришитЬ fariufiy /^ешка Г ---------------- 13 Е 5! __________ ^ Пожилина из полос/и шириной 6 т дбзасцрядной капроновой дели f /y длим о-ф м . Это навело на мысль спять с мешков топенанты, а геркулесо вые пожилины заменить пожили- иами из жгутов дели, бывшей в употреблении. Мешками без топе нантов в течение года на трауле ре «Котлас» работал старший ма стер но добыче Д. Н). Тихомиров. Около года мешки без топенантов с ножилинами из старой дели ис пользовались на траулере «Тре ска». Наконец, рейсом траулера «Саратов» Мурманская экспери ментальная база завершила про верку этих мешков и передала их па вооружение флота. Особенно сти этих мешков следующие. При сшивке верхней и нижней пластин в шов берут но 4 ячеи каждой пластины, сшивают двой ным * сеточником. Иглицу три жды ■ -пропускают в каждую ячею сшивной кромки, охватывая Шов, и завязывают выбленочный узел. Через 28—30 сантиметров дополнительно к выбленочным узлам вяжут встречный узел. Трехзвенные кольца пришивают дуст проверить, правильно ли пришиты верхние пожилины и швам мешка. Чтобы огоны ножи- лин под глагольгаком не ржаве ли, их следует оклетиевать. Двухлетний опыт работы в мешками без топенантов и е по- жилинами из старой дели пока зал, что по прочности они не ус тупают мешкам с топенантами ■ ножилинами нз каната «герку лес», но в то.же время имеют ряд преимуществ. В новых мешках дель вытягивается равномерно вместе со швами и ножилинами» пузырей на сетном полотне не образуется. По вееу эти мемм* легче и для их оснастки нужна меньше кухтылей. Отделом добы чи заказана большая партия та ких мешков но чертежу № 167? для траулеров и по чертежу. № 1678 для БМРТ. Они начал* поступать на промысловые кораб ли. В. САВОСТЬЯНОВ, стар ший инженер Мурманске# экспериментальной базы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz