Рыбный Мурман. 1965 г. Август.

Современныйрадиотехник Радиотехника, одна из наибо­ лее прогрессирующих морских специальностей и особенно в оке­ анском флоте рыбной промышлен­ ности. Уже трудно становится спорить со сторонниками переи­ менования должности судового ра­ диотехника — начальника радио­ станции в «помощника капитана но электронике». О круге обязан­ ностей и подготовке этого универ­ сального специалиста и пойдет речь в настоящей статье. Радиотехник на судне — преж­ де всего связист, обеспечивающий безопасность мореплавания, обя­ занный нести слуховую вахту но наблюдению за частотой «вызова и бедствия». Затем радист обеспе­ чивает эксплуатационный радио- ебмен судна с руководством фло­ та из любой точки мирового океа­ на. Но на корабле многочисленный экипаж, и радист связывает его с родными и близкими на берегу, дает информацию о событиях в стране и во всем мире! Таковы функции связиста. А электрора­ дионавигатора?. Современное океанское судно насыщено радионавигационной, гидроакустической и электрона- вигационной аппаратурой, а в перспективе пополнится и счетно- решающими устройствами. Вот перечень радиоэлектронного обо­ рудования крупного океанского корабля: три радиопередающих устройства, три радиоприемных устройства, одно устройство для внутрикараваннои, ближней свя­ зи, одно командно-трансляцион­ ное, корабельная АТС, буквопе­ чатающее или иное устройство для магистральной связи, факси­ мильный аппарат для приема карт погоды, радиопеленгатор, два радиолокатора, гидролокатор, эхолот, гирокомпас, система даль­ ней радионавигации, две шлюпоч­ ные радиостанции. Итого двадцать аппаратов, 14 наименований. Все это — хозяйство радиотехника! Как же надо готовить человека, обслуживающего весь приведен­ ный комплекс электрооборудова­ ния, и сколько таких специали­ стов должно быть на океанском судне, обеспечивающем вахту сог­ ласно международному регламенту радиосвязи? На подготовку судового радио­ техника - электрорадионавигатора, поступающего в училище на базе средней школы, затрачивается три е половиной года, но на достиже­ ние необходимых скоростей прие­ ма и передачи азбуки Морзе, на овладение всей многообразной ра­ дионавигационной и гидролока­ ционной техникой времени не хватало. В учебном плане «про­ сторнее» размещались общетехни- чсские предметы (черчение, тех­ ническая механика) и «теснее» — профилирующие специальные (ос­ новы радиотехники, радионавига­ ционные приборы). Мало выделя­ лось времени на лабораторные и практические занятия. Все это снижало эксплуатационные зна­ ния и качество подготовки выпу­ скаемых специалистов. Всем известно, что в области специальных знаний поток новой информации непрерывно растет, а бюджет времени на его усвоение остается скудным. И пусть не се­ туют сторонники широкого обра­ зования на вынужденное обстоя­ тельствами «притеснение» обла­ сти общетехнических предметов. Старый учебный план в ряде елучаев основывался на 40-часо- вей учебной неделе, то есть был рассчитан на 40 уроков в неделю, а это перегружало и утомляло учащихся, не оставляя времени для технического творчества и кружковой работы. Не всегда удачным н оправданным был и перенос части изучаемых предме­ тов па период плавательной прак­ тики. Работая над улучшением учеб­ ного плана, управление учебными заведениями оказалось, с едкой стороны, перед необходимостью удовлетворить требования, предъ­ являемые к росту мастерства вы­ пускаемых специалистов, е дру­ гой, перед сокращением времени обучения. А развитие и оснаще­ ние флота заставило считаться и с расширением диапазона дея­ тельности судового радиотехника- электрорадионавигатора. Отличительной чертой нового учебного клана, утвержденного енть оперативность радиосвязи на норе. Курс «Экономика и планирова­ ние отрасли» расширен с 84 до 112 часов и иредусхатривает курсовое проектирование. Рассмотрев перспективы подго­ товки радиотехников-электрора- дионавигаторов и убедившись в необходимости вести обучение но широкому профилю, вернемся к затронутому в начале статьи воп­ росу о штате, т. е. о количестве специалистов названного профиля для каждого судна. На межбаесейновой конферен­ ции но улучшению эксплуатации средств связи, эдектронавигаци- электрорадионавигатор 20 февраля 1065 года, являет- онной, радионавигационной и но­ ся 36-часовая учебная неделя, то исковой аппаратуры, проходив- есть 6 уроков в день, и значи- шей в Мурманске, выяснилось, тельное увеличение удельного что на судах одного класса — веса практических и лаборатор- БМРТ, в одном из флотов главка ных занятий. С этой целью при- «Запрыба» штат предусматривает нято решение иметь в учебных трех радиоспециалистов-злектро- заведениях, готовящих радиотех- радионавигаторов, а в траловом ников - электрорадионавигаторов, флоте главка «Севрыба»—однсгс! На той же конференции много 8 специализированных лаборато­ рий, 12 кабинетов и мастерские для электро- и радиомонтажных было сказано о перегрузке радио­ операторов зачастую излишними переговорами командования фло­ тов и кораблей. Выходило, что ра­ бочий день радиста, если он один на судне, доходит до 14—15 ча­ сов! Это при условии несения не­ полной вахты на «волне вызова и работ. Чтобы выпускаемый специ- бедствия». Подчеркиваем, непол- алист хорошо знал новейшие при- ной вахты, так как в нарушение боры и оборудование, вее новинки главного регламента радиосвязи технических средств судовой,-дс- ьия и связи будут поступать на оснащение лабораторий училищ. Нам кажется оправданным, что при составлении нового учебного плана для подготовки радиотехни- ков-электрорадпонавигаторов взят упор на отличное овладение прие­ мом и передачей азбуки Морзе, с высоким умением применять ее в морской радиосвязи, на глубокое знание основ радиотехники и электроники, обширные знания всех видов морской электронной аппаратуры двух направлений — радионавигационной и гидроаку­ стической. В новом учебном плане не­ сколько сокращены предметы «черчение» и «техническая меха­ ника». Значительно сокращен описательный курс «электрора­ диоматериалы» (до 54 часов). радист отвлекается от наблюдения за «волной вызова» для внутри­ групповых переговоров и на связь с береговыми радиоцентрами. Так нарушается важнейшая статья регламента радиосвязи, охраняю­ щая человеческую жизнь на море. Из всего сказанного видно, что, приводя к требованиям времени подготовку морского раднотехни- ка-электрораднонавигатора, необ­ ходимо строго регламентировать его деятельность на корабле, пра­ вильно установить штат специа­ листов, позаботиться об их правах и обязанностях. На судах флота рыбной про­ мышленности плавает много от­ личных раднотехннков-электрора- дионавигаторов. Но стажу, по ква­ лификации, по высокой ответст­ венности за жизнь экипажа судо­ вой радиотехник стоит на уровне «Основы радиотехники и ради- штурмана дальнего плавания оизмерения» — главнейший пред- механика первого разряда. Однако мет специальности — увеличен он лишен одной существенной в в объеме до 200 часов. Расширен моральном отношении привилегии объем курса «Радионавигацион­ ные приборы» с 198 до 226 ча­ сов. В отдельный предмет выде­ лено изучение рыбопоисковых гидроакустических приборов. На это отводится 88 часов. Во всех специальных предметах около со­ рока процентов времени отводится на проведение лабораторных и практических работ. Значительно увеличено время на овладение приемом, передачей радиотелеграфных знаков и экс- — права ношения нагрудного зпака, символизирующего высокий класс специалиста. Якорь с сек­ станом — эмблема капитана. Якорь с винтом — эмблема стар­ шего механика. Так почему же так долго размышляют над вопро­ сом — дать ли начальнику ра­ диостанции, опытному радиотех­ нику - электрорадионавигатору свою эмблему: якорь с колеба­ тельным контуром или изображе­ нием импульсов высокой частоты? плуатацией средств связи. Вместо Получить такой знак — высокая 500 часов, предусматривавшихся честь и стимул совершенствовать- в прежних учебных планах, в но- ся в своей профессии, вом отводится на это 632. Кроме д. КАУФМАН, заместитель того, предусматривается изучение начальника Мурманского машинописи. Это должно новы- мореходного училища. 1Ш11Ш1!Ш1111Ш11!1111111111ШШ11Ш11111111111111111Ш1Ш»1Ш1ШШ11Ш>1Ш11111111 ИЗУЧАЮТ СИНТЕТИКУ НА СНИМКЕ; флагманский радист траулера «Семга» Борлс Еа« сильевич ГЕРАСИМОВ. Это один из лучших специалистов на флоте. В полнощь промысловикам МЕШКИ БЕЗ ТОПЕНАНТОВ С ПОЖИЛЙНАМИ ИЗ ДЕЛИ Под влиянием внешних усло­ вии капроновые изделия медлен­ нее теряют свою прочность, не­ жели изделия из пеньки. Капро­ новый сеточник много прочнее пеньковой тралпряди такого же диаметра. Диаметр капронового сеточника, из которого теперь изготовляют дели траловых меш­ ков, примерно ранен диаметру пеньковой тралпряди, из которой дели для мешков изготовлялись раньше. Поэтому после замены пеньковой дели капроновой проч­ ность траловых мешков значи­ тельно увеличилась, а конструк­ ция осталась прежней. Для повышения качества вы­ пускаемой продукции из синте­ тических материалов, которые в настоящее время являются основ­ ными на Мурнанской фабрике орудий лова, необходины глубо­ кие знания всему коллективу. Для изучения свойств и ос­ новных требований, предъявляе­ мых к материалам на фабрике, с мая нынешнего года организова­ ны курсы по 32-часовой про­ грамме. Занятия проводит заведу­ ющая лабораторией Фаина Афа­ насьевна Волкова. Целью занятий кружка является изучение свойств синтетических материалов, нуме­ рация волокна, ознакомление с техническими условиями на во­ локно, нитки, сеточники, трало­ вые дели и канаты. Слушатели кружка после тео­ ретического изучения темы сразу же выполняют практические ла­ бораторные работы, что позволяет глубже освоить и закрепить изу­ чаемый материал. В. ВЫ БО РО В . £ § ‘т . Н б р в л л ю ч а "съячейАу thtp 8нллчт .съячедкх к швам мешка. Иижпие и верх» пне пожилины выкраивают из двухпрядной капроновой дели, оставшейся от изношенных ране* мешков. Нитка в пожилинах рас? полагается так же, как и в ила-i стинах. Если пожилина ие вьн краивается из одного куска делн, то отдельные ее части съячеива- ются между собой в один сплою» ной жгут. Чтобы пожилины II* лохматились, их обметывают кав« роновой ниткой. ; Длина пожилин из дели такая же, как и из каната «геркулеса, и пришиваются к мешку «ни так же. После первых тралений слеч % ПришитЬ fariufiy /^ешка Г ---------------- 13 Е 5! __________ ^ Пожилина из полос/и шириной 6 т дбзасцрядной капроновой дели f /y длим о-ф м . Это навело на мысль спять с мешков топенанты, а геркулесо­ вые пожилины заменить пожили- иами из жгутов дели, бывшей в употреблении. Мешками без топе­ нантов в течение года на трауле­ ре «Котлас» работал старший ма­ стер но добыче Д. Н). Тихомиров. Около года мешки без топенантов с ножилинами из старой дели ис­ пользовались на траулере «Тре­ ска». Наконец, рейсом траулера «Саратов» Мурманская экспери­ ментальная база завершила про­ верку этих мешков и передала их па вооружение флота. Особенно­ сти этих мешков следующие. При сшивке верхней и нижней пластин в шов берут но 4 ячеи каждой пластины, сшивают двой­ ным * сеточником. Иглицу три­ жды ■ -пропускают в каждую ячею сшивной кромки, охватывая Шов, и завязывают выбленочный узел. Через 28—30 сантиметров дополнительно к выбленочным узлам вяжут встречный узел. Трехзвенные кольца пришивают дуст проверить, правильно ли пришиты верхние пожилины и швам мешка. Чтобы огоны ножи- лин под глагольгаком не ржаве­ ли, их следует оклетиевать. Двухлетний опыт работы в мешками без топенантов и е по- жилинами из старой дели пока­ зал, что по прочности они не ус­ тупают мешкам с топенантами ■ ножилинами нз каната «герку­ лес», но в то.же время имеют ряд преимуществ. В новых мешках дель вытягивается равномерно вместе со швами и ножилинами» пузырей на сетном полотне не образуется. По вееу эти мемм* легче и для их оснастки нужна меньше кухтылей. Отделом добы­ чи заказана большая партия та­ ких мешков но чертежу № 167? для траулеров и по чертежу. № 1678 для БМРТ. Они начал* поступать на промысловые кораб­ ли. В. САВОСТЬЯНОВ, стар­ ший инженер Мурманске# экспериментальной базы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz