Рыбный Мурман. 1964 г. Август.
/■■■■■■■■■■в ...СЧАСТЬЕ ЛЮБИТ Он мечтал о романтической профессии моряка или геолога. Он грезил дальними плавания ми и походами. Но жизнь уго товила совсем другое. Парниш ка стал учеником слесаря в ремонтном цехе Кандалакшско го механического завода. Потом Юрия Матвеева перевели в ли тейку. Здесь и нашел Юрий свою ро мантику. За короткий срок Юрий Матвеев вырос от учени ка слесаря до заместителя глав ного механика крупного ма шиностроительного предприя тия. Путь роста начался с неза метного — поступил в восьмой класс вечерней школы. По сча стливому стечению обстоя тельств получение аттестата зрелости у Юрия совпало с вручением ему первого рацио нализаторского свидетельства. З а ними последовали новше ства еще и еще. Тогда инициа тивного, творчески мыслящего парня руководство выдвинуло мастером одного из участков ли тейного цеха. «Узким» местом здесь являлась рестраврацня бракованных де талей после литья. Имеющийся горн не обеспечивал равномер ного нагрева отливок. И вместо восстановления деталей участок еще более усугублял брак. «Как выправить положение? Что можно сделать?» — Эти во просы прежде всего встали пе ред молодым мастером. «А если нагревать детали в электропе чи? Тогда равномерность про грева будет гарантирована», — мелькнуло как-то у Матвеева в уме. Но такой печи тогда не было в литейке. Однако, раз появившаяся мысль уже не давала ему покоя. Посоветовавшись с автоген щиками, занимавшимися рес таврацией отливок, Матвеев ре шил своими силами изготовить печь. Работы хватало. Забот было невпроворот. Недоставало материалов, коротки стали сут ки. И все же усилиями таких вот энтузиастов, как и сам Юрий Матвеев, электропечь была сделана. Сделана во вне урочное время, после смей. И тогда резко сократился брак, повысилась производительность, а годовая экономия составила более полутора тысяч рублей. Много на счету у Юрия Мат веева рационализаторских пред ложений, больших и малых, да ющих значительный экономиче ский эффект и просто улуч шающих технику безопасности или культуру производства. Сейчас Юрий Матвеев — сту дент-заочник Северо-западного политехнического института. Выпускник. Трудно, конечно, совмещать повседневную рабо ту с изобретательством и уче бой. Но настойчивым все под силу. Матвеев счастлив, что у него так, а не иначе сложилась жизнь. А трудности? Не зря, видимо, юворят, что счастье любит трудные дороги. Большая творческая дружба связывает Юрия Матвеева и инженера-конструктора Софью Рабинову. Старый производст венник и молодой9 специалист вместе сделали расчеты еще одной электропечи, теперь уже для сушки форм и стержней. В ней можно также производить термическую обработку чугуна. Годовой экономический эффект от эксплуатации печи составит восемь с половиной тысяч руб лей. Сейчас в литейке пущена еще одна электропечь. В эти дни здесь отрабатывается оконча тельная технология. И снова Юрия Матвеева и Софью Раби нову можно видеть вместе. Важные технические вопросы решаются сообща. НА СНИМКЕ: заместитель главного механика Кандалакш ского механического завода Ю. Матвеев и инженер-конст- руктор С. Рабинова за обсуж дением технологических опе раций. Текст и фото А. Вандина. : i ■ S .ч; ТРУДНЫЕ д о р о г и — — 1 П РОМЫСЛОВИКИ трало вого флота, возвращаю щиеся в порт из райо нов Баренцева моря, не удачные рейсы часто объяс няют отсутствием стабильных концентраций рыбы. Иного капитана спросишь: — Скажите, пожалуйста, ка кие уловы на Мурманской (или Демидовской) банке? Отвечает: — Плохие. Больших скопле ний рыбы нет. Так, временные «вспышки». Это означает, что в отдель ных квадратах промысловых районов иногда вдруг повы шаются уловы. Но они внезап но, так же как и появляются, исчезают. В такой сложной обстановке трудно, конечно, вести органи зованный, планомерный промы сел. Низкие уловы в одних квадратах и «вспышки» в дру гих. дезорганизуют капитанов, создают атмосферу нервозно сти в командах судов и про мысловых группах. И все же нельзя не отметить такого факта. Экипажи кораб лей, ведущих добычу в Барен цевом море, прикладывают все возможные усилия для макси мального вылова рыбы. Одни достигают желанного результа та — приходят в порт, выпол нив задание. Другим не хватает до выполнения рейсового з ада ния пяти-десятн тонн. Почему же экипажи трауле ров, ведя промысел в одинако вых условиях, не ьсе справ ляются с заданием? Здесь од ной ссылки на временные «вспышки» недостаточно для полного, исчерпывающего отве та. Мы побывали на трех судах, вернувшихся с промысла 17— 18 августа. Первый из них — траулер «Белуга» (капитан А. К. Окунев). Экипаж этого судна доставил в порт 77,5 тон ны рыбного полуфабриката хо рошей сортности. Рейсовое з ада ние перевыполнено на одинна- * ----------------------- * дан ! Н А М И I р а д и р у ю т э КИПАЖ опорно-показа тельного СРТ-4122 до срочно завершил годовой план. Моряки взяли повышенное обя зательство — выловить в •ставшееся время 5600 цент неров сельди и довести вылов и концу года до 13.500 цент неров. Капитан МИХАЙЛОВ, секретарь парторганиза ция НАРТОВ, предсудко- ма КАШИНСКИЙ. дцать с половиной тонн. Поло жительные результаты на «Бе луге» и по выработке клипфис- ка. Успех экипажа не случаен. Ведь прошлое рейсовое зада ние им также выполнено. О том, как было организова но ведение промысла, расска- внутреннне резервы. Тщательно следили за исправностью и боеспособностью орудий лова мастера по добыче рыбы. Не смотря на то, что судно снаб дили углем с большим содер жанием породы, кочегары Н. С. Никоичук и А. Г1. Ещик всегда бычи. Капитан траулера «Та гил» Г. П. Кретов согласен, что не надо увлекаться «перебеж ками» из одного района в дру гой но и особой веры в кро потливый промысел у него нет. — Попал на «вспышки», — говорит он, — будешь ловить. Когда надеются на „вспы и зал нам старший помощник ка питана К. М. Белый. — Мы работали только на Мурманской банке. Особых концентраций трески здесь не наблюдалось. Появлялись от дельные «вспышки». На них су точные уловы составляли 10— 13 тонн. Капитан А. К. Окунев, весь командный состав понима ли, что такая обстановка ха рактерна для всего бассейна, поэтому мы не переходили из района в район, не соблазня лись временными успехами других промысловых групп. Экипаж «Белуги» терпеливо, спокойно, без ложного азарта вел добычу в одном районе, не тратил время на перебежки, потому что с первого дня рей са правильно оценил промыс ловую обстановку и для выпол нения задания мобилизовал все держали пар «на марке», то есть обеспечивали необходимую скорость траулера. Уже в порту экипаж «Белу ги» на общем собрании принял социалистическое обязательст во, в котором дал слово в честь 47-й годовщины Великого Ок тября сдать 400 центнеров ры бы сверх плана. Это не голос ловное заявление. Экипаж пра вильно оценил свои возмож ное ги и уверен, что даже в условиях сложной промысло вой обстановки он преодолеет намеченный рубеж. В последние годы появилось понятие — «промысловая вы держка», но далеко не все ка питаны сделали ее своим пра вилом. Погоня за эффектными уловами, нездоровый азарт час то уводят даже опытных капи танов с пути кропотливой до- Опоздал, не захватил ее — останешься в пролове. Вредное, неправильное на строение выражают эти слова. Что касается капитана Г. П. Кретова, то едва ли он сам ве рит в объективность своего суждения, хотя оно, наверное, и является плодом определен ных настроений некоторых мо ряков. Ведь экипаж-то «Таги ла» без малого не выполнил рейсового задания, и 90 тонн, предъявленные им к сдаче, в сущности неплохой результат. Только ли «вспышками» можно объяснить его? В основном,та- гнльцы вели промысел на Мед- вежннской банке. И прекрати ли его там, как и все суда это го района, только по распоря жению руководителя группы. Недовыполнение задания кол лективом «Тагила», может быть, можно объяснить стечением неудачных промысловых об стоятельств. Но вот к причалу подошел траулер «Якутск». В трюмах— не более девяноста тонн рыбы. (Рейсовое з адание— 107 тонн). Опять нехватило до выполне ния плана минимум двух-трех- суточного улова. И выясняет ся, что за двадцать суток рейса «Якутск» побывал (иного слова тут и не подберешь) и на Мед- вежинской, и на Демидовской, и на Мурманской банках. Боль шие мили пройдены в погонях за «вспышками», а выполнения плана нет. Из всего сказанного не сле дует делать вывода, что, мол, вообще теперь не надо обра щать внимания на пусть редко, но появляющиеся хорошие концентрации рыбы. Надо об ращать внимание, надо выхо дить экипажам траулеров на их облов, но разумно, с рассче- том: а не придем ли мы, как говорится, к «шапочному раз бору». Едва ли следует остав лять район с пяти-шести-той- ным суточным уловом, чтобы потерять полсуток или все сут ки на переход, и сделав не сколько тралений, снова до вольствоваться тем, от чего ушли. Но и не следует прохо дить мимо, когда есть твердая уверенность, что потеря време ни на переходе к «вспышке» окупится с лихвой. ЭКВИЛИБРИСТИКА ПЛАНИРОВАНИИ Для траулера «Ржев», как для всякого судна, на основа нии теоретических расчетов со ставлена информация об остой чивости, соответствующая нор мам Регистра СССР. Этот пер востепенной важности документ должен являться основанием для всех последующих расчетов эксплуатации судка и призван при зтом обеспечить безопас ность его мореплавания. Нико му не дане право эксплуатиро вать корабли с нарушением норм остойчивости. Однако в траловом флоте пренебрегают нормами Регист ра, завышают плановое время нахождения судов в море, и тем самым вынуждают капитанов допуснать перегруз траулеров или заведомо обрекают эни- пажи на невыполнение плана. Особенно это сказывается в период слабой сырьевой базы. Так, согласно информации об остойчивости, дедвейт наше™ траулера равен 4 2 0 тоннам (по летнюю грузовую марку). При этом полный запас угля со ставляет 199 тонн и воды 127 тонн. По зимнюю грузовую марку бункер угля составляет 173 тонны и воды 112 тонн. Теплотехническая норма рас хода угля установлена механи- нему составу принимать мень ше пресной воды на 20 тонн и за этот счет на 20 тонн брать больше угля. Ценой ограниче ния личного состава водой мы вынуждены так и делать, или перегружать судно. Но и при этих условиях Т Р Е В О Ж Н Ы Й С И Г Н А Л ко-судовой службой 12 ,8 тон ны в сутки. Казалось бы, ясно, что, исходя из этого, и следует планировать нахождение судна в море. В период летнего плавания судно должно находитьей в море каж дый рейс по 14 ,5 суток, имея суточный запас топлива ка борту. В период зимнего пла вания — 12 суток, плюс двух суточный запас топлива. Здесь механике - судовая служба и плановый отдел де лают первое отступление от норм. Обязывают в ущерб лич- арифметина показывает, что судно может плавать летом 16 суток, а зимой 15 суток, с учетом обязательного запаса топлива. Однако на этом дело не огра ничивается. Экипажу плани руют плавание летом 17 суток, зимой 16 суток — не вставляя никакого запаса топлива. Каи говорится, «под лопату». Разве это допустимо? Но даже в том случае, когда экипаж берет 2 2 0 тонн угля и рискованно ходит без запаса топлива, наш траулер все рав но систематически не выхажи вает 17 суток, а максимально 15— 16 сутон. Уголь получше — 16 суток, уголь похуже — 15 суток. В итоге, моряки на промысле ценой больших усилий выпол няют суточные нормы вылова, а рейсовых премий при этом не получают. Такое положение искусст венно занижает результаты ра боты экипажа корабля, и от нюдь не является стимулом по вышения трудовой дисциплины и снижения текучести кадров. Мне с документами в рунах не удалось убедить начальника механико-судовой службы тов. Захарьина перейти к техниче ски грамотной эксплуатации траулера. А вопрос этот очень волнует. И не только моряков нашего корабля, но и других судов, сказавшихся в таком положении. В. ОСТЕРНИКОВ , капитан траулера «Ржев». t
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz