Рыбный Мурман. 1964 г. Август.

/■■■■■■■■■■в ...СЧАСТЬЕ ЛЮБИТ Он мечтал о романтической профессии моряка или геолога. Он грезил дальними плавания­ ми и походами. Но жизнь уго­ товила совсем другое. Парниш­ ка стал учеником слесаря в ремонтном цехе Кандалакшско­ го механического завода. Потом Юрия Матвеева перевели в ли­ тейку. Здесь и нашел Юрий свою ро­ мантику. За короткий срок Юрий Матвеев вырос от учени­ ка слесаря до заместителя глав­ ного механика крупного ма­ шиностроительного предприя­ тия. Путь роста начался с неза­ метного — поступил в восьмой класс вечерней школы. По сча­ стливому стечению обстоя­ тельств получение аттестата зрелости у Юрия совпало с вручением ему первого рацио­ нализаторского свидетельства. З а ними последовали новше­ ства еще и еще. Тогда инициа­ тивного, творчески мыслящего парня руководство выдвинуло мастером одного из участков ли­ тейного цеха. «Узким» местом здесь являлась рестраврацня бракованных де­ талей после литья. Имеющийся горн не обеспечивал равномер­ ного нагрева отливок. И вместо восстановления деталей участок еще более усугублял брак. «Как выправить положение? Что можно сделать?» — Эти во­ просы прежде всего встали пе­ ред молодым мастером. «А если нагревать детали в электропе­ чи? Тогда равномерность про­ грева будет гарантирована», — мелькнуло как-то у Матвеева в уме. Но такой печи тогда не было в литейке. Однако, раз появившаяся мысль уже не давала ему покоя. Посоветовавшись с автоген­ щиками, занимавшимися рес­ таврацией отливок, Матвеев ре­ шил своими силами изготовить печь. Работы хватало. Забот было невпроворот. Недоставало материалов, коротки стали сут­ ки. И все же усилиями таких вот энтузиастов, как и сам Юрий Матвеев, электропечь была сделана. Сделана во вне­ урочное время, после смей. И тогда резко сократился брак, повысилась производительность, а годовая экономия составила более полутора тысяч рублей. Много на счету у Юрия Мат­ веева рационализаторских пред­ ложений, больших и малых, да ­ ющих значительный экономиче­ ский эффект и просто улуч­ шающих технику безопасности или культуру производства. Сейчас Юрий Матвеев — сту­ дент-заочник Северо-западного политехнического института. Выпускник. Трудно, конечно, совмещать повседневную рабо­ ту с изобретательством и уче­ бой. Но настойчивым все под силу. Матвеев счастлив, что у него так, а не иначе сложилась жизнь. А трудности? Не зря, видимо, юворят, что счастье любит трудные дороги. Большая творческая дружба связывает Юрия Матвеева и инженера-конструктора Софью Рабинову. Старый производст­ венник и молодой9 специалист вместе сделали расчеты еще одной электропечи, теперь уже для сушки форм и стержней. В ней можно также производить термическую обработку чугуна. Годовой экономический эффект от эксплуатации печи составит восемь с половиной тысяч руб­ лей. Сейчас в литейке пущена еще одна электропечь. В эти дни здесь отрабатывается оконча­ тельная технология. И снова Юрия Матвеева и Софью Раби­ нову можно видеть вместе. Важные технические вопросы решаются сообща. НА СНИМКЕ: заместитель главного механика Кандалакш­ ского механического завода Ю. Матвеев и инженер-конст- руктор С. Рабинова за обсуж­ дением технологических опе­ раций. Текст и фото А. Вандина. : i ■ S .ч; ТРУДНЫЕ д о р о г и — — 1 П РОМЫСЛОВИКИ трало­ вого флота, возвращаю­ щиеся в порт из райо­ нов Баренцева моря, не­ удачные рейсы часто объяс ­ няют отсутствием стабильных концентраций рыбы. Иного капитана спросишь: — Скажите, пожалуйста, ка­ кие уловы на Мурманской (или Демидовской) банке? Отвечает: — Плохие. Больших скопле­ ний рыбы нет. Так, временные «вспышки». Это означает, что в отдель­ ных квадратах промысловых районов иногда вдруг повы­ шаются уловы. Но они внезап­ но, так же как и появляются, исчезают. В такой сложной обстановке трудно, конечно, вести органи­ зованный, планомерный промы­ сел. Низкие уловы в одних квадратах и «вспышки» в дру­ гих. дезорганизуют капитанов, создают атмосферу нервозно­ сти в командах судов и про­ мысловых группах. И все же нельзя не отметить такого факта. Экипажи кораб­ лей, ведущих добычу в Барен­ цевом море, прикладывают все возможные усилия для макси­ мального вылова рыбы. Одни достигают желанного результа­ та — приходят в порт, выпол­ нив задание. Другим не хватает до выполнения рейсового з ада ­ ния пяти-десятн тонн. Почему же экипажи трауле­ ров, ведя промысел в одинако­ вых условиях, не ьсе справ­ ляются с заданием? Здесь од ­ ной ссылки на временные «вспышки» недостаточно для полного, исчерпывающего отве­ та. Мы побывали на трех судах, вернувшихся с промысла 17— 18 августа. Первый из них — траулер «Белуга» (капитан А. К. Окунев). Экипаж этого судна доставил в порт 77,5 тон­ ны рыбного полуфабриката хо­ рошей сортности. Рейсовое з ада ­ ние перевыполнено на одинна- * ----------------------- * дан ! Н А М И I р а д и р у ю т э КИПАЖ опорно-показа­ тельного СРТ-4122 до­ срочно завершил годовой план. Моряки взяли повышенное обя­ зательство — выловить в •ставшееся время 5600 цент­ неров сельди и довести вылов и концу года до 13.500 цент­ неров. Капитан МИХАЙЛОВ, секретарь парторганиза­ ция НАРТОВ, предсудко- ма КАШИНСКИЙ. дцать с половиной тонн. Поло­ жительные результаты на «Бе­ луге» и по выработке клипфис- ка. Успех экипажа не случаен. Ведь прошлое рейсовое зада ­ ние им также выполнено. О том, как было организова­ но ведение промысла, расска- внутреннне резервы. Тщательно следили за исправностью и боеспособностью орудий лова мастера по добыче рыбы. Не­ смотря на то, что судно снаб­ дили углем с большим содер­ жанием породы, кочегары Н. С. Никоичук и А. Г1. Ещик всегда бычи. Капитан траулера «Та­ гил» Г. П. Кретов согласен, что не надо увлекаться «перебеж­ ками» из одного района в дру­ гой но и особой веры в кро­ потливый промысел у него нет. — Попал на «вспышки», — говорит он, — будешь ловить. Когда надеются на „вспы и зал нам старший помощник ка ­ питана К. М. Белый. — Мы работали только на Мурманской банке. Особых концентраций трески здесь не наблюдалось. Появлялись от­ дельные «вспышки». На них су­ точные уловы составляли 10— 13 тонн. Капитан А. К. Окунев, весь командный состав понима­ ли, что такая обстановка ха­ рактерна для всего бассейна, поэтому мы не переходили из района в район, не соблазня­ лись временными успехами других промысловых групп. Экипаж «Белуги» терпеливо, спокойно, без ложного азарта вел добычу в одном районе, не тратил время на перебежки, потому что с первого дня рей­ са правильно оценил промыс­ ловую обстановку и для выпол­ нения задания мобилизовал все держали пар «на марке», то есть обеспечивали необходимую скорость траулера. Уже в порту экипаж «Белу­ ги» на общем собрании принял социалистическое обязательст­ во, в котором дал слово в честь 47-й годовщины Великого Ок­ тября сдать 400 центнеров ры­ бы сверх плана. Это не голос­ ловное заявление. Экипаж пра­ вильно оценил свои возмож­ ное ги и уверен, что даже в условиях сложной промысло­ вой обстановки он преодолеет намеченный рубеж. В последние годы появилось понятие — «промысловая вы­ держка», но далеко не все ка­ питаны сделали ее своим пра­ вилом. Погоня за эффектными уловами, нездоровый азарт час­ то уводят даже опытных капи­ танов с пути кропотливой до- Опоздал, не захватил ее — останешься в пролове. Вредное, неправильное на­ строение выражают эти слова. Что касается капитана Г. П. Кретова, то едва ли он сам ве­ рит в объективность своего суждения, хотя оно, наверное, и является плодом определен­ ных настроений некоторых мо­ ряков. Ведь экипаж-то «Таги­ ла» без малого не выполнил рейсового задания, и 90 тонн, предъявленные им к сдаче, в сущности неплохой результат. Только ли «вспышками» можно объяснить его? В основном,та- гнльцы вели промысел на Мед- вежннской банке. И прекрати­ ли его там, как и все суда это­ го района, только по распоря­ жению руководителя группы. Недовыполнение задания кол­ лективом «Тагила», может быть, можно объяснить стечением неудачных промысловых об­ стоятельств. Но вот к причалу подошел траулер «Якутск». В трюмах— не более девяноста тонн рыбы. (Рейсовое з адание— 107 тонн). Опять нехватило до выполне­ ния плана минимум двух-трех- суточного улова. И выясняет­ ся, что за двадцать суток рейса «Якутск» побывал (иного слова тут и не подберешь) и на Мед- вежинской, и на Демидовской, и на Мурманской банках. Боль­ шие мили пройдены в погонях за «вспышками», а выполнения плана нет. Из всего сказанного не сле­ дует делать вывода, что, мол, вообще теперь не надо обра­ щать внимания на пусть редко, но появляющиеся хорошие концентрации рыбы. Надо об­ ращать внимание, надо выхо­ дить экипажам траулеров на их облов, но разумно, с рассче- том: а не придем ли мы, как говорится, к «шапочному раз ­ бору». Едва ли следует остав­ лять район с пяти-шести-той- ным суточным уловом, чтобы потерять полсуток или все сут­ ки на переход, и сделав не­ сколько тралений, снова до­ вольствоваться тем, от чего ушли. Но и не следует прохо­ дить мимо, когда есть твердая уверенность, что потеря време­ ни на переходе к «вспышке» окупится с лихвой. ЭКВИЛИБРИСТИКА ПЛАНИРОВАНИИ Для траулера «Ржев», как для всякого судна, на основа­ нии теоретических расчетов со­ ставлена информация об остой­ чивости, соответствующая нор­ мам Регистра СССР. Этот пер­ востепенной важности документ должен являться основанием для всех последующих расчетов эксплуатации судка и призван при зтом обеспечить безопас­ ность его мореплавания. Нико­ му не дане право эксплуатиро­ вать корабли с нарушением норм остойчивости. Однако в траловом флоте пренебрегают нормами Регист­ ра, завышают плановое время нахождения судов в море, и тем самым вынуждают капитанов допуснать перегруз траулеров или заведомо обрекают эни- пажи на невыполнение плана. Особенно это сказывается в период слабой сырьевой базы. Так, согласно информации об остойчивости, дедвейт наше™ траулера равен 4 2 0 тоннам (по летнюю грузовую марку). При этом полный запас угля со­ ставляет 199 тонн и воды 127 тонн. По зимнюю грузовую марку бункер угля составляет 173 тонны и воды 112 тонн. Теплотехническая норма рас­ хода угля установлена механи- нему составу принимать мень­ ше пресной воды на 20 тонн и за этот счет на 20 тонн брать больше угля. Ценой ограниче­ ния личного состава водой мы вынуждены так и делать, или перегружать судно. Но и при этих условиях Т Р Е В О Ж Н Ы Й С И Г Н А Л ко-судовой службой 12 ,8 тон­ ны в сутки. Казалось бы, ясно, что, исходя из этого, и следует планировать нахождение судна в море. В период летнего плавания судно должно находитьей в море каж ­ дый рейс по 14 ,5 суток, имея суточный запас топлива ка борту. В период зимнего пла­ вания — 12 суток, плюс двух­ суточный запас топлива. Здесь механике - судовая служба и плановый отдел де­ лают первое отступление от норм. Обязывают в ущерб лич- арифметина показывает, что судно может плавать летом 16 суток, а зимой 15 суток, с учетом обязательного запаса топлива. Однако на этом дело не огра­ ничивается. Экипажу плани­ руют плавание летом 17 суток, зимой 16 суток — не вставляя никакого запаса топлива. Каи говорится, «под лопату». Разве это допустимо? Но даже в том случае, когда экипаж берет 2 2 0 тонн угля и рискованно ходит без запаса топлива, наш траулер все рав­ но систематически не выхажи­ вает 17 суток, а максимально 15— 16 сутон. Уголь получше — 16 суток, уголь похуже — 15 суток. В итоге, моряки на промысле ценой больших усилий выпол­ няют суточные нормы вылова, а рейсовых премий при этом не получают. Такое положение искусст­ венно занижает результаты ра­ боты экипажа корабля, и от­ нюдь не является стимулом по­ вышения трудовой дисциплины и снижения текучести кадров. Мне с документами в рунах не удалось убедить начальника механико-судовой службы тов. Захарьина перейти к техниче­ ски грамотной эксплуатации траулера. А вопрос этот очень волнует. И не только моряков нашего корабля, но и других судов, сказавшихся в таком положении. В. ОСТЕРНИКОВ , капитан траулера «Ржев». t

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz