Рыбный Мурман. 1964 г. Август.

J j IDDDODDDODDDODDDDODDDDDDDDDDDDDODDDDDDDDDODDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDOIODDDDDDDDDDODDDDDDDDDODDODD IDDQDDDDODOODPDDDDDDDDDDODPDDDODDDDDDDODDODODDDDDDDDDDODODODCDDDB в В о s D D 'c оо О D □ в D □ DD D вввоо оов о □ с 0 в и “в D в 1 в в В в вввв ввввв ввв ввввво о. « ввввв в овв п в о g ввв V) в S о в D S в во .с вов о в S о 23 августа братский румын­ ский народ отмечает большой национальный праздник двадцатилетие со дня освобож­ дения страны от фашистского ига. За годы народной власти в Румынии произошли глубокие революционные преобразова­ ния, социализм одержал вели­ кие победы. Об этих успехах трудящихся Румынии расска­ зывается в книге с Народная Румыния сегодня», подготов­ ленной редакциями газет «Правда» и «Скынтейя» и вы­ ходящей к знаменательной дате. Ниже мы печатаем в сокра­ щенном виде очерк румынско­ го журналиста Тома Джеорд- же Майореску из этой книги. Закат зажигал багряные бли­ ки в высоких окнах цехов и на большой стеклянной крыше Па- рошенской теплоэлектростан­ ции. Стрелки . манометров на щите управления были еще в полной неподвижности, глазки десятков сигнальных элект­ ронных приборов еще дремали в полутьме. Но вот включен рубильник, и тотчас где-то там, й подземных помещениях, скрытых от наших взглядов» Пар хлестнул по блестящим ло­ пастям турбин, ротор сделал первые свои обороты, и турбо- , генератор послал электриче­ скую энергию в дальнее стран­ ствие по проводам высоковольт­ ной линии к промышленным предприятиям Баната, Олтении, Трансильванпи. Стремительные темпы строи­ тельства видел я здесь, в угольном бассейне долины Жну, где мощность построен­ ной девять лет назад тепло­ электроцентрали — 150 тысяч киловатт — возросла вдвое благодаря сооружению еще од­ ного турбоагрегата такой же мощности. Сегодня 20 лет со дня освобждения Румынии от фашистских захватчиков электропередач напряжением в 110 киловольт немногим превы­ шала 120 километров. 68 про­ центов населенных пунктов не имели электричества. Из 15 ты­ сяч сел только в 400 был элект­ рический свет. В нашей стране хорошо из ­ вестны слова одного из круп- роэнергии в два раза превысил всю годовую выработку элект­ роэнергии в старой Румынии. Работники Парошенской ТЭЦ рассказали мне о своих планах на будущее, о плодо­ творном сотрудничестве румын­ ских и советских специалистов. Я узнал, что оборудование ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ Всего четырнадцать лет про­ шло с момента исторического пленума Центрального Комите­ та нашей партии, когда перед трудящимися родины была по­ ставлена великая задача: ук­ ротить бег вод, заставить реки вращать мощные турбины, ис­ пользовать неосвоенные при­ родные энергетические ресур­ сы. Партия нарисовала тогда стране светлую картину эконо­ мического подъема отсталых областей, начертала линии мощной механизации, великие пути повышения производи­ тельности труда, роста благо­ состояния народа. В Румынии 1944—1945 го­ дов мощность электростанций составляла всего-навсего 501 тысячу киловатт. Протяжен­ ность единственной линии ных помещиков Ясского уезда, который 25 лет назад пытался «теоретически обосновать» в парламенте это плачевное по­ ложение: «Введение электриче­ ства в дом молдовского рабо­ чего или крестьянина означало бы, господа, профанацию тра ­ диционного образа жизни этих людей...». Этот «традиционный образ жизни» измерялся 68 ки­ ловатт-часами электроэнергии на человека в год. Теперь электроэнергия про­ никла всюду. Благодаря герои­ ческому труду нашего рабочего класса, благодаря неустанным усилиям всего народа, руково­ димого партией, быстро растет социалистическая промышлен­ ность, особенно энергетическая. За один только год (с 1963 по 1964) прирост выработки элект- о 8 в о с ввввввввв в о ввввввввввввв вввв в в электроцентрали — два котла, турбогенератор, трансформато­ ры и подсобные установки — поставили заводы Подольска, Харькова и Ленинграда. Здесь я снова встретил сво­ его старого знакомого — ин­ женера Комарова из Москвы. Впервые я увидел его лет де­ сять назад на строительстве теплоэлектроцентрали в Бр^зь. Помню, как вместе с Констан­ тином Фулгой, директором теплоэлектроцентрали, и ин­ женером Комаровым мы побы­ вали в сверкающем чистотой машинном зале. На мощных турбинах и генераторах — таб­ лички с краткими обозначения­ ми: «Электросила», «ЛМ-2» из Ленинграда, «Свердловский турбомоторный завод», таган­ рогский «Красный котель­ щик»... В котельном цехе Комаров тогда познакомил меня с бра­ тьями Бакалу. «Мастера своего дела, артисты», — уточнил он на правильном румынском язы­ ке. — Артисты, — подхватил Константин Фулга. — Но и обо­ рудование, поставленное со­ ветскими товарищами, — дело рук настоящих артистов. Оно помогло нам в короткий срок достигнуть проектных мощно­ стей. Я думаю о жизненном пути стоящего рядом со мной чело­ века. Константин Фулга спер­ ва рабочий-монтажник на «Электромонтажном» в Кон­ станце, потом был послан сво­ им предприятием в институт, затем работал на различных новых теплоэлектроцентралях страны, а теперь директор пред­ приятия. По соседству с машинным залом находится котельный цех. Узнаю: в Теляжене пер­ вые семидесятипятитонные кот­ лы собирались полтора-два го­ да; здешние же котлы — пос­ леднее слово техники (420 тонн пара в час при давлении 155 атмосфер) — монтировались в течение 9—10 месяцев. А четы­ ре тепловые турбины смонти­ рованы иыне за 5 - 6 месяцев. Подумать только, что для та ­ кой же турбины всего несколь­ ко лет назад в Парошень по­ надобилось 15 месяцев! Увеличились возможности на­ шей промышленности по произ­ водству отдельных видов • обо­ рудования, необходимого для новых электроцентралей. Воз­ росли и мастерство проекти­ ровщиков, технический уровень строителей, их способность воз­ водить новые электростанция во все более сжатые сроки. На энергетической карте ро- дичы, как живые сердца, тре­ пещут сотни красных звездо­ чек. На щите управления дис­ петчер нажимает кнопку, и по тысячам километров артерий высокого напряжения жизнен­ ная энергия направляется к огромным агрегатам, приводя их в действие, к трубкам ламп дневного света, освещающих города, к репродукторам, из которых на всю страну разно­ сятся песни и музыка. А в это время на Арджеше, в Мороень, Лудуше, Крайове, Орадьи и других районах стра­ ны возникают новые плотины водохранилищ, растут металли­ ческие остовы новых тепло­ централей. На снимке: столица Народ­ ной Румынии Бухарест. Фото Аджерпресс—ТАСС. D В О □ в вввв □ в а □ ■в вв вввввввввввввввввввввввввов а в g в ввввввввввввввввввв в в вв в в о S в аа 8 ввв вввв ввввввввв ввв в о в вввв вв вввввввв ^OOQDOOOOOODGQODOOODOOQOOOOOODOOODOOOQOOQDOQOOOCQOOOQOOOOOOD t? свой девятнадцатый £ ^DDDDDOOOODDODODOOOOOOOnDOOODOOOOOODDOODDOODQ3000DOODnOOODOOOnODOOOODDOODDOOODOODDOOODOOODDOO^J( т ■ ш в : s I ■ : Когда судно возвращается с промысла с богатым уловом, ему обеспечена самая радуш­ ная встреча. Команда его поль­ зуется заслуженной славой. О ней говорят, о ней пишут, ее упоминают на всевозможных собраниях и совещаниях, ее ставят в пример другим и т. д. и т. п. Ну, а если судно пришло в порт, не выполнив рейсового задания? Разумеется, никто не будет встречать его с духовым оркестром. Но дело не в этом. Следовало бы ожидать, что причинами неудачного рейса заинтересуются работники и базового комитета, и отдела добычи, и службы главного ка­ питана, и механико-судовой службы. Разберутся во всем, посоветуют промысловикам, как в дальнейшем добиться высо­ ких показателей в труде. Ожидать, конечно, можно че­ го угодно. В жизни же все бы­ вает гораздо проще. В лучшем случае представителей судовой команды заслушают на з а е д а ­ нии базового комитета, слегка пожурят. В худшем случае, тем более, если судно срывает план не впервые, просто махнут ру­ кой: что, дескать, с них, не­ удачников, взять? Вот так с самого начала года руководители тралового фло­ та махнули рукой на траулер «Днепр». За 18 рейсов это суд­ но ни разу не выполнило план. Дисциплина н4 нем упала, вы­ ход в море каждый раз за ­ держивается из-за неявки к от­ ходу членов экипажа. По су­ ществу, траулер превратился в проходной двор. Бегут с него матросы. За семь с половиной месяцев на нем сменилось 170 человек команды, в том числе три капитана, три старших по­ мощника и два старших меха­ ника. В какой-то степени это та третий штурман Г. П. Шиш- ковский. По его мнению, на судне нет хозяина. Действительно, принимал с ремонта траулер один капитан, вышел в море другой, его сме- кого авторитета. Матрос спо­ койно оскорбляет капитана, и все сходит с рук. Постоянные пьянки, драки. И некому пре­ кратить это безобразие. Есть на судне 4 коммуниста и 3 ком­ сомольца, но сплотить коллек­ тив, воодушевить его, напра­ вить по правильному руслу они не в состоянии. Д а и что мо­ жет сделать, например, второй штурман коммунист А. Г. Оку­ лов, который сам пьет, опазды­ вает к отходу судна. Один единственный раз «Днепр», казалось, выполнил рейсовое задание. На вахте 99 ЧП“ , обойденное молчанием объясняется тем, что людей не устраивают 70 процентов зар­ платы, получаемой при невы­ полнении плана. И они идут на всякие уловки, чтобы перейти в другой экипаж. Отстают от судна и, покаявшись на совете пенсионеров тралового флота, получают направление на дру­ гой траулер. Первый помощник капитана Н. Г. Грецкий, сходивший один рейс на траулере «Днепр», все зло видит только в тяжелой промысловой обстановке, за­ вышенном плане для РТ-47, который может находиться в море 10, а не 14 суток, и пло­ хой трудовой дисциплине. Вер­ но. Промысловая обстановка тяжелая. Но ведь другие суда промышляют успешнее. Плано­ вый отдел пересмотрел рейсо­ вые задания траулеру «Днепр» и сейчас устанавливает ему план по фактическим промыс­ ловым суткам. Но от этого по­ ложение не изменилось. Значит, нужно искать другие причины и заодно повышать трудовую дисциплину. Гораздо глубже смотрит председатель судового комите- нил третий. Как временные го­ сти на судне, они не обременя­ ли себя заботами. Например, капитан П. П. Цыганко, пен­ сионер, приехал из Керчи в Мурманск, откровенно говоря, подработать. Сходил два раза в рейс, получил деньги — и в Керчь. Куда уж тут думать о дисциплине, о парном соревно­ вании с каким-нибудь судном, о соревновании среди вахт. Нет, это слишком хлопотно. Не наладил работу и капитан Н. Г. Пятков, тоже пенсионер. Условия лова сейчас сложные, необходимо особенно строго соблюдать режим траления, выдерживать заданные оборо­ ты, замерять скорость, знать местонахождение судна, руко­ водствуясь счислением. А что получается на самом деле? На­ щупали однажды хороший ко­ сяк трески, поставили буй... и ушли от него на 11 миль. Ког­ да третий штурман, 10 лет ра­ ботающий в траловом флоте, обратил на это внимание капи­ тана, тот резко оборвал его: «Ты только третий штурман, и не лезь не в свое дело!» И так из рейса в рейс. Для команды не существует ника- при выгрузке стояли Окулов и рыбмастер И. С. Талалаев. Оба нетрезвые. К своим обязанно­ стям отнеслись небрежно. В результате между сменами «ушло» около 4 тонн неучтен­ кой рыбы. План снова оказался невыполненным. Все это озлоб­ ляет команду. Или помощник тралмейстера коммунист Н. И. Овчинников. Когда речь шла о завышенном плане, он сам пошел добивать­ ся его пересмотра в плановый отдел. Это ведь касалось ощу­ тимого увеличения его зара­ ботка. А когда нужно было уп­ латить профсоюзные взносы за 7 месяцев, он демонстративно разорвал свою учетную кар­ точку и заявил: «Мне от проф­ союза нет никакой пользы. Ес­ ли хотите, я заново вступлю, а задолженность погашать не же­ лаю!». Чувствуете логику обы­ вателя? Все себе и ничего дру­ гим! Такой человек вряд ли будет налаживать трудовую дисциплину, бороться за вы­ полнение плана. У него одна забота — свой карман. 14 августа, как всегда с опо­ зданием, траулер «Днепр» вы­ шел в рейс. Через два дня с его борта пришла радиограмма, запраши­ вающая разрешение вернуться в порт. На судне произошло «ЧП». Часть команды, перепив­ шись, затеяла драку, едва не был убит кочегар М. С. Цио- нов. Капитан, пожилой человек, 1 ак переволновался, что ока­ зался в положении тяжело­ больного. В порту капитана к кочегара срочно отправили в больницу. И что ж? Никто даже не удивился. Вот такие дела творятся на трау­ лере «Днепр». ^ Нельзя сказать, что вся команда равнодушна к тому, что проис­ ходит на судне. Есть на нем толковые люди. Это тот же третий штурман Г. П. Шиш- ковский, второй механик А. В. Ковальский, боцман А. И. Хар­ ламов, радист А. С. Ковален­ ко, матрасы И. М. Зойко, и И. С. Кузнецов. Им очень трудно, им нужна помощь. А помощи нет. За этот год ни один работник базового коми­ тета не побывал на борту тра­ улера. Не было здесь ни капи- танов-наставников, ни работ­ ников управления. Вероят­ но, куда приятнее бывать на передовых судах: и хлопот меньше, и к достигнутым ус­ пехам какое-го причастие имеешь... На траулере «Днепр» тяже­ лое положение. На траулере «Днепр» произошло «ЧП», со­ рван рейс. Неужели и на этот раз руководители тралового флота не обратят на него ни­ какого внимания? В. СКЛЯР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz