Рыбный Мурман. 1964 г. Август.
J j IDDDODDDODDDODDDDODDDDDDDDDDDDDODDDDDDDDDODDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDDOIODDDDDDDDDDODDDDDDDDDODDODD IDDQDDDDODOODPDDDDDDDDDDODPDDDODDDDDDDODDODODDDDDDDDDDODODODCDDDB в В о s D D 'c оо О D □ в D □ DD D вввоо оов о □ с 0 в и “в D в 1 в в В в вввв ввввв ввв ввввво о. « ввввв в овв п в о g ввв V) в S о в D S в во .с вов о в S о 23 августа братский румын ский народ отмечает большой национальный праздник двадцатилетие со дня освобож дения страны от фашистского ига. За годы народной власти в Румынии произошли глубокие революционные преобразова ния, социализм одержал вели кие победы. Об этих успехах трудящихся Румынии расска зывается в книге с Народная Румыния сегодня», подготов ленной редакциями газет «Правда» и «Скынтейя» и вы ходящей к знаменательной дате. Ниже мы печатаем в сокра щенном виде очерк румынско го журналиста Тома Джеорд- же Майореску из этой книги. Закат зажигал багряные бли ки в высоких окнах цехов и на большой стеклянной крыше Па- рошенской теплоэлектростан ции. Стрелки . манометров на щите управления были еще в полной неподвижности, глазки десятков сигнальных элект ронных приборов еще дремали в полутьме. Но вот включен рубильник, и тотчас где-то там, й подземных помещениях, скрытых от наших взглядов» Пар хлестнул по блестящим ло пастям турбин, ротор сделал первые свои обороты, и турбо- , генератор послал электриче скую энергию в дальнее стран ствие по проводам высоковольт ной линии к промышленным предприятиям Баната, Олтении, Трансильванпи. Стремительные темпы строи тельства видел я здесь, в угольном бассейне долины Жну, где мощность построен ной девять лет назад тепло электроцентрали — 150 тысяч киловатт — возросла вдвое благодаря сооружению еще од ного турбоагрегата такой же мощности. Сегодня 20 лет со дня освобждения Румынии от фашистских захватчиков электропередач напряжением в 110 киловольт немногим превы шала 120 километров. 68 про центов населенных пунктов не имели электричества. Из 15 ты сяч сел только в 400 был элект рический свет. В нашей стране хорошо из вестны слова одного из круп- роэнергии в два раза превысил всю годовую выработку элект роэнергии в старой Румынии. Работники Парошенской ТЭЦ рассказали мне о своих планах на будущее, о плодо творном сотрудничестве румын ских и советских специалистов. Я узнал, что оборудование ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ Всего четырнадцать лет про шло с момента исторического пленума Центрального Комите та нашей партии, когда перед трудящимися родины была по ставлена великая задача: ук ротить бег вод, заставить реки вращать мощные турбины, ис пользовать неосвоенные при родные энергетические ресур сы. Партия нарисовала тогда стране светлую картину эконо мического подъема отсталых областей, начертала линии мощной механизации, великие пути повышения производи тельности труда, роста благо состояния народа. В Румынии 1944—1945 го дов мощность электростанций составляла всего-навсего 501 тысячу киловатт. Протяжен ность единственной линии ных помещиков Ясского уезда, который 25 лет назад пытался «теоретически обосновать» в парламенте это плачевное по ложение: «Введение электриче ства в дом молдовского рабо чего или крестьянина означало бы, господа, профанацию тра диционного образа жизни этих людей...». Этот «традиционный образ жизни» измерялся 68 ки ловатт-часами электроэнергии на человека в год. Теперь электроэнергия про никла всюду. Благодаря герои ческому труду нашего рабочего класса, благодаря неустанным усилиям всего народа, руково димого партией, быстро растет социалистическая промышлен ность, особенно энергетическая. За один только год (с 1963 по 1964) прирост выработки элект- о 8 в о с ввввввввв в о ввввввввввввв вввв в в электроцентрали — два котла, турбогенератор, трансформато ры и подсобные установки — поставили заводы Подольска, Харькова и Ленинграда. Здесь я снова встретил сво его старого знакомого — ин женера Комарова из Москвы. Впервые я увидел его лет де сять назад на строительстве теплоэлектроцентрали в Бр^зь. Помню, как вместе с Констан тином Фулгой, директором теплоэлектроцентрали, и ин женером Комаровым мы побы вали в сверкающем чистотой машинном зале. На мощных турбинах и генераторах — таб лички с краткими обозначения ми: «Электросила», «ЛМ-2» из Ленинграда, «Свердловский турбомоторный завод», таган рогский «Красный котель щик»... В котельном цехе Комаров тогда познакомил меня с бра тьями Бакалу. «Мастера своего дела, артисты», — уточнил он на правильном румынском язы ке. — Артисты, — подхватил Константин Фулга. — Но и обо рудование, поставленное со ветскими товарищами, — дело рук настоящих артистов. Оно помогло нам в короткий срок достигнуть проектных мощно стей. Я думаю о жизненном пути стоящего рядом со мной чело века. Константин Фулга спер ва рабочий-монтажник на «Электромонтажном» в Кон станце, потом был послан сво им предприятием в институт, затем работал на различных новых теплоэлектроцентралях страны, а теперь директор пред приятия. По соседству с машинным залом находится котельный цех. Узнаю: в Теляжене пер вые семидесятипятитонные кот лы собирались полтора-два го да; здешние же котлы — пос леднее слово техники (420 тонн пара в час при давлении 155 атмосфер) — монтировались в течение 9—10 месяцев. А четы ре тепловые турбины смонти рованы иыне за 5 - 6 месяцев. Подумать только, что для та кой же турбины всего несколь ко лет назад в Парошень по надобилось 15 месяцев! Увеличились возможности на шей промышленности по произ водству отдельных видов • обо рудования, необходимого для новых электроцентралей. Воз росли и мастерство проекти ровщиков, технический уровень строителей, их способность воз водить новые электростанция во все более сжатые сроки. На энергетической карте ро- дичы, как живые сердца, тре пещут сотни красных звездо чек. На щите управления дис петчер нажимает кнопку, и по тысячам километров артерий высокого напряжения жизнен ная энергия направляется к огромным агрегатам, приводя их в действие, к трубкам ламп дневного света, освещающих города, к репродукторам, из которых на всю страну разно сятся песни и музыка. А в это время на Арджеше, в Мороень, Лудуше, Крайове, Орадьи и других районах стра ны возникают новые плотины водохранилищ, растут металли ческие остовы новых тепло централей. На снимке: столица Народ ной Румынии Бухарест. Фото Аджерпресс—ТАСС. D В О □ в вввв □ в а □ ■в вв вввввввввввввввввввввввввов а в g в ввввввввввввввввввв в в вв в в о S в аа 8 ввв вввв ввввввввв ввв в о в вввв вв вввввввв ^OOQDOOOOOODGQODOOODOOQOOOOOODOOODOOOQOOQDOQOOOCQOOOQOOOOOOD t? свой девятнадцатый £ ^DDDDDOOOODDODODOOOOOOOnDOOODOOOOOODDOODDOODQ3000DOODnOOODOOOnODOOOODDOODDOOODOODDOOODOOODDOO^J( т ■ ш в : s I ■ : Когда судно возвращается с промысла с богатым уловом, ему обеспечена самая радуш ная встреча. Команда его поль зуется заслуженной славой. О ней говорят, о ней пишут, ее упоминают на всевозможных собраниях и совещаниях, ее ставят в пример другим и т. д. и т. п. Ну, а если судно пришло в порт, не выполнив рейсового задания? Разумеется, никто не будет встречать его с духовым оркестром. Но дело не в этом. Следовало бы ожидать, что причинами неудачного рейса заинтересуются работники и базового комитета, и отдела добычи, и службы главного ка питана, и механико-судовой службы. Разберутся во всем, посоветуют промысловикам, как в дальнейшем добиться высо ких показателей в труде. Ожидать, конечно, можно че го угодно. В жизни же все бы вает гораздо проще. В лучшем случае представителей судовой команды заслушают на з а е д а нии базового комитета, слегка пожурят. В худшем случае, тем более, если судно срывает план не впервые, просто махнут ру кой: что, дескать, с них, не удачников, взять? Вот так с самого начала года руководители тралового фло та махнули рукой на траулер «Днепр». За 18 рейсов это суд но ни разу не выполнило план. Дисциплина н4 нем упала, вы ход в море каждый раз за держивается из-за неявки к от ходу членов экипажа. По су ществу, траулер превратился в проходной двор. Бегут с него матросы. За семь с половиной месяцев на нем сменилось 170 человек команды, в том числе три капитана, три старших по мощника и два старших меха ника. В какой-то степени это та третий штурман Г. П. Шиш- ковский. По его мнению, на судне нет хозяина. Действительно, принимал с ремонта траулер один капитан, вышел в море другой, его сме- кого авторитета. Матрос спо койно оскорбляет капитана, и все сходит с рук. Постоянные пьянки, драки. И некому пре кратить это безобразие. Есть на судне 4 коммуниста и 3 ком сомольца, но сплотить коллек тив, воодушевить его, напра вить по правильному руслу они не в состоянии. Д а и что мо жет сделать, например, второй штурман коммунист А. Г. Оку лов, который сам пьет, опазды вает к отходу судна. Один единственный раз «Днепр», казалось, выполнил рейсовое задание. На вахте 99 ЧП“ , обойденное молчанием объясняется тем, что людей не устраивают 70 процентов зар платы, получаемой при невы полнении плана. И они идут на всякие уловки, чтобы перейти в другой экипаж. Отстают от судна и, покаявшись на совете пенсионеров тралового флота, получают направление на дру гой траулер. Первый помощник капитана Н. Г. Грецкий, сходивший один рейс на траулере «Днепр», все зло видит только в тяжелой промысловой обстановке, за вышенном плане для РТ-47, который может находиться в море 10, а не 14 суток, и пло хой трудовой дисциплине. Вер но. Промысловая обстановка тяжелая. Но ведь другие суда промышляют успешнее. Плано вый отдел пересмотрел рейсо вые задания траулеру «Днепр» и сейчас устанавливает ему план по фактическим промыс ловым суткам. Но от этого по ложение не изменилось. Значит, нужно искать другие причины и заодно повышать трудовую дисциплину. Гораздо глубже смотрит председатель судового комите- нил третий. Как временные го сти на судне, они не обременя ли себя заботами. Например, капитан П. П. Цыганко, пен сионер, приехал из Керчи в Мурманск, откровенно говоря, подработать. Сходил два раза в рейс, получил деньги — и в Керчь. Куда уж тут думать о дисциплине, о парном соревно вании с каким-нибудь судном, о соревновании среди вахт. Нет, это слишком хлопотно. Не наладил работу и капитан Н. Г. Пятков, тоже пенсионер. Условия лова сейчас сложные, необходимо особенно строго соблюдать режим траления, выдерживать заданные оборо ты, замерять скорость, знать местонахождение судна, руко водствуясь счислением. А что получается на самом деле? На щупали однажды хороший ко сяк трески, поставили буй... и ушли от него на 11 миль. Ког да третий штурман, 10 лет ра ботающий в траловом флоте, обратил на это внимание капи тана, тот резко оборвал его: «Ты только третий штурман, и не лезь не в свое дело!» И так из рейса в рейс. Для команды не существует ника- при выгрузке стояли Окулов и рыбмастер И. С. Талалаев. Оба нетрезвые. К своим обязанно стям отнеслись небрежно. В результате между сменами «ушло» около 4 тонн неучтен кой рыбы. План снова оказался невыполненным. Все это озлоб ляет команду. Или помощник тралмейстера коммунист Н. И. Овчинников. Когда речь шла о завышенном плане, он сам пошел добивать ся его пересмотра в плановый отдел. Это ведь касалось ощу тимого увеличения его зара ботка. А когда нужно было уп латить профсоюзные взносы за 7 месяцев, он демонстративно разорвал свою учетную кар точку и заявил: «Мне от проф союза нет никакой пользы. Ес ли хотите, я заново вступлю, а задолженность погашать не же лаю!». Чувствуете логику обы вателя? Все себе и ничего дру гим! Такой человек вряд ли будет налаживать трудовую дисциплину, бороться за вы полнение плана. У него одна забота — свой карман. 14 августа, как всегда с опо зданием, траулер «Днепр» вы шел в рейс. Через два дня с его борта пришла радиограмма, запраши вающая разрешение вернуться в порт. На судне произошло «ЧП». Часть команды, перепив шись, затеяла драку, едва не был убит кочегар М. С. Цио- нов. Капитан, пожилой человек, 1 ак переволновался, что ока зался в положении тяжело больного. В порту капитана к кочегара срочно отправили в больницу. И что ж? Никто даже не удивился. Вот такие дела творятся на трау лере «Днепр». ^ Нельзя сказать, что вся команда равнодушна к тому, что проис ходит на судне. Есть на нем толковые люди. Это тот же третий штурман Г. П. Шиш- ковский, второй механик А. В. Ковальский, боцман А. И. Хар ламов, радист А. С. Ковален ко, матрасы И. М. Зойко, и И. С. Кузнецов. Им очень трудно, им нужна помощь. А помощи нет. За этот год ни один работник базового коми тета не побывал на борту тра улера. Не было здесь ни капи- танов-наставников, ни работ ников управления. Вероят но, куда приятнее бывать на передовых судах: и хлопот меньше, и к достигнутым ус пехам какое-го причастие имеешь... На траулере «Днепр» тяже лое положение. На траулере «Днепр» произошло «ЧП», со рван рейс. Неужели и на этот раз руководители тралового флота не обратят на него ни какого внимания? В. СКЛЯР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz