Рыбный Мурман. 1964 г. Август.
"вот он стоит, красавец днзель- алектроход «Иван Айвазовский», у причала Мурманского порта. Д аж е не верится, что корабль вернулся из штормовой Атланти ки. Борта, надстройки сверкают свежестью краски, до блеска вы драена палуба... Высокая производственная культура — отличительная черта экипажа плавбазы. Она во всем — и во внешнем облике судна, и в отличной выучке команды, и в четкой организации приемки ры бы и снабжения траулеров, и в умелом судовождении, которое помогает сокращать морские до роги. А это слагаемые успехов. Пять рейсов в дальние западные районы Атлантики совершил в этом году рефрижератор «Иван Айвазовский». И из каждого воз вращался с трудовой победой. Во всех плаваниях сэкономлено 50 суток. А это больше, чем целый рейс. И теперь корабль пришел в порт тоже досрочно на 10 дней. А • его трюмах на 500 тонн продук ции больше задания. ЭКИПАЖ РЕШИЛ УЖЕ СЕДЬМОГО СЕН ТЯБРЯ РАПОРТОВАТЬ О ЗА ВЕРШЕНИИ ГОДОВОГО ПЛА НА. Велик долг у промысловиков Мурмана. Только на Дальнем З а паде большие рефрижераторные траулеры берут стабильные уло вы. Но порой там нехватает плав баз, и корабли вынуждены дрей фовать с полными трюмами рыбы. Каждый рейс — скоростной, каждая стоянка в порту — без ре монта — в этом видят моряки Можно на швартовку затратить час, а можно и считаные мину ты. В правиле моряков плавбазы последнее. Каждый матрос, заня тый на швартовке, мастер по этой части. Даже при свежей погоде они быстро и умело закрепят тра улер у борта. И сразу же без ми- пажу производственного рефри жератора «Советск». Было так. «Советск» уже взял полный груз. Но некоторые трау леры экспедиционного отряда еще лежали в дрейфе, ожидая сдачи продукции. И тогда «Иван Айва зовский», подойдя к «Советску», всеместно началось движение за лучший подарок к этим памятным датам, за их достойную встречу. Еще раз окидываем мы взором все последние 20 лет — 20 лет бурного роста, расцвета и обнов ления Кольской земли. Интересно рассказывали об этом и моряки К а ж д ы р е р о с «Ивана Айвазовского» единст венно верный путь, идя которым, они помогут рыбакам Мурмана ликвидировать отставание. — Мы экономим на переходах в район промысла и обратно до трех суток, — рассказывает стар шин помощник капитана Анато лий Павлович Корехов, — выби раем наиболее экономичные кур сы, строго придерживаемся их. А в районе промысла, как только один корабль отходит от борта базы, его место сразу же занимает другой. Разрыв даже на час счи тается у нас недопустимым. А ес ли есть возможность, обрабатыва ются сразу два судна. Одно сда ет рыбу, другое получает снабже ние. нуты простоя начинается разгруз ка, К этому моменту на плавбазе уже открыты трюмы, выведены стрелы, каждый занял свое рабо чее место. А в трудные минуты любой го тов придти на помощь товарищу. — Вышел я как-то на палубу,— вспоминает помполит Анатолий Михайлович Зимовейсков, — смотрю, матросы красят лючины трюмов. У каждого по два чело века. Дело кипит — оказывается, каждая пара по своей инициативе решила соревноваться, кто лучше и быстрее кончит работу... И так во всем, в большом и малом. Все гда и везде — чувство локтя. В прошедшем рейсе коллектив «Ай вазовского» оказал помощь эки принял в свои трюмы несколько сотен тонн продукции. Экипаж «Ивана Айвазовского» борется за звание корабля комму нистического труда. Эта борьба преображает людей. Преобразила она и слесаря-токаря Ивана Ко пылова. Водились раньше за ним грешки, нарушал иногда дисцип лину. А теперь учится заочно в школе моряков, внес два рацио нализаторских предложения и сам их внедрил. И от товарищей Иван требует, чтобы они дорожи ли честью корабля. . ..Заполярье идет навстречу 47-му Октябрю и 20-летию осво бождения нашего края от фаши стских захватчиков. В области по «Ивана Айвазовского» на темати ческом вечере «По Кольскому по луострову», который они провели у себя на корабле. Судовые специ алисты познакомили членов эки пажа с достижениями большой за полярной химии, металлургии, энергетики, с развитием рыбной промышленности. И каждый уходил с вечера с мыслью: «Слава Заполярного края, его облик, сегодняшний и будущий куется руками таких, как мы. И главное — не утешаться достигнутым, а добиваться боль шего, всегда идти вперед, равняясь на лучших...» М. ЮРЬЕВ. ПАТРИОТКИ РОДНОГО I Когда участок горячего коп чения закрыли для реконструк ции, всех работниц его переве ли в другие цеха рыбокомбина та. На холодильный завод ушла работать и старейшая тружени ца Клавдия Семеновна Бабае ва. Там она освоила новую про фессию. А участок горячего копчения между тем преображался. Строители установили в капи тально отремонтированном по мещении новое оборудование: транспортеры, тележки, печи беспрерывного копчения. Близился день пуска, а у ад министрации цеха росла забо та: прежние работницы прижи лись на других местах, нужно на участок принимать новых людей, обучать их. Нормы со ответственно новой технике вве дены на обработке рыбы высо кие. Освоить их будет трудно. Без опытных, знающих свое де ло работниц разрешить все эти проблемы нелегко. Но накануне пуска участка в цех пришла Клавдия Семенов на. — Слышала я, —■ сказала оиа? _ снова заработает наш коптильный? — Да , готовимся, — ответили ей. И тут Клавдия Семеновна попросила админи страцию цеха принять ее на участок горячего копчения. Она знала, что трудно будет первое время, пока не привыкнет к но вым методам труда, что и зар плата понизится у нее, но лю бовь к своему участку, к своей профессии взяла верх. И Клав дия Семеновна вернулась в свой родной цех. Астраханское городское про фессионально-техническое учи лище № 1 готовит судоводите лей и радиооператоров для ра боты на Каспийском море. Че рез год десятки молодых спе циалистов выйдут на различ ных судах добывать рыбу. На снимке: преподаватель В. А. Герасимов ведет занятие с радиооператорами. Фото А. Заплетина. Фотохроника ТАСС. Ц Е X А Вместе с ней вернулись и бывшие работницы участка го рячего копчения Зина Давыдо ва, Лена Бритвина. Они не только сами учились работать с новым оборудованием, но и по могали овладеть профессией но веньким. К. Бабаева, 3. Давыдова и Л. Бритвина сейчас не только справляются со сменным зада нием, но частенько и перевыпол няют его. В коллективе коптильщиц их любят, советуются с ними. В ближайшее время они вступят в соревнование за высокое звание ударниц коммунистического труда. А пока идет обсуждение их индивидуальных обяза тельств. Н. МЕДКО, нормировщица коптильного цеха. Недавно на страницах нашей газеты рассказывалось об успехах лера « К у р е и к а э т о м снимке вы видите передового матроса Он борется за высокое звание ударника коммунистического труда. прославленного экипажа трау реКурейка» Михаила Зимовца. Фото К . Моисеева. 1 объяснил ему положение дел, спро- И достоял так на пронизываю- Рефрижератор стоял у причала сил: щем ветру до конца погрузки. Сайда-губы. Ждали иогрузки за- — Ну, что будем делать, Пет- тарепной трески. Капитан Леонид рович? Коринлович Рядов уже сходил на А у Петровича уже созрело ре- Рефрижератор шел полным хо- рыбозавод и доложил, что судно шение, сказал: дом домой. Позади остались со- готово к загрузке. Но прошел час, — Будем грузить сами. рок суток напряженного труда. ' другой, а грузчи ки не приходили. Команда заиима- уже такие сняты с производства, запчастей к нему не было. Часы свои он отработал и его пора было списывать. Работал он, как гово рится, на честном слове. Но все же работал. И однажды его нуж но было «пустить». На вахте вто- МЕ Х А НИ К Е В Г Е НИЙ Х А Р И Т О Н О В - лась своими де лами. Чье время подошло, тот сгоял на вахте, а свободные от вахты использовали эти часы по своему усмотрению. С судна ни кто не ушел, так как капитан не разрешал увольнения на берег, ввиду кратковременной стоянки. И когда капитан снова собрался пойти на завод и узнать, почему не грузят, на судно пришла ма стер рыбозавода Валентина Алек сандровна Осипова. Оказывается, рыбы было так много, что рыбо завод не успевал обрабатывать ее и, следовательно, люди заняты, как говорят, по горло. Грузить некому. И капитан понял мастера с полслова. Он, не мешкая, вызвал к себе старшего механика, вкратце — Ну н хорошо. Ты секретарь комсомолии, тебе и карты в руки. Действуй, подымай команду. Созвали собрание. Слово взял Евгений Петрович Харитонов. Он кратко изложил суть дела и внес предложение о самостоятельной погрузке. Единогласно одобрили. К погрузке приступили немедленно и грузили так, что, несмотря на двухчасовой простой, загрузили судно раньше срока. II. Принимали мойву в Мотовском заливе. Сейнера и малые рыболов ные траулеры подходили один за другим. Мойва ведь такая рыба, если ловится, то только успевай ’возить. Во время приемки у всех строго распределены обязанности. Стармеху приходилось работать у лебедки. Стампа поминутно курси ровала с рефрижератора на сейнер и обратно. Перекуров не преду сматривается, поэтому все рабо тают, не разгибая спины. Судно загружают 12—14 часов. Трудно, очень трудно. И ветер холодный пронизывает всего насквозь. Стоя у лебедки, замерзаешь очень быстро, но стармех будто железный. Он никому не разре шает подменить себя. Когда тре тий механик сменился с вахты и предложил стармеху подменить его, тот с улыбкой ответил: — Ну, что ты, Толя, ведь сов сем не. холодно, Я уж достою. Моряки принимали от СРТ сельдь и замораживали ее. В трю мах девяносто пять тонн. На пе реходе можно и отдохнуть. Но по- другому думает старший механик. Он смотрит дальше. Ведь скоро порт, там короткая стоянка, а по том опять в Атлантику. Главный двигатель чистили в порту перед выходом в море, так что он еще потерпит, а вот дизель-динамо №№ 1 и 2 время подходит чи стить. В порту это сделать будет некогда. Нужно использовать пе реход. За работу взялись в тот же день. И старший механик сутками не выходил из машинного отделе ния. Двигатели почистили до при хода в порт, и следующий рейс начался точно по графику. IV. Евгений Харитонов окончил Мурманское среднее мореходное училище в 1952 году. Пришел ра ботать в управление транспортно го флота. Направили его на реф рижератор ТХС-168. И с тех пор он надолго связал свою судьбу с этим судном. Был на нем третьим механиком, потом вторым, а в 1957 году его назначили старшим механиком. Евгений не любит бе гать с судна на судно. И всегда после отпуска он возвращается на свою «Чукотку». Знал он машину, как свои пять пальцев. Интересен такой случай из прак тики Харитонова. На ТХС-168 стоял вторым номером двигатель РА-43. Двигатель старый, давно рой механик. Он долго пытался запустить, но «Раечка», как лю бовно называли этот двигатель механики, совершенно не желала работать. Зашел в машину тре тий механик, но и тот ничем не смог помочь. Тогда решили при гласить стармеха. Евгений очень любит машины и разговаривает с ними, как с живыми. И на этот раз он тоже ласково пожурил двига тель, мол, что ж ты, «Раечка», ку ражишься. Нехорошо, мол, Чак. Чуть подвернул, нажал на пуско вой клапан, и «Раечка», чихнув пару раз, весело застучала. Пет рович погладил ее и пошел в каю ту. А механикам осталось только улыбаться. V. Евгений Петрович Харитонов за свои двенадцать лет работы механиком воспитал не одного мо ториста. Это неутомимый учитель. Многие вспоминают его с глубо ким уважением и благодарностью. Автор этих строк своей професси ей моториста тоже обязан ему. Он умеет как-то так объяснять, что у тебя не возникает сомнений. Он будто старается просто напом нить тебе то, что ты забыл. И я уверен, что из плававши^ с ним, не встречу ни одного че ловека, который бы отзывался • нем, не иначе, как с самым глу боким уважением. И он по праву заслуживает такую любовь. Ю. СНЕГИРЕВ, наш не штатной корреспондент.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz