Рыбный Мурман. 1964 г. Август.

"вот он стоит, красавец днзель- алектроход «Иван Айвазовский», у причала Мурманского порта. Д аж е не верится, что корабль вернулся из штормовой Атланти­ ки. Борта, надстройки сверкают свежестью краски, до блеска вы­ драена палуба... Высокая производственная культура — отличительная черта экипажа плавбазы. Она во всем — и во внешнем облике судна, и в отличной выучке команды, и в четкой организации приемки ры­ бы и снабжения траулеров, и в умелом судовождении, которое помогает сокращать морские до­ роги. А это слагаемые успехов. Пять рейсов в дальние западные районы Атлантики совершил в этом году рефрижератор «Иван Айвазовский». И из каждого воз­ вращался с трудовой победой. Во всех плаваниях сэкономлено 50 суток. А это больше, чем целый рейс. И теперь корабль пришел в порт тоже досрочно на 10 дней. А • его трюмах на 500 тонн продук­ ции больше задания. ЭКИПАЖ РЕШИЛ УЖЕ СЕДЬМОГО СЕН­ ТЯБРЯ РАПОРТОВАТЬ О ЗА­ ВЕРШЕНИИ ГОДОВОГО ПЛА­ НА. Велик долг у промысловиков Мурмана. Только на Дальнем З а ­ паде большие рефрижераторные траулеры берут стабильные уло­ вы. Но порой там нехватает плав­ баз, и корабли вынуждены дрей­ фовать с полными трюмами рыбы. Каждый рейс — скоростной, каждая стоянка в порту — без ре­ монта — в этом видят моряки Можно на швартовку затратить час, а можно и считаные мину­ ты. В правиле моряков плавбазы последнее. Каждый матрос, заня­ тый на швартовке, мастер по этой части. Даже при свежей погоде они быстро и умело закрепят тра­ улер у борта. И сразу же без ми- пажу производственного рефри­ жератора «Советск». Было так. «Советск» уже взял полный груз. Но некоторые трау­ леры экспедиционного отряда еще лежали в дрейфе, ожидая сдачи продукции. И тогда «Иван Айва­ зовский», подойдя к «Советску», всеместно началось движение за лучший подарок к этим памятным датам, за их достойную встречу. Еще раз окидываем мы взором все последние 20 лет — 20 лет бурного роста, расцвета и обнов­ ления Кольской земли. Интересно рассказывали об этом и моряки К а ж д ы р е р о с «Ивана Айвазовского» единст­ венно верный путь, идя которым, они помогут рыбакам Мурмана ликвидировать отставание. — Мы экономим на переходах в район промысла и обратно до трех суток, — рассказывает стар­ шин помощник капитана Анато­ лий Павлович Корехов, — выби­ раем наиболее экономичные кур­ сы, строго придерживаемся их. А в районе промысла, как только один корабль отходит от борта базы, его место сразу же занимает другой. Разрыв даже на час счи­ тается у нас недопустимым. А ес­ ли есть возможность, обрабатыва­ ются сразу два судна. Одно сда­ ет рыбу, другое получает снабже­ ние. нуты простоя начинается разгруз­ ка, К этому моменту на плавбазе уже открыты трюмы, выведены стрелы, каждый занял свое рабо­ чее место. А в трудные минуты любой го­ тов придти на помощь товарищу. — Вышел я как-то на палубу,— вспоминает помполит Анатолий Михайлович Зимовейсков, — смотрю, матросы красят лючины трюмов. У каждого по два чело­ века. Дело кипит — оказывается, каждая пара по своей инициативе решила соревноваться, кто лучше и быстрее кончит работу... И так во всем, в большом и малом. Все­ гда и везде — чувство локтя. В прошедшем рейсе коллектив «Ай­ вазовского» оказал помощь эки­ принял в свои трюмы несколько сотен тонн продукции. Экипаж «Ивана Айвазовского» борется за звание корабля комму­ нистического труда. Эта борьба преображает людей. Преобразила она и слесаря-токаря Ивана Ко­ пылова. Водились раньше за ним грешки, нарушал иногда дисцип­ лину. А теперь учится заочно в школе моряков, внес два рацио­ нализаторских предложения и сам их внедрил. И от товарищей Иван требует, чтобы они дорожи­ ли честью корабля. . ..Заполярье идет навстречу 47-му Октябрю и 20-летию осво­ бождения нашего края от фаши­ стских захватчиков. В области по­ «Ивана Айвазовского» на темати­ ческом вечере «По Кольскому по­ луострову», который они провели у себя на корабле. Судовые специ­ алисты познакомили членов эки­ пажа с достижениями большой за­ полярной химии, металлургии, энергетики, с развитием рыбной промышленности. И каждый уходил с вечера с мыслью: «Слава Заполярного края, его облик, сегодняшний и будущий куется руками таких, как мы. И главное — не утешаться достигнутым, а добиваться боль­ шего, всегда идти вперед, равняясь на лучших...» М. ЮРЬЕВ. ПАТРИОТКИ РОДНОГО I Когда участок горячего коп­ чения закрыли для реконструк­ ции, всех работниц его переве­ ли в другие цеха рыбокомбина­ та. На холодильный завод ушла работать и старейшая тружени­ ца Клавдия Семеновна Бабае­ ва. Там она освоила новую про­ фессию. А участок горячего копчения между тем преображался. Строители установили в капи­ тально отремонтированном по­ мещении новое оборудование: транспортеры, тележки, печи беспрерывного копчения. Близился день пуска, а у ад­ министрации цеха росла забо­ та: прежние работницы прижи­ лись на других местах, нужно на участок принимать новых людей, обучать их. Нормы со­ ответственно новой технике вве­ дены на обработке рыбы высо­ кие. Освоить их будет трудно. Без опытных, знающих свое де­ ло работниц разрешить все эти проблемы нелегко. Но накануне пуска участка в цех пришла Клавдия Семенов­ на. — Слышала я, —■ сказала оиа? _ снова заработает наш коптильный? — Да , готовимся, — ответили ей. И тут Клавдия Семеновна попросила админи­ страцию цеха принять ее на участок горячего копчения. Она знала, что трудно будет первое время, пока не привыкнет к но­ вым методам труда, что и зар­ плата понизится у нее, но лю­ бовь к своему участку, к своей профессии взяла верх. И Клав­ дия Семеновна вернулась в свой родной цех. Астраханское городское про­ фессионально-техническое учи­ лище № 1 готовит судоводите­ лей и радиооператоров для ра­ боты на Каспийском море. Че­ рез год десятки молодых спе­ циалистов выйдут на различ­ ных судах добывать рыбу. На снимке: преподаватель В. А. Герасимов ведет занятие с радиооператорами. Фото А. Заплетина. Фотохроника ТАСС. Ц Е X А Вместе с ней вернулись и бывшие работницы участка го­ рячего копчения Зина Давыдо­ ва, Лена Бритвина. Они не только сами учились работать с новым оборудованием, но и по­ могали овладеть профессией но­ веньким. К. Бабаева, 3. Давыдова и Л. Бритвина сейчас не только справляются со сменным зада­ нием, но частенько и перевыпол­ няют его. В коллективе коптильщиц их любят, советуются с ними. В ближайшее время они вступят в соревнование за высокое звание ударниц коммунистического труда. А пока идет обсуждение их индивидуальных обяза­ тельств. Н. МЕДКО, нормировщица коптильного цеха. Недавно на страницах нашей газеты рассказывалось об успехах лера « К у р е и к а э т о м снимке вы видите передового матроса Он борется за высокое звание ударника коммунистического труда. прославленного экипажа трау­ реКурейка» Михаила Зимовца. Фото К . Моисеева. 1 объяснил ему положение дел, спро- И достоял так на пронизываю- Рефрижератор стоял у причала сил: щем ветру до конца погрузки. Сайда-губы. Ждали иогрузки за- — Ну, что будем делать, Пет- тарепной трески. Капитан Леонид рович? Коринлович Рядов уже сходил на А у Петровича уже созрело ре- Рефрижератор шел полным хо- рыбозавод и доложил, что судно шение, сказал: дом домой. Позади остались со- готово к загрузке. Но прошел час, — Будем грузить сами. рок суток напряженного труда. ' другой, а грузчи­ ки не приходили. Команда заиима- уже такие сняты с производства, запчастей к нему не было. Часы свои он отработал и его пора было списывать. Работал он, как гово­ рится, на честном слове. Но все же работал. И однажды его нуж­ но было «пустить». На вахте вто- МЕ Х А НИ К Е В Г Е НИЙ Х А Р И Т О Н О В - лась своими де­ лами. Чье время подошло, тот сгоял на вахте, а свободные от вахты использовали эти часы по своему усмотрению. С судна ни­ кто не ушел, так как капитан не разрешал увольнения на берег, ввиду кратковременной стоянки. И когда капитан снова собрался пойти на завод и узнать, почему не грузят, на судно пришла ма­ стер рыбозавода Валентина Алек­ сандровна Осипова. Оказывается, рыбы было так много, что рыбо­ завод не успевал обрабатывать ее и, следовательно, люди заняты, как говорят, по горло. Грузить некому. И капитан понял мастера с полслова. Он, не мешкая, вызвал к себе старшего механика, вкратце — Ну н хорошо. Ты секретарь комсомолии, тебе и карты в руки. Действуй, подымай команду. Созвали собрание. Слово взял Евгений Петрович Харитонов. Он кратко изложил суть дела и внес предложение о самостоятельной погрузке. Единогласно одобрили. К погрузке приступили немедленно и грузили так, что, несмотря на двухчасовой простой, загрузили судно раньше срока. II. Принимали мойву в Мотовском заливе. Сейнера и малые рыболов­ ные траулеры подходили один за другим. Мойва ведь такая рыба, если ловится, то только успевай ’возить. Во время приемки у всех строго распределены обязанности. Стармеху приходилось работать у лебедки. Стампа поминутно курси­ ровала с рефрижератора на сейнер и обратно. Перекуров не преду­ сматривается, поэтому все рабо­ тают, не разгибая спины. Судно загружают 12—14 часов. Трудно, очень трудно. И ветер холодный пронизывает всего насквозь. Стоя у лебедки, замерзаешь очень быстро, но стармех будто железный. Он никому не разре­ шает подменить себя. Когда тре­ тий механик сменился с вахты и предложил стармеху подменить его, тот с улыбкой ответил: — Ну, что ты, Толя, ведь сов­ сем не. холодно, Я уж достою. Моряки принимали от СРТ сельдь и замораживали ее. В трю­ мах девяносто пять тонн. На пе­ реходе можно и отдохнуть. Но по- другому думает старший механик. Он смотрит дальше. Ведь скоро порт, там короткая стоянка, а по­ том опять в Атлантику. Главный двигатель чистили в порту перед выходом в море, так что он еще потерпит, а вот дизель-динамо №№ 1 и 2 время подходит чи­ стить. В порту это сделать будет некогда. Нужно использовать пе­ реход. За работу взялись в тот же день. И старший механик сутками не выходил из машинного отделе­ ния. Двигатели почистили до при­ хода в порт, и следующий рейс начался точно по графику. IV. Евгений Харитонов окончил Мурманское среднее мореходное училище в 1952 году. Пришел ра­ ботать в управление транспортно­ го флота. Направили его на реф­ рижератор ТХС-168. И с тех пор он надолго связал свою судьбу с этим судном. Был на нем третьим механиком, потом вторым, а в 1957 году его назначили старшим механиком. Евгений не любит бе­ гать с судна на судно. И всегда после отпуска он возвращается на свою «Чукотку». Знал он машину, как свои пять пальцев. Интересен такой случай из прак­ тики Харитонова. На ТХС-168 стоял вторым номером двигатель РА-43. Двигатель старый, давно рой механик. Он долго пытался запустить, но «Раечка», как лю­ бовно называли этот двигатель механики, совершенно не желала работать. Зашел в машину тре­ тий механик, но и тот ничем не смог помочь. Тогда решили при­ гласить стармеха. Евгений очень любит машины и разговаривает с ними, как с живыми. И на этот раз он тоже ласково пожурил двига­ тель, мол, что ж ты, «Раечка», ку­ ражишься. Нехорошо, мол, Чак. Чуть подвернул, нажал на пуско­ вой клапан, и «Раечка», чихнув пару раз, весело застучала. Пет­ рович погладил ее и пошел в каю­ ту. А механикам осталось только улыбаться. V. Евгений Петрович Харитонов за свои двенадцать лет работы механиком воспитал не одного мо­ ториста. Это неутомимый учитель. Многие вспоминают его с глубо­ ким уважением и благодарностью. Автор этих строк своей професси­ ей моториста тоже обязан ему. Он умеет как-то так объяснять, что у тебя не возникает сомнений. Он будто старается просто напом­ нить тебе то, что ты забыл. И я уверен, что из плававши^ с ним, не встречу ни одного че­ ловека, который бы отзывался • нем, не иначе, как с самым глу­ боким уважением. И он по праву заслуживает такую любовь. Ю. СНЕГИРЕВ, наш не­ штатной корреспондент.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz