Рыбный Мурман. 1964 г. Август.
i m n m n n n Ч ТО привело в Заполярье Петра Филипповича Ано хина, мастера литейного цеха судоверфи? . Это было давно, 33 года то му назад. Каждый, кто душой был вместе со страной, кто хо тел свой труд и силы отдать Родине для ухренления ее мо гущества, не мог оставаться в стороне от великих дел. В то время еще парнишкой пришел на Мурманскую судо верфь Петр Анохин. Пересту пил порог литейного цеха и за мер. Он смотрел на черное с закопченными окнами здание цеха. С трудом различал копо- ншвшихся людей иа формовоч ном плацу. — Да... работа, — разочаро ванно произнес он, проходя между форм вслед за масте ром. ^.Потянулись бесконечные дни учебы. Осваивал Петр но вую профессию и одновремен но втягивался в работу. В раз говоре нет-нет, да и вставит слово о своем ли тейном цехе. Спе циальность понра вилась. Десятки лет про шли с тех пор. При входе в сквер, что зеленым островком раски нулся среди цехов, уголок агитации. По утрам, в обе денные перерывы, после окончания смены здесь всегда многолюдно. Люди чита ют новые номера заводского «Крокодила», «Комсомольско го прожектора». А рядом стенд «Рационализаторы». Газета рас сказывает о лучших рациона лизаторах верфи, об итогах эс тафеты по сбору и внедрению рацпредложений, рассказывает о людях скромной профессии, 0 героях труда, о людях, чья пытливая мысль не дает им по коя. Здесь вы узнаете, что только от внедрения рацпредло жений в 1963 году судоверфь Получила свыше 60 тысяч руб лей экономии. И это не рубеж, на котором можно остановить ся. Да и могут ли успокоиться &Д достигнутом такие люди, как Цетр Филиппович Анохин, чья фамилия указана в газете. Каждый день он ищет новых путей усовершенствования тех нологических процессов про- й^одства^ новых путей, позво ляющих сократить потерн ме талла из-За брака, облегчить труд формовщика. Только благодаря внедрению предложений Анохина по улучшению и изменению тех- огии при формовке и отлив- е Деталей, цех сэкономил тон- металла. Не один год в цехе форму- поршни для траловых ле- &AOK. И из года в год формо- [ись отъемными знаками (низ. При отливке металла пе- ^Ёжнмало стержень для выхо да газов. Газ, оставаясь, ска пливался а отливке, образуя большее количество раковин. При литье много деталей шло 1 брак. Не раз думали как изменить процесс отливки поршней, что бы избежать брака. Пробы д а вали то утешительные резуль таты, то опять приносили ра зочарование. Не мало времени потратил бывший мастер, прежде чем нашел то, что искал. Были пе редвинуты отъемные знаки, и при формовке деталь стала формоваться не вниз ими, а наоборот — вверх. Просто. Но для этого потребовался много летний, кропотливый труд, от личное знание профессии фор мовщика. Верные помощники Петра Филипповича Анохина наблю дательность, любовь к профес сии. И может поэтому все силы и опыт Анохин отдает труду, стремясь во всем сделать что- то полезное. • * * Р ОМАНТИКА везде. У стан- ча, на судне, которое ты ремонтируешь. Если ты не скентик душой, ты найдешь ее, романтику в любом повседнев ном труде. клеймо — все обрабатываемые детали сдавать без предъяв ления контролеру ОТК. Полу чая клеймо от начальника цеха, думал: «Коллектив доверил мне, разве можно не оправ дать... Нет, на сделку с со вестью не пойду». Много заказов бывает у Ля- пина. И не срочные, и срочные, требующие от токаря и зна ний, и находчивости. Как-то, работая в ночную смену, полу чил срочный заказ — «кероси новый», так называют в цехе. Обработка дейдвудной втулки была выполнена недоброкачест венно. То ли по не умению то каря, обрабатывавшего втулку, то ли в спешке. Срочно требо валась переделка. Смена ноч ная, технологов нет. Можно бы ло спокойно ожидать наступле ния утра, чтобы посоветоваться, а потом делать. Смена только начиналась, если ожидать, зна чит, упустить много времени. — А ведь и судно простоит у мал: «Пообещал, иа меня на деются». И, заворачивая по следний шуруп, смахнул набе гающий на глаза пот, вздохнул с облегчением: — Все, — сел, закурил. Над заливом опускался ве чер. Изредка сонную тишину тревожили катера. А на душе было легко: работа закончена. * * * С ЛИПОВО-ДОКОВЫЙ цех на Мурманской судоверфи — один из крупнейших ведущих цехов. Но до сих пор самым больным местом на вер фи, где трещат все графики по выпуску судов из ремонта, яв ляется именно он. Такое положение создалось здесь не потому, что в цехе плохой коллектив или плохие руководители. Нет! В цехе ра ботают замечательные люди. Это и бригадир Михаил 111а- ронкин, и Василий Мякишев, и многие другие. Причин, меша ющих ритмичной работе цеха, судна в цех присылается длин нющая ведомость на новые ре монтные работы. Приходится снова пересматривать график. А поступи заказы в цех во время, ремонт можно было бы организовать хорошо. Так случилось на СРТ №№ 681, 4274. Только благодаря стараниям старшего мастера Валерия Чер няева, сумевшего на ходу пе рестроить работу участка, ре монт был закончен вовремя. с Многие знают в механиче- ческом цехе судоверфи токаря Анатолия Александровича Ля- пниа. Среднего роста, крепко сбитый, он при знакомстве вы зывает симпатию. В цехе ува жают его. Отыскав станок, за которым работал Ляпин, не мешая ему, наблюдаю за его движениями, кажущимися на первый взгляд неторопливыми. Но присмотришься вниматель но, и все станет ясно. За каж дым неторопливым движением рук годы упорного труда, уче бы. Трудно постичь пауку тру да. Но если на помощь тебе приходит опытный старший то варищ (а таким и был для Анатолия его первый учитель Василий Александрович Вино градов), а главное, если ты влюблен в свою профессию, преград не существует. Незаметным движением по вернув рукоятку, он останав ливает станок, внимательно про веряет обрабатываемую деталь — гребной вал. Казалось бы, все выполнено. Но, видимо, нет. Ляпин опять включает станок, еще раз, только одному ему известное, поправил и тогда, выключив станок, махнул ру кой крановщице: — Деталь готова, забирай! В перерыве, пока краном уби рали вал, мы разговорились с ним. — Работаю без ОТК, с лич ным клеймом. И рапьше Ляпин не допускал брака. А теперь все обработан ные детали сдает только с от личным качеством. Несколько месяцев назад Ляпину и другим его товари щам по работе на общем собра нии цеха было вручено личное причала не одни сутки, — рас судил Анатолий Александрович. Плохо подогнанные бандажи было решено срезать и сделать новые. Вскоре он уже стоял у станка. ...Радовало то, что он, отве чающий в какой-то мере за ре монт судна, не подвел и то варищей, и весь цех. ♦ * * Р АЗГОРАЛОСЬ утро. Све жий ветер с залива нес прохладу, гудки кораблей. Рождался рабочий день. Как всегда, торопливо исчезали в проходной рабочие. А навстре чу нм шли другие с ночной сме ны. У проходной Петр ускорил шаги. Взял Петр ящик с инструмен тами, закинул за плечо и заша гал из цеха. В глаза ударили яркие луни солнца. На рядом стоящих па слипе судах пере кликались звонкой дробью пне вматические молотки — клепа ли корпуса судов. Восемнадцать лет зимой и летом, привычно перекинув че рез плечо ящик с инструментом, от корабля к кораблю прокла дывал свой путь плотник судо верфи Петр Кошелев. Где только не приходится встречать плотника на судне. В пыльных угольных отсеках и каютах, везде — от киля до клотика найдется дело для уме лых рук. И везде, где бы ни ра ботал Петр Кошелев, там всег да работа выполнена на «от лично». Иногда после смены хоте лось, махнув на все рукой, идти домой. На улице солнце, люди отдыхают. А через минуту ду много. Остановимся на одной из них. В конце июля на слип был поднят буксирный пароход «Циклон». Проходили дни, а с ремонтом не спешили. Теряет ся драгоценное время из-за простоя судна. Оно задержит ся в ремонте больше, чем по ложено но графику. А из-за несвоевременного спуска на воду нарушается график подъ ема на слип и других судов, простаивающих в ожидании своей очереди. В цехе из-за то го, что ломается график ремон та, отсутствует правильное пла нирование, нарушается нор мальная работа. Приходится иногда поднимать суда не по графику, с малым объемом тех или иных работ. А это сказы вается на загрузке tiexa. Быва ет так, что слесари или плотни ки до предела загружены ра ботой, а в это время другим специалистам делать нечего. И это не все. Прежде чем приступить к делу, на поднятом судне производственные ма стера должны узнать, - какие все же работы будут вестись. На тот же буксирный пароход «Циклон», хотя и простаивает он на слипе уже не один день, ведомости так и не присланы. Иногда они приходят тогда, когда все ремонтные работы уже давно выполнены и ко рабль спущен иа воду. Вот и прибавляется хлопот прорабам и мастерам, чтобы «выколачи вать» заказы па выполненные работы. Трудно иногда бывает пред видеть, что будет на том или ином судне через 2—3 дня. Порою за 2—3 часа до спуска * * * БОР в 18 у автомашин, последний раз напомнил всем руководитель похода Григорий Петрович Шестаков, главный инженер ОКСа судо верфи. Нас 14 человек. Мы — это туристы судоверфи. Размет чица Римма Салмииа, токарь Галина Муранова, электрик Павел Минаев, слесарь Анато лий Колчин из ди зельного цеха и многие другие. Лю ди разных профес сий и характеров. Объединяет их од но — любовь к северной природе, романтика похс-- дов. Каждый из них побывал не один раз в кругу . туристов на бере гу многочисленных лесных озер нашего края, навсегда унес с собой своеобразную кра соту Заполярья, гомон порожи стых рек, бескрайний простор озер, прелесть лесов. В эту субботу решили идти иа Вензенские озера. Шумной стайкой выгружаемся в Коле, проверив в последний раз рюк заки, привычно закинув их за спину, направляемся через Ту- лому. Спустя полчаса раство ряемся в бескрайнем чередова нии сопок и болот. Первые километры берутся легко, шутки и смех не умолка ют. Никого не смущает и дождь, начавшийся вскоре по сле нашего выхода. Наперекор ему несется бодрая туристская песня: А дождик льег как из ведра, Кругом вода, вода, вода. Кажется, что за спиной. Рюкзак — бочка с водой. Свернув с дороги, углубляем ся в лес, идем вдоль ручья. Вы брав погуще березы, делаем около них первый привал. По том продолжаем путь. А вечером^ разбий яалатки у размашистых елей на . берегу озера, собираемся у востра. Рассказы бывалых туристов с интересом слушают все. Удоб нее устраиваемся у жарко по лыхающего пламени, поем лю бимые песни. Песни у костра, игры на лес ной поляне, купание, в озере — вот наш день. Вечером, с огромными охапками цветов, ободренные прогулкой, возвра щаемся в город. Мы возвра щаемся домой, на полную не делю получив запас энергии и сил. А. БАУФАЛ, мастер до- мово-елннового цеха Мур манской судоверфи. ПОСЛЕ ТОГО, КАК ВЫСТУПИЛ )7 июля в газете «Рыбный Мурман» была опубликована статья технического информа тора службы главного капи тана тралового флота тов. Ан дрианова о парнем методе бун керовки больших морозильных тра- Т > А Ч Г П П П Р улеров. Автор ут- ^ . D М Г верждает, что та- ровки, предложенный моряка ми танкера «Люберцы». В связи с этим мнв»н хоте лось бы высказать некоторые замечания. В целесообразно сти указанного метода экипаж налам промысловой сводки мы знали, что ежедневно без топ лива и света в океане дрейфуют 5—6 кораблей. Об этом доволь но подробно поведал в своей корреспонденции, напечатанной I N M B N I l ! Другое дело, у нас выяви лись известные трудности. Трое матросов на вахте были не в состоянии обеспечить подачу СЛЕДУЕТ ПРОДОЛЖИТЬ кои метод позволяет значи тельно сокращать простои тра улеров при бункеровке топли вом и водой, ускоряет рейс- обороты плавбаз и танкеров. В заключение тов. Андрианов предлагает экипажу танкера «Пирятин»_н службе эксплуата ции тралового флота при снабжении судов типа БМРТ освоить парный метод бунке нашего танкера убедился на собственном опыте в последнем рейсе. Если раньше в этом не было необходимости, так как у нас мною времени уходило на ожидание подхода судов или на поиски* их в разных районах промысла, то теперь картина была совсем иная. Нам бук вально не было передышки в любую погоду. "Траулеры пря мо-таки осаждали нас. Ro clif- в «Рыбном Мурмане», первый помощник капитана траулера «Молодогвардеец» тов. Волков, При приемке 1300 тонн топ лива с танкера «Апшеронск» ка питан «Пирятина» тов. Орли- кова решила одновременно снабжать промысловые кораб ли. За это время было снабже но семь судов. Работа таким методом не явилась для . нас новинкой. н выборку шлангов с носа и кормы одновременно. Тут ну жен был аврал, а работа ав ральных подвахт на танкере не оплачивается. Кроме того, все операции с кормы у нас произ водятся вручную. Поэтому осо бенно много времени уходит на выборку шлангов. Нам кажется, что специали стам технического отдела тра лового флота следовало бы найти возможность для поста новки на спардеке грузовой стрелы для подсушивания шлангов. Кстати, на судне есть полуторатонная стрела. Надо только определить место, произ вести технические расчеты, из готовить кронштейны и блоки. Все это можно сделать во вре мя стоянки танкера в ремонте. Что же касается нас, то мы, конечно, за внедрение всего нового, передового. 3. СОРОКИН, донкерман танкера «Пирятин».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz