Рыбный Мурман. 1964 г. Август.
г s i « ч я» Когда капитаны встречаются на берегу, разговорам их нет конца. И все про тралы, про иля- чевки, про подборы. Объясняют, доказывают на пальцах, рисуют мудреные схемы на бумажных салфетках. А все потому, что хочется поделиться опытам, поведать о подмеченном, посоветовать ся, поспорить. А где? И встречаются капитаны на улице, или дома, (а женам-то интересно ли про клячевки слушать?), или в ресторане (и там у них не выходят из головы «траловые» проблемы). Нет у капитанов своего клуба, а как он им нужен! Ведь моряки они все бывалые, у каждо го за спиной многолетний промысловый опыт. Редко находятся они на берегу, не всегда по случаю встретятся. А был бы у них свой клуб,' капитанский, с планшетами, с макетами, с нави гационными приборами, вот бы где они отвели душу в разговоре. И сколько бы полезного пере дали друг другу! Об организации клуба капитанов в свое время шла речь. Даже специальное постановление об- нома профсоюза работников пищевой промышленности было. И совет клуба создан. Но... Все оста лось на бумаге. л Мы решили помочь капитанам. Сегодня в нашей газете мы открываем для них наш, газет ный Клуб капитанов. Всех, у кого есть на душе наболевшее, интересное, спорное, ценное пригла шаем за круглый стол, под зеленую лампу. Ее сегодня зажигает капитан Евгений Александро вич Лебедев. 7АВГУСТА 1964ГОДА « • • • и м » JE. Л е б е д е в В настоящее время траловый промысел перемещается на большие глубины. Это требует значительного увеличения необ ходимой длины ваеров, что яв ляется весьма затруднительным при используемом способе их промера, так как приходится перематывать оба ваера на один барабан лебедки. Факти ческая канатоемкость бараба нов лебедки не превышает 50 процентов от проектной, а это заставляет на глубоководном промысле иметь ваеры, состоя щие из нескольких кусков, ко торые при промере разобщают ся и выкатываются вручную на палубу. Лимитирова н и е нужных ваеров привело к приме нению досок утя желенной конст рукции. Настоящее пред ложение имеет це лью помочь про мысловикам избе жать этих трудно стей. На БМРТ «Пушкин» (воз можно и на других БМРТ) между ваероукладчиком лебед ки и поворотным роликом рас стояние 28 метров. Длина од ной марки ваера 50—51 метр. Если взять рулетку длиной 25 метров и при выборке ваеров, остававливая дважды на каж дой марке лебедку, отмерять участки ваера по 25 метров, то можно одновременно с выбор кой ваеров промерить их дли ну. Возможно, на некоторых судах э*о расстояние меньше 25 метров, тогда тем же спо собом длину одной марки ваера нужно разбивать не на два, а на три участка. Практически на БМРТ «Пуш кин» это делалось так. Отмерили две проволоки ди аметром 1 мм. длиной по 24 м. 76 см. и на концах от- мера сделали марочки. Точнее, вместо марочек мы завязывали узлы. В 10 см. от марок сдела ли деревянные ручки, а как вы яснилось позже, вместо их удобнее делать веревочные дер жалки. Промеряются сразу два вае ра. На рисунке № 1 показан промер одного ваера. Каждую проволоку берут два матроса и расстанавливаются по своим ваерам. Один из каждой пары остается у лебедки, а второй с другим концом проволоки, от ходит к поворотному ролику. Допустим, стравлено 550 мет ров ваеров. На конце марки 550 метров, обращенной в сто рону моря, делается пометка белилами 1, и от нее начинает ся промер ваеров. Мастер по добыче выравнивает марки и выбирает их до лебедки. (На рисунке направление выборки показано стрелкой). Матросы натягивают проволоки вровень с ваером, устанавливая марку 4 на проволоке против отметки белилами 1, нанесенную на мар ке ваера. А матросы, стоящие у поворотных роликов, делают отметки белилами 2 на ваерах против другой марки (5) на проволоке. Ваеры выбирают дальше, пока отметка 2 подой дет к лебедке. К тому време ни марка 500 метров проходит поворотный ролик, и на заднем конце задней марки против марки 5 на проволоке наносит ся пометка 3 на ваере. После нанесения пометки белилами, мерная проволока наклады вается на ваер повторно так, чтобы марка 5 проволоки сов пала с пометкой 3 на ваере, как это показано на рисунке. Тогда по длине ваера между помет- Подобный способ нспытавал- ся и на других БМРТ, но по пулярности и успеха не полу чил, так как вместо проволоки брался стационарный участок, а именно: длина от ваероуклад- чика до отметок на поручнях слипа. Сложность данного спо соба, во-первых, заключалась в трудности остановки лебедки в момент совмещения марки вае ра с ваероукладчиком, во-вто рых, в неодновременном под ходе марок ваеров к ваеро- укладчикам, как результат раз личия окружностей барабанов лебедки. Подобный промер ваеров можно сделать нЗ судах борто вого траления. Если отмерить проволоку длиной 16 м. 65 см., то трехкратное ее расстояние Клуб ковки лебедки и отмера прого на метром вымеряют разницу между меткой белилами и мар кой. Результаты замера зано сятся в промерную таблицу. При обычном промере ваеров на каждой марке лебедку оста навливают тоже три раза, но в предлагаемом способе проме ряются сразу два ваера и не требуется разоружения трала. Можно предположить, что при ПРОМЕРВАЕРОВБЕЗПЕРЕКАТКИ СБАРАБАНА НА БАРАБАН кой 2 и маркой проволоки 4 получается разница, которая отмеряется метром и записыва ется в промерную таблицу вае ров. Таким же порядком про меряются следующие ^ 1 арки ваеров. Мы исследовали величину ошибки от неправильного натя жения проволоки. Она получи лась следующей. Ваер и прово лока одинаковой длины тог да, когда они прижаты друг к другу по всей их длине. - Если проволока провисает на 5 см., то она отмеряет участок ваера на 3 мм. меньше его нормаль ной . длины. При провисании проволоки на 10 см. ошибка в отмере получается 1 см. Про висание — 20 см. ошибка — 2 см. При нормальном подъеме трала, когда судно идет малым ходом, проволока, натянутая выше ваера, дает примерно та кие ошибки, как и проволока, натянутая ниже ваера. По на шим наблюдениям, при проме ре ваеров этим способом, рас стояние между проволокой и ваером в средине длины прово локи было в пределах + 5 см. Промерные проволоки долж ны храниться аккуратно Смо танными на катушки. Практика показывает, что вы борка 600 метров ваеров с од новременным промером произ водится в течение 25 минут, т. е. собственно промер происходит за 15 минут. Этот способ промера, по-на шему мнению, точнее обычного способа, если при промере вае ры находятся прямо за кормой судна, то есть судно не имеет дрейфа или поворота. На БМРТ «Пушкин» мы про изводили промеры ваеров этим способом пять раз. tooco ia l ёаер по ваеру даст участок 49,95 метра. Остальное расстояние до марки промеряется метром и вносится в промерную таблицу. Мы произвели промеры рас стояний между роликами на не скольких судах. Результаты з а меров даны в таблице № 1, где цифры 1, 2, 3, и 4 первой стро- иец тросика должен сравнить ся с ваероукладчиком, а против второго конца, который соглас но наших замеров должен ока заться между нижним роликом носовой дуги и подвесным ро ликом, делается заметка на траловой дуге. Заметкой, к при меру, может служить натянутая поперек траловой дуги веревка. Затем проволока, которой про изводился отмер прогона на - j носовом ваере, отдается в рас- нормальной длине ваеров 600 м, промер этим спо собом, как и на БМРТ, осуществит ся за 15—20 минут. Предлаг а е м ы й способ промера ва еров предоставит возможность наше му флоту резко увеличить про мысловые глубины, так как на бараба ны лебедки можно будет прини мать ваера полностью по их проектной канатоемкости, то есть по 2000 метров на каж дый барабан. На судах бортового траления производить промеры ваеров данным способом следует с уче том поправки на выработку поряжеине двух матросов, о д и н из которых стано вится около рыбного ящика против отметки М. (рис. № 2), а второй матрос со вторым кон цом проволоки уходит на корму на расстояние вытянутой про мерной проволоки. Точка М расположена в 5 метрах от по- Рис. № I. ки соответствуют участкам ваеров па рисунке № 2. Таблица № 1. носовой ваер РТ 1 2 3 Итого РТ-78 9,8 4,5 2,5 16,8 РТ-724 11,7 4,0 2,0 17,7 РТ-123 10,5 4,5 2,5 17,5 РТ 313 10,5 4,5 2,5 17,5 нормовой ваер 1 2 3 4 Итого 9,6 3,4 24,5 2,5 40,0 10,0 3,0 18,5 2,0 33,5 10,0 3,5 26,0 2,5 42,0 10,0 3,5 26,0 2,5 42,0 Процесс промера ваеров вы глядит так. Перед отдачей вае ров со стопора, специальным, заранее изготовленным про мерным тросом длиной 16,65 метра, отмеряется участок но сового ваера, равный промер ному тросику. Причем, один ко- iHKt&fitouk S*L побсоотньн}' роли* fto90ecMO4j р е л и н Рис. J* 2. воротного ролика, поэтому вто рой конец промерной проволоки будет на расстоянии 4—5 мет ров от нижнего ролика кормо вой дуги. Матросы у «юсовой дуги становятся один около ле бедки, а второй около носовой дуги. После отдачи ваеров со сто пора мастер по добыче выби рает ваера до тех пор пока марка носового ваера поров- няется с ваероукладчиком, а марка кормового ваера придет в точку М. При этом матросы у кормового ваера натягивают проволоку вдоль ваера, сравни вая передний ее конец с мар кой, а против другого конца делают пометку белилами. В то же время матрос, стоящий у лебедки, отмеряет разницу между линией ваероукладчика и маркой и голосом передает эту цифру своему напарнику у носовой дуги, который отмерив эту разницу от заметки, нано сит на ваере метку краской. Это выглядит точно так, как при существующем промере ваеров, когда мастер по добыче отмеряет прогон. После этого мастер по .добы че продолжает выбирать ваеры, пока метка белилами на « о с о бом ваере подойдет к ваеро- укладчику. И тогда по коман де человека, стоящего около лебедки, мастер по добыче ее ост&иавливает. Измерения по вторяются. После третьей оста- роликов. Если промерный тро сик диаметром 7,7 мм., то при выработке роликов равной 8 мм поправка — 0. Но если ролик новый, то от каждого прогона носового ваера нужно отни мать 2,3 см. или 6,9 см. от каж дой марки. Величины поправок приведены в таблице № 2. Таблица Як 2 Выработка в мм Величина Величина поправки поправки одного одной ирогоаа марки в см в см 2,3 6,9 1,7 5,1 1,16 3,5 0,6 1,8 0 0 Значит, перед промером нуж но замерить глубину выработки центрального и нижнего ролика носовой дуги, полученные ре зультаты сложить и сумму по делить пополам. Прилагаемый здесь способ промера ваеров на судах борто вого траления нами не опробо ван. И потому возникает край няя необходимость в ближай шее время провести его тща тельное испытание на экспери ментальном траулере «Треска» в его очередном рейсе. ч j h i i i i i i i f l i i i i i i u i i i i i i i i i u u i H
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz