Рыбный Мурман. 1964 г. Август.

г s i « ч я» Когда капитаны встречаются на берегу, разговорам их нет конца. И все про тралы, про иля- чевки, про подборы. Объясняют, доказывают на пальцах, рисуют мудреные схемы на бумажных салфетках. А все потому, что хочется поделиться опытам, поведать о подмеченном, посоветовать­ ся, поспорить. А где? И встречаются капитаны на улице, или дома, (а женам-то интересно ли про клячевки слушать?), или в ресторане (и там у них не выходят из головы «траловые» проблемы). Нет у капитанов своего клуба, а как он им нужен! Ведь моряки они все бывалые, у каждо­ го за спиной многолетний промысловый опыт. Редко находятся они на берегу, не всегда по случаю встретятся. А был бы у них свой клуб,' капитанский, с планшетами, с макетами, с нави­ гационными приборами, вот бы где они отвели душу в разговоре. И сколько бы полезного пере­ дали друг другу! Об организации клуба капитанов в свое время шла речь. Даже специальное постановление об- нома профсоюза работников пищевой промышленности было. И совет клуба создан. Но... Все оста­ лось на бумаге. л Мы решили помочь капитанам. Сегодня в нашей газете мы открываем для них наш, газет­ ный Клуб капитанов. Всех, у кого есть на душе наболевшее, интересное, спорное, ценное пригла­ шаем за круглый стол, под зеленую лампу. Ее сегодня зажигает капитан Евгений Александро­ вич Лебедев. 7АВГУСТА 1964ГОДА « • • • и м » JE. Л е б е д е в В настоящее время траловый промысел перемещается на большие глубины. Это требует значительного увеличения необ­ ходимой длины ваеров, что яв ­ ляется весьма затруднительным при используемом способе их промера, так как приходится перематывать оба ваера на один барабан лебедки. Факти­ ческая канатоемкость бараба­ нов лебедки не превышает 50 процентов от проектной, а это заставляет на глубоководном промысле иметь ваеры, состоя­ щие из нескольких кусков, ко­ торые при промере разобщают­ ся и выкатываются вручную на палубу. Лимитирова н и е нужных ваеров привело к приме­ нению досок утя­ желенной конст­ рукции. Настоящее пред­ ложение имеет це­ лью помочь про­ мысловикам избе­ жать этих трудно­ стей. На БМРТ «Пушкин» (воз­ можно и на других БМРТ) между ваероукладчиком лебед­ ки и поворотным роликом рас­ стояние 28 метров. Длина од­ ной марки ваера 50—51 метр. Если взять рулетку длиной 25 метров и при выборке ваеров, остававливая дважды на каж ­ дой марке лебедку, отмерять участки ваера по 25 метров, то можно одновременно с выбор­ кой ваеров промерить их дли­ ну. Возможно, на некоторых судах э*о расстояние меньше 25 метров, тогда тем же спо­ собом длину одной марки ваера нужно разбивать не на два, а на три участка. Практически на БМРТ «Пуш­ кин» это делалось так. Отмерили две проволоки ди­ аметром 1 мм. длиной по 24 м. 76 см. и на концах от- мера сделали марочки. Точнее, вместо марочек мы завязывали узлы. В 10 см. от марок сдела­ ли деревянные ручки, а как вы­ яснилось позже, вместо их удобнее делать веревочные дер­ жалки. Промеряются сразу два вае­ ра. На рисунке № 1 показан промер одного ваера. Каждую проволоку берут два матроса и расстанавливаются по своим ваерам. Один из каждой пары остается у лебедки, а второй с другим концом проволоки, от­ ходит к поворотному ролику. Допустим, стравлено 550 мет­ ров ваеров. На конце марки 550 метров, обращенной в сто­ рону моря, делается пометка белилами 1, и от нее начинает­ ся промер ваеров. Мастер по добыче выравнивает марки и выбирает их до лебедки. (На рисунке направление выборки показано стрелкой). Матросы натягивают проволоки вровень с ваером, устанавливая марку 4 на проволоке против отметки белилами 1, нанесенную на мар­ ке ваера. А матросы, стоящие у поворотных роликов, делают отметки белилами 2 на ваерах против другой марки (5) на проволоке. Ваеры выбирают дальше, пока отметка 2 подой­ дет к лебедке. К тому време­ ни марка 500 метров проходит поворотный ролик, и на заднем конце задней марки против марки 5 на проволоке наносит­ ся пометка 3 на ваере. После нанесения пометки белилами, мерная проволока наклады­ вается на ваер повторно так, чтобы марка 5 проволоки сов­ пала с пометкой 3 на ваере, как это показано на рисунке. Тогда по длине ваера между помет- Подобный способ нспытавал- ся и на других БМРТ, но по­ пулярности и успеха не полу­ чил, так как вместо проволоки брался стационарный участок, а именно: длина от ваероуклад- чика до отметок на поручнях слипа. Сложность данного спо­ соба, во-первых, заключалась в трудности остановки лебедки в момент совмещения марки вае­ ра с ваероукладчиком, во-вто­ рых, в неодновременном под­ ходе марок ваеров к ваеро- укладчикам, как результат раз ­ личия окружностей барабанов лебедки. Подобный промер ваеров можно сделать нЗ судах борто­ вого траления. Если отмерить проволоку длиной 16 м. 65 см., то трехкратное ее расстояние Клуб ковки лебедки и отмера прого­ на метром вымеряют разницу между меткой белилами и мар­ кой. Результаты замера зано­ сятся в промерную таблицу. При обычном промере ваеров на каждой марке лебедку оста­ навливают тоже три раза, но в предлагаемом способе проме­ ряются сразу два ваера и не требуется разоружения трала. Можно предположить, что при ПРОМЕРВАЕРОВБЕЗПЕРЕКАТКИ СБАРАБАНА НА БАРАБАН кой 2 и маркой проволоки 4 получается разница, которая отмеряется метром и записыва­ ется в промерную таблицу вае­ ров. Таким же порядком про­ меряются следующие ^ 1 арки ваеров. Мы исследовали величину ошибки от неправильного натя­ жения проволоки. Она получи­ лась следующей. Ваер и прово­ лока одинаковой длины тог­ да, когда они прижаты друг к другу по всей их длине. - Если проволока провисает на 5 см., то она отмеряет участок ваера на 3 мм. меньше его нормаль­ ной . длины. При провисании проволоки на 10 см. ошибка в отмере получается 1 см. Про­ висание — 20 см. ошибка — 2 см. При нормальном подъеме трала, когда судно идет малым ходом, проволока, натянутая выше ваера, дает примерно та­ кие ошибки, как и проволока, натянутая ниже ваера. По на­ шим наблюдениям, при проме­ ре ваеров этим способом, рас­ стояние между проволокой и ваером в средине длины прово­ локи было в пределах + 5 см. Промерные проволоки долж­ ны храниться аккуратно Смо­ танными на катушки. Практика показывает, что вы­ борка 600 метров ваеров с од­ новременным промером произ­ водится в течение 25 минут, т. е. собственно промер происходит за 15 минут. Этот способ промера, по-на­ шему мнению, точнее обычного способа, если при промере вае­ ры находятся прямо за кормой судна, то есть судно не имеет дрейфа или поворота. На БМРТ «Пушкин» мы про­ изводили промеры ваеров этим способом пять раз. tooco ia l ёаер по ваеру даст участок 49,95 метра. Остальное расстояние до марки промеряется метром и вносится в промерную таблицу. Мы произвели промеры рас­ стояний между роликами на не­ скольких судах. Результаты з а ­ меров даны в таблице № 1, где цифры 1, 2, 3, и 4 первой стро- иец тросика должен сравнить­ ся с ваероукладчиком, а против второго конца, который соглас­ но наших замеров должен ока ­ заться между нижним роликом носовой дуги и подвесным ро­ ликом, делается заметка на траловой дуге. Заметкой, к при­ меру, может служить натянутая поперек траловой дуги веревка. Затем проволока, которой про­ изводился отмер прогона на - j носовом ваере, отдается в рас- нормальной длине ваеров 600 м, промер этим спо­ собом, как и на БМРТ, осуществит­ ся за 15—20 минут. Предлаг а е м ы й способ промера ва­ еров предоставит возможность наше­ му флоту резко увеличить про­ мысловые глубины, так как на бараба­ ны лебедки можно будет прини­ мать ваера полностью по их проектной канатоемкости, то есть по 2000 метров на каж­ дый барабан. На судах бортового траления производить промеры ваеров данным способом следует с уче­ том поправки на выработку поряжеине двух матросов, о д и н из которых стано­ вится около рыбного ящика против отметки М. (рис. № 2), а второй матрос со вторым кон­ цом проволоки уходит на корму на расстояние вытянутой про­ мерной проволоки. Точка М расположена в 5 метрах от по- Рис. № I. ки соответствуют участкам ваеров па рисунке № 2. Таблица № 1. носовой ваер РТ 1 2 3 Итого РТ-78 9,8 4,5 2,5 16,8 РТ-724 11,7 4,0 2,0 17,7 РТ-123 10,5 4,5 2,5 17,5 РТ 313 10,5 4,5 2,5 17,5 нормовой ваер 1 2 3 4 Итого 9,6 3,4 24,5 2,5 40,0 10,0 3,0 18,5 2,0 33,5 10,0 3,5 26,0 2,5 42,0 10,0 3,5 26,0 2,5 42,0 Процесс промера ваеров вы­ глядит так. Перед отдачей вае­ ров со стопора, специальным, заранее изготовленным про­ мерным тросом длиной 16,65 метра, отмеряется участок но­ сового ваера, равный промер­ ному тросику. Причем, один ко- iHKt&fitouk S*L побсоотньн}' роли* fto90ecMO4j р е л и н Рис. J* 2. воротного ролика, поэтому вто­ рой конец промерной проволоки будет на расстоянии 4—5 мет­ ров от нижнего ролика кормо­ вой дуги. Матросы у «юсовой дуги становятся один около ле­ бедки, а второй около носовой дуги. После отдачи ваеров со сто­ пора мастер по добыче выби­ рает ваера до тех пор пока марка носового ваера поров- няется с ваероукладчиком, а марка кормового ваера придет в точку М. При этом матросы у кормового ваера натягивают проволоку вдоль ваера, сравни­ вая передний ее конец с мар­ кой, а против другого конца делают пометку белилами. В то же время матрос, стоящий у лебедки, отмеряет разницу между линией ваероукладчика и маркой и голосом передает эту цифру своему напарнику у носовой дуги, который отмерив эту разницу от заметки, нано­ сит на ваере метку краской. Это выглядит точно так, как при существующем промере ваеров, когда мастер по добыче отмеряет прогон. После этого мастер по .добы­ че продолжает выбирать ваеры, пока метка белилами на « о с о ­ бом ваере подойдет к ваеро- укладчику. И тогда по коман­ де человека, стоящего около лебедки, мастер по добыче ее ост&иавливает. Измерения по­ вторяются. После третьей оста- роликов. Если промерный тро­ сик диаметром 7,7 мм., то при выработке роликов равной 8 мм поправка — 0. Но если ролик новый, то от каждого прогона носового ваера нужно отни­ мать 2,3 см. или 6,9 см. от каж ­ дой марки. Величины поправок приведены в таблице № 2. Таблица Як 2 Выработка в мм Величина Величина поправки поправки одного одной ирогоаа марки в см в см 2,3 6,9 1,7 5,1 1,16 3,5 0,6 1,8 0 0 Значит, перед промером нуж­ но замерить глубину выработки центрального и нижнего ролика носовой дуги, полученные ре­ зультаты сложить и сумму по­ делить пополам. Прилагаемый здесь способ промера ваеров на судах борто­ вого траления нами не опробо­ ван. И потому возникает край­ няя необходимость в ближай­ шее время провести его тща­ тельное испытание на экспери­ ментальном траулере «Треска» в его очередном рейсе. ч j h i i i i i i i f l i i i i i i u i i i i i i i i i u u i H

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz