Рыбный Мурман. 1964 г. Январь.
РЕЗЕРВ СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТА пыиПппЛеДН11е ДВа Г0Да П0 плаиУ с юга склоны банки омываются шаяся нами сельдь не питалась. 1JMПРО активизировался поиск атлантическими водными массами, однако в одном из уловов преоб- нслаидскои сельди в зимнее вре- Температура воды в октябре по- ладала активно питающаяся мя. Наши промысловики облавли- степенно снижается на южном сельдь, желудки которой были вают ее летом на северо-востоке склоне банки от 7,3 до 6,6 гра- переполнены свежезаглоченным и к северу от Исландии. Сравни- дуса. капшаком. I тельно большое, стадо крупной, Концентрации сельди лучше бы- * Наибопее хорошая сырьевая ба- упитанной сельди, t располагав- ли на южном склоне банки. Вы- За дня поо^звомтельного сельля шееся на западе от острова, нами метка сетей непосредственно иa i производительного сельдя- не облавливалось. к о с я к а м ? ТЛ Г промысла на ба»ке ЛаУтРа’ Проведенные исследования на глубинами моря от 185 до 240 ™бре м Т ^ ь д Г Й л ’и^е8 тТк экспедиционном судне «Академик метров, причем сельдь более плотны В декабре - январе ога Книпович» в течение двух осен- устойчиво распределялась и луч- подходит близко к оыбо£овной них периодов в юго-восточной ше облавливалась над глубинам» зо^ Исландин п на непподо 1 жи-‘ части Датского пролива позволи- моря 230-240 метров. ' ^ н о е время заходит Г Г е ли выяснить распределение и воз- Подъем сельди в верхние гори- О значительных запасах сетьди в можность промысла исландской зонты происходил с наступлением это« районе можно судить по вы л«ЛЬД*ЯпкЭТ0М Ра,ЮНе ° 0К РЯ Г " ЮТи' а прн пасм>’Р»ом неб*> в сокому вылову успешно промыш- по январь. безлунные ночи она поднималась ливших здесь до 100 исландских На западе Исландии находится до 20-метрового горизонта, в рыбоповных сейнеров В ноябре большая банка Лаутрагруин, на ясные же и лунные ночи подъемы Академик Книпович» взял полней которой в октябре конвднтрирует- ее достигали 40-50 метров от по- груз селЬдИ за пять дрейфов. ся исландская сельдь. Этот район верхности. В верхних горизонтах Средний вылов на сеть в Т о т •# * л лmr\ л /> л ^ ^ период колебался от 1С0 до 230 и w m п з ч п и и н п г л ч а п я м т р п а ' с Г Р - \ r r i w 11! т / м - ч . 1 . . . . . . . _______ _____ НИМ различного характера: с се- утра, иногда опускалась несколь- килограммов вера близко подходят субполяр- ко раньше, ные воды Гренландского моря, а В пятом году семилетки крупного трудового успеха добился экипаж траулера «Мурмаши». До срочно выполнив план по добыче рыбы, моряки этого .траулера вывели свой корабль в число «первой десятки» лучших судов флота. Запевалами всех славных дел на «оМурмашах» являю тся ударники коммунистического труда, та кие, как Ч. В . Подорский, мастер по обработке В . И. Павловский, второй помощник капитана кан дидат в члены К П С С Б. П. Савельев. По ним дер ж а т равнение в труде товарищи по работ*. Н а снимке: ударники коммунистического труда е траулера «Мурмаши» (слева направо): Ч . В . По- s дорский, В . И. Павловский, Б. П. Савельев. Фото Б. Осокина. П у с т ь не будет таких историй Диспетчер Филипп Рожнов пе- тельиость к себе, к своим товари- ............. решагнул порог курилки и весело щам по работе. Труженики наше- ходим иыл небольшой ремонт ко- но и с большими пропусками за- 20 или 40 метров. Предусмотрена 7 лет без ремонта При облове сельди на байке Проведенные исследования в Лаутрагрунн нам не приходилось районе банки Лаутрагруин в пользоваться поводцами длиннее осенне-зимние месяцы 1962 и 1963 50 метров. Поскольку исландская г°ДОв дают основание считать, сельдь в этот период года являет- что положение плотных концент- ся очень упитанной и вершину ее раиий сельди является стабиль- размерного ряда составляли осо- ным в октябре и особенно в но- бн длиной 30—31 сантиметр, то ябре и в первой половийе де- и лучшие уловы были в сетях с кабря. Группа судов, в 20—25 Тваулев «Хавьков» семь лет ЯЧ€€Й 36-34 миллиметра. В стоя- единиц, может успешно промыш- тнжил в наш > вомйнта Гойчас щих для контроля сетях с ячеей лять здесь крупную и высокоупи- “ “ Т * „ ^ М0НТ*- сейчас 28 мнллнметров рыба прн вы. танную исландскую сельдь. Впол- судно впервые за эти годы встало борке сильно осыпалаеь. Располо- не возможно, что будет успешным В 2*КВДШ| Ремонт. жение дрифтерного порядка сетей промысел этой сельди в дневное Такой отличной работы меха- у нас было с северо-востока на время тралами с судов типа ниэмов экипаж достиг благодаря юго-запад, снос за дрейф состав- «Пушкин». ПОСТОЯННОЙ заботе И умелому лял от трех до пяти миль в се- В. ПАХОРУКОВ, сотрудник УХОДУ за кораблем. Особенно бес- веРном направлении. Облавливав- ПИНРО. покоился о хорошей работе ма- шинного отделения старший ме- большом волнении моря приборы электронного отметчика «Каль- ханик И. Г. Бутенко. Если необ- ие только не регистрируют рыбу, мар» устанавливаются участки во сказал: го участка так и поступают, но, — Ну, ребятки, готово, ва- к сожалению, не всегда. ляйте! Вот, например, 23 января при Рабочие из бригады Георгия бункеровке траулера «Тула» вдруг Васильева, позванивая стальными остановился транспортер — сле- лопатами, дружно высыпали на тел приводной ремень. Грузчик улицу. Они сегодня снабдили топ- Егор Шаров выскочил на'причал, ливом уже три промысловых суд- чтобы оказать механизатору на. Дело складывалось так, что Дмитрию Степченкову поапьную до конца смены бригада, в кото- помощь. Ремень с большими уси- рой царил трудовой подъем, за- лиями был водворен на свое ме- бункерует и этот траулер, на ко- сто. Степченков нажал кнопку торый ее направил диспетчер. Ни- пускателя... чего, что времени в обрез — один — Жжик!.. час двадцать минут, — грузчики, Это опять слетел ремень. Он случалось, укладывались и в бо- снова был натянут на шкив элек- лее 'короткие сроки Однако радость портовиков В тщетных усилиях промелькнули быстро потухла. Палуба судна двадцать минут, тридцать. Меха- оказалась загроможденной бочка- низатор чертыхался, «костерил» . ми и разным хламом. Кочегару старшего транспортерщика. Лег- потребовалось 30 минут, чтобы кий напомине, прибежал Алексей открыть люк кормового бункера. Гончаров. Хлестко, как удар бича, Когда же рабочий Егор Шаров прозвучала брошенная им реп- предложил вахтенному матросу лика: убрать бочки в надлежащее ме- — Вот до чего двводит пьянка? сто, тот огрызнулся: „ — А ты чего смотришь? — — Вас тут, начальников да уколол его грузчик Клименок. приказчиков много, убирайте — Ты, ты, — передразнил Гон- сами. чаров. — Я человек маленький, Наконец, усилиями грузчиков и нечего «тыкать»! команды судна траулер был под- Подозрительное затишье в ра- готовлен к бункеровке. Часы по- боте вынудило диспетчера Васи- казывали без двадцати минут во- лия Кузнецова поменять тепло и семь... Драгоценный рабочий час уют помещения на метельный ве- был потерян. тер, гуляющий на причале. При- Эти события происходили в близившись к суетящимся рабо- ночную смену 22 января на трау- чим, он перво-наперво тоже под- лере «Моршанск». пустил шпильку, имев ввиду смен- Вечером того же дня «отдач»- ного инженера, лась» команда траулера «Гроз- — Не придет, не посмотрит» кый». По его палубе мотались, Ремень закрепили, однако обес- словно неярикааяяые, только два салел мотор. Сменный инженер человека — к*трос да штурман. Ветр Повои, который вскоре при- На обезлюдевшем судне царил шел сюда, вщмдслм причину полный хаос, а порядок наводить бесполезны^ было некому. Судно пришло иод — Разве , бункеровку, но там был обычный все щели для многих судов непорядок — не же на ле опущен на палубу трал с Правой В резу, стороны рубки. А ведь письме»- волынки ное указание о том, чтобы зара- зился нее прибирать трал, имеется у времени, каждого капитана судна. боту. И Стонт ли еще приводить приме- лица ска ры халатности промысловиков, вх гично кив равнодушного отношения к делу? таясь Думается, что не стоит, ибо даль- новинка пр нейшее перечисление таких несу- груз'вины разностей займет всю газетную ках бункеро полосу. залось и ло Было бы непростительным ли- начальника у цемерием умолчать о собственных который мяг» ошибках, то есть об ошибках товиков. Зима приносит иЩ^~£ра>(ется "сказать, нет, крикнуть угольщикам, дополнительные тр^Щк $о весь голос: «Давайте же, до» ности: чаще слетаю»); лриводнче^^ре друзья-товарищи, трудиться ремни, коченеют и аяте^буксуют ^Лобада, дружно, согласно, чтобы ленты транспортеров^ усиливается не было простоев ни по вине яро- пыльность угла. То эДееъ, то там мысловиков, ни по вине по^ГОви- работу застопорит мерзляк... В ков!» 4 . борьбе с коварством стихии одно А. НЕСТЕРОВ, грузчик рыб- средство — повышенная требова- ного порта. рабля, его делали в рейсе. Отлично трудились комсомоль- писывают морежое дно. Работая с возможность ведения поиска как эхолотом «Кальмар», эту помеху совместно с самописцем, так и са ды судна вместе с секретарем можно устранить. с пульта упра-.мостоятельно. комсомольской организации А. А. Секушиным. Правильно, умело ор ганизовал работу всего экипажа капитан В. А. Суворов. „Кальмар" выдержал испытания вления оператор по желанию мо-” Используя новый рыбоискатель, жет опустить или поднять вибра- траулер «Запад» достиг больших торы. Из практики работы с при- успехов. После установки прибо- бором установлено, что новая си- ра в июне 1961 года началась стема, против ранее применяемых опытная эксплуатация. До конца года корабль сде лал четыре рейса в Баренцево мо ре. Умело исполь- лт зуя прибор на __________ Учеными и промысловиками неподвижных вибраторов, более поисках рыбы, траулер успешно тромотора, но беда повторилась, проводятся большие работы по эффективна, позволяет вести по- выполнял рейсовые задания. В о ..................... ......... ............. - ‘ расширению и освоению новых иски и держать под наблюдением ноябре i961 года судно возвра- районов лова рыбы в Северо-За- косяки рыб. в то время как дру- тилось с промысла и доставило в падной Атлантике, Гренландии, гие приборы не регистрируют их. порт 220 тднн рыбы, перевыпол- Кораёли флота рыбной премыш- Важнее значение имеют и дру- нив рейсовое задание в 1,5 раза, ленности успешно облавливают гие усовершенствования, введен- Успешно был закончен рейс и в косяки рыб на малых и средних ные в «Кальмар». С изменением декабре. В порт ™«тпнлено 267 глубинах. Экипажи чаето выходят диаграммы направленности прие- тони рыбы. ма свалы больших глубин, где оо- мо-иадуча»щен системы с «ши- С января по маит 1962 roia иаруживают скопления рыб. Ис- «мс иа «узкую»- пведставляет- января по март года «•црпамний 6 <пыииу глубин мопей - ^ нределнлие! Траулер «Запад» проводил поиски следование оольших глуоии морей ея вюможжкггь уточнить положе- пппмыппни* на и океанов и освоение промысла иа п е нез KODnvcoM судна а °Р °МЬ1СЛ®ВЫ^ концентрации на ни\- «тянут™ иажнрйшей чажачей - н»д корпусом судна, a gaHKax Сен-Пьер. Банкере. Боль- вих являются важнейшей задачей. при поиске рыбы на больших глу- IIIVIA ппмпш. * тгпм нйнркпяпн В связи с расширением диапа- бинах сосредоточить импульсную - помов*ь ® этом войсковом чпна nficiPivPMHx чкипа- «Г си^редотичшь импульсную реисе оказал «Кальмар». Прибор зона глуоии. ооследуемых экипа энергию в узком конусе. Большая ПП.,ВЙ, Я1 й. , тн ПЛ11„_И пп„ жами, изменились и требования, МОшность излучрния и выспкяя П0зввлял ^ести поиски рыоы при ппелъятяемые к рыбопоисковой ™ ^ < высокая В0ЛН€НИИ моря 5 _ б баллов. За технике.' Устаревшие эхолоты , !яют регистрировать четаё Счет »«- ЮЛ-4. НЭЛ-5Р и ря, эхолотов „ Г ^ ™ Г н Г т о и и ы е орга“ ы **»- иностранных м&рок не ооеспечи- молодь рЬ 1 бч так и скопление рыб вают поиска рыбы на оольших на ГЛубинах 700— 900 метров, глубинах. В результате возникла настоятельная необходимость со- Записанное на эхограмме скоп- ^ ЛДЦ.Ш1Ц voulv uvua„,- здания новых образцов рыбоиска- -^ние рыб необходимо расшифро- жено промысловое скопление оку- телей, позволяющих вести поиски вать> &сть правильно понять. От ^ на глубине 500— 550 метров, рыбы на глубинах до 1000 мет- правильности расшифровки пока- y]i0BbI достигали 4 тонн на час ров. Поэтому в течение 1960— зании часто зависит успешный тралеиия северном склоне 1961 годов нашей промышлен- л<>в промыслового судва. С целью gaHK1J записанн екопления неиз- ностью по рекомендации и при ал- облегчения расшифровки записеи вестнш рь][| на глубине 850 мет- На северо-воеточном склоне Большой Ньюфаундлендской банки в помощью эхолота было обнару- когда уг ем, да и тому всей этой « Т у *» »pj- сверх использованы ров. тивном участии ПББР0 был со- в новом эхолоте здан опытный образец рыбопоис- следующие дополнительные уст- ^ октябое 1963 года тваулев клип™ аттптя «Кальман» Он роиства. Плавным изменением „ ° " тяоре 1305 года траулер кового эхолота «дальмар». ии имиуткга плийипа- «Запад» возвратился из очередно- был установлен на траулере длительности импульса подонра ппигк. п п 9алаш,е по гЪпал» ются условия четкой регистрации. г“ поискового рейса, задание по <чйапад». л ----------обследованию Северной Ньюфаунд- Пв своим поисковым канествам ^амая короткая длительность нм- • ^ Большой Нью- навый эхолот •ппевосхажт ранее пульса обеспечивает высшую раз- м новый эхолот превосхидц! рлнее j - пппрпйилрт !. нрпйуп фаундлендскои банки выполнено. выпускаемые и применяющиеся на решающую способность* неоохо чирпш - ятлиия Pvnftv пплмысланого Ллота что димую на поиске придонных СКО- аи силузчацнл судах промыслового флота, что ^ тгпимрнми » r само- «Кальмара» в промьгелотых усло- я^!яется далышишим шагом в плении рыо._ применение в само суповых у г о н я т ГР- развитии отечественной гидроаку- писце устройства «белой линии» вюгх и в. суровых условиях стической техники. Впервые в помогает разделить запись рыбы вера подтвердила ценность и на- тся к иару-4 конструкцию эхолота введено вы- от грунта, когда рыба держится дельность прибора. Сейчас с уве- --- ------------- •\ .в __ _____ _ ППТТТЮП 7(110 ______ __ _ - ___ —_______ __ —_ ___ дисциплины. ^ двнжное устройство, позволяющее вблизи дна. выдвигать вибраторы под днище Промысловики хорошо знают, судна. Замечено, что на ра*о- насколько важно использование тания. g несомненно он будет те' поискового прибора отрица- электронных отметчиков на тра- тельно сказывается волнение ловом лове трески, пикши, окуня, моря. Во время качки под вибра- Просматривая придонные слои в торы попадают воздушные пузы- увеличенном масштабе, уточняют рьки. препятствующие прохо 1 йДе- и дополняют данные, полученные ренностью можно сказать — «Кальмар» выдержал все испы- надежным помощником рыбаков. О. ШАТОБА, инженер. «РЫБНЫЙ МУРМАН» нию ультразвуковой энергии. При с ленты самописца. На экране 28 января 1964 г. 3 втр. •ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz