Рыбный Мурман. 1964 г. Январь.
ОПОЭЗИИ ИНАЧИНАЮЩИХ ПОЭТАХ f _ — -------- -------- ------ ---- л— .....—....- — -.... . баках. В стихотворении «Шторм» Д И ' I ДпЦДР Иванов рассказывает о штурмане, g который во время шторма размыш- ^ За довольно короткое время к нов наблюдателен, внимателен к цам в редакцию пришло 130 сти- окружающему, а стихи у него по- хов. Их пишут матросы, штурма- лучаются нескладные, корявые, ны, pa6QTHHKii рыбного порта, ры- Почему? Он усвоил только одно — бокомбината. И многие нз этих окончания некоторых стихотвор- товарищей, вероятно, обижены ных строк (строф) должны быть «невниманием» к их произведениям созвучны, должна быть рифма — и со стороны редакции — они не все! Незнание азбуки, основ сти- находят своих стихотворении на страницах газет. А короткий от вет—«редакция не имеет возмож ности опубликовать ваше стихо творение» — их не всегда удов летворяет. Некоторые уходят из редакции, затаив обиду, в душе не согла шаясь с тем, что их поэтические хосложения рождает неверное об ращение со словесным материалом. и силлаботоническую системы стиха. Их * закон — сохранение одинакового числа ударений в каждой строке. Безударные слоги при этом не учитываются. То есть главным в каждом стихотворении должен быть ритм, создаваемый ударными слогами слов. Наиболее распространены сти хотворные размеры (сочетание ляет о своей ответственности за судьбу людей: «Он знает — одна лишь оплошность, И команда навеки рассталась с землей. Но у каждого жены, невесты, А их не возьмешь ты с собой». Нелепо утверждать, что, у одно- N го, тем более, как заявляет автор, N у каждого жены, невесты. А пос- S ледние строчки вызывают ужас. № Не ложится у Колбунова слово ударных и безударных слогов) в строку, он чувствует, что оно хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, не звучит, и ломает это слово так, ана ест. Скажем о некот рых, как ему вздумается. А тут «ощети- С ихотворный р змер, когда ниваются» законы русского язы- один ударный слог (п рв й) чере ка. Стихотворение получается бес- дуется с одним неударным, назы- помощным, безграмотным. Есть, вается хореем. Когда в строке че- Штурман сожалеет, что он мо- опыты очень слабы. Возражение например, в одном его стихотворе- тыре ударных слога, или по-иному жет «расстаться» с землей, не 'авторов на этот счет бывает пря- нии такая фраза: «Ты мне очень — четыре стопы, то ясно, что сти- захватив с собой «жен и невест», мо-таки железобетонным: «А то- нада». хотворение написано четырехстоп- Бездумно писал автор! Правда, он варищам нравится». И человек — Попытайтесь, — говорю ему, ным хореем. Пример: и сам сомневается, «есть ли хоть продолжает писать стихи, нимало — писать не стихами, а прозой. «Бу-ря мгло-ю не-бо кро-ет». Но немного стихотворного смысла в не задумываясь над тем, что он Напишите о своих мыслях, о своих хорей может быть трехстопным, моих стихотворениях». К § бесполезно тратит н свое время, и товарищах по работе просто заме- время товарищей, которые, слушая точку. Разве-у вас нет друзей, о его стихи, боятся его обидеть. Не- которых стоило бы рассказать? правильно это. Надо сказать прав- — Нет, почему же, есть,—отве ду. чает, — план мы iio первым стихам нельзя су- няем. Да только пятистопным и т. д. Стихотворение Бывает, что ударение в стопе мания и может падает на второй слог. Тогда этот когда оно дает размер называется ямбом. Прочти- гащает мысли и чувства хорошо выпрл- те «Евгения Онегина» Пушкина, А во лТногих стихах, которые идут в прозе я не Вы почувствуете* что он написан к нам в редакцию, к сожалению, дить, талантлив начинающий поэт умею. В стихах легче. Там думать четырехстопным ямбом. нет ничего нового. Они повторяют или бездарен. Надо правильно ори- надо, в прозе. Я не умею складно Если в трехсложной стопе (один общеизвестные истины истертыми, ентировать человека, — говорил связывать слова. В стихах — дру- слог ударный, два — безударных) шаблонными словами. У них и на звания-то почти или совсем оди наковые — «До свидания, Мур манск». (Геннадий Спиричев, кон- Завтра исполпнете* 60 лет со рождения одного нз самих любимых писателей нашей дет- ^воры — Аркадия Петровича Го~ " ликова (Гайдара) (1*04—lM t). своей жизнью и творчеет- оя оправдал свой пс:вдо- Гандар», что по-мокгоаь- означает «всадник, скачу- Он был таким! всю жизнь. поэт М. Исаковский, — чтобы он гое дело. ударение падает на первый слог — знал, что ему делать, чтобы он по- Тут уж на память приходят это дактиль. Есть стопа, в которой нял, что поэзия требует не только строки Владимира Владимировича ударение падает на третий слог: таланта, но и большого труда, боль- Маяковского: «Изводишь единого «У-ка-жн мне та-ку-ю — о-би-> ших знаний. слова ради тысячи тонн ело- тель» — эти строки написаны Наша сегодняшняя действитель- весной руды». Лучше и не ска- трехстопным анапестом, иость, наше завтра, труд на благо жешь о громадной работе поэта, Певучесть, плавность, ритм в любимой Родины, друзья, това- о труде сложном, имеющем свои стихах создают правильное чередо- рищн вокруг, их мысли, поступки законы, технику, правила. Их, без- ванне ударений. Не следует забы- так далее. Бродят — все это может дать бесчислен- условно, надо знать, хотя техника ные темы для стихов, поэм. Да, о играет служебную роль, ибо тех- многом в нашей жизни хочется го- ника стиха — это далеко еще не ворнть возвышенно, стихами, а поэзия. если уж они не получаются, лучше Незнание этой техники, азбуки рассказать об этом в прозе. Но... поэтического мастерства, его приходится сталкиваться с убеж- сложности — это самое характер- в газете прислал в редакцию пись- дать тему поэзии. дением, что стихами — легче. ное для многих наших любителей мо курсант высшего мореходного чтобы раскрыть ее, нужен боль- К "чудесных книжек о жизни де Как-то пришел к нам в редак- писать стихи. училища Эдуард Терехов. Почему шой труд, нужно суметь найти та- ^ тей в нашей стране, цню консервный мастер А. Ф. Кол- Несколько слов о самых глав- они не опубликованы? Потому, кие мцели, такие образы, словес- }> Миллионы большие бунов. Он любит на досуге ела- ных, основных законах стихосло- что неграмотны с точки зрения ньге краски, чтобы они обогатили ких читателей xopoi еать стихотворные строки, вклады- жения. Классики русской, совет- русского языка, законов поэзии. В читателя. Конечно, рецептов го- «Тимура и его команду», Й свои мысли, чувства, Ской поэзии, как правило, брали и них перепутаны все размеры, сти- товых нет и быть не может. ^ «Р.В.С.», «Школу»Г «Военную* силлабическую хотворные ударения не совпадает Стихи пишут сотни людей, но тайну», «Голубую чашку», со смысловыми. Одно слово иног- поэтами становятся очень немно- {>«Судьбу барабанщика», «Чука да получает ударение на двух гие. То, что стихи пишут многие и Гека» и другие произведения . слогах. Слабые очень рифмы — со- моряки, это хорошо, это говорит Гайдара, ли — просолил, судьбе — срубы, о их любви к романтической про- С перв сердце — лицо, морозе — измо- фессии рыбака, к литературе k рось. растущей культуре тружеников Есть у Терехова такие строки: рыбного Мурмана. Только пусть «Из былин мужики с бородами каждый, кто возьмется k l ------ ------ -----*—~ - сервный мастер тралового флота), ^ щий впереди». «До свидания, Мурманск» (Вл. Чн- ^ всю жизнь, бирев), «Моряк уходит в дальний S Гайдар горячо любил и коро- путь» (И. Казимиров), «Наступил шо знал родную стран;. Он час расставания» (Р. Бабкин) и исколесил ее вдоль и поперек: 1 в названиях ^сначала в походах как 5оед, вать, что стихотворное ударение чайки, подруги, штормы. Расска- S затем как журналист-газетчик ^ падает на тот же слог, на кото- зано о них словами трудными, се- }ч и писатель. Гайдар побывал рый приходится и логическое уда- рыми, скучными. Прочтёшь иное — {$ Сибири и Средней Азии, в Кры-i рение, то есть слово не искажает- ладно, складно, а о чем оно? Что ^ му и на Украине, Дальнем Во-а ся при произношении. оно дает? Ничего. стоке и Мещере, на Урале С надеждой увидеть свои стихи Все, что нас окружает, может S Кавказе. За 15 лет своей лите-И Но для того, }S ратурной работы он создал ряд0 ^- у с к ек з е-d п -™ о. тей r нашей стпг вая в них свое восприятие природы. Колбу- берут за основу НОВЫЕ СТИХИ ых дней Великой Оте- Наш лучший праздник средь тяжелых буден Родного порта близкие огни. Наш быт, наш путь порой бывает труден, Работа хлеборобов нам сродни: Они — поля, мы океаны пашем, Идя сквозь дождь, раскалывая льды. И мы гордимся урожаем нашим, Совсем, как и они, своим горды. В сердцах у нас живет о нем забота, Его хотим мы получать сполна. В-нем все: наш труд и соль седьмого пота, м е ч т а у н а с И ночи, проведенные без сна. Ложится за кормою метр за метррм. Так хлебороб кладет зерно к зерну. Упорно споря с бурями и ветром, Мы тоже поднимаем целину. В комбинезонах, все равно что в робах, Легко дружить с мечтою и трудом. Одна мечта у нас и хлеборобов: Страна родная, крепни с каждым днем! В. НАСОНОВСКИЙ, штурман. били зверя, ловили рыбу, зимова- прежде подумает: «что и как я ^ партизанском отряде в при-» ли во льдах, голодали, подчиняя хочу рассказать, сумею ли, хва- Ь днепровских , л ^ А ---- ---------- —-------, ------------------- » ---- г , ...............AU 1 J j y u v .v .i\u ja iD , v,) m c iu ЛИ, ADA* ^ ----------- 1 ........... ......... ЛвСйХ . О Н ПОГИб С себе судьбу». Здесь автор грешит Тит ли у меня для этого знаний?». Й оружием в руках, до последней^) против истины. Былннные «мужи- Но к нам, конечно, приходят и \$минуты, всем своим делом под-g ки», может, и подчиняли себе судь- не только слабые произведения. Й тверждая правду написании- J бу, но поморы Севера далеких бы- Хорошо владеют поэтическим им строк. линных времен не были хозяева- словом Анатолий Гуинн, Ян Фельд- {$ Имя Гайдара, верного солда-] ми своей судьбы. штейн, 10. Иконников, В. Ци- $ та революции, его замечатгель- Смысловых, грамматических и бульский, кочегар буксира «Ми- $ ная жизнь и необычная писа-^, поэтических ошибок достаточно в кула» Станислав Пименов. Тепло J / тельская судьба стали живой^ стихах моториста А. С. Василев- рассказывают о морской службе .4легендой. з т ского, работника охраны рыбного матрос плавбазы «Жан Жорес» Вя- порта А. П. Смирнова, матроса чеслав Квашнин, В. Низяев, И. Казимирова, помполита Ф. Н. М. Иванова и другие товарищи. С Чумака,-матроса Р . Н. Бабкина, некоторыми из них мы и знакомим В «Мурмансельди» работает сегодня наших читателей. В. Изанов. Его стихи о море, ры- Г. ЛЫСЕНКО . Ш е Ж Г проверяй Мой город «Дорогая редакция! Я очень благодарен" за то, что в но мере газеты «Рыбный Мурман» 3 декабря 1963 года помещены мое маленькое письмо товарищам Я ВАМ БЛАГОДАРЕН, ЛЮДИ! Здесь меня научили жизни, Зубы стиснув» в беде молчать. Здесь меня научили люди Власть над пламенем гордым держать. Здесь прошел я огонь и воду, Был в соленом и едком поту. Здесь набил кровяные мозоли, Приобщая себя к труду. Старый ас в кочегарском деле Мне себя целиком отдавал, Помогал мне справляться с топкой, Коль при чистке я вдруг пасовал. Он привил мне любовь к зарницам, Что бушуют в топках всегда. Он меня научил не страшиться, Когда льет в кочегарку вода. Я горжусь, что живу вместе с ними. Дружбы их не забуду вовек. Здесь меня научили трудиться, Здесь назвали меня—Человек! С. ПИМЕНОВ, кочегар буксира «Микула». В М О Р Е — Д О М А У моряка такая доля: Придешь к причалу — тянет море, А там поборешься с волной— И снова хочется домой. Дрейфуешь где-нибудь в тумане, «РЫ БНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654 В большом, холодном океане, И вновь на сердце моряка — По милой Родине тоска. Но все же мы и в море — дома, И даже в водах незнакомых Салон, каюта корабля Для нас — Советская земля. А. ГУНИН. Недавно в красном уголке об- общежитии пьянки пускала но- £ посвященное ™ стихотворение, тржитиа млйпАгА п л п т о ЛгГ п ! ! иищежитии, пьянки, пускала но- л Смог с помощь* газеты связать- гтя ншнгпгп 1я\ чевать посторонних людей. В об- ся с моими товарищами по рабо- цкого, 1о) проходило засе- щежитии происходили драки, кра- те. Пусть теперь перед нами стоят дание народного суда по делу быв- жи вещей. Да и сама комендант различные задачи, но у нас ос-— шего коменданта этого общежития за хулиганство не раз привлека- таются одни интересы, это прежде Г. Г. Никифоровой, которая была лась к ответственности. всего интересы нашей любимой приговорена к трем годам испра- 0 непорядочном поведении Ни- РоД11НЫ- 0дн.° из мопх последних вительно-трудовых работ. кифоровой были поставлены в из- с™ х? твоРеш т’ которое называется Случай с Никифоровой пои,ал, вестпость руководители ЖКО, пор- Т £ о з" m , S S " UM что в /IihO рыбного порта (началь- тового комитета и парткома. Одна- женикам. ник тов. Кондратюк) не все бла- ко Никифорова отделалась лег- Т - ким испугом и поведения своего иием кадров. не собиралась изменять. Что же произошло? Получая с проживающих в об- В апреле прошлого ^ года на щежитии квартплату, Никифорова должность коменданта общежития подделывала квитанции, а иногда оыла принята некая Никифорова, и вообще их не выдавала. «До- Предоставив ей довольно большие ход» ее от этого составил свыше права, тов. Кондратюк, не зная 160 рублей, деловых и моральных качеств Кроме того, Никифорова имела вновь принятого работника, не поддельный паспорт, по которому контролировал ее деятельность. А хотела сменить фамилию, вероят- тои этого только и надо было. Поль- Н0) д ЛЯ T0r0j чтобы избежать от- зуясь своим положением, комен- ветственностп за совершенные дант с пьяниц, нарушивших поря -1 грязные дела, док, стала брать «откупныв». Виновная поцесла наказание,, i становила она и свою «таксу»— Но и товарищам; из ЖКО и порто- 3— 5 руолеи. А те, конечно, пла- В0Г0 комитета,, профсоюза надо _ ■ X * “ 8“ Г с д е '1 ? т ь ce» W 4 « a 5 Ии4’' 1пр9ЯЬтЗШ№ нате, которая находится тут же в сержант милиции Я буду очень рад, если оно им понравится». Город мой! Далекий, заполярный, Как ты д^рог, близок мне. С суровым морем дружат парни, И дружбы этой нет верней. Город мой! Снега да сопки, Шумный рейд, волны прибой, Твой зимний день люблю короткий. Ты самый теплый, город мой! Люблю сиянье в небе чистом, Твоих гудков певучий хор. Город мой! Родной, плечистый, Люблю тебя — ведь я помор^ !с i j. В. ЦУКАЛ ОВ. ; Редактор ft. Ф.: ФЕДОРОВ. 1.1и |Д= W * р,- .“ ТПГйГЛ- 7П7[Г- и «Полярная правда* Зак, 187, Тир. 5000, ПН-02023
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz