Рыбный Мурман. 1964 г. Январь.
Трал я 1964 год должен стать годом коренного перелома в работе в тралового флота. Как показало прошедшее девятого января собрание партийно-хозяйствен- ного актива, для этого имеются все возможности. И одним из путей к достижению высоких уловов является широкое внед рение орудий лова, изготов ленных из синтетических мате риалов. О преимуществах тралов из капрона говорить не прихо дится, но они и стоят примерно в три раза дороже, чем пенько вые. Это должно заставить промысловиков больше забо титься об увеличении долговеч ности капроновых орудий лова. Я не принимаю, во шйшание работу ими на хороших грун тах. Но если экипажи пр'омыш- . ляшдо районах, где ^яжелые, * задевистые грунты, то капдоно- * вые тралы также могут остав- ■ ляться на дне, как и пенько- ■ вые. А достаточно раз-другой ■ потерять орудия лова на заде* ве, как экономический эффект рейса-будет смазан и треска станет превращаться в золо тую рыбку. Попасть же на задев во вре- 5 мя траления — дело нехитрое. Промысловые планшеты далеко не полностью отражают грунто вые особенности районов, очень 2 много задевов не обозначено. Бывает и так, что по одному и тому же месту один корабль ■ пройдет хорошо, а другой ока жется на задеве. Все зависит от действующих во время тра- ■ ления факторов: под каким 5 углом к склону идет судно с тралом, как вооружена ниж няя подбора, какой длины ка- ■ бели, сколько вытравлено вае- ■ ров, какова скорость траления... Возникает вопрос — имеются ли такие приемы снятия с за- ■ девов, при которых можно избе- попал на задев жать большой аварийности тралов? Да, есть! Основываясь на своей практике, могу ска зать, что не существует такого задева в промысловых районах Баренцева моря, с которого нельзя было бы снять орудия лова. При работе на тяжелых грун тах от вахтенного штурмана, механика, мастера по добыче рыбы требуются особая бди тельность, четкость, аккурат ность. Мастер по добыче при взятии ваеров на стопор дол жен проверить, не затянуты ли сильно стопоры ваерных бара банов. Следует набить простей шие марки на обоих ваерах в в районах комингсов резервно го трюма. В этом месте за ними удобнее наблюдать вахтенно му штурману. В случае про травливания ваеров их необхо димо подравнивать. При задеве вахтенный штур ман должен быстро остановить движение корабля вперед. Про медление в данном случае, гро зит обрывом кабелей или вае ров. Если курс судна до задева располагался по волнам или те чению, то снятие с задева про изводится следующим образом. После отдачи ваеров со стопо ра, при положении руля в сто рону рабочего борта, дается средний ход. В зависимости от силы ветра, течения, а также мощности машины на некото рых судах можно давать и полный ход (на первоначаль ный момент маневра). Затем начинается выборка носового ваера. По мере продвижения судна вперед натяжение носового вае ра ослабевает, делается пово рот в сторону задева. Выбрав две марки носового ваера, нуж но включить барабал кормово го ваера и производить выбор ку ваеров одновременно. С помощью переднего хода, заданного судну руля, выборки ваеров происходит разворот траулера на носовом ваере и снятие с задева. Не.дойдя до линии натяже ния носового ваера градусов двадцать, необходимо сдержи вать судно на повороте. Это нужно для того, чтобы нос суд на не мог увалиться под ветер, иначе во время снятия трала с задева трал может запутаться. Как только носовой ваер бу дет подходить к положению от весно, движение корабля впе ред прекращается. Вот в таком положении, когда судно нахо дится строго над задевом, ору дие лова очень хорошо снима ется с любых задевов. Выборка ваеров производит ся до тех пор, пока за бортом носового ваера, с учетом длины кабелей, останется менее од ной глубины. После этого вы борка носового ваера прекра щается и выбираются две мар ки кормового ваера. Подравняв таким образом ваера, дальней ший подъем-* трала произво дят обычным путем. Во избежание намотки вае ров на винт управлять судном во время маневров должен сам капитан, а вахтенный штурман ему помогать. Если задев произошел* при следовании курсом на ветер^или по течению, выход судна на за дев производится с помощью дрейфа или сноса. Выборку вае ров в этом случае надо произ водить по мере наноса судна на ваера. Судоводителям пора отказы ваться от снятия с задева по принципу—тащи, что достанет ся. Он приводит к потере ору дий лова, к снижению добычи, к перерасходу государствен ных средств. И. КУЗЬМИН, капитан. Гввнврвввввшквсво Д л я к о ш е л ь к о в о г о При проектировании кошелько вых неводов основными условия ми являются: умение правильно выбрать р а з ме ры , правиль но п одобра т ь необходимый ассортимент делей, наиболее вы годный коэффициент посадки и.т. д. Советскими и иностранны ми учеными подробно исследовано и доказано, что главным факто ром, определяющим длину ко шелькового невода, являются раз мер косяка рыбы, скорость его перемещения и скорость хода суд на во время выметки невода. Но сравнению с иностранными ко шельковыми неводами у нас при меняются невода значительно больших размеров по длине, хотя они и предназначены для облова одних и тех же пород рыб. Так, для промысла сельди «менхеден» в США применяй» невода длиной 285 метров, в Норвегии — 300 — 400 метров. У нас для лова саха линской сельди и сельди у побе режья Камчатки применяют нево да длиной от 450 до 600 метров. Верхнюю и нижнюю подборы кошельковых неводов обычно делают разными по длине. Прак тика кошелькового промысла по казывает, что небольшое измене ние длины нижней подборы (от 2 до 5 метров), по-видимому, не сказывается на успешном лове, поэтому и применяются невода и с большей нижней подборой и с меньшей. Однако отрицать совсем влияние этого фактора на успех промысла нельзя. Дело в том, что если нижняя подбора короче верх ней, то сетное подотно выметан ного невода располагается не по цилиндру, а по поверхности вра щения, диаметр которого умень шается к нижней подборе. Укорочение /ниркней подборы оказывает отрицательное влияние на скорость погружения невода, так как во время выметки основ ное натяжение приходится на нижнюю подбору. Это препятст вует ее погружению, а верхняя подбора идет со слабиной. В таких случаях необходимо уменьшать скорость хода судна при замете, а это ведет к затяжке времени всей операции замета. В конструкции невода, где нижняя подбора длиннее верхней, также имеются свои преимущест ва. При выметке такого невода под натяжением будет выходить верхняя подбора, а нижняя со слабиной, благодаря чему невод будет погружаться на глубину 'сразу после выхода в воду, что очень важно для того, чтобы ко сяк не ушел под нижнюю под бору. Практика кошелькового про мысла показывает, что большин ство промысловых рыб при их облове пытается уйти под нижнюю подбору, а не между клячей, и поэтому нижнюю подбору выгод нее делать несколько длиннее верхней. Это важно еще и в том отношении, что для лова атланти ческой сельди необходимы высо костенные невода, для погруже ния которых требуется значитель ное время. По данным наблюдений со трудника ПИНР0 тов. Дегтярева косяки сельди в районе Исландии характеризуются размерами 100 — 200 метров в поперечнике и до 100 метров в глубину. Исходя из этого, общая длина кошелько вого невода будет определяться в зависимости от размера косяка, скорости его перемещения (около 3 узлов) и скорости судна при за мете. Высота невода в посадке может быть принята вполне опдедеяеннб для всех типов судов и>‘ должна быть не менее 120— 150 метров^ Имеется определ<еНие, что вы: сота невода должна(быть не мень ше, одно^ десятой', еда» длины. Это ,найлучдшм..образом,'соответствует условиям кошельковаии^, т. npii кйш&лькованйи не будет про исходить «сбегания» верхней подборы. Однако чем выше стенки кошелькового невода, тем он уло вистее, и поэтому нередко встре чаются невода, у которых высота меньше длины в 4—5 раз. Точ ной зависимости высоты невода от длины не существует, и поэтому она должна выбираться, исходя из поведения сельди, независимо от длины невода. Но надо учиты вать сбегание верхней подборы, скорость которого зависит от ве личины коэффициента посадки и высоты невода. Нормальное кошелькование не вода будет происходить, когда вы сота составляет примерно одну пятую его длины. Если это отноше ние меньше, то необходимо ско рость кошельковаиия умень шить. Наиболее выгодной ско ростью выборки стяжного троса является 32— 34 метра в минуту, которая дает возможность пре дельно увеличить глубину облова косяков высокостенным неводом. При более высоких скоростях ко- шелькования нижняя подбора бу дет резко подрезаться внутрь за мета, то есть проходить на мень шей глубине. Весьма важно отметить, что для высокостенных кошельковых не водов существенное значение имеет «выдержка», то есть про межуток времени от конца замета до начала кошелькования, которое должно быть не более 3 минут, чтобы дать возможность погру зиться неводу на значительную глубину. Это предотвратит уход ■косяка лод нижнюю подбору, но и не упустит косяк в образовавшиеся «ворота». Видимо, с этой целью иностранцы при эаяете невода в самом конце увеличивают ходсуд на дополного, чтобы опередить ход косяка и шумом машины напра вить его в; обратную от «ворот» сторону; ;;т У ИНИЦИАТОРОВ СОРЕВНОВАНИЯ Тузлучный посол лучше На промысловых судах «Мур- мансельди» применяется так называемый бочковой сухой по сол. Выловленная сельдь по дается на рыбодел, сортирует ся и обваливается в соли. За тем рыбмастер ссыпает ее в бочку. За один прием он про изводит обвалку примерно 30 килограммов сельди. Таким образом, для наполнения бочки требуется три приема. Как видите, дело очень тру доемкое. К тому же этот спо соб имеет и другие недостатки. Процесс просаливания идет очень медленно, а если сельдь особенно крупная и жирная, то это грозит понижением сорт ности. При сухом посоле очень трудно добиться точной дози ровки, и поэтому соленость по луфабриката бывает разная. Нужно находить и применять новые, более совершенные спо собы посола — такую задачу поставили перед собой специа листы отдела обработки рыбы управления флота. И они успешно решают эту задачу. В одном из рейсов прошлого года на среднем рефрижера торном траулере Л* 723 нахо дился инженер-наставник тов. Гуменюк. Большую экспери ментальную работу проделали моряки под его руководством. Они производили тузлучный по сол сельди, вырабатывая полу-_ фабрикат средней и слабой со лености, а также непосредст венно на борту судна слабосо леную готовую продукцию. Моряки СРТ-Р № 723 уже по достоинству оценили этот вид* посола. В бочку заливается 25 литров тузлука, имеющего удельный вес 1,2. Затем засы лается 95 килограммов сельди и 13 килограммов соли. Никакой тебе обвалки. Производитель ность труда возрастает вдвое. Если при сухом посоле рыбмас тер смог засолить в течение ча са пятнадцать бочек сельди, то при тузлучном — тридцать. Помимо повышения произво дительности труда, устраняются все недостатки, которые воз никают при сухом посоле. Сельдь просаливается равно мерно, нет пролежней и т. п. Инженеры-технологи и мас- тера-приемщики плавбаз дали высокую оценку качеству полу фабриката и готовой продукции СРТ-Р- № 723. При самой что ни на есть тщательной приемке они смогли отнести ко второму сорту (по признаку техрвани) не бэлее 1 килограмма сельди из каждой бочки. А в бочках находилось от 85 до 95 кило граммов полуфабриката или готовой продукции. Практиче ски это означает, что, приме няя тузлучный посол, экипаж Цри облове косяков рыбы на большой глубине весьма сущест венное значение имеет коэффи циент посадки сетного полотна. Профессор Ф. И. Баранов, рас сматривая этот вопрос, пришел к выводу, что во всех отношениях выгодно применять большие поса дочные коэффициенты, в преде лах 0,8— 0,85. При таких коэф фициентах во время кошелькова ния невод получает большое при ращивание высоты, что очень важно для облова рыбы на боль ших глубинах. Кроме этого, высо кие коэффициенты посадки спо собствуют увеличению скорости погружения нижней подборы. Однако высокие коэффициенты посадки вызывают и некоторые неудобства в работе с кошелько вым неводом. После выметки ко шелькового невода, вследствие погружения нижней подборы на глубину, происходит сокращение (складывание) верхней подборы, а .‘это ведет к увеличению «ворот» у {клячей. В процессе кошелькова ния увеличивается скорость. сбе- .тания верхней подборы. Поэтому при промысле рыб, которые стре- может сдавать первым сортом 98—99 процентов всей продук ции или полуфабриката. На протяжении всего рейса велись постоянные наблюдения за полуфабрикатом и готовой продукцией. Бочки взвешива лись, выявлялась степень усол- ки, утечки и т. п. Наблюдения показали, что тузлучный посол увеличивает выход товарной продукции из центнера добыто го сырца. — После проведенных экспе риментов у меня появилось глубокое убеждение в том, — говорит тов. Гуменюк, — что в первом, третьем и четвертом кварталах можно успешно при менять тузлучный посол на всех средних рыболовных траулерах и вырабатывать готовую про дукцию. Разумеется, когда эки пажи ведут промысел в Нор вежском море. В Дальних За падных районах климатические условия другие, и там необхо дим новый эксперимент. Коллектив сельдяного флота в ноябре прошлого года под держал почин молдавских пи щевиков, выступил в поход за увеличение выработки пищевой продукции отличного качества из центнера добытой рыбы- сырца. В одном из пунктов принятого ими обязательства записано, что промысловики в течение двух лет намерены освоить выработку готовой про дукции на средних рыболовных траулерах типа «Океан». Это позволит, минуя дообработку рыбы на плавбазах и берего вых предприятиях, доставлять ее всразу потребителям с мар кой корабля. Более чем в пять раз сократятся затраты труда, в два с половиной раза — рас ход соли. На 130—150 кило граммов (на каждую тонну вы пущенной продукции) умень шатся потери сырца. Работа, проведенная на СРТ-Р № 723, показывает, что на флоте не хотят бросать слоя на ветер, настойчиво взялись за претворение обязательства в жизнь. Но надо, чтобы инициа торы ценного почина не были одиноки. Предстоит решить ряд проблем и среди них проблему течкою веса. На СРТ-Р № 723 пользовались обычными бун керными весами. В морских условиях они малопригодны. Взвешивание отнимает много времени и приводит к ошиб кам. На помощь морякам долж ны придти конструкторы ПИНРО, других предприятий и учреждений главка «Севрыба». Создание весов для промысло вых кораблей — задача очень важная. Над ней стоит пора ботать. В. ЕВ ГЕН Б ЕВ . мятся уйти из невода в первую очередь в образовавшиеся «воро та», а не под нижнюю подбору, посадочные коэффициенты долж ны быть небольшими — порядка 0,5— 0,67. Практика мирового ры боловства показывает, что при промысле исландской сельди вы годнее применять небольшие коэф фициенты — 0,50— 0,67. В Черноморском бассейне все большее распространение начи нают получать невода с коэффи циентом посадки 0,707 (квадрат ная ячея). В заключение следует отме тить, что основой успеха освоения кошелькового промысла является тщательная подготовка, обеспече ние судна соответствующими по исковыми приборами. Сама же конструкция кошель кового невода имеет второстепен ное значение в успехе лова, но она должна вполне определенно соот ветствовать в каждом конкретном случае условиям промысла: ти пу судна и его промысловому обо рудованию, объекту промысла. Лаборатория техники про мышленного рыболовства ПИНРО. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 21 января 1964 г. 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz