Рыбный Мурман. 1964 г. Январь.

Трал я 1964 год должен стать годом коренного перелома в работе в тралового флота. Как показало прошедшее девятого января собрание партийно-хозяйствен- ного актива, для этого имеются все возможности. И одним из путей к достижению высоких уловов является широкое внед­ рение орудий лова, изготов­ ленных из синтетических мате­ риалов. О преимуществах тралов из капрона говорить не прихо­ дится, но они и стоят примерно в три раза дороже, чем пенько­ вые. Это должно заставить промысловиков больше забо­ титься об увеличении долговеч­ ности капроновых орудий лова. Я не принимаю, во шйшание работу ими на хороших грун­ тах. Но если экипажи пр'омыш- . ляшдо районах, где ^яжелые, * задевистые грунты, то капдоно- * вые тралы также могут остав- ■ ляться на дне, как и пенько- ■ вые. А достаточно раз-другой ■ потерять орудия лова на заде* ве, как экономический эффект рейса-будет смазан и треска станет превращаться в золо­ тую рыбку. Попасть же на задев во вре- 5 мя траления — дело нехитрое. Промысловые планшеты далеко не полностью отражают грунто­ вые особенности районов, очень 2 много задевов не обозначено. Бывает и так, что по одному и тому же месту один корабль ■ пройдет хорошо, а другой ока­ жется на задеве. Все зависит от действующих во время тра- ■ ления факторов: под каким 5 углом к склону идет судно с тралом, как вооружена ниж­ няя подбора, какой длины ка- ■ бели, сколько вытравлено вае- ■ ров, какова скорость траления... Возникает вопрос — имеются ли такие приемы снятия с за- ■ девов, при которых можно избе- попал на задев жать большой аварийности тралов? Да, есть! Основываясь на своей практике, могу ска­ зать, что не существует такого задева в промысловых районах Баренцева моря, с которого нельзя было бы снять орудия лова. При работе на тяжелых грун­ тах от вахтенного штурмана, механика, мастера по добыче рыбы требуются особая бди­ тельность, четкость, аккурат­ ность. Мастер по добыче при взятии ваеров на стопор дол­ жен проверить, не затянуты ли сильно стопоры ваерных бара­ банов. Следует набить простей­ шие марки на обоих ваерах в в районах комингсов резервно­ го трюма. В этом месте за ними удобнее наблюдать вахтенно­ му штурману. В случае про­ травливания ваеров их необхо­ димо подравнивать. При задеве вахтенный штур­ ман должен быстро остановить движение корабля вперед. Про­ медление в данном случае, гро­ зит обрывом кабелей или вае­ ров. Если курс судна до задева располагался по волнам или те­ чению, то снятие с задева про­ изводится следующим образом. После отдачи ваеров со стопо­ ра, при положении руля в сто­ рону рабочего борта, дается средний ход. В зависимости от силы ветра, течения, а также мощности машины на некото­ рых судах можно давать и полный ход (на первоначаль­ ный момент маневра). Затем начинается выборка носового ваера. По мере продвижения судна вперед натяжение носового вае­ ра ослабевает, делается пово­ рот в сторону задева. Выбрав две марки носового ваера, нуж­ но включить барабал кормово­ го ваера и производить выбор­ ку ваеров одновременно. С помощью переднего хода, заданного судну руля, выборки ваеров происходит разворот траулера на носовом ваере и снятие с задева. Не.дойдя до линии натяже­ ния носового ваера градусов двадцать, необходимо сдержи­ вать судно на повороте. Это нужно для того, чтобы нос суд­ на не мог увалиться под ветер, иначе во время снятия трала с задева трал может запутаться. Как только носовой ваер бу­ дет подходить к положению от­ весно, движение корабля впе­ ред прекращается. Вот в таком положении, когда судно нахо­ дится строго над задевом, ору­ дие лова очень хорошо снима­ ется с любых задевов. Выборка ваеров производит­ ся до тех пор, пока за бортом носового ваера, с учетом длины кабелей, останется менее од­ ной глубины. После этого вы­ борка носового ваера прекра­ щается и выбираются две мар­ ки кормового ваера. Подравняв таким образом ваера, дальней­ ший подъем-* трала произво­ дят обычным путем. Во избежание намотки вае­ ров на винт управлять судном во время маневров должен сам капитан, а вахтенный штурман ему помогать. Если задев произошел* при следовании курсом на ветер^или по течению, выход судна на за­ дев производится с помощью дрейфа или сноса. Выборку вае­ ров в этом случае надо произ­ водить по мере наноса судна на ваера. Судоводителям пора отказы­ ваться от снятия с задева по принципу—тащи, что достанет­ ся. Он приводит к потере ору­ дий лова, к снижению добычи, к перерасходу государствен­ ных средств. И. КУЗЬМИН, капитан. Гввнврвввввшквсво Д л я к о ш е л ь к о в о г о При проектировании кошелько­ вых неводов основными условия­ ми являются: умение правильно выбрать р а з ме ры , правиль­ но п одобра т ь необходимый ассортимент делей, наиболее вы­ годный коэффициент посадки и.т. д. Советскими и иностранны­ ми учеными подробно исследовано и доказано, что главным факто­ ром, определяющим длину ко­ шелькового невода, являются раз­ мер косяка рыбы, скорость его перемещения и скорость хода суд­ на во время выметки невода. Но сравнению с иностранными ко­ шельковыми неводами у нас при­ меняются невода значительно больших размеров по длине, хотя они и предназначены для облова одних и тех же пород рыб. Так, для промысла сельди «менхеден» в США применяй» невода длиной 285 метров, в Норвегии — 300 — 400 метров. У нас для лова саха­ линской сельди и сельди у побе­ режья Камчатки применяют нево­ да длиной от 450 до 600 метров. Верхнюю и нижнюю подборы кошельковых неводов обычно делают разными по длине. Прак­ тика кошелькового промысла по­ казывает, что небольшое измене­ ние длины нижней подборы (от 2 до 5 метров), по-видимому, не сказывается на успешном лове, поэтому и применяются невода и с большей нижней подборой и с меньшей. Однако отрицать совсем влияние этого фактора на успех промысла нельзя. Дело в том, что если нижняя подбора короче верх­ ней, то сетное подотно выметан­ ного невода располагается не по цилиндру, а по поверхности вра­ щения, диаметр которого умень­ шается к нижней подборе. Укорочение /ниркней подборы оказывает отрицательное влияние на скорость погружения невода, так как во время выметки основ­ ное натяжение приходится на нижнюю подбору. Это препятст­ вует ее погружению, а верхняя подбора идет со слабиной. В таких случаях необходимо уменьшать скорость хода судна при замете, а это ведет к затяжке времени всей операции замета. В конструкции невода, где нижняя подбора длиннее верхней, также имеются свои преимущест­ ва. При выметке такого невода под натяжением будет выходить верхняя подбора, а нижняя со слабиной, благодаря чему невод будет погружаться на глубину 'сразу после выхода в воду, что очень важно для того, чтобы ко­ сяк не ушел под нижнюю под­ бору. Практика кошелькового про­ мысла показывает, что большин­ ство промысловых рыб при их облове пытается уйти под нижнюю подбору, а не между клячей, и поэтому нижнюю подбору выгод­ нее делать несколько длиннее верхней. Это важно еще и в том отношении, что для лова атланти­ ческой сельди необходимы высо­ костенные невода, для погруже­ ния которых требуется значитель­ ное время. По данным наблюдений со­ трудника ПИНР0 тов. Дегтярева косяки сельди в районе Исландии характеризуются размерами 100 — 200 метров в поперечнике и до 100 метров в глубину. Исходя из этого, общая длина кошелько­ вого невода будет определяться в зависимости от размера косяка, скорости его перемещения (около 3 узлов) и скорости судна при за­ мете. Высота невода в посадке может быть принята вполне опдедеяеннб для всех типов судов и>‘ должна быть не менее 120— 150 метров^ Имеется определ<еНие, что вы: сота невода должна(быть не мень­ ше, одно^ десятой', еда» длины. Это ,найлучдшм..образом,'соответствует условиям кошельковаии^, т. npii кйш&лькованйи не будет про­ исходить «сбегания» верхней подборы. Однако чем выше стенки кошелькового невода, тем он уло­ вистее, и поэтому нередко встре­ чаются невода, у которых высота меньше длины в 4—5 раз. Точ­ ной зависимости высоты невода от длины не существует, и поэтому она должна выбираться, исходя из поведения сельди, независимо от длины невода. Но надо учиты­ вать сбегание верхней подборы, скорость которого зависит от ве­ личины коэффициента посадки и высоты невода. Нормальное кошелькование не­ вода будет происходить, когда вы­ сота составляет примерно одну пятую его длины. Если это отноше­ ние меньше, то необходимо ско­ рость кошельковаиия умень­ шить. Наиболее выгодной ско­ ростью выборки стяжного троса является 32— 34 метра в минуту, которая дает возможность пре­ дельно увеличить глубину облова косяков высокостенным неводом. При более высоких скоростях ко- шелькования нижняя подбора бу­ дет резко подрезаться внутрь за­ мета, то есть проходить на мень­ шей глубине. Весьма важно отметить, что для высокостенных кошельковых не­ водов существенное значение имеет «выдержка», то есть про­ межуток времени от конца замета до начала кошелькования, которое должно быть не более 3 минут, чтобы дать возможность погру­ зиться неводу на значительную глубину. Это предотвратит уход ■косяка лод нижнюю подбору, но и не упустит косяк в образовавшиеся «ворота». Видимо, с этой целью иностранцы при эаяете невода в самом конце увеличивают ходсуд­ на дополного, чтобы опередить ход косяка и шумом машины напра­ вить его в; обратную от «ворот» сторону; ;;т У ИНИЦИАТОРОВ СОРЕВНОВАНИЯ Тузлучный посол лучше На промысловых судах «Мур- мансельди» применяется так называемый бочковой сухой по­ сол. Выловленная сельдь по­ дается на рыбодел, сортирует­ ся и обваливается в соли. За­ тем рыбмастер ссыпает ее в бочку. За один прием он про­ изводит обвалку примерно 30 килограммов сельди. Таким образом, для наполнения бочки требуется три приема. Как видите, дело очень тру­ доемкое. К тому же этот спо­ соб имеет и другие недостатки. Процесс просаливания идет очень медленно, а если сельдь особенно крупная и жирная, то это грозит понижением сорт­ ности. При сухом посоле очень трудно добиться точной дози­ ровки, и поэтому соленость по­ луфабриката бывает разная. Нужно находить и применять новые, более совершенные спо­ собы посола — такую задачу поставили перед собой специа­ листы отдела обработки рыбы управления флота. И они успешно решают эту задачу. В одном из рейсов прошлого года на среднем рефрижера­ торном траулере Л* 723 нахо­ дился инженер-наставник тов. Гуменюк. Большую экспери­ ментальную работу проделали моряки под его руководством. Они производили тузлучный по­ сол сельди, вырабатывая полу-_ фабрикат средней и слабой со­ лености, а также непосредст­ венно на борту судна слабосо­ леную готовую продукцию. Моряки СРТ-Р № 723 уже по достоинству оценили этот вид* посола. В бочку заливается 25 литров тузлука, имеющего удельный вес 1,2. Затем засы­ лается 95 килограммов сельди и 13 килограммов соли. Никакой тебе обвалки. Производитель­ ность труда возрастает вдвое. Если при сухом посоле рыбмас­ тер смог засолить в течение ча­ са пятнадцать бочек сельди, то при тузлучном — тридцать. Помимо повышения произво­ дительности труда, устраняются все недостатки, которые воз­ никают при сухом посоле. Сельдь просаливается равно­ мерно, нет пролежней и т. п. Инженеры-технологи и мас- тера-приемщики плавбаз дали высокую оценку качеству полу­ фабриката и готовой продукции СРТ-Р- № 723. При самой что ни на есть тщательной приемке они смогли отнести ко второму сорту (по признаку техрвани) не бэлее 1 килограмма сельди из каждой бочки. А в бочках находилось от 85 до 95 кило­ граммов полуфабриката или готовой продукции. Практиче­ ски это означает, что, приме­ няя тузлучный посол, экипаж Цри облове косяков рыбы на большой глубине весьма сущест­ венное значение имеет коэффи­ циент посадки сетного полотна. Профессор Ф. И. Баранов, рас­ сматривая этот вопрос, пришел к выводу, что во всех отношениях выгодно применять большие поса­ дочные коэффициенты, в преде­ лах 0,8— 0,85. При таких коэф­ фициентах во время кошелькова­ ния невод получает большое при­ ращивание высоты, что очень важно для облова рыбы на боль­ ших глубинах. Кроме этого, высо­ кие коэффициенты посадки спо­ собствуют увеличению скорости погружения нижней подборы. Однако высокие коэффициенты посадки вызывают и некоторые неудобства в работе с кошелько­ вым неводом. После выметки ко­ шелькового невода, вследствие погружения нижней подборы на глубину, происходит сокращение (складывание) верхней подборы, а .‘это ведет к увеличению «ворот» у {клячей. В процессе кошелькова­ ния увеличивается скорость. сбе- .тания верхней подборы. Поэтому при промысле рыб, которые стре- может сдавать первым сортом 98—99 процентов всей продук­ ции или полуфабриката. На протяжении всего рейса велись постоянные наблюдения за полуфабрикатом и готовой продукцией. Бочки взвешива­ лись, выявлялась степень усол- ки, утечки и т. п. Наблюдения показали, что тузлучный посол увеличивает выход товарной продукции из центнера добыто­ го сырца. — После проведенных экспе­ риментов у меня появилось глубокое убеждение в том, — говорит тов. Гуменюк, — что в первом, третьем и четвертом кварталах можно успешно при­ менять тузлучный посол на всех средних рыболовных траулерах и вырабатывать готовую про­ дукцию. Разумеется, когда эки­ пажи ведут промысел в Нор­ вежском море. В Дальних За­ падных районах климатические условия другие, и там необхо­ дим новый эксперимент. Коллектив сельдяного флота в ноябре прошлого года под­ держал почин молдавских пи­ щевиков, выступил в поход за увеличение выработки пищевой продукции отличного качества из центнера добытой рыбы- сырца. В одном из пунктов принятого ими обязательства записано, что промысловики в течение двух лет намерены освоить выработку готовой про­ дукции на средних рыболовных траулерах типа «Океан». Это позволит, минуя дообработку рыбы на плавбазах и берего­ вых предприятиях, доставлять ее всразу потребителям с мар­ кой корабля. Более чем в пять раз сократятся затраты труда, в два с половиной раза — рас­ ход соли. На 130—150 кило­ граммов (на каждую тонну вы­ пущенной продукции) умень­ шатся потери сырца. Работа, проведенная на СРТ-Р № 723, показывает, что на флоте не хотят бросать слоя на ветер, настойчиво взялись за претворение обязательства в жизнь. Но надо, чтобы инициа­ торы ценного почина не были одиноки. Предстоит решить ряд проблем и среди них проблему течкою веса. На СРТ-Р № 723 пользовались обычными бун­ керными весами. В морских условиях они малопригодны. Взвешивание отнимает много времени и приводит к ошиб­ кам. На помощь морякам долж­ ны придти конструкторы ПИНРО, других предприятий и учреждений главка «Севрыба». Создание весов для промысло­ вых кораблей — задача очень важная. Над ней стоит пора­ ботать. В. ЕВ ГЕН Б ЕВ . мятся уйти из невода в первую очередь в образовавшиеся «воро­ та», а не под нижнюю подбору, посадочные коэффициенты долж­ ны быть небольшими — порядка 0,5— 0,67. Практика мирового ры­ боловства показывает, что при промысле исландской сельди вы­ годнее применять небольшие коэф­ фициенты — 0,50— 0,67. В Черноморском бассейне все большее распространение начи­ нают получать невода с коэффи­ циентом посадки 0,707 (квадрат­ ная ячея). В заключение следует отме­ тить, что основой успеха освоения кошелькового промысла является тщательная подготовка, обеспече­ ние судна соответствующими по­ исковыми приборами. Сама же конструкция кошель­ кового невода имеет второстепен­ ное значение в успехе лова, но она должна вполне определенно соот­ ветствовать в каждом конкретном случае условиям промысла: ти­ пу судна и его промысловому обо­ рудованию, объекту промысла. Лаборатория техники про­ мышленного рыболовства ПИНРО. «РЫБНЫЙ МУРМАН» 21 января 1964 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz