Рыбный Мурман. 1964 г. Январь.

i Близнецовыйлов-прогреоснвиыйиэкономичныйвидпромысла! СЕГОДНЯ ГОТОВИТЬСЯ К ОСЕННЕЙ ПУТИНЕ1 В субботу, 18 января в порт из^Северного моря вернулся сред­ ний рыболовный траулер «Лока­ тор», моряки которого занимались близнецовым ловом сельди. В бе­ седе с нашим корреспондентом капитан этого судна Юрий Емелья­ нов рассказал: / — В наяем сельдяном флоте де­ лалось много попыток освоить близнецовый лов сельди тралом. Во все- э т попытки тервели не­ удачу. В ррошлом году меня при­ гласили в управление' флота вме­ сте с капитанами средних трауле­ ров M X : 21, 151 и 155 и ска­ зали: «Докажите, что близнецовым чрало» »ж н » работать более успению, чем дрифтерными по­ рядками». Наин корабли вооружили близ­ нецовыми тралами немецкой кон­ струкции. На первых порах не ладилось дело с* спуском и подъе­ мом трала* Спуск занимал, очень много »ре»ни, и трал, естествен­ но, спвсил течением с намечен­ ного курса/ Кроме того, и тралы рвались. На наюе счастье, по со­ седству (гаами ра­ ботали **еуда Ли­ товской флот«- лии. Они имели уловы от Ш до 300 центнеров. Их успех и ра­ довал нас и в какой-то степени огорчал. Нам бы­ ло неприятно сознавать свое бес­ силие. Поэтому мы связались по радио с капитаном среднего рыбо­ ловного траулера У° 3184 Юрием Ивановичем Громовым и из бесе­ ды с ним узнали, что близнецовым тралом они промышляют уже дав­ но. Так же, как и мы, потерпев неудачу при работе тралами не­ мецкой конструкции, они от них отказались. Сейчас литовские рыбаки рабо­ тают более уловистым тралом своей, отечественной конструкции. Еще одна интересная деталь: та- рировочные таблицы на их судах во многом отличаются от наших. Поэтому и трал у нас шел не на заданном горизонте. Использовав опыт литовских рыбаков и в, частности, их та- рировочные таблицы, мы доби­ лись резкого повышения уловов— стали поднимать от 50 до 150 центнеров за одно траление. В сентябре прошлого года, когда в Калининграде проходил рыбац­ кий форум, зам. начальника экспе­ диции Герой Социалистического Труда Александр Викторович Аба­ кумов договорился с начальником управления экспедиционного лова тов. Студенецким о передаче нам одного-двух близнецдвых тралов. Слово свое калининградцы сдер­ жали. Мы получили от них трал, который и по крепости и по уло- вистости намного превосходит не­ мецкий. Правда, и у него есть не­ достатки, в частности, слабоват мешок. При больших уловах он не выдерживает нагрузки и лопает­ ся. По этой причине мы потеряли более тысячи центнеров сельди. Этот существенный недостаток должен быть учтен специалистами нашего отдела добычи. Они обяза­ ны сконструировать более проч­ ные мешки. Но даже и в этих условиях у нас уловы повысились до 30 тонн. Именно наличие трала калинин­ градской конструкции помогло нам в декабре прошлого года выловить на пару судов триста тонн сель­ ди при плане 153 тонны. II это было достигнуто при потере 18 суток промыслового времени на переходы к базам и ожидание оче­ реди под разгрузку и снабжение. Еще более успешно мы стали работать в шестом гоДу Семилет­ ки. За десять суток января выло­ вили 225 tojih сельди,, при задйг. ний 79 тонн. Это дает нам право с законной гордостью заявить: близнецовый лав освоен! И в этом заслуга всего экипажа нашего ко­ рабля и моряков корабля-напар- ника. Особенно мне хочется отме­ тить старшего мастера по добыче Бориса Ивановича Баталова и его помощника тов. Найкачева. Много и хорошо они потрудились. Боль­ шую им помощь, оказал и мастер- наставник по до<н>ме рыбы Нико­ лаи Федорович Лимарев. Много ночей вроведй они без сна, рабо­ тая над тралом, стараясь сделать его уловистым. Не ладилось у нас дело и с уборкой рыбы. Вы понимаете, « п при работе дрифтерными сетями сельдь поступает на палубу посте­ пенно. А при работе с тралом все. 30 тонн выливаются сразу. И, конечно, команда, не имея опыта, не сразу освоила уборку улова. А для того* чтобы ато дело было освоено быстрее, мы по совету секретаря партийной организации Николая Сергеевича Пётрухива созвали общееудовое собрание. Оно было чрезвычайным. К по­ вестка дня состояла из единствен­ ного вопроса: «,06 уборк? рыбы при больших уловах». На этом собрании состоялся большой раз­ говор о том, как лучше органи­ зовать работу на промысле. Мо­ ряки, в частности, предложили при хороши* концентрациях сель­ ди сократить время траления. Мас­ теру но обработке рыбы не брать на <}ебя всю тяжесть обработки улова, а привлекать к посолу сель­ ди опытных матросов. Для того, чтобы они не испортили продук­ цию, надо осуществлять за ними, контроль. Характерна и такая деталь: вы­ сказывая свое мнение о том, как лучше организовать уборку уло­ ва, моряки обратили внимание па факты грубости, которая проявля­ лась нередко отдельными членами экипажа в обращении друг к другу. Это случалось при больших уловах. А грубость, как известно, хорошего настроения в команде не создает. Наоборот, она порождает нервозность, и это в свою оче­ редь сказывалось на работе всего экипажа. Завел этот разговор на собра­ нии матрос тов. Попов. Он прямо сказал, что иное указание стар­ шего мастера по добыче или мас­ тера по обработке рыбы выпол­ няется членами экипажа с неко­ торым недовольством. Слишком грубо отдавали они эти самые ука­ зания. Накричат, бывало, без при- чии на матросов, а -у тех и руки после этого не поднимаются. Дру­ гое дело, когда любое распоряже­ ние отдается в тактичной форме. Его и выполнять приятно, и люди работают, что называется, с огонь­ ком. Очень даже правильно поступил этот матрос. Здорово он нам по­ мог и мне в том числе. С людьми надо разговаривать так, чтобы они чувствовали сердечную теплоту. И если ты обращаешься к кому-либо из экипажа с просьбой сделать что-то, то надо, чтобы он чувст­ вовал, что это ему доверено, а ни­ кому другому. П этим доверием моряк будет дорожить. Он поста­ рается выполнить работу хорошо, как говорят, с душой, ja И надо сказать, что этот боль­ шой разговор на собрании как-то освежающе подействовал на всех командиров корабля. В куда исчез­ ла ,нервозноеть. каждый старался работать пе за страх, а за совесть, поиогая>друг^- доусу. й не было больше у нас с тех пор даже ма­ лейших попыток грубого обраще­ ния со стороны кого бы то ни бы­ ло. И от этого, прежде всего, вы­ играло дело. Уборку рыбы мы стали производить быстрее. Й настроение у всех было хорошим. Подводя итоги проделанной рабо­ ты в рейсе, нельзя замолчать от­ личный труд наших передовиков — матросов тт. Иконникова, Юди­ на, Попова, Веселова, Давыдова, бондаря тов. Драча, мастера по обработке рыбы тов. Коваленко, на­ шего снайпера эфира — началь­ ника радиостанции тов. Кузнецо­ ва. Хорошо потрудилась и машин­ ная команда под руководством стариего механика тов. Первухина. Прекрасно освоили работу с близ­ нецовым тралом мои помощники тт. Гелбутовский и Теркин. Хорошими, я бы сказал, пра­ вильными сложились наши отно­ шения с капитаном-напарником Александром Петровичем Морозо­ вым. Мы так договорились с ним: вее, что будет добыто нашими су­ дами приработе в паре, будемде­ лить поровну. Тогда экипажи, без­ условно, будут помогать друг дру­ гу во всем. И этот уговор нами свя­ то соблюдался. Случалось, что од­ но из двух судов набирало груз впе­ ред. Тогда мо­ ряки с другого СРТ делились с ним бочками. Промысел продолжался до набора груза обоими кораблями. И мне очень обидно, что вот такогодруж- ного согласия не было в другой паре, работавшей на близнецовом лову. Были случаи, когда команда среднего траулера X: 151 наби­ рала груз первой, уходила к плав­ базе, а команда среднего рыболов­ ного траулера Лг 153 оставалась без напарника. Для того, чтобы этого не случалось в будущем, не­ обходимо выдавать рейсовое зада­ ние на пару судов, как на одно' судно. От-этого будет польза и мо­ рякам и государству. По моему мнению, в этом году осенью на близнецо­ вый лов сельди в Север­ ное море надо послать не две, а 10— 15 пар судов. К ним следует придать поисковый траулер с хо­ рошими акустическими приборами. Он будет наводить суда-близнецы на косяки. А для того, чтобы не тратилось драгоценное время на переходы к базам, следует прикре­ пить к этой группе судов и плав­ базу. Уже сейчас надо проявить заботу о приобретении близнецо­ вых тралов калининградской кон­ струкции,. хорошо подготовить все судовые механизмы. Каждое судно должно иметь свою тарировочную таблицу. Это позволит вести при­ цельное траление на заданных го­ ризонтах. Тарировку тралов дол­ жен производить инженер по до­ быче. В этом деле кустарничать нечего. Ведь чего греха таить, до сих пор специалисты отдела добы­ чи занимаются только промеркой вожака и ваеров. А они должны творчески подходить к делу. Я уже говорил, что мы тралом калининградской конструкции вы­ ловили 250 тонн сельди. Трал у нас целехонек. А если бы мы та­ кое количество рыбы выловили дрифтерным порядком," то по пла­ ну нам полагалось бы израсходо­ вать около 300 сетей. А каждая такая сеть стоит 98 рублей. Сюда пе входит стоимость вожакового ?каната, поводцового троса, . буев и другого вооружения. .Весь же трал стоит всего лишь 2.539 руб- |лей. .. По моему мнению,, есть смысл применять близнецовый. ло^ рельди не только в Северном, а и Норвежском море. Ж здесь нам [ олжйы оказать ; помощь ученые олярногд; институтамОли .должны подсказать период года, когда можно работать эффективно. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ОРГАН ГЛАВКА «СЕВРЫБА» И ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ издания 11-й М 9 (1347) Цена 2 «too. СОБРАМ ПАРТИЙНОГО АКТИВА МУРМАНСКА Вчера в Доме культуры имени 40-летия Октября состоялось соб- рание актива Мурманской городской партийной организации. С до* кладом «Об итогах работы декабрьского Пленума ЦК КПСС и зада­ чах партийных организаций» выступил первый секретарь городско­ го комитета партии тов. Родин В. П. В прениях по докладу выступили: главный инженер судоремонт­ ного объединения «Судоверфь» тов. Вииоиуров, главный инженер судоремонтного завода арктического пароходства тов. Примост, ди­ ректор Мурманского отделения «Гипрорыбфлота» тов. Лицнмь капитан среднего траулера X» 833 тов. Петров, Капитан большой морозю 1 ьного траулера «Хабаровск» тов. Мусинов, помполит спаса­ тельного буксира тов. Михалкин й другие. Собрание партийного актива одобрило и приняло к исполнению решения декабрьского Пленума ЦК КПСС. В работе собрания партийного актива приняли участие второй секретарь областного комитета КПСС тов. Матвеев А. М. и предсе­ датель облисполкома тов. Коновалов Н. Л. КАКОВА ЦЕНА ВАШЕМУ СЛОВУ, ТОВ. КРУМИН? Как известно, экипаж опорно­ показательного траулера «Кали­ нин» в прошлом годупервым среди кораблей бортового траления до­ срочно на четыре с лишним месяца справился с годовым планом по вылову рыбы. До 25 октября, до того, как траулер должен был стать в ремонт, моряки «Калини­ на» дали стране дополнительно к плану 2.290 центнеров рыбы, на 790 центнеров перекрыв социали­ стические обязательства, приня­ тые в честь 46-й годовщины Вели­ кого Октября. Это я коротко рассказал о ра­ боте экипажа траулера. А сейчас хочется поговорить о том, как «по­ могают» промысловикам наши су­ доремонтники. С 25 октября судно считается в ремонте. Сразу щ после выгрузки рыбопродукции НУЖНА ТАРА! | Хорошая сырьевая база и* благоприятная промысловая■ обстановка в Норвежском мо-* ре позволяют экипажам сред-" них рыболовных траулеров" «Мурмансельди» значительно ■ перекрывать суточные задания." За пятнадцатое и шестнадцатое" января, например, флотом до-" ,быто около 13 тысяч центнеров" сельди Ч только за одно сем-" надцатое число — 8.280 цент-" неров. Рост добычи влечет за собой" большую потребность в таре." Однако береговые предприятия " не обеспечивают потребностей" -флота. На восемнадцатое янва-" ря так называемый разрыв в " таре составлял 57 тысяч штук." А это означает, что экипажи" СРТ в третьей декаде января" из-за отсутствия бочек резко" сократят темпы лова. Необходимы экстренные ме-" )ы для выправления положе-" ния, для' создания морякам" сельдяного флота условий," а&еспечивдющцх. максимальный" вылов сельди. команда траулера приступила $ подготовке судна для постановки на слип. Управились мы с этим делом за шесть часов (при норме во­ семь). А вот чтобы поставить ко­ рабль на слип, нам пришлось ждать больше месяца. Казалось бы, не ожидая поста­ новки корабля на слип, судоре­ монтники могли бы вести ремонт лебедки. Но на протяжении меся­ ца никого из рабочих на судне йе было. Медленно, с большими пере­ рывами велся ремонт палубных механизмов и тогда, когда судно находилось на слипе. Приведу та­ кой пример: после дефектацйи. корпуса инспектором Регистра СССР и корабельным инженером были выставлены требования вы­ бить цемент под котлом для осмот­ ра кильсона. Заказ на эту работу, судоверфи был дан 6 декабря. Ра­ бота закончена лишь 6 января. 9 января состоялась собрание партийно-хозяйственного актива флота, на котором выступал и я. Я рассказал о ходе ремонта судна. В перерыве ко мне подошел гене­ ральный директор Мурманской су­ доверфи тов. Крумин. Искренне посочувствовав мне, он пообещал дать указание, чтобы рабочие за­ вода в ближайшие дни закончили все ремонтные работы на «Ка­ линине». Во всяком случае, сказал он, до 25 января судно сможет выйти на промыеел. Но идут дни, а положение на «Калинине» остается прежним. В течение четырех дней, с 8 по 12 января, на судне вообще ца­ рила тишина. На днях я позвонил тов. Крумину, напомнил ему об обещанном. Он «обрадовал» меня новым известием. По графику «Ка­ линин» выйдет из ремонта уже не 25 января, а 27-го. Хочется спросить тов. Крумина: какова же цена вашему слову, товарищ генеральный директор? . Л. ГРУ ЗД ЕВ , капитан опорно-показательно­ го траулера «Калинин».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz