Рыбный Мурман. 1964 г. Январь.

Самоуправляющийся станок В большом пролете инструмен­ тально-экспериментального цеха Кандалакшского механического за­ веду стоит высокий, крупный tio размерам станок. Подобного не выло не только у машиностроите­ лей Кандалакши, но и на других предприятиях области. Станок с маркой Ленинградско­ го станкостроительного завода имени Свердлова — копировально­ фрезерный. На заводе он смонти­ рован н пущен недавно и исполь­ зуется для изготовления формо­ вочных штампов. Станок — само­ управляющийся. Вот фрезеровщик Сергей Столя­ ров установил на вертикальной стенке деревянную модель (по ней нужно сделать модель металличе­ скую). Ниже закрепил стальную заготовку равного габарита. Затем станочник нажимает • пусковую кнопку к», может заниматься дру­ гим делом. Теперь стал действовать элект­ рощуп. Он управляет всеми про­ цессами. Моторы обеспечивают движение в разных направлениях. Электрощуп не ошибется, точно скопирует модель на металл. Применение нового станка резко повысило производительность тру­ да. Раньше, например, на изготов­ ление формы гака мессенжера квалифицированный рабочий тра­ тил неделю. Все это время был за­ гружен н простой фрезерный ста­ нок. Сейчас на копировальном'Тю- добная работа выполняется за сме- ну. С пуском автоматического стан­ ка на заводе полностью решен во­ прос с изготовлением металличе­ ских моделей. А. ВАНДИН. D D O D D D D O D D O a D O D O O O O O D D D O O O O D O O D D D C СТЕКЛОПЛАСТИКОВЫЕ ТРУБЫ Проблему изготовления труб непрерывным способом из стек­ лонитей и полиэфирных смол успешно решают сотруд­ ники Харьковского института горного машиностроения, авто­ матики и вычислительной тех­ ники. Для изготовления этих труб — стойких, прочных и более долговечных в агрессивных средах, чем трубы из стали — построена промышленная уста­ новка на Харьковском коксо­ химическом заводе. Здесь освоен выпуск стеклопластико­ вых труб диаметром 150 мил­ лиметров, применяемых в хи­ мическом производстве. На снимке: ведущий инже­ нер лаборатории стеклопласти­ ков института Валентин Шев­ ченко (справа) и заместитель начальника конструкторского бюро завода Давид Кваша про­ веряют трубы, изготовленные из стеклопластиков. Фото Б. Андреева. Фотохроника ТАСС. 9 Дробная разгрузка средних траулеров (Нач. см. на 1 стр.). Высвобождение большого количества тары при уборке го­ товой продукции позволяет экипажам баз выходить на про­ мысел, имея часть трюмов свободными. По приходу на промы­ сел они сразу начинают приемку полуфабриката, полностью снабжают ОРТ всем необходимым н так на протяжении всего рейса комплексно обрабатывают суда (т. е. за один подход к одной базе). Как видно, по этому варианту сберегается много промыс­ лового времени, увеличивается добыча сельди (на 1500—2000 центнеров за рейс крупной плавбазы), улучшаются экономи­ ческие показатели. НЪ он неполностью еще вскрывает резервы увеличения добычи сельди. Есть еще более совершенный ва­ риант работы плавбаз — это дробная разгрузка средних ры­ боловных траулеров при работе плавбаз на месте промысла. Он проверен на практике (рейс плавбазы «Атлантика»). Сущность его состоит в том, что СРТ выгружают на плав­ базу только половину груза (уже высолившуюся сельдь) и по­ лучают соль, тару в половинном количестве. При такой орга­ низации сдачи груза экипажи промысловых судов имели воз­ можность сделать за месяц по 29—30 дрейфов. И хотя улов на сетку и дрейф у мурманчан был в то время ниже, чем у бал­ тийцев примерно на 5—20 процентов, улов на судно за месяц оказался у мурманчан выше на двадцать-сорок процентов, так как плавбазы балтийцев работали старым методом. За счет чего произошло увеличение добычи? Объясняется оно следующим. Даже при работе базы на месте промысла экипаж СРТ затрачивает при комплексном обслуживании од­ ной базы на сдачу полного груза и получение снабжения от 11—12 до 14—16 часов. Допустим, после выборки порядка судно подошло к базе в 14—16 часов. Значит, при самом бла: гоприятном исходе экипаж сможет отойти от базы только в час-три часа ночи. Практически дрейф уже потерян. При дробной разгрузке намеченные для выгрузки корабли получают сообщение об этом с вечера. Экипажи их начинают выборку порядка на полтора-два часа раньше, с тем, чтобы к 12—13 часам подойти к базе. А так как выгружается всего 300—350 бочек и в половинном размере выдается снабжение, то на обработку СРТ затрачивается всего пять-шесть часов. В 17—18 часов экипаж уже свободен и имеет возможность сделать очередной дрейф. Свежая, недостаточно просолившаяся сельдь остается на борту траулера и выгружается при очередном подходе. Для рыбообработчиков плавбаз это имеет немаловажное значение, так как поступает сельдь, бывшая в посоле пять—шесть и бо­ лее дней. Она сразу идет на изготовление готовой продукции, в основном малосоленой, и полуфабрикат принимается от экипажей без докладки. Ускоряется и выгрузка средних ры­ боловных траулеров. Рабочие плавбазы не затрачивают време­ ни на раскупорку, докладку в бочки полуфабриката и повтор­ ную купорку, А эти операции составляют половину всей трудоемкости разгрузки СРТ. За счет этого плавбаза почти в два раза увеличивает выработку готовой продукции. К сожалению, дробная разгрузка промысловых кораблей не вошла еще в практику работы «Мурманеельди». Мешает этому укоренившееся с годами у многих капитанов и руково­ дителей экспедиции мнение Q том, что к базе надо подходить только с полным грузом, нежелание «усложнять» работу, сла­ бость экономической мысли. Начальник экспедиции «Мурманеельди» тов. Жуков отно­ сится к числу противников внедрения дробной разгрузки ко­ раблей. Он считает, что увеличения вылова сельди можно до­ биться путем изменения работы плавбаз. На них установлен семичасовой рабочий день, и поэтому плавбазы ежесуточно в течение трех часов не занимаются обработкой СРТ. По мне­ нию тов. Жукова, избежать простоев (JPT можно путем пере­ вода баз на непрерывную работу, а рыбообработчиков — на четырехчасовые морские вахты. При этом, по его мнению, устраняются трехчасовые перерывы, якобы, на три часа уско­ рится обработка СРТ. Тов. Жуков представил расчет, в котором говорится, что если у крупнотоннажной базы одновременно обрабатывается НАМЕЧЕНЫ НОВЫЕ РУБЕЖИ Беспрерывно позванивая, вы­ соко по пролету ползет мосто­ вой кран. Люди, работающие |>Йдом С проходом, невольно Сторонятся и долгим взглядом Провожают проплывающий ковш с горячим металлом. Воз­ буждены лица «крестных от­ цов» металла — сталеваров. Первая плавка. Первая плавка В шестом году семилетки. Впрочем, для самого брига­ дира сталеваров Егора Федо­ ровича Спирова это конец 1966 года. Знатный рабочий обго­ няет время. Под стать ордено­ носцу Егору Спирову работают и его товарищи. Высокопроизводитель н ы м трудом таких передовых лю­ дей, как Е. Ф. Спиров, было обеспечено досрочное выполне­ ние плана и социалистических обязательств 1963 года. Нема­ ловажную роль, безусловно, сыграло претворение в жизнь организационно-техничес к и х мероприятий. В цехе осущест­ влен перевод цветного и чугун­ ного литья на кокильное, внед­ рены центробежное литье и но­ вая технология получения обо­ лочковых стержней. , Серьезные производственные задачи стоят перед литейщика­ ми в 1964 году. Им предстоит увеличить изготовление запас­ ных частей, рыбососов и дру­ гих видов изделий* Возрастает и общий план выпуска валовой продукции. гл Однако предстоящая работа не страшит передовой коллек­ тив. Недавно на общем собра- нии были приняты социалисти­ ческие обязательства на 1964 год. В них предусмотрено вы­ полнение годового задания по выпуску валовой продукции к 25, а товарной — к 1 декабря, сократить потери от брака по сравнению с 1963 годом на 10 процентов, получить от внедре­ ния рационализаторских пред­ ложений не менее 20 тысяч рублей экономии. Литейщики дали слово повысить произво­ дительность труда, снизить за­ траты на 1 рубль выпускаемой продукции. Осуществить столь высокие обязательства намечено за счет применения прогрессивных ме­ тодов производства.4Не подве­ дут, конечно, и люди. Сейчас * цехе трудятся 18 ударников коммунистического труда. От­ личных результатов в работе добиваются формовщик тов. Се- менок, обрубщик тов. Капустин, модельщик тов. Лупкин, стер­ женщица тов. Пиндюрина и многие другие. Производительность труда в Цехе составляет 137 процентов. Таковы перше результаты но- рого гол . j i g % * А л е к с а н д р о в . * г. Кандалакша. четыре корабля, то при переводе рыбообработчиков на мор­ ские вахты в сутки будет сэкономлено двенадцать часов или Высвободится время для обработки одного корабля. База, на­ ходясь на промысле месяц, сэкономит время, равное тридцати промысловым суткам СРТ, что дает увеличение вылова до 2.000 центнеров на каждый рейс плавбазы. На первый взгляд, предложение убедительное. Но если вникнуть глубже? Тов. Жуков упустил из виду, что для об­ работки полногрузного корабля нужно от 11—12 до 14—16 часов, и поэтому расчетная экономия на каждом корабле будет уже не три, а всего полтора-два часа. Эта экономия даже при ра­ боте плавбаз на месте промысла не дает практического эффек­ та, не дает возможности сделать полноценный дрейф. В то же время перевод плавбазы на восьмичасовой рабочий день вызовет дополнительное увеличение фонда заработной платы на сумму свыше 100 тысяч рублей. Чтобы оправдать этот дополнительный расход фонда зарплаты, надо дополнительно выловить двадцать три тысячи центнеров сельди или сэконо­ мить в год при планируемом улове 500—550 промысловых суток СРТ. Добиться же этого практически невозможно. Ведь все СРТ делают в течение года только 1200—1300 подходов к плавба­ зам. Чтобы получить такую экономию, надо в три раза уско­ рить обработку траулеров, а за четыре часа полностью обра­ ботать полногрузный корабль невозможно. Перевод экипажей плавбаз «Тамбов», «Памяти Кирова» на четырехчасовые вахты подтвердил несостоятельность расчетов тов. Жукова. Ускорение обработки СРТ на каждой сдаче гру­ за составило всего 20—25 минут. Моряки СРТ, уставшие на выборке порядка, не в состоянии были обеспечивать непре­ рывную высокопроизводительную разгрузку. Таким образом, выигрыш в 25 минут при 1.200 подходах дает общую экономию времени всего 500 часов в год (или двадцать одни сутки), а сама экономия 20—25 минут на каждой разгрузке никакого влияния на увеличение вылова оказать не может (даже при работе баз насесте промысла). А если базы стоят в укрытиях и траулерам приходится за­ трачивать на переходы к ним 16—24 часа, то сэкономленные на выгрузке 20—25 минут тем более не дают никакого эффек­ та и вызывают лишь перерасход фонда зарплаты. Переход на морские (четырехчасовые) вахты, на первый взгляд, казалось, имеет смысл и в том, что поскольку устра­ няется ежесуточный трехчасовой перерыв в работе базы, то это увеличивает общий баланс времени и способствует росту выработки готовой продукции. Но на практике это также не оправдалось. На плавбазе «Атлантика», где были организованы морские вахты, смены полностью заканчивали производствен­ ный цикл в течение четырех часов. Ежесменно 25—30 минут у рыбообработчиков затрачивалось на подготовительные и за­ ключительные работы, что сводило к нулю весь выигрыш во времени, получаемый от непрерывной работы. На плавбазе «Памяти Кирова» организовали работу в «общий котел». Рыбообработчики не заканчивали в течение четырехчасовой смены производственный цикл, а заступающая смена продолжала работу, начатую предыдущей. Казалось бы, в этом случае производительность труда возрастает. И если в первые дни выработка готовой продукции несколько увеличи­ лась, то в последующие она стала резко снижаться. Сказа­ лось ухудшение режима отдыха. Отработав четыре часа, ры­ бообработчики должны через 8 часов вновь выходить на вах­ ту. Все это время люди находятся в напряжении и по-настоя­ щему не отдыхают. На личную гигиену, подготовку к смене уходит час. В этот же период происходит прием пищи. Вот почему от четырехчасовых вахт рыбообработчиков пришлось отказаться и вернуться к прежней организации труда -1- семи­ часовому рабочему дню. Пора подвести итог сказанному. Дробная разгрузка сред­ них рыболовных траулеров в период нахождения плавбаз на месте промысла способствует резкому увеличению вылова сельди, а значит и достижению флотом высоких экономиче­ ских показателей работы. Надо, чтобы в 1964 году этот важ­ ный резерв был введен в действие. Дробная разгрузка может с успехом производиться с начала второго квартала и до конца третьего квартала и частично в первом и четвертом кварталах. Пусть даже в от­ дельные месяцы плавбазы из-за штормов по 4—5 дней не смогут обрабатывать корабли на месте промысла. Эта потеря времени все равно окупится. Предложение тов. Жукова о переводе плавбаз на кругло­ суточную работу путем организации четырехчасовых морских вахт практически не дает увеличения вылова и ухудшает эко­ номические показатели работы флота. Однако было бы непра­ вильно вовсе пренебрегать этим предложением. Нужно стре­ миться к организации непрерывной работы плавбаз, но сле­ дует выбрать такой график, который обеспечивал бы наи­ большую экономическую эффективность. Может быть, есть смысл экипажам плавбаз применять график, по которому работают моряки больших рефрижераторных траулеров, — три четырехчасовые вахты и две шестичасовые. А для этого сле­ дует проверить его в действии на одной из плавбаз, опре­ делить, дает ли он повышение производительности труда, до­ статочное для перекрытия расходов, связанных с увеличением фонда зарплаты. Такую проверку целесообразно провести на плавбазах «Памяти Кирова», «Атлантика», уже работав-: ших на семичасовом и четырехчасовом графике. В. СВИТАШЕВ, заместитель начальника «Мурмансель* дн», Е. МИХАЙЛОВСКИЙ, сотрудник «Рыбного Мур­ мана». Две минуты и три года Новый год был юбилейным для моряков траулера «Моршанск». И на праздничном вечере тост был поднят не только за высокие уло­ вы, но и за долготерпение команды, которая вот уже три го­ да возит на своем судне непро­ шенного четырехсоткилограммово­ го пассажира. В 1961 году моряки подняли в районе острова Медвежий якорь, который, вероятно, принадлежал раньше среднему рыболовному траулеру. В течение всех этих лет рыбаки «Моршанская просили, чтобы якорь у них с судна сняли. Но в отделе снабжения и в от­ деле главного капитана лишь со­ чувствуют нам, что мы таскаем за собой в каждый рейс такую махину, но забрать не хотят. А и всего-то нужно две минуты, что­ бы подъемным краном снять якорь. Г. ЛИДЕР, старший помощ­ ник капитана траулера «Мор­ шанск». 7 января 1964 г. 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz