Рыбный Мурман. 1964 г. Сентябрь.
Чтобы узнать иного человека, нужно, как говорят в народе, «пуд соли с ним съесть». Но третьего механика траулера «Бе луга» Михаила .Ивановича Мекрюкова экипаж уже хорошо уз им , хотя он работает на судне немногим больше месяца. «Настоящий трудяга, наш третий» — отзываются о Миха иле Ивановиче моряки, видя, как он, сменившись с вахты, идет сразу к лебедке. Осматривает ее, расспрашивает мастеров по добыче, как работал механизм,' немедленно устраняет неполад ки, даже самые незначительные на первый взгляд. Только пос ле этого идет отдыхать. Но особешо доволен старший механик траулера тем, что Мекрюков много заботится о котле. В рейсе он несколько раз меняет кокс в теплом ящике,-собственноручно выстирывает фнльтроткани. Проявляя заботу о чистоте воды в котле, он систематически продувает котел. В прошлую стоянку в порту Мекрюков по своей инициативе перебрал котельный вентилятор, подготовил его к работе в рейсе. И так подготовил, что в море ни разу не приходилось его останавливать. Вот каков он, Михаил Иванович Мекрюков, третий меха ник «Белуги». В. ГРЕБН ЕВ . На снимке: М. И. Мекрюков за подготовкой фильтротканей Фото старшего механика РТ «Белуга» А. БЕЗУГЛОВА . Ф е л ь е т о я Н А Х Л Е Б Н И К И За сбои тридцать восемь лег Владимир. Николаевич Буцких не успел сделать никаких открытии и они, можно с уверенностью ска зать, не за ним. Тем не менее, сла ва о нем на.Мурманском траловом флоте бежит уже много лет с од ного корабля на другом. В пухлой папке-личного дела этого знаме нитого в своем роде дяди перечис лены траулеры: «Сельдь», «Ролик», «Лрш*, «Москва», .г «Кировск», «Волхор», «Дубоссары», «Аксай», ♦Пикша», «Рыбец», на которых он хеднд*в званцях кочегара, стар шего мастера по добыче, затем помощника мастера и матроса. Заранее скажем, Владимир Ни колаевич — не гагановец. - Он, по веей вероятности, и слова этого не слыхал; Знаменит Буцких как мастер борьбы со злодеик€й соро каградусной, ну, и конечно, как квалифицированный устроитель связанных с этикг пьяных шаба шей. Свое отношение к труду Вла димир Николаевич объясняет весь ма просто: «работа — не треска, на Гусиную банку не убежит». И, следуя этой аксиоме, он весьма аккуратно перемалывает казенный харч, абсолютно ' не интересуясь тем, как и кем он доставлен на судовой стол. Перечисленные качества граж данина Буцких, разумеется, не мо гут быть незаметными. За послед ние восемь лет на пего дважды об ращали внимание, пытаясь при вить ему трудолюбие и научить уму-разуму. За хулиганские дебо ши Владимир Николаевич дважды посещал места отдаленные сроком на два года и на пять лет. Осво- .бождался досрочно, по амнистии. •И как видно, зря, поскольку пос ле неоднократно привлекался к ответственности за мелкое хули ганство. Каждый раз с ним поступали гу манно, в надежде на исправление. Но. Владимир Николаевич на это начхал.. Он в совершенстве овла дел таким видом литературного творчества, как: покаянное, слезо точивое заявление с клятвенном заверением быть хорошим и при мерным. И, представьте себе, каж дый раз клюет. Если же получает ся заминка, Буцких знает, куда направить стопы. Он идет в горсо вет, к депутатам областного Сове та, льет крокодиловы слезы, и мяг косердечные дяди вдаются. Как же, иначе нельзя, все-таки чело век... И вот направление на очередное судно. Благо их на флоте много. За год все не обойдешь. А через некоторое время работник отдела кадров в папке-Х личным делом Буцких подшивает очередную бу магу, вроде вот такой, написанной капитаном траулера «Аксай»: «Буцких безобразно ведет себя с командным составом, проявляет оскорбительные грубости, разла гает дисциплину. Проведенная большая, терпеливая воспитатель ная работа не оказала положи тельного результата. Убедительно прошу дать разрешение списать Буикнх». Пьяницу и хулигана списывают и тут же дают направление на другой траулер. Ну разве не мали на? И сыт и пьян, и нос в табаке да еще и деньги платят. Буцких издевательски посмеивается, счи тая себя умнее всех, и продолжает в том же духе. Периодически в управление флота приходят бума ги из медвытрезвителя, в которых рассказывается о досуге Владими ра Николаевича на берегу. Работ ники отдела кадров аккуратно подшивают их. А спустя несколь ко месяцев заместитель начальни ка отдела тов. Нецветаев собст венноручно пишет на каждой: «Проведена беседа 7/V 64 г.»._ Как и где пелась эта беседа, известно одному Нецветаеву. Во всяком случае, можно предполагать, что ее и во сне не было. 9 августа ны нешнего года Владимир Нико лаевич вновь провел беспокойную ночь на койке вытрезвителя. Его «наказали»: с траулера «Пик ша» перевели на «Рыбец». Такая порочная практика на ру ку разгильдяям и тунеядцам. Эти птахи не унывают, для них всегда найдется место лод полубаком и наваристые щи. В этом очень хо рошо убедился выпускник Риж ской мореходной школы Михаил Григорьев, поступивший на флот в октябре прошлого года. До это го он успел побывать в Балтий ском и Латвийском пароходствах, в тресте «Севзапгидрострой», на одном из маслозаводов, в Мур манском домостроительном комби нате. А повесе всего лишь 26 лет. И на флоте у Григорьева постоян ные перемещения. Вначале был он на танкере «Пирятин», месяц — на траулере «Плутон», затем, после очередного уведомления из мед вытрезвителя (до этого было три), Григорьева под белы руки привели на БМРТ «Н. Остров ский». Ну, как тут не умилиться добродушию некоторых чиновни ков из отдела кадров! Ничего не скажешь, очень чуткие они люди. Видимо, такую же чуткость про являют товарищи и из комитета ВЛКСМ тралового флота. Как ни странно, Григорьев ло сих пор числится комсомольцем. Поскольку уж зашел разговор о делах, связанных с кадрами, стоит обратить внимание и на та кой факт. Как известно, новые веяния в развитии общественных форм самоуправления вызвали но вый правовый институт — обще ственное поручительство. Наблю дается это и в траловом флоте. Тут тоже отдельных провинив шихся берут на поруки. Так, в сентябре прошлого года экипаж траулера «Ржев» взял на поруки матроса Лебедева. Оформи» соот ветствующие бумаги, его тут же списали и перевели на .другое судно. То же самое произошло с рыбным мастером траулера «Кам чатка» Дмитрием Асташевым. По сле поручительства коллектива разгильдяя перевели на траулер «Очаков». Выступивший на днях в «Совет ской России» прокурор РСФСР тов. Блинов подчеркнул: «Нельзя забывать, что процесс «выздоров ления» — длительный, зачастую связанный с перестройкой психи ки, всего мировоззрения, это про цесс, требующий участия многих воль и сердец. И ошибаются те, кто видит перевоспитание в пер вом раскаянии преступника, в ере первой реакции на возможность потерять свободу». Г. КУРГАНОВ. ДЕСНОЙ морякам траулера «Белуга» не повезло. В мае. судно стало на ремонт лебедки. Думала команда, — дней через семь—десять корабль выйдет в мере. Но случилось так, что ремонт ники сильно затянули работы. Экипажи других траулеров воз вращались в порт с хорошими уло вами. А моряки «Белуги» лишь вздыхали горестно да чертыха лись, провожая и встречая другие суда. И лишь через сорок дней, в конце июня, ремонт лебедки был закончен. Экипаж воспрял ду хом. Люди радовались, но... За время непроизводительной стоянки в порту у экипажа «Бе луги» образовалась такая задол женность по добыче рыбы, что некоторые члены экипажа просто приуныли. Шутка ли: задолжа ли государству более двух тысяч центнеров рыбы в полуфабрика те! Но не все моряки траулера поддались унынию. Напротив, ■большинство из них верило в свои силы и способности, зная, что положение можно выправить. Хотя и не скрывали от себя: бу дет нелегко, придется как следу ет потрудиться. Партийная и профсоюзная ор ганизации провели большую разъяснительную работу среди экипажа траулера. Благодаря этому, каждый член команды знал, что требуется от него для успеха выполнения, ставшей пе ред экипажем трудной, но благо родной задачи: ликвидировать образовавшуюся задолженность до 1 октября. Уже первый после длительной стоянки рейс показал, что эки паж «Белуги» твердо идет к по ставленной перед собой цели. Рейсовое задание было перекрыто в полтора раза. Значительно было перевыполненно задание по вы- ние за сокращение сроков спуска сказал в сердцах один из матросов, и подъема трала. В результате, которого Лукша несколько раз за- выполнение этой операции на ставлял перешкеривать непра- «Белуге» довели в среднем до вильно обработанную треску. 36 минут, сберегая на каждом Рассказ о делах экипажа будет спуске и подъеме трала по 5—6 неполным, если не отметить доб- минут. А за сутки экономился уже росовестную и умелую работу ма- почти целый час драгоценного шинной команды, руководимой промыслового времени. секретарем партийной организации РЕФУЛЁР ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ Варничный ручей выносит i причалам и 22 шлак от го родской ТЭЦ, ил, неплавающий му сор. А суда, стоящие здесь, при малой воде во время отливов ка саются наносного грунта, а то и вовсе садятся на мель, что всегда может вызвать деформацию кор пуса, пера руля. Рыбному порту, наконец, надо заиметь собственный речной ре фулёр для регулярной очистки грунта у причалов, углубления дна, а не нанимать дорогостоящий земснаряд. С месяц назад на обсушкс \ 21 и 22 причалов был поставлен самодельный рефулёр, но не рабо тал. И если сейчас рыбный порт не может приобрести новый речной рефулёр, то этот, самодельный, на до пустить в ход. Е. ЕДЕМСКИЙ , капитан траулера «Кедровка». УПОРНЫМ—ТРУДНОСТИНЕПОМЕХА работке консервов и рыбьего жира. За счет чего экипаж траулера добивался успеха? Большая разъяснительная ра бота, проведенная на корабле, была подкреплена организацион ными делами. Судоводительский состав во главе с капитаном Александром Кирилловичем Оку невым еще до прихода в район промысла хорошо изучил особен ности лова в этом районе. Учи тывались и характер грунта, и течения. Исходя из этого, а так же из опыта работы здесь других судов, определялся режим трале ния, вооружение орудий лова. Следует особо отметить тот факт, что вахтенные штурманы строго- выдерживали корабль на задан ных капитаном курсах, часто оп ределялись и потому всегда точ но знали свое место. Отлично работали мастера по добыче, возглавляемые Юрием Каменским. У них имелся всегда наготове запасной трал, а неис правности орудий лова они быст ро устраняли. Между вахтами палубной команды развернулось соревнова- На уборку больших уловов вы ходили все свободные от вахты моряки. В прошлом рейсе, напри мер, суточные уловы достигали до двухсот с лишним центнеров. Не смотря на это, в дрейф не ложи лись, так как вахта вместе с вы шедшими на помощь штурманами и механиками справлялась с убор кой рыбы. В ходе соревнования многие чле ны экипажа показывали примеры замечательного отношения к тру ду, высокое мастерство. Это прежде всего ударники коммунистического труда старший помощник капитал на Белый, боцман Решетников, старший машинист Плаксин, а также матросы Сорокин, Ковалев, Колобин, кочегары Никончук, Буйвидович, консервный мастер Хохлов- Засольщик Михаил Лукша не только работал в трюме, но и из готовлял чслипфиск. Он особ«нно непримиримо относился даже к самым незначительным ошибкам рыбообработчиков, заставлял пе решкеривать неправильно обрабо^ тайные рыбины. «Десять глаз, что ли у него — все замечает!» — судна старшим механиком Альбер том Стефановичем Безугловым. Ни одного простоя по вине машинной команды в море не случалось. Экипаж траулера, уверенный в том, что механики и кочегары не подведут, провел несколько сок ращенных стоянок в порту, сэко номив много промыслового вре мени. Особенно успешным оказался для экипажа «Белуги» тринадца тый по счету в этом году рейс, из которого траулер возвратился в порт 1 сентября. Он доставил 1500 центнеров рыбы, из которых свыше тысячи центнеров — све жей. Рейсовое задание было пе рекрыто почти в два с половиной раза. Задание по выработке кон сервов выполнено на 170 процен тов, рыбьего жира — на 200 про центов. . Еще двадцать шестого августа энипаж судна досрочно выполнил план III квартала. А еще через два дня, 28 августа, он полностью по гасил свою задолженность по гс- сударственному плану. На 30 ав густа на счету моряков траулера было уже свыше 400 центнерое выловленной рыбы сверх гойии восьми месяцев. Опыт работы экипажа траулера «Белуга» показывает, что друж ному и сплоченному коллективу по плечу любые, даже очень трудные задачи. Умелая разъяс ните л ьн а я работа, правильная организация труда, борьба за сбережение про мыслового времени, а также доб росовестный труд моряков позво лили команде не только выйти из прорыва, но и добиться успехов в выполнении плана по добыче рыбы. Экипаж «Белуги» продолжает набирать темпы. Сократив до ми нимума срок стоянки в порту, мо ряки траулера уже 3 сентября снова направились на промысел. Этот рейс для них особенно ответ ственный. Соревнуясь за достой ную встречу 47-й годовщины Ве ликого Октября и 20-летия со дня освобождения Заполярья от-фаши стских захватчиков, экипаж трау лера взял на себя социалистиче ское обязательство: выловить к 1 ноября сверх плана десяти ме сяцев не менее 400 центнеров рыбы. Нет никакого сомнения в том, что умелый и дружный эки паж «Белуги» с честью выполнит свое обязательство А. ВОЛГИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz