Рыбный Мурман. 1964 г. Сентябрь.

Чтобы узнать иного человека, нужно, как говорят в народе, «пуд соли с ним съесть». Но третьего механика траулера «Бе­ луга» Михаила .Ивановича Мекрюкова экипаж уже хорошо уз­ им , хотя он работает на судне немногим больше месяца. «Настоящий трудяга, наш третий» — отзываются о Миха­ иле Ивановиче моряки, видя, как он, сменившись с вахты, идет сразу к лебедке. Осматривает ее, расспрашивает мастеров по добыче, как работал механизм,' немедленно устраняет неполад­ ки, даже самые незначительные на первый взгляд. Только пос­ ле этого идет отдыхать. Но особешо доволен старший механик траулера тем, что Мекрюков много заботится о котле. В рейсе он несколько раз меняет кокс в теплом ящике,-собственноручно выстирывает фнльтроткани. Проявляя заботу о чистоте воды в котле, он систематически продувает котел. В прошлую стоянку в порту Мекрюков по своей инициативе перебрал котельный вентилятор, подготовил его к работе в рейсе. И так подготовил, что в море ни разу не приходилось его останавливать. Вот каков он, Михаил Иванович Мекрюков, третий меха­ ник «Белуги». В. ГРЕБН ЕВ . На снимке: М. И. Мекрюков за подготовкой фильтротканей Фото старшего механика РТ «Белуга» А. БЕЗУГЛОВА . Ф е л ь е т о я Н А Х Л Е Б Н И К И За сбои тридцать восемь лег Владимир. Николаевич Буцких не успел сделать никаких открытии и они, можно с уверенностью ска­ зать, не за ним. Тем не менее, сла­ ва о нем на.Мурманском траловом флоте бежит уже много лет с од­ ного корабля на другом. В пухлой папке-личного дела этого знаме­ нитого в своем роде дяди перечис­ лены траулеры: «Сельдь», «Ролик», «Лрш*, «Москва», .г «Кировск», «Волхор», «Дубоссары», «Аксай», ♦Пикша», «Рыбец», на которых он хеднд*в званцях кочегара, стар­ шего мастера по добыче, затем помощника мастера и матроса. Заранее скажем, Владимир Ни­ колаевич — не гагановец. - Он, по веей вероятности, и слова этого не слыхал; Знаменит Буцких как мастер борьбы со злодеик€й соро­ каградусной, ну, и конечно, как квалифицированный устроитель связанных с этикг пьяных шаба­ шей. Свое отношение к труду Вла­ димир Николаевич объясняет весь­ ма просто: «работа — не треска, на Гусиную банку не убежит». И, следуя этой аксиоме, он весьма аккуратно перемалывает казенный харч, абсолютно ' не интересуясь тем, как и кем он доставлен на судовой стол. Перечисленные качества граж­ данина Буцких, разумеется, не мо­ гут быть незаметными. За послед­ ние восемь лет на пего дважды об­ ращали внимание, пытаясь при­ вить ему трудолюбие и научить уму-разуму. За хулиганские дебо­ ши Владимир Николаевич дважды посещал места отдаленные сроком на два года и на пять лет. Осво- .бождался досрочно, по амнистии. •И как видно, зря, поскольку пос­ ле неоднократно привлекался к ответственности за мелкое хули­ ганство. Каждый раз с ним поступали гу­ манно, в надежде на исправление. Но. Владимир Николаевич на это начхал.. Он в совершенстве овла­ дел таким видом литературного творчества, как: покаянное, слезо­ точивое заявление с клятвенном заверением быть хорошим и при­ мерным. И, представьте себе, каж­ дый раз клюет. Если же получает­ ся заминка, Буцких знает, куда направить стопы. Он идет в горсо­ вет, к депутатам областного Сове­ та, льет крокодиловы слезы, и мяг­ косердечные дяди вдаются. Как же, иначе нельзя, все-таки чело­ век... И вот направление на очередное судно. Благо их на флоте много. За год все не обойдешь. А через некоторое время работник отдела кадров в папке-Х личным делом Буцких подшивает очередную бу­ магу, вроде вот такой, написанной капитаном траулера «Аксай»: «Буцких безобразно ведет себя с командным составом, проявляет оскорбительные грубости, разла­ гает дисциплину. Проведенная большая, терпеливая воспитатель­ ная работа не оказала положи­ тельного результата. Убедительно прошу дать разрешение списать Буикнх». Пьяницу и хулигана списывают и тут же дают направление на другой траулер. Ну разве не мали­ на? И сыт и пьян, и нос в табаке да еще и деньги платят. Буцких издевательски посмеивается, счи­ тая себя умнее всех, и продолжает в том же духе. Периодически в управление флота приходят бума­ ги из медвытрезвителя, в которых рассказывается о досуге Владими­ ра Николаевича на берегу. Работ­ ники отдела кадров аккуратно подшивают их. А спустя несколь­ ко месяцев заместитель начальни­ ка отдела тов. Нецветаев собст­ венноручно пишет на каждой: «Проведена беседа 7/V 64 г.»._ Как и где пелась эта беседа, известно одному Нецветаеву. Во всяком случае, можно предполагать, что ее и во сне не было. 9 августа ны­ нешнего года Владимир Нико­ лаевич вновь провел беспокойную ночь на койке вытрезвителя. Его «наказали»: с траулера «Пик­ ша» перевели на «Рыбец». Такая порочная практика на ру­ ку разгильдяям и тунеядцам. Эти птахи не унывают, для них всегда найдется место лод полубаком и наваристые щи. В этом очень хо­ рошо убедился выпускник Риж ­ ской мореходной школы Михаил Григорьев, поступивший на флот в октябре прошлого года. До это­ го он успел побывать в Балтий­ ском и Латвийском пароходствах, в тресте «Севзапгидрострой», на одном из маслозаводов, в Мур­ манском домостроительном комби­ нате. А повесе всего лишь 26 лет. И на флоте у Григорьева постоян­ ные перемещения. Вначале был он на танкере «Пирятин», месяц — на траулере «Плутон», затем, после очередного уведомления из мед­ вытрезвителя (до этого было три), Григорьева под белы руки привели на БМРТ «Н. Остров­ ский». Ну, как тут не умилиться добродушию некоторых чиновни­ ков из отдела кадров! Ничего не скажешь, очень чуткие они люди. Видимо, такую же чуткость про­ являют товарищи и из комитета ВЛКСМ тралового флота. Как ни странно, Григорьев ло сих пор числится комсомольцем. Поскольку уж зашел разговор о делах, связанных с кадрами, стоит обратить внимание и на та­ кой факт. Как известно, новые веяния в развитии общественных форм самоуправления вызвали но­ вый правовый институт — обще­ ственное поручительство. Наблю­ дается это и в траловом флоте. Тут тоже отдельных провинив­ шихся берут на поруки. Так, в сентябре прошлого года экипаж траулера «Ржев» взял на поруки матроса Лебедева. Оформи» соот­ ветствующие бумаги, его тут же списали и перевели на .другое судно. То же самое произошло с рыбным мастером траулера «Кам­ чатка» Дмитрием Асташевым. По­ сле поручительства коллектива разгильдяя перевели на траулер «Очаков». Выступивший на днях в «Совет­ ской России» прокурор РСФСР тов. Блинов подчеркнул: «Нельзя забывать, что процесс «выздоров­ ления» — длительный, зачастую связанный с перестройкой психи­ ки, всего мировоззрения, это про­ цесс, требующий участия многих воль и сердец. И ошибаются те, кто видит перевоспитание в пер­ вом раскаянии преступника, в ере первой реакции на возможность потерять свободу». Г. КУРГАНОВ. ДЕСНОЙ морякам траулера «Белуга» не повезло. В мае. судно стало на ремонт лебедки. Думала команда, — дней через семь—десять корабль выйдет в мере. Но случилось так, что ремонт­ ники сильно затянули работы. Экипажи других траулеров воз­ вращались в порт с хорошими уло­ вами. А моряки «Белуги» лишь вздыхали горестно да чертыха­ лись, провожая и встречая другие суда. И лишь через сорок дней, в конце июня, ремонт лебедки был закончен. Экипаж воспрял ду­ хом. Люди радовались, но... За время непроизводительной стоянки в порту у экипажа «Бе­ луги» образовалась такая задол­ женность по добыче рыбы, что некоторые члены экипажа просто приуныли. Шутка ли: задолжа­ ли государству более двух тысяч центнеров рыбы в полуфабрика­ те! Но не все моряки траулера поддались унынию. Напротив, ■большинство из них верило в свои силы и способности, зная, что положение можно выправить. Хотя и не скрывали от себя: бу­ дет нелегко, придется как следу­ ет потрудиться. Партийная и профсоюзная ор­ ганизации провели большую разъяснительную работу среди экипажа траулера. Благодаря этому, каждый член команды знал, что требуется от него для успеха выполнения, ставшей пе­ ред экипажем трудной, но благо­ родной задачи: ликвидировать образовавшуюся задолженность до 1 октября. Уже первый после длительной стоянки рейс показал, что эки­ паж «Белуги» твердо идет к по­ ставленной перед собой цели. Рейсовое задание было перекрыто в полтора раза. Значительно было перевыполненно задание по вы- ние за сокращение сроков спуска сказал в сердцах один из матросов, и подъема трала. В результате, которого Лукша несколько раз за- выполнение этой операции на ставлял перешкеривать непра- «Белуге» довели в среднем до вильно обработанную треску. 36 минут, сберегая на каждом Рассказ о делах экипажа будет спуске и подъеме трала по 5—6 неполным, если не отметить доб- минут. А за сутки экономился уже росовестную и умелую работу ма- почти целый час драгоценного шинной команды, руководимой промыслового времени. секретарем партийной организации РЕФУЛЁР ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ Варничный ручей выносит i причалам и 22 шлак от го­ родской ТЭЦ, ил, неплавающий му­ сор. А суда, стоящие здесь, при малой воде во время отливов ка­ саются наносного грунта, а то и вовсе садятся на мель, что всегда может вызвать деформацию кор­ пуса, пера руля. Рыбному порту, наконец, надо заиметь собственный речной ре­ фулёр для регулярной очистки грунта у причалов, углубления дна, а не нанимать дорогостоящий земснаряд. С месяц назад на обсушкс \ 21 и 22 причалов был поставлен самодельный рефулёр, но не рабо­ тал. И если сейчас рыбный порт не может приобрести новый речной рефулёр, то этот, самодельный, на­ до пустить в ход. Е. ЕДЕМСКИЙ , капитан траулера «Кедровка». УПОРНЫМ—ТРУДНОСТИНЕПОМЕХА работке консервов и рыбьего жира. За счет чего экипаж траулера добивался успеха? Большая разъяснительная ра­ бота, проведенная на корабле, была подкреплена организацион­ ными делами. Судоводительский состав во главе с капитаном Александром Кирилловичем Оку­ невым еще до прихода в район промысла хорошо изучил особен­ ности лова в этом районе. Учи­ тывались и характер грунта, и течения. Исходя из этого, а так­ же из опыта работы здесь других судов, определялся режим трале­ ния, вооружение орудий лова. Следует особо отметить тот факт, что вахтенные штурманы строго- выдерживали корабль на задан­ ных капитаном курсах, часто оп­ ределялись и потому всегда точ­ но знали свое место. Отлично работали мастера по добыче, возглавляемые Юрием Каменским. У них имелся всегда наготове запасной трал, а неис­ правности орудий лова они быст­ ро устраняли. Между вахтами палубной команды развернулось соревнова- На уборку больших уловов вы­ ходили все свободные от вахты моряки. В прошлом рейсе, напри­ мер, суточные уловы достигали до двухсот с лишним центнеров. Не­ смотря на это, в дрейф не ложи­ лись, так как вахта вместе с вы­ шедшими на помощь штурманами и механиками справлялась с убор­ кой рыбы. В ходе соревнования многие чле­ ны экипажа показывали примеры замечательного отношения к тру­ ду, высокое мастерство. Это прежде всего ударники коммунистического труда старший помощник капитал на Белый, боцман Решетников, старший машинист Плаксин, а также матросы Сорокин, Ковалев, Колобин, кочегары Никончук, Буйвидович, консервный мастер Хохлов- Засольщик Михаил Лукша не только работал в трюме, но и из­ готовлял чслипфиск. Он особ«нно непримиримо относился даже к самым незначительным ошибкам рыбообработчиков, заставлял пе­ решкеривать неправильно обрабо^ тайные рыбины. «Десять глаз, что ли у него — все замечает!» — судна старшим механиком Альбер­ том Стефановичем Безугловым. Ни одного простоя по вине машинной команды в море не случалось. Экипаж траулера, уверенный в том, что механики и кочегары не подведут, провел несколько сок­ ращенных стоянок в порту, сэко­ номив много промыслового вре­ мени. Особенно успешным оказался для экипажа «Белуги» тринадца­ тый по счету в этом году рейс, из которого траулер возвратился в порт 1 сентября. Он доставил 1500 центнеров рыбы, из которых свыше тысячи центнеров — све­ жей. Рейсовое задание было пе­ рекрыто почти в два с половиной раза. Задание по выработке кон­ сервов выполнено на 170 процен­ тов, рыбьего жира — на 200 про­ центов. . Еще двадцать шестого августа энипаж судна досрочно выполнил план III квартала. А еще через два дня, 28 августа, он полностью по­ гасил свою задолженность по гс- сударственному плану. На 30 ав­ густа на счету моряков траулера было уже свыше 400 центнерое выловленной рыбы сверх гойии восьми месяцев. Опыт работы экипажа траулера «Белуга» показывает, что друж­ ному и сплоченному коллективу по плечу любые, даже очень трудные задачи. Умелая разъяс­ ните л ьн а я работа, правильная организация труда, борьба за сбережение про­ мыслового времени, а также доб­ росовестный труд моряков позво­ лили команде не только выйти из прорыва, но и добиться успехов в выполнении плана по добыче рыбы. Экипаж «Белуги» продолжает набирать темпы. Сократив до ми­ нимума срок стоянки в порту, мо­ ряки траулера уже 3 сентября снова направились на промысел. Этот рейс для них особенно ответ­ ственный. Соревнуясь за достой­ ную встречу 47-й годовщины Ве­ ликого Октября и 20-летия со дня освобождения Заполярья от-фаши­ стских захватчиков, экипаж трау­ лера взял на себя социалистиче­ ское обязательство: выловить к 1 ноября сверх плана десяти ме­ сяцев не менее 400 центнеров рыбы. Нет никакого сомнения в том, что умелый и дружный эки­ паж «Белуги» с честью выполнит свое обязательство А. ВОЛГИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz