Рыбный Мурман. 1964 г. Сентябрь.

Приняло, одобрено... и не внедрено Каждый год в БРИЗ тралового флота поступают сотни рационали­ заторских предложений от меха­ ников, судоводителей, рабочих, техников, инженеров. Они касают­ ся самых различных вопросов про­ изводства: от мельчайшего винтика до усовершенствования сложней­ ших механизмов. Только в этом году научно-технический совет принял и одобрил 313 из 414 рассмотренных рационализатор­ ских предложений. Итак, есть 313 возможностей повышения производительности труда, экономии средств и сырья, улучшения условий труда, техни­ ки безопасности и т. д. Как же реализуются эти возможности? В идеальных условиях внедре- вие рационализаторских предло­ жений происходит тремя путями. Первый путь. Не сложное, но аффективное усовершенствование какого-либо узла на судне сдела­ но силами самой команды. В БРИВ посылается сообщение об изобретении, а оттуда, уже в виде информационного бюллетеня, рас- «ылается на другие суда. А на ме- «*е та или иная новинка внедря­ ете* опять-таки силами судовой м а м а м Д М Я и J л Второй путь. Изобретение более «ложное разрабатывается конст­ рукторским бюро тралового флота, -чертежи отсылаются иа завод, и медрение происходит в период ремонта судна. Третий путь. Сложные и круп­ ные изобретения включаются в планы работ конструкторских бюросоответствующих институтов. Jk оттуда уже чертежи поступают на заводы. Но идеальные условия для мк'диения рационализаторских предложений складываются до­ вольно редко. В действительности, внедрение нового, передового про­ исходит, к сожалению, гораздо сложнее. Прежде всего о размахе внед­ рения. Он очень узок. Из 313 воз­ можностей реализовано только 217, да и то частично. Какая-ни­ будь полезная новинка, приме­ ненная на одном судне, распрост­ ранения почти не имеет. Почему? Старший инженер по рационали­ зации М. Г. Монастырский счита­ ет, что вся загвоздка в разных типах судов. Дескать, то, что полезно при одном режиме рабо­ ты, бесполезно при другом. Отча­ сти это верно. Но что же делает БРИЗ для того, чтобы эта новин­ ка стала достоянием экипажей дру­ гих судов? Только рассылает ин­ формационный бюллетень. Пусть мысль рационализатора осуществ­ лена лишь на одном—двух судах. Что с этого? Сделана в журнале запись «внедрено» и ладно. Далее — отсутствие экспери­ ментальной базы. Изготовлять опытные образцы БРИЗу прихо­ дится с большими трудностями. Так, предложенный капитаном А. И. Малыгиным стопор-блок еще два года назад заказывался на су­ доверфи, иа СРЗ № 1. Затем еще в нескольких организациях. Но до сих пор он еще не сделан. Еще хуже дело с изобретением мастера по добыче Б.‘ Ф. Турунтаева. Он нредложил вооружить трал бобин- цами на осях. Это снизило бы раеход бобинцев, так как при об­ рыве грунтроиа бобинцы не теря­ лись бы на задеве, а оставались на трале. Экспериментально-про­ мысловая группа разработала чертежи и передала их на судо­ верфь белее 7 лет^назад. Промы­ словый отдел заказал 10.000 штук таких бобинцев, но до сих пор их сделано только 2.500 штук. А ведь за это время любая новинка перестанет быть новинкой. Подобных примеров можно при­ вести очень много. Они говорят о том, что руководству тралового флота давно следует подумать о своей, пусть небольшой, экспери­ ментальной базе. А пока ее нет, БРИЗу необходимо прилагать мак­ симум усилий к распространению нового, передового. Однако этих усилий не видно. Бывает так, что при испытании в море какого-либо изобретения обнаруживаются не­ которые конструктивные недо­ статки, которые требуют вмеша­ тельства специалиста. А БРИЗ не может послать на испытание сво­ его инженера, объясняя это тем, что конструкторское бюро слиш­ ком загружено работой по судоре­ монту. Да, работы у инженеров хватает. Но ведь и разработка чертежей по рационализаторским предложениям и внедрение новой техники тоже их дело. Иначе как волокитой не назо­ вешь отношение работников БРИЗа к предложению старшего механика траулера «Мичуринск» И. С. Манакова. Более трех лот назад он разработал схему исполь­ зования отработанного пара от вспомогательных механизмов. Она позволяет использовать отработан­ ный пар для изготовления кон­ сервов, для парового отопления. Это, в конечном счете, экономия топлива и увеличение срока на­ хождения судна в море. Внедрен­ ное на «Мичуринске» иа трауле­ рах «Мга» и «Медвежьегорск» рационализаторское предложение И. С. Манакова полностью себя оправдало. Но чтобы оно могло стать достоянием других судов, нужны некоторые доработки. За­ ниматься ими БРИЗ явно не жела- e f Автора, интересующегося судьбой своего изобретения, М. Г. Монастырский считает тяжелым, несговорчивым человеком и отма­ хивается от него, как от назойли­ вой мухи. Дескать, что ему нуж­ но? Ведь предложение принято, одобрено и вознаграждение выпла­ чено. Вот такая подмена БРИЗом внедрения нового, передового лишь учетом его и ведет к тому, что 313 возможностей повышения производительности труда оста­ ются в большинстве своем только возможностями. А сколько рацио­ нализаторских предложений зате­ рялось в журналах БРИЗа с по­ меткой «испытать»! Взять хотя бы приспособление для выборки топливных шлангов, разработанное старшим помощником капитана танкера «Нирятин» Б; И. Скля­ ром. Сообщение было послано в БРИЗ, но ответной реакции не последовало. Тогда на танкере сделали это приспособление сами, использовав для этого мальгогер для выборки вожака дрифтерных сетей. Сделали грубо, без всяких чертежей и расчетов, на глазок. И что же? Если раньше за рейс приходило в негодность до 150 метров шланга, то теперь — бо­ лее чей наполовину меньше. Вы­ года от такого приспособления очевидна. Ведь 1 метр шланга сто­ ит от 13 до 17 рублей. Да и ра­ ботать стало намного легче. Но в БРИЗ’е это предложение все еще находится нод пометкой «испы­ тать». Не лучше положение и в БРИЗ’е «Мурманеельди». Здесь также внедрение передового опыта не приобрело настоящего размаха. Поступили, например, три разных предложения по автоматическому контролю за давлением масла во всех двигателях. Они позволяют предупредить выплавку подшип­ ников при падении давления мас­ ла в системе. Их аккуратно зане­ сли в журнал, затем описали схе­ мы и издали информационные листки — и все. А то,, что эти предложения внедрены только на СРТ 4122 и 4145, никого не беспокоит и не интересует. Так же, как не интересует и судьба мойкн-весов для рыбы, предло­ женных М. И. Свиташевым еще в феврале 1963 года. Чертежи ве­ сов разрабатывались общественно­ конструкторским бюро, были при­ влечены специалисты из рыбо­ комбината. Наконец, чертежи и заказ на опытный образец в на­ чале января этого года были пе­ реданы на Кандалакшский меха­ нический завод. Завод сдал заказ в апреле, получив за него 350 руб­ лей, и после этого следы весов затерялись. Давно составлен* программа испытаний, назначена комиссия, в«т только испытывать нечего. Получать весы, размыш­ ляют теперь,в БРИЗе «Мурман- сельди», кажется, должен был тов. Пазыч. Но «н сейчас в отпу­ ске. Потом их. кажется, видел хто-то на складе тралового флота, й одно только не кажется работ­ никам БРИЗа, что они по-чинов­ ничьи относятся к своему дел'-. О том, что всему новому, про­ грессивному нужно немедленно давать путевку в жизнь, очень хо­ рошо сказано в статье Героя Со­ циалистического Труда А. Я. Маклакова. И руководителям тра­ лового и сельдяного флотов давно следует обратить серьезное внима­ ние на работу своих БРИЗ ов. Что­ бы принятые и одобренные рацио­ нализаторские предложения внед­ рялись не формально, не иа еди­ ничных судах, а широко, по-на­ стоящему. Минута час б е р еже т Т10СЛЕ склянки вто­ рая вахта трауле­ ра «Рион» собралась, как это бывало всегда, в «‘толовой команды на подведение равдапий не искали. А выяеня- нтвгов. ли, искали причины потери каж- Разбор делал вахтенный штур- мй минуты рабочего времени, май, И помощник капитана Леон чтобы не терять их впредь. Все Николаевич Герасимович. Он от- они запомнили тогда слова второ - метил, что спуск и подъем тра- г° помощника капитана: ла на этот паз был произведен за За Реис мы 60 70 37 минут. А до этого, сказал он, тралений. Если каждая вахта бу­ ма такую операцию мы затрачи- Дет экономить по четыре—пять вали не более 33-х минут. Поте- минут, то лишь за счет этого мож- вяно четыре минуты промыслово- 1,0 Добыть дополнительно сотню fo времени. По какой причине? центнеров рыбы. И штурман обстоятельно разо- Случай этот послужил для мо- брал действия каждого из членов 1)3X08 хорошим уроком Еще рас- вахты, отметил ошибки. Напри- Т0|)0Пнее стали они работать, по­ мер, при подъеме трала мастер по могая ДРУГУ- Па спуск и добыче Геннадий Ойнус медленно п°Дъем трала теперь у них ухо- вирал кабели. Не говоря уже о ди^° не более 33-х минут, том, что это могло привести к тому, Вторая вахта па траулере «Ри- что рьгба перешла бы из мешка, он>> де|[)ЖИТ первенство в социа- было потеряно две минуты. А мат- листическом соревновании. Она рос Александр Кацан растерялся занесена на судовую Доску поче- м взялся за джильсон, когда на- та‘ и на дРугих вахтах, сту- до было подавать сушилку. Вот пающих’ как здесь говорят, «на ток терялись минуты пятки» второй, также разверну* Старшина вахты матрос Ало- “ I " ? сандр Грибовский, Геннадий Ой- 1 ;,ОВОП| времени. И на первой. иус также рассказали о замечен- ■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■ иых ими упущениях товарищей, о том, что они сами делали не так, как надо. и на третьей вахтах также еже­ дневно подводятся итоги работы. Опытные моряки делятся с нович­ ками своим опытом, учат их ело1 вом и делом. Почти все матросы палубной команды умеют чинить сети, помогают мастерам по добы­ че быстрее устранять поврежде­ ния орудий лова. На переход с трала на трал все вахты затрачи­ вают не более 15 минут, при нор­ ме 20 минут. Во всем этом нема­ лая заслуга старшего мастера по добыче Изосима Ивановича Лож­ кина, знатока своего дела, прояв­ ляющего постоянную заботу о том, чтобы орудия лова были всегда в исправности, действовали надеж­ но. В последнем рейсе, с которого «Рион» вернулся в порт 15 сен­ тября, его экипаж промышлял на Гусиной банке. Пришли туда рионцы 1 сентяб­ ря, как говорится, «к шапочному разбору». До этого здесь брали по тридцать—пятьдесят центнеров за подъем. Но как раз с 1-го ры­ ба «отказала». Поднимали лишь 5— 7 центнеров за два — два с половиной часа траления. Капитан .траулера коммунист Виктор Федорович Филимонов, изучив обстановку в районе Гу­ синой банки, пришел к выво­ ду, что здесь, даже при имеющих­ ся уловах, можно выполнять су­ точные задания по добыче рыбы. И он остался промышлять здесь. Весь рейс траулер, как говорят: «сидел на своей рыбе». Работали, конечно, в группе, но не гонялись за каждым судном, где поднима­ ли на сотню килограммов больше. Обнаружив более или менее устой­ чивое скопление рыбы, твердо держались этих глубин. Следует отдать должное судоводительскому умению старшего помощника ка­ питана Николая Ефимовича Бело­ ва, II помощника капитана Гера­ симовича, которые всегда знали точное место судна, правильно выполняли указания капитана о Н а ш а ю р и д и ч е с к а я Герасимович закончил разбор тем. что еще раз объяснил каждо­ му. как избежать потерь времени. Это был откровенный разговор людей, одинаково заинтересован­ ных в том. чтобы работать быс­ трее и лучше, болеющих за свое дело. Говорили подчас горячо, но справедливо, и никто не обижал­ ся на замечания товарища. Характерно, что ни один из них не говорил, что и 37 минут иа спуск и подъем трала * это неплохо, так как на маленьких глубинах но нормативу дается 40 минут. Никто не упоминал и о том, что на вахте в этом рейсе ра­ ботает только три матроса, вместо четырех, как положено. Нет. оп- С моря в редакцию пришло письмо. Старший механик СРТ-Р-704 «Быхов» А- В. Су- ровицкий спрашивает: «Чело­ веку 42 года, стаж работы во флоте 25 лет, из них на Севе­ ре на промысловых судах тра­ лового флота 3 года и в «Мур­ манеельди» на СРТ 14 'лет. Если человек пожелает уйти работать в другую систему или сойти на берег, то будет ли он иметь право на получение пен­ сии при достижении 55 лет н как будет исчисляться средний заработок?». На льготную пенсию имеют право все члены экипажа (кро­ ме камбузных работников, ра­ диоспециалистов и помполи- тов), проработавшие н& промы- к о н с у л ь т а ц и я 5т еловых судах двенадцать с по- ловиной лет, при общем стаже 25 лет, включая стаж работы и по договору. Статья девятая Положения о пенсиях предусматривает, что льготная пенсия при этом усло­ вии назначается вне зависимо­ сти от места последней работы. Из приведенных $ письме тов. Суровицкого данных, чело­ век имеет право на льготной) пенсию по достижении 55 лег. Трудовой стаж его для полу­ чения льготной пенсии вполне достаточен. В соответствии со статьей 63 Положения, среднемесячный за­ работок, из которого определя­ ется размер пенсии, берется за 12 последних месяцев работы, либо, по желанию трудяще­ гося, за любые 5 лет под­ ряд из последних десяти лет работы. Например: при офо­ рмлении пенсии в сентябре 1977 года средний заработок будет взят за период с первого сен­ тября 1976 года по 31 августа 1977 года или за любые 5 лет подряд из десятилетия с 1967 по 1977 год. К. МЕДВЕДЕВА, юржтконсульт тралового флота- S 3 Г : 0 1 т i курсах и изооатах. о режиме тра-1 ления. А режим траления на «Рионе» в этом рейсе сумели увеличить до 19, 5 часа в сутки. Это — от­ личный показатель для траулеров типа «Пионер». Характер грунта в район* про­ мысла судоводители знали хоро­ шо. Мастера по добыче в соответ­ ствии с этим вооружили нижние подборы тралов. Траление вели до трех часов. Несмотря на это. по­ вреждений орудий лова было мало. Немало способствовало увели­ чению режима траления и сла­ женная работа машинной команды «Риона». Не было ни одного слу­ чая простоя судна на промысле по вине механиков или мотори­ стов. Смена Форсунок на топках, производилась обычно в момент спуска и подъема трала. Заданный с мостика ход траулеру всегда обеспечивался. Особенно ховошо потрудились комсомольцы второй механик Евгений Губко и третий механик Владимир Власов. К ело- ву, Власов впервые в этом рейсе работал «третьим», до этого он был четвертым механиком. Не ошиблись в нем товарищи из ме­ ханико-судовой службы, повысив­ шие молодого работника в долж­ ности. Все это вместе взятое и послу­ жило успеху дела. При суточном задании 48,5 центнера, экипаж «Риона» добывал по 60—70 цен­ тнеров рыбы. В порт он доставил 700 центнеров трески, из них 570 охлажденной. Не помешало рионцам и то. что почти двое из двенадцати промысловых «уток они вынуждены были штормовать. Опыт работы экипажа тмуяера «Рион» еще раз убедительно по­ казывает, что даже в такой слож­ ной промысловой обстановке, ка­ кая в Баренцевом море, вполне можно выполнять суточные и рей­ совые задания по вылову рыбы. Ш. БИНЕЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz