Рыбный Мурман. 1964 г. Сентябрь.
Приняло, одобрено... и не внедрено Каждый год в БРИЗ тралового флота поступают сотни рационали заторских предложений от меха ников, судоводителей, рабочих, техников, инженеров. Они касают ся самых различных вопросов про изводства: от мельчайшего винтика до усовершенствования сложней ших механизмов. Только в этом году научно-технический совет принял и одобрил 313 из 414 рассмотренных рационализатор ских предложений. Итак, есть 313 возможностей повышения производительности труда, экономии средств и сырья, улучшения условий труда, техни ки безопасности и т. д. Как же реализуются эти возможности? В идеальных условиях внедре- вие рационализаторских предло жений происходит тремя путями. Первый путь. Не сложное, но аффективное усовершенствование какого-либо узла на судне сдела но силами самой команды. В БРИВ посылается сообщение об изобретении, а оттуда, уже в виде информационного бюллетеня, рас- «ылается на другие суда. А на ме- «*е та или иная новинка внедря ете* опять-таки силами судовой м а м а м Д М Я и J л Второй путь. Изобретение более «ложное разрабатывается конст рукторским бюро тралового флота, -чертежи отсылаются иа завод, и медрение происходит в период ремонта судна. Третий путь. Сложные и круп ные изобретения включаются в планы работ конструкторских бюросоответствующих институтов. Jk оттуда уже чертежи поступают на заводы. Но идеальные условия для мк'диения рационализаторских предложений складываются до вольно редко. В действительности, внедрение нового, передового про исходит, к сожалению, гораздо сложнее. Прежде всего о размахе внед рения. Он очень узок. Из 313 воз можностей реализовано только 217, да и то частично. Какая-ни будь полезная новинка, приме ненная на одном судне, распрост ранения почти не имеет. Почему? Старший инженер по рационали зации М. Г. Монастырский счита ет, что вся загвоздка в разных типах судов. Дескать, то, что полезно при одном режиме рабо ты, бесполезно при другом. Отча сти это верно. Но что же делает БРИЗ для того, чтобы эта новин ка стала достоянием экипажей дру гих судов? Только рассылает ин формационный бюллетень. Пусть мысль рационализатора осуществ лена лишь на одном—двух судах. Что с этого? Сделана в журнале запись «внедрено» и ладно. Далее — отсутствие экспери ментальной базы. Изготовлять опытные образцы БРИЗу прихо дится с большими трудностями. Так, предложенный капитаном А. И. Малыгиным стопор-блок еще два года назад заказывался на су доверфи, иа СРЗ № 1. Затем еще в нескольких организациях. Но до сих пор он еще не сделан. Еще хуже дело с изобретением мастера по добыче Б.‘ Ф. Турунтаева. Он нредложил вооружить трал бобин- цами на осях. Это снизило бы раеход бобинцев, так как при об рыве грунтроиа бобинцы не теря лись бы на задеве, а оставались на трале. Экспериментально-про мысловая группа разработала чертежи и передала их на судо верфь белее 7 лет^назад. Промы словый отдел заказал 10.000 штук таких бобинцев, но до сих пор их сделано только 2.500 штук. А ведь за это время любая новинка перестанет быть новинкой. Подобных примеров можно при вести очень много. Они говорят о том, что руководству тралового флота давно следует подумать о своей, пусть небольшой, экспери ментальной базе. А пока ее нет, БРИЗу необходимо прилагать мак симум усилий к распространению нового, передового. Однако этих усилий не видно. Бывает так, что при испытании в море какого-либо изобретения обнаруживаются не которые конструктивные недо статки, которые требуют вмеша тельства специалиста. А БРИЗ не может послать на испытание сво его инженера, объясняя это тем, что конструкторское бюро слиш ком загружено работой по судоре монту. Да, работы у инженеров хватает. Но ведь и разработка чертежей по рационализаторским предложениям и внедрение новой техники тоже их дело. Иначе как волокитой не назо вешь отношение работников БРИЗа к предложению старшего механика траулера «Мичуринск» И. С. Манакова. Более трех лот назад он разработал схему исполь зования отработанного пара от вспомогательных механизмов. Она позволяет использовать отработан ный пар для изготовления кон сервов, для парового отопления. Это, в конечном счете, экономия топлива и увеличение срока на хождения судна в море. Внедрен ное на «Мичуринске» иа трауле рах «Мга» и «Медвежьегорск» рационализаторское предложение И. С. Манакова полностью себя оправдало. Но чтобы оно могло стать достоянием других судов, нужны некоторые доработки. За ниматься ими БРИЗ явно не жела- e f Автора, интересующегося судьбой своего изобретения, М. Г. Монастырский считает тяжелым, несговорчивым человеком и отма хивается от него, как от назойли вой мухи. Дескать, что ему нуж но? Ведь предложение принято, одобрено и вознаграждение выпла чено. Вот такая подмена БРИЗом внедрения нового, передового лишь учетом его и ведет к тому, что 313 возможностей повышения производительности труда оста ются в большинстве своем только возможностями. А сколько рацио нализаторских предложений зате рялось в журналах БРИЗа с по меткой «испытать»! Взять хотя бы приспособление для выборки топливных шлангов, разработанное старшим помощником капитана танкера «Нирятин» Б; И. Скля ром. Сообщение было послано в БРИЗ, но ответной реакции не последовало. Тогда на танкере сделали это приспособление сами, использовав для этого мальгогер для выборки вожака дрифтерных сетей. Сделали грубо, без всяких чертежей и расчетов, на глазок. И что же? Если раньше за рейс приходило в негодность до 150 метров шланга, то теперь — бо лее чей наполовину меньше. Вы года от такого приспособления очевидна. Ведь 1 метр шланга сто ит от 13 до 17 рублей. Да и ра ботать стало намного легче. Но в БРИЗ’е это предложение все еще находится нод пометкой «испы тать». Не лучше положение и в БРИЗ’е «Мурманеельди». Здесь также внедрение передового опыта не приобрело настоящего размаха. Поступили, например, три разных предложения по автоматическому контролю за давлением масла во всех двигателях. Они позволяют предупредить выплавку подшип ников при падении давления мас ла в системе. Их аккуратно зане сли в журнал, затем описали схе мы и издали информационные листки — и все. А то,, что эти предложения внедрены только на СРТ 4122 и 4145, никого не беспокоит и не интересует. Так же, как не интересует и судьба мойкн-весов для рыбы, предло женных М. И. Свиташевым еще в феврале 1963 года. Чертежи ве сов разрабатывались общественно конструкторским бюро, были при влечены специалисты из рыбо комбината. Наконец, чертежи и заказ на опытный образец в на чале января этого года были пе реданы на Кандалакшский меха нический завод. Завод сдал заказ в апреле, получив за него 350 руб лей, и после этого следы весов затерялись. Давно составлен* программа испытаний, назначена комиссия, в«т только испытывать нечего. Получать весы, размыш ляют теперь,в БРИЗе «Мурман- сельди», кажется, должен был тов. Пазыч. Но «н сейчас в отпу ске. Потом их. кажется, видел хто-то на складе тралового флота, й одно только не кажется работ никам БРИЗа, что они по-чинов ничьи относятся к своему дел'-. О том, что всему новому, про грессивному нужно немедленно давать путевку в жизнь, очень хо рошо сказано в статье Героя Со циалистического Труда А. Я. Маклакова. И руководителям тра лового и сельдяного флотов давно следует обратить серьезное внима ние на работу своих БРИЗ ов. Что бы принятые и одобренные рацио нализаторские предложения внед рялись не формально, не иа еди ничных судах, а широко, по-на стоящему. Минута час б е р еже т Т10СЛЕ склянки вто рая вахта трауле ра «Рион» собралась, как это бывало всегда, в «‘толовой команды на подведение равдапий не искали. А выяеня- нтвгов. ли, искали причины потери каж- Разбор делал вахтенный штур- мй минуты рабочего времени, май, И помощник капитана Леон чтобы не терять их впредь. Все Николаевич Герасимович. Он от- они запомнили тогда слова второ - метил, что спуск и подъем тра- г° помощника капитана: ла на этот паз был произведен за За Реис мы 60 70 37 минут. А до этого, сказал он, тралений. Если каждая вахта бу ма такую операцию мы затрачи- Дет экономить по четыре—пять вали не более 33-х минут. Поте- минут, то лишь за счет этого мож- вяно четыре минуты промыслово- 1,0 Добыть дополнительно сотню fo времени. По какой причине? центнеров рыбы. И штурман обстоятельно разо- Случай этот послужил для мо- брал действия каждого из членов 1)3X08 хорошим уроком Еще рас- вахты, отметил ошибки. Напри- Т0|)0Пнее стали они работать, по мер, при подъеме трала мастер по могая ДРУГУ- Па спуск и добыче Геннадий Ойнус медленно п°Дъем трала теперь у них ухо- вирал кабели. Не говоря уже о ди^° не более 33-х минут, том, что это могло привести к тому, Вторая вахта па траулере «Ри- что рьгба перешла бы из мешка, он>> де|[)ЖИТ первенство в социа- было потеряно две минуты. А мат- листическом соревновании. Она рос Александр Кацан растерялся занесена на судовую Доску поче- м взялся за джильсон, когда на- та‘ и на дРугих вахтах, сту- до было подавать сушилку. Вот пающих’ как здесь говорят, «на ток терялись минуты пятки» второй, также разверну* Старшина вахты матрос Ало- “ I " ? сандр Грибовский, Геннадий Ой- 1 ;,ОВОП| времени. И на первой. иус также рассказали о замечен- ■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■ иых ими упущениях товарищей, о том, что они сами делали не так, как надо. и на третьей вахтах также еже дневно подводятся итоги работы. Опытные моряки делятся с нович ками своим опытом, учат их ело1 вом и делом. Почти все матросы палубной команды умеют чинить сети, помогают мастерам по добы че быстрее устранять поврежде ния орудий лова. На переход с трала на трал все вахты затрачи вают не более 15 минут, при нор ме 20 минут. Во всем этом нема лая заслуга старшего мастера по добыче Изосима Ивановича Лож кина, знатока своего дела, прояв ляющего постоянную заботу о том, чтобы орудия лова были всегда в исправности, действовали надеж но. В последнем рейсе, с которого «Рион» вернулся в порт 15 сен тября, его экипаж промышлял на Гусиной банке. Пришли туда рионцы 1 сентяб ря, как говорится, «к шапочному разбору». До этого здесь брали по тридцать—пятьдесят центнеров за подъем. Но как раз с 1-го ры ба «отказала». Поднимали лишь 5— 7 центнеров за два — два с половиной часа траления. Капитан .траулера коммунист Виктор Федорович Филимонов, изучив обстановку в районе Гу синой банки, пришел к выво ду, что здесь, даже при имеющих ся уловах, можно выполнять су точные задания по добыче рыбы. И он остался промышлять здесь. Весь рейс траулер, как говорят: «сидел на своей рыбе». Работали, конечно, в группе, но не гонялись за каждым судном, где поднима ли на сотню килограммов больше. Обнаружив более или менее устой чивое скопление рыбы, твердо держались этих глубин. Следует отдать должное судоводительскому умению старшего помощника ка питана Николая Ефимовича Бело ва, II помощника капитана Гера симовича, которые всегда знали точное место судна, правильно выполняли указания капитана о Н а ш а ю р и д и ч е с к а я Герасимович закончил разбор тем. что еще раз объяснил каждо му. как избежать потерь времени. Это был откровенный разговор людей, одинаково заинтересован ных в том. чтобы работать быс трее и лучше, болеющих за свое дело. Говорили подчас горячо, но справедливо, и никто не обижал ся на замечания товарища. Характерно, что ни один из них не говорил, что и 37 минут иа спуск и подъем трала * это неплохо, так как на маленьких глубинах но нормативу дается 40 минут. Никто не упоминал и о том, что на вахте в этом рейсе ра ботает только три матроса, вместо четырех, как положено. Нет. оп- С моря в редакцию пришло письмо. Старший механик СРТ-Р-704 «Быхов» А- В. Су- ровицкий спрашивает: «Чело веку 42 года, стаж работы во флоте 25 лет, из них на Севе ре на промысловых судах тра лового флота 3 года и в «Мур манеельди» на СРТ 14 'лет. Если человек пожелает уйти работать в другую систему или сойти на берег, то будет ли он иметь право на получение пен сии при достижении 55 лет н как будет исчисляться средний заработок?». На льготную пенсию имеют право все члены экипажа (кро ме камбузных работников, ра диоспециалистов и помполи- тов), проработавшие н& промы- к о н с у л ь т а ц и я 5т еловых судах двенадцать с по- ловиной лет, при общем стаже 25 лет, включая стаж работы и по договору. Статья девятая Положения о пенсиях предусматривает, что льготная пенсия при этом усло вии назначается вне зависимо сти от места последней работы. Из приведенных $ письме тов. Суровицкого данных, чело век имеет право на льготной) пенсию по достижении 55 лег. Трудовой стаж его для полу чения льготной пенсии вполне достаточен. В соответствии со статьей 63 Положения, среднемесячный за работок, из которого определя ется размер пенсии, берется за 12 последних месяцев работы, либо, по желанию трудяще гося, за любые 5 лет под ряд из последних десяти лет работы. Например: при офо рмлении пенсии в сентябре 1977 года средний заработок будет взят за период с первого сен тября 1976 года по 31 августа 1977 года или за любые 5 лет подряд из десятилетия с 1967 по 1977 год. К. МЕДВЕДЕВА, юржтконсульт тралового флота- S 3 Г : 0 1 т i курсах и изооатах. о режиме тра-1 ления. А режим траления на «Рионе» в этом рейсе сумели увеличить до 19, 5 часа в сутки. Это — от личный показатель для траулеров типа «Пионер». Характер грунта в район* про мысла судоводители знали хоро шо. Мастера по добыче в соответ ствии с этим вооружили нижние подборы тралов. Траление вели до трех часов. Несмотря на это. по вреждений орудий лова было мало. Немало способствовало увели чению режима траления и сла женная работа машинной команды «Риона». Не было ни одного слу чая простоя судна на промысле по вине механиков или мотори стов. Смена Форсунок на топках, производилась обычно в момент спуска и подъема трала. Заданный с мостика ход траулеру всегда обеспечивался. Особенно ховошо потрудились комсомольцы второй механик Евгений Губко и третий механик Владимир Власов. К ело- ву, Власов впервые в этом рейсе работал «третьим», до этого он был четвертым механиком. Не ошиблись в нем товарищи из ме ханико-судовой службы, повысив шие молодого работника в долж ности. Все это вместе взятое и послу жило успеху дела. При суточном задании 48,5 центнера, экипаж «Риона» добывал по 60—70 цен тнеров рыбы. В порт он доставил 700 центнеров трески, из них 570 охлажденной. Не помешало рионцам и то. что почти двое из двенадцати промысловых «уток они вынуждены были штормовать. Опыт работы экипажа тмуяера «Рион» еще раз убедительно по казывает, что даже в такой слож ной промысловой обстановке, ка кая в Баренцевом море, вполне можно выполнять суточные и рей совые задания по вылову рыбы. Ш. БИНЕЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz