Рыбный Мурман. 1964 г. Сентябрь.
В 1958 году после окончания судоводительского отделения Мурманского мореходного училища I пришел в траловый флот Валентин Иванович Прахов. Проворный, инициативный штурман обра щал йа себя внимание старанием, любовью к избранной профессии. Через 3 года с начала работы к во флоте ему было присвоено высокое звание ударника коммунистического труда. Сейчас он Ь старший помощник капитана на траулере «Революция». Фото Т. Кожухаря. Внимание: рядом дети! Много дней ждали отца из да- лекрго плавания. О нем говорили дети и жена, едва успев открыть глаза после сна, его вспоминали, садясь за стол, и у голубого экра на телевизора. Семья не спала всю ночь напролет, готовясь к встрече в порту самого близкого и родного человека. Еще задолго до прихода корабля мать стояла у причала, держа за руки по-празд- вичному одетых двух сынишек. Мальчуганы, не отводя глаз, при стально всматривались в даль, еловно выжидая, что вот-вот поя вится сказочная Жар-птица. И нужно было видеть, чтобы понять, с какой радостью Петя и Гриша встретили своего долгож данного папу. Но их торжестве и ликования/были недолгими. Не ус пел отец переступить порог дома, как напился, и все повернулось на 180 градусов. Начались придирки к матери, ругань, на пол полетела поеуда, все, что было на столе, все, т о так старательно готовили для него жена и дети. Потом так повторялось всякий Г з, когда отец появлялся в доме, поначалу было невдомек ему, почему дети стали неразговорчи выми, грубыми, все чаще и чаще убегая с глаз родного отца. А когда ои спохватился, было уже поздно: ианесеиные детям сердеч ные раны залечить не так-то легко! А вот еще одна страшная и редкостная картина. Председа тельствующий народного суда за читывает приговор, по которому гражданка Татьяна Арсентьевну Карачева, жена начпрода одной из плавбаз «Мурманеельди», мать трех детей лишается материнст ва, как человек, перечеркнувший грязью и совесть, и достоинство женщины, в самые святые слова Мать. Дети! Но многие изломанные детские еудьбы — результат не только Злойамеренности или недоброже лательности родителей, но и под час оказывается следствием не имения воспитывать своих детей, педагогической неграмотности ро- Дйтелей. А поэтому мы и хотим йоговорить с родителями, посове товаться с ними о делах, которые '(Становятся все более важными, Насущными и неотложными проб лемами. Нужно признать, что миллионы людей выходят в самостоятельную Жизнь и принимаются за воспи тание детей без знания самых элементарных основ педагогики. В учебных заведениях нашей стра ны молодого человека учат «троить мосты и лечить детей, создавать умнейшие машины и Плавить руду, строить корабли и ловить рыбу. А науке, в знаниях которой нуждается каждый чело век, независимо от избранной им профессии, — сложной 8 очень Тонкой — науке воспитания де- 1ей в семье, не обучают. Нигде ее «Не проходят». Йи в школе, ни в Техникумах, ни в вузах, нй в ка ких кружках, хотя этой формой учебы охвачены почти все взрос лые люди по месту работы. Школьный же учитель в основном Только предъявляет требований к папам в мамам (и, нужно сказать, справедливце), йЬ помочь им — $е разговором в коридоре, на ходу пли «разносом» на очередном ро дительском собрании, а дружески if вполне квалифицировано — чаето ве в состояний. Времени у учителя всегда в обрез, д! t роди тели не часто обращаются за по мощью и советом к учителю. О том, как улучшить воспита ние детей, йе ра& говорилось й* Профсоюзных собраниях, йа засе даниях женсоветов, родительских комитетов, но дальше этого дело ве движется. Настало время, ког да эту проблему вужво решать всеми силами, привлекая щирок^о общественность я сосредотачивая яедагогическую пропаганду глав- аым образом в школах. Д< Ti Да, именно школа, а еще точ нее,—класс должны стать центром педагогического просвещения ро дителей, а проводником педагоги ческой науки в массы родителей — учитель, классный руководи тель, который знает особенности каждого ученика, условия семьи. А родители должны принять ак тивное участие, чтобы обогатить свою память хотя бы основами педагогики, которая так необходи ма каждому из нас. И когда мы этого достигнем, то у нас будет меньше таких загвоздок, об одной из которых хочется рассказать подробно. Передо мной исписанный не ровным, торопливым почерком лист бумаги. В нем крик души. «Я работаю на рыбокомбинате, — пишет мать, — и нельзя ска зать, что вовсе не читаю педаго гические статьи, книги. Я и мой муж хорошо понимаем, как вели ка роль вашего слова и наших по ступков в воспитании ребевва. Я нае нельзя упрекнуть, что мы по даем ему плохие примеры. А меж ду тем терпим от мальчика одно огорчение за другим. В чем же дело? В самом деле, где загвозд ка?» С автором письма, с ее семьей мыпознакомились. И обстоятельно. Действительно, ии мать, ни отца ни в чем, ва первый взгляд, упрек- вуть нельзя. Честные труженики, скромные, простые люди. Так от куда же свалилась беда на их го- овы? А беда большая, тяжелая, ринадцатилетнего подростка уже задерживала за кражу милиция. Учится он все хуже и хуже, гру бит, играет в азартвые игры, об манывает учителей, товарищей, родителей. ‘ Почему же все это произошло, откуда начинаются эти горькие потоки?> Оказывается, из самой семьи, из благополучной и трудо вой семьи. А теперь попробуем разобрать, как и почему? При правильном воспитании У детей вырабатываются не только верные понятия и полезные при вычки, но и иммунитет, невоспри имчивость но всему плохому. Ко нечно, трехлетний несмышленыш еще далеко не всегда в состоянии отличить плохое от хорошего. По этому, если он и ошибется, и мы это тут же подметим, исправить ошибку будет йе трудно. Но и ма лыш уже •Должен твердо знать, что нельзя, например, ходить по газону, нельзя причинять боль животным. А вот у Йоли эта са мая невосприимчивость к дурному не выработана. Был такой случай. Как-то еще пятилетний Коля вдруг зарел услышанную rge-то пошлую песенку. Как же реагиро вали родители на это «вокальное выступление»? Мать сказала: «Перестайь, плохая песня»! Ипри этом смеялась. А развеселивший ся отец попросил Колю... повто рить. Разве такая реакция — равно ушные замечаний матери и уми- ение отца передпошлостью—вос- примется ребенком как осужде ние? Справедливо говорят, что жизнь — лучший учитель. Колины отец и мать —; добросовестные труже ники. Но научрли # они тру диться и ребенка? Вежливые, чут кие люди, помогу ли ори и сыну усвовть эти качества? Нет! Роди тели КоЛв ошибо'Шо считали, что вде эта черты сформируются авто матически! ведь дома мальчик всегда видит только хороший при мер. Отец в мать мальчика ве ску пятся па разговоры о том, что — добро и что зло. Конечно, если это Делается умело, душевно и к тому же в меру, такие разговоры по лезны. Но сами по себе они еще не гарантируют успеху в воспита нии. Почему? Да потому, что вни мание родителей не направлено яа одну из главных сторон, от кото* рой зависит формирование ребен ка. А главное — эм организация его жизни: учебы, труда, отдыха, развлечения. Об этом тоже следует погово рить обстоятельно, во весь голос, чтобы услышали все, кого это ка сается. Самые большие мечтатели — самые маленькие люди — дети. Они мечтают стать космонавтами и мореплавателями, геологами и путешественниками, футболистами и бегунами. Потому очень важно, чтобы дети всегда нашли себе за нятие по душе. Необходимо также активное участие в этом старших, которые обязаны помочь ребятам организовать и провести разумно свой досуг. А для этого нужны спортивные площадки, хорошо оборудованные детские комнаты. И тут не последнюю скрипку должны играть женсоветы, роди тельские комитеты, домоуправле ния. Вот мы и решили побывать в домоуправлении ЖКО «Мурмаи- сельди», что находится по улице Павлова, в районе Больничного городка. В этом районе сотни детей мо ряков сельдяного и тралового фло тов. Здесь можно часто видеть объявления, извещающие о том, в какие дни и чаеы принимает де путат горсовета тов. Бородулии. Сюда частенько наведуются и дру гие ответственные работники, но, как видно, никому из этих, так еказать, «больших дядей» нет дела до маленьких детей. Никто не интересуется, как ребята -про водят время, чем они занимаются, есть ли где им собраться, чтобы вместе почитать интересную кни гу, что-нибудь поизобретать, ар- тельно поиграть. — Нам обещали помещение под детскую комнату и мы ждали этого долго, терпеливо, — говорит управляющая домами Ю. С. Гу мен, — но напрасными оказались все наши мечты. Комнату занял работник второго отделения мили ции. И мы даже не знаем, кто дал ему такое разрешение. Нет в этом районе и мало-маль ски оборудованной спортивной площадки. Потому нередко можно видеть, как ребята гоняют мячи на проезжих дорогах, играют в игры, какие только они смогли придумать. А бывает, и в азарт ные. Общественность не должна про ходить мимо таких фактов. Вее обязаны заботиться о разумном досуге ребят, а кто об этом не простительно забывает, тем нуж но напомнить во весь голос: — Внимание: рядом дети! М. ИВАНОВ. Персонально ответственны Д( Хочешь или не хочешь, а разго- Еор задевает за живое, тревожит, заставляет думать, обсуждать, взвешивать. Такова уж сила убеж денности в своей правоте чувству ется в выступлении Андрея Яков, левнча Маклакова «Могучее сред ство ликвидации отставания тра лового флота». Большой жизнен ный опыт, глубокое знание про мысла позволили ему говорить так просто, откровенно и убедительно. Сотни промысловиков тралового и сельдяного флотов, труженики рыбообрабатывающих предприя тии сейчас обсуждают вопросы внедрения и распространения пе редового опыта с позиций, на ко торые ориентирует промысловиков выступление Героя Социалистиче ского Труда А. Я. Маклакова. На расширенном заседании пар тийного комитета «Мурманеельди» на этот раз присутствовали пред ставители и руководители отделов и служб флота. На первый взгляд, в «Мурман- сельди» все обстоит благополучно. Обобщен и внедряется на судах флота лов сельди в Северной Ат лантике близнецовыми и разно глубинными тралами, способ сое динения сетей поводцами при ра боте на больших глубинах, беск- вартропиая схема работы с тра лом, выработка новых видов рыб ной продукции на промысловых судах типа «Океан». Многие наставники по добыче н старшие мастера лева изучают и распространяют передовой опыт. Наставники по добыче А. И. Крав ченко, Ю. А. Куликов, В. Ф. Зай цев и другие товарищи побывали на передовых и отстающих судах, изучали передовой опыт, распрост раняли опыт лучших. Старшие ма стера лова тт. Титов, Мальцев, Журавлев, Алексеев, ударники коммунистического труда тт. Ба- барыгин, Горный, Сюмкин, Ефанов не раз выступали по радио, рас сказывая о своих методах работы. Это на сельдяном промысле. В апреле специально инструк торская группа была создана на траловом промысле. Эта группа, в которую входили тт. Горный, Ба- барыгин, Колесников, Куликов и старшие мастера лова опорно-по казательных СРТ, занималась изу чением и распространением передо вых методов труда по внедрению бесквартропной схемы работы с тралом на СРТ и на СРТ-Р. Бес- квартропная схема внедрена на всех судах. Такие капитаны, например, как тт. Ядрихииский, Михайлов, брали шефство над судами, находивши мися в пролове, и помогали им вы ходить в число передовых. Конечно, в сельдяном флоте из давались и брошюры, и листовки, которые рассказывали о передо вых методах труда. Изучались вопросы добычи рыбы и техноло гия обработки сельди по рецепту ре латвийских рыбообработчиков. В школах коммунистического тру да было обучено около 2.500 чело век. Но вместе с тем хозяйственные руководители, специалисты отде лов флота, базовый комитет проф союза, комитет комсомола не до бились еще необходимых резуль татов от внедрения опыта передо вых экипажей и новаторов произ водства. Планы практических ме роприятий зачастую так и остают ся на бумаге. Было, например, за планировано до 1 марта 1964 года обобщить опыт работы судового комитета СРТ-4122. Ответственны за это тт. Авдеев и Рожин. Но ни чего не сделано. До 1 апреля пред стояло, например, обобщить опыт работы лучшей бригады по ремонту судов на плавмастерской «Резец». Решение это так и осталось на бу маге. До сих пор опорно-показа тельные суда не стали школой пе редового опыта. О каком опыте можно говорить, когда почти поло вина опорно-показательных судов не справилась с выполнением вось мимесячного плана. Общая задол женность по флоту за 8 месяцев и 20 дней составила свыше 265«гы- еяч центнеров. Хозяйственные рукеводитедн», инженерно-технические работники, участвуя в составлении плане» »о внедрению передового опыта, по том забывают об этих планах, не чувствуя персональной ответствен ности за их выполнение. Еще в апреле, например, был подготовлен материал об опыте -работы СРТ-708. Когда он появится в свет, когда он стане! доетоанием промысловиков, трудно сказать. А ведь когда теряется время, зача стую теряется и ценность опыта. Обсуждение выступления Гере» Социалистического Труда А. Я. Маклакова на расширенном засе дании партийного комитета сель дяного флота позволило сделать серьезный вывод, что pacnpecTjpa- некие и внедрение передовой) опы та не должно быть пущено на са мотек. Нельзя ограничиваться обобщением опыта, а нужно доби ваться, чтобы этот опыт, все луч шее и передовое стали достоянием всех моряков. И именно за это должны нести персональную от ветственность руководители отде лов и служб. Партийный комитет., сельдяного флота принял постановление, ;в ко тором обязал руководителей отде лов и служб флота, базовый коми тет профсоюза сосредоточить; уси лия коллектива на пострянное по вышение технико-экономичцекего уровня производства, $3, внедрение передового опыта, достижений на уки и техники. fea^OBO^y комите ту флота и партбк>р 9 ; ^управления предложено повысить персональ ную ответственность руководите лей отделов и береговых предпри ятий «Мурманеельди» за внедре ние передового производственного опыта. Г. ЛЫСЕНКО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz