Рыбный Мурман. 1964 г. Сентябрь.

В 1958 году после окончания судоводительского отделения Мурманского мореходного училища I пришел в траловый флот Валентин Иванович Прахов. Проворный, инициативный штурман обра­ щал йа себя внимание старанием, любовью к избранной профессии. Через 3 года с начала работы к во флоте ему было присвоено высокое звание ударника коммунистического труда. Сейчас он Ь старший помощник капитана на траулере «Революция». Фото Т. Кожухаря. Внимание: рядом дети! Много дней ждали отца из да- лекрго плавания. О нем говорили дети и жена, едва успев открыть глаза после сна, его вспоминали, садясь за стол, и у голубого экра­ на телевизора. Семья не спала всю ночь напролет, готовясь к встрече в порту самого близкого и родного человека. Еще задолго до прихода корабля мать стояла у причала, держа за руки по-празд- вичному одетых двух сынишек. Мальчуганы, не отводя глаз, при­ стально всматривались в даль, еловно выжидая, что вот-вот поя­ вится сказочная Жар-птица. И нужно было видеть, чтобы понять, с какой радостью Петя и Гриша встретили своего долгож­ данного папу. Но их торжестве и ликования/были недолгими. Не ус­ пел отец переступить порог дома, как напился, и все повернулось на 180 градусов. Начались придирки к матери, ругань, на пол полетела поеуда, все, что было на столе, все, т о так старательно готовили для него жена и дети. Потом так повторялось всякий Г з, когда отец появлялся в доме, поначалу было невдомек ему, почему дети стали неразговорчи­ выми, грубыми, все чаще и чаще убегая с глаз родного отца. А когда ои спохватился, было уже поздно: ианесеиные детям сердеч­ ные раны залечить не так-то легко! А вот еще одна страшная и редкостная картина. Председа­ тельствующий народного суда за­ читывает приговор, по которому гражданка Татьяна Арсентьевну Карачева, жена начпрода одной из плавбаз «Мурманеельди», мать трех детей лишается материнст­ ва, как человек, перечеркнувший грязью и совесть, и достоинство женщины, в самые святые слова Мать. Дети! Но многие изломанные детские еудьбы — результат не только Злойамеренности или недоброже­ лательности родителей, но и под­ час оказывается следствием не­ имения воспитывать своих детей, педагогической неграмотности ро- Дйтелей. А поэтому мы и хотим йоговорить с родителями, посове­ товаться с ними о делах, которые '(Становятся все более важными, Насущными и неотложными проб­ лемами. Нужно признать, что миллионы людей выходят в самостоятельную Жизнь и принимаются за воспи­ тание детей без знания самых элементарных основ педагогики. В учебных заведениях нашей стра­ ны молодого человека учат «троить мосты и лечить детей, создавать умнейшие машины и Плавить руду, строить корабли и ловить рыбу. А науке, в знаниях которой нуждается каждый чело­ век, независимо от избранной им профессии, — сложной 8 очень Тонкой — науке воспитания де- 1ей в семье, не обучают. Нигде ее «Не проходят». Йи в школе, ни в Техникумах, ни в вузах, нй в ка­ ких кружках, хотя этой формой учебы охвачены почти все взрос­ лые люди по месту работы. Школьный же учитель в основном Только предъявляет требований к папам в мамам (и, нужно сказать, справедливце), йЬ помочь им — $е разговором в коридоре, на ходу пли «разносом» на очередном ро­ дительском собрании, а дружески if вполне квалифицировано — чаето ве в состояний. Времени у учителя всегда в обрез, д! t роди­ тели не часто обращаются за по­ мощью и советом к учителю. О том, как улучшить воспита­ ние детей, йе ра& говорилось й* Профсоюзных собраниях, йа засе­ даниях женсоветов, родительских комитетов, но дальше этого дело ве движется. Настало время, ког­ да эту проблему вужво решать всеми силами, привлекая щирок^о общественность я сосредотачивая яедагогическую пропаганду глав- аым образом в школах. Д< Ti Да, именно школа, а еще точ­ нее,—класс должны стать центром педагогического просвещения ро­ дителей, а проводником педагоги­ ческой науки в массы родителей — учитель, классный руководи­ тель, который знает особенности каждого ученика, условия семьи. А родители должны принять ак­ тивное участие, чтобы обогатить свою память хотя бы основами педагогики, которая так необходи­ ма каждому из нас. И когда мы этого достигнем, то у нас будет меньше таких загвоздок, об одной из которых хочется рассказать подробно. Передо мной исписанный не­ ровным, торопливым почерком лист бумаги. В нем крик души. «Я работаю на рыбокомбинате, — пишет мать, — и нельзя ска­ зать, что вовсе не читаю педаго­ гические статьи, книги. Я и мой муж хорошо понимаем, как вели­ ка роль вашего слова и наших по­ ступков в воспитании ребевва. Я нае нельзя упрекнуть, что мы по­ даем ему плохие примеры. А меж­ ду тем терпим от мальчика одно огорчение за другим. В чем же дело? В самом деле, где загвозд­ ка?» С автором письма, с ее семьей мыпознакомились. И обстоятельно. Действительно, ии мать, ни отца ни в чем, ва первый взгляд, упрек- вуть нельзя. Честные труженики, скромные, простые люди. Так от­ куда же свалилась беда на их го- овы? А беда большая, тяжелая, ринадцатилетнего подростка уже задерживала за кражу милиция. Учится он все хуже и хуже, гру­ бит, играет в азартвые игры, об­ манывает учителей, товарищей, родителей. ‘ Почему же все это произошло, откуда начинаются эти горькие потоки?> Оказывается, из самой семьи, из благополучной и трудо­ вой семьи. А теперь попробуем разобрать, как и почему? При правильном воспитании У детей вырабатываются не только верные понятия и полезные при­ вычки, но и иммунитет, невоспри­ имчивость но всему плохому. Ко­ нечно, трехлетний несмышленыш еще далеко не всегда в состоянии отличить плохое от хорошего. По­ этому, если он и ошибется, и мы это тут же подметим, исправить ошибку будет йе трудно. Но и ма­ лыш уже •Должен твердо знать, что нельзя, например, ходить по газону, нельзя причинять боль животным. А вот у Йоли эта са­ мая невосприимчивость к дурному не выработана. Был такой случай. Как-то еще пятилетний Коля вдруг зарел услышанную rge-то пошлую песенку. Как же реагиро­ вали родители на это «вокальное выступление»? Мать сказала: «Перестайь, плохая песня»! Ипри этом смеялась. А развеселивший­ ся отец попросил Колю... повто­ рить. Разве такая реакция — равно­ ушные замечаний матери и уми- ение отца передпошлостью—вос- примется ребенком как осужде­ ние? Справедливо говорят, что жизнь — лучший учитель. Колины отец и мать —; добросовестные труже­ ники. Но научрли # они тру­ диться и ребенка? Вежливые, чут­ кие люди, помогу ли ори и сыну усвовть эти качества? Нет! Роди­ тели КоЛв ошибо'Шо считали, что вде эта черты сформируются авто­ матически! ведь дома мальчик всегда видит только хороший при­ мер. Отец в мать мальчика ве ску­ пятся па разговоры о том, что — добро и что зло. Конечно, если это Делается умело, душевно и к тому же в меру, такие разговоры по­ лезны. Но сами по себе они еще не гарантируют успеху в воспита­ нии. Почему? Да потому, что вни­ мание родителей не направлено яа одну из главных сторон, от кото* рой зависит формирование ребен­ ка. А главное — эм организация его жизни: учебы, труда, отдыха, развлечения. Об этом тоже следует погово­ рить обстоятельно, во весь голос, чтобы услышали все, кого это ка­ сается. Самые большие мечтатели — самые маленькие люди — дети. Они мечтают стать космонавтами и мореплавателями, геологами и путешественниками, футболистами и бегунами. Потому очень важно, чтобы дети всегда нашли себе за­ нятие по душе. Необходимо также активное участие в этом старших, которые обязаны помочь ребятам организовать и провести разумно свой досуг. А для этого нужны спортивные площадки, хорошо оборудованные детские комнаты. И тут не последнюю скрипку должны играть женсоветы, роди­ тельские комитеты, домоуправле­ ния. Вот мы и решили побывать в домоуправлении ЖКО «Мурмаи- сельди», что находится по улице Павлова, в районе Больничного городка. В этом районе сотни детей мо­ ряков сельдяного и тралового фло­ тов. Здесь можно часто видеть объявления, извещающие о том, в какие дни и чаеы принимает де­ путат горсовета тов. Бородулии. Сюда частенько наведуются и дру­ гие ответственные работники, но, как видно, никому из этих, так еказать, «больших дядей» нет дела до маленьких детей. Никто не интересуется, как ребята -про­ водят время, чем они занимаются, есть ли где им собраться, чтобы вместе почитать интересную кни­ гу, что-нибудь поизобретать, ар- тельно поиграть. — Нам обещали помещение под детскую комнату и мы ждали этого долго, терпеливо, — говорит управляющая домами Ю. С. Гу­ мен, — но напрасными оказались все наши мечты. Комнату занял работник второго отделения мили­ ции. И мы даже не знаем, кто дал ему такое разрешение. Нет в этом районе и мало-маль­ ски оборудованной спортивной площадки. Потому нередко можно видеть, как ребята гоняют мячи на проезжих дорогах, играют в игры, какие только они смогли придумать. А бывает, и в азарт­ ные. Общественность не должна про­ ходить мимо таких фактов. Вее обязаны заботиться о разумном досуге ребят, а кто об этом не­ простительно забывает, тем нуж­ но напомнить во весь голос: — Внимание: рядом дети! М. ИВАНОВ. Персонально ответственны Д( Хочешь или не хочешь, а разго- Еор задевает за живое, тревожит, заставляет думать, обсуждать, взвешивать. Такова уж сила убеж­ денности в своей правоте чувству­ ется в выступлении Андрея Яков, левнча Маклакова «Могучее сред­ ство ликвидации отставания тра­ лового флота». Большой жизнен­ ный опыт, глубокое знание про­ мысла позволили ему говорить так просто, откровенно и убедительно. Сотни промысловиков тралового и сельдяного флотов, труженики рыбообрабатывающих предприя­ тии сейчас обсуждают вопросы внедрения и распространения пе­ редового опыта с позиций, на ко­ торые ориентирует промысловиков выступление Героя Социалистиче­ ского Труда А. Я. Маклакова. На расширенном заседании пар­ тийного комитета «Мурманеельди» на этот раз присутствовали пред­ ставители и руководители отделов и служб флота. На первый взгляд, в «Мурман- сельди» все обстоит благополучно. Обобщен и внедряется на судах флота лов сельди в Северной Ат­ лантике близнецовыми и разно­ глубинными тралами, способ сое­ динения сетей поводцами при ра­ боте на больших глубинах, беск- вартропиая схема работы с тра­ лом, выработка новых видов рыб­ ной продукции на промысловых судах типа «Океан». Многие наставники по добыче н старшие мастера лева изучают и распространяют передовой опыт. Наставники по добыче А. И. Крав­ ченко, Ю. А. Куликов, В. Ф. Зай­ цев и другие товарищи побывали на передовых и отстающих судах, изучали передовой опыт, распрост­ раняли опыт лучших. Старшие ма­ стера лова тт. Титов, Мальцев, Журавлев, Алексеев, ударники коммунистического труда тт. Ба- барыгин, Горный, Сюмкин, Ефанов не раз выступали по радио, рас­ сказывая о своих методах работы. Это на сельдяном промысле. В апреле специально инструк­ торская группа была создана на траловом промысле. Эта группа, в которую входили тт. Горный, Ба- барыгин, Колесников, Куликов и старшие мастера лова опорно-по­ казательных СРТ, занималась изу­ чением и распространением передо­ вых методов труда по внедрению бесквартропной схемы работы с тралом на СРТ и на СРТ-Р. Бес- квартропная схема внедрена на всех судах. Такие капитаны, например, как тт. Ядрихииский, Михайлов, брали шефство над судами, находивши­ мися в пролове, и помогали им вы­ ходить в число передовых. Конечно, в сельдяном флоте из­ давались и брошюры, и листовки, которые рассказывали о передо­ вых методах труда. Изучались вопросы добычи рыбы и техноло­ гия обработки сельди по рецепту­ ре латвийских рыбообработчиков. В школах коммунистического тру­ да было обучено около 2.500 чело­ век. Но вместе с тем хозяйственные руководители, специалисты отде­ лов флота, базовый комитет проф­ союза, комитет комсомола не до­ бились еще необходимых резуль­ татов от внедрения опыта передо­ вых экипажей и новаторов произ­ водства. Планы практических ме­ роприятий зачастую так и остают­ ся на бумаге. Было, например, за­ планировано до 1 марта 1964 года обобщить опыт работы судового комитета СРТ-4122. Ответственны за это тт. Авдеев и Рожин. Но ни­ чего не сделано. До 1 апреля пред­ стояло, например, обобщить опыт работы лучшей бригады по ремонту судов на плавмастерской «Резец». Решение это так и осталось на бу­ маге. До сих пор опорно-показа­ тельные суда не стали школой пе­ редового опыта. О каком опыте можно говорить, когда почти поло­ вина опорно-показательных судов не справилась с выполнением вось­ мимесячного плана. Общая задол­ женность по флоту за 8 месяцев и 20 дней составила свыше 265«гы- еяч центнеров. Хозяйственные рукеводитедн», инженерно-технические работники, участвуя в составлении плане» »о внедрению передового опыта, по­ том забывают об этих планах, не чувствуя персональной ответствен­ ности за их выполнение. Еще в апреле, например, был подготовлен материал об опыте -работы СРТ-708. Когда он появится в свет, когда он стане! доетоанием промысловиков, трудно сказать. А ведь когда теряется время, зача­ стую теряется и ценность опыта. Обсуждение выступления Гере» Социалистического Труда А. Я. Маклакова на расширенном засе­ дании партийного комитета сель­ дяного флота позволило сделать серьезный вывод, что pacnpecTjpa- некие и внедрение передовой) опы­ та не должно быть пущено на са­ мотек. Нельзя ограничиваться обобщением опыта, а нужно доби­ ваться, чтобы этот опыт, все луч­ шее и передовое стали достоянием всех моряков. И именно за это должны нести персональную от­ ветственность руководители отде­ лов и служб. Партийный комитет., сельдяного флота принял постановление, ;в ко­ тором обязал руководителей отде­ лов и служб флота, базовый коми­ тет профсоюза сосредоточить; уси­ лия коллектива на пострянное по­ вышение технико-экономичцекего уровня производства, $3, внедрение передового опыта, достижений на­ уки и техники. fea^OBO^y комите­ ту флота и партбк>р 9 ; ^управления предложено повысить персональ­ ную ответственность руководите­ лей отделов и береговых предпри­ ятий «Мурманеельди» за внедре­ ние передового производственного опыта. Г. ЛЫСЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz