Рыбный Мурман. 1964 г. Сентябрь.
Нужнышаланды, а не рефулер В прошлое воскресенье в газете «Рыбный Мурман» была напечата на заметка капитана траулера «Кедровка» Е. Едемского. Он жа ловался на то, что в связи с засо- ряемостью дна неплавающим му сором у причалов рыбного порта 21 и 22 при малой воде во время отливов стоящие здесь про мысловые суда касаются наносно го грунта, а то и вовсе садятся на мель. Для очистки грунта у причалов и углубления дна капитан Едем- ский предлагает рыбному порту заиметь собственный речной рефу лер, а не нанимать дорогостоящий земснаряд. Капитан Едемский прав в од ном — действительно, портовики обязаны следить за акваторией ш>рта и содержать ее в должном состоянии. Что же касается его предложения на счет приобрете ния нами речного рефулера, то тут можно сказать одно. Тов. Едемский меньше всего думает о капитальных затратах, связанных с этим. Допустим, мы приобрели ука занный рефулер, укомплектовали его экипаж с определенной зар платой. В течение десяти дней он произвел очистку дна у причалов. А потом что? Потом на целый год становись на мертвый якорь и «загорай». Отсюда видно, что приобретать рефулер рыбному порту экономически не целесооб разно. Очистку дна в порту мы можем с успехом производить плавкрана ми, которые имеются и у нас и на Мурманской судоверфи. Но для этого нужны хотя бы две шалан ды. А их, к сожалению, нет. Глав ку «Севрыба» следует позаботить ся о том, чтобы эти шаланды бы стрее были выделены рыбному порту. Тогда очистка акватории порта будет обходиться в десятки раз дешевле. М. ЕПАРИН, главный ка питан Мурманского рыбного порта. На судорегцртном заводе № 2, на электроучастке, среди лучших называют бригаду Виктора Теплякова. Девиз этой бригады — только в срок или — досрочно. Хорошие парни трудятся здесь. Отслужил в рядах Советской Армии и снова вернулся на завод комсомолец Валентин Перву хин (на снимке'справа). Любит он специальность электромонтажника, расширяет свои знания в этом деле и одновременно учится в 10-м классе вечерней школы. Комсомолец Анатолий Кузнецов (на снимке слева) тоже электромонтажник. Закончил в этом году 10-й класс школы рабочей мо лодежи. Мечтает о большем, как и Валентин Первухин. И мечта их сбудется, пусть не сразу, но сбудется обязательно. Фото Б. Осокина. НЕЛЕГКИХУСПЕХОВ В течение последних 10— 15 дней сырьевая база в Баренцевом море очень усложнилась. «Празд ник» на Гусиной банке по-сущест- ву закончился. Промысловые суда тралоЕого флота вынуждены или довольствоваться пикшей у Кани на, или облавливать незначитель ные и быстро мигрирующие кон центрации трески и окуня по все му морю. В этой далеко не благоприят ной обстановке многие экипажи оказываются в пролове. Усугубил Неутомимый труженик Тому, кто окажется ночью на причалах рыбного порта, вначале может показаться, что все вокруг спит. Но только вначале. Уже че рез минуту из репродуктора по слышится громкий голос: «Быст рый» и «Громкий»! Ускорьте швартовку БМРТ-415!» И снопа тишина. Но теперь она никого не обманет. Порт не спит. Где-то в темноте деловито снуют буксиры, переставляя суда под погрузку топлива, соли, льда, воды, под выгрузку рыбы. Потом замечаешь, что работа ют ие только буксиры. Вот за выла сирена, и от седьмого при чала отвалил катер «Суворовец». Через 10— 15 минут его сирена слышится с рейда. Там готовится выйти в море траулер «Прут». Собственно, он должен был уйти еще 4 дня назад. Подвели судоре монтники, не справились вовремя с работой. А траулеру, ой, как нуж ны эти дни. Ведь он в большом пролове. Да и команда нервнича ла. Диспетчерская назначала от ход каждый день, хотя капитан В П. Коновалов и старший меха ник А. П. Криворылов утвержда ли, что время отхода — не реаль но. Все собирались, ждали. А в 20 часов приказ: отпустить лич ный состав до 8 часов утра. В пос ледний раз к отходу явились не все. «Прут» ушел в Северную Ат лантику только 14 сентября и без одного члена экипажа. А у причалов все явственней ощущается движение, трудовая -жизнь. Вот из машинного отделе ния траулера «Батуми» вышел подышать свежим ночным возду хом машинист береговой бригады № 9 В. А. Ананьев. У него сегод ня напряженная вахта. До ночи он и кочегар Ф. М. Микула вскры ли главный холодильник, цилинд ры низкого и высокого давления главного двигателя, выдули котел. А сейчас занимаются перебивкой сальников на арматуре котла. Ра боты осталось на час—полтора. Если бы дежурный электрик не отключил свет за 1,5 часа до пе рестановки судна, все было бы уже сделано. Пятый час. По настилам прича ла прогрохотал грузовик. На нем — контейнер с ящиками. Это гру зится «Витус Беринг». На нем ра ботают 26 и 29 бригады первого погрузочно-разгрузочного участка рыбного порта: одна — на корме, другая—на носу. Обе борются за звание бригад коммунистического труда. За полночи успели загру зить около 5000 ящиков. Можно было бы и больше, но в 26 бри гаде не хватает машин. Их всего 3, а ящики нужно возить из по селка Бредова. Бригадир П. П. Шаркунов недобрым словом поми нает и прораба и диспетчера: не смогли обеспечить бригаду тран спортом, а теперь — вынужден ные простои. Светает. В диспетчерской тран- спортно-букеирного флота над схе мой причалов склонились старший диспетчер А. Г. Кириллов и дис петчер П. А. Ткаченко. — Все. Осталось поставить под обработку РТ-123, — говорит Тка ченко, — и то, что предусмотрено графиком — сделано. Как бы говоря «Доброе утро!» судам, мерно покачивающимся у причалов, над заливом разносятся гудки буксиров. Гаснут огоньки на мачтах. Кончилась трудовая ночь. Начинается трудовой день. В. СКЛЯР . положение и шторм, на три дня приостановивший добычу. В эти дни особое значение приобретает умение капитанов без лишней нервозности, кропотливо и настой чиво вести промысел, экономно расходовать время, не увлекаться перебежками, слушать радио. Тот, кто следует этим правилам, неиз менно выходит победителем с кап ризами природы. Вернувшийся с промысла эки паж траулера «Рига» сдал в пор ту 88 тонн рыбы. Для завершения годового и рейсового задания не хватило 5—6 тонн. А ведь этот коллектив в последнем рейсе только двое с половиной суток промышлял на Гусинке, когда там еще была «большая» рыба. Ос тальное время рижане ловили оку ня на Медвежинскм! банке и в других районах моря Баренца. Нужно учесть, что три дня отнял у них шторм. Чем же объяснить такую досадную неудачу экипажа «Риги»? Оговоримся сразу — ры бопоисковых приборов у этого судна нет. И слова капитана трау лера «Рига» Виленина Федорови ча Григорьева многое объясняют. — Конечно, — сказал он, — обстановка в Баренцевом море — сложная сейчас. Я за последние пятнадцать лет не помню таких ноистине трудных промысловых условий. Но ловить рыбу надо. И сейчас, как никогда, нужно прида вать значение групповому сорев нованию. Взаимная информация, обмен опытом по радио, оператив ные советы — все это принесет только пользу. И еще один важ ный момент хочу отметить: взаи модействие с экипажами, на су дах которых установлены рыбо поисковые приборы. Соревнующи еся группы надо комплектовать так, чтобы на 5—6 траулеров один был с приборами. Например, у нас в последнем рейсе в группе не было поисковой аппаратуры. Это, безусловно, создавало ряд трудностей. Наш экипаж закончил свой промысловый год. Но удовлетво рения нет у нас. Мы могли бы вы ловить больше рыбы. Судите сами: мы на ремонте своими силами эко номили в году немало времени. Но за три стоянки для чистки котла, которые длились не по 5 дней, а по 10— 12 суток, все сэкономлен ное для добычи рыбы время «сго рало». Я в этом виню только су доремонтников. Они не всегда были на высоте своего положения, не укладывались в сроки. К словам капитана В. Ф. Гри горьева должны особенно прислу шаться опорно-показательные экипажи. Сейчас они должны как никогда встать в авангарде парно группового соревнования, бук вально сеять на промысле крупи цы своего опыта, подсказывать отстающим коллективам наиболее эффективные методы лова, быть там, где создается наиболее труд ная обстановка. С какой искренней благодар ностью отзывается капитан трау лера «Кинешма» Григорий Ивано вич Волощенко об опорно-показа тельных экипажах «Благовещен ска» и «Курейки». — Спасибо им, — еказал Г. М. Волощенко, — они хорошо помог ли нам выполнить рейсовое зада ние. С ними в эфире мы встреча лись до пяти-шести раз в сутки. А когда шторм загнал нас на мел ководье, где было потише, экипаж «Благовещенска» вышел в север ные районы, обнаружил там не плохие концентрации и со своими данными выступил на флотском совете. Мы вышли в обозначенные квадраты и имели там подъемы до полутора тонн. К чести самого экипажа «Ки- нешмы» следует сказать о само отверженном труде этого коллек тива. Застрельщиками боевого со ревнования среди палубной коман ды были матросы Е. Н. Поротов, А. Г. Седов, А. С. Еремин. Масте ра своего дела, они на шкерке пикши показывали чудеса. Рыба на палубе не залеживалась. А как не восхититься работой мастеров добычи В. А. Алексеева и М. Ф. Соколова! Их было только двое, и работали они по двенадцать часов в сутки. И не было случая, чтобы из-за неисправностей орудий лова экипаж потерял хотя бы минуту промыслового времени. Так надо работать в сложив шейся промысловой обстановке всем коллективом. Не только упор ством нужно добиваться победы, но и мастерством, мобилизацией всех технических средств и, пожа луй, самым главным — взаимо выручкой, обменом точной инфор мацией, взаимонаведением на пусть слабые, редко появляющие ся, но все же концентрации рыбы. Е. РЫБНИКОВ . ОТ МОРЯ НЕ УШЕЛ 19 сентября 1934 года на одном из траулеров Мурманско го тралового флота впервые вышел в море Иван Гаврилович Ларькин. Плавал сначала мат росом, а потом, до самого 1941 года, штурманом на знамени том «Кирове». Дороги войны далеко увели штурмана Ларькнна от полю бившегося ему Севера. В соста ве морской пехоты воевал он под Волгоградом, на Украине. Но в 1944 году из-за тяжелого ранения пришлось оставить передовую. Демобилизовавшись, Иван Гаврилович сразу же вернулся в Мурманск. Отды хать? Нет. Еще шла война. Фронту нужны были не только снаряды, но и продукты. И штурман Ларькин вспомнил евою мирную профессию. Он — снова на мостике рыболовного траулера. Однако, не пришлось ежу ловить рыбу. В рейсе рана отк рылась, и прншлоеь штурману отказаться от моря. Вернее, врачи запретили выходить на промысел. С тех пор Иван Гаврилович на берегу. Но от моря далеко не ушел. В 1945 году он при нял участие в комплектовке береговых бригад. И сейчас, когда приходят с рейса кораб* ли, и команда отдыхает, вахту на судне очень часто несет штурман береговой бригады № 9 И. Г. Ларькин. Забот у него более чем достаточно. Надо ведь и за погрузкой и выгрузкой проследить, и обес печить хорошую подготовку судна для выхода в море, и безопасность стоянки. Да, на многих судах принимал и сда вал вахту Иван Гаврилович Ларькин. И за 19 лет не было ни одного случая, чтобы на его вахте произошло «ЧП», чтобы команда предъявила ему ка кие-либо претензии. Нет, судо вые команды всегда отдыхают спокойно, когда вахту у них принимает штурман Иван Гав рилович Ларькин. В ИВАНОВ. А Н А Н О В О Н А М ? Плавбаза «Памяти Ильича» больше года стояла в ремонте у причалов Мурманской судовер фи. Каждому должно быть ясно, что за это время судоре монтники могли бы проверить на судне все углы и закоулки, не говоря уже о качестве ре монтных работ. Получилось наоборот. В пер вом же рейсе экипаж плавба зы стал убеждаться в этом. Вышла из строя судовая пекар ня, начали «взрываться» топ ки. Пришлось питаться сухаря ми. В жилых помещениях ры бообработчиков не оказалось ни скамеек, ни стуцьев. Судоре монтники оставили у себя и рундуки, в которых мы храни ли спецодежду и обувь. Но это еще полбеды. Отно сясь к делу по принципу: тяп- ляп, судоремонтники закрепили грузовые ’стрелы стальными тросами. А это при работе е ними крайне неудобно и не безопасно. На других плавбазах уже давно грузовые стрелы крепятся цепочками. Одним словом, мы не весьма благодарны тем, кто больше года проявлял «усердие» на нашей плавбазе. Для них это, конечно, мелочи. А каково нам? М. ЕВМ ЕНЕНКО , смен ный мастер плавбазы «Памяти Ильича»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz