Рыбный Мурман. 1964 г. Сентябрь.

Нужнышаланды, а не рефулер В прошлое воскресенье в газете «Рыбный Мурман» была напечата­ на заметка капитана траулера «Кедровка» Е. Едемского. Он жа­ ловался на то, что в связи с засо- ряемостью дна неплавающим му­ сором у причалов рыбного порта 21 и 22 при малой воде во время отливов стоящие здесь про­ мысловые суда касаются наносно­ го грунта, а то и вовсе садятся на мель. Для очистки грунта у причалов и углубления дна капитан Едем- ский предлагает рыбному порту заиметь собственный речной рефу­ лер, а не нанимать дорогостоящий земснаряд. Капитан Едемский прав в од­ ном — действительно, портовики обязаны следить за акваторией ш>рта и содержать ее в должном состоянии. Что же касается его предложения на счет приобрете­ ния нами речного рефулера, то тут можно сказать одно. Тов. Едемский меньше всего думает о капитальных затратах, связанных с этим. Допустим, мы приобрели ука­ занный рефулер, укомплектовали его экипаж с определенной зар­ платой. В течение десяти дней он произвел очистку дна у причалов. А потом что? Потом на целый год становись на мертвый якорь и «загорай». Отсюда видно, что приобретать рефулер рыбному порту экономически не целесооб­ разно. Очистку дна в порту мы можем с успехом производить плавкрана­ ми, которые имеются и у нас и на Мурманской судоверфи. Но для этого нужны хотя бы две шалан­ ды. А их, к сожалению, нет. Глав­ ку «Севрыба» следует позаботить­ ся о том, чтобы эти шаланды бы­ стрее были выделены рыбному порту. Тогда очистка акватории порта будет обходиться в десятки раз дешевле. М. ЕПАРИН, главный ка­ питан Мурманского рыбного порта. На судорегцртном заводе № 2, на электроучастке, среди лучших называют бригаду Виктора Теплякова. Девиз этой бригады — только в срок или — досрочно. Хорошие парни трудятся здесь. Отслужил в рядах Советской Армии и снова вернулся на завод комсомолец Валентин Перву­ хин (на снимке'справа). Любит он специальность электромонтажника, расширяет свои знания в этом деле и одновременно учится в 10-м классе вечерней школы. Комсомолец Анатолий Кузнецов (на снимке слева) тоже электромонтажник. Закончил в этом году 10-й класс школы рабочей мо­ лодежи. Мечтает о большем, как и Валентин Первухин. И мечта их сбудется, пусть не сразу, но сбудется обязательно. Фото Б. Осокина. НЕЛЕГКИХУСПЕХОВ В течение последних 10— 15 дней сырьевая база в Баренцевом море очень усложнилась. «Празд­ ник» на Гусиной банке по-сущест- ву закончился. Промысловые суда тралоЕого флота вынуждены или довольствоваться пикшей у Кани­ на, или облавливать незначитель­ ные и быстро мигрирующие кон­ центрации трески и окуня по все­ му морю. В этой далеко не благоприят­ ной обстановке многие экипажи оказываются в пролове. Усугубил Неутомимый труженик Тому, кто окажется ночью на причалах рыбного порта, вначале может показаться, что все вокруг спит. Но только вначале. Уже че­ рез минуту из репродуктора по­ слышится громкий голос: «Быст­ рый» и «Громкий»! Ускорьте швартовку БМРТ-415!» И снопа тишина. Но теперь она никого не обманет. Порт не спит. Где-то в темноте деловито снуют буксиры, переставляя суда под погрузку топлива, соли, льда, воды, под выгрузку рыбы. Потом замечаешь, что работа­ ют ие только буксиры. Вот за­ выла сирена, и от седьмого при­ чала отвалил катер «Суворовец». Через 10— 15 минут его сирена слышится с рейда. Там готовится выйти в море траулер «Прут». Собственно, он должен был уйти еще 4 дня назад. Подвели судоре­ монтники, не справились вовремя с работой. А траулеру, ой, как нуж­ ны эти дни. Ведь он в большом пролове. Да и команда нервнича­ ла. Диспетчерская назначала от­ ход каждый день, хотя капитан В П. Коновалов и старший меха­ ник А. П. Криворылов утвержда­ ли, что время отхода — не реаль­ но. Все собирались, ждали. А в 20 часов приказ: отпустить лич­ ный состав до 8 часов утра. В пос­ ледний раз к отходу явились не все. «Прут» ушел в Северную Ат­ лантику только 14 сентября и без одного члена экипажа. А у причалов все явственней ощущается движение, трудовая -жизнь. Вот из машинного отделе­ ния траулера «Батуми» вышел подышать свежим ночным возду­ хом машинист береговой бригады № 9 В. А. Ананьев. У него сегод­ ня напряженная вахта. До ночи он и кочегар Ф. М. Микула вскры­ ли главный холодильник, цилинд­ ры низкого и высокого давления главного двигателя, выдули котел. А сейчас занимаются перебивкой сальников на арматуре котла. Ра­ боты осталось на час—полтора. Если бы дежурный электрик не отключил свет за 1,5 часа до пе­ рестановки судна, все было бы уже сделано. Пятый час. По настилам прича­ ла прогрохотал грузовик. На нем — контейнер с ящиками. Это гру­ зится «Витус Беринг». На нем ра­ ботают 26 и 29 бригады первого погрузочно-разгрузочного участка рыбного порта: одна — на корме, другая—на носу. Обе борются за звание бригад коммунистического труда. За полночи успели загру­ зить около 5000 ящиков. Можно было бы и больше, но в 26 бри­ гаде не хватает машин. Их всего 3, а ящики нужно возить из по­ селка Бредова. Бригадир П. П. Шаркунов недобрым словом поми­ нает и прораба и диспетчера: не смогли обеспечить бригаду тран­ спортом, а теперь — вынужден­ ные простои. Светает. В диспетчерской тран- спортно-букеирного флота над схе­ мой причалов склонились старший диспетчер А. Г. Кириллов и дис­ петчер П. А. Ткаченко. — Все. Осталось поставить под обработку РТ-123, — говорит Тка­ ченко, — и то, что предусмотрено графиком — сделано. Как бы говоря «Доброе утро!» судам, мерно покачивающимся у причалов, над заливом разносятся гудки буксиров. Гаснут огоньки на мачтах. Кончилась трудовая ночь. Начинается трудовой день. В. СКЛЯР . положение и шторм, на три дня приостановивший добычу. В эти дни особое значение приобретает умение капитанов без лишней нервозности, кропотливо и настой­ чиво вести промысел, экономно расходовать время, не увлекаться перебежками, слушать радио. Тот, кто следует этим правилам, неиз­ менно выходит победителем с кап­ ризами природы. Вернувшийся с промысла эки­ паж траулера «Рига» сдал в пор­ ту 88 тонн рыбы. Для завершения годового и рейсового задания не хватило 5—6 тонн. А ведь этот коллектив в последнем рейсе только двое с половиной суток промышлял на Гусинке, когда там еще была «большая» рыба. Ос­ тальное время рижане ловили оку­ ня на Медвежинскм! банке и в других районах моря Баренца. Нужно учесть, что три дня отнял у них шторм. Чем же объяснить такую досадную неудачу экипажа «Риги»? Оговоримся сразу — ры­ бопоисковых приборов у этого судна нет. И слова капитана трау­ лера «Рига» Виленина Федорови­ ча Григорьева многое объясняют. — Конечно, — сказал он, — обстановка в Баренцевом море — сложная сейчас. Я за последние пятнадцать лет не помню таких ноистине трудных промысловых условий. Но ловить рыбу надо. И сейчас, как никогда, нужно прида­ вать значение групповому сорев­ нованию. Взаимная информация, обмен опытом по радио, оператив­ ные советы — все это принесет только пользу. И еще один важ­ ный момент хочу отметить: взаи­ модействие с экипажами, на су­ дах которых установлены рыбо­ поисковые приборы. Соревнующи­ еся группы надо комплектовать так, чтобы на 5—6 траулеров один был с приборами. Например, у нас в последнем рейсе в группе не было поисковой аппаратуры. Это, безусловно, создавало ряд трудностей. Наш экипаж закончил свой промысловый год. Но удовлетво­ рения нет у нас. Мы могли бы вы­ ловить больше рыбы. Судите сами: мы на ремонте своими силами эко­ номили в году немало времени. Но за три стоянки для чистки котла, которые длились не по 5 дней, а по 10— 12 суток, все сэкономлен­ ное для добычи рыбы время «сго­ рало». Я в этом виню только су­ доремонтников. Они не всегда были на высоте своего положения, не укладывались в сроки. К словам капитана В. Ф. Гри­ горьева должны особенно прислу­ шаться опорно-показательные экипажи. Сейчас они должны как никогда встать в авангарде парно­ группового соревнования, бук­ вально сеять на промысле крупи­ цы своего опыта, подсказывать отстающим коллективам наиболее эффективные методы лова, быть там, где создается наиболее труд­ ная обстановка. С какой искренней благодар­ ностью отзывается капитан трау­ лера «Кинешма» Григорий Ивано­ вич Волощенко об опорно-показа­ тельных экипажах «Благовещен­ ска» и «Курейки». — Спасибо им, — еказал Г. М. Волощенко, — они хорошо помог­ ли нам выполнить рейсовое зада­ ние. С ними в эфире мы встреча­ лись до пяти-шести раз в сутки. А когда шторм загнал нас на мел­ ководье, где было потише, экипаж «Благовещенска» вышел в север­ ные районы, обнаружил там не­ плохие концентрации и со своими данными выступил на флотском совете. Мы вышли в обозначенные квадраты и имели там подъемы до полутора тонн. К чести самого экипажа «Ки- нешмы» следует сказать о само­ отверженном труде этого коллек­ тива. Застрельщиками боевого со­ ревнования среди палубной коман­ ды были матросы Е. Н. Поротов, А. Г. Седов, А. С. Еремин. Масте­ ра своего дела, они на шкерке пикши показывали чудеса. Рыба на палубе не залеживалась. А как не восхититься работой мастеров добычи В. А. Алексеева и М. Ф. Соколова! Их было только двое, и работали они по двенадцать часов в сутки. И не было случая, чтобы из-за неисправностей орудий лова экипаж потерял хотя бы минуту промыслового времени. Так надо работать в сложив­ шейся промысловой обстановке всем коллективом. Не только упор­ ством нужно добиваться победы, но и мастерством, мобилизацией всех технических средств и, пожа­ луй, самым главным — взаимо­ выручкой, обменом точной инфор­ мацией, взаимонаведением на пусть слабые, редко появляющие­ ся, но все же концентрации рыбы. Е. РЫБНИКОВ . ОТ МОРЯ НЕ УШЕЛ 19 сентября 1934 года на одном из траулеров Мурманско­ го тралового флота впервые вышел в море Иван Гаврилович Ларькин. Плавал сначала мат­ росом, а потом, до самого 1941 года, штурманом на знамени­ том «Кирове». Дороги войны далеко увели штурмана Ларькнна от полю­ бившегося ему Севера. В соста­ ве морской пехоты воевал он под Волгоградом, на Украине. Но в 1944 году из-за тяжелого ранения пришлось оставить передовую. Демобилизовавшись, Иван Гаврилович сразу же вернулся в Мурманск. Отды­ хать? Нет. Еще шла война. Фронту нужны были не только снаряды, но и продукты. И штурман Ларькин вспомнил евою мирную профессию. Он — снова на мостике рыболовного траулера. Однако, не пришлось ежу ловить рыбу. В рейсе рана отк­ рылась, и прншлоеь штурману отказаться от моря. Вернее, врачи запретили выходить на промысел. С тех пор Иван Гаврилович на берегу. Но от моря далеко не ушел. В 1945 году он при­ нял участие в комплектовке береговых бригад. И сейчас, когда приходят с рейса кораб* ли, и команда отдыхает, вахту на судне очень часто несет штурман береговой бригады № 9 И. Г. Ларькин. Забот у него более чем достаточно. Надо ведь и за погрузкой и выгрузкой проследить, и обес­ печить хорошую подготовку судна для выхода в море, и безопасность стоянки. Да, на многих судах принимал и сда­ вал вахту Иван Гаврилович Ларькин. И за 19 лет не было ни одного случая, чтобы на его вахте произошло «ЧП», чтобы команда предъявила ему ка­ кие-либо претензии. Нет, судо­ вые команды всегда отдыхают спокойно, когда вахту у них принимает штурман Иван Гав­ рилович Ларькин. В ИВАНОВ. А Н А Н О В О Н А М ? Плавбаза «Памяти Ильича» больше года стояла в ремонте у причалов Мурманской судовер­ фи. Каждому должно быть ясно, что за это время судоре­ монтники могли бы проверить на судне все углы и закоулки, не говоря уже о качестве ре­ монтных работ. Получилось наоборот. В пер­ вом же рейсе экипаж плавба­ зы стал убеждаться в этом. Вышла из строя судовая пекар­ ня, начали «взрываться» топ­ ки. Пришлось питаться сухаря­ ми. В жилых помещениях ры­ бообработчиков не оказалось ни скамеек, ни стуцьев. Судоре­ монтники оставили у себя и рундуки, в которых мы храни­ ли спецодежду и обувь. Но это еще полбеды. Отно­ сясь к делу по принципу: тяп- ляп, судоремонтники закрепили грузовые ’стрелы стальными тросами. А это при работе е ними крайне неудобно и не­ безопасно. На других плавбазах уже давно грузовые стрелы крепятся цепочками. Одним словом, мы не весьма благодарны тем, кто больше года проявлял «усердие» на нашей плавбазе. Для них это, конечно, мелочи. А каково нам? М. ЕВМ ЕНЕНКО , смен­ ный мастер плавбазы «Памяти Ильича»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz