Рыбный Мурман. 1964 г. Сентябрь.

ЧТО ТАКОЕ СЕКТАНТСТВО? Г к к в в »I I I IгII I III I V I IItI IевI Iг в I с I I I II I»<II IfIII ■ • II J УII I I II I I ft I I t 1г I • рг в с рв*г с I • в в Е ft •ггь Е ft 1V в К гК в с ввг в в V »ш в> т в- в гьК в> с■ г Ни одна из существующих на земле религий не представ­ ляет собой единого целого. В любой из них имеются различ­ ные течения, враждующие друг с другом из-за разного толкования вопросов веры. Христианская религия, на­ при* Р, уже давно распалась на католицизм, православие и протестантство. Кроме того, в разное время и в разных стра­ нах от этих основных хрис­ тианских церквей откололись многие группы верующих, обычно называемых сентами. К ним относятся баптисты, евангелисты, пятидесятники, адвентисты, иеговисты, менно- 1111 гы, хлысты, скопцы и мно­ гие другие. Нб отказываясь от гл.гных идей христианского »е «учения, каждая из сект дает свое собственное толкова- п;е отдельных принципов или обрядов христианства, объяв­ ляя это толкование единствен- н ■правильным, «истинным». возникновение многочислен­ ных сект в христианстве имеет самые земные причины. Дело в том, что долгое время, с ра­ бовладельческих времен и до становления капитализма, клас­ совая борьба в обществе обыч­ но шла под религиозным фла­ гом Протест масс против угне­ тения и социальной неспра­ ведливости, освящаемых гос­ подствующей церковью, ири- . обретал форму поисков особой веры, обеспечивающей «спра­ ведливую жизнь». В царской России, где нра- всславис было государственной религией, сектантское движе­ ние началось в XIV—XVI веках. Оно выражало протест и борь­ бу крестьянских масс против засилия помещиков и царских чиновников, православных по­ пов и монастырей, их налогов и поборов. Поэтому царское самодержавие и православная церковь жестоко преследовали сектантов, объявляли их «ере­ тиками», подвергали всяческим гонениям и наказаниям. R настоящее время в нашей стране понятия «секта», «сек­ тант» во многом утратри свой первоначальный смысл и употребляются лишь по тради­ ции. В числе первых законо­ дательных актов молодого Со­ ветского государства был дек­ рет «Об отделении церкви от государства и школы от церк­ ви», опубликованный 23 ян­ варя 1918 года. С тех пор в нашей стране нет господствую­ щей религии и церкви. Нет, следовательно, и сектантства в «Уважаемая редакция! У нас в стране по Конституции СССР разрешается право вероисповедания, разрешены церкви и некоторые секты. Но все ли духовные секты, которые имеют­ ся у нас в стране, разрешены законом, или есть такие, которые запрещены? Какой вред приносят духовные секты? А. В. СУРОВИЦКИИ, старший механик СРТ-Р-704». Редакция обратилась к кандидату философских наук, до­ центу Высшего мореходного училища Борису Андреевичу Ка­ расеву с просьбой ответить на вопрос читателя нашей газеты. точном смысле этого слова. Ре­ лигиозное сектантство сохраня­ ется лишь как пережиток про­ шлого. Статья 124 Конституции СССР провозглашает и обеспе­ чивает для всех советских граждан свободу совести. Сво­ бода совести означает как пра­ во граждан СССР не верить ни в какого бога и вести научно­ атеистическую пропаганду, так и право свободного отправления верующими религиозных куль­ тов. Согласно советским зако­ нам, все религиозные органи­ зации в нашей стране реги­ стрируются как частные орга­ низации и после регистрации могут свободно осуществлять свою деятельность при условии, что эта деятельность не нару­ шает общественного порядка и не угрожает здоровью людей. Все это распространяется и на сектантство. В настоящее время на территории СССР за­ регистрированы и пользуются правом беспрепятственного от­ правления религиозных куль­ тов такие секты, как секта евангельских христиан-бапти- стов, секта адвентистов седь­ мого дня, старообрядцы. Се?.ты же пятидесятников (трясунов), адвентистов-ре- формистов, иеговистов, инно- кентьевцев, истинно-право­ славных христиан, хлыстов, скопцов и некоторые другие запрещены, так как их обря­ ды носят изуверский характер, наносят ущерб духовному и Физическому здоровью людей или же их деятельность враж­ дебна советскому строю. Тайная жизнь этих сект ча­ сто скрывает страшные дела. Среди их вожаков много лю­ дей разложившихся, утратив­ ших человеческий облик, спо­ собных под прикрытием рели­ гиозных обрядов на любые пре­ ступления. Так, при ликви­ дации тайных «комнат смер­ ти» у нннокентьевцев в гор. Бельцы (Молдавская ССР) бы­ ло обнаружено 9 трупов муж­ чин и женщин в возрасте от 14 до 50 лет, причем, неко­ торые из этих жертв были по­ гребены заживо. Известно, что секта «свидетелей Иеговы», международный центр которой находится в США, прикрываясь религиозной формой, ведет тайную работу, направленную против существующего в СССР и в странах народной демокра­ тии государственного и обще­ ственного строя. Ясно, что советский закон должен обеспечить не только суровое наказание прямых ви­ новников творящихся в таких сектах преступлений, но и пол­ ностью закрыть все пути для их деятельности, поставить эти секты вне общества. Но нельзя считать безвред­ ной-для советского общества и деятельность законным образом зарегистрированных сект: бап­ тистов, адвентистов, старооб­ рядцев. Всякая сектантская идеология несовместима с об­ разом мыслей и с жизнью со­ ветских людей. Как отмечалось, каждая из сект дает свое особое толкова­ ние отдельным принципам или обрядам христианства. В ко­ роткой статье нет возможно­ сти критически рассмотреть вероучение и деятельность всех действующих на террито­ рии СССР сект в отдельности. Но общей для всех сект особенностью является стрем­ ление подкупить рядовых ве­ рующих простотой, «демокра­ тичностью» своего вероучения и обрядов. Выступая, как пра­ вило, против особых храмов для богослужения, против традиционной торжественности и пышности обрядов правосла­ вия, религиозное сектантство стремится наложить оковы на мысли и чувства человека, по­ давить его разум, сделать его верующим по внутреннему убеждению. Сектантская идео­ логия внушает людям чувство самоунижения, отгораживает верующих от активной обще­ ственной жизни. В большин­ стве сект верующим строго за­ прещается слушать радио, смотреть телевизионные пере­ дачи, ходить в кино и в театр, читать газеты, журналы и ху­ дожественную литературу. Все сектанты так или иначе разде­ ляют людей на своих «бра­ тьев» и «сестер» и на «чу­ жих», сеют рознь между людь­ ми. Сектантская идеология, как и всякая другая религия, проти­ воположна науке. Она пло­ дит самые дикие суеверия и предрассудки, стремится от­ вратить человека от научного познания мира и законов его развития. Сектантство держит людей в темноте и невежестве, воспитывает их в духе неверия в свои силы, одурманивает их идеями пессимизма и отчая­ ния. Можем ли мы, советские люди, под руководством Ком­ мунистической партии строя­ щие светлое, коммунистическое будущее, мириться с этим? Ра­ зумеется, нет! Вредоносной сектантской идеологии необхо­ димо противопоставить научное мировоззрение. Как указывает­ ся в Программе КПСС, наша пар­ тия ставит задачей воспитание всего населения в духе науч­ ного коммунизма, добиваясь, чтобы трудящиеся глубоко по­ нимали ход и перспективы ми­ рового развития, сознательно строили свою жизнь по-комму­ нистически. Но надо помнить, что боль­ шинство сектантов — это чест­ ные советские люди, а вера — это их заблуждение. Поэтому в борьбе против сектантской иде­ ологии мы не должны допус­ кать оскорбления чувств веру­ ющих. Не осуждать верующих, а убеждать и терпеливо пере­ воспитывать их, шаг за шагом приобщая людей к достиже­ ниям современной науки, кото­ рая все полнее раскрывает картину мира, увеличивает власть человека над природой и не оставляет места для фан­ тастических вымыслов рели­ гии осверхъестественных силах — вот путь, на котором могут быть и должны быть преодоле­ ны религиозные пережитки в сознании людей. Но вопросу о сектах реко­ мендую прочитать следующие книги: Е. Маят, И. Узков «Братья» и «сестры» во Хри­ сте». Издательство Советская Россия, 1960 г. В. А. Моска­ ленко, Ю. Н. Артамошин «Прав­ да о христианских сектах», Военное издательство Мини­ стерства обороны СССР, Моск­ ва, 1963 г. Сборник «Мы бы­ ли баптистами» — составитель В. И. Голубович. Госполитиз- дат, Москва, 1960 г. Художники Латвии помогают формированию подлинно совре­ менной бытовой культуры, воспи­ тывают высокий эстетический вкус у широких масс трудящихся. На снимке: посетители Выстав­ ки достижений народного хозяй­ ства знакомятся с изделиями из стекла. Фотохроника ТАСС. ДВЕРЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ Говорят, в Египте пирамида Хеопса строилась десятилетия. Так это не мудрено — никакой тебе техники, никакой механи­ зации. А вот в наше время, когда к услугам человечества замечательные изобретения — изготовление простых дверей тоже тянется годами. Вот факт. На первом судоремонтном заводе между слесарно-меха­ ническим и горячим цехом су­ ществует дверной проем. Но дверь отсутствует- И из-за сквозняков рабочие часто про­ стужаются. В 1963 году токарь тов. Мирошниченко предложил повесить брезентовый полог. Но работники технического отдела отклонили предложение Ми­ рошниченко. Решили делать капитальные двери. В техниче­ ском отделе взялись за разра­ ботку чертежей. Конструктор О Измайлов эту «сложней­ шую» работу делал с декабря 1963 года по март 1964 года. Чертежи готовы. На изготов­ ление двери открыли заказ. Но злополучные двери не наве­ шены до сих пор. Верно, были изготовлены пружины, но они не выдержали нагрузки — лоп­ нули Инженер по технике безо­ пасности П. С. Шадрин, на что уж человек напористый, и он не в силах сдвинуть с места дверную «проблему». Насту­ пает зима. Придут холода и метели. И опять рабочие будут * простужаться и ждать... , С. ЯШИН, •Я Многие специалисты Канда­ лакшского механического завода на протяжении ряда лет работали над совершенствованием техноло­ гии заливки вкладышей подшип­ ников баббитом. И это не было случайностью. Дело в том, что внутренняя обработка вкладыша связана с затруднениями техни­ ческого порядка и, главное, боль­ шое количество ценного металла уходило в стружку. Вибрационная заливка, предло­ женная бригадой творческого сод­ ружества, поначалу сулила боль­ ший эффект — 30— 35 тысяч рублей экономии в год. Однако по­ сле вибрационной заливки, как показали лабораторные исследо­ вания, баббит терял необходимые механические качества, становил­ ся пористым. Представляли эту бригаду опытные, технически грамотные специалисты. Казалось, что уж если таким не по плечу решить проблему заливки, значит, дело непосильно. Да, так считали очень многие. Но только не Юрий Пезырев. Занятый повседневными делами, Юрий все же находил вре­ мя забежать «на минутку» на участок заливки, переговорить с КРЫЛЬЯКРЕПНУТ В ПОЛЕТЕ заливщиком Петром Кузьмичем Ляниным. Кое-кто, узнав о дерзких за­ мыслах Юрия, в душе подтруни­ вал: «И диплома-то нет в карма­ не, а туда же лезет, в калашный ряд». Но вслух высказываться воздерживались. Знали, что Юрий парень настойчивый, с ясной го­ ловой, все может выдюжить. Су­ мел же он, минуя девятый класс, успешно выдержать экзамены па аттестат зрелости, смог пять кур­ сов заочного политехнического института пройти за три года. Кто знает, всякое может случиться и теперь. И это произошло. Не сразу так вот просто, а все же случилось. Рационализаторскому предложе­ нию предшествовала большая и кропотливая работа, разбитая са­ мим Юрием на три этапа. Первый из них заключался в осуществлении заливки вклады­ шей под давлением и в ликвида­ ции излишней заливки по высоте вкладыша. Его он решил совместно с ветера­ ном завода Петром Кузьмичем Ля- пиным. Сделанное ими приспособ­ ление позволило экономить на каждом комплекте по 300 грам­ мов цепного металла. В год же та­ ких вкладышей завод выпускает тысячи. Затем Юрий Пезырев уменьшил припуски при заливке. Предвари­ тельные подсчеты показали, что предприятие получит не менее де­ сяти тысяч рублей годовой эко­ номии. Самым сложным оказался тре­ тий этап. По замыслу он был очень смел, в корне менял техно­ логию. Раньше масляные канавки вкладыша предварительно отли­ вали; затем протачивали на стан­ ке. Так было, как говорится, испокон веков. А если заливать канавки по установленным' заранее стерж­ ням?— задумался как-то Юрий.— Так, как ведется подобное дело в обычном литейной производстве? Первые опыты не дали положи­ тельных результатов. Беспрерыв­ но шел брак. Заливка получалась пористой. Другого эта неудача привела бы к полному разочарова­ нию. На стенках масляных канавок баббит становился пористым. Зна­ чит, при отливках между канав­ ками попадает воздух. Он попа­ дает и в металл. И снова расчеты, эксперименты, запятые до преде­ ла вечера. А учеба? Нет, не забыл Юрий и институтских занятий. Многие удивлялись: откуда такая сила в этом, внешне хрупком, че­ ловеке? Это была даже не сила — силища! Маленькая комнатка, семейные заботы, учеба, эскизы и рабочие чертежи, да еще увлечение охо­ той. Все это и есть его жизнь. Жизнь идущего ЯРпроторенными тропами. Три разработанные конструк­ ции по специальным стержням, отнявшие много времени и твор­ ческих сил, пришлось отбросить* Баббитные канавки выходили с дефектами. Уменьшились диаметры заточ­ ки, сверлились отверстия, а воз­ дух при отливках оставался внут­ ри. Наконец получилось. Четвер­ тая конструкция удалась. Теперь отливки не надо подвергать ме­ ханической обработке. Теперь до­ полнительно к прежней экономии сберегается еще очень много ме­ талла. Общий экономический эффект от внедрения трех предло­ жений новатора составляет, двад­ цать пять тысяч рублей в rojf. ...Юрий Пезырев пришел на за­ вод учеником слесаря-инструмен­ тальщика. Учился в пехе, учился в вечерней школе. Экзамены на аттестат зрелости сдал на отлич­ но. Затем заочный институт. Сей­ час Пезырев в академическом от­ пуске, готовит работу для защи­ ты диплома. Но иногда его мож­ но видеть на заводе. Приходит «рассеяться». И снова за чертеж­ ной доской или в цехе. Ведь на заводе у него всегда есть дела. Он, Юрий Пезырев, инженер- конструктор, ни на один день не должен забывать о предприятии, тем более, что оно дало ему твор­ ческие крылья. Так, во всяком случае, считает сам Пезырев. А. ВАНДИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz